СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — Письмо родителям — Бумага — Бутылки и банки — Веревки — Вода — Глина — Дерево — Животные — Игры на пальцах — Камни — Картон — Катушки — Кирпичи — Коробки — Консервные банки — Кукольный театр — Кухонные принадлежности — Кулинария — Мебель — Музыкальные инструменты — Насекомые — Одежда — Пантомима — Пакеты — Песок — Пластмасса — Прогулки — Птицы — Пуговицы — Растения — Стихи и песни — Танцы — Чтение
Предисловие
Уважаемые читатели, вы держите в руках необычную книгу. Достаточно представить какие-нибудь бытовые предметы, например катушки, банки, гвозди, веревки, затем найти названия этих предметов в содержании книги — и сразу же перед вами откроется множество простых, увлекательных, неожиданных и полезных способов использования таких предметов в детских ифах.
Как часто, купив ребенку дорогую механическую игрушку или роскошно одетую куклу, мы с удивлением и недовольством замечаем, что через два-три дня он совершенно теряет к ней интерес или пытается заглянуть, а что там внутри... Если игрушка дорогая, позволить тут же разломать ее способны очень немногие.
Тогда и звучит привычное: «Мне скучно! Купи трушку!» А вот другая, не менее знакомая сцена. Мама на кухне занята приготовлением обеда. Гут же рядом дочь — пытается что-то приготовить. Мама нервничает, она не может и играть с ребенком, и выполнять свою работ). Обычные слова: «Пойди поиграй, мне сейчас некогда!» Часто в подобных ситуациях родители просто не знают, как можно занять детей, как использовать все то, что в каждом доме лежит под рукой, что придумать, когда ребенок хочет выполнять домашнюю работу вместе с нами.
Всему этому поможет добрая и занимательная книга Анны Роговин. Вы узнаете, как гвозди и пуговицы могут быть использованы в трах на сортировку предметов по размерам и форме, как «рисовать» с помощью пуговиц, как сделать простые и забавные ифушки из пакетов, палок, веревок. Часто нам, родителям, кажется, что весь этот «хлам» не нужен ребенку, однако все эти предметы помогут развить у детей воображение, память, глазомер, сформировать простые мыслительные операции, помогут научить детей сравнивать предметы, устному счету, овладеть понятиями «много» и «мало». Уверена, что, прочитав книгу, вам и вашим детям захочется самим сделать игрушечный телевизор, выпустить домашнюю газету или журнал, организовать кукольный театр.
Но книга — это только начало! Многое вы можете придумать и сами. Автор постоянно подсказывает родителям, что шра с ребенком не требует ни больших затрат времени, ни больших материальных затрат на приобретение ифушек. Гораздо важнее творчество, фантазия и внимательный, веселый, озорной и терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые, увлекательные занятия.
Итак, давайте позволим детям сделать все то, что предлагается в этой книге, и придумаем сами что-то свое, новое.
Кандидат психологических наук А. С. Спиваковская
Книга никогда не была бы написана без моего удивительного мужа Мильтона.
Я с любовью посвящаю эту книгу ему и нашим детям, нашим внукам и всем детям планеты, которым так нужны мир и счастье.
Письмо родителям
Хотя, может быть, и существуют исключения, но я никогда не слышала о родителях, которые не хотели бы своим детям самою лучшего — чтобы они выросли физически и умственно здоровыми людьми и стали полезными членами общества, удовлетворенными своей жизнью, вce мы хотим этого своим детям, но не всегда легко найти к этому путь, и иногда нам нужна помощь. Я надеюсь, что эта книга окажет вам хотя бы небольшую помощь.
Однако очень прошу вас. не смотрите на меня как на авторитет. Я была в течение многих лет школьной учительницей и матерью троих — теперь взрослых — детей, каждый из которых живет и преподает в разных городах — Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. И хотя каждый из них любит природу — деревья, цветы, птиц — и знает о них очень мною, но все они выбрали работу в городских школах, где их помощь так настоятельно нужна. И конечно же. я горжусь этим Мой муж большую чаегь своего свободного времени проводит, фотографируя жизнь бедняков. Он фотографирует, уважая их чувство собственного достоинства.
Я позволю себе еще несколько замечаний. Вы. конечно, хотели бы знать, для детей какого возраста предназначена эта книга. На это трудно ответить, потому что все дети разные. Но я сказала бы так: книга может вам пригодиться уже тогда, когда крошечный ребенок начинает вертеться у вас на руках или, может быть, когда вы слышите его первый лепег, и до того момента, когда ребенок теряет интерес к игре с водой или же не просит рассказать сказку перед сном.
Каждый растез с присущей ему скоростью, и не надо его подталкивать и принуждать, с какими бы добрыми намерениями это ни делалось.
Я глубоко убеждена, что большинство детей обучается лучше всего тогда, когда они заняты вещами, доступными и важными для них.
Вы можете отметить, что все предметы и материалы, используемые детьми в играх, очень просты, их легко найти в вашем доме или поблизости от него, а занятия не связаны с соревнованием.
Я считаю, что детям нужно предлагать задачи, возбуждающие их активность, решение которых приносит им удовлетворение. Это полезно как самим детям, так и в конечном счете обществу в целом.
Вы увидите, что в книге часто предлагаются естественные объекты; мне кажется, что нужно воспитывать в ребенке симпатию к обыкновенным вещам, создавая тем самым гармонию с окружающим миром и понимание, что природа (несмотря на толпы в городах, загрязнение среды и т. п.) окружает нас, посылает нам сигналы и просит нас обратить внимание на:
свет, дождевого червя после дождя,
звезды, семена растений,
свежесть ветра. листья,
облака, голубей на пожарной лестнице,
дождь, белку, прыгающую на ветвях дерева,
желтые одуванчики, лягушку, сидящую в луже.
Дорогие родители, берите, что вам хочется, из этой книги. Перелистывайте ее время от времени. Выбирайте то, что кажется вам полезным. Ифайте с вашим ребенком и наслаждайтесь его обществом, ведь детство так быстро проходит.
Ваша Анна Роговин.
|