ОГЛАВЛЕНИЕ
9 ПРЕДИСЛОВИЕ
12 ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ
§ 1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ НА УКРАИНЕ
§ 2. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА
ГЛАВА ВТОРАЯ. РУЧНОЕ
ВЫШИВАНИЕ
§ 3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 4. НАЧАЛЬНЫЕ ШВЫ
§ 5. ВЫШИВАНИЕ СО СЧЕТОМ
§ 6. МЕРЕЖКИ
§ 7. АЖУРНО-МАСКИРОВОЧНЫЕ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ШВЫ
§ 8. ВЫШИВАНИЕ ГЛАДЬЮ
§ 9. АППЛИКАЦИЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВЫШИВАНИЕ МАШИНЕ
§ 10. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§ 11. МЕРЕЖКИ
§ 12. ДЕКОРАТИВНАЯ ВЫШИВКА
§ 13. ВЫШИВАНИЕ ГЛАДЬЮ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УЗОРЫ ВЫШИВОК
§ 1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ НА УКРАИНЕ
Вышивка — распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.
Этот вид искусства возник давно — корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V ст. н. э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX ст.).
Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории, которую занимает Украина, берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда — начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории нашей республики — трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).
Вышивкой украшалась одежда у скифов — жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот [18].
Известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI ст. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди,— еще недавно так одевались украинские крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Ученые считают, что их занесли туда славяне со среднего Подне-провья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка [12].
Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X ст. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду [18].
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Моно-маха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром [18].
Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками.
В Ипатьевской летописи от 1252 г. говорится, что князь Даниил Галицкий во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками [18].
Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.
Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Украины, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой [17]. На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.
На рубеже XVI—XVII вв. начинается могучая волна возрождения украинской культуры, развития различных видов искусства, в том числе и вышивки. Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и 1656 гг. проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно, описывая быт украинцев, отмечал, что у дочерей уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотой ниткой [17].
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.
Белая вышитая сорочка — неотъемлемая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности; сравнительно легко отличить полтавскую от подольской, гуцульскую от полесской. Они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышивкой на Украине занимались почти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ — весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. В одной из народных песен сестра советует брату выбирать лучшую невесту, которая имеет то преимущество, что она живописна, напоминая букет живых цветов. Конечно, не все девушки в то время имели возможность приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, но по украшению их одежда уступала одежде более богатых.
Русский ученый И. И. Георги — этнограф, естествоиспытатель и путешественник, который в 1768—1769 гг. побывал как участник академической экспедиции на левобережной Украине, писал, что одежда малороссийских дворянок состоит из кунтуша суконного, выложенного по краям полок, внизу и на перехвате золотыми сетками, позументами или снурками, и юбки из шелковой ткани, также выложенной внизу золотой или серебряной тесьмой [18].
В XVIII—XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но частично шли и на продажу.
Со второй половины XIX в. искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. Возникают артели и первые кооперативные объединения вышивальщиц. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов. На своеобразие украинской вышивки обращают внимание прогрессивные круги общественности, ею начинает увлекаться широкая публика. На этом интересе спекулируют различного сорта ловкие дельцы, которые быстро начинают организовывать производство и продажу народных вышивок на больших ярмарках и за границей. При этом предпринимателей меньше всего интересует художественное совершенствование вышивок, что не могло не отразиться на качестве изделий: появляются различные подделки, соответствующие мещанским запросам, и др.
Лишь в условиях _советской действительности начинается настоящий расцвет искусства народной вышивки на Украине. %6 апреля 1919 г. в «Известиях ВЦИК» было опубликовано постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О мерах содействия кустарной промышленности», направленное на улучшение условий труда народных мастеров, сохранение и дальнейшее развитие центров народного творчества.
В первые годы Советской власти большую роль в развитии художественных промыслов на Украине, в частности вышивки, сыграла Секция практических искусств 'при Киевском ис; полкоме. Значительным событием в культурной жизни молодой Советской Украины стала «Выставка современного крестьянского искусства», открытие которой было приурочено к празднованию 1 Мая 1919 г. Во время работы выставки Всеукраинский комитет изобразительных искусств Нар-компроса постановил приобрести лучшие экспонаты для музеев республики и издать альбом народного искусства. Эта выставка продемонстрировала творчество народных мастеров и утвердила его почетное место в советском искусстве.
В напряженные августовские дни 1919 г., когда страницы газет были заполнены лозунгами «Все для Красной Армии!», была найдена возможность выделить средства на открытие музея народного творчества. Такое начинание .было широко поддержано.
Выставка искусств народов СССР в Москве в 1927 г. показала, что на Украине возрождены кустарные центры и что они начинают работать по-новому, приспособляя свою продукцию к требованиям нового, советского быта. Расширялся ассортимент изделий и вместе с тем изменялись их художественные качества, обогащалась палитра. Образцы украинского советского народного искусства успешно экспонировались на зарубежных выставках.
В 30-х годах после открытия экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее украинского искусства коллективный труд народных мастеров и художников-профессионалов достиг новой ступени развития.
Выставка народного искусства 1936 г., экспонированная в Киеве, Москве, Ленинграде, стала выдающимся событием в культурной жизни страны. Представленные на выставке работы, изготовленные в артелях и мастерских,— образцы современной одежды, украшенной народным орнаментом, и другие вышитые изделия — открыли широкие перспективы применения народной вышивки в городском быту. Экспериментальная мастерская при Киевском музее украинского искусства и Киевском облху-дожсоюзе начала использовать народный орнамент для вышивания мужских сорочек, женских платьев и блузок городского типа.
В вышивке были распространены тематические изображения: панно, ковры и др. В 1938 г. на выставке в Москве экспонировался рушник, выполненный вышивальщицами Киевского укрхудожсоюза, украшенный рисунком на тему «Сельское хозяйство».
Творчество народных умельцев пользовалось повседневной поддержкой партийных и советских органов.
Вероломное нападение фашистской Германии прервало мирный творческий труд советских людей. Украинский народ вместе со всеми народами СССР самоотверженно встал на защиту Советской Родины. В героической борьбе советский народ отстоял социалистические завоевания, свою свободу и независимость, освободил народы Европы от фашистской тирании. Отступая с захваченных территорий нашей страны, фашисты оставляли после себя разрушенные города, села, промышленные объекты, вывозили с собой культурные ценности.
После Великой Отечественной войны трудящиеся нашей страны под руководством Коммунистической партии возродили народное хозяйство. Начался новый период в развитии украинского декоративно-прикладного искусства. Идейное направление этого развития определили постановления Центрального Комитета партии 1946—1948 и 1958 гг. по идеологическим вопросам. Эти постановления мобилизовали советских художников на борьбу за партийность в искусстве, освоение лучших традиций отечественной художественной культуры и основ народного творчества.
Продолжается процесс сближения профессионального и народного искусства, начавшийся еще в довоенные годы. В 1947 г. во Львове открылся первый на Украине Государственный институт прикладного и декоративного искусства для подготовки высококвалифицированных кадров художников прикладного искусства. Укрепляется творческое содружество художников и народных мастеров, в результате которого появляются совместные разработки проектов декоративной вышивки.
В 40—50-х годах инициатива в художественной вышивке переходит к художникам. Широкое распространение приобретает вышитый портрет известных поэтов, героев гражданской и Великой Отечественной войн и др. Начинают вышивать панно, посвященные знаменательным событиям, мемориальным датам.
Декоративно-прикладное искусство 60-х годов еще более, чем раньше, использует традиции народного творчества. Художники, изучая народное творчество, пытаются понять его суть и закономерность развития, освоить эстетические принципы. Коммунистическая партия и Советское государство создают наилучшие условия для развития художественной промышленности и народного искусства.
Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешанные в горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют.
Орнаментированный рушник — неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д.
Украшение рушников — неисчерпаемая сокровищница народной фантазии. В фондах только Черниговского краеведческого музея сохраняется более 7 тыс. орнаментированных рушников. Это лишь небольшая частичка творческого наследия нашего народа.
Основная работа по развитию и популяризации украинских вышивок сосредоточивается в последнее время в художественно-производственных мастерских, где украшаются предметы быта и одежды.
Теперь на Украине имеется много художественно-производственных мастерских, которые объединяют работу мастеров, направляют ее, организовывают обучение молодежи.
§ 2. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА
Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
На протяжении многовековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив «кривульки», или «бесконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т. е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровый орнамент встречается в вышивках западных районов Подолии. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежат «сосенки», «хвощ» и «перерывы», распространенные в южных и западных районах Подолии. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев или веток.
В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др.
Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
Народная художественная вышивка Украины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждой области она имеет свои отличия. Рассмотрим характерные особенности вышивки разных районов Украины.
Художественные вышивки Полтавщины многогранны по технике исполнения, формам узора, логике построения. Для полтавских сорочек характерны такие швы: крестик, путаный крестик, двойной прутик, зубчики, мережка, прутиковая мережка, вырезывание, счетная гладь, выкалывание, долбленка, ляховка в один и больше рядов, верхоплут (верхошов), вафель-ки, цепочки и др. Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов. Искусно, с высоким художественным вкусом подобранные сочетания швов образуют очень красивые узоры. Так, сочетание лиштвы с мережками или вырезыванием дает один из наиболее художественно совершенных типов вышивки, получивший особенно широкое распространение на Полтавщине (рис. 140, 141 145).
Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшалась белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки».
Техника вышивания Харьковской, Ворошиловградской областей имеет много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях республики, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихром-ные орнаменты, создаваемые полу-крестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.
Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону полотна — графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Кроме вышивки крестиком в этой области распространена также техника «занизывания», или «заволакивания» (локальные термины). Это одна из древнейших техник, полностью имитирующая узорчатое челночное ткачество. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется ритмически в виде ленты, тянущейся в горизонтальном или вертикальном направлении. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной ниткой на белосером фоне полотна. Одноцветные вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой (рис. 137,
143). В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Шитье поверхностное — крестик, гладь, прутик. Черный цвет сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного, чем достигается большой колористический эффект. Рельефность мотивов отходит на второй план, прежде всего бросается в глаза колоритность орнамента. Вышивки становятся более живописными (рис. 131, 138).
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Для того чтобы усилить общую выразительность вышивки, в ней используются главным образом два или более типов швов. Например, в одной композиции сочетаются швы прозрачные (выкол, вырезывание, мережка) с плотным настиланием или другим видом счетной глади. Рукав с сорочкой соединяется широким мережаным цветным орнаментом, так называемой черниговской расшивкой. Такая же расшивка соединяет уставку и станок с воротником. Полосатый орнамент размещается на уставках отдельными или сплошными полосами по рукаву. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного.
В Черниговской области женские и мужские сорочки мережатся прутиком так, как и в Подолии,— прозрачной мережкой («шабаком»), красными и черными нитками. Набор очень мягкими смежными стежками, напоминающий бисерные вышивки, характерен для черниговских и киевских сорочек.
Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризованный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный. Встречаются также желтый цвет, изредка серовато-голубой. Сорочки украшают гладью, за-низыванием, набором и крестиком.
В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с устоявшимися формами вышивки центральных областей республики, которая представляет собой сочетание орнаментальных мотивов и техник вышивания разных местностей, однако ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, исполняемые полукрестиком или крестиком. Это объясняется тем, что население здесь смешанное в национальном отношении.
Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.
Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение паучками, которым примереживают уставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные (рис. 142).
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки* до края рукава.
* Полочка — основная передняя деталь плечевых изделий, ограниченная сверху горловиной и плечевыми срезами, а с боков — проймой и боковыми срезами.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Своеобразным центром искусства вышивания в Подолии является село Клембовка. Клембовчанки одни из первых на Украине получили звание мастеров народного творчества. Художественные изделия фабрики «Женский труд» известны во всем мире, они экспонируются на разных выставках и международных ярмарках, неоднократно им были присуждены золотые медали.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья (кроме определенных общих черт) является большое количество отдельных частей региона со своими колоритом и специфическими особенностями. В прошлом почти каждое село отличалось от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов. Так, в вышивках села Космачи преобладает осенняя гамма цветов, а в верховинских узорах — гамма синих и фиолетовых (рис. 131, 136, 149, 150 — 152).
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах области орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость. Вышитые сорочки колористически разнообразны (рис. 133, 135, 137, 144).
На Буковине (Черновицкая обл.) кроме геометрических и растительных мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск. Наблюдается некоторое изменение построения гуцульских мотивов — вместо ленточной композиции все чаще за основу берется какой-нибудь один центральный мотив (рис. 132, 134, 139, 146, 148).
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в различных техниках исполнения. Преобладают техника «заволакивания» и вышивание крестиком, часто также применяются вырезывание и шитье. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.
Развитие современного народного искусства обусловливается характером и требованиями научно-технического прогресса. Промышленность уже давно удовлетворяет потребности людей в одежде. Домашнее ткачество и вышивание играют вспомогательную роль и ограничиваются художественно-декоративной функцией.
Ускоренный ритм современности, появление новых видов и форм проведения досуга, рождение новых культурных традиций влияют и на характер вышивки. Исследователи отмечают тенденцию к некоторому упрощению и лаконизации орнамента.
В последнее время значительное распространение приобрела машинная вышивка, которая широко применяется при отделке некоторых видов одежды, в швейной промышленности, а также при изготовлении декоративных тканей большого размера. Наследуя отдельные образцы народного орнамента, машинная вышивка не может заменить ручную, а развивается своим путем в соответствии с особенностями машинной техники.
Как традиционное народное творчество и как творчество профессиональных художников вышивка успешно развивается и приобретает новые декоративные черты.
Художественную вышивку широко и разнообразно применяют для украшения одежды, а также современного интерьера. Наряду с традиционными атрибутами украшения жилища (скатерти, дорожки и др.) заметное развитие приобрело искусство изготовления тематических панно с вышитыми портретами знаменитых людей, изображениями памятных дат и советской эмблематики — серпа и молота, государственного герба, пятиконечной звезды. Широко используются декоративные шторы, занавеси для общественных помещений, залов, столовых.
Благодаря совместному труду народных мастеров и художников-про-фессионалов украинская советская вышивка всесторонне развивается, широко входит в художественную промышленность, находит применение в быту города и села. Советские художники все свои силы отдают работе над произведениями, достойными величественных свершений нашего народа, а лучшие традиции национального искусства золотым дождем вливаются в общую сокровищницу советского многонационального искусства.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|