На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Хрестоматия для маленьких. Для воспитателя десткого сада. Елисеева Л. Н. — 1987 г

Сост. Лидия Николаевна Елисеева

Хрестоматия для маленьких

Для воспитателя десткого сада

*** 1987 ***


PDF

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

      Основное содержание хрестоматии составляют произведения художественного слова, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985) для детей в возрасте от первого года жйзни до пяти лет1.
      1 Произведения из основного списка отмечены в книге двумя красными звездочками, из дополнительного — одной синей.
      Кроме того, в книге представлен большой литературный материал для дополнительного чтения: стихотворения и рассказы для детей русских и советских писателей:
      А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф, Тютчева, А. Толстого, С. Есенина, В. Маяковского, С. Маршака, А. Барто, Л. Воронковой, В. Бианки и др.
      В книге три части. В первой части — произведения, доступные детям в возрасте до трех лет; во второй и третьей — сказки, стихи, рассказы для детей трех-четырех и четырех-пяти лёт.
      В каждой части хрестоматии есть разделы: «Устное народное творчество»; «Произведения русских поэтов»; «Л. Н.Толстой — детям»; «Советские писатели — детям»; «Произведения писателей мира — детям». Кроме того, во 2 и 3 части включен раздел «К. Д. Ушинский — детям». В конце книги представлены произведения малых фольклорных жанров: пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки, считалки.
      В Содержании хрестоматии указано, в чьей обработке даются песенки, потешки, сказки; кем и с какого языка сделан перевод (если перечислено несколько произведений одного автора, т. е. указание, с какого языка они переведены, дано лишь к первому из них); названы имена художников, чьими рисунками произведения проиллюстрированы.
      При подготовке данного издания литературный и иллюстративный материал был пересмотрен на основе новой «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.,1985).
     
      ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
      Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, — коммунистическое воспитание подрастающего поколения. И хотя на пути ее осуществления достигнуто уже многое, многое еще предстоит сделать.
      Немалая роль е идейном и нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. «Партия будет всемерно способствовать повышению роли литературы и искусства. Они призваны служить интересам народа, делу коммунизма, источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию», — говорится в новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза.
      Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства — определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет — богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
      Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством человеческого общения — речью. Овладевая речью, ребенок подучает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.
      Л. Н. Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал... так много, так быстро, что во всю остальную жиэунь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до м.еня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное раСстояние».
      Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
      Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастет, начинает приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
      Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка...»), накормить («Травка-муравка»..»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
      Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
      Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик — мальчик, ел — пел, наша — Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них.
      Своевременное развитие фонематического Шелуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь г баранки, калачи!..»; «Чини, чики, чикалоки,..»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».
      Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
      М. Горький писал: «Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка»1.
      Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе тРУДа на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность, Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания де%м, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
      Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, «о всему живому, интерес и уважение ч труду.
      Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен — это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — - «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — «Наша Маша», «Ладушки», «Огуречик...» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической — «Потя-гунушки, потягунушки...» — до юмористической — «Ты умница, разумница...»).
      Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию И форме («Курочка ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
      С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
      Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закатить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
      Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
      Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
      Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных произведений, Программой предусмотрено ознакомление дошкольников с вариантами сказок. В соответствии с Программой в хрестоматии представлены сказка «Теремок» в обработке М, Булатова и одноименная сказка в обработке Е, Чарушина; сказки «Гуси-лебеди» и «Привередница»; «Зимовье» и «Зимовье зверей»; «Заюшкина избушка» и «Лиса и заяц».
      Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» в обработке М, Булатова добрым, хорошим по контрасту со злым медведем по сказки Е. Чарушина. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье»; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница» ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки «Гуси-лебеди».
      Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
      Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько. глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и острогу ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
      Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
      Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее персонажей.
      Эта внутренняя активность — «жизнь вместе с героем» — как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
      Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.
      В, Г. Белинский писал; «Не говорите им; это хорошо, а это дурно, потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо; представляйте; им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное»1.
      Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто выдают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
      Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки свох более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого,захватившего воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
      Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их.
      Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).
      У детей трех-четырех лет.интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и Самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:
     
      За ступенькою ступенька —
      Станет лесенка,
      Слово к слову ставь складненько —
      Будет песенка.
      А колечко на колечко —
      Станет вязочка,
      Сядь со мною на крылечко,
      Слушай сказочку.
     
      Сказка, сказка, прибаутка,
      Рассказать ее не шутка.
      Чтобы сказочка сначала,
      Словно реченька, журчала
      Чтоб к концу ни стар, ни мал
      От нее не задремал.
     
      Широко используются и нестихотворные присказки вроде; «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево — эолотые маковки, По этому
      дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Присказка может иметь и такую концовку; «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».
      В качестве присказок могут быть использованы и потешки; «Из-за леса, из-за гор...» и др.
      Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми — присказкрй новой, интересной и забавной.
      Заканчивать сказку можно широко известными концовками; «Тут и сказке конец, кто дослушал — молодец»; «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя» или:
     
      Так они живут,
      Пряники жуют,
      Медом запивают,
      Нас в гости поджидают.
     
      И я там был,
      Мед, пиво лил,
      По усам оно бежало,
      В рот ни капли не попало.
     
      Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы; «Так-то! Смелость города берет!» или «Сам погибай, а товарища выручай!»*И др. Такая концовка закрепит впечатление от услышан» ного.
      Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — все это значительно развивает »эмоциональную восприимчивость детей.
      Для раздела «Произведения русских поэтов» отобраны стихотворения больших мастеров художественного слова.
      Значение художественных произведений в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера переоценить трудно. Произведения подлинной поэзии развивают воображение и чувства ребенка, делают его более чудкйм а восприятии всего окружающего, обостряют внимание к слову, к человеческой речи. Помочь детям почувствовать поэтические образы, поэтические картины, дать им вслушаться в музыку строк, научить радоваться встречам о подлинной поэзией — задача немалая.
      Подчеркивая значение произведении искусства для формирования человека, В. Г. Белинский советовал читать стихи А. Пушкина: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они... больше чувствовали... пусть и поэзия действует на них, каки музыка, — прямо через сердце...»1.
      Но чтобы добМься такого результата, взрослым очень важно предварительно самим разобраться в средствах выразительности, использует мых тем или иным поэтом, почувствовать особенности звучания его стиха. Только тогда можно суметь передать все эго детям. Только тогда можно будет дать детям в саом звучании стихотворных строк услышать, почувствовать, например, картину осенней природы, нарисованную А. К. Толстым:
     
      Осень. Обсыпается
      весь наш бедный сад,
      Листья пожелтелые
      по ветру. летят...
     
      Мир красок извуков окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту — значит сделать его более богатым духовно, более счастливым.
      Воспринятые чувством, надолго запомнятся детям поэтические образы, созданные А. Пушкиным, А. К. Толстым, И. Буниным, А. Блоком и другими замечательными русскими поэтами.
      К чувствам ребенка обращался и Л. Н. Толстой, создавая свои маленькие рассказы. Великое уважение к, ребенкувера в его душевные силы, в способность интуитивно понять очень многое пронизывают все его творчество, обращенное к детям.
      К творчеству для детей Л. Н. Толстой относился очень серьезно, вкладывая много усилий в создание своих миниатюр. Великий мастер художественного слова, он неоднократно подчеркивал, что рассказов было написано в двадцать раз больше и каждый переделывался по 10 раз и стоил большего труда, чем какое бы то ни было место из всех его писаний1. «Работа над языком ужасная, — надо чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно»3.
      И рассказы Л. Н. Толстого поражают законченностью, мудростью, лаконизмом изложения. Повествование предельно сжато, язык ясен и прост,
      Добиваясь простоты, доходчивости рассказов, писатель не дает готовых выводов даже в рассказах на темы морали. Он верит в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их; чувств, их интуицию.
      Многие из1 рассказов иносказательны, и подтексты этих коротких произведений, полных мудрости и гуманизма, малыши уловят далеко не сразу, но задушевный тон беседы вызовет у них ответной отклик, и постепенно дети все больше будут проникаться смыслом написанных строк. Знакомя детей с новыми миниатюрами, перечитывая уже известные, прислушиваясь к детским высказываниям, для того чтобы понять, что и как воспринято, взрослые сумеют помочь им почувствовать глубину содержания рассказов великого русского писателя.
      В хрестоматии помещен ряд познавательных произведений К Д. Ушинского. В этих рассказах повествуется о животных и птицах, об их повадках и привычках, описывается их внешний вид. Язык рассказов живой, яркий; писатель широко использует художественные средства, характерные для произведений устного народного творчества.
      8 разделе «Советские писатели — детям» художественные произведения различны по темам, по жанрам. Продолжая лучшие традиции устного народного творчества русской, литературы, писатели ведут с детьми то серьезный, то шутливый, то иносказательный разговор.
      В доступной ребенку дошкольного возраста форме писатели знак омят детёй с образом Владимира Ильича Ленина, рассказывают о родной стране, о советских людях. Заложить основы патриотизма, воспитать в ребенке гордость за свою Родину — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом.
      Целый ряд произведений посвящен морально-этическим проблемам,
      В. Маяковский во всю силу своего таланта, не боясь прямого морализирования, серьезно говорит с детьми о нашей советской этике. Строя все на подчеркнутых контрастах, он создаёт яркие образы, волнующие детвору. Горячая убежденность, уважение к детям, умение говорить с ними на равных, мастерство поэта делают стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» н ел рёв зон денным по силе прямого воздей ствия.
      Пробуждают в ребенке любознательность, желание активно помогать взрослым произведения С, Маршака, 3. Александровой, Е. Благининой и других писателей, В. Бйанки, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитоэ, Н. Сладков, Э. Шим, Ю. Дмитриев стараются подружить детей с миром природы. Они учат любить и охранять природу, наблюдать за жизнью растений, насекомых, зверей и птиц.
      Много в хрестоматии произведений К. Чуковского, поэта-сказочника, творчество которого близко к народному. Захватывая воображение читателя то стремительным развитием событий («Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»), то фантастичностью происходящего («Айболит и воробей», «Путаница»), К. И. Чуковский умеет многое: восхищенно рассказать о доброте, смелости и других хороших душевных качествах; веселой шуткой, занятной выдумкой высмеять недостатки; выпукло обнажить такие отрицательные черты, как трусливость, равнодушие, душевная вялость, Так, испугавшись Паука, гости Мухи-Цокотухи разбегаются во все стороны, прячутся по углам и щелям. Никого не трогают мольбы Мухи-Цокотухи о помощи, все трепещут за собственную жизнь: «И никто даже с места не сдвинется: пропадай-погибай именинница!», А побеждает злого разбойника маленький бесстрашный Комарик. К, Чуковский показывает, как отвратительна трусость, как прекрасны смелость и решительность.
      Конечно, глубокий подтекст сказок могут понять лишь взрослые, ню именно затем необходимо вдуматься даже в, казалось бы, простенькие, написанные для Забавь! сказочки, чтобы верно взятой интонацией, мимикой донести до детей их глубинный смысл. Повторные чтения таких произведений помогут малышам правильно воспринять услышанное.
      Разделы «Советские писатели — детям» — самые большие по объему. Разнообразие литературного материала, его выразительность позволяют каждому малышу найти для себя самое любимое, дорогое, волнующее.
      Немало в хрестоматий произведений писателей наших союзных республик. Полюбят детй и лиричный, полный мягкого юмора рассказ С. Вангели о молдавском мальчике Гугуцэ, и стихотворения поэтов Украины, Белоруссии, Прибалтики, в которых говорится о родной природе, о труде, о стремлении детей принять в нем участие.
      В разделах «Писатели мира — детям»; несомненный интерес представляют лирические стихотворения поэтов Индии, веселью жизнерадостные стихи поэтов Чехословакии и Югославии. По темам, по интонациям близки нам произведения Д. Габе, В. Стоянова (Болгария) и других зарубежных писателей.
      В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают1 особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребенке, творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.
      Однако еще раз необходимо подчеркнуть, что творческое восприятие детьми текста, рисунка во многом зависит от выразительности подачи его, систематичности, продуманности работы с книгой.
     
      ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
      В детской книге сочетаются два вида искусства: художественное слово и изобразительное искусство — живопись, графика1. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеют для него яркая, многокрасочная обложка, цветные рисунки. Мир красок, линий, воссоздающих на рисунке то, что ребенок непосредственно видит в окружающем мире, ближе ему, чем текст, который воспринимается еще лишь по общему звучанию, по отдельным словам, по интонации. Но и в рисунке многое малыш воспринимает интуитивно.
      Дело взрослых научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает* воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.
      В хрестоматии много рисунков Ю. Васнецова, Этот художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать ее настроение. Простымиро композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка способность со-страдать, со-чувстеовать, со-радоваться.
      Повторные рассматривания знакомых рисунков, раздумья о героях, о событиях сказок усиливают детские впечатления, развивают способность творчески воспринимать произведения искусства, формируют умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
      Надо учить детей подробно рассматривать и черно-белые рисунки, замечать в них выразительность художественных деталей.
      Впервые знакомя детей с рисунками, следует обращать внимание на те подробности, которые подскажут им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Так, на рисунках к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя» Ю. Васнецов композицией и изменением гаммы красок показывает, как от испуга девочка переходит к шалостям. На последнем рисунке она так весело" раскачивается на стульчике Мишу тки, что страх ее уже явно прошел. Это надо помочь заметить детям, предложив им сравнить иллюстрации.
      При повторных рассматриваниях, когда основные впечатления уже сложатся, надо обращать внимание детей на те детали в рисунках, которые будут углублять понимание и давать простор творческому восприятию, развивать воображение. Следует предложить им найти на рисунке стул, миску каждого медведя и напомнить текст.
      Художник показывает, как слишком свободно ведет себя девочка в чужом доме. Нужно дать детям заметить это, обратив их внимание на то, что из ее корзинки уже высыпалось много и. грибов, и ягод — так сильно она раскачивается на стульчике Мишутки. Но, если при первом же рассматривании предложить детям как можно подробнее вглядеться во все детали рисунка, у них появится, лишь впечатление множества не связанных Друг с другом предметов.
      Неоднократно прочитывая детям сказку, с каждыл разом все подробнее рассматривая с ними рисунки, задавая наводящие вопросы, воспитатель поможет малышам уловить своеобразие сказки (в ней нет ни «плохих», ни «хороших»), понять ее мораль.
      Многому научит прием сопоставления рисунков. Опыт показывает, что даже самое простое сопоставление рисунков одного или разных художников помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже понять идею произведения, характеры персонажей. Так, сравнивая первый рисунок норки с последним к сказке С. Маршака о глупом мышонке, дети замечают, как изменился вид норки: она стала мрачной, темной; матрац перевернут, свеча повалена; снаружи черные тучи закрыли небо, луны не видно. В самом центре рисунка художник В. Лебедев изображает фигурку мамы-мышки, и ее напряженная поза привлекает внимание детей. Автор сказки не говорит, чтб случилось с глупым мышонком, предоставляя детям самим догадаться об этом, а художник рисунком подсказывает ответ.
      В утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, хорошо рассмотреть рисунки к знакомой уже сказке, потешке. Такое рассматривание особенно важно для детей, у которых эмоциональное восприятие менее развито. Желательно привлечь к такой подгруппе и наиболее эмоциональных детей.
      Детские книги оформляет целая плеяда талантливых советских художников. У каждого свое видение мира, свое прочтение текста, своя художественная манера.
      В творчестве Е. И. Чарушина — писателя и художника — главным является стремление подружить детей с миром животных, научить любить и беречь его.
      Е. Рачёв умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Е. Рачев широко использует средства графики, четкими, линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа (лиса и журавль в одноименной сказке, медвежата и лиса в сказке «Два жадных медвежонка»).
      Иллюстрируя сказки, Е. Рачев обычно выбирает наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, использует противопоставления, для того чтобы перед ребенком ярко раскрылась самая суть произведения.
      На рисунке к сказке «Волк и козлята» художник изображает самый страшный момент. В распахнутые двери врывается волк;: Широко рас-« крыта зубастая пасть беспощадного волка, беззащитные, беспомощные, растерянные козлята мечутся по избе, стараясь спрятаться, кто Куда может. Такой рисунок не оставляет детей равнодушными. Они хотят поскорее услышать о том, как спасет своих детишек коза, и волк погибнет.
      Сказки К, Чуковского «Путаница» и «Муха-Цокотуха» иллюстрированы в хрестоматий рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, Окрторых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее про-н является способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуаций. Вот, например, рыбы, поднявшись на хвосты, в шляпах и с зонтиками важно разгуливают по земле, крокодил старательно тушит пирогами и блинами горящее море. Рисунки художника дополняют и подчеркивают забавную путаницу, котррая приводит в восторг ребят.
      В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета.
      В хрестоматии много иллюстраций А, Елисеева. В его рисунках к произведениям устного народного творчества тот сплав мудрости, доброты и юмора, которыми пронизаны сами песенки и сказки.
      Хорошо зная возрастные возможности детей, А. Елисеев в рисунках для самых маленьких подробно пересказывает весь текст. Композицией, яркостью красок он привлекает внимание ребенка к главному, Подробности художник переносит на второй план, Рисунки этого подлинно детского художника могут служить первой ступенью в воспитании у детей активного эмоционального восприятия иллюстраций.
      Рассматривая вместе со«взрослым рисунку, помещенные е хрестоматий, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подведет его к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.
      Потенциальные способности ребенка наиболее интенсивно развиваются в первые годы его жизни. Н. К, Крупская, А. С. Макаренко подчеркивали, что от того, какое воспитание получит ребенок в дошкольном возрасте, во многом зависит его будущее. И азбука нравственности, первые уроки порядочности должны быть усвоены маленькими детьми не формально. Честность, доброта, справедливость, чувство товарищества, желание работать ради других должны стать основой будущей нравственной позиции ребенка. Воспитание этих качеств — важнейшая задача дошкольных работников. От их творческого вдохновения, щедрости сердца, знаний и умений зависят судьбы многих детей. Художественная литература и искусство, воздействуя на ум, чувстаа ребенка являются незаменимыми и надежными помощниками педагога.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.