На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Искуство вязания. Радзиевская В. — 1992 г

Валерия Радзиевская

Искуство вязания

*** 1992 ***


DjVu

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Если у вас нет пальто
      У вас нет пальто? вы не умеете шить? Пальто можно связать!
     
      Элегантность — это простота
      Новая мода несет с собой новые формы
     
      Фольклор всегда в моде
      Аранский свитер — это туалет на все случаи жизни
     
      Форма и декор
      К выбору ширины планки следует относиться столь же серьезно, как к выбору самого сложного узора
     
      Не только из шерсти
      Модели из льна, хлопка, ириса дают ощущение комфорта в любую жару

     
     

      К читателям
      Позвольте представиться
      Так уж случилось, что восемь лет тому назад я вошла в аудиторию, в которой сидело пятнадцать милых женщин. Я собралась преподавать им вязание. Надо сказать, что все они умели вязать и делали это неплохо. Мне предстояло доказать им, что это можно делать еще лучше, что в идеале ручное вязание — не любительское домашнее ремесло, а искусство, что в этой области творчества для достижения успеха надо знать не только маленькие тайны, но и законы построения композиции, цветовой гармонии, конструктивных свойств материалов и даже человеческого восприятия. И многое, многое другое...
      Надо сказать, что мне повезло. Среди этих пятнадцати оказалось несколько живых, талантливых и жаждущих совершенства. Они образовали ядро и определили атмосферу, царящую в нашем коллективе, который в настоящее время насчитывает около двухсот человек.
      Первые годы мы держались тесной семьей и были чем-то вроде маленького женского кружка-клуба, на консультативных занятиях которого совместно обсуждались, корректировались и дополнялись самые различные идеи и замыслы. Мы довольствовались тем, что наши модели производили фурор дома и на работе. Наши туалеты вызывали слезы зависти у подруг и увеличивали очереди в служебных буфетах.
      Но наступило такое время, когда возникло ощущение, что мы зашли в тупик. Высокая мода предлагала вполне осуществимые идеи, которые не подходили для поездок в городском транспорте, а блистать на вернисажах, презентациях, премьерах и кинофестивалях мы не привыкли. Каждая из моих учениц мечтала создать нечто умопомрачительное. Но что прикажете делать с результатом фанатичных усилий? Как оправдать затраты на пряжу, не говоря о времени и труде?
      И тут нам снова повезло. При Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, известном как Музей на Делегатской, был создан Центр ремесел. Он взял под свое крыло мастеров, работающих с костью, деревом, кожей, керамикой, металлом; модельеров, ткачей и всех, всех «рукастых». А заодно и нашу, к тому времени уже сложившуюся и значительно разросшуюся Мастерскую.
      В настоящее время наша Мастерская состоит из двух групп — учебной и творческой. В учебную группу принимаются все умеющие вязать, независимо от уровня мастерства. Им предстоит преодолеть трудные (в том числе и психологические) барьеры, отделяющие любительское занятие от профессионального мастерства. Наиболее способные и трудолюбивые могут войти в творческую группу в качестве модельеров или исполнителей. Модельеры создают, а исполнители тиражируют авторские модели, которые отвечают требованиям самого строгого вкуса.
      Не думайте, что работа в нашей Мастерской приносит баснословные доходы. Но еще Аристотель говорил, что каждая благородная душа не лишена доли сумасшествия. Не ручаясь за точность цитаты, но полностью разделяя точку зрения великого философа, я рада представить Вам работы моих учениц — милых и совершенно разных женщин, которых объединяет любовь к искусству ради искусства.
     
      ЕСЛИ У ВАС НЕТ ПАЛЬТО
      Если у вас нет пальто и вы не умеете или не слишком любите шить, пальто можно... связать. Теплое вязаное пальто или жакет (кардиган) должно быть толстым. С одной стороны, это хорошо. Взяв нить в несколько сложений, на спицах № 6 — 8 вы свяжете его очень быстро. С другой стороны, шерсти понадобится много, а она нынче дорогая. Но выход всегда можно найти, например, распустив старые свитера. Соедините вместе нити разных цветов или оттенков одного цвета (модель 1). Или выберите рисунок в полоску (модели 2 и 3). А если вы не боитесь носить экстравагантные вещи, возьмите за образец модель 4.
      Если нам удалось уговорить вас и вы решились — помните об опасности которая вас подстерегает. Под действием собственной тяжести Ваш кардиган непременно вытянется и станет при этом уже. Поэтому смело вяжите его очень широким и более коротким (на 5 — 10 см), чем требуется. Эта опасность Вам не грозит, если вы — счастливая обладательница такой теплой и легкой пряжи, как мохер.
      Массивность и фактура рисовой вязки, выполненной на толстых спицах, а также мягкий живописный шарф-воротник лслают что пальто особенно уютным. Обратите внимание на тонкий переход цвета. Этот зффект достигнут благодаря постепенной смене пряжи различных оттенков, соединенной вместе в четыре нити.
      Бирюзовый кардиган с черными полосами. Контрастное цветовое решение подчеркнуто фактурой вязки.
      Благодаря использованию платочной вязки и изнаночной глади смягчена резкость сочетания полос светлого, неровно окрашенного мохера и черной шерсти. Элегантный крой рукавов подчеркнут нашитыми сверху валиками. Застежка черные пластмассовые кнопки.
      Хит сегодняшней моды — сочетание черною с белым. Особенно при таких асимметричных решениях. как в этом ансамбле, состоящем из свободного кардигана с круглым вырезом горловины и маленькою, чуть более длинною платья с воротником-стойкой. Крупные пуговицы сделаны из кожаных кружков, обвязанных крючком.
      Ручное вязание снова, как это было в шестидесятые годы, становится безумно модным. Новая мода всегда несет с собой новые формы. Один из таких «хитов», как говорят сегодня, — вязаные платья-свитера. вы скажете — они уже были! Да, действительно, относительно недавно мы носили как платья длинные объемные свитера, украшенные ярким орнаментом и стянутые по низу широкой резинкой. Новый модный свитер-платье имеет прямую форму. Его завершает узкая (3 — 4 см) полоска платочной вязки или резинки. Рукава также прямые или стянуты манжетами. Обратите внимание на отделку горловины. Это может быть небольшое декольте, обработанное узкой бейкой, отстающая от шеи стойка или воротник-хомут, как достаточно традиционный, так и очень большой, который может одеваться на голову в виде капюшона. Но главная отличительная черта этого свитера-платья — предельная простота. Именно она делает его столь элегантным.
      Молодежь носит эти свитера как мини-платья. Но если вы уже не можете позволить себе мини, все равно не отказывайтесь от них! Прямой длинный свитер очень эффектно выглядит с брюками и юбками как средней длины, так и очень длинными. Именно так мы рекомендуем носить эти новые модели читательницам, склонным к полноте.
      В этой модели, повторяющей форму русской душегреи, графика арапского трикотажа напоминает узоры старинных тканей. «Косы», идущие по подолу, и обвязка крючком. придают модели дополнительную жесткость. Обратите внимание на низ рукавов; «мысик» получается сам по себе. Вам только надо будет «помочь» ему утюгом. В сочетании с узкой юбкой этот силуэт выглядит очень современно.
     
      ФОЛЬКЛОР ВСЕГДА В МОДЕ
      Мы с вами привыкли к русскому фольклору. Наши модельеры извлекают из него бесчисленное множество идей. Фольклор же других народов мира чаще всего выпадает из нашего поля зрения.
      В костюме народов, населяющих Россию, трикотаж, как правило, на фоне гладкой лицевой вязки повторял многоцветные узоры ткачества. Между тем, рельефная разработка поверхности вязания дает богатую игру светотени и позволяет создать эффектную одноцветную модель. Такая техника, характерная для некоторых регионов северо-запада Европы, обладает богатейшими возможностями. Примером может послужить так называемый «ирландский», а точнее, «аранский» трикотаж. Его родина — крошечный архипелаг Аран у юго-западной оконечности Ирландии. Жители этих островов издревле разводили овец и ловили рыбу. Рыбаки отправлялись в море в теплых свитерах из шерсти, с которой не был смыт овечий жир: «грязная», с нашей точки зрения, шерсть отталкивает воду, а не впитывает ее. Когда-то в давние-давние времена мужчины сами вязали для себя эти свитера, пользуясь вместо спиц гусиными перьями, а женщинам доверяли только прясть.
      Рельефные узоры аранско-го трикотажа образуются перекрещиванием различного количества петель. Самый распространенный вариант такого узора — всем известный жгут.
      Богатая и разнообразная графика аранского трикотажа хранит узоры каменной резьбы, ювелирных украшений и книжного убранства древних ирландцев. Как в любом народном искусстве каждый
      знак имеет свой смысл и традиционное название. Некоторые узоры — это молитва, просьба, обращенная к высшим силам. Например, мольбу
      о жизни вечной означает узор
      Демократизм современной моды делает традиционный арапский свитер туалетом на все случаи жизни. вы можете носить ею на лыжной прогулке, на службе, в гостях, на презентациях и всюду вас будут провожать восхищенные В31 ляды.
      «лестница жизни», просьбу о богатстве — «ромбы», пожелание, чтобы родился мальчик, — «дерево жизни». Даже вполне будничное желание, чтобы расходы оправдались, имеет свой знак — «соты». Кроме того, свои особые символы имели каждое племя и каждый род, а сегодня — каждая деревня и каждая семья.
      Предлагаемая Вашему вниманию небольшая коллекция использует аранские узоры как в традиционных свитерах, так и в новых формах.
      Если вы отважитесь самостоятельно моделировать в этой манере, постарайтесь в совершенстве овладеть техникой. Но главное — ощущать ритм, игру светотени и фактуру пряжи. Помните о том, что поверхность должна быть роскошной и до предела, «варварски», заполнена узорами.
      Этот «гуцульский» жилет выглядит особенно привлекательно благодаря отделке двойной рельефной планкой, выполненной платочной вязкой. Его следует вязать очень плотно, поэтому не удивляйтесь количеству шерсти, указанному в описании.
      Тяжелый теплый шарф-палантин 1 вполне заменит Вам жакет, а зимой если его носить поверх пальто — меховой воротник.
     
      ФОРМА И ДЕКОР
      Основное в костюме — это форма. Заурядный свитер так же меняет реальные очертания человеческой фигуры, как кринолин или стягивающий талию и приподнимающий грудь корсет. Форму костюма или, как мы привыкли говорить, силуэт определяет мода. Когда приходит новая мода, она, как правило, предлагает нам «чистую» форму, выразительность которой заключена в ней самой. Войдя в нашу жизнь, она тут же начинает разрабатываться. Юбка «мини», например, снова став модной, появилась в коротком и узком варианте. Но как только она завоевала позиции, возникли мини-юбки в складку, мини-юбки клеш и т. д. Основная идея — «коротко» — получила развитие. И тогда складки или фалды этой юбки оказались не только сущностью ее конструкции (кроя), но и декоративным элементом.
      Мы привыкли называть декором украшения поверхности — роспись на фарфоровой чашке, резьбу на деревянной шкатулке, лепную раму зеркала, вышивку на блузке. Но существует — и в костюме проявляет себя очень ярко — декор, являющийся разработкой формы, о чем мы упомянули в связи с мини-юбкой.
      вы скажете, что трактуя декор таким образом, можно отнести к нему планку на горловине, воротник, карманы — и будете абсолютно правы. Все эти элементы, помимо
      конструктивного, имеют декоративное значение. К выбору ширины планки следует относиться столь же серьезно, как к выбору узора самой сложной многоцветной вышивки или кожаной аппликации, которую сегодня все так любят.
      Что же касается декора, покрывающего поверхность, то он должен быть связан с формой самым тесным образом: подчеркивать ее, развивать, но ни в коем случае не противоречить ей и не быть просто бессмысленно «прицепленным».
      Мы предлагаем Вашему вниманию самые различные способы декорирования ручных вязаных моделей: вышивку крестом, гладью и пайетка-ми (модели 19, 22 и 29), жаккардовое вязание (модели 25, 26, 30 и 31), рельефные узоры, подчеркнутые обвязкой крючком и аппликацией(модели 23 и 27) и, наконец, модели, в которых декор является естественным развитием конструкции и ее составляющих элементов (модели 20, 21, 24 и 28).
      Вышивка на трикотаже должна быть выполнена с предельной аккуратностью. Но главное — цветовая гамма. Один неверный оттенок разрушит самый изысканный рисунок.
      Главное украшение этой модели «косынка», связанная крючком. Вышивка золотом, бисером и бусами использует приемы и техники древнерусского золотого шитья.
      Посмотрите, как меняет одну н ту же форму различная отделка. Модели 21 и 22 выполнены по одной выкройке. Одна вышита разноцветными пайетками, другая отделана листьями, связанными крючком в технике так называемого «ирландского кружева», н помпонами из белой пушистой шерсти.
      Различная фактура вязки, аппликация мехом, пуговицы, обвязка крючком — насыщенность н разнообразие приемов отделки уравновешиваются одноцветностью композиции.
      Переходящая в рукава кокетка, образованная сложно переплетенными полосами, представляет собой оригинальное декольте. При этом очень эффектно использовано свойство трикотажа закручиваться по краям.
      Асимметричный узор, одноцветный на жилете, обогащен различными оттенками сиреневого на джемпере. вы можете выбрать любой вариант! А дав свободу фантазии — изобрести свой собственный.
      Очень эффектен медальон, выполненный различными вязками на фоне лицевой глади. Контур отдельных элементов подчеркнут высоким «бортиком», связанным крючком. Обратите внимание на различные приемы, использованные при обвязке.
      Фрагменты, составляющие блузон из неровно окрашенного мохера, связаны изнаночной гладью в разных направлениях. Основной декоративный ход — г использование контрастной нити при соединении их крючком.
      При вышивке этого жилета использованы техники древнерусского золотого шитья. Эффект но, не правда ли?
      Повторяя эту модель, созданную по мотивам индийской коллекции французского модельера Жоржа Пико, очень внимательно отнеситесь к подбору цветов: серый и беж должны быть достаточно темными. В противном случае черные элементы рисунка прозвучат очень контрастно и зрительно разрушат форму.
      Вышитые контрастным цветом «уголки», придают особую пикантность строгому элегантному костюму с воротником поло.
     
      НЕ ТОЛЬКО ИЗ ШЕРСТИ
      Не только из шерсти можно связать эффектный туалет. В последние годы очень популярны летние кофты, платья, костюмы, связанные на руках из хлопка, льна, ириса, вискозы. Эти натуральные материалы позволяют комфортно чувствовать себя в любую жару, а ручная фактурная вязка может сделать маленькую кофточку изысканным нарядом.
      Только помните, что перечисленные выше материалы тяжелее шерсти, и маленькая кофточка без рукавов может весить столько же, сколько большой шерстяной свитер. Такие тяжелые вещи вытягиваются в длину. Поэтому либо вяжите их очень плотно, либо выбирайте фасон, противостоящий растяжению, например, с резинкой на бедрах.
      Повторение этой оригинальной модели иэ неотбеленного хлопка потребует от вас максимума аккуратности. Особенно внимательно отнеситесь к обвязыванию крючком Гранин фрагментов, выполненных различными вязками.


      ДАЛЕЕ ЧЕРТЕЖИ

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.