ОГЛАВЛЕНИЕ
От редактора 3
Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря 8
Игры и упражнения но звуковой культуре речи 42
Особенно хороша игра «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изображений, например пять снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т. п.). Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог дает описание по одной из картинок, а дети должны отгадать, о котором из снеговиков он рассказывает.
Вторая игра «За покупками в магазин» — разновидность первой, но в ней дети упражняются в нахождении предмета по описанию новым способом — путем исключения ряда признаков («Купи мне мяч не синий и не маленький»).
В первой группе игр особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны, так как исследования, проведенные советскими учеными, показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем понять без соответствующего обучения систематизацию цветовых тонов и оттенков не может. Детские работы (рисунки, аппликации), хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.
Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов. Разработанные Г.С.Швай-ко игры расположены в том же порядке, в каком старших дошкольников знакомят с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Это прямой выход в межпредметные связр, ибо данные игры могут быть использованы как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием. Они могут проводится в одно время с занятиями по изобразительной деятельности, а могут опережать или завершать их. Так, чтобы нарисовать улицу в дневное и вечернее время, дети должны уметь объединять цвета в группы «светлые» и «темные». Поупражнять их в этом можно посредством игрового упражнения «Футболисты».
Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом и разнообразнее (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого букет больше?»).
Игры на узнавание и различение цвета построены так: вначале ребенку помогают запомнить так называемые близкие друг другу цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сиреневый и т. п. («Уточним цвет предметов»); далее дети упражняются в различении, назывании и группировке светлых и темных цветов, употреблении обобщающих слов темные тона, светлые тона (игра «Футболисты»).
Вслед за этим детей учат различать оттенки одного цвета: на первых порах выбираются два оттенка (игра «Какие цвета использованы?»), потом — несколько оттенков, например светло-желтый — ярко-желтый — темно-желтый (игры «Цветное лото», «Подбери чашки к блюдцам» и др.).
Далее посредством игры «Оденем кукол» дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета. Затем их упражняют в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот (игра «Махровые цветы»); закрепляют знание цветов радуги (игра «Радужный хоровод»); учат различать теплые и холодные цвета. На редкость увлекательна и полезна игра «Костюмы для петрушек», упражняющая дошкольников в определении контрастных цветов путем использования спектрального круга с двойной передвигающейся стрелкой. И завершает эту группу игра «Две сестренки», являющаяся разновидностью игры «У кого какой предмет?». Но теперь дети, составляя описательные рассказы, должны пользоваться точным и разнообразным словарем, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве.
Воспитание звуковой культуры речи. В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизно-шение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи — необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с предстоящим переходом к школьному обучению с шестилетнего возраста. Поэтому предлагаемые Г. С. Швайко игры и игровые упражнения — большое подспорье практике. Многие из них можно использовать в работе с детьми подготовительных к школе классов (добукварный период). Автором предусмотрены и задания для работы с детьми логопедических групп, существующих в структуре некоторых яслей-садов.
Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове» и игра «Украсим елку»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с — ш, р — л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).
В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска — мишка, усы — осы, ком — сом и т. п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного растения.
Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов, предъявленных педагогом: кошка — ослик — мак — (ком) и др. (Дети логопедических групп самостоятельно читают получившиеся слова.)
Вторую группу игр, как и первую, завершает игра, являющаяся как бы контрольной, — «Поезд». Она позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество в слове звуков и слогов.
В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения, предлагаемые Г. С. Швайко, помогут воспитателю проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее. Почти все игры — многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех-шести человек; в) для самостоятельных игр детей. Два последних вида представляют особый интерес, так как в методической литературе недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работы с детьми вне занятий. Таким образом, книга поможет педагогам сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Ценность книги заключается еще и в том, что игры можно использовать в работе с детьми логопедических групп, а также с подготовительными классами дошкольных учреждений и школ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ И ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
ПЕРЕЕЗЖАЕМ НА НОВУЮ КВАРТИРУ
(настольная игра)
Цель:
Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1. Предметные картинки (парные): чашка — стакан, кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник — кофейник, кастрюля — сковородка, платок — косынка, шапка — шляпа, платье — сарафан, свитер — безрукавка, пальто — куртка, шуба — зимнее пальто, брюки — шорты, носки — гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки, тапочки — сандалии, ранец — портфель, люстра — настольная лампа.
2. Коробочки для складывания картинок.
Ход игры
Играют 6 — 9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2 — 3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет один предмет из пары, например: кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.
К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки». — «Варежки», — отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.
У КОГО КАКОЙ ПРЕДМЕТ?
Цель:
1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.
2. Расширять словарь у дошкольников за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Следить за использованием слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т. п.
Игровой материал:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель кладет перед детьми по 2 — 3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубаШки1.
Воспитатель. На моей картинке — рубашка.
Ребенок. На моей — тоже рубашка.
Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для для весенне-летнего сезона.
Воспитатель. Моя рубашка клетчатая.
1 Эта игра хороша для индивидуальной работы по обучению рассказыванию в средней группе детского сада.
Ребенок. А моя полосатая.
Воспитатель. Рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.
Ребенок. Рубашка с двумя карманами, расположенными снизу.
Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
Воспитатель. У меня рыбка красного цвета.
Ребенок. А у меня голубого.
Воспитатель. У моей рыбки большой хвост.
Ребенок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют четверо детей. На столе лежат четыре пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено.
Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти две картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано. Например:
Воспитатель. У меня желтый фартук.
Ребенок. А у меня голубой.
Воспитатель. На моем фартуке один карман.
Ребенок. А на моем два кармана.
Воспитатель. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников.
Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.
В дальнейшем на роль ведущего можно назначать кого-нибудь из детей.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель:
Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета; развивать наблюдательность. Игровой материал:
Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата (см. рис. на 2-й сторонке обложки). Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый
взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
— Посмотрите на лица снеговиков. Они?
— Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.
— На головах?
— У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.
— В руках?
— Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие — в левой.
— Количество пуговиц?
— Где — две, где — три.
«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них — предупреждает педагог. — Итак, угадайте, о котором снеговике я расскажу.
У этого снеговика оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».
Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее подчеркивает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и, наконец, обращает внимание детей на последний — отличительный признак (две пуговицы).
Можно предложить детям и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке красного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.
Когда я говорю, что матрешка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключается еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко сможете найти».
Ребенок, вызванный к доске, указывает на картинку, о которой, по его мнению, рассказывал педагог (можно сделать под ней какую-то пометку, например, поставить мелом черточку). Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10 — 12 детей, воспитатель указывает на своего снеговика (матрешку и др.). Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора. Описание петрушки: этот петрушка в зеленом колпаке с желтой кисточкой. Одна половина его костюма желтая, другая — красная. В руке голубой продолговатый шар.
Описание бабочки: у этой бабочки коричневое тельце, два оранжевых пятна на верхних крылышках и коричневые пятна на нижних крылышках.
Ход игрового упражнения вне занятия
Играют 5 детей, каждый получает по одной картинке. У воспитателя — по одному комплекту картинок каждого наименования. Педагог предлагает угадать, о которой из неваляшек (матрешек, бабочек и т. д.) он расскажет: «У этой неваляшки голубое платьице с фиолетовым воротником, с тремя пуговицами черного цвета. На платье пояс с прямоугольной пряжкой».
Ребенок, угадавший по описанию свою неваляшку, говорит: «Это моя неваляшка, потому что у нее голубое платьице...», — затем перечисляет все признаки, которые назвал воспитатель, и кладет свою картинку рядом с ее. Далее играющие получают другие картинки, и игра продолжается.
ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН
Цель:
Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал:
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трехчетырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки:
пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один — черный, 2 — коричневых, у одного
бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);
автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);
неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».
А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».
Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен
мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно эту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, воспитатель вручает ему картинку.
АТЕЛЬЕ
Цель:
1. Упражнять детей в классификации одежды по сезонному признаку (зимняя — осенняя, летняя — весенняя).
2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
Ход игры на занятии (I вариант)
Воспитатель предлагает детям поиграть в ателье. Ставит перед ними на доске конверты с изображениями пальто, блузки и др. и говорит, что такую одежду можно заказать в ателье. Каждый ребенок получает прямоугольник с наклеенной на него тканью. Педагог объясняет: «Я пришла в ателье,
чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Вы — работники ателье и должны предложить мне подходящую ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Я покажу вам, что хочу сшить, а вы определите, для какого времени года это изделие предназначено, и тот, у кого есть подходящая ткань, предложит мне ее и расскажет о ней. Например, если я закажу зимнее пальто, то о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая».
А если я закажу летнее платье, о ткани для него можно рассказать так: «Для вашего нарядного летнего платья подойдет вот эта шелковая ткань. Она светлая, тонкая и блестящая».
Далее воспитатель говорит детям, что у них для одного и того же изделия есть несколько образцов ткани: «Те, у кого имеется, например, ткань для пальто, будут по очереди выходить к доске и рассказывать о ней. Я остановлю свой выбор на той ткани, о которой будет полнее рассказано».
Выбранную ткань воспитатель вставляет в конверт.
Чтобы дети при описании использовали больше прилагательных, можно за удачно названное качество давать фишку.
(II вариант)
Воспитатель ставит на полочки доски конверты с изображениями одежды, а на своем столе раскладывает образцы ткани (картонные прямоугольники с наклеенной на них тканью). Объясняет детям: «Теперь вы будете заказчиками, а я работником ателье. Вы будете приходить в ателье, чтобы заказать себе одежду для теплого или холодного времени года, и сами подбирать к ней подходящую ткань. Нужно взять конверт, подобрать к своему изделию ткань и потом сделать заказ, например: «Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой полосатой байки». Если вы все понятно и подробно объясните закройщику, то получите готовое изделие — конверт с вставленной в него тканью».
(III вариант)
Воспитатель раскладывает прямоугольники с тканью на полочки доски (или вставляет их в наборное полотно) и рассказывает: «В нашем ателье решили сделать три цеха: один по пошиву теплой одежды для зимы, другой по пошиву одежды для весны и осени, третий — цех летней одежды. Нам нужно рассортировать ткань — распределить ее по цехам».
Педагог делит детей на 3 бригады (по рядам). Одна бригада отбирает ткань для пошива теплой одежды, другая — для пошива летних вещей и т. д.
Затем воспитатель поочередно вызывает детей из каждой бригады для описания образцов ткани. Например: «Эта ткань для пошива вещей, которые носят в холодное время года,
потому ЧТО она шерстяная, теплая, толстая. Из нее можно сшить зимнее пальто или осеннюю куртку». Прямоугольник с тканью, о которой рассказывает ребенок, ставят на видное место. (В этой игре можно использовать пейзажные картины: лето — осень — зима.) Когда вся ткань будет распределена, воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения игрового задания.
Ход игры вне занятия
Играют от четырех до восьми детей. Каждый получает по 2 — 3 конверта с изображениями одежды. Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники с образцами, предлагает каждому игроку подобрать подходящую к своему изделию ткань и вставить ее в конверт. Затем он ставит на стол 2 коробки: одну с рисунком снежинки, другую — с изображением солнышка. Дети раскладывают одежду в коробки, ориентируясь на признак сезона.
КАЖДУЮ ПТИЦУ НА СВОЕ МЕСТО
Цель:
Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих и болотных птиц, пользуясь сведениями, полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т. д.) свидетельствует об определенном образе жизни, повадках.
Игровой материал:
1. Таблица, разделенная на 9 клеток. В первом столбике нарисованы орел, журавль и гусь.
2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы (хищные птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).
Ход игрового упражнения на занятии (I вариант)
Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.
Рассказ об орле.
Орел — хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные ноги с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.
Рассказ о журавле.
Журавль живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм — небольших водных обитателей.
Рассказ о гусе.
На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапках перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь — водоплавающая птица.
Рассказав о птицах, педагог вызывает детей к столу. Каждый ребенок берет по одной картинке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объясняет почему. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, потому что она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».
(II вариант)
Воспитатель произвольно раскладывает на таблице все 6 картинок с изображениями птиц. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте. Предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом, аист и цапля рядом с журавлем, лебедь и утка рядом с гусем.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Цель:
Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игровой материал:
1. Таблица, разделенная на 9 клеток (№ 1). В каждой клетке — изображение птицы или животного: в первом ряду — воробей, голубь, дятел; во втором — оса, лиса, стрекоза; в третьем — волк, бабочка, снегирь.
2. Таблица с 9 клетками (№ 2). В первом ряду — корова, лось, чайка; во втором — кошка, тигр, курица; в третьем — собака,лиса, гусь.
3. Таблица о 9 клетками (№ 3). В первом ряду — лев, жиплф, бегемот; во втором — белый медведь, северный олень, тюлень; в третьем — волк, лось, бобр.
4. Таблица с 9 клетками (№4). В первом ряду — щука, пингвин, морж; во втором — дельфин, карась, окунь; в третьем — пеликан, кит, сом.
5. Картинка с изображениями животных (см. рис. на 3-й сторонке обложки).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу № 1, предлагает рассмотреть ее и быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.
Вопросы к таблице № 1:
1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.)
3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше зверей, а не насекомых.)
4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три.)
5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с рядом!) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)
6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)
Вопросы к таблице № 2:
1. Сравните животных первого и второго столбика. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.)
2. Какие еще животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка — тигр, лиса — собака.)
3. Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.)
4. Каких птиц больше — домашних или диких?
5. Сравните животных второго и третьего ряда. Что вы заметили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одному дикому животному и по одной домашней птице.)
6. Посмотрите на всех, кто нарисован на таблице, и скажите, каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)
Вопросы к таблице № 3:
1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр.)
2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран.)
3. Что общего между животными второго ряда? (Это животные севера.)
4. Что общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.)
5. Что общего у животных третьего столбика? (Живут в воде большую часть времени.)
6. Какие животные питаются рыбой?
Вопросы и задания к таблице 4:
1. Назовите рыб.
2. Назовите птиц.
3. Кого больше — птиц или рыб?
4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?
5. Какое животное обитает в холодном северном море?
6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.)
7. Сравните животных первого и третьего ряда. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице.)
8. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.) Вопросы.к рисунку на 3-й сторонке обложки:
1. Как называются эти животные?
2. Кто в этой группе лишний и почему?
УТОЧНИМ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
Цель:
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, розовый — сиреневый, синий — голубой и др.
2. Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными: голубая незабудка.
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое — прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.
Ход игрового упражнения на занятии (I вариант)
Воспитатель показывает детям таблицу с изображением помидора и моркови, но помидор пока прикрыт листком бумаги. Спрашивает: «Что это? (Морковь.) Какого цвета морковь?» (Морковь оранжевая.)
Затем педагог выкладывает 2 прямоугольника красного и оранжевого цвета, предлагает вызванному ребенку найти оранжевый прямоугольник и вставить его в карман позади силуэта моркови. Далее он говорит, что под белым листком бумаги еще что-то нарисовано. Этот предмет такого же цвета, как оставшийся прямоугольник. Он может быть овощем, фруктом, цветком.
Дети перечисляют растения красного цвета. Когда они назовут помидор, воспитатель поднимает листок. Затем он просит назвать цвета обоих растений (морковь оранжевая, а помидор — красный), предлагает запомнить их и не путать.
Для закрепления представлений детей о красном и оранжевом цвете можно использовать таблицы, на которых нарисованы перец и рябина, апельсин и гранат.
Аналогично проводится работа по различению других цветов с использованием изображений следующих растений: незабудки и сливы (голубой и синий прямоугольники), баклажана и василька (фиолетовый и синий прямоугольники), сирени и розы (сиреневый и розовый прямоугольники), мака чи шиповника (красный и розовый прямоугольники).
II вариант (Наведем порядок)
Воспитатель заранее вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений любые цветные прямоугольники. Предлагает детям навести порядок и переложить цветные прямоугольники в те конверты, где изображены овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочередно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют сходные цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).
ФУТБОЛИСТЫ
Цель:
Воспитывать у детей умение различать светлые и темные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), темные (цвета), понимать их смысл.
Игровой материал:
1. 2 длинных картонных конверта, на которых изображены по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна команда в белых трусах, другая — в черных.
2. 5 прямоугольников светлых тонов: розового, желтого, голубого, светло-зеленого, сиреневого; 5 прямоугольников темных тонов: темно-красного, темно-синего, темно-зеленого,
фиолетового, коричневого.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда справа — «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты «Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты «Грозы» — темные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно разделить на две группы. В одну группу должны войти все прямоугольники светлых цветов, а в другую — темных».
Воспитатель вызывает детей для выполнения задания. Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: «Розовый, голубой...». Педагог уточняет термин «светлые цвета» (дети перечисляют цвета), затем термин «темные цвета».
Затем воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает их изображениями к себе и предлагает по цветам маек определить, из какой команды футболист.
КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗОВАНЫ?
Цель:
Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темнокрасный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.
Игровой материал:
1. Панно с аппликационным изображением петуха. Он выполнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками — светлым и темным или ярким и темным. Внизу под петухом — 10 клеточек с кармашками или длинная полоска из фланели, разделенная на 10 клеток.
2. 10 цветных квадратиков, наклеенных на бархатную бумагу (или фланель).
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает: «Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков: светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно
посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает ребенка. «У петушка красный гребешок и темно-красные сапожки», — говорит девочка и откладывает два квадратика соответствующего цвета и оттенков. Следующий ребенок рассказывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые перышки на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки: желтые и ярко-желтые перья на грудке и на боках, синие и темно-синие перья на хвосте, коричневые и темно-коричневые перья на крыльях.
ЦВЕТНОЕ ЛОТО
(настольная игра)
Цель:
Развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. Игровой материал:
1. 4 карты, разделенные на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного — звезда, флажок, цветок, вишни; желтого — лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого — виноград, ель, лист растения, огурец; синего — василек, колокольчик, сливы, воздушный шарик.
2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карты, а посредине стола кладет 16 квадратиков четырех цветов разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все
предметы желтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-желтый, подсолнух — ярко-желтый, груша — темно-желтая...» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет — это слива, самый яркий — василек, самый светлый — колокольчик».
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель:
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезаны из бумаги и наклеены на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.
ВР
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца розового, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает:
«В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца. Какие? На среднюю — вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.)
Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? на средней? на нижней?
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца».
Воспитатель кладет на стол коробку с картонными плоскими чашками, вызывает троих детей, Одному ребенку он поручает подобрать чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, другому — к блюдцам на средней полке, а третьему — к блюдцам на нижней полке. Одобряет действия того ребенка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки, а потом вставляет их в прорези. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он отобрал.
Далее задание выполняют другие дети.
Ход игрового упражнения вне занятия
Чашки лежат посередине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берет по 2 — 3 чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны.
Если ребенок правильно назвал цвет, воспитатель (а позже — ребенок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребенок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдается.
ПОТЕРЯЛСЯ ПОЯСОК
Цель:
1. Упражнять детей в различении большого количества оттенков (пяти-шести) одного цвета.
2. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.).
Игровой материал:
1. Таблицы с наклеенными на них платьями (пятью-шестью), пальто или куртками, вырезанными из бумаги одного цвета, но разных оттенков. (Одежда разного фасона. Картинки можно взять из журналов мод.)
2. 3 бумажных пояска, подходящих по оттенку к какому-то одному платью, одному пальто и одной куртке.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель вывешивает перед детьми одну из таблиц, например с изображениями шести платьев синего цвета, разного оттенка, и рассказывает: «В магазин одежды привезли со швейной фабрики платья. Когда их вешали на плечики, от одного платья потерялся поясок. Вот он (показывает детям бумажный поясок). Попробуйте найти нужное нам платье. Если найдете, опишите его: назовите цвет, оттенок, расскажите о фасоне (какие у платья рукава, есть ли воротник, карманы, строчка, застежки и т. д.)».
Аналогично проводятся упражнения с другими таблицами, на которых изображены куртки или пальто.
ОДЕНЕМ КУКОЛ НА ПРОГУЛКУ
Цель:
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчиненные предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зеленом, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны из фланельки или бархатной бумаги.
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапо-жек более светлых оттенков, чем пальто, остальные — более темных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует детям панно. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы еще не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нем — шапочки и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто,, подобрав для нее сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.
Вызванный ребенок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей — они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более темные шапочки и сапожки, чем пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот. («На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто».)
МАХРОВЫЕ ЦВЕТЫ
(настольная игра)
Цель:
1. Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот.
2. Упражнять в описании цветка.
Игровой материал:
2 набора разных по величине картонных лепестков одного цвета, но разных оттенков.
Ход игры
Воспитатель подзывает двоих детей, выдает по набору лепестков одного цвета. Лепестки раскладываются перед детьми в беспорядке. Воспитатель объясняет, что нужно выложить по одному махровому цветку. Первый ребенок должен составить цветок так, чтобы от середины к краю цвет лепестков
становился все темнее, а второй, наоборот, выкладывать лепестки от темной середины к светлым краям.
Когда дети выполнят задание, воспитатель предлагает им рассказать о своих цветках («У меня голубой махровый цветок. В середине цветка лепестки светло-голубые, а к краю они постепенно темнеют», «У меня тоже голубой цветок, но середина у него темная, точнее, темно-голубая, а к краю лепестки постепенно светлеют»).
РАДУЖНЫЙ ХОРОВОД
Цель:
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности.
2. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек.
Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
3. Картинка с изображением радуги.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель ставит перед детьми на доске (мольберте) конверт с изображениями матрешек и рассказывает: «Семь подру-жек-матрешек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на нее и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А вы, дети, помните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте сделаем радужный хоровод матрешек».
Дети по очереди вставляют в конверты по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобраны цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрешки в хороводе. «Первая матрешка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья...» и т. д. Подводя итог, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.
СОСТАВЬ БУКЕТ
Цель:
1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.
2. Закрепить обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) и поупражнять детей в употреблении этих слов.
Игровой материал:
1. 2 картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — холодного.
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); желтые, оранжевые, красные (теплые тона). С обратной стороны цветки подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветочков теплого цвета, который напоминает цвет огня, а другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикреплены головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырех детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и желтых цветков. Мой букет из цветов
теплых тонов». Или: «Мой букет из цветов холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых».
Ход игрового упражнения вне занятий (I вариант)
Вне занятий игру можно проводить как настольную. Для настольной игры игровые пособия можно сделать меньшего размера и без подклейки фланелью или бархатной бумагой. 4 — 6 детей делятся на 2 команды (по 2 — 3 человека). Одна команда занимается составлением букета холодных тонов, другая — теплых. Цветы лежат посередине стола. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составит букет.
(II вариант)
Картинки с вазами расположены посередине стола, рядом цветы. Каждый играющий берет одинаковое количество цветков, затем все по сигналу воспитателя начинают определять, в какую вазу следует поместить тот или иной цветок. Выигрывает ребенок, который быстрее и правильно разложит свои цветы.
У КОГО БУКЕТ БОЛЬШЕ?
(настольная игра)
Цель:
1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.
2. Закрепить обобщающие слова теплые, холодные (цвета) и поупражнять детей в употреблении этих слов.
Игровой материал:
1. Игровое поле (лист бумаги) с нарисованной извилистой тропинкой из маленьких прямоугольников и кружков (на них воспитатель перед игрой выкладывает цветочки холодных и теплых тонов).
2. Кубик. 3 грани окрашены в холодные цвета, 3 — в теплые. На гранях точки: одна, две и три.
3. Картинки с вазами и цветы из набора к игре «Составь букет» и дополнительные (в большом количестве).
4. Фишки по числу играющих.
Ход игры
Играют двое — четверо детей (если играют четыре человека, то двое собирают цветы для букета холодных тонов, а двое — для теплых). Дети договариваются о том, кто из них какой букет будет собирать.
Играющие поочередно бросают кубик. Если у ребенка, собирающего цветы для «холодного» букета, верхняя грань кубика будет окрашена в холодный цвет, он передвинет свою фишку на столько прямоугольников, сколько точек на этой грани кубика. Если кубик ляжет на грань теплого цвета, ребенок бросает кубик еще раз. Если опять неудача, он отдает кубик противнику. Когда фишка попадает на цветок нужного тона, ребенок «срывает» его и помещает в вазу (на стебель). Выигрывает тот, кто, пройдя по всей тропинке, соберет наибольшее количество цветов.
Если играют четверо, то в конце подсчитывается общее для каждой пары количество цветов.
КОСТЮМЫ ДЛЯ ПЕТРУШЕК
Цель:
Научить детей подбирать контрастные цвета (для костюмов петрушек); постараться, чтобы дети запомнили, какие цвета являются контрастными.
Игровой материал:
1. Панно, на котором изображен спектральный круг с двойной передвигающейся стрелкой и танцующими петрушками (3 — 6). Костюмы петрушек должны быть вырезаны из бархатной бумаги нейтрального цвета.
2. Половинки костюмов из цветной бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета (по 2 каждого цвета). С обратной стороны половинки костюмов подклеены бархатной бумагой или фланелью.
Ход игрового упражнения на занятии
Воспитатель демонстрирует панно, обращает внимание детей на круг и объясняет, что на нем такие же цвета, как у радуги, и расположены в том же порядке. За красным следует оранжевый, за оранжевым — желтый и т. д. Цвета в круге расположены напротив друг друга. Стрелка соединяет 2 цвета. Например, одним концом показывает на оранжевый цвет, а другим — на синий. Цвета, которые находятся друг против друга, называются контрастными. Они сильно отличаются один от другого. И если сшить костюм из ткани двух контрастных цветов, он получится очень ярким, бросающимся в глаза. Такие костюмы шьют для веселых петрушек.
Затем воспитатель предлагает детям подобрать каждому петрушке половинки для костюма контрастных цветов. Дети поочередно подходят к панно, с помощью стрелки определяют контрастные цвета, находят нужные половинки, прикрепляют их, называют цвет костюма.
Когда все петрушки окажутся в цветных костюмах, воспитатель обращает внимание детей на яркость, красочность, пестроту одежды клоунов.
Повторно проводя упражнение, воспитатель прикрывает спектральный круг листком бумаги, и дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок проверяют правильность выполнения задания.
ДВЕ СЕСТРЕНКИ. Для средней группы детского сада.
Цель:
1. Развивать связную речь у детей: умение описывать внешность, одежду, использовать в рассказах сравнения.
2. Уточнить названия предметов одежды и их частей.
3. Выяснить, знают ли дети названия основных и дополнительных цветов.
Дидактическое пособие:
Панно с изображением двух девочек. Посередине — на уровне шеи и немного выше колен — прикреплены листы бумаги в виде страниц альбома, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой и сарафан с блузкой; блузка, безрукавка и юбка; свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка). При перелистывании страниц альбома девочки «меняют» наряд.
Ход игры на занятии (I вариант)
Воспитатель предлагает детям познакомиться с двумя сестренками Томой и Светой. Рассказывает: «Это Тома. Она темноволосая и кареглазая. А это Света. У нее светлые волосы и голубые глаза. Я начну рассказывать о сестренках, а вы будете помогать — описывать одежду девочек, сравнивать ее.
Каждое утро Тома и Света делали зарядку. Они надевали...?» (открывает первую страницу и предлагает одному из детей продолжить рассказ).
— Трусики и майки. У Томы майка голубая, а у Светы синяя. У Томы трусики синего цвета, а у Светы голубые.
— После зарядки сестренки умывались, — снова говорит воспитатель, — надевали платья и шли завтракать (переворачивает страницу и предлагает ребенку рассказать о платьях).
— У Томы платье красное с розовым воротником, а у Светы розовое с красным воротником. Томино платье с короткими рукавами, а платье Светы без рукавов, с пуговицами.
— После завтрака сестренки всегда сами мыли посуду. Чтобы не запачкать платья, они надевали фартуки, — педагог переворачивает следующую страницу и предлагает кому-либо из детей продолжить рассказ.
— У Томы фартук белого цвета, — рассказывает ребенок, — у Светы он тоже белый. Но на фартуке Томы пришиты два кармашка, а у Светы фартук с одним карманом.
— Собрались Тома со Светой на прогулку. Выглянули в окно, а на улице ветер, солнце за тучу спряталось. Прохладно. Надо потеплее одеваться (воспитатель переворачивает еще одну страницу).
Кто-то из детей продолжает:
— Надела Тома юбку с кофточкой, а Света сарафан с кофточкой. Кофточка у Томы зеленая, с длинными рукавами и манжетами, а у Светы коричневая, тоже с длинными рукавами, но без манжет. Тамарина кофточка с воротником, а Светланина кофта без воротника, но с бантиком.
— Посмотрела мама, как оделись ее дочки на прогулку, и велела одеться потеплее (включается в рассказывание воспитатель, переворачивает очередную страницу).
— Тома надела серую безрукавку, а Света желтый свитер, — продолжает ребенок. — На безрукавке черная отделка, а на свитере — узор на груди.
— Долго гуляли девочки. Стал накрапывать мелкий дождь, но сестренкам не хотелось уходить с прогулки. Сбегали они домой и надели...?
— Тома надела фиолетовое пальто, а Света — сиреневую куртку.
(II вариант)
Воспитатель обращается к детям: «Я вам буду показывать двух сестренок — Свету и Тому, а вы будете рассказывать об одной из них, не называя имени. Надо рассказать сначала о внешности девочки, о цвете ее волос, глаз, потом о том, как она одета: назвать одежду, обувь, цвет вещей. А все ребята должны узнать Тому или Свету по описанию».
Воспитатель открывает ту или иную страницу, а вызванный ребенок рассказывает. Например: «Эта девочка темноволосая, с карими глазами. Она в фиолетовом демисезонном пальто. Пальто с воротником и кармашками. На ногах у девочки оранжевые гольфы с фиолетовыми полосками и серые ботинки. Это Тамара».
Воспитатель побуждает детей при описании внешности девочек употреблять разнообразные слова и словосочетания: кудрявые волосы, голубоглазая, светлоглазая, светловолосая.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|