На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Горизонты техники для детей №09 1971 г.

Горизонты техники
для детей

*** №09 1971 г. ***


Цвет



Ч/б



 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      АВТОМОБИЛЬ
      ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
      РАНЬШЕ АВТОБУС НАЗЫВАЛИ ОМНИБУСОМ
      При сравнении легкового автомобиля с автобусом, учитывая их размеры и весовые данные, а также трудности, связанные с изготовлением и эксплуатацией, мы приходим к выводу, что более сложным является автобус. Он дороже легкового автомобиля, его труднее запроектировать, а изготовление требует большей затраты труда и материалов. Казалось бы, сначала должны появиться небольшие, одно- или двухместные самоходные повозки, а позднее — многоместные. Но, как ни странно, было наоборот. Сначала по скверным, ухабистым дорогам Европы начали ездить огромные, тяжёлые и неуклюжие многоместные экипажи, дышащие паром. Ведь примитивные паровые двигатели в то время были исключительно громоздкими, поэтому повозки, на которые они устанавливались, тоже были очень больших размеров. Паровые махины, появившиеся в XIX веке, стали использовать для перевозки пассажиров.
      Уже в 1882 году в Англии паровые омнибусы (омнибус — слово латинского происхождения, оно означает «для всех») совершали регулярные рейсы между отдельными пунктами. Как правило, они обслуживались двумя людь- нередко и двое людей с трудом справлялись с махиной. Нужно отметить, что находилось немного «смельчаков», решивших совершить поездку паровым омнибусом. Странные экипажи без лошадей были приняты очень враждебно, как говорится, в штыки: в них часто бросали камнями, под колёса подкла-дывали булыжники или колоды, некоторые, слишком яростные противники стремились воспользоваться помощью полиции и органов власти.
      Вы спросите: а почему? Ответ весьма прост. У конных повозок, а особенно почтовых дилижансов, появился опасный конкурент — поэтому их владельцы объявили войну паровым омнибусам.
      И всё-таки число курсирующих паровых омнибусов постоянно увеличивалось. Тогда их противники постарались, чтобы появились различные постановления, порой довольно-таки смешные.
      Вот приближается паровой омнибус господина Скотта, шляпника из Эперней. В омнибусе 9 пассажиров. Вдоль дороги собирается толпа зевак, они громко смеются. Уж больно чудно выглядит экипаж шляпника!
      Рис. 1. Паровой омнибус Скотта.
      Рис. 2. Паровой 30-местный омнибус доктора Чурха.
      Мало того, что он покрашен в яркие цвета, с преобладанием золотой краски, он ещё обвешен со всех сторон десятками маленьких и больших, забавно звенящих колокольчиков. Господин Скотт, полный достоинства, уверенно ведёт свой омнибус, а в кармане у него лежит документ такого содержания:
      «Извещаем господина Скотта, шляпника и владельца парового экипажа, что он обязан украсить свой экипаж колокольчиками. Они не только заглушат неприятный свист вырывающегося пара и шум механизма, но также успокоят встречаемые лошади, ведь ведомо, что в деревнях к конской упряжи всегда привязывают бубенцы. Услышав знакомое позванивание, лошадям будет казаться, что едет обычный конный экипаж, а не дышащая паром и дымом машина».
      После изобретения двигателя внутреннего сгорания конные и паровые омнибусы были вытеснены автобусами — «автомобилями для всех». Их конструкция постепенно изменялась и модернизировалась. Прошло много лет пока автобус стал таким, каким мы привыкли видеть его сегодня. В настоящее время основное внима-ние уделяется безопасности и комфорту поездок, а также улучшению условий работы водителя. Сейчас даже после длительных поездок водитель и пассажиры не чувствуют усталости. Управление современным автобусом отличается лёгкостью и простотой и не требует больших усилий, чем при вождении легкового автомобиля. Мягкая, эластичная подвеска колёс, удобные сиденья, наличие установки для кондиционирования воздуха в салоне — всё это повышает комфорт поездок.
      Ребята, а знаете ли вы, что сейчас выпускают туристские, иногда двухэтажные автобусы с ванной комнатой, кухней и даже кроватями для всех пассажиров? Строятся специальные типы городских автобусов, приспособленные для быстрого входа и выхода пассажиров, а рулевое колесо таких автобусов поворачивается усилием одного пальца.
      Автобусы стали незаменимым, нередко единственным средством городского и междугородного транспорта. И подумать только, что сравнительно недавно люди со страхом садились в паровой омнибус. Их пугала скорость и... насмешки окружающих.
      Ребята, послушайте, как описывает поездку паровым омнибусом туристический ежегодник с 1834 года:
      «Из Эдгвар в Буши Хит дорога поднималась круто вверх, потом в сторону Ватфорда начинался не менее крутой спуск. Мы предложили нашему другу, чтобы он поехал в Ватфорд паровым омнибусом, причём были твёрдо уверены, что он не вернётся тем же экипажем. Так как наш друг очень просил нас поехать вместе с ним, мы тоже решили рискнуть и отправиться в намечаемое путешествие. Местные жители с небывалым энтузиазмом встретили наше решение. Омнибус ехал так спокойно, что мы могли свободно читать, а шум при его движении был вовсе не больше, чем от обычного экипажа. И вот вы уже на вершине горы. Неопытный помощник водителя забыл вовремя затормозить колёса, а немного спустя, было уже поздно. Мы мчались с горы со скоростью 30 миль в час! Хорошо, что водитель сохранил хладнокровие. Можно себе представить, какую огромную сенсацию вызвал наш омнибус, проезжая через деревню Буши! Увидев экипаж без лошадей, люди столбенели от удивления. Вовсе не меньшую сенсацию вызвало появление омнибуса в густонаселённом городке Ватфорд: жители останавливались, прекращались оживлённые разговоры, а женщинь? всплескивали руками. В конце улицы мы сделали лихой разворот и принялись взбираться под гору ничуть не медленнее, чем дилижансы, запряжённые пятью лошадьми. Без каких-либо приключений мы добрались до места, откуда началось наше путешествие».
     
     
      Когда воды Нила по божьей милости начали выступать из берегов, его святейшество, властелин Верхнего и Нижнего Египта, фараон Мэрам-Джессер — Пусть живёт он вечно! — повелел:
      — Ступайте и позовите самого верного и умного из моих слуг — верховного жреца, великого строителя, лекаря и мудреца — Имотепа. Я намерен поручить ему важное дело.
      И вот к могущественному фараону явился ещё молодой, невысокого роста, худощавый муж с орлиным взором и, как положено священнику, обритой головой. Его смуглая кожа свидетельствовала о том, что он не происходил из богатого рода: его дед был земледельцем и обрабатывал поле в Пи-Васт. Отвесив положенные поклоны, Имотеп ждал распоряжений фараона.
      — Твой родитель Канефер построил гробницу для моего отца, великого фараона Хасехемвы — пускай память о нём хранится века! — а ты соорудишь гробницу для меня!
      Имотеп с изумлением взглянул на властителя Египта: фараон ещё был в расцвете сил, его глаза были полны жизни. Но осознавая, что сооружение гробницы продлится долгие годы, первосвященник ответил:
      — Здравствуй нам вовеки, всемогущий, но пусть исполнится твоя воля. Цил начинает заливать поля, поэтому твои подданные могут немедленно приступить к сооружению гробницы
      Только скажи, какое место ты выбираешь для своего вечного упокоения?
      — Я желаю, чтобы меня похоронили на западном берегу Нила, ведь известно, что души умерших отплывают солнечной лодкой вместе с богом солнца Ра на запад.
      Фараон указал место на высоком берегу Нила, где велел построить гробницу.
      Согласно божеским наказам вход в склеп должен быть обращён на север, поэтому Имотеп поручил священникам определить северное направление, дав им необходимые указания. Правда, в этом им могло помочь солнце, божественный Ра, его утренние восходы и заходы, но из-за слишком больших размеров дневного светила нельзя было точно установить нужное направление. Поэтому Имотеп, а его мудрость не имела себе равной, велел на месте будущей гробницы построить высокую стену в форме замкнутого круга. Один из священников, сидящий в центре круга, отмечал на верху стены место, в котором заметил всходящую выбранную звезду, а потом второе место, где она скрылась за стеной. Из обозначенных мест египтяне проводили вертикальные линии, а точки соприкосновения их с землёй соединяли с центром круга. Полученный таким образом тупой угол они делили пополам, а прямая, делящая угол на две равные части, указывала направление на север. Мудрый Имотеп заставил несколько раз провести такие наблюдения, и только после того, как было найдено северное направление возможно более точно, египтяне приступили к сооружению гробницы.
      На строительство согнали множество рабов, их разделили на бригады, которые выравнивали обширную территорию, ибо вокруг гробницы намечалось построить храмы и дома священников; другие бригады долбили в скальном грунте углубление в форме квадрата, сторона которого равнялась 14 локтям. На глубине 50 локтей на дне ямы были высечены коридоры, подземные помещения для различных предметов, одежды и драгоценностей, какие понадобятся фараону в праздник умерших, и, наконец, была выдолблена последняя подземная комната, предназначенная для саркофага. Осмотрев её, фараон Джессер заявил:
      — Имотеп, сын Ка-нефера, твой отец выложил могильную комнату моего отца — пусть его имя сохранится века! — гранитом, а не брикетами, слепленными из речного ила. Я хочу, чтобы моя комната тоже была выложена гранитом.
      И вот по Нилу начали переправлять из Суенета *) гранитные глыбы. Из них на месте высекали плиты для пола, стен и свода. Свод опирался на каменные колонны в виде пальмовых стволов, люди привыкли к тому, что тогда потолок всегда поддерживался стволами деревьев. Соседние помещения и коридоры выложили голубыми плитками. После этого рабы занялись отделкой лестницы, ведущей из подземелья на поверхность земли, и, наконец, подготовили огромную гранитную глыбу толщиной в 4 локтя, которая после похоронов фараона была бы спущена вниз, прикрыв вход в подземную гробницу, чтобы никто никогда не нарушил вечный покой умершего.
      Когда была готова подземная часть гробницы и Имотеп уже решил, как будет выглядеть в общих чертах её надземная часть, на берег Нила приехал его святейшество фараон Джес-сер — пусть он всегда будет под опекой Ра!
      Великий зодчий сообщил фараону, что гробница из иловых брикетов, высушенных на солнце, будет не прямоугольной, как было принято до сих пор, а квадратной.
      Фараон погрузился в раздумье и, спустя некоторое время, произнёс:
      — Имотеп, гробница была бы на много красивее, если бы она была каменной.
      Слова фараона привели Имотепа в изумление: ведь в Древнем Египте не строили каменных зданий. А так как мысли великого строителя зачастую опережали настоящее, и он всегда стремился к новому, у него разгорелись глаза — Имотеп тут же решил построить каменную гробницу.
      Многочисленные бригады рабов начали немедленно добывать на месте известняковые горные породы и формировать из них огромные глыбы, а часть рабов направили в Тур, чтобы оттуда привезти красивый, золотистый известняк.
      Издали гробница напоминала громадный ящик с квадратным основанием в 120 локтей, высота чуть наклонных боков достигала 16 локтей. Она сооружалась из местных пород, а бока и верх выкладывались плитами из золотистого известняка.
      В самом разгаре работ Имотеп попросил фараона принять его. Зодчий предложил властелину поместить на сооружаемой гробнице вторую, меньшую гробницу такой же высоты. Фараон охотно согласился с предложением Имотепа, так как тоже любил всё новое, чего ещё не было до сих пор.
      Построенную часть гробницы разобрали и увеличили её основание. И снова не успели закончить постройку новой гробницы, как Имотеп предложил поместить на второй части гробницы третью часть с ещё меньшим основанием, но с такими же боками. Удивлённый фараон и на этот раз не возразил, он был уверен, что ни один из его предшественников не имел подобной гробицы.
      Ежегодно, много лет подряд, во время разлива Нила, примерно в течение трёх месяцев в году, при сооружении гробницы использовался труд многих тысяч рабов. Одни из них добывали известняк из недр земли и высекали из него огромные глыбы, другие привозили каменные глыбы из Тура, некоторые шлифовали красивые гладкие облицовочные плиты.
      Нелегко было добывать и обрабатывать камень. Рабы выдалбливали в горной породе отверстия, вбивали в них деревянные колья и поливали водой. Дерево набухало и в горной породе появлялись трещины, способствуя образованию каменных обломков. Полуобработанные глыбы нужно было привезти на место сооружения гробницы. Из Тура громады известняка переправляли по Нилу, а так как речной транспорт был легче сухопутного, от берега Нила к стройке египтяне прорыли специальный канал. Отсюда к подножью гробницы рабы тянули огромные глыбы на канатах из пальмовых волокон. Чтобы камни скользили по земле, они поливали их водой или смазывали жидкой грязью. Иногда каменные глыбы перевозили на санях, поливая грунт водой, изредка для тяги пользовались упряжью из нескольких волов. Привезённые глыбы подвергались на месте обработке. Придав камням требуемую форму, рабы шлифовали их поверхность твёрдыми каменными ядрами, а позднее медными орудиями. Обработанные глыбы блестели на солнце как воды Нила. Но такие гртдеды нужно было поднят вверх на несколько локтей.
      Мудрый Имотеп и на это нашёл простой способ. Он велел сделать вдль боков гробницы крутые земляные насыпи, по которым втягивались на нужную высоту готовые глыбы. Чем выше росло сооружение, тем выше насыпались возвышения, нижняя часть гробницы была полностью засыпана землёй. Работа подвигалась медленно, но точно согласно планам. Назначенные в каждой бригаде надсмотрщики с длинными палками следили за тем, чтобы никто не бездельничал и чтоы все точно выполняли порученные им работы. Нужно отметить, что облицовочные плиты так плотно прилегали одна к другой, что между ними не входило даже остриё ножа. Причём каждая из них подходила лишь к определённой второй плите, поэтому их нельзя было перепутать.
      Прошло много лет. Уже все успели забыть, что каменное сооружение должно было состоять из трёх отдельных частей, расположенных одна на другой. Строители заканчивали шестую, последнюю часть гробницы. Пришлось на много увеличить основание сооружаемой гробницы, теперь оно представляло собой прямоугольник размерами 267 на 225 локтей.
      Порой строительство посещал фараон Мерам-Джессер — пусть он живёт вечно! Сидя в высоком кресле, старец поблёкшими глазами посматривал на строителей, следил за неутомимым Имотепом, которому уже помогал взрослый сын Раотеп. Фараон не мог оценить гробницы, так как она почти до самого верха была
      засыпана землёй. Уже подходило к концу покрытие облицовочными известняковыми плитами, искрящимися на солнце, узкого верха шестой части гробницы. Немного спустя, рабы начали отбрасывать землю верхней, уже ненужной насыпи, а после этого приступили к облицовке следующей, ниже расположенной части гробницы. Строители спускались всё ниже и ниже, а насыпанную раньше землю относили в корзинах набок. Колоссальное сооружение постепенно показывалось во всей своей красоте.
      И вот настал день, когда была наполнена последняя корзина и волы оттянули набок оставшиеся глыбы. В этот знаменательный день прибыл фараон из столицы Меннофер. Изулущённый властелин узрел огромную пору, точных и строгих очертаний, состоящую из нескольких суживающихся к верху ярусов. Могучий фараон был восхищён величественной гробницей, сверкающей солнечной желтизной на фоне голубого неба пустыни. Он прикрыл глаза, на них выступили слёзы, может быть, от блеска солнца. Наконец фараон Джессер произнёс:
      — Имотеп, ещё никто из моих предков не имел такой замечательной гробницы. Я уверен, что ни в одной стране нет подобного гигантского сооружения.
      И фараон был прав. Спустя несколько лет, мудрый владыка был похоронен в построенной гробнице, которую потомки назвали Ступенчатой пирамидой. Позднее сооружались ещё более величественные пирамиды, но вряд ли бы они увидели божий свет Ра, если бы не опыт, накопленный великим зодчим Имотепом — пусть его имя хранится во все времена!
     
      ГАННА КОРАБ
      нов родного города. Наверное, каждый из вас назовёт несколько новых городов. Очень часто само название свидетельствует о Молодости города (в Польше, например, Нова Гута и Нове Тыхы).
      Однако только некоторые свидетели возникновения, а также развития
      Во всех странах, в том числе и в Польше, ежегодно строится много новых посёлков, расширяются старые города, имеющие иногда богатое многовековое прошлое, а также вырастают новые города, совсем недавно появившиеся на географических картах.
      Новые жилые районы, новые города... Пожалуй, каждый из вас, ребята, не задумываясь перечислит названия новых районов и микрорайо-
      городов и посёлков, только немногие из нас, часто наблюдающие за строительством новых жилых домов, планировкой новых улиц и скверов, ориентируются в том, по какому принципу происходит всё это, как «рождается» каждый новый посёлок и город. Прежде, чем новый населённый пункт с его широкой сетью улиц и площадей, сотнями или тысячами зданий, многочисленными парками и скверами полностью сформируется на определенной территории, он сначала появляется... на бумаге. Для каждого города и посёлка прежде всего разрабатывается проект, состоящий из сотен эскизов и чертежей, десятков таблиц, а также многих томов описаний и расчётов.
      Составление такого подробного проекта, хорошо разработанного и тщательно продуманного, — дело ответственное и трудоёмкое. В разработке проекта должны принимать участие специалисты многих областей науки и техники, находящиеся в тесном сотрудничестве с градостроителями.
      Как разрабатывается такой проект?
      Приступая к пректированию, градостроители, конечно, должны подробно изучить местность, на которой будет построен город или посёлок. Поэтому прежде всего они должны познакомиться с топографическим планом местности, составленным геодезистами и топографами. На таком плане, являющемся верной зарисовкой местности, указан её рельеф, взаимное расположение просёлочных, шоссейных и железных дорог, различных построек и даже отдельных деревьев.
      И всё-таки даже самый подробный топографический план не в состоянии ответить на все вопросы, интересующие градостроителей. Ну, например, каков грунт на территории будущего города? Насколько он прочен? Сможет ли он выдержать нагрузку многочисленных зданий? Каков состав грунта? Содержит ли он такие строительные материалы, как песок, глину, гравий или камень, которые в данном случае не нужно будет привозить издалека?
      Ответ на подобные вопросы могут дать геологи. Они проводят бурения грунта и берут его образцы, подвергая их тщательным исследованиям в геологической лаборатории, в том числе, физико-химическому анализу. Геологи смогут ответить также, нет
      ли на территории будущего города пещер, оползней, подземных ручьёв и других подобных препятствий, способных вызвать опасное оседание зданий, построенных над ними.
      Ребята, вы уже знаете, какое важное значение для людей, животных и растений имеет вода, справедливо названная источником жизни на Земле. Вода крайне необходима и для многих производственных процессов. Вот почему от того, есть ли на территории проектируемого города (или где-то близко) вода в достаточном количестве, зависит будет или не будет построен город в данном месте. Здесь на помощь градостроителям спешат гидрогеологи, гидрологи и гидротехники.
      Вам, наверное, никогда не пришла бы в голову мысль, что климатологи и метеорологи тоже имеют что-то общее с градостроительством. Оказывается, их советы и указания также помогают при проектировании города или посёлка. Ознакомившись с особенностями климата и изменениями погоды в районе намечаемого строительства, градостроители принимают соответствующие решения. Например, зная, что для данной местности характерны сильные ветры, градостроители так планируют зелёные насаждения, чтобы они несколько «задерживали» ветры. Локализация промышленных предприятий в черте города зависит от направления постоянных ветров. Заводы и фабрики нужно разместить таким образом, чтобы их дым не попадал на жилые районы, парки, пляжи. Градостроители знают, что нельзя строить промышленные объекты там, где часто бывают туманы, так как при загрязнении мглистого воздуха пылью, дымом и копотью образуется очень вредная для здоровья «смесь», так называемый «смок». Учитывая вопросы здравохранения населения, градостроители должны прислушиваться и к голосу врачей.
      Трудно представить решение вопросов снабжения города водой, а также отвода жидких нечистот и сточных вод без мнения врачей.
      С санитарной и эпидемиологической точек зрения необходимо оценить пригодность водоёмов для снабжения жителей питьевой водой, а также для спортивных целей и отдыха. Врачи должны дать заключение о степени вредности для здоровья отводимых стоков, загрязняющих водные бассейны.
      Жители городов очень охотно отдыхают в парках, садах, на скверах и бульварах, ведь зелёные насаждения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, т.е. очищают воздух. Вот почему в каждом городе и посёлке должно быть как можно больше зелени. Озеленением наших городов занимаются специалисты «зелёного строительства» — инженеры-садоводы.
      Новые города или жилые районы не всегда ждут несколько лет, пока появятся на их улицах и скверах тенистые зелёные насаждения. Очень часто деревья и кустарники приезжают к месту назначения из далёких лесов, плантаций и питомников, где их выкапывают с корнями вместе с землёй и при помощи крана помещают на грузовые автомобили. На Mecte будущего парка или сквера деревья снова с помощью крана сажают в приготовленные заранее глубокие ямы.
      Думаю, что у вас на глазах, ребята, уже «вырастали» в течение нескольких часов большие, насчитывающие несколько десятков лет деревья. Именно таким образом в восстанавливаемой после военных разрушений Варшаве были посажены красивые парки вокруг Дворца культуры и науки, на набережной Вислы, а также ряд аллей вдоль главных улиц и многие «пломбы» в городских садах вместо погибших деревьев.
      Новый город не сможет нормально жить, если не будут соответствующим образом разрешены транспортные проблемы. Вопросами городского транспорта занимаются инженеры-транспортники. Они составляют подробный план основных направлений и интенсивности городского движения. Этим планом пользуются градостроители при проектировании городских транспортных артерий, их ширины, перекрёстков, размещении автомобильных стоянок, трамвайных депо, гаражей, автобусных и железнодорожных вокзалов, а также аэропорта.
      Территория для города или посёлка всегда намечается «на вырост». Каждый населённый пункт постепенно разрастается, и в будущем ему не должно быть тесно в ранее назначенных границах. Разрабатывая проект, градостроители не могут думать только о сегодняшнем или завтрашнем дне, они обязаны заглядывать в далёкое будущее. Города и посёлки будут существовать очень долго, и эта их долговечность вводит в градостроение кроме трёх основных размеров пространства ещё четвёртый размер — время. Жизнь требует, чтобы градостроители предусмотрели, в каких направлениях и в каком темпе будет развиваться город в дальнейшем. Намечая постройку того, в чём нуждаются жители сегодня, необходимо обеспечить возможность удовлетворения их жизненных потребностей в будущем.
      Из этого следует, что проектанты должны чётко ориентироваться в том, сколько жителей будет насчитывать город, по крайней мере, через 10—20 лет, каков будет состав населения, принимая во внимание возраст, пол и род занятий, каковы будут разносторонние потребности населения. Всеми указанными данными располагают демографы — специалисты науки, занимающейся изучением состава и движения населения. Демографы тоже приходят на помощь градостроителям.
      Нет сомнения, что градостроители выполняют чрезвычайно ответственную работу. Прежде, чем будет принято окончательное решение о назначении и застройке какого-нибудь участка территории, приходится разработать множество различных вариантов, предварительно изучив обширный материал. Каждая, даже, казалось бы, совсем незначительная ошибка чревата последствиями. Рано или поздно такая ошибка вызовет ежедневные неудобства и хлопоты жителей. Поэтому градостроители при составлении проекта мысленно становятся жителями нового, рождающегося на чертёжных досках города: они совершают прогулки по его улицам, площадям и паркам, они заглядывают в каждый его закоулок. Будучи в мыслях жителями нового города, проектантам удаётся «прочувствовать» его потребности, а тем самым избежать ошибок и внести не одну поправку.
      И вот закончены работы по составлению проекта нового города или посёлка. В ходе многократных дискуссий, продолжающихся несколько месяцев, градостроители обсудили со специалистами разных областей науки и техники все вопросы, связанные с разработкой проекта, уточнили малейшие детали. Всё это нашло отражение в многочисленных таблицах генерального градостроительного плана, макетах и томах, содержащих подробное описание.
     
     
      Наша планета окружена газообразной оболочкой толщиной свыше 100 километров, называемой атмосферой. *)
      *) Основные слои атмосферы, состоящей из тропосферы (в среднем 9—11 км высоты), стратосферы (толщиной около 30 км), мезосферы (толщиной почти 40 км) и ионосферы, доходят до высоты свыше 100 км. Однако в результате последних исследований, проведённых с помощью искусственных спутников Земли, обнаружены следы атмосферы даже на высоте более 2000 км.
      Всё, что находится на Земле, лежит на дне этого огромного воздушного океана. И хотя воздух очень лёгкий, такой толстый слой его оказывает на все тела немалое давление, которое мы называем атмосферным. Как можно убедиться в наличии атмосферного давления? Достаточно провести один интересный, наверное, известный вам, физический опыт. Налейте полный (до краёв) стакан воды и прикройте его довольно твёрдым влажным листком бумаги. Придерживая листок ладонью, опрокиньте стакан вверх дном, затем опустите руку. Что за диво? Вода не выливается? А почему? Да потому, что на листок бумаги действует сила тяжести воды, направленная вниз, и ещё большая сила давления воздуха, направленная снизу вверх. Разумеется, сила давления воздуха действует во всех направлениях, в том числе и на стенки стакана, но в нашем опыте это не имеет никакого значения. Используя данный опыт, вы можете, ребята, показать друзьям занимательный фокус.
      Сначала «фокусник» демонстрирует указанные выше операции, подробно объясняя их физическими законами, затем заявляет, что с помощью волшебной палочки может «заколдовать» воду. Он вторично наполняет стакан водой, прикрывает его влажным листом бумаги, перевёртывает стакан вверх дном и, дотронувшись стакана палочкой, медленно сдвигает бумагу набок. К изумлению зрителей, вопреки физическим законам, вода не выливается даже при встряхивании стакана. Потом фокусник снова прикладывает бумагу, перевёртывает стакан в нормальное положение, прикасается к нему палочкой, «отколдовывая» воду, снимает бумагу и выливает воду в приготовленную посуду.
      Объяснение фокуса.
      Чтобы показать данный фокус, нужно иметь два кружка, вырезанных из целлулоидной пластинки или другой прозрачной пластмассы толщиной около 1 мм (смотри рисунок). Диаметр одного кружка должен строго соответствовать наружному диаметру стакана, диаметр второго кружка — на 4 мм меньше. Кружки необходимо склеить нитроцеллюлозным клеем, а их края тщательно отшлифовать наждачной бумагой.
      Полученный двойной кружок перед показом фокуса надо так положить на столе, чтобы его не заметили зрители. После демонстрации опыта кружок прикрываем листком бумаги,
      снятым со стакана. Второй раз лист бумаги мы берём вместе с кружком, причём бумагу держим таким образом, чтобы зрители не увидели кружок под бумагой.
      Прикрывая стакан бумагой, мы слегка вдавливаем кружок внутрь стакана. Вот и весь секрет фокуса!
     
      Примечание: Ребята, сдвигайте бумагу с опрокинутого стакана очень осторожно, ведь при этом может выпасть кружок, который удерживается на поверхности воды, как и лист бумаги, только в результате давления воздуха.
     
     
      МОНТАЖ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ
      Начинающие радиолюбители самостоятельно монтируют лишь простые электронные схемы, состоящие из нескольких элементов. Но и их также обязывает солидный монтаж устройств, т.е. соединение всех элементов схемы в одно надёжно действующее целое.
      Часто радиолюбители недооценивают значение надлежащей сборки схемы. Им кажется, что для исправного действия аппаратуры вдолне достаточно соединить провода всех её составных частей. Это очень ложное представление. Прочная механическая сборка электронного устройства является основным условием его исправного действия. Только основательный, добросовестно выполненный монтаж гарантирует получение прочной конструкции, пригодной для нормальной эксплуатации. Отдельные элементы схемы не могут держаться только на припое, такое устройство неизбежно выйдет из строя.
      Существует несколько способов монтажа электронных устройств. В последнее время особенно при сборке транзисторных устройств применяется метод «печатных схем». Печатная схема — это система соответствующим образом приготовленных металлических дорожек, нанесённая
      на изоляционную пластину. Позднее в отверстия схемы вставляются наконечники элементов устройства, т.е. резисторов, конденсаторов, транзисторов и т.п. Наконечники соединяются с дорожками путём припайки. В случае массового производства какого-либо устройства метод печатных схем имеет много преимуществ. И наоборот — изготовление печатной схемы для одного самодельного прибора из-за большой трудоёмкости становится нерентабельным, подобно тому, насколько трудоёмко и нерентабельно было бы печатание одного экземпляра газеты или книги. Поэтому наших читателей мы хотим познакомить с простым, не требующим большой затраты труда способом, которым советуем пользоваться при монтаже транзисторных самоделок.
      Элементы схемы рекомендуем монтировать на изоляционной пластинке толщиной 1—3 мм. Пластинка может быть даже из твёрдого картона, хотя конструкция будет более прочной и надёжной, если её элементы будут собраны на тонкой пластмассовой пластинке. Размещать элементы схемы на пластинке можно по разному, но лучше всего в порядке, соответствующем принципиальной схеме устройства. Тогда соединения между отдельными элементами будут сравнительно короткими и удастся избежать слишком густой «паутины» перекрещивающихся соединений. Наконечники отдельных элементов выводим на другую сторону пластинки и укладываем их горизонтально в требуемом направлении. Слишком длинные наконечники укорачиваем, а слишком короткие — удлиняем с помощью монтажной проволоки, затем соединяем их между собой, пользуясь паяльником и оловом. Причём пайку следует производить очень тщательно и аккуратно.
      Приведённые рядом рисунки являются наглядной иллюстрацией рекомендуемого . способа монтажа электронных схем.
      На рис. 1 в качестве примера показана принципиальная схема простого транзисторного устройства, не имеющего никакого практического применения. Источником питания является батарея напряжением 4,5 в. Составные элементы системы представлены на рис. 2, а на рис. 3 видим размещение элементов на монтажной пластинке. Наконечники элементов выведены на обратную сторону пластинки, их соединения показаны на рис. 4. На «задней»» стороне пластинки видим наконечники отдельных элементов, изогнутые и уложенные на ней таким образом, чтобы было удобно их соединить. В местах, обозначенных пунктирной линией, провода необходимо припаять. На рисунке видны также два провода из медной проволоки диаметром 0,5 — 1,0 мм. которые служат для присоединения положительного и отрицательного полюсов батареи. Кроме того, показаны два «паяльных контакта» для «входа» и «выхода» системы, т.е. для соединения с другими узлами аппаратуры. Для получения таких контакте! следует сбоку монтажной пластинки сделать два отверстия и через них дважды продеть наконечник элемента.
      Монтаж любой электронной схемы немыслим без паяния, и ему мы хотим посвятить несколько слов. Паяние — занятие нетрудное, просто оно требует определённого опыта. Для монтажа транзисторных устройств наиболее пригоден небольшой паяльник мощностью 30—50 вт. При паянии следует пользоваться только оловом и паяльной пастой, запрещается применять кислоту. Очень удобной является оловянная проволока, наполненная внутри паяльной пастой. Тщательная зачистка концов присоединяемых проводов — обязательное условие надлежащего, правильного соединения. Зачистку проводов производят острым инструментом (например, ножом). Опытные радиолюбители, прежде чем припаять провода, подвергают их лужению, т.е. покрывают концы тонким слоем олова. Лужение проводов и наконечников элементов предохраняет их от окисления, а также гарантирует более прочное и эстетичное соединение.
      Ребята, мы часто повтрряем, что любое умение приобретается опытом. Поэтому, чтобы научиться хорошо паять, советуем поупражняться в течение двух — трёх часов, присоединяя кусочки любой медной проволоки. Уверяем, что после этого у вас не будет никаких затруднений при паянии. Учтите, ребята, что каждый радиолюбитель должен умело орудовать паяльником. Нельзя паять слишком медленно, так как могут перегреться соединяемые элементы. Это предупреждение особенно актуально при паянии транзисторных выводов. Чтобы не повредить транзистор, его вывод следует придерживать щипцами, которые поглощают часть выделяемого тепла.
     
     
      ЛУНОХОД С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ (часть 2)
      В предыдущем номере журнала мы познакомили юных конструкторов с изготовлением шасси и корпуса лунохода. Наша игрушка имеет дистанционное управление, а ток к двигателям подводится с помощью пучка проводов. При наиболее простом конструкционном решении луноход достаточно соединить с щитком управления четырьмя проводами.
      Прежде, чем подробно ознакомить вас с электрооборудованием и переключателями, предназначенными для управления луноходом, мы коротко остановимся на конструкции передачи приводного механизма.
      Известно, что электродвигатели, применяемые для привода игрушек, имеют небольшую. мощность, но довольно высокие- обороты. Ось двигателя вращается со скоростью порядка 2000 об/мин. Поэтому нельзя непосредственно соединить ось двигателя с осью приводного механизма, обязательно нужна снижающая передача. Если на оси двигателя мы установим, например, небольшое зубчатое колесо, которое будет приводить в движение второе, больших размеров колесо, то мы добьёмся снижения числа оборотов. Пропорционально снижению числа оборотов увеличивается движущая сила на ведомом колесе.
      Для нашей модели советуем использовать зубчатые колёса от старых часов или построить червячную передачу, показанную на рис. 1.
      Непосредственно на оси резинового приводного колеса надо закрепить (например, припаять) зубчатое колесо 1. Если у вас нет зубчатого колеса какого-нибудь старого часового механизма или изломанной игрушки, то можете сами с успехом сделать такое колесо. Вырежьте круг из листовой латуни, точно разметьте шаг зубьев, а затем напильником нарежьте зубья.
      Колесо 1 (найденное или самодельное) находится в зацеплении с червяком 2, установленным на оси 3 электродвигателя 4. Червяк 2 состоит из двух частей: короткого латунного стержня 2а с просверленным отверстием для оси двигателя и узкой медной ленты 2Ь, свёрнутой в виде пружины. Лента 2Ь надета на стержень 2а и оловом припаяна к нему.
      Чтобы подогнать червяк к зубчатому колесу, плоским мелким напильником опилите на конус витки ленты червяка. После надлежащей установки двигателя червяк должен легко, без излишних сопротивлений приводить в движение зубчатое колесо 1.
      Ну, а теперь о системе управления луноходом.
      Тонкие эластичные провода соединяем в пучок, в нашей модели он был длиной 3,5 м, и обматываем его шёлковой тесёмкой. Щиток управления представляет собой плоскую коробочку, внутри которой находятся батареи питания, а на верхней стенке помещены включатели и кнопки управления.
      Схема соединений щитка представлена на рис. 2. К дощечке щитка 1 прибиты три кусочка латунной пластинки 2, соединённых соответствующим образом с батареей. Рядом с этими контактами прибиты пружинные пластинки А, В, С, D, Е, слегка отогнутые кверху. После прижатия их к контактам происходит замыкание электрической цепи. Прижатие пластинки Е вызывает включение основного двигателя 3. Двигателю 4, предназначенному для поворота приводного механизма, можно сообщить левое и правое вращение. При одновременном нажатии пластинок А и В двигатель вращается влево, а пластинок С и D — вправо.
      Двигатель 4 включаем только на короткий промежуток времени, необходимый для желаемого поворота приводного механизма.
      Параллельно с двигателем 4 можно соединить лампочку 5, расположенную в «телевизионной камере».
      Ребята, вы можете смастерить совсем другой, более сложный и совершенный щиток управления, на рис. 2 мы специально упростили его. Ведь двигателями можно управлять при помощи многоконтактных радиопереключателей (поворотных или клавишных).
      Кроме того, луноход можно соединить со щитком управления пучком проводов, состоящим не из четырёх, а большего числа проводов. Тогда вы сможете оборудовать луноход дополнительными фонарями и сигналами, электромагнитным захватом для подъёма мелких предметов и т.п.
      Оставляем широкое поле для вашей изобретательности и конструкторских способностей.
      Мы верим, что ваш луноход будет оригинальной, интересной самоделкой. А может быть вы напишите нам о введенных вами усовершенствованиях?
     
     
      ПОДЗОРНАЯ ТРУБА — ПЕРИСКОП
      Подзорная труба и перископ — оптические приборы. Подзорная труба служит для наблюдения в увеличенном виде отдалённых объектов, а перископ позволяет следить за чем-либо из укрытия.
      Подзорные трубы и перископы, выпускаемые оптической промышленностью, довольно сложны и очень дорого стоят.
      А что, если самому попробовать изготовить такие приборы? Конечно, они во многом будут уступать фабричным, но зато обойдутся нам очень дёшево.
      Может быть, удастся соединить оба прибора в одно целое?
      Итак, предлагаем изготовить универсальный прибор, который мы назвали подзорной трубой — перископом.
      Ребята, внимательно ознакомьтесь с приведёнными рисунками.
      В магазине с оптическими принадлежностями купите необходимые линзы (стоят они недорого). Очевидно, с покупкой зеркал совсем не будет трудностей, только помните, что они не могут быть меньших размеров, чем линзы.
      Четырёхугольный зрительный тубус подзорной трубы — перископа следует изготовить из тонких дощечек, фанеры или картона, при этом строго соблюдайте указанные размеры. Чтобы можно было регулировать расстояние между линзами в зависимости от того, насколько отдалены наблюдаемые объекты, верхняя часть тубуса должна вдвигаться в нижнюю, причём не слишком свободно, но и не туго. В случае наблюдения близких предметов расстояние между линзами должно быть большим, чем при рассматривании удалённых объектов. Зеркала необходимо приклеить к тубусу.
      Наш самодельный прибор даёт трёхкратное увеличение, качество получаемых изображений вполне удовлетворительное. Бесспорно, увеличение незначительное, но, пожалуй, располагая такими примитивными средствами, невозможно изготовить оптический прибор, дающий отчётливое изображение сильно увеличенных предметов.
      Если изображение в вашей подзорной трубе — перископе получается расплывчатое, наклейте на объектив картонную диафрагму с отверстием диаметром 2 см, а на окуляр — диафрагму с отверстием диаметром 7 мм. Естественно, отверстия диафрагм должны совпадать с центральной частью линз. Следите за тем, чтобы открытая часть линз не была испачкана клеем. Линзы нельзя трогать пальцами, а частое «протирание» их тоже крайне нежелательно.
     
     
      ПОЛНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БЛАГОДАРЯ «ИСКУССТВЕННОЙ СТОПЕ»
      Машины и промышленные установки — в особенности современные автоматы — покрываются все более густой сетью электрических проводов. Бесспорно, автомат облегчает труд, повышает его производительность, но одновременно возрастает опасность поражения током в случае повреждения изоляции.
      Поэтому появилась нужда в специальных защитных устройствах. В Польше разработкой проектов таких устройств занимаются специалисты Гданьского политехнического института. Они сконструировали, например, интересное устройство, играющее роль «искусственной стопы». Такая «стопа» предназначена для измерений тока, который в случае повреждения электропроводки мог бы быть опасным для работника, обслуживающего машину. В этом приборе электрические свойства тела человека имитируются датчиком из специальной резины, проводящей ток. Датчик прижимается к полу под действием веса в 75 кг и вместе с измерительной аппаратурой точно воспроизводит ход аварийных ситуаций. Прибор — переносной, поэтому его можно использовать для измерений тока в заводских цехах.
     
      СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПЛОТ
      В Японии выпущен пневматический спасательный плот, предназначенный для танкеров, перевозящих нефть и жидкий газ. Плот не воспламеняется, устойчив на действие нефти и минеральных масел, на нём не скапливаются электрические заряды. По сравнению с традиционными спасательными шлюпками плоты имеют много преимуществ: занимают меньше места, обладают неограниченной мореходностью и полной непотопляемостью, имеют меньший вес. До сих пор спасательные плоты строились из воспламеняемых материалов, а их главным недостатком было скопление статических электрических зарядов.
      Такие плоты были совершенно не пригодны для танкеров, так как на них каждая искра может быть причиной грозного пожара, особенно если на борту разлита нефть или улетучивается газ. Путём введения ограниченной электропроводности японским инженерам удалось устранить главный недостаток ранее выпускаемых плотов.
      Спасательный плот может применяться при температуре до — 30" С, он снабжён радиопередатчиком. Вес плота — 180 кг, длина — 4,9 м; на нём свободно могут разместиться 20 человек.
     
      ПЕРВЫЙ ЛАЗЕРНЫЙ МАЯК
      В Пуэнт Данжер (Австралия), расположенном в 112 км на юг от Брисбен, построен первый лазерный маяк. Яркие сигнальные огни маяка, передаваемые с помощью лазерных лучей, легко проникают сквозь густой туман, пыль и тучи. Для лазерного маяка требуется гораздо меньше электроэнергии, кроме того, по сравнению с прежними маяками значительно сокращаются также расходы, связанные с его постройкой и эксплуатацией.
     
      ПЛАСТМАССОВЫЕ ТРАУЛЕРЫ
      После многолетних экспериментов в Великобритании решено начать постройку траулеров из полиэфирностеклянных ламинатов. Первый пластмассовый траулер будет длиной 46 м. Эти рыболовные суда дороже обычных, зато они более экономичны в эксплуатации: не требуют окраски, не обрастают водорослями, более прочные, огнестойкие и, конечно, антимагнитные.
     
      ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ АВТОМОБИЛЬ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
      Мы всё чаще читаем в прессе о новых конструкциях судов, автомобилей и даже поездов на воздушной подушке.
      Недавно в Англии построена первая модель туристского автомобиля — домика на воздушной подушке. Он развивает скорость до 60 км/час, преодолевает также водные препятствия.
     
      МИКРОЛЕГИРОВАННАЯ СТАЛЬ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ СУДОВ
      На Гданьской судоверфи имени Ленина продолжаются научные работы по применению для постройки судовых корпусов так называемой ми-кролегированной стали, отличающейся повышенной прочностью. В качестве легирующего элемента используется ниобий, который значительно улучшает механические свойства стали. Одновременно проводятся исследования подбора соответствующих материалов, применяемых для сварки соединений, а также разрабатывается технология сварки микро-легированной стали.
     
      ЗЕРКАЛЬНЫЙ ФОТОАППАРАТ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
      Известная японская фирма «Канон» выпустила зеркальный фотоаппарат, признанный самым универсальным и совершенным в мире. Он предназначен для фотографов — профессионалов и позволяет делать снимки в любых, даже самых тяжёлых условиях. Аппарат имеет 40 сменных объективов и более 180 разных дополнительных приспособлений.
      Если обычный фотоаппарат состоит примерно из 1000 деталей, то «Канон F-1» содержит свыше 10 тысяч деталей. Затвор этого фотоаппарата выдерживает 100 тысяч снимков, а его максимальная скорость составляет 1-/2000 сек.
     
     
      Внимание! Внимание! ОБЪЯВЛЯЕМ НОВЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ КОНКУРС!
      Наш конкурс связан с юбилеем 10-летия «Горизонтов техники дли детей» (издаваемых на русском языке) и 15-летия «Калейдоскопа техники» (издаваемом на польском языке).
      В течение этих лет редакция старалась познакомить своих польских и советских читателей с историей техники и технических открытий, рассказать обо всем новом и интересном в современной технике, В каждом номере наши сотрудники-инженеры предлагали читателям построить новые модели и самоделки. В каждом номере также печатались адреса польских и советских ребят, которые хотели переписываться, чтобы лучше узнать о жизни своих сверстников из соседней дружественной страны.
      Вот об этом всем мы предлагаем вам рассказать в своих конкурсных работах.
      Итак, объявляем конкурс на плакат, тема которого связана с 10-летием «Горизонтов техники для детей» и 15-летием «Калейдоскопа техники», т.е. техника и дружба польских и советских ребят — читателей наших журналов. Текст на плакате — «10 лет «Горизонтов техники для детей».
      Редакция объявляет конкурс одновременно в польском «Калейдоскопе техники» и в русских «Горизонтах техники для детей». Лучшие работы будут показаны на специальной выставке, организованной в связи с празднованием 10-летия «ГТД», а их авторы получат ценные премии, в числе которых будут фотоаппараты, часы, рисовальные, принадлежности и т.п.
      Присылать работы можете до 31. I. 1972 года. На обратной стороне рисунка укажите свое имя, фамилию, возраст, адрес, а также номер школы и класс.
     
     
      В НОМЕРЕ: 1. Автомобиль вчера, сегодня и завтра. 2. 2750 лет до н. э. 3. Рождение гогода. 4. Фокус — покус- абракадабра... 5. Азбука радиолюбителя. Монтаж электронных схем. — 6. Уголок юного конструктора. Луноход с дистанционным управлением (часть 2). Подзорная труба — перископ. — 7. По белу свету. 8. Внимание! Внимание! Объявляем вый интересный конкурс! 9. Ждут ваших писем. — Результаты розыгрыша, Техническая загадка. - 10.
     
     
      ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
      В нескольких предыдущих номерах журнала мы рассказывали вам об увлекательной профессии геолога.
      Внимательному читателю знакомы теперь такие названия, как: 1) гидрогеология; 2) инженерная геология; 3) петрография; 4) минералогия; 5) палеонтология; 6) геофизика.
      Напишите нам, каким из выше перечисленных геологических наук, обозначенных цифрами, соответствуют рисунки, графически представляющие данные специальности, и обозначенные буквами.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru