СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Во что и как играть 7
Игры преимущественно для девочек 10
Игры со скакалкой 12
Игры преимущественно для мальчиков 15
Групповые игры для мальчиков и девочек 24
Игры с мячом 33
Командные игры для мальчиков и девочек 40
Игры с мячом 48
На волейбольной площадке 54
Эстафетные игры 60
Аттракционы 70 Поединки 74
Зимой во дворе 70
Игры на снеговой площадке 81
Игры не катке 85
Заключение 92
Примерная схеме наблюдений за игрой, группой, отдельным участником 94
КОРОТКОВ Игорь Михайлович — кандидат педагогических наук, автор учебника, книг и статей в периодической печати по проблемам физического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ
Игре с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.
Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у детей. Все больше взрослых людей выходят во двор, чтобы размяться, пообщаться.
Советская педагогика придает развитию детских игр большое значение. Игры входят в школьную программу, проводятся на уроках физкультуры, а также на переменах, в группах продленного дня. Миллионы пионеров и школьников играют в военно-спортивную игру «Зарница», участвуют в соревнованиях по подвижным играм и эстафетах на приз клуба «Веселые старты»- Экран телевизора все чаще дарит нам фрагменты ребячьих сражений, где главное оружие — подвижные игры. Соревнуются школы, спортивные семьи, пионерские лагеря и дворовые команды. По накалу борьбы на площадке всплескам эмоций на трибунах, духу честного соперн» чества эти маленькие поединки едва ли уступают масштаб ным соревнованием взрослых.
Убыстрение темпа современной жизни ставит nepeд нашей педагогикой задачу более активно использоват игру для воспитания подрастающего поколения. Сейч очевидно, как никогда, что игры необходимы для обесги чения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркиваю ее уникальные возможности в физическом и нравствен ном воспитании детей, особенно в развитии поэнаватель ных интересов, в выработке воли и характера, в формиро вании умения ориентироваться в окружающей действи тельиости, в воспитании коллективизма.
Говоря о содействии игры умственному развитию, слв дует отметить, что она вынуждает мыслить наиболе экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагироват на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мне нию, целесообразную. Все это очень важно для развити личности.
Актуален вопрос о подвижных и спортивных игра; которые тесно связаны между собой. Играм в салю перетяжки мальчишки часто предпочитают футбол, хо» кей, волейбол через сетку, хотя при этом они больш простаивают или бегают за мячом, чем играют, потом) что мяч, как правило, плохо слушается их. Тут мы подхо Дим к истине о пользе подвижных игр, в которые можн играть без специальной подготовки в любом возрасте так как в них нет сложной техники и тактики, а правил можно изменять по желанию.
Футбол же — замечательная игра, но требующая сги циальной подготовки, хотя к ней нынче приноровилис дажв девочки. Во дворвх, да и в пионерских лагерях, он часто превращается в беготню за мячом. Красиво играт» бить по мячу головой или левой ногой, мгновенно оста навливать мяч могут лишь единицы. Очень большая разнообразна нагрузка в футболе делает эту игру опасной для здоровья ослабленных людей.
Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем непременно связаны игры спортивные. Возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем известный «король футбола» бразилец Пеле как-то в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».
Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Вот почему следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребенок проводит значительную часть свободного времени, т. е. прежде всего во дворе своего дома.
Двор есть при каждом доме. Он может быть разным по размерам, ухоженным или неуютным, пригодным для игр или совсем для этого не подходящим. К счастью, последнее встречается очень редко. Многое зависит от жильцов доме, от ЖЭКа, ДЭЗа. Иногда в погоне за озеленением, что само собой похвально, двор превращают сад, где можно посидеть на скамеечке, прогуляться с собачкой, но нет места для детей, которым надо играть с мячом, бегать друг за другом. Даже для самых маленьких недостаточно песочницы. В таких «заповедниках» следует обязательно иметь прямоугольный кусок асфальта или хорошего грунтового покрытия 10х20 метров, куда можно выбежать со скакалкой или обручем, поиграть мячом, устроить чехарду или перетяжку каната.
На неблагоустроенных территориях жильцы дома вместе с детьми строят спортивные и игровые площади используя материалы, предоставленные шефствующих организациями и приобретенные на средства ЖЭКа, пред назначенные специально для благоустройства дворо Эта работа усилилась после принятия рядом городсю Советов программ «Здоровье», предусматриваю строительство спортсооружений в микрорайонах.
ВО ЧТО И КАК ИГРАТЬ
Ребята во дворе обычно хорошо знакомы между собой. Групповые игры с водящим сменяются играми, где действуют команды. Если в групповых играх при выборе водящего в силу вступает жребий (например, считалка), то команды для игр составляются обычно по желанию. В этом случае капитаны команд по очереди выбирают себе игроков из сговаривающихся пар. Иной раз желающие играть встают в шеренгу, и капитаны по очереди (через одного) набирают свои команды. А могут сформироваться команды просто по уже привычному разделению.
Названия игр, в которые часто играют ребята, нередко не совпадают с теми, что значатся в литературе или в школьной программе. Распространены, например, игры в «вышибалу» («Круговая лапта»), «собачки» («Не давай мяча водящему»), «картошку» («Круговой волейбол») и др.
Мальчики предпочитают игры, в которых можно проявить силу, ловкость, скорость, девочки предпочитают скакалки и небольшой мяч. Однако и мальчики не прочь поиграть в классы, резиночку, попрыгать через скакалку. Здесь ведь гоже можно показать свою ловкость. Девочки нередко приобщаются к играм с перебежками, метанием мяча в цель, перетяжками. Очень редко мы видим команды девочек, играющих против мальчиков, а ведь они не без успеха могут помериться силами в пионерболе или «Между двух огней». В таких играх они не проигрывают, так как мячом владеют не хуже ребят, потому что подружились с ним с раннего детства. Особенно часто создаются смешанные по составу команды, где мальчики и девочки знают друг друга по классу, школе.
Предложенное в этой книжке разделение игр «преимущественно для девочек» и «преимущественно для мальчиков» очень условно. Многие девочки любят принимать участие в играх, например, с силовым уклоном. И ничего опасного в этом нет, потому что в дворовых играх их участники сами регулируют свои физические нагрузки, а значит, перенапряжение организма исключается.
Наблюдая за играми детей во дворе или участвуя в судействе (что ребята очень любят), взрослые не должны быть назойливыми наставниками. Их задача сводится к наблюдению, чтобы правила соблюдались одинаково всеми и не унижалось достоинство отдельных игроков. Очень важно, чтобы не играли в антисанитарных условиях.
Взрослые могут предложить новую игру, которую ребята не знают. Но в этом случае надо умело рассказать о ней, соблюдая следующую последовательность: назвать игру, описать границы площадки и те роли, которые принимают на себя игроки. После этого сообщается ход иг-
ры (можно показать отдельный ее фрагмент). Затем надо сказать о том, кто будет считаться победителем, какие правила надо соблюдать.
Несколько слое о духе соревнования — непременном спутнике коллективной игры. В совместной игровой деятельности резко повышается жизненная энергия ее участников. Взаимодействие, желание помериться силой, сопереживание рождают увлеченность, азарт. И здесь нужна разумная помощь старших товарищей.
Замечено, что многие воспитатели видят свою задачу лишь в том, чтобы вызвать дух соревнования, а потом успокаивать страсти, не допускать конфликтов, и, наконец, если эмоции слишком накалены, даже прерывают игру. Здесь напомним, что многие социальные чувства и нормы поведения, такие, как товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность, подавление эгоистических инстинктов, честность и справедливость, будут более надежно закреплены, если по окончании игры провести разбор конфликтов, обсудить поведение отдельных игроков. Поэтому, если игрой ребят руководит взрослый, его задача состоит не столько в том, чтобы сдерживать эмоции детей, сколько в управлении групповым мнением в ходе игры и после ее окончания. Взрослый не только сам оценивает проявившиеся ситуации, но и учит игроков оценивать свои действия с позиций целесообразности, морали и нравственности. И тогда игра станет мощным комплексным фактором воспитания, включающим в себя практически все основные методы, используемые советской педагогикой для организации коллективной деятельности в целях всестороннего развития личности.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|