На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Игры, задачи, фокусы. Чкаников, 1953

Иван Нилович Чкаников

Игры и развлечения

*** 1953 ***


PDF


Сохранить как TXT: igry-razvlechenia-1953.txt

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      ИГРЫ
      На площадке
      На купанье
      В лесу и в поле
      Зимой на воздухе
      В зале и на сцене
      За столом
     
      ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
      На страницах книги
      На прогулке и в походе
     
      ЗАБАВНЫЕ ОПЫТЫ. ФОКУСЫ
      Забавные опыты
      Фокусы
      Игротека

      Подробное содержание в конце.



Фрагмент книги:

      ФОКУСЫ

      Ребят всегда интересуют фокусы, умело показанные в семейном кругу, на сборе звена или отряда, на вечере самодеятельности в школе и в клубе.

      Не смотрю, но вижу
      Из картона или плотной бумаги нарежьте 20 карточек размером примерно 6X9 см и на каждой с одной стороны крупно напишите число. Одиннадцать чисел должны идти подряд — от 0 до 10. Остальные карточки можно заполнить какими угодно числами.
      Сложите стопкой все карточки, чтобы сверху была та, на которой написано число 10; за ней — карточка с числом 9 и дальше по порядку — до 0. Последовательность остальных карточек безразлична.
      Вот и все, что надо подготовить к показу фокуса.
      Разложите на столе все карточки в один ряд, повернув их чистой стороной наружу и не меняя того порядка, в котором они находились в стопке. Число 10 должно занимать крайнее место слева. Отвернитесь и попросите кого-нибудь из зрителей переместить любое количество карточек, но не больше десяти, с правого края ряда на левый.
      Это количество вы можете безошибочно определить, как только взглянете на карточки. Незаметно отсчитайте с левого края десять штук и, приподняв одиннадцатую карточку, посмотрите, какое число на ней написано, — оно будет соответствовать количеству переложенных карточек.
      Если хотите, чтобы при повторении фокуса ребята сразу не догадались, каким приемом вы пользуетесь, замените числа на карточках словами. Примите условно, что буква «я» соответствует нолю, и вспомните порядок букв в алфавите: «а» — 1, «б» — 2, «в» — 3 и т. д. («е» и «ё» считайте за одну букву, занимающую шестое место; «й» пропустите, так как слова с этой буквы не начинаются). Тогда на первых одиннадцати карточках вы можете написать примерно такие слова: Яблоко (0). Арбуз (1). Барабан (2). Ваза (3). Горн (4). Дыня (5). Ежик (6). Жаба (7). Заря (8). Ива (9). Клен (10). На карточках, конечно, не надо писать напечатанные в скобках числа: их сразу напомнят вам первые буквы в словах.
      С каких букв будут начинаться слова на карточках после одиннадцатой, это безразлично.
      Раскладывая карточки при показе фокуса, положите с левого края ту, на которой написано слово, начинающееся с буквы «к» (10). Следующее место должна занять карточка с буквой «и» (9) и т. д.
      Вы можете показать этот фокус в другой, более интересной форме, заранее вложив карточки со словами в конверты и запечатав их.
      Поставьте в ряд 20 стульев по прямой или полукругом, и пусть ребята по одному займут их. Подойдите к левому концу ряда. Тому, кто занимает крайнее место, дайте конверт с карточкой, на которой написано слово, начинающееся с буквы «к». Следующему надо вручить слово, начинающееся с буквы «и», и так далее, по порядку. Предупредите ребят, чтобы они не обменивались конвертами и не вскрывали их. Отойдя в сторону, попросите кого-нибудь завязать вам глаза и проследить за точным выполнением ваших требований.
      После этого предложите, чтобы несколько человек, не больше десяти, пересело с правого края ряда на левый.
      Остальным, конечно, придется передвинуться — освободить соответствующее количество мест слева. Заявите, что как бы тихо ни переместились ребята, вы узнаете, сколько человек перешло с правого края на левый.
      Когда ребята усядутся на новых местах, попросите кого-либо из зрителей подвести вас к левому краю ряда. Глаза у вас все еще завязаны, и поэтому вы ощупью медленно двигаетесь позади стульев, а в то же время незаметно считаете их. Дойдя до одиннадцатого места, вы просите того, кто сидит на этом стуле, вскрыть свой конверт и вслух прочитать слово, написанное на карточке. Этого вполне достаточно, чтобы вы могли без ошибки сказать, сколько ребят перешло с правого края на левый.
     
      Пятачок и кольцо
      Покажите зрителям пятачок и металлическое кольцо с отверстием немного меньше монеты. Попросите обратить внимание на то, что пятачок невозможно пропустить сквозь кольцо.
      Вы берете пятачок в руку, накрываете его большим носовым платком и после этого все четыре угла платка пропускаете в кольцо. Расправив платок, вы расстилаете его на столе и, совершенно не натягивая, прикалываете по углам кнопками. Потом прикрываете платок полотенцем так, чтобы кнопки все время были видны зрителям. Подсовываете под полотенце руки и через несколько секунд снова передаете для осмотра и пятачок и кольцо. Снимаете со стола полотенце, платок и тоже отдаете зрителям. Все могут убедиться в том, что пятачок прошел сквозь кольцо.
      Под полотенцем протащить через кольцо одну сторону платка — вот и все, что нужно сделать, чтобы освободить пятачок.
     
      Десять карточек
      Вы стоите возле стола и показываете ребятам одну за другой десять маленьких карточек из плотной бумаги или картона. Все видят, что на карточках с одной стороны чернилами крупно написаны числа от 1 до 10 и что последовательность чисел произвольная: 9, 1, 2, 8 и т. д.
      Показав карточки, вы кладете их стопкой на стол и передаете ребятам два одинаковых конверта. Они пустые, на них нет никаких отметок.
      Когда зрители осмотрят конверты, вы вкладываете в них по пяти карточек, не изменяя порядка, в котором они лежали на столе.
      Затем вы вызываете двоих ребят, даете каждому конверт и предлагаете, не вынимая из него всех карточек, взять наугад одну так, чтобы вы не видели, какое число на ней написано.
      После того как карточки взяты, вы кладете конверты на стол, отворачиваетесь и просите ребят показать всем зрителям, с какими числами карточки вынуты из конвертов.
      Когда это сделано, вы возвращаете конверты ребятам. Каждый из них, повернувшись к вам спиной, вынимает из конверта все карточки, присоединяет к ним ту, которую он взял, перемешивает карточки и вкладывает в конверт, затем передает его вам и уходит на свое место.
      Вы берете карточки сначала из одного конверта, потом из другого. Внимательно рассмотрев их, вы показываете зрителям те две карточки, которые ребята вынимали из конвертов.
      Карточки заранее сложены вами так, что порядок чисел только кажется произвольным. На самом деле сначала идут пять карточек с числами, названия которых начинаются буквами из первой части алфавита, до «о» включительно: 8, 2, 9, 10, 1. На последних пяти карточках написаны остальные числа. В каждом пятке порядок чисел действительно безразличен.
      Когда вы вкладываете карточки по пятку в конверты, то в один попадает первая группа чисел, в другой — вторая. Каждый из ребят вкладывает вынутую им карточку не в тот конверт, из которого он ее взял: вы даете ему другой конверт; это всегда остается незамеченным.
      Рассматривая карточки, вы сразу замечаете в каждой группе то число, которое попало из другого пятка. Карточки с этими числами и были вынуты из конвертов ребятами.
     
      Волшебное зеркальце
      Хотите показать ребятам занятный фокус? Сделайте «волшебное зеркальце».
      На листе клетчатой бумаги начертите по линейке квадрат. В нем слева направо и сверху вниз должно быть по 27 клеточек. Вырежьте ножницами этот квадрат. Разделите его линиями на девять одинаковых частей. Согните свой квадратный листок по четырем линиям, которые на рисунке отмечены пунктиром. Сначала в одну сторону, потом в другую. Разверните бумагу и начертите для картинок четыре рамки, а пятую посередине между ними.
      Теперь вам надо приготовить в точности такой же второй листок. Когда вы его сделаете, сложите по сгибам оба листка отдельно рамками внутрь. У вас получатся два маленьких квадратных пакетика.
      Положите на стол один пакетик наружу той стороной, с которой он не раскрывается. Всю эту сторону смажьте клеем. Сверху наложите другой пакетик и сейчас же его разверните. Чтобы пакетики хорошо склеились, накройте их книгой.
      Когда клей высохнет, разверните и второй листок. Если один листок хоть немного выглядывает из-под другого, сравняйте их ножницами.
      Острым ножом вырежьте посередине отверстие точно по рамке (см. рисунок).
      Этот квадратный вырез и называется волшебным зеркальцем.
      Остается заполнить рамки на обоих листках рисунками, как это показано в книге. Купите два одинаковых листа переводных картинок, на которых изображены различные животные и птицы. Выберите из них четырех,
      скажем — зайца, собачку, утенка и ежика. Перевести эти картинки вы, конечно, сумеете.
      На обоих листках нарисуйте вокруг зеркальца одинаковые разноцветные рамки.
      Теперь можете показывать фокус.
      По секрету от ребят заранее сверните один листок пакетиком. В зеркальце будет видна одна из четырех картинок, например заяц. Держите пакетик в левой руке. Второй листок оставьте развернутым. Пусть ребята на него посмотрят. А вы скажите: «Вот это волшебное зеркальце. В нем сейчас виден заяц. По вашему желанию, в зеркальце могут появиться ежик, собака или утенок. Кого вы хотите увидать?»
      Положим, ребята назовут утенка. Начинайте складывать развернутый листок так, чтобы рамка с утенком легла на зеркальце. Потом сверните и другие стороны листка. Это надо сделать так, чтобы о существовании второго листка ребята и не подозревали.
      Зажмите между ладонями пакетики и в это же время незаметно переверните их. Теперь к зрителям обратен не тот листок, который они видели, а другой. Разверните его. Ребята увидят в зеркальце утенка.
      Вы можете несколько раз повторить фокус. В зеркальце всегда будет показываться та картинка, которую назовут зрители.
      Расскажите ребятам, почему у вас так получается. Пусть каждый, кто захочет, сделает себе волшебное зеркальце.
     
      Послушный шарик
      Стоя перед зрителями, покажите шарик, сквозь который пропущен тонкий шнурок.
      Держите концы шнурка в руках и поднимайте вверх то одну руку, то другую. Шарик, конечно, каждый раз будет скользить вниз по шнурку.
      «То, что я сейчас показываю, — говорите вы, — может сделать каждый. Но едва ли кто-нибудь сумеет добиться, чтобы шарик послушно выполнял приказания. А я этого добился. Сползая по шнурку, шарик будет останавливаться там, где я захочу. Стоп!.. Видите, он замер на середине шнурка... Пошел! — Шарик скользит вниз.— Стоп!.. Он так и будет держаться на месте, пока я не разрешу ему двинуться дальше. Пошел!.. Команду может подавать любой из вас, шарик будет исполнять и ваши приказания».
      Внутрь шарика вложена большая пробка; при натяжении шнурка она заставляет его изгибаться и тормозит движение шарика.
      Шарик надо взять раскрывающийся, довольно большой и ярко окрашенный. Размер пробки зависит от величины шарика. Если не найдется большой пробки, то можно склеить вместе несколько маленьких. После того как шнурок продернут сквозь шарик и пробка положена внутрь, полушария надо склеить, смазав их края столярным клеем.
      Пока вы держите шнурок в руках, не натягивая его, шарик свободно скользит вниз; но стоит чуть-чуть натянуть шнурок — и шарик остановится.
     
      Загадочные таблицы
      Вы раздаете зрителям 12 таблиц; на каждой из них крупными цифрами написано многозначное число. Сличив таблицы, можно убедиться в том, что ни одно число не повторяется. В левом верхнем углу каждой таблицы поставлен порядковый номер.
      После того как зрители ознакомятся с таблицами, вы заявляете, что помните все 12 чисел, и предлагаете проверить вашу память. Вам завязывают глаза. Затем каждый, у кого на руках есть таблица, называет ее порядковый номер. Вы без запинки говорите число, написанное на таблице.
      Тот, кто спрашивает, должен держать таблицу так, чтобы все видели написанное на ней число и могли следить за правильностью ответа.
      Этот фокус объясняется не замечательной памятью исполнителя, а системой, по которой составлены числа, записанные на таблицах.
      Рассмотрим эту систему по отношению к таблицам за номерами 1—9. Чтобы составить число для одной из таблиц, нужно прежде всего мысленно поставить перед номером цифру 3; получается двухзначное число. Из него путем определенных действий составляется число, написанное на таблице.
      Покажем эти действия по отношению к таблицам с нечетными номерами: 1, 3, 5, 7, 9.
      Берем для примера пятую таблицу, мысленно ставим перед номером цифру 3 и затем:
      1. Складываем 3 и 5, получаем 8; это и будет первая цифра числа, которое мы пишем на таблице.
      2. Число 35 удваиваем и получаем две следующие цифры — 7 и 0 — того числа, которое мы составляем.
      3. Вычитаем из большего числа (5) меньшее число (3) и приписываем двойку к цифрам, полученным раньше.
      4. Перемножаем числа 3 и 5 и пишем на таблице две последние цифры: 1 и 5. Таким образом на пятой таблице получается число 870 215.
      Числа на четных таблицах (номера 2, 4, 6, 8) составляются при помощи тех же самых действий, которые мы, однако, производим в обратном порядке. Возьмем, например, вторую таблицу. Прежде всего перед двойкой мысленно ставим цифру 3. Затем:
      1. Перемножаем 3 и 2, цифру 6 пишем на таблице.
      2. Из большего числа (3) вычитаем меньшее (2), получаем 1, то-есть вторую цифру числа, которое составляем.
      3. Число 32 удваиваем и пишем на таблице две следующие цифры: 6 и 4.
      4. Складываем 3 и 2; цифрой 5 заканчиваем число на второй таблице: 61 645.
      Числа на таблицах 10, 11, 12 составляются по той же системе, но тройка перед номером не приписывается.
      Необходимо запомнить действия, с помощью которых составлены числа на нечетных и четных таблицах. Вы повторяете эти действия в уме, когда слышите порядковый номер одной из таблиц. Называя написанное на ней число, вы, по существу, составляете его. После недолгой тренировки это делается легко и быстро.
     
      Ночь и день
      Вы показываете ребятам маленькую картонную папку. Пока вы ее не раскрываете, ребята видят на обеих сторонах папки две совершенно одинаковые картинки: на черном фоне нарисованы луна и звезды, на голубом — солнышко: ночь и день (рис. 1).
      Каждому, конечно, хочется посмотреть, что находится в папке. Раскрываете ее. Вот что видят ребята. Оказывается, внутри обе створки черные и поперек каждой из них натянуты такого же цвета толстые нитки: на левой створке — две, на правой — одна. (Чтобы можно было представить, как проходят нитки, они на рисунке 2 обозначены белыми линиями. На самом деле нитки черные.)
      Когда ребята разглядят папку, вы показываете им фокус. Достаете из кармана два листка черной бумаги (рис. 3). Тот, на котором нарисованы звезды, кладете на левую створку папки под нитки; листком с изображением луны накрываете другую створку так, что нитка находится под бумагой.
      «Посмотрите, теперь ночь, — говорите вы ребятам: — на небе звезды и месяц. (Закрываете папку.) А сейчас вы их не увидите: наступит день и засияет солнце». (Раскрываете папку.) Черные бумажки с луной и звездами куда-то исчезли, а на правой створке под ниткой лежит голубой листок, на котором нарисовано солнышко (рис. 4).
      Папку для этого фокуса вы легко сделаете сами.
      Вырежьте из картона четыре одинаковых прямоугольника размером 10X7 см и оклейте их с одной стороны бумагой: два — белой, а два—черной, фотографической. Если такой бумаги не найдется, закрасьте картонку тушью. Раньше чем смазать бумагу клеем, спрысните ее водой; когда клей высохнет, бумага натянется, и на ней не будет морщин. Оклеенные картонки положите под пресс — скажем, под толстую книгу, — чтобы они не покоробились.
      А вы пока покройте желтой краской листок бумаги и нарисуйте на нем по два раза солнце и луну, а также несколько звездочек (рис. 1). Ножницами аккуратно вырежьте свои рисунки, потом вы их наклеите снаружи с обеих сторон на папку.
      Возьмите три куска толстой черной нитки по 10 см. Достаньте из-под пресса две картонки, оклеенные черной бумагой, и соедините их между собой нитками, как показано на рисунке 5. Кончики каждой из трех ниток надо прикрепить к обеим картонкам с обратной стороны. Для этого нарежьте из бумаги маленькие квадратики, смажьте их клеем и прижмите ими кончики ниток к картону.
      Выньте из-под книги две картонки, которые там остались, и на каждой из них покройте белую бумагу наполовину голубым фоном, наполовину — черным. На этих фонах наклейте солнце, луну и звезды, вырезанные раньше. У вас должны получиться две совершенно одинаковые картинки (рис» 1). Наклейте эти картинки снаружи на створки папки, и она готова.
      Положите ее под пресс часа на три.
      Теперь возьмите два листка белой, не толстой бумаги таких размеров, как показано на рисунке 3. На одном листке нарисуйте желтой краской звезды, а на другом — луну. Затем закрасьте бумагу вокруг рисунков черной тушью (рис. 3). На обратной стороне листка с изображением луны нарисуйте оранжевое солнце на голубом фоне.
     
      Чтобы показать фокус «Ночь и день», вложите оба листка в папку; это надо сделать так, как сказано на стр. 388. Закройте папку и, подняв ее над головой, незаметно поверните в руках. Раскройте папку с другой стороны — и вы увидите солнце на том листке, где была луна: он перевернулся и накрыл листок, на котором нарисованы звезды. Научитесь быстро перевертывать и раскрывать папку.
     
      Неудобное место
      Поставьте в один ряд 15 стульев. На стул крайний справа положите туго надутый волейбольный мяч. Подзовите одного из зрителей, предложите ему сыграть с вами и объясните, в чем заключается игра.
      «Мы поочередно будем вызывать к себе зрителей: по одному, по два или по три человека сразу. Кто по нашему вызову подойдет сюда, тот должен сейчас же сесть на стул. Занимать места надо подряд, слева направо. Видите, здесь пятнадцать мест. Кому из нас двоих подойдет очередь вызывать, когда четырнадцать стульев будут заняты, тот проигрывает и садится на последнее место. Правда, оно не очень удобное — на нем лежит мяч, который снимать нельзя. Но ничего не поделаешь: если проиграл, то придется как-нибудь устроиться и на мяче».
      Пусть ваш партнер решит, кто начнет игру: он или вы. Это безразлично: в обоих случаях неудобное место достанется тому, кто, не зная секрета, захочет состязаться с вами.
      Вы всегда выиграете, если после предпоследнего вашего вызова останется пять свободных мест. Для этого надо, чтобы седьмое место занял один из зрителей, вызванных не вами, а вашим партнером.
     
      Два кольца
      От листа чистой белой бумаги такой величины, как развернутая газета, отрежьте полосу шириной в 4—5 см.
      Покажите эту полосу своим товарищам и спросите, кто сумеет сделать из нее два кольца, соединенных между собой.
      Пока в этой задаче нет ничего сложного: разрезать ножницами бумажную полосу вдоль на две части, склеить из одной половины кольцо, продеть в него другую полоску и склеить ее концы.
      Но вы ставите условие: сначала и только один раз применить склейку, а потом уже воспользоваться ножницами. При таком условии задача становится довольно замысловатой, и едва ли кто-нибудь из ваших товарищей возьмется за ее решение.
      Покажите, как легко вы можете справиться с задачей, которая другим представляется сложной. Незаметно перекрутите на полный оборот бумажную полосу и склейте ее концы (см. рисунок на предыдущей странице). Ножницами разрежьте вдоль получившееся кольцо, и зрители увидят два звена цепи, соединенные между собой.
     
      Как хотите, привяжите
      Поставьте перед зрителями стул и закройте его ширмой или занавеской. Потом предложите кому-либо из ребят помочь вам. Дайте помощнику тонкий шнурок длиной в 6—7 м. Когда шнурок осмотрен, сложите его вдвое, пропустите сквозь петли своего пиджака или двубортной куртки (рис. 1) и предложите своему помощнику крепко держать оба конца шнурка. Кажется, вы теперь никак не сможете уйти.
      Попросите помощника стать перед зрителями наискось от ширмы и скажите, что вы все-таки сумеете освободиться от связывающих вас пут и что для этого вам потребуется минут пять. Вы согласны это доказать, если только зрители обещают сидеть тихо и если ваш помощник будет стоять неподвижно на своем месте.
      С этими словами вы скрываетесь за ширму, освобождаетесь от пут меньше чем в полминуты и привязываете шнурок к стулу (рис. 2). После этого тихо выходите из-за ширмы и становитесь так, что ваш помощник не замечает вас; он с серьезным видом стоит на своем месте, держит концы шнурка и ждет, когда пройдет время, в течение которого вы обещали освободиться. Ему непонятно, почему смеются зрители, которые вас видят.
      Уйдя за ширму, возьмите правой рукой шнурок и в месте сгиба проденьте его через вторую петлю вашего пиджака, поверните на полоборота от себя (рис. 3) и вытяните насколько возможно дальше. Пролезьте в петлю обеими ногами (рис. 4), проведите ее снизу вверх позади себя и освободитесь от шнурка.
     
      Удивительный отгадчик
      Четырьмя рядами поставьте 20 стульев и в каждом ряду обозначьте их крупно написанными номерами от 1 до 5. Ряды тоже пронумеруйте: 1, 2, 3, 4. В стороне от стульев постройте парами 20 ребят. Скажите зрителям, что сейчас эти ребята будут садиться на те места, которые вы им укажете.
      «Первая пара! Один на четвертое место во втором ряду, другой на первое место в первом ряду.
      Вторая пара! Оба в первый ряд: один на второе место, другой на пятое.
      Третья пара! Один на третье место в первом ряду, другой на второе место в третьем ряду».
      Всякий раз, усаживая ту или иную пару, вы просите кого-нибудь из зрителей запомнить ребят по фамилиям или в лицо.
      Так вы рассаживаете все десять пар и к каждой паре «прикрепляете» кого-либо из зрителей.
      «Теперь, когда все перемешались, почти невозможно вспомнить, кто с кем был в паре. Однако я попытаюсь это сделать, — говорите вы и, обращаясь к одному из «прикрепленных» зрителей, спрашиваете: — В каких рядах сидят ребята из вашей пары?»
      Услыхав ответ, вы сразу указываете их:
      «Встань! — говорите вы одному. — Встань!.. — говорите другому. — Они?» — спрашиваете вы «прикрепленного» к этой паре.
      Ошибки, конечно, быть не может.
      Так же быстро и уверенно вы отыскиваете все остальные пары.
      Чтобы показать фокус, надо запомнить четыре слова и расположение их на этой табличке.
      Рассаживая ребят по местам, вы каждой паре указываете два стула, которым на таблице соответствуют клетки, занятые одинаковыми буквами.
      По этому признаку вы легко отыскиваете ребят, которых надо указать, после того как вам назовут ряды, где они сидят.
     
      Ваше имя?
      Этот фокус надо показывать со сцены. Вы стоите перед закрытым занавесом и обращаетесь к зрителям: «Сегодня к нам на вечер собралась вся школа. Я вижу в зале также много гостей. Ясно, конечно, что я не могу знать по именам всех присутствующих. Однако с помощью простого прибора мне нетрудно угадать, как зовут каждого из вас. Сейчас вы в этом убедитесь».
      Занавес открывается. На бечевке, прикрепленной к потолку сцены, висит большой фанерный круг, оклеенный бумагой. Он повернут к зрителям лицевой стороной. На круге в шести рядах написаны имена девочек и мальчиков.
      «Прошу любого из вас найти на круге свое имя и сказать мне номер ряда, в котором оно написано... В шестом? Хорошо. (Поворачиваете круг обратной стороной к зрителям.) А теперь?.. Во втором? Так. Вас зовут Боря. Правильно я угадал ваше имя?»
      Фокус повторяется пять-шесть раз. После того как имя зрителя угадано, вы каждый раз приводите круг в первоначальное положение.
      На лицевой стороне круга имена написаны по шести радиусам, а на обороте те же имена размещены в кружках, расположенных по шести окружностям. Имена первого ряда находятся на окружности, ближайшей к центру круга; имена второго ряда попадают на следующую окружность и т. д. Узнав, в каком ряду находится имя на обратной стороне круга, вы про себя отсчитываете от центра число кружков, соответствующее номеру ряда, который назван зрителем в первый раз. Выбранное имя находится в том кружке, на котором остановится счет.
      Пример. Допустим, что одна из девочек отыскала свое имя в третьем ряду на лицевой стороне круга и в четвертом ряду на обратной стороне. Взглянув на третий кружок от центра, в четвертом ряду на обратной стороне круга, вы говорите, что девочку зовут Вера.
      Этот фокус вы можете показать не только на школьном вечере, но и в небольшой группе своих товарищей. В этом случае разместите имена с двух сторон картонного круга диаметром 15—18 см. Каждый раз передавайте этот круг тому, кто хочет узнать, какое имя он загадал.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

      СОДЕРЖАНИЕ

      ИГРЫ

      НА ПЛОЩАДКЕ

      Мяч в кругу 7
      Через лес 8
      Лови палку 9
      Ходьба взапуски —
      Дай руку! —
      Ловля парами 10
      Ветерок 11
      Перелетный мяч 12
      Плитка 13
      Тройки со скакалками —
      Мяч за круг 15
      Встречная эстафета с обручиками 16
      Как сделать мельницу с вертушками 18
      Защита 20
      С колышка на колышек —
      Гонка мячей по кругу 22
      Бросай и лови 23
      За мячом противника 24
      Кто возьмет? —
      Гонка мяча по улице 26
      Эстафета с палками 27
      Из круга в круг 28
      Как начертить точный круг на земле или на полу 29
      Быстрей и выше 30
      Мяч — своему 32
      Попади в мишень 34
      Вслед за стрелой 36
      Как сделать лук и стрелы 37
      Эстафета с мячами 38
      Свободное место 39
      Быстрые ноги и верный глаз —
      Кубик 41
      Через ров 43
      Эстафета с самолетами 45
      Борьба номеров 46
      Русская лапта 47
      Мяч в ворота 49
      Рюшки гонять 52
      Перехват 53
      Игровое многоборье 56
      Бег с препятствиями 58
      Как сделать ракетку и волан 66
      Игровой турнир —
      Упражнения с мячом 73
      Кольца. Накинь на колышек. Чем дальше, тем больше. Дорисуй
      кольцом. Попади в кольцо. Кольцо на кольцо 74
      Как вырезать кружок или кольцо из фанеры 80
      Сквозная мишень —
      Чижик 81
      Птички 82
      Охота на диких зверей 84
      Комический волейбол 86
      Тихоходы 87
      Раз, два, три, четыре, пять! —
      Не приземляйтесь! 88
     
      НА КУПАНЬЕ
     
      Блинки 91
      Прыжком друг за другом —
      Чей дальше? 92
      Тир на воде —
      Мяч-мишень —
      Погоня за мячом 93
      Мяч под водой 95
      Нырки 96
      Кто выше прыгнет? 98
      Осторожные пловцы —
      Гонка мячей 99
      На берег —
      Водоносы 100
      Бой на переправе 102
      Встречная эстафета с пузырями 103
     
      В ЛЕСУ И В ПОЛЕ
     
      Цветок и листок 105
      Пятнашки в лесу 106
      Перебежка —
      Точно во-время 107
      Меточки 108
      Поиски на финише 109
      Следопыты 111
      Знаки в лесу 112
      Погоня за лисицей —
      Вы спрячете, а мы отыщем 114
      Пересмешник 115
      Как сделать свисток 116
      Ночной поиск 117
      Наблюдатели 118
     
      ЗИМОЙ НА ВОЗДУХЕ
     
      Кругляки 119
      Перебежка под обстрелом 120
      Веселая поездка 121
      Столбики 122
      Шар за город 124
      Падающая башня 126
      Катанье с горы 127
      Борьба за мяч 128
      По мишеням 129
      Турнир на коньках 130
      Бег с препятствиями 132
      Городки на льду 137
      Шнырялки 138
      Самодельные лыжи —
      Трудная дорога 140
      Два города —
      Вызов номеров 142
      Пробег с пересадкой 144
      Многоборье на лыжах 145
      По следам за флагом 148
     
      В ЗАЛЕ И НА СЦЕНЕ
     
      Чем меньше, тем больше 151
      Попади и поймай 152
      Скользкая цель 153
      Хлопушка —
      Подвижная мишень 154
      Собери городки 156
      Стул, ко мне! 157
      Юла 158
      Рисованные слова 159
      Знакомые строки 161
      Путешествие 162
      Часть и целое 163
      Внимательные соседи —
      Загадочный предмет 164
      Ловушка 165
      Хорошо ли вы знаете песню? —
      Шапка-невидимка 166
      Как сделать треуголку из бумаги —
      Скажите и запомните 167
      Солисты 168
      Выкуп фантов 169
      Отвечай без запинки
      Плетень и зайцы
      Прерванная песня
      Игра в шарады
      На одну букву
      Сходство и противоположность
      Кто больше знает?
      Последний выигрывает
      Послушаешь — отгадаешь
      Споемте, друзья!
      Четыре слова 135
      Кто это? 186
      Удивительный зоопарк 190
      Что изменилось? 194
      Какая буква? 196
      Загадочное слово
      Отыщите и подумайте. Пословицы, Ум хорошо, а два лучше.
      Одно из двух. Пятерки
      Лотерея призов 200
     
      ЗА СТОЛОМ
     
      Белка и орешек 203
      Прогулка по зоопарку
      Пять точек 204
      Четверки 205
      Окошечки —
      По извилистой дорожке 207
      Сквозная буква 208
      Из одного слова
      Две цепочки 209
      Морской бой 210
      Сто букв 4 211
      Лесенка 212
      Змейки 213
      Слово за слово 214
      Вызов и отзыв 215
      Рассказ на заданные слова 216
     
      ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
     
      НА СТРАНИЦАХ КНИГИ
     
      Какие реки? 219
      Два города —
      Сколько пятниц? 220
      По какому маршруту? —
      Назовите города 221
      Группа туристов 222
      По дорожным знакам 223
      В чем ошибки? 224
      506
      Что здесь неверно? 225
      Не так просто, как кажется 226
      Страничка из дневника 227
      Геометрические фигуры 228
      Выкройки —
      Без измерений 229
      Статуи —
      Три пути 230
      Задачи о рычаге 231
      Игра в шашки —
      Разговор по телефону —
      Будильник —
      Передачи 232
      Фотографии и рисунки —
      Поезд и ветер 233
      Заторможенный вагон 234
      Путеводитель по лабиринту —
      Затейный зверинец 235
      Составьте слова —
      Пять вопросов 236
      Сколько слов? —
      Скажите сразу 237
      Вперемежку —
      Отыщите 238
      Как ни кинь — всё двадцать —
      Какая пословица? 239
      Одинаковые и разные —
      Прочтите и вспомните 240
      По алфавиту —
      Знаете ли вы загадки? 241
      На каждую загадку есть отгадка 242
      Проверьте глазомер 243
      Как составлять и решать ребусы 244
      Ребусы 250
      Две задачи сразу 252
      Забавные превращения слов 253
      Необычный ребус 254
      Перекрестки 255
      Школьный каток 257
      Круг и рамки 258
      Какая поговорка? —
      Как разделить? (Задача Г. Янсона) 259
      Кочаны капусты 260
      От слова к слову —
      Пять шашек 261
      Следы на снегу 262
      Может ли это быть? 263
      Два числа —
      Сколько страниц? —
      Центр круга —
      Равные суммы —
      Куда идет поезд? 264
      Скороговорка в задаче 264
      Якорная цепь 265
      Сложите парами —
      Плакат и проволока —
      Мостики 266
      В три приема 267
      Трудный путь —
      Загадки 268
      Хитрая задача 270
      Пятьдесят слов —
      Под гору и в гору 271
      Посмотрите и запомните —
      Догадайтесь 272
      Загадки 273
      Два слова из одного 274
      Забавное кольцо —
      Которые из двух? —
      Квадраты вокруг точек 275
      Задача с кубиком —
      Составьте скороговорку 276
      Определите скорость (задача Г. Греголи) 277
      Земной шар и обруч —
      На шахматной доске —
      Как называется? 278
      Экскурсия на озеро —
      Пропустите скорый поезд —
      Прочтите, что здесь написано 279
      На опытном участке —
      Как это сделали? —
      Назовите птиц 280
      Кросс на мотоциклах —
      Попробуйте отвесить —
      Лыжники 281
      Загадочное число —
      Не спешите с ответом —
      Семь слов 282
      Далеко ли почта? —
      Средняя скорость —
      Сложите кубик 283
      С четырех согласных —
      Какое слово? —
      Странный вопрос —
      Конкурс на сообразительность 284
      Географическая викторина 285
      Литературная викторина 287
      Ответы и решения 290
     
      НА ПРОГУЛКЕ И В ПОХОДЕ
     
      Чем дальше, тем медленнее 319
      Почему так кажется? ь 320
      Красный цвет
      Два паровоза 321
      Не ошибся ли машинист? —
      Телеграфная линия 322
      Обманчивое впечатление —
      Гудят провода —
      Обгоревшие столбы 323
      Подул ветерок —
      Полет ястреба 324
      Почему не падают облака? —
      Минутное «ослепление» т 325
      Журчит ручеек —
      Водомерки —
      Трудно идти 326
      Блинки —
      На берегу и в воде 327
      Скорость течения —
      Зрительная иллюзия —
      Где же теплее? 328
      Почему трещит костер? —
      Куда исчезает хворост? —
      Дым стелется и 329
      Почему вода гасит огонь? —
      Где садится солнце? 330
     
      ЗАБАВНЫЕ ОПЫТЫ. ФОКУСЫ
     
      ЗАБАВНЫЕ ОПЫТЫ
     
      Кольцо на сгоревшей нитке 333
      Вертушка на пере 334
      Разреженный воздух —
      Несгораемая бумага 335
      Наперсток и монета 336
      Огурец на карандаше —
      Что крепче? 337
      Жужжалка 338
      Дрессированная собака 339
      Игла пробивает пятачок 341
      Неподвижные вещи —
      Одна из десяти 342
      Загадочная сила —
      Удивительное равновесие 343
      Мороз в теплой комнате 344
      Что упадет быстрее? —
      Стакан, который не наполнишь 345
      Тяжелая газета —
      Юла на магните 346
      Черное и белое —
      Капризная вода 348
      Странные весы —
      Фонтан на столе 349
      Упругие монеты 351
      Самодвижущийся стакан 353
      Мгновенная кристаллизация 354
      Забавный способ —
      Как самому сделать пульверизатор 355
      Дым без огня 356
      Художник-моменталист
      Какое число? 358
      Даты и фамилии
      Забавные кубики 359
      Арифметические очки 361
      Триста чисел из девяти 363
      Кто ушел? 364
      Задумайте число
      Моментальное сложение 365
      Вычеркнутая цифра 366
      У кого карандаш? 367
      Загадочный календарь (опыт разработан совместно с С. Гришко) 368
      Кто где сел? 370
      Отгадывание чисел 371
      Чудесные девятки 372
      Сумма ненаписанных чисел 373
      Кто подсказывает? 375
      Замечательная память 376
      Тонкий слух 378
     
      ФОКУСЫ
     
      Не смотрю, но вижу 379
      Пятачок и кольцо 381
      Десять карточек 382
      Волшебное зеркальце 383
      Послушный шарик 385
      Загадочные таблицы 386
      Ночь и день 388
      Неудобное место 391
      Два кольца 392
      Как хотите, привяжите 393
      Удивительный отгадчик 395
      Ваше имя? 396
     
      ИГРОТЕКА
     
      Змей 401
      Самолет из бумаги (описано по материалам П. Анохина) 407
      Колесико-самокат 408
      Вездеход (описано по материалам П. Анохина) 409
      Шарик «перекати-поле» 410
      Щелкунчики 411
      Загонялки 413
      Юла-путешественница 422
      С этажа на этаж 424
      Охота на уток (описано по материалам Ю. Бугелъского) 426
      Подвесной шар 431
      Два вратаря (описано по материалам Н. Васютина)
      Всех не сосчитаешь
      Облава на волка
      Чья старше?
      Наборщики
      Чьи слова?
      Проверьте память
      Четверостишия
      Два кубика
      Распутайте. Рыбка. Два филина 459
      В пять ходов
      Как пройти?
      Загадка с цветами
      Из семи частей
      Головоломки с шашками. Звездочка. Везде 15. Разные суммы Тридцать четыре. По своим местам 465
      В двадцать два хода
      Китайская головоломка
      Разложите по порядку
      Плетенка (описано по материалам С. Зак) 471
      Замысловатое размещение
      Цирк игрушек
      Театр на столе 487
      Ответы и решения 495

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.