На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Горизонты техники для детей №08 1971 г.

Горизонты техники
для детей

*** №08 1971 г. ***


Цвет



Ч/б



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      АВТОМОБИЛЬ
      ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
      У АВТОМОБИЛЯ ПОЯВИЛСЯ КОНКУРЕНТ
      По дорогам мира кроме автомобилей ездит большое количество мотоциклов. Эти быстроходные, подвижные, дешевые двухколёсные повозим успешно конкурируют е более комфортабельными автомобилями. Мотоцикл нвляется промежуточным видом транспорта между велосипедом и автомобилем. Современные мотоциклы и даже мотовелосипеды совсем не похожи на первые двухколёсные экипажи, появившиеся в начале XIX века. Нетрудно догадаться, насколько они были примитивны и несовершенны.
      Двухколёсный экипаж был оборудован двигателем спустя 50 лет после первой публичной поездки Карла фон Драйеа на построенной им «беговой машине». Сегодня такую поездку мы, пожалуй, назвали бы выступлением циркового эквилибриста: ведь деревянная «беговая машина» не имела управления, поэтому её пассажиру приходилось непрерывно подпираться ногами и смешно вымахивать руками, чтобы сохранить равновесие.
      И хотя Карл фон Драйс считается изобретателем велосипеда, эра двухколёсных экипажей по существу начинается е 1855 года — с момента появления экипажа Филиппа Фишера, Его «тележка» пока ещё тоже деревянная, но она уже имеет управление и приводится в движение ногами через педальную передачу.
      И вот на такой примитивный смешной двухколёсный экипаж с деревянными колёсами и рамой, вполне понятно, без рессор и подшипников качения (их ещё не было тогда) в 1868 году устанавливается пвровой двигатель конструкции француза Перро. Первым двухколёеным экипажем, оборудованным двигателем, был велосипед француза Мишо. Дальнейшие попытки приводить велосипеды в движение с помощью паровых двигателей чаще всего заканчивались неудачей. Приближается 1885 год, немецкому инженеру Готлибу Даймлеру удаётся сконструировать двигатель внутреннего сгорания. Свой первый двигатель ои устанавливает как раз на двухколёсной повозке. Правда, экипаж Даймлера имеет сбоку небольшие колёса, предохраняющие от опрокидывания, но фактически является первым в мире мотоциклом е одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания, развивающим екорость 12 км/час.
      В конце XIX и начала XX в.в. создаются разнообразные конструкции мотоциклов: более и менее удачные, не исключено, что некоторые из них могли бы даже сегодня понравиться нам, и наоборот, были такие, которые даже тогда смешили своей причудливостью. Мощные многоцилиндровые двигатели конкурируют е небольшими прицепными моторами велосипедов, более совершенных к тону времени.
      Появляются странные громоздкие трёх-и четырёхколёсные моторные экипажи с обычным велосипедным седлом. Мотоциклы подвергаются неустанной модернизации, поэтому значительно растут их эксплуатационные показатели, постепенно улучшается их экономика и комфортабельность. Современные мотоциклы имеют упругую подвеску колёе, мощный тихоходный двигатель, надёжную простую систему управления, все необходимые устройства для приятной, как можно более комфортабельной езды.
      Растёт мощность мотоциклетных двигателей, причём не за счёт увеличения рабочего объёма. Если 30 лет назад иа мотоциклах уетанапливались двигатели объёмом 1000 см!, (ныне многие автомобили имеют меньший рабочий объем), то в настоящее время такую же мощность развивает двигатель объёмом 250 см1. С успехом применяются двигатели е ещё меньшим рабочим объёмом, их мощность вполне достаточна дли мотоциклов (даже двигатель объёмом 50 см позволяет получить мощность более 5 л. е). Лёгкие мотоциклы с двигателями объёмом 125 см1 обладают мощностью около 0 л.е. и развивают ско-зость до 100 км/час.
      Ребята, в одной небольшой статье невозможно хотя бы коротко описать все интересные конструкции и мотоциклетные новинки. существующие сегодня. А как вы думаете, что будет изменяться в мотоциклах в будущем? Несомненно, будет уменьшаться рабочий объём двигателей, безусловно, мотоциклы станут более комфортабельными и безопасными, обязательно в их конструкции будут использованы вее последние достижения автомобильной технике.
      Современный мотоцикл
      И хотя большинство из и ас мечтает об автомобиле, можно смело утверждать, что всегда найдутся любители двухколёсных экипажей, которые надлежащим образом оценивают преимущества мотоциклов перед другими видами транспорта (небольшие габариты, хорошая манёвренность, простота обслуживания и ухода, невысокая стоимость).
      Разновидностью мотоциклов ивляются мотороллеры. Ошибается тот, кто думает, что эти удобные изящные экипажи появились в послевоенное время. Первые модели мотороллеров были созданы в двадцатые годы. Нужно признать, что по внешнему виду и позиции, занимаемой водителем, они мало отличаются от современных.
     
      ВОЗДУШНЫЕ ГИГАНТЫ
      люди издавна мечтали о том, чтобы подняться в воздух. Завидуя птицам, свободно парящим в воздухе, они пытались подражать им и строили сложные птицеподобные летательные махины или просто «птичьи крылья». Сначала появились планёры — безмоторные летательные аппараты, на которые позднее конструкторы начали устанавливать моторы. Прошло много лет поисков, упорного труда и кропотливых испытаний до того, как в 1903 году взвился в воздух первый, по-настоящему удачный самолёт братьев Райт. С этого времени начинается поистине «золотой век» авиации. Во многих странах разрабатываются интересные конструкции самолётов, организуются международные состязания, показы, выставки. Уже в 1908 году в Париже состоялась первая Всемирная выставка авиации.
      Однако в то время строились только небольшие лёгкомоторные, обычно одно- или двухместные самолёты.
      Лишь в 1913 году в России был сконструирован первый в мире тяжёлый двухмоторньт пассажирский самолёт «Гранд». Он был рассчитан на 5—7 пассажиров и развивал скорость до 80 км/час. Сегодня такие показатели кажутся нам смешными, тогда они были большим достижением русского авиоконструктора Игоря Сикорского.
      Вскоре русские инженеры спроектировали первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», а в 1914 году четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». Эти самолёты до 1919 года были самыми большими по грузоподъёмности.
      После окончания I мировой войны, давшей толчок к развитию военной авиации, начинается быстрое развитие гражданской транспортной авиации. Немалую роль в этом сыграли достижения отважных лётчиков, таких как капитан Джон Алькок и лейтенант Артур Уиттен-Браун, которые в июне 1919 года совершили беспосадочный шестнадцатичасовой перелёт через Атлантический океан: Сент-Джонс (остров Нью-
      фаундленд-Канада) — Клифден (Ирландия). Тогда такой перелёт был рекордным, а теперь эту трассу реактивный комфортабельный лайнер преодолевает за неполные 6 часов.
      Стало очевидным, что самолёты можно использовать для быстрых массовых перевозок пассажиров на большие расстояния.
      В различных странах мира начинают создаваться всё более быстроходные и большегрузные пассажирские самолёты.
      Крупнейшие авиострои-тельные фирмы конкурируют между собой, соперничают в установлении различных рекордов. Кроме славы и рекордов, также экономический фактор диктует направления развития гражданской авиации. Ведь чем больше вместительность машины, тем более рентабельна её эксплуатация, а значит, и дешевле билеты.
      С 1927 года на трассе» Лондон — Париж курсировали английские 20-местные самолёты «Аргос», оборудованные удобной кабиной с буфетом.
      В 1930 году эту трассу начали обслуживать более комфортабельные английские машины XII-42, рассчитанные на перевозку 38 пассажиров. В 1931 году в Советском Союзе начал летать 40-местный самолёт «Правда», а также был построен пассажирский самолёт АНТ-20 «Максим Горький» — детище известного авио-конструктора А. Н. Туполева. На борту АНТ-20 удобно размещались 60 пассажиров и 9 членов экипажа После II мировой войны продолжается сооружение многоместных пассажирских лайнеров, в первые послевоенные годы широко используются для этой цели конструкции бомбардировщиков, подвергаемые необходимым переделкам.
      В 1956 году в Советском Союзе был построен первый в мире реактивный пассажирский 100-местный самолёт ТУ-104, до сих пор обслуживающий многие авиационные линии. С этого времени начинается эоа воздушных гигантов, оснащенных реактивными двигателями.
      Правда, ещё в 1965 году в Международном салоне авиации и космонавтики в Париже впервые с большим успехом демонстрировался четырёхмоторный турбовинтовой транспортный колосс АН-22, на борту которого можно было бы установить кресла для 700 пассажиров.
      Сегодня на большинстве авиационных линий курсируют реактивные пассажирские лайнеры, появляются настоящие воздушные гиганты. В США: «Бонинг-707», «Дуглас» ДС-8, ДС-10, 400-местная громадина «Бонинг-747»; в Советском Союзе: ИЛ-62, ТУ-154. В этом году в Международном салоне авиации в Париже были представлены два сверхзвуковых пассажирских лайнера, существующих в мире: советский ТУ-144, развивающий скорость до 2500 км/час, и прототип франко-британского «Конкорда». Такая громадина «Бо-нинг-747», пока самый крупный в мире самолёт, это уже не «воздушный автобус», а целый поезд, его стоимость превышает 20 миллионов долларов.
      И несмотря на это, конструкторы хотят создавать ещё более вместительные самолёты. По всей вероятности, в будущем самолёты, курси-
      рующие на средних и коротких маршрутах, будут перевозить около 1000 пассажиров, а на длинных трассах будут летать 150— 200-местные сверх- и ги-перзвуковые (со скоростью свыше. 4000 км/час) лайнеры.
      Авиационные билеты будут настолько дешевыми, что каждый из нас сможет в любой момент отправиться в наиболее отдалённый уголок нашей планеты. А вы, ребята, наверное, когда вырастите, отправитесь в путешествие на другие небесные тела.
      Бурное развитие авиации и космонавтики является гарантией этого.
      Пожалуй, недалёк тот день, когда на некоторых аэродромах (или космодромах) мира будет можно услышать такое объявление: «Через 5 минут наш воздушный корабль отправляется в очередной рейс на Луну. Просим пассажиров занять свои места в кабине».
     
     
      На заседании Французской академии наук выступает барон де Пресле. — Господа, воздушный шар — замечательное изобретение наших соотечественников, братьев Жозефа и Этьенна Монгольфье — позволит человеку подняться в воздух и преодолевать многие десятки миль. Какие огромные перспективы открываются перед человечеством! Я уверен, что наши потомки перестанут путешествовать по ухабистым дорогам в тесных, неудобных каретах, они будут передвигаться по воздуху в ярких солнечных лучах на летательных аппаратах, овеваемых благовонным ветерком.
      Речь барона неожиданно прервал учёный Дювалье:
      — Простите, барон, но вы забываете об одном препятствии, из-за которого воздухоплавание, пожалуй, никогда не будет доступно человеку.
      — Что вы имеет в виду? — раздраженно спросил барон.
      — Все мы хорошо знаем, что первым поднялся в воздух Икар. И что с ним случилось? Жар, господствующий в верхних слоях атмосферы, растопил воск, которым были приклеены крылья из перьев к плечам Икара — несчастный юноша упал в море и утонул. Это море с тех пор называется его именем. Я думаю, господа, что данный пример убедительно сви-
      детельствует о том, насколько высокая температура царит в небе. Такая жара буквально может сжечь людей, поднявшихся в небеса.
      — Ничего подобного, — возразил другой член Академии наук. — Смею заметить, уважаемые коллеги, что чем выше мы поднимаемся на колокольню, тем сильнее ощущаем дуновение всё более прохладного ветерка. А что будет на тех высотах, на какие, несомненно, поднимется наш воздушный шар? Я согласен с мнением учёного Дювалье, что человеку не суждено летать, но совсем по другой причине: вверху господствует не жара, а холод. Люди замёрзли бы в небе!
      Со своего места поднялся Пилятр де Розье — один из самых молодых членов Академии.
      — Если там, в верхних слоях атмосферы такая высокая температура, как считает достопочтенный господин Дювалье, то немного странно, что птицы, летающие иногда очень высоко, не спадают на землю испеченными...
      — Как вы смеете? — возмутился учёный.
      — В случае сильного холода птицы должны возвращаться на землю с отмороженными ногами, — закончил Пилятр де Розье.
      В зале раздался смех. Молодой оратор продолжал высказывать свои мысли:
      — Я считаю, что без проведения соответствующих опытов мы ничего не узнаем и не решим наш спор. Господа, давайте попросим присутствую-
      щего на нашем заседании Этьенна Монгольфье построить огромный воздушный шар с гондолой, могущей поместить человека. Я готов сесть в гондолу и подняться в воздух. Побывав вверху, я смогу ответить на интересующий нас вопрос.
      — О чём он говорит? Разве это возможно?
      — Неужели вы на самом деле добровольно хотите подвергнуть себя такой опасности?
      — Это безумство, а не смелость! Мы не можем согласиться. Я запрещаю вам даже думать об этом! — твёрдо решил председатель.
      — Послушайте, господа, что я предлагаю, — заявил учёный Видаль. — Господин Розье прав, считая, что мы должны измерить температуру в верхних слоях атмосферы. Но, с другой стороны, как заметил господин председатель, мы не можем разрешить, чтобы наш молодой коллега рисковал своей жизнью. Пусть в гондоле воздушного шара
      полетят два уголовных преступника. Если они живыми вернутся на землю, то будут помилованы, а если они погибнут, значит заслужили такую кару.
      Такое неожиданное предложение удивило присутствующих, они недоуменно переглядывались между собой.
      — Совсем неплохая мысль.
      — Нет, господа, мы не можем так поступить, — уверенно заявил барон.
      — Этот первый полёт человека на воздушном шаре, несомненно, войдёт в историю. Как же наука может прославлять преступников? Неужели все последующие поколения должны повторять их фамилии?
      — Если мы хотим исследовать воздействие атмосферы на живые организмы, то не обязательно нужно высылать людей, — разумно заметил председатель. — Ведь пассажирами воздушного шара с успехом могут быть животные.
      — Замечательная мысль!
      — Умнее ничего не придумаешь.
     
      16 сентября 1783 года на лугах под Версалем собрались многочисленные толпы людей, обступив с трёх сторон большой квадратный участок, отгороженный шнурами.
      В центре отгороженного участка над помостом высится громадный, украшенный орнаментами шар, изготовленный из шелка и бумаги. Тот, кому удалось протиснуться ближе, видит, что восемь здоровенных парней с трудом удерживают шар за верёвки. Стоящие в первых рядах видят также костёр, горящий под нижним отверстием купола шара. Сбоку сооружена трибуна для членов Академии наук и других почётных гостей. Почти никто не смотрит на трибуну, внимание всех присутствующих приковано к шару, а вокруг него суетятся двое людей. Одним из них был изобретатель Этьенн Монгольфье, а вторым — Пилятр де Розье, который предложил свою помощь при запуске шара и до сих пор переживал, что ему не разрешили подняться в воздух.
      Около шара стоит клетка с уткой и петухом, а слуга господина Розье держит за верёвку привязанного барана, который то и дело пытается освободиться от своего опекуна и угодить его рогами.
      — Готово! Давайте животных! — крикнул Монгольфье. Помощники поставили клетку с птицами в гондолу, через некоторое время туда удалось поместить и вырывающегося, изрядно испуганного барана.
      — Пустить шнуры!
      Огромный шар начал легко подниматься в воздух. Публика ахнула словно по команде. Воздушный шар сначала плавно набирал высоту, а затем величаво полетел в восточном направлении.
      Зрители, все до одного, бросились за ним. Члены Академии поспешно заняли места в приготовленных каретах и быстро поехали к тому месту, где ожидали приземления шара. В первой повозке мчались Этьенн Монгольфье и Пилятр де Розье, но ехать пришлось недалеко: шар опустился на лужайке всего лишь в четырёх километрах от места старта. Взволнован
      Дювалье. — Кто знает, что могло бы стать с человеком!
      Озадаченные члены Академии молчали, размышляя о полётах на воздушном шаре.
      ный Розье выскочил из кареты и в один миг подбежал к груде смятого, сморщенного материала, во что превратился купол шара. Сбоку Лежала треснувшая гондола с клеткой, а баран, высунув голову в образовавшуюся щель, как ни в чём не бывало пощипывал буйную траву.
      — Все живы! — нул Розье.
      радостно восклик-
      Вскоре прибыли и остальные члены Академии.
      Барана выпустили из гондолы, он тут же сильно боднул председателя, как бы доказав, что это необыкновенное путешествие вовсе не подействовало на него. Позднее все занялись птицами. Утка раздраженно крякала и неспокойно поглядывала на окружающих круглым оранжевым глазком, а петух...
      — Позвольте! Что случилось с петухом? — очень громко спросил учёный Дювалье. — Ведь перед полётом он был здоров и невредим.
      — В самом деле, — признался расстроенный барон де Пресле. — А вот сейчас у него рана на крыле.
      — Раненое крыло! Вы слышите, господа? У петуха раненое крыло!
      — Значит, вверху не так уж безопасно! — торжественно заключил
      Ну, что ж, видимо, человеку не суждено летать, если даже петух плохо перенёс такой полёт.
      Тишину прервал слуга господина Розье: Вельможные господа, во всем виноватый
      — Баран?
      Слуга продвинулся вперед, низко поклонился и робко произнёс:
      — Вталкивая барана в оную корзину, я видел, как он сразу огрел петуха рогами, бедняга только закудахтал.
      — Так вот в чём дело! Стало быть, атмосфера здесь ни при чём!
      — Значит, можно безопасно передвигаться по воздуху! — слышны были радостные возгласы членов Академии Наук.
      Из толпы вышел придворный медик, господин Фабьен.
      — Довожу до вашего сведения, господа, что в случае успешного приземления животных его королевское величество пожелало включить их в почётное число придворного зверинца, а самого большого из них. барана, наградить специальной памятной медалью. Петухом и его раной я займусь сам лично.
      Господин Фабьен вынул серебряную медаль на голубой ленточке и наклонился, чтобы надеть её барану на шею. Строптивый баран так сильно ударил головой медика в живот, что тот упал на землю. Воспользовавшись создавшимся замешательством лауреат галопом поскакал на лужайку и снова принялся щипать траву.
     
      Аосьцелиская долина — одна из красивейших долин Татр. Высоко, на фоне обрывистой известковой стены — черное, таинственное отверстие. Далее видно второе. Добраться к ним трудно: почти вертикальное восхождение; через несколько метров открывается вход в Мыльную пещеру. Ещё глаза полны солнца и дневного света, а через минуту всё погружается в непроницаемую темноту. Неопытные туристы делают несколько шагов вперёд при свете горящей спички, но быстро возвращаются назад — в мир солнца. Пещера грозна и не любит незваных гостей; но всё-таки ее тайны, преодолевая огромные препртствия, а зачастую подвергая свою жизнь опастности, открывают исследователи пещер — спелеологи. Интересен ли этот совершенно другой мир? Я не решаюсь спросить об этом спелеологов, выходящих из пещеры. У них усталые, красные от бессонных ночей глаза, заросшие лица. На голове — каски. Электрические головные лампочки, комбинезоны, альпинистские ботинки, длинные мешки со снаряжением, веревки, полная экипировка альпинистов. Люди грязные, мокрые, усталые. Но, уже выходя из пещеры, они знают, что вернутся в нее.
      Как образуются пещеры? Отвечает на этот вопрос специальная наука, которая называется спелеологией. Образование пещер связано с химическим воздействием воды на легко растворяемые горные породы такие, как известняки, гипсы, соли. Вода вымывает имеющиеся в скалах щели, расширяет их и создает целые системы подземных помещений и корридоров, расположенных почти горизонтально или вертикально. Вода, подмывая пещерные корридоры, оказывает не только разрушающее действие. Созидательная работа её заключается в образовании скальных натёков. Перед глазами спелеологов, вошедших в подземный зал, открывается сказочная картина: с потолка свешиваются длинные сосульки-сталактиты, имеющие разнообразные очертания и цвета. Со дна пещеры вверх вырастают сталагмиты, которые, соединяясь со сталактитами, образую-сшную натечную колонну. Вода, стекаюшая по стенам пещеры. гьт равнивает её, создавая так называемые натечные поливы, а на свисающих перегородках наблюдаются выступающие «ребра» или волнообразные «драпировки». Падающие капли воды вызывают появление на плоском дне коридоров мелких углублений, а в них — образование пещерных жемчужин.
      Удивительна жизнь пещеры. Температура здесь почти постоянна и близка к среднегодовой температуре района расположения. Влажность воздуха равномерна и сравнительно высока. Сюда не прони-ают морозы, жара, ветер. Здесь царит вечная ночь. Поэтому растения, имеющиеся в пещерах, — незеленые. Зеленые растения можно встретить только вблизи входов в пещеру — там, куда проникает свет. В пещерах есть и животные. Некоторые из них полностью приспособились к подземной жизни, другие — пребывают здесь временно. Животные, находящиеся под землей, постоянно-слепые, но зато имеют отлично развитые органы обоняния и осязания. Их тела —
      белиги Чвсга. В пещерах встречаются ракоооразные, насекомые, а а зимний период — паукообразные, летучие мыши, мыши и даже... медведи.
      Если через пещеру не протекает река, то ее дно покрыто пещерными осадками. Это как бы книга, в которой записана вся история пещеры. Исследуя осадки, можно определить возраст пещеры, климатические условия, господствовавшие в продолжение всего периода ее существования, виды ранее живших здесь животных и растении. В осадках сохранились также следы пребывания в пещерах чело-века.
      Изучение пещер — не простое дело. Чтобы нарисовать план пещеры, который необходим для всех дальнейших исследований, нужно проползти по узким щелям, взбираться по почти вертикальным, скользким и мокрым стенам, переправляться через подземные реки, переплывать через ледовые озера, быть постоянно бдительным, уметь отыскивать правильный путь в этом лабиринте коридоров, камер, залов и щелей. И все это нужно делать в абсолютной темноте, рассеиваемой направленным светом головной лампочки.
      Одному человеку это не под силу.
      Но результаты этого труда оказались необыкновенными. На территории Польши изучено и подробно описано около 1000 пещер. Самую большую протяженность имеет Чарна пещера в Косьцелискои долине, (длина ее составляет 6 км в то время, как самая длинная в мире пещера Геллох в Швейцарии имеет около 74 км), а самая глубокая Снежная пещера расположена в долине Малой лонки (глубиной ,640 м — сравните, ребята, самая глубокая пещера мира Гумффр Берке во Франции достигает 1000 м глубины).
      Почти горизонтальное положение имеют коридоры Мыльной пещеры протяженностью свыше 1120 м. Морозная пещера, начало которой находится также в Косьцелиской долине, имеет электрическое освещение и доступна для массового туризма. Вблизи выхода из Морозной пещеры начинается вторая по величине пещера в Польше Зимна пещера длиной около 4 км. Доступна для туристов также пещера Дзюра.
      На Краковско-Ченстоховской возвышенности, относящейся к юрскому периоду, открыто более 500 пещер. Большинство из них — небольшие по размерам. Главные скопления пещер находятся в окрестностях Кракова и Ойцова, а также Ченстоховы. Среди них наиболее известны Нетопежова пещера, Цемна, Локеткова, Збуй-ницка, Ольштьшьска, Коралёва. Каждая из них имеет свою историю и свои легенды.
      В Свентокшьхских горах есть пещеры на горе Кодзельна в кельцах, Лаговская пещера под Лаговом. Сейчас подготавливается к допуску туристов пещера Рай около Хенчина.
      Она заслуживает особого внимания, так как имеет сталактиты и сталагмиты исключительной красоты.
      Пещеры можно встретить не только в известняковых породах. Над рекой Нидой расположены многочисленные, хотя и небольшие гипсовые пещеры.
      Интереснейшей разновидностью пещер является Хрустальный грот в соляных копях в Величие. В пределах соленосных слоев под влиянием движений земной коры возникло среди скал натуральное вакуумное пространство. На его стенах в течение многих миллионов лет выкристаллизовались огромные кристаллы соли. Пещера была открыта во время горных работ, проводимых в копях, и представляет собой подземный заповедник. Ведутся специальные работы, чтобы сделать её доступной для массового туризма. До сих пор посещать ее можно было по специальному разрешению, ведь каждое посещение вызывает повышение влажности воздуха и растворение этих красивейших кристаллов.
      На Поморье около Пуцка находится небольшой грот в местности Меховая. Он образовался в песках и также подлежит охране как памятник природы.
      Зачем люди посещают пещеры? Туристы — потому, что эти экскурсии производят огромное впечатление, для спелеологов познание пещер — это серьезная научная работа. При этом ведутся геологические, палеонтологические, гидрологические, ботанические, зоологические и химические исследования. Изучение пещер, особенно в тех странах.
      где их много, имеет также хозяйственное значение. Примером может служить Куба, где польские спелеологи обследовали пещеры с различных точек зрения — наряду с научными наблюдениями оценивалось, нельзя ли их использовать в качестве складов, туннелей сообщения, источников воды для пустынных окрестностей и, наконец, для добывания необычайно ценного натурального удобрения, образованного отходами летучих мышей — гуано. Пребывание людей в пещерах также является объектом научных наблюдений. Проверяются реакции человеческого организма на одиночество или многодневное групповое пребывание под землей в сочетании с организованным физическим усилием.
      Таково наше краткое сообщение о пещерах. Посещая пещеры, нельзя забывать о том, что при отсутствии в них электрического освещения необходимо взять с собой электрический фонарик, а кроме того... свечку и сухие спички. Одеться нужно тепло. Не следует ходить ни в одиночку, ни слишком большими группами. Нужно всегда оставить точную информацию о цели экскурсии и предполагаемой дате возвращения. И вести себя в соответствии с правилами охраны природы.
      Польша относится к числу стран в которых пещеры изучены очень хорошо. Все ли из них? На этой вопрос омветят в будущем ваши польские сверстники.
     
      ЭЛАСТИЧНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ
      В некоторых странах Западной Европы для перевозки жидких и сыпучих товаров всё более широкое применение находят эластичные контейнеры. Они на много легче прежних твёрдых резервуаров и более удобны для транспортировки. Эластичные контейнеры можно перевозить обычными грузовыми автомобилями без дополнительного оборудования. Новые контейнеры изготовляются из специальных прослоенных и прорезиненных тканей, выпускаемых на базе полиэфирных волокон
     
      ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
      Ежегодно на водах мирового океана происходят многочисленные морские катастрофы.
      В 1970 году только в районе пролива Ла-Манш и Северного моря свыше 800 раз надевались сигналы S.O.S.
      Нередко традиционная спасательная служба приходит на помощь слишком поздно, ведь иногда о спасении жизни людей решают не дни или часы, а минуты.
      Как можно повысить эффективность морской спасательной службы.
      Этому вопросу во многих странах уделяется большое внимание.
      Недавно в Англии на авиационном заводе «Вестлянд Эркрафт» был создан новый тип вертолёта, предназначенного для морской спасательное службы. Вертолёты «Sea King» («Ко роль морей») оборудованы исключи тельно чувствительными и точными радиолокационными приборами, по зволяющими безошибочно определить местонахождение не только судна, нуждающегося в помощи, to и меньших объектов — шлюпок и плотов с потерпевшими крушение
      Кроме того, эти вертолёты имею полностью автоматизированную а вигационную систему и другие тех нические приспособления, благода которым возможны поиски и оказание помощи в ночное время и любую погоду.
      Кабина вертолётов «Sea King» рас считана на 24 пассажира. С корост спасательных вертолётов 230 км/час дальность полёта — 280 морских миль.
      Анджей вернулся из школы в ужасном настроении. Два первых урока прошли совсем спокойно. К счастью, его не вызывали к доске, иначе дело было бы плохо. Ведь накануне он
      ление, противодействующее их движению. Это сопротивление называется силой трения. Отношение силы трения к силе давления является величиной постоянной.
      не только не приготовил уроков, но не успел заглянуть в расписание, чтобы проверить, какие книжки и тетради нужно взять с собой в школу.
      Все началось с третьего урока — физики. Счастье перестало улыбаться Анджею. Из блаженной задумчивости вырвал его громкий голос учителя:
      — Анджей Трениевский, пожалуйста, к доске!
      Анджей встал и рассеянно подошел к доске.
      — Темой сегодняшнего задания было трение, — сказал учитель.
      — Что ты можешь рассказать нам на эту тему?
      К сожалению, Анджею ничего не приходило в голову за исключением того, что заданный урок припоминал ему его собственную фамилию. Он даже немножко обиделся, что учитель не взял этот факт во внимание и не поставил ему хотя бы ... 2+. Вернувшись на место, Анджей слушал, как отвечал Вжесиньский, который хорошо приготовил урок и говорил без передышки:
      — Если два соприкасающихся тела перемещаются друг относительно друга, при этом возникает сопротив-
      Анджей расстроился еще больше, когда после уроков вместе со всеми ребятами ему пришлось участвовать в установке лабораторного оборудования, привезенного для физического кабинета, нужно было перетаскивать и устанавливать тяжелые ящики.
      — Мир устроен очень плохо, — мрачно размышлял Анджей. — Собственно, кому нужно это проклятое трение. Если бы его не было, человек не мучался бы с ящиками, легонько их подтолкнул, и они бесшелестно переехали бы на нужное место. А все механизмы и двигатели? Не нужно было бы их смазывать, они работали бы легко и почти совсем не изнашивались. Насколько легче было бы работать, да и вообще вся жизнь была бы лучше. А, самое главное, не нужно было бы зубрить все эти законы о коэффициентах трения, силах давления, разных сопротивлениях и других, никому не нужных вещах.
      Анджей вернулся домой, а эти мысли не покидали его. Каким совершенным был бы мир, если бы не было трения. Мечты становились все более реальными, и вдруг ему показалось, что произошло что-то сверх-естественное. Когда в постели он потянул за край, одеяла, чтобы прикрыться потеплее, оно пролетело по нему и бесшумно соскользнуло на пол. Причем одеяло сразу не остановилось, а ехало дальше, как шайба по льду, пока не задержалось у противоположной стены комнаты. Анджей прямо подскочил от радости и, сорвавшись с кровати, свалился на пол, который оказался скользким, как лед. Он пробовал встать, опираясь руками на край дивана, но понапрасну. Было такое впечатление, что диван сильно намылен. Наконец, согнув пальцы в виде крючков, Анджей зацепился ими за ручку кресла и, изо всех сил подтягивая разъезжающиеся ноги и выскальзывающее кресло, с трудом встал. Балансируя всем телом и махая руками,
      чтобы удержать равновесие, подтягивая спадающие, скользкие, как рыба, штаны пижамы, Анджей кое-как добрался до дверей. Несколько раз он пытался открыть их — ладонь соскальзывала с ручки. Наконец, замок поддался, и дверь открылась настежь.
      Резкий порыв ветра толкнул Анджея, и, как пробка по воде, его тело проплыло на середину комнаты. Может быть, я слишком легок, — подумал мальчик, — и, почувствовав голод, протянул руку за лежавшим на столе яблоком. Напрасно — яблоко выскользнуло из его рук. Анджею припомнилось, как однажды он пытался проткнуть вилкой маринован-
      ный грибок, который удирал от него по тарелке и в конце концов перескочил на тарелку соседа. Сколько было при этом смеха! Но сейчас Анджею было не до смеха. Он беспомощно оглянулся вокруг и от удивления вытаращил глаза. Все предметы, которые были в комнате, находились в постоянном движении. Он присмотрелся внимательнее. Нет, ему не показалось! Действительно, все книжки по немного наклонной полке бесшумно съезжали вниз, как по наклонной плоскости, стулья медленно перемещались к противоположной стене по неслишком ровному полу. У Анджея зачесалось в носу, но все попытки почесать его не дали результата.
      — Чары, что ли? — воскликнул он раздраженно.
      — Нет, это не чары, — произнес
      чей-то голос, — исполнилась твоя мечта — нет трения в природе. И так будет теперь всегда. Ты уже не сможешь нормально ходить, ездить на велосипеде, прием пищи станет очень затруднительным, а выполнение множества других функций попросту невозможным, но зато тебе не придется учить скучный раздел физики о проклятом, как ты выразился, и никому не нужном трении.
      — Нет, нет! — воскликнул Анджей
      — пусть будет так, как было, чтобы хоть нос можно было почесать!
      Проснулся от собственного крика. Минуту лежал в размышлении. Значит, это...? Как хорошо, что это был сон!
     
      ЛУНОХОД С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
      Учёные и инженеры создают аппараты и экипажи, способные изучать небесные тела нашей солнечной системы. Такие автоматы, оборудованные телескопическими «руками», лапами, зондами и другими сложными приборами, управляются с Земли,
      с ними поддерживается постоянная радио- и телевизионная связь.
      Сегодня мы предлагаем вам, будущим инженерам и техникам, построить игрушечный луноход, соединённый со «станцией» управления тонким четырёхжильным проводом.
      Для изготовления лунохода вам понадобятся два маленьких электродвигателя, применяемых для привода механических игрушек, три резиновых колёсика, куски фанеры, планка, пластинки, проволока и гвозди.
      Мы специально не указываем размеров необходимых деталей, так как они зависят от того, какими материалами вы будете располагать.
      постройку игрушки следует начать с изготовления приводного механизма.
      На рис. 1 показан внешний вид лунохода. Корпус 1 игрушки изготовляем из чёрного картона. Он состоит из трёх склеенных частей: верхней 1а, средней lb и нижней 1с (две последние в форме усечённого конуса). Две механические лапы — захваты 2 вырезаем лобзиком из тонкой фанеры и прибиваем гвоздиками к пробкам, приклеенным к корпусу сбоку. Чтобы лапы перемещались в вертикальном направлении, пробки 3 должны иметь наклонный срез. «Телевизионную камеру» 4 из деревянного кубика помещаем на оси поворотного механизма 14 (рис. 2). Сверху к корпусу приклеиваем крышки пластмассовых коробочек (у нас они будут различными приборами) и антенну.
      Готовый корпус устанавливаем на шасси без какого-либо дополнительного крепления.
      Шасси лунохода с приводным и поворотным механизмами показано на рис. 2 (вид сбоку) и рис. 3 (вид сверху).
      Кронштейн 7 (рис. 2) охватывает с двух сторон резиновое колёсико 8, на оси которого насажено зубчатое колесо 9 от старого будильника. Колесо 9 приводится в движение червяком 10, установленным на оси приводного двигателя 11.
      Двигатель 11, который вставлен в отверстие круга 13, вырезанного из фанеры или древесноволокнистой плиты, крепится в двух обоймах 12, изогнутых из металлической пластинки.
      Круг 13 служит для поворота всего приводного механизма. В месте соприкосновения колёсика 8 с полом лунохода расположена вертикально установленная ось 14 поворотного механизма. Её можно сделать из мотоциклетной спицы; гайки 14а и 14Ь, являющиеся опиленными головками спицы, крепят круг 13 и кронштейн 7. Круг 13 нужно вырезать очень тщательно, а отверстие для оси 14 должно быть строго в центре
      круга, так как от этого зависит надёжное управление луноходом.
      Из довольно толстой узкой пластинки изгибаем кронштейн 15 и привёртываем его к вертикальной фанерной раме 16, заднюю нижнюю часть которой вклеиваем в вырез планки 17. Снизу к планке 17 прибиваем два угловых; кронштейна 18, через которые проходит кусок спи-цы 19 с насаженными на неё задними колёсами. Второй электродвигатель 20 устанавливаем на упругой металлической ленте 21, привёрнутой или приклёпанной к раме 16. На ось двигателя 20 надеваем резиновый ролик (или может быть кусок резины для велосипедного вентиля), он постоянно прижат к кругу 13 и приводит его в движение.
      Двигатель 11 служит для пуска лунохода, при кратковременном включении двигателя 20 (левое или правое вращение) происходит поворот приводного механизма вокруг оси 14 и тем самым изменение направления движения модели. Для включения заднего хода не нужно менять направление вращения двигателя 11, достаточно с помощью двигателя 20 повернуть приводной механизм на 180°.
      Сбоку к верхней части рамы 16 приклёпаны две пластинки 22, на них и верхнюю кромку рамы 16 опирается корпус лунохода, а вернее, его часть 1а (рис. 1).
      Провод 5 соединяет луноход со щитком управления 6, под которым можно поместить батарею питания.
      О щитке управления, электропроводке и схеме соединения двигателей со щитком мы напишем в следующем номере журнала.
      Ребята, детали нашей модели лунохода имели следующие размеры: диаметр приводного колеса 45 мм
      диаметр круга 13 — 115 мм колея задних колёс — 130 мм база (расстояние между осью задних колёс и осью переднего колеса) — 110 мм
      диаметр задних колёс — 32 мм
     
      КАЛЕЙДОСКОП С ПРОЕКЦИОННЫМ ФОНАРЕМ
      Все известные нам до сих пор калейдоскопы — эти забавные детские игрушки — обладают одним недостатком: они дают возможность только одному человеку пользоваться им.
      Калейдоскоп, конструкцию которого мы вам предлагаем, удобен в том отношении, что изображение можем проециробать на любом белом экране. Конструкция его очень простая. Начинаем с того, что изготовляем сначала простейший калейдоскоп. Для этого нам понадобятся 3 зеркала (15) размером 50 X 150 мм. Толщина стекла может быть любая. Складываем их зеркальной стороной внутрь, образуя трехгранную призму (14) и склеиваем их пластырем (1) или изоляционной лентой. (16) Из картона делаем трубку (4) диаметром 55 мм, в которую с одного конца вставляем вырезанные из картона четыре кольца (5) размером 40 X X 50 мм и толщиной около 5 мм. Между картонными кольцами помещаем два круглых стеклышка (6) диаметром 50 мм на расстоянии 10 мм одно от другого. Между стеклышками насыпаем цветного битого стекла около 10 граммов. (7)
      В другой конец трубки вставляем уже заготовленную призму.
      Теперь нужно приготовить вторую картонную трубку (1), внутрь которой можно будет легко всунуть первую трубку (4).
      В трубку (1) вставляем два картонных кольца (3) диаметром 40 X 50 мм и толщиной около 5 мм. Между ними помещаем оптическое стекло (+2 + 3 диоптрии) диаметром 50 мм, а затем накладываем трубку 1 на трубку 4.
      Всю эту конструкцию вставляем в проекционный фонарь. Для проекционного фонаря воспользуемся круглой жестяной коробкой (8) из-под конфет или кофе. К одному боку её, как указано на рисунке, припаиваем тонкую жестяную трубку (9), вырезанную из консервной банки. Трубка должна иметь диаметр 59 мм, а длину 60 мм. Внутрь коробки помещаем электрическую лампочку (13) на напряжение 220 или 120 вольт мощностью 150 ватт, закрепляем её в фарфоровом или бакелитовом патроне и прикрепляем к крышке коробки. (11) Во избежание перегрева лампочки нужно предварительно просверлить сверху и снизу коробки ряд вентиляционных отверстий диаметром 10 мм (12).
      Включив электролампочку в сеть и передвигая трубку (1), т.е. всовывая и высовывая её, получим на экране резкость изображения, поворачивая же обе трубки (1 и 4) достигнем того, что изображение на экране будет изменяться.
      Проекционный фонарь можно укрепить на щечке любых размере з. (Ю).
      Предоставляем широкие возможности молодым конструкторам усовершенствовать этот простейший прибор.
      Желаем успеха и веселого развлечении.
     
      УЧИТЕСЬ ЖОНГЛИРОВАТЬ
      Не подумайте, что мы вас призываем стать циркачами или эстрадными артистами.
      Уметь жонглировать и заниматься жонглированием полезно каждому человеку, как своеобразная гимнастика. Это занятие развивает настойчивость, внимание, точность, ловкость, хорошо развивает руки, особенно кисти и пальцы.
      Когда вы дома готовите уроки или занимаетесь своим любимым делом — строгаете, пилите, собираете какие-то модели или просто долго сидите — читаете, — очень полезно временами делать небольшой перерыв, как говорится, немного размяться, Для этого хорошо проделать легкие физические упражнения и немного позаниматься жонглированием.
      Когда вы ходите в цирк, вы любуетесь ловкостью жонглеров, а почему бы и вам самим не научиться этому нетрудному, не требующему больших затрат приятному занятию? Нужна только настойчивость и терпение.
      Мы не собираемся здесь давать школу жонглерского мастерства, достаточно дать только несколько первоначальных советов, а уж потом вы сами разовьете изложенные здесь первоначальные сведения.
      Прежде всего нужно купить 4 резиновых мячика диаметром, примерно, В—в см,
      Ножницами проколите в каждом мяче отверстие (длина прокола примерно в—7 мм). Вставьте в надрез маленькую воронку с тоненьким узким концом и всыпьте внутрь каждого мячика просеянный речной песок. Просеивать песок надо на мелкой металлической сетке, чтобы в нем не осталось комков земли, камешков и другого мусора.
      При насыпании песка через воронку по ней нужно постукивать пальцем. Песок сыпать нужно недополна. Нужно, чтобы осталось пространство между песком и оболочкой мячика, примерно, в 0,5 см.
      После того, как вы закончили насыпку песка, нужно заклеить разрезы в мячиках резиновым или другим клеем, применяемым для склеивания резиновых изделий. Намазав клей поверх разреза, надо пальцем вдавить клей в разрез, а после того, как клей хорошо просохнет, на место разреза нужно, последовательно чередуя намазывание и высушивание, нанести несколько слоев клея.
      Когда мячики будут обработаны, они уже перестанут быть мячиками, а станут шарами, тяжелыми шарами, которые, если сжать пальцами, немного поддаются этому нажиму. Это нужно для того, чтобы смягчить удар, если шар упадет на пол или стукнется с другим шаром.
      И так, у вас есть 4 тяжелых шара, с которыми, наконец, можно приступить к занятию жонглированием.
      Лучше всего учиться над диваном и вдали от окон, стеклянных и фарфоровых предметов. Сами понимаете...
      Сначала упражняйтесь с одним шаром. Научитесь подбрасывать и ловить его одной рукой. Затем научитесь перебрасывав щар из одной руки в другую. Рукн, ловящая шар, немного опускается, этим самым смягчается удар шара о руку. Вырабатывается плавность и мягкость движенй.
      Учтите, что если человек не левша, то его левая рука развита слабее правой, поэтому упражнениям левой рукой уделяйте в 1, 1/2—2 раза больше внимания.
      Затем научитесь, держа шар рукой, тыльная сторона которой повернута вверх, отпускать его и налету схватывать. Это упражнение надо делать очень быстро, чередуя отпускания и схватывания.
      Когда вы освоите описанные выше упражнения, привыкните к ним, приступите к перебрасыванию из одной руки в другую 2-х шаров.
      Это можно делать, бросая один шар по дуге вверх, а другой напрямую из руки в руку или по дуге одновременно, пуская один шар под другой.
      Когда через некоторое время вы свободно и легко будете проделывать эти упражнения, — научитесь бросать одновременно два шара напрямую из руки в руку так, чтобы шары пролетали один поверх другого, не сталкиваясь.
      Следующее упражнение — бросание двух шаров одной рукой. Пока один летит вниз, вы бросаете другой шар ему навстречу. Отработав это упражнение левой и правой рукой, можно взять в одну руку два шара в другую один и подбросив одной рукой два шара, на ходу переключиться на бросание шаров другой рукой.
      Бели вы будете настойчиво заниматься каждый день 2(1—30 минут, вы скоро привыкнете к шарам и они все больше и больше будут вас слушаться — лететь туда, куда вы их посылаете и меньше падать на пол.
      Следующее упражнение — это упражнение с тремя шарами. Называется оно — каскад. Это бросание трех шаров по замкнутой кривой.
      Сначала у вас ничего не будет получаться, но это не должно вас обескураживать. Потом вы уловите определенный ритм, у вас появится инстинктивное чувство, когда надо бросить, когда — поймать шар, и, достигнув, наконец, успеха, получите большое удовлетворение.
      Итак, — каскад. Два шара держите в правой руке, один — в левой. Бросаете правой рукой один шар, а вс.цед за ним второй. В это время перебрасываете напрямую шар из левой руки в освободившуюся правую руку, а в левую руку ловите первый шар, брошенный правой рукой по дуге.
      Итак, непрерывно — только успевай! Здесь все происходит за доли секунды. При настойчивости этим упражнением вы овладеете довольно быстро.
      Освоив каскад в одну сторону освойте его в другую, то есть, бросая первые шары из левой руки в правую.
      Следующее упражнение — это работа тремя шарами. Постарайтесь внимательно прочитать описание этого упражнения и изучить рисунок. Для наглядности мы поставим на шары номера, чтобы было понятно, о каком шаре идет речь.
      В правой руке у вас шары № 1 и № 2, в левой № 3. Когда вы бросаете шар Кв 1 из правой руки вверх (немного наклонно, чтобы он описал дугу и попал в левую руку) через долю секунды вы делаете такой же бросок шара № 3 из левой руки в правую и когда шар № 3 еще не долетел до правой руки, вы из правой руки выбрасываете шар № 2 и тут же ловите шар № 3.
      Левая рука уже успела поймать шар № 1 и тут же выбросив его обратно по дуге в правую руку, поймала шар № 2.
      Затем не останавливаясь, выбрасываете правой рукой шар № 1, а левой рукой шар № 2.
      Итак, идет чередование бросков и ловля шаров, не задерживая шары в руках.
      Это освоить сразу трудно. Трудно понять, а тем более реализовать на практике. Нужно для этого хорошо потренироваться. Когда освоите — будете очень искусно жонглировать тремя шарами.
      Можно освоить жонглирование и четырьмя шарами, подбрасывая два шара одной и другой руками.
      Если занятие жонглированием вас увлечет, вы сами найдете разные рисунки бросков и сможете перейти к еще большему количеству шаров.
      Мы уверены, что вы увлечетесь этим полезным и красивым занятием и увлечете им своих товарищей.
     
     
      В НОМЕРЕ: 1. Автомобмл вчера, сегодня и завтра. — 9. Воздушные гиганты. — 3. Лауреат. — 4. Царство вечной ночи. — 5. По беду свету. — в. Если не было бы трения. — 7. Уголок юного конструктора: Луноход с дистанционным управлением; Калейдоскоп с проекционным фонарем. — 8. Учитесь жонглировать. — 9. Ждут ваших писем. — 10. Техническая загадка.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru