На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Я строю автомобиль. Захарченко, Туревский. — 1989 г

Василий Дмитриевич Захарченко
Илья Семёнович Туревский

Я строю автомобиль

С рисунками Херлуфа Бидструпа

*** 1989 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



     
      Двадцатый век — век технизации, породил своего идола — автомобиль. Наиболее привлекательны нестандартные автомобили, созданные конструкторами-любителями.
      Предлагаемая книга раскрывает творческую лабораторию умельца. В ней заботливо собраны наиболее своеобразные, порой парадоксальные конструкции автомобилей, способные ездить, плавать, двигаться по лестницам, снегу, болотам и бездорожью. Описание уникальных машин иллюстрируется цветными разрезами, фотографиями, карикатурами.
      Целый раздел посвящен конкретным проблемам строительства автомобиля.
      Книга рассчитана на автолюбителей и конструкторов-профессионалов, студентов и водителей, актив технических кружков и станций.
     
      Василий Захарченко — известный писатель, поэт, работающий кроме того в жанре научно-художественной литературы.
      На протяжении почти сорока лет был главным редактором журнала «Техника — молодежи», возглавившего движение любительского автомобилестроения в стране. Будучи председателем экспертного совета телепepeдачи «Это вы можете», В. Захарченко много делает для пропаганды технического творчества.
      Илья Туревский - инженер-автомобилист, председатель секции любительского автостроения при Всероссийском добровольном обществе автолюбителей. Неизменный начальник автоколонн всесоюзных пробегов любительских конструкций.
     
      Содержание
     
      I. ОПЫТ ИДУШИХ ВПЕРЕДИ
      Умелец — богатство народное 20 Психотехнический пробег 27 Какой автомобиль выбрать 35 Побольше автомобилей хороших и разных 40
      Автомобили повышенной комфортабельности 48 От спортивных до ретро 56 Дача на колесах 60 Молодежный автомобиль 72 Автомобиль проходит везде 78 Автомобиль плавает 88 От мотоцикла к автоциклу 99
      II. С КАРАНДАШОМ В РУКЕ
      Что нужно знать о движении автомобиля 104 Как выбрать силовой агрегат 114 Компоновка автомобиля 117 Рассчитаем раму 124 Подвеска автомобиля 126 Колеса и шины 137
      Приступаем к изготовлению кузова 149 Кузов делаем из металла 156 Кузов делаем из пластмассы 162 Двери и их элементы 171 Выбираем тормозную систему 178 Глаза вашего автомобиля 182 Оборудование и приборы 186 Делаем прицепы 195
      ТВОИ АВТОМОБИЛЬ И ОБЩЕСТВО
      Клуб САМАВТО 200 Где что взять 203
      Твой автомобиль и Госавтоинспекция 206
      Безопасный автомобиль 209
      Автомобиль — движение — безопасность 213
      Ответственность за нарушение правил дорожного движения 219
      Идеи жаждут внедрения 220
      Поможем создато городской е втомобиль 225
      Давайте организуем пробег 242
      Немного о будущем 245
     
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ

      Ни в коей мере не принижая значения коллективного творчества в деле созидания, хотелисо бы оста новлтьси иг роли личности в изобретательстве, в от крытии нового. Она чрезвычайно велика, скажу больше - во многом определяюща.
      Крупнейшие изобретения, первые шаги в той или иной области были обязаны прозорливости талантливых, а порой гениальных одиночек.
      Творческие коллективы любой opганизации. как правило, работают по магистралоным направлениям, в основе которых лежат открытия, гипотезы, диссертации одного-двух ученых. Именно они часто дают необходимый толчок для плодотворной деятельности порой весьма многочисленного коллектива. И если для коллектива нужна эта творческая «затравка» первопроходца, и очень часто для воплощения в жизнь любой самой гениальной идеи одиночки необходим кропотливый труд большого талантливого коллектива.
      Оба начала прочно взаимосвязаны, практически неразрывны, Изобретательский талант, как и любой другой, дан природой далеко не каждому. Найти себя нелегко. В силу разных причин обстоятельства уводят порой талантливого человека е ыорону от того, что ему предначертано судьбой. Он овладевает другой профессией и работает совсем е иной области.
      Но неистребимая потребность изобретательства, поиска нового не покидает способного человека, и он творит, как говорится, по «совместительству» с основным делом. Тем самым он вступает в разряд народных умельцев, становится конструктором-любителем — автором самодельных механизмов, машин, приборов.
      По качествам и достоинствам конструкции любителей порой превосходят промышленные образцы. Но при этом часто создателям новинок приходится преодолевать огромные трудности. Они работают и за конструкторское бюро предприятия, и за опытное производство, и за испытателя, «ставящего на крыло» свою конструкцию.
      Именно о таких замечательных людях в области автомобилестроения и рассказывает эта интересная книга. Она повествует о конструкторах-автолюбителях и о замечательных автомобилях, созданных ими за последние годы в «домашних» условиях.
      Конструкции, собранные в одной книге, являют собой своеобразное выражение народной мудрости, народного таланта на том поприще, которое привлекает к себе сегодня всеобщее внимание — на поприще автомобильной техники. А ею увлекаются в наши дни и стар и млад.
      Вот уже два десятка лет, как в нашей стране по прекрасной инициативе журнала ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи» проводятся всесоюзные пробеги любительских автомобильных конструкций. На этих пробегах, проходивших во многих республиках, выявлялись наиболее интересные конструкции умельцев из разных уголков страны. Огромная и полезная работа по пропаганде научно-технического творчества проводится при встречах участников пробегов с десятками тысяч энтузиастов, а также с агитбригадой, в которую наряду с писателями, учеными входят и космонавты.
      Я был рад принять участие в нескольких пробегов. В силу человеческого и профессионального любопытства мне не только было интересно ознакомиться с необычными механизмами, но и очень хоте лось попробовать каждую машину на ходу 7 ак я и делал, садясь за руль почти всех автомобилей. Аьтомо-били поразили меня многими своими достоинствами. Ведь в каждом из ни былс нечтс вполне пригодное для внедрения на серийных автомобилях. Многие предложения умельцев не так уж труднс использоватс на автомобильных заводах. Порою среди любительских конструкций встречаются совсем неожиданные технические решения, которою заслуживают самого пристального общественного внимания.
      Я ездил на автомобиле Владимира Миронова. Его автомобиль с бесступенчатой коробкой передач очень перспективен. Оригинально созданный умелвцем. он достоин серьезного внимания специалистов. Мне понравился джип Славы Хапшаносова из Армении. Это прекрасный легковой автомобиль, простой в изготовлении. Такой автомобиль целесообразно использовать е сельской местности. Замечательны автомобили-амфибии Игоря Рикмана и Дмитрия Кудрячкова. Их таи недостает нашем народном хозяйству при обилии, в стране рек и озер А как облегчили бь. деятельность жителей отдаленных районов Северг и Сибири вездеходные машины конструкции Громова и Кулыгина.
      Для кузовоЕ многих любительских автомобилей использованы пластмассы В этом отношении наибольший интерес представляет автомобиль Ю Алгебраистова — скоростной аэродинамической формы, современного дизайна.
      Новую технологию в производстве автомобилей сулит своеобразная конструкция кузовг автомобиля Николая Дорошенко из г. Сумы Пластиковый кузов составлен из легко заменяемых элементов — модулей.
      Заслуживает серьезного внимания я беспрерывный дизайнерский поиск конструкторов-любителей открывающий широчайшие возможности в выборе фоомы и конструкции автомобилей.
      К сожалению, дс сих пор отношение производства к народным умельцам пренебрежительное. Усматривая в талантливом конструкторе-любителе не своего помощника, а своего конкурента, официальные учреждения чаще всего не помогают, а, наоборот, мешают внедрению любителоских решений в производство.
      Если в научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях большинство изобретений создается в порядке исполнения служебных обязанностей плановых заданий, то новатооы-одиночки соз дают новшества е порядке личной инициативы. И если в первом случае искателям нехоженых путей в технике содействуют ооганизации и коллективы, то энтузиасты-одиночки такой поддержки лишены. А фудностей, особенно новаторского характера, много.
      Надеюсь, что всеобщая перестройка затронет коренным образом и народное творчество. Подлинно творческое начало, не сомневаюсь, восторжествует Ведь только в нашей стране так широко развито самодеятельное техническое творчество. Ничего подобного я не встречал за рубежом.
      Предлагаемая читателю книга блестяще раскрывает творческую лабораторию умельца. Этому помогают и приведенные высказывания самих создателей автомобилей, и отличные иллюстрации.
      Могу с полной ответственностью сказать, что подобных изданий в нашей литературе не существует. Рассказывая о новаторах, книга сама является новаторской как по содержанию, так и по форме.
      Сочетание в книге строго технического начала с жизненными чертами характера самих умельцев сделано столь тактично, что воспринимается как естест венное целое. Вот он, талантливый человек... Вот плоды его труда... Их надо использовать...
      Весьма полезны и ценны ссылки авторов на автомобильные пробеги любителей. Орбиты автопробегов пересекли сотни городов всех союзных республик, способствуя развитию технического творчества.
      В книге отмечается также весьма положительная роль широко известной телевизионной передачи «Это вы можете». Передача постоянно рассказывает миллионам зрителей в дискуссионной манере о творчестве автолюбителей. Авторы книги имеют самое прямое отношение к освещаемой проблеме они участники и руководители процесса становления любительского автомобилестроения в стране.
      Уверен, что эта яркая и полезная книга найдет самого широкого заинтересованного читателя, от простого любителя до умельца, пожелавшего построить автомобиль своими руками, от человека, который привычно крутиn баранку, до конструктора-профессионала, который найдет б книге много нового и полезного для своей будущей работы по проектированию серии-ного автомобиля.
      Очень хочется, чтобь: книга увлекла читателя в i ipe-красный мир творчества, который сделает его жизнь более интересной и содержательной.
      Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Владимир ДЖАНИБЕКОВ
     
      * * *
     
      Автомобиль является не только средством транспорта, обеспечивающим доставку грузов или людей из од-ного пункта в другой. Для ичень многих автомобиле является еще и средством, которое само по себе может доставить удовольствие и радость. Каждый хочет или купить, или сам построить автимобиль. Причем многие хотят именно сами построито автомобиль, вложив в это дело свои оригинальные идеи, смекалку, творчество, кропотливый труд.
      Предлагаемая книга может помочь тысячам автолюбителей построить объект своих мечтаний. Она, конечно, не может стать учебником или руководством для тех, кто создает автомобили на предприятиях промышленности. Не может потому, что требования массового или крупносерийного производства, типаж, диктуемый спросом миллионов людей, или нуждами народного хозяйства, техноло1ия массового изготовления радикально отличаются от индивидуальных требований и возможностей отдельных «автомобилестроителей». Тем не менее, книга полезна. Полезна не только для тех, кто будет строить автомобиль сам, но и в какой-то степени для тех, кто проектирует автомобили промыш ленного производства. В книге есть немало нетривиальных конструктивных идей и решений. V не беда, что многие из них не могут быть непосредственно применены в конструкции автомобилей, выпускаемых тысячами и миллионами. Эти идеи моут быть использованы при создании промышленной конструкции.
      Книга написана живым языком, в увлекательной форме. В связи с этим следует кое-где снисходительно отнестись к терминологии и даже к некоторым заключениям авторов. Не всегда авторы строги и б определениях. Однако, имея в виду основную благородную цель книги — помочь увлеченным людям построить автомобиль, приобщите к техническому творчеству еще больше людей, можно не только простить авторам отдельные недостатки книги, но и поблагодарить их за прекрасную инициативу и большой труд.
      Доктор технических наук профессор Г А СМИРНОВ
     
     
      ВСТУПЛЕНИЕ
     
      Есть изобретение, которые своим появлением на многие годы, а порой не столетия определили развитие мировой техники. Такими являются паровая машина, электрический генератор, автомобиль, самолет, космический лирабль.
      Сто лет назад на дорогах Европь появился нескладный, по сегод няшнему пониманию, экипаж на высоких колесах, с подрезиненными ободьями, с кучерским облучком и мягким сиденьем для пассажиров, прикрытым сверху кожаным козырьком, заимствованным от курьерских дрожек. Впереди экипажа иногде бежал человек с флагом, предупреждая пешеходов об опасности столкновения с экипажем.
      Пешеходы с удивлением взирали на движущийся без лошадей экипаж. За спиной у пассажиров тарахтел, выпуская клубы голубогс дыма, необычный длх того времени двигатель. «Кучер» довольно ловко справлялся с поворотом передних колес и с опасным для жизни пуском двигателя — пуская двигатель, он заставлял трогатъся с места необычную повозку.
      В нашей стране первый автомобиль быт сконструирован и построен морским офицером Яковлевым е Санкт-Петербуга в 1886 году. К сожалению, первой русский автомобиле не сохранился. Однако существует его фотография, а недавно при разборе старого заброшенного эллинге в Ленинграде были найдены некоторые узлы историческом машины. По этим деталям и фотографии первый русский самодвижущийся экипаж восстонавливается сегиня умельцами, и скоро его увидят посетители Политехнического музея в Москве.
      Первые самодвижущиеся конструкции, названные автомобилями, существовали вначале лишь на уровне циркового аттракциона. Но они оказались исключителино живучими — внедрились в нашу жизнь видоизменяясь и совершенствуясь с каждым годом.
      Прошло десятилетие. Автомобилям уже не удивлялись — к ним привыкли. Через полвека они дружно двигал исс по трассам и улицам городов всех стран мира.
      Через столетие сэмодвижущиеся экипажи заполонили весь Земной шар, определяя развитие цивилизации. Миллионы автомобилей практически согнали с планет лошадей и потребовали создания густой сети автомобильных дорог, полной перестройки уличного движения в городах. Одновременно возникла необходимость создания системы обслуживания и питания бесчисленного «железного стада». Под его натиском стремительно развилась нефтеперерабатывающая промышленное 1в, вое торжествовало одно из самых передовых производств в мире — автомобилестроение.
      Всего лишь 22 с необходимо ждать, чтобы с одного из трех параллельных конвейеров Волжского автомобильного завода (ВАЗ) сошли очередные «Жигули», ставшие мечтой и кумиром. За 45 с рождается сегодня автомобиль на японских заводах фирмы «Тайота», За 37 С — на конвейере фордовского завода в Детройте.
      Автомобиль... Это слово звучит привычно, как сама жизнь. Это естественная частица нашей жизнедеятельности. Без автобусов, грузовых и легковых автомибилей мы уже не представляем своего существования. Более того, автомобиль изменил не только сам характер нашей жизни, но и наше сознание. Рядом с автомобилем мы стали иначе мыслить. Автомобильная промышленность является одним из мерил уровня технического оснащения страны. Научная мысль, связанная с развитием автомобилестроения, характеризует высоту горизонта новаторских поисков в области совершенствования самого популярного из технических чудес двадцатого века, нe удивительно, что за последние годы именно в области автомобилестроения появилось то, что мы называем обобщенным термином научно-техническое творчество. Тысячи конструкторов-профессионалов и любителей приложили свои усилия для усовершенствования конструкции автомобиля, улучшения его экономичности.
      Ведь бесконечные потоки автомобилей на улицах, площадях и автострадах созданы человеческими руками, стали неотъемлемой частью окружающей среды — «второй природой», по образному выражению Максима Горького, которая появилась в результате развития человеческой деятелвности.
      Автомобиль сегодня — часть окружающей природы. Он обязан украшать ее, отвечая современным представлениям о красоте и гармонии, а не пугать нас железным призраком всеуничтожающей техники, вырвавшейся на просторы планеты.
      И что интересно... В эту взаимосвязь человека с машинизированной природой стремятся внести свой вклад не только профессионалы, ответе!венные за развитие автомобилизма, но и многочисленные талантливые любители техники Увлеченные автомобилем энтузиасты — одержимые люди самых разных порой даже нетехнических профессий — находят иногда решения, значительно превосходящие те, что предлагаются спокойным разумом сотрудников иных конструкторских бюро и институтов. И в этом нет ничего неожиданного.
      В постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 5 февраля 1987 г. «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного технического творчества» отмечено, что всемерное развитие самодеятельного технического творчества граждан СССР является одним из важных факторов претворения в жизнь намеченного партией курса на ускорение научно-технического прогресса, расширяет возможности для проявления инициативы советских людей в решении актуальных народнохозяйственных задач, способствует повышению их интеллектуального и культурного уровня, раскрытию индивидуальных творческих возможностей, росту самосознания, организации активного и общественно полезного досуга, воспитанию творческих трудовых навыков у молодежи и подростков, повышению культуры быта и условий жизни населения.
      В 60-е годы известный журнал «Техника — молодежи» возглавил движение самодеятельного автомобилестроения в стране. За эти годы на страницах журнала, на экранах телевизоров, во время восемнадцати автомобильных пробегов, прошедших через всю страну, глазам миллионов читателей и зрителей предстали десятки удивительных изобретений в области автомобилестроения.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.