СОДЕРЖАНИЕ
Значение подвижных игр и воспитании детей
Методика проведения подвижных игр
Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах
Особенности методики проведения подвижных игр в средней и старшей группах
Особенности методики проведения подвижных игр в подготовительной к школе группе
Создание условий для игр 13
Игры в первой младшей группе 20
Игры во второй младшей группе 35
Игры в средней группе 47
Игры в старшей группе 62
Игры в подготовительной к школе группе 83
Приложения
ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре распиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду на специальных занятиях с помощью упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и: следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом —они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Это свойство игры высоко ценил П. Ф. Лесгафт. Он указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательную силу, считал ее сложным действием более высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребенка.
Особо он подчеркивал гот факт, что игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает жиоо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Эта тесная связь физического и психического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.
Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организация жизни детей, имеют большое значение в воспитания взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
Большая рать в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам. Требования строгого соблюдения правил — бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах и пр. — учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности.
В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников. Так, например, в игре «Горелки», согласно правилу, надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чей отряд быстрее построится» по сигналу надо быстро бежать на свое место: малейшее замешательство одного может подвести весь отряд.
Во многих подвижных играх старших дошкольников с мячами, обручами, скакалками, камешками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чужая помеха не считается» (это значит, что, если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами.
Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовав согласованно, считаться с мнением большинства.
В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др.), дети либо действуют в указанном направлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной — тогда воспитатель выбирает игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.
Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, после довательность, активность, сознательность и др.
В сборнике игры подобраны для детей с третьего по седьмой год жизни в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Для каждой возрастной группы игры расположены по принципу преобладающего вида движений: ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье1.
1 В указателе игр, помимо преобладающего, названы и другие движения. а также качества, развитию которых способствует та или иная игра, и это следует иметь н виду при подборе игр.
Поскольку есть игры, в которых, кроме основных движений, используются и другие, в частности ритмичные хлопки, притопывание и пр., — эти игры выделены в сборнике в группу: «Игры с разнообразными движениями». Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели: в одном случае он фиксирует внимание на подлезании, в другом — на прыжках или на согласованности движений, в третьем — на умении ориентироваться в пространстве и т. д.
В отдельную группу выделены игры на развитие мелких мышц кисти руки, пальцев, а также координации, точности движений, на выработку умения рассчитывать силу и направление удара, броска и пр. Подобные игры должны использоваться уже в первой младшей группе: нанизывание бус, забивание колышков, завинчивание гаек и др. Далее это будут мозаики, лучинки, а в старшей и подготовительной к школе группах должны повседневно использоваться также настольные игры: «Летающие колпачки», «Накинь кольцо», «Настольный баскетбол», «Бирюльки» и др., которые следует рассматривать как одно из средств подготовки руки к письму и трудовой деятельности.
При такой довольно условной классификации трудно вычленить игры, упражняющие слабые мышцы спины, шеи, живота. О них надо помнить в каждой игре, так как в результате недостаточного внимания педагогов к развитию si их мышц у дг-т«й обнаруживается плохая осанка, выступающие лопадки, исправления которых требуется уже специальная гимнастика. Задача детского сада — организовать всю работу с детьми, и а частности деятельность детей так, чтобы она являлась надежной профилактикой всяких отклонений в развитии.
Например, в широко известной игре «Гуси-лебеди», которая используется в разных возрастных группах, следует напомнить детям, что, когда гуси гуляют, они щиплют травку, пьют воду. Имитируя эти движения, дети нагибаются, вытягивают шею, от ккдываюг голову назад и т. пЛ В сюжетных играх всегда можно найти повод для таких движений.
На каждый вид движений игры подобраны по принципу преемственности, согласно требованиям программы, но многие игры, рекомендованные для тон или иной группы, могут использоваться и п группах детей смежных возрастов (возрастной диапазон также дается в указателе).
Внутри каждой возрастной группы этот принцип также выдержан. Например, для младших групп вначале даны игры, задача которых в основном стимулировать движение, вызвать у детей желание бегать, прыгать, затем помещены игры, где уже предъявляются требования к качеству движений, например,вначале даются игры, где дети спрыгивают с небольшой высоты, затем с подпрыгиванием на месте, с прыжками на двух ногах, продвигаясь вперед и т. д.
В средней группе увеличивается высота для спрыгивания, включается в игры и перепрыгивание через небольшое препятствие. Для старших групп подобраны игры, в которых дети упражняются в прыжках в глубину, в высоту, в длину с разбега и с места; прыгают через скакалку, вертящуюся веревку (на двух и на одной ноге) и т. д.
В результате повседневной работы к концу пребывания детей в детском саду они научаются прыгать легко, красиво, мягко приземляясь на носки.
Такое же усложнение можно проследить и в играх с метанием.
В группах детей 2—3 лет метание начинается с прокатывания шаров, бросания мячей. Затем в игре дается задание прокатить шар через воротики, забросить мяч в корзину и т. п.
В средней и старшей группах даются уже «Кегли», «Снежные круги» и игры с метанием в подвижную цель, например «Охотники и зайцы» и др.
1 В этом отношении большая заслуга Н. Н. Кильпио, автора книги <80 игр для детского сада». Она во многие игры включает разнообразные движения, упражняющие именно слабые мышцы (см. игры: «Пойдем гулять», «Порядок н беспорядок», «Мой веселый звонкий мяч» и др.).
В подготовительной к школе группе дети играют в городки, «бабки», в настольные игры («Летающие колпачки») и другие, развивающие не только меткость, но и координацию движений, умение рассчитать силу удара, направить удар в определенную цель.
И так по каждому виду движений.
В данном сборнике, помимо коллективных игр, большое место отведено таким, которые воспитатель проводит с несколькими детьми. Небольшое число играющих дает возможность обеспечить активные действия всех участников, а главное — видеть степень двигательных умений, самочувствие, реакцию на задание, взаимоотношения детей и т. д.
В сборник включены и такие игры, в которых активно действуют отдельные дети, остальные подражают им («Затейники») или являются наблюдателями («Кто больше соберет предметов», «Кто раньше дойдет до середины» и т.п.).Основная их задача — позабавить детей, вызвать здоровый смех. Воспитывать у детей умение видеть смешное, развивать чувство юмора — тоже необходимо. Поэтому подобные игры надо ценить и шире использовать в работе.
Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.
Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить свои действия правилам игры — все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками в классе, отряде, первыми помощниками учителей.
В сборник вошли все игры, опубликованные в предыдущем издании книги «Игры с правилами в детском саду». Кроме того включено несколько игр из книг: А. И. Сорокиной «Игры с на родными игрушками», Т. И. Осокиноп и Е. А. Тимофеевой «Подвижные игры для малышей». С целью усиления нгровог элемента эти игры лапы с некоторым изменением содержани и методики проведения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель.
Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого надо прежде всего иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Необходимо в первые же дни работы проанализировать состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. И в том случае, если воспитатель работает с группой детей не первый год, он снова проверит данные каждого ребенка, отметит успехи одних, недостатки других, чтобы далее вести целенаправленную работу с учетом этик данных. Кроме того, в каждой возрастной группе всегда есть новенькие дети, требующие особого внимания. Так, например, в младших группах дети, пришедшие из семьи, как правило, отстают в развитии движений от детей, перешедших из яслей. Поэтому в группе детей 3 лет целесообразно иногда в начале года давать игры, рекомендованные для предшествующей группы.
Воспитатель должен намечать конкретные задачи но отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания воспитагеля: их надо чаше привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру.
Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.
Воспитательное воздействие подвижных игр в большой мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то что нгры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаком перегрузки как физической, так и психической.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. «Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».
В этом отношении надо особенно осторожно относиться к играм с элементами соревнования. Эти игры должны иметь преимущественно групповой характер: «Чен отряд быстрей переправится», «Эстафета с мячами», «Эстафета по кругу» и др., где в результате действия отдельных детей выигрывает отряд, звено. Игры, включающие индивидуальное соревнование, могут проводиться только в подготовительной к школе группе, но н здесь надо строго следить, чтобы силы партнеров были равные, тогда результаты будут близки к ничьей.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает н двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|