В конце августа 1886 года родители поручили Юзеку встретить двоюродного брата Вицека, приезжающего к ним в Варшаву. Известие о приезде брата и обрадовало, и озаботило мальчика. Вицек приезжает сдавать экзамены в ту жу гимназию, где уже два года учится Юзек. Если его примут, у Юзека появится новый школьный товарищ и друг. Только он младше Юзека на три года, к тому же родился и вырос в глухой деревушке. «Каков он? Может быть ещё совсем ребенок? (Братья мало знали друг друга). Тогда о чём с ним разговаривать?» — размышлял Юзек.
На станции Петербургской железной дороги Юзек сразу же заметил брата, стоящего с кондуктором у одного из вагонов. В матроске и соломенной шляпе с ленточкой, он как будто собрался на прогулку в парк. Хотя Вицек оживленно разговаривал с кондуктором, его взгляд все время искал кого-то в толпе. Он тоже узнал Юзека. — Вот и мой брат! Здравствуй, Юзек, я очень рад, что ты встречаешь меня. Вот моя багажная квитанция.
— Доехали мы благополучно, — добродушно заметил кондуктор, приложив руку к шапке. — Кавалер столько книг прочитал и так интересно умеет рассказывать, что дорога пролетела незаметно.
— Благодарю вас за опеку над моим родственником, — с достоинством произнёс Юзек, явно подражая поведению и тону мамы в подобных случаях. — Теперь я займусь им. Попрощайся, Вицек, а за багажом папа пришлёт кого-нибудь позднее.
Мальчики поклонились кондуктору и направились к вокзалу. Искоса поглядывая на костюм Вицека, Юзек не мог удержаться от замечания:
— Думаю, что на экзамены ты оденешься по-другому.
Детский матросский костюм брата раздражал Юзека. Разве так должен одеваться будущий гимназист?
Мальчики вышли из вокзала и очутились на оживлённой улице. Ошеломлённый Вицек воскликнул:
— Какое огромное движение в Варшаве! Сколько экипажей!
— Это — Прага — правобережная часть Варшавы, —- объяснил Юзек.
— Да, около вокзала всегда стоит несколько извозчичьих пролёток, но мы поедем конкой.
Слева как раз приближался по рельсам длинный вагон с плоской крышей, запряженный лошадьми. Конкой управлял кучер, сидящий на высоком сиденьи. В вагоне сбоку были две двери, внутри толпились пассажиры. Впервые увидев такой экипаж, Вицек немного оробел и несмело предложил.
— Может быть, мы пойдём пешком? Я сразу познакомлюсь с Варшавой. А если мы на Праге, то я смогу увидеть Вислу.
— Хорошо, — согласился Юзек, — только мы живём отсюда страшно далеко.
Успокоенный Вицек хозяйским глазом посмотрел на проезжающий вагон и заметил:
— Как мучаются эти лошади! А я читал, что в Берлине курсируют вагоны без лошадей.
— То как же они ездят? — удивился Юзек.
— При помощи электричества.
— Не может быть, ведь электричество очень опасно, оно может убить человека!
— Уверяю тебя, что я читал об электрических вагонах. Их называют трамваи. Видимо, учёные что-то придумали, чтобы трамваи были безопасными.
Юзек в задумчивости покачал головой.
— Наша полиция, наверное, не разрешит, чтобы ездили такие трамваи.
Вдали, на высоком откосе открывалась панорама города, а в конце аллеи, которой шли братья, виднелось нечто похожее на отверстие офомного ажурного туннеля.
— Мы подходим к мосту через Вислу, — сообщил Юзек. — Его построил инженер Кербедз.
Вицек бросил взгляд на широкую ленту величественно плывущей реки, на город, расположенный на противоположном берегу, но больше всего его заинтересовал мост. Средняя часть моста, предназначенная для повозок, была отделена от боковых дорожек для пешеходов высоким решётчатым барьером. Как только мальчики вошли на мост, их оглушил стук лошадиных копыт и же-жезных колёс.
— Так вот как выглядит решётчатый мост! Раньше я только читал о них и видел на картинках. Такие мосты самые прочные. Посмотри, сколько заклёпок соединяет решётки.
Юзек слушал и не верил собственным ушам.
И как здесь не удивляться? Вицек приехал из глухой провинции, а знает намного больше, чем городские ребята. Юзеку никогда и в голову не пришло приглядываться к заклёпкам моста.
А кузен уже наклонился через перила и рассматривал нижнюю часть конструкции.
— Одна, две, три, четыре, пять. У этого моста пять промежуточных опор и два береговых устоя. Точно как на рисунке.
— На каком рисунке? — спросил удивлённый Юзек.
— В одном старом журнале. Ведь этот мост тоже старый, он был построен в 1864 году. Посмотри, как средние опоры выдвинуты вперёд, вероятно, о них разбивается лёд во время ледохода.
— Неужели тебя так интересует этот мост?
— Конечно. Меня вообще интересует всё то, что создаёт человек — мосты, фабрики, средства транспорта. Я мечтаю о том, чтобы в будущем строить подобные, нужные человеку сооружения. Интересно, мост кончается, а дорога на арочных перекрытиях ведёт дальше. Внизу — дома и площадь. Вот здорово придумано! Ведь с моста нужно было бы съезжать вниз, а затем снова въезжать на высокий откос...
— Внизу Мариенштадская рыночная площадь, а дорога на арках — это виадук Панцера.
Мальчики шли очень медленно, Вицек разглядывался по сторонам и знакомился с историческими достопримечательностями Варшавы, а Юзек ломал себе голову, чем бы ошеломить всезнающего брата, как подшутить над ним. Вицек осмотрел Замковую площадь, Колонну Зиг-мунта и Королевский замок. Вдоль улицы Краковское предместье были выкопаны глубокие ямы. Находящиеся на дне рабочие выбрасывали набок жёлтый песок. Это велись работы для прокладки первой городской канализации.
— Почему раскопали улицу? — спросил Вицек.
Юзек только и ждал этого. Как ни в чём не бывало, с серьёзной миной на лице он ответил:
— Так распорядились городские власти. Ведутся поиски кладов. Между прочим, наш сад тоже раскопали.
— Ищут клады? Какие клады? — недоумённо переспросил Вицек.
— Разве ты не знаешь, что в земле часто бывают спрятаны клады? Кто-нибудь закопает монеты или другие ценности, а потом забудет... или умрёт. В таком большом городе, как Варшава, нередки этакие случаи, — не задумываясь, сочинял Юзек. — Мы с тобой тоже можем попробовать поискать клад. У тебя нет желания найти клад?
— Если бы я мог, — вздохнул Вицек. — Ведь за мгоё учение нужно дорого платить, а папа далеко не богат.
— Тогда давай сегодня после обеда выйдем из дома, — предложил Юзек, скрывая улыбку. — Возьмём лопаты дворника, они стоят во дворе, и пойдём копать в сад...
Вдруг Юзек схватил брата за руку и потянул его за собой. — Вицек, быстрее!
Послушный мальчик побежал за старшим братом, шляпа съехала у него с головы и держалась только на резинке.
— Юзек, ты куда?
— За пожарником! Поторопись!
По улице скакал на гнедой лошади пожарник в каске. Мальчики изо всех сил пустились за ним, стараясь не потерять его из вида. К изумлению Вицека, не только они бежали за пожарником. К ним всё больше присоединялось мальчишек. Все они обогнули какой-то костёл, перебежали через сквер и тут увидели, как пожарник въехал во двор, отгороженный от улицы забором. Во дворе находилась высокая круглая башенка с площадкой под крышей. Парнишки, задыхавшиеся от бега, остановились напротив и ждали чего-то.
— Зачем мы сюда прибежали? — чуть выговорил запыхавшийся Вицек.
— Как зачем? Пожарники поедут на пожар!
— А откуда ты знаешь?
— Вот так на! Разве кавалер не видел, как пожарник мчался по улице? — вмешался какой-то подросток.
Юзек искоса посмотрел на него и начал вполголоса объяснять Вицеку:
— Видишь то здание в глубине двора? Это
жарной команды, а вышка служит для наблюдений. Как только дежурный пожарник заметит подозрительный дым, он садится на лошадь и гонит во весь дух в место, чтобы проверить, не пожар ли это. В случае пожара...
В ту же минуту широко открылись ворота и на улицу с бренчанием и звоном выкатил противопожарный воз. На нём ехало шесть рослых пожарников в касках на головах и с топорами в руках. Пешеходы останавливались на тротуарах, приглядываясь к редкому зрелищу. Воз быстро скрылся за поворотом, за ним бежала ватага парнишек.
— Наверное, уже доехали к месту пожара! Недурно придумали с пожарником, не правда ли? Ведь если бы сразу выезжать на поднимающийся дым без точного адреса, можно заблудиться в узких уличках и не попасть в нужное место или не успеть вовремя: ведь нужно как можно быстрее прибыть к пожару.
— Как можно быстрее, — неуверенно повторил Вицек.
Немного спустя он осторожно, чтобы не обидеть брата, добавил:
— Однажды я читал в папиной газете о замечательном устройстве. Правда, я не всё понял, но устройство таково: человек говорит в специальную трубку, от неё идут провода ко второй трубке, установленной на соседней улице или ещё дальше. Приставив её к уху, можно услышать то, что было сказано в первую трубку. С помощью такого устройства, оно называется телефоном, могут разговаривать люди, находящиеся на большом расстоянии друг от друга.
Юзек воскликнул с торжеством:
— В Варшаве есть такое устройство! Дядя моего друга работает в банке, и там у них есть телефон.
— А как он действует? На каком научном принципе?
— Ну... сначала повертывают несколько раз рукоятку, а затем разговаривают, — неуверенно объяснил Юзек.
Вицек задумался: после такого
объяснения он решил не расспрашивать больше брата о подробностях действия телефона.
— По-видимому, в Варшаве работает несколько телефонов. С кем разговаривают в банке? А если тай, то пожарники, в первую очередь, должны иметь телефон. Тогда не нужно будет верхом на лошади искать по городу пожар, — сделал заключение Вицек.
Мальчики отправились дальше. Юзек незаметно поглядывал на гостя. Умный парень, ничего не скажешь! Бесспорно, он прав с телефоном для пожарников. Он обо всём знает, всё читал, его ничем не удивишь!
Что касается последнего, то Юзек ошибся. Мальчики уже подходили к дому, и вдруг Вицек остановился, как вкопанный. Его внимание привлекла витрина магазина Хилькнера. За стеклом стояла какая-то странная вещь: два колеса со спицами, соединенные наклонной рамой, причём переднее колесо было диаметром более двух локтей, а заднее — диаметром менее локтя. С обеих сторон большего колеса были прикреплены подставки для ног, а на раме было установлено сиденье. Вицек в молчании, широко открытыми глазами смотрел на странную машину.
— Неужели эта машина служит для поездок? — наконец спросил он.
— Как она не падает во время движения? Ведь оба колеса установлены в одной плоскости.
Не дождавшись ответа, Вицек перевёл взгляд на Юзека и настойчиво задал ещё один вопрос:
— Ты видел, как ездят на этой машине?
— К сожалению, нет, — откровенно признался Юзек. — По всей вероятности, Хилькнер только что привёз эту... этр колёса. Я тоже думаю, что машина неустойчива.
— «Бицикл!» — прочитал Вицек на листике внизу. — Если машина неустойчива, то зачем её делали? Непременно должен быть способ езды на бицикле. Только какой?
Юзек не забыл о шутке: пообедав, мальчики выскользнули из дому. В большом фруктовом саду почти точно по диагонали был выкопан глубокий и широкий ров. Около калитки ребята нашли лопату дворника.
— Жаль, что только одна лопата, — расстроился Вицек.
— Пустяки. Сегодня покопай ты, а я буду копать завтра, — уступил Юзек.
Мальчики шли вдоль рва, наконец Вицек выбрал место.
— Здесь не советую копать. Посмот-
ри, сколько мусора, а на дне какие-то черепки. Очевидно, в прошлом тут была мусорная яма.
— На такой глубине? Собственно, клады чаще всего зарывают в глиняной посуде. Неужели ты не читал об этом?
Вицек прыгнул на дно и принялся » углублять яму. Юзек присел на корточки и наблюдал за ним. Ему уже перестала нравиться глупая шутка, только было стыдно признаться.
По истечении некоторого времени Юзек всё-таки не выдержал и несмело предложил:
— Ты, наверное, устал, ведь очень тяжело копать. Может быть, пойдём домой.
— Ничего подобного! Я останусь здесь, — категорически заявил Вицек. — Мы лишь начали копать. Ты можешь идти домой, не беспокойся, клад и так разделим пополам.
Чем глубже копал Вицек, тем больше попадалось черепков посуды, какой, пожалуй, сейчас уже не делают. На дне одной миски как будто сохранилось немного зерна. А здесь? Обломки большого разбитого сосуда, а в нём — остатки сожженых костей. Интересно, что это такое?
— Вицек, кончай, пора домой, — просил Юзек.
Но Вицек так увлёкся раскопкой, что совсем не слышал слов брата.
И вдруг Вицек громко крикнул:
— Юзек! Скорее сюда! Клад, я нашёл клад!
Юзек в один миг очутился на дне ямы. Среди черепков блестели старые золотые и серебряные монеты, какие-то браслеты, длинные шпильки, что-то наподобие гребёнок, бусы из нанизанных на проволоку пуговок.
В результате глупой шутки брата, Вицек — любознательный мальчик из провинции — открыл древнее, праславянское погребение.
МАГИЧЕСКАЯ БУТЫЛКА
Ребята, вам хорошо известно, что все тела притягиваются к Земле. Если вы изучаете физику, то знаете, что сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести. В космическом пространстве, на значительном расстоянии от Земли, сила притяжения перестаёт действовать. Правда, можно искусственно создать состояние невесомости, но это слишком сложный процесс.
Под действием силы тяжести все тела падают на Землю.
Однако...
Иллюзионист заявляет, что способен «сделать» какой-либо предмет невесомым. Он берёт две бутылки из тёмного стекла, одну из них вручает зрителю вместе с полуметровым куском конопляной верёвки толщиной около 1 см.
Вторую бутылку фокусник держит в левой руке, в правой руке у него — такой же кусок верёвки (на ровно обрезанном конце не должно быть узла, вместо него конец верёвки следует обмотать несколько раз ниткой).
Фокусник просит зрителя повторять за ним все движения. Держа бутылку за горлышко вверх дном, он вставляет в неё конец верёвки, затем осторожно перевертывает бутылку и опускает руку. Что за чудо! Бутылка повисла в воздухе! Она вовсе не падает на землю, хотя верёвка совсем не плотно прилегает к горлышку. А вот у зрителя, несмотря на то, что он выполняет точно такие же движения, бутылка падает на пол.
Фокусник предлагает поменяться бутылками и верёвками. И снова
в его руках бутылка становится «магической». Почему же она не падает на пол, ведь на неё тоже действует сила тяжести?
ОБЪЯСНЕНИЕ ФОКУСА
Каждый из вас, ребята, сможет показать этот фокус, только предварительно нужно вырезать резиновый шарик диаметром около 1 см, а горлышки обеих бутылок оклеить оловянной фольгой.
Посмотрите на рисунок. Вы видите. Что шарик просто-напросто «блокирует» верёвку в узкой части горлышка бутылки.
Во время демонстрации фокуса надо незаметно вложить шарик внутрь бутылки. Как это сделать? Прижмите шарик боль-
шим пальцем (его иижннм суставом) левой руки к ладони. В эту же руку возьмите бутылку. Прежде, чем поместить верёвку в горлышко бутылки, вставьте туда шарик. Нельзя помогать себе второй рукой. Вам придётся немного потренироваться, пока вы не научитесь ловко выполнять данную манипуляцию. Вставив конец верёвки в горлышко бутылки, расположенной вверх дном, слегка потяните верёвку вниз — шарик должен «заблокировать» верёвку. После этого можете начать осторожно перевёртывать бутылку.
Перед заменой бутылки, держа её в горизонтальном положении, чуть глубже вставьте верёвку. При этом удастся протолкнуть шарик внутрь бутылки. Выньте из горлышка верёвку, немного наклоните бутылку — тогда шарик окажется у вас на ладони. Вот и весь секрет фокуса!
Перед показом фокуса постелите на пол коврик или одеяло, чтобы не разбилась «незаколдованная» бутылка.
Вы читали, наверное, книгу Жюля Верна «Гектор Сервадак»? А если не читали — прочитайте обязательно.
Книги Жюля Верна хороши не только своей занимательностью, — в них содержится очень много самых разнообразных научных сведений. Читатели затаив дыхание от невероятных событий, стремительно развивающегося сюжета, от необыкновенных приключений отважных героев тут же, попутно знакомятся и с географией, и с биологией, и с астрономией, и с физикой, и с механикой, и со многими другими науками.
Конечно, научные сведения, сообщаемые Жюлем Верном, не выходили за пределы того уровня, которого достигла наука при его жизни, но и сейчас они представляют большой интерес.
В «Гекторе Сервадаке» герои этого романа попали на астероид. Они назвали его — Галлией.
Астероид мчится в космическом пространстве все дальше и дальше удаляясь от Земли. На нем живет несколько человек, образовавших маленькую колонию.
Приводим один эпизод из жизни колонистов этого астероида:
«Этот же день был примечателен переходом одной из стихий Галлии в новое физическое состояние; на сей ра? способствовали этому сами колонисты.
После их окончательного переселения с острова Гурби на Теплую Землю им было необходимо ускорить замерзание Галлийского моря. Путь по льду облегчал сообщение с островом, выиграли бы от этого и охотники, по-
лучив более обширное поле деятельности. Итак, в тот день капитан Сервадак, граф Тимашев и лейтенант Прокофьев собрали все население на высокой прибрежной скале, которою заканчивался мыс.
Вода в море не застывала, хотя была довольно низкая температура. Это объяснялось ее полной неподвижностью: морскую поверхность не волновало ни малейшее дуновение. Как известно, в этих условиях вода не превращается в лед даже при температуре на несколько градусов ниже нуля, но простого сотрясения достаточно для того, чтобы она мгновенно замерзла.
В назначенный час явилась также и маленькая итальяночка со своим юным другом Пабло.
— Поди сюда, моя голубка, — подозвал ее капитан Сервадак, — и скажи нам, сумеешь ли ты бросить в море кусок льда?
— Конечно, — ответила девочка, — но только мой друг Пабло бросил бы ледышку куда дальше!
— А ты все-таки попробуй!
И Гектор Сервадак вложил кусочек льда в детскую ручонку, сказав:
— Смотри во все глаза, Пабло! Увидишь, какая волшебница наша Нина!
Нина размахнулась, и льдинка полетела в водную гладь...
И тут же раздался оглушительный скрежет и треск, подхваченный где-то далеко, за пределами горизонта: вся вода на поверхности Галлийского моря мгновенно превратилась в лед!»
Здесь фантастичны только масштабы, но суть явления совершенно реальна, научно обоснованная.
Кристаллические вещества плавятся и затвердевают при одной и той же температуре, постоянной для данного вещества (при условии, что давление не изменяется).
Лед, например, тает при 0°, а вода замерзает при этой же самой температуре.
Для того, чтобы лёд растаял, нужно, нагрев его до 0°, продолжать добавлять тепло. Это дополнительное тепло идет на разрывание связей между молекулами, образующими кристаллы льда и на увеличение теплового движения молекул. Но температура в процессе таяния будет сохраняться постоянная, равная 0°.
Вода в лед превращается при той же температуре 0° и эта температура не изменяется, пока данное количество воды не замерзнет.
Но вода, как и другие жидкости, принимающие при затвердевании кристаллическую структуру, обладает интересным свойством: ее можно переохлаждать, то есть доводить до температуры 10° ниже нуля. При этом вода не должна подвергаться сотрясениям и в нее ничего не должно попадать.
Мы с вами сейчас проделаем опыт, описанный Жюлем Верном, но разница будет в том, что мы его проделаем не с водой, а с более удобным для опыта веществом, да и масштабы будут более скромные. Мы проделаем опыт с гипосульфитом — кристаллическим веществом широко применяемым в фотографии. Когда будете покупать гипосульфит, обратите внимание, чтобы он состоял из крупных кристаллов и был сухой.
Наполните стеклянный пузырек кристаллами гипосульфита. Затем поставьте его в кастрюльку с теплой водой и начните ее подогревать. Нужно добиться, наклоняя пузырек из стороны в сторону, чтобы весь гипосульфит расплавился, превратившись в прозрачную жидкость. Вода ни в коем случае не должна попадать во внутрь пузырька.
Сделайте из бумаги пробку и пропустите через нее стеклянную трубку от пипетки. Когда вы заткнете пузырек, узкий конец трубки должен входить в расплавленный гипосульфит. А наружный конец трубки накройте ваткой, чтобы в него ничего не попало. Пузырек поставьте в укромное место для Предохранения от сотрясений.
Через некоторое время (2—3 часа) пузырек остынет до комнатной температуры и на ощупь будет холодный. Осторожно снимите с трубки ватку и бросьте в трубку кристаллик гипосульфита. Он должен быть достаточно крупным, чтобы застрять в узком конце трубки.
На ваших глазах от конца трубки стремительно начнется кристаллизация всего содержимого пузырька. Гипосульфит затвердеет.
Но вы помните, что плавление и затвердевание кристаллических веществ происходит при одинаковой температуре. И если вы возьмете в руки пузырек, который несколько секунд назад был совершенно холодным, вы почувствуете, что теперь он горячий.
Тепловая энергия выделилась в результате быстрой перестройки молекул гипосульфита, переходящего из жидкого в твердое состояние.
АЗБУКА РАДИОЛЮБИТЕЛЯ
В предыдущих статьях нашего цикла мы стремились познакомить вас с элементарными радиотехническими сведениями, без усвоения которых нельзя начать заниматься радиолюбительским делом.
Мы уже писали об основных радиодеталях, принципах правильного комплектования их, рассказывали о монтаже электронных схем.
Сегодня для всех наших юных радиолюбителей мы приводим первое описание «радиоконструкции», состоящей из нескольких элементов. Думаем, что у вас не будет трудностей с изготовлением данного устройства. Собственно, если даже и будут трудности, не расстраивайтесь. Помните, что «Краков не сразу построили». Каждый, даже самый крупный специалист, всегда начинал с простой модели и каждый встречался с теми или иными затруднениями. Всё дело в том, чтобы не испугаться трудностей, чтобы при первой неудаче не бросить начатую работу.
Старайтесь постепенно и систематически углублять свои знания, развивайте свои практические умения, накапливайте опыт. И тогда в любом деле «придут» успехи.
Хотя наша первая конструкция отличается исключительно простым устройством, она, безусловно, найдёт практическое применение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ «ТЕЛЕФОННАЯ ТРУБКА»
Часто бывает так, что кто-либо из домашних разговаривает по телефону, а второй член семьи тоже хотел бы услышать весь разговор. Аппаратов с двумя трубками нет. Поэтому сегодня мы предлагаем вам изготовить простое устройство, выполняющее роль дополнительной телефонной трубки. Это устройство состоит из транзисторного усилителя и малогабаритного головного телефона, соединённого с ним длинным проводом (рис. 1). Нашу «трубку» совсем не нужно (и даже нельзя) присоединять к телефонной сети. Приложив усилитель к боку телефонного аппарата, а головной телефон к уху, мы услышим разговор.
Принципиальная схема устройства показана на рис. 2. Мы надеемся, что вы уже научились читать условные обозначения элементов схем. Внимательно посмотрите на рисунок и проверьте свои знания. Как видите, основным элементом транзисторного усилителя является катушка индуктивности L, которая «улавливает» разговор. Ток, возбуждаемый в катушке, усиливается транзисторным усилителем, состоящим из двух транзисторов. Усиленные сигналы поступают в головной телефон. Устройство питается от плоской батареи напряжением 4,5 в.
Чтобы сделать данное устройство, вам понадобятся следующие элементы:
L — катушка индуктивности (согласно описанию)
С — конденсатор электролитический ёмкостью в пределах 2—20 мкф (любого напряжения)
R — резистор сопротивлением 220 ком любой мощностью (например, 0,25 вт)
транзисторы, типа МП 41
Б — батарея питания напряжением 4,5 в
1 шт
2 шт
1 шт
1 шт
Прежде всего изготовьте катушку индуктивности L. Для этого «отколите» кусочек ферритной антенны (любого диаметра) длиной 2—4 см. Можно использовать антенну любого радиоприёмника. На стержень антенны намотайте 1000—1500 витков тонкого эмалированного провода (толщиной 0,1—0,2 мм).
Затем соберите все детали на небольшой монтажной пластинке, например, так, как показано на рис. 3. Транзисторный усилитель можно смонтировать по-другому. Размещение элементов на пластинке не оказывает никакого влияния на действие усилителя, поэтому оно может быть произвольным
Рис. 2 Принципиальная схема усилителя
Обратите внимание на присоединение батареи, не забудьте, что отрицательным полюсом (—) является длинная пластинка, а положительным (+) — короткая пластинка батареи.
После надлежащей сборки схемы и присоединения батареи усилитель должен нормально действовать.
Транзисторный усилитель не имеет выключателя батареи, так как потребление тока настолько незначительно, что одной батарейки хватает примерно на 4—6 месяцев.
Транзисторный усилитель рекомендуем устанавливать с правой стороны телефонного аппарата (внизу). Громкость звуковых сигналов можно регулировать изменением положения усилителя сбоку аппарата.
ШЕСТЕРНЯ — ГИГАНТ
В Англии построена самая большая в мире шестерня. Пластмассовая шестерня весит всего 52 кг! Чугунная Рис. 3 Монтажная схема (вид С шестерня подобных размеров весила Пластинки) бы примерно в 10 раз больше.
МЕБЕЛЬ ИЗ ПОЛИСТИРОЛА
Одна французская фирма выпустила на рынок мебель, изготовленную из полистирола. Для кресел и диванов была использована полиуретановая пена. Технология новой мебели была разработана в рекордно короткий срок — в течение 10 месяцев. Мебель из полистирола дешевле деревянной, поэтому пользуется большим спросом покупателей.
ства. Собственно, если даже и будут трудности, не расстраивайтесь. Помните, что «Краков не сразу построили». Каждый, даже самый крупный специалист, всегда начинал с простой модели и каждый встречался с теми или иными затруднениями. Всё дело в том, чтобы не испугаться трудностей, чтобы при первой неудаче не бросить начатую работу.
Старайтесь постепенно и систематически углублять свои знания, развивайте свои практические умения, накапливайте опыт. И тогда в любом деле «придут» успехи.
Хотя наша первая конструкция отличается исключительно простым устройством, она, безусловно, найдёт практическое применение.
В ЯПОНИИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМ — «ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ»
14 миллионов долларов отпущено в Японии на постройку до 1975 года прототипов автомобилей с электрическим приводом. Намечено сконструировать грузовые автомобили малой и средней грузоподъёмности, а также автобус. Намечаемая скорость электромобилей — 70 км/час, пробег без подзарядки аккумуляторных батарей должен быть около 150 км.
НАУШНИКИ... ДЛЯ СЛОНОВ
Шум мешает не только людям. В одном английском зоопарке, расположенном близ аэродрома, слонам были вынуждены надеть наушники. Привезенные из Индокитая и не привыкшие к сильному шуму слоны, услышав гул самолётных двигателей, впадали в панику.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ ПЛАВАНИЯ
В Голландии сконструировано устройство для «сухого» (без воды) обучения плаванию. После выполнения с помощью автомата, ряда упражнений, координирующих движения ног и рук, ученики вскоре начинают плавать.
«ЧУДО» — МАТРАЦ
В Бельгии запатентован пляжный матрац из мягкой полиуретановой пены, покрытой виниловой и полиэфирной фольгой. Слой полиэфирной фольги посеребрён с внутренней стороны. Производитель уверяет, что такой матрац отражает солнечные лучи, особенно ультрафиолетовые, а задерживает греющее инфракрасное излучение. Благодаря этим свойствам матрац ускоряет загорание и «обогревает» в пасмурный день.
СОЛНЕЧНАЯ КАМЕРА
В Париже появились в продаже «солнечные камеры» — любительские узкоплёночные киносъёмочные аппараты с электродвигателем, питаемым полупроводниковыми солнечными батареями, которые расположены на верхней крышке кинокамеры.
ШЕСТЕРНЯ — ГИГАНТ
В Англии построена самая большая в мире шестерня. Пластмассовая шестерня весит всего 52 кг! Чугунная шестерня подобных размеров весила бы примерно в 10 раз больше.
АВТОМОБИЛЬ
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Ребята, помните ли вы «паровой локомотив» Ричарда Тревитика, который показался на улице в 1801 году, вызывая огромную сенсацию? Задолго до этого, ещё в детстве, Ричарду Тревитику довелось быть свидетелем странного происшествия...
По ухабистой дороге прогуливается викарий. Вдруг из-за бугра выкатывается нечто диковенное: высотой в полметра, на небольших колёснках, откуда-то изнутри вырываются со свистом клубы пара. Викарий остаиавливаетск, как вкопанный, с ужасом заметив, что чудовище несётся прямо на него. Подекочив на попавшемся камне, чудище перевёртывается и начинает крутиться на земле вроде карусели, при этом пар валит ещё больше. Что это такое?
Ничто иное, только настоящий дьявол! Викарий пытается бежать, но ноги отказывают ему. Сердце не выдерживает — и бедняга падает на землю мёртвым В это время к модели паровой машины на колесах, издающей последний «вздох», подбегает её изобретатель — Уильям Мёрдок. Из-за описанного несчастного случая У. Мёрдок был вынужден прекратить работы над созданиеи паровой повозки. И с тех пор безымянный викарий считается первой жертвой моторизации.
Уильям Мёрдок, конечно, не мог предвидеть опасных последствий своих исследований. Казалось бы, его последователи при создании самоходных повозок должны были позаботиться о безопасности пассажиров. Но, к сожалению, они почти ничего не еделали, чтобы поездки в примитивных экипажах, нередко развивающих выеокие скорости, были безопасными.
Самоходные повозки становились всё более популярными, число их постоянно увеличивалось, неудивительно, что росло и число несчастных случаев. Местные власти пытались сформулировать первые правила уличного движения, но часто они только мешали развитию моторизации. В то время никто не подумал о том, чтобы разработать правила, определяющие условия пригодности повозок для движения. По улицам и дорогам ездили автомобили, у которых ломались колёса, заедали примитивные подшипники скольжения, обрывались рулевые колёса. Люди стремилиеь лишь к одному — увеличению скорости движения.
И хотя позднее были введены правила уличного движения и составлены требования к техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомобилей, сами правила и требования не могли решить проблемы безопасности транспортных средств. Пожалуй, никакие правила не способны предохранить пассажиров от опасных последствий автомобильных катастроф, а ведь в жизни бывают ситуации, когда буквально невозможно избежать аварии. Существует единственный выход — строить такие автомобили, которые гарантировали бы безопасность пассажирам даже при самой серьёзной катастрофе.
Лишь в последние годы автоконструкторы серьёзно занялись данной проблемой, а сегодня вопрос о безопасном автомобиле стал самым насущным вопросом конструирования. Нужно признать, что уже ииогое сделано в этой области, ю бесспорно, ещё больше предстоит сделать. С некоторыми, наиболее интересными, новинками автомобильной техники я хочу коротко познакомить вас, ребята.
Известно, что от тормозной системы автомобиля во многом зависит безопасность поездок. Поэтому совершенствованию тормозов уделяется очень большое внимание. Всё чаще применяют наиболее эффективные дисковые тормозя. Современные автомобили снабжают, по крайней мере, двух-контуриой тормозной системой. В случае выхода из строя одного контура срабатывает второй контур. Уже устанавливают специальные автоматические устройства, устраняющие возможность блокировки колёс во время торможения на скользкой дороге. Благодаря антиблокирующему тормозному устройству удаётся избежать катастроф, вызванных заносом автомобиля.
Немалое внимание уделяется конструкции рулн. Чаще всего при столкновении автомобиля с препятствием руль повреждает грудную клетку водителя. Вот почему большинство современных автомобилей имеет складывающуюся рулевую колонку, состоящую из трёх частей. При лобовом ударе руль не перемещается внутрь кузова, так как колонка руля складывается подобно телескопической антенне приёмника.
Конструкция кузова также должна соответствовать требованиям безопасности. Особенно надёжным и прочным должен быть пассажирский салон. Конструкторы создали экспериментальные модели, у которых в момент столкновения и деформации кузова складывается в гармошку передняя или задняя часть машины. Такая гармошка предохраняет нассажирский салон от повреждений.
Конструкторы разработали несколько типов ремней безопасности, и сегодня многие водители и пассажиры пользуются ими. В случае внезапных и резких торможений такие ремни удерживают пассажиров на месте и предотвращают ушибы о различные предметы, находящиеся в салоне. Обычно пассажиры, пристёгнутые ремнями к сиденьям, бывают целы и невредимы даже после таких катастроф, когда автомобиль несколько раз перевёртывается через крышу.
Недавяо инженеры предложили ещё один, более совершенный, метод защиты водителя и пассажиров от травм. На руле, приборном щитке справа и сзади переднего сиденья устанавливают тонкие нейлоновые мешки, которые в сложенном виде почти совсем не занимают места. Прн столкновении мешкн за сотые доли секунды наполняются инертным газом. Как и ремни, они удерживают пассажиров на месте и предохраняют их от ушибов.
Почти все крупные автомобильные фирмы предназначили значительные средства для создании безопасного автомобиля, а таким безусловно, станет автомобиль в будущем. Специалисты подвергают новые автомобили умышленным авариям на испытательных полигонах. За руль машин, разбиваемых во время запланированных катастроф, сажают манекены с многочисленными датчиками, а испытание фиксируют на киноплёнку. Тщательно изучив полученный материал, автостроители вносят в конструкцию соответствующие изменения, проектируют очередные устройства, оберегающие пассажиров от тяжелых ранений. «Безопасность — прежде всего!» — таков девиз автостроителей.
Им приходят на помощь инженеры — дорожники. Они проектируют системы не-пересекающихся дорог, «безопасные» автострады, автоматические системы сигнализации.
Все изложенные моторизационные новшества должны способствовать тому, чтобы автомобиль был как можно более безопасным, чтобы он помогал человеку, облегчал ему жизнь, и не причинил несчастья
ГРОЗА В ПРОБИРКЕ
Некоторые химические соединения подвергаются быстрому и сильному окислению. Используя это свойство мы можем вызвать искусственную, «химическую» грозу с громом и молнией. Только сразу предупреждаем: пусть это будет мини-гроза, в противном случае опыт может оказаться опасным.
В лапке металлического штатива закрепите в вертикальном положении чистую сухую пробирку. Пробирку опустите в химический стакан или банку с водой, причём вода должна прикрывать лишь 2/3 пробирки. После этого вставьте в пробирку тонкую стеклянную палочку, которая должна стоять на дне, яе прикасаясь к стенкам пробирки.
Придерживая конец палочки левой рукой, возьмите в правую рук? заранее приготовленный небольшой химический стакан с 4 мл концентрированной серной кислоты. Приставив носик стакана к палочке, осторожно, не торопясь, вылейте кислоту в пробирку. Наш опыт не получится, если кислота попадёт на стенки пробирки.
Наберите в стеклянную трубку с узким концом или в обыкновенную пипетку 10 мл денатурированного спирта. Вставьте конец трубки или пипетки в пробирку и медленно выпустите отмеренный денатурат. Теперь в пробирке получим два отчётливых слоя жидкостей. Так как удельный вес кислоты намного больше удельного веса спирта, жидкости не смешиваются между собой.
Наконец бросьте в пробирку один (всего лишь один!) кристалл марганцовокислого калия. Брошенный кристалл задерживается на границе двух жидкостей... и начинается «гроза». Мы видим искры, слышим треск. В пробирке разразилась гроза с громом и молнией!
Верхний слой жидкости становится коричневым, а кислота в некоторых местах окрашивается в зелёный цвет. «Гром» и «молния» будут продолжаться около 10 минут. Когда перестанет первая гроза, можно бросить ещё один кристалл марганцовокислого калия.
Наблюдаемое явление объяснветсн очень быстрым соединением спирта с кислородом, выделяемым в результате реакции серяой кислоты с марганцовокислым калием. Окисление спирта сопровождается искрами и слабыми тресками. При каждом появления искры на поверхность спирта выплывает пузырёк углекислого газа С02, выделяемого при реакции.
Ребята, при проведении этого опыта строго выполняйте вышеизложенные указания, а также соблюдайте осторожность, необходимую при пользовании серной кислотой.
В промышленности и быту широко применяется древесина. Причём древесина различных пород по-разному используется. Это зависит от её строения, физических, химических и механических свойств.
Например, сосна имеет мягкую, легкораскалываемую, прочную древесину. Пихта отличается лёгкой, мягкой, легкорасслаиваемой, малоэластичной, стойкой на влажность древесиной.
Древесина ели — мягкая, лёгкая, эластичная;
Древесина лиственницы — твердая, тяжелая, очень прочная, стойкая на влажность, Не коробится; Древесина липы — лёгкая, очень мягкая, легко расслаивается и хорошо поддаётся обработке; Древесина клёна — твёрдая, плотная, малоэластичная, трудно расслаивается;
Древесина ясеня — очень эластичная, стойкая на изгиб, трудно раскалывается;
Древесина вяза — тяжёлая, трудно расслаивается, стойкая на действие атмосферных осадков;
Древесина дуба — очень твёрдая и ломкая, плохо поддается обработке;
Древесина берёзы — легко обрабатывается, прочная, плотная;
Древесина граба — исключительно твёрдая, тяжелая, эластичная, плохо расслаивается;
Древесина бука — твёрдая, тяжелая, плохо поддается обработке.
В НОМЕРЕ: 1. О любознательном мальчике из провинции. — 2. Фокус-покус — абракадабра... — 3. Опыт, описанный Жюлем Верном. — 4. Азбука радиолюбителя. — 5. По белу свету. — в. Автомобиль вчера, сегодня и завтра. — 7. Химия в нашем доме. — 8. Суда в половинках. 9. Уголок юного конструктора. Подвесная электрифицированная дорога. — 10. Ждут ваших писеи. — 11. Загадка.
|