НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Искусство грации. Боброва Г. А. — 1986 г.

Знай и умей
Галина Александровна Боброва

Искусство грации

*** 1986 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ ...5
ГЛАВА I. СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО 7
ГЛАВА II. ШКОЛА НА ДОМУ 20
ГЛАВА III. ПРИСТУПАЕМ К ЗАНЯТИЯМ 30
ГЛАВА IV. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ 36
ГЛАВА V. ЗАКАНЧИВАЯ ЗАНЯТИЕ 67
ГЛАВА VI. КОГДА РАСЦВЕТУТ ЦВЕТЫ 74
ГЛАВА VII. ЛЕТНИЙ УРОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 82
ГЛАВА VIII. ПРАЗДНИК ГРАЦИИ И ЛОВКОСТИ 95
ГЛАВА IX. ДЕВОЧКАМ, ОТДЫХАЮЩИМ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ 102
РАССТАВАЯСЬ С ЧИТАТЕЛЕМ 110

      ПРИГЛАШЕНИЕ К ДВИЖЕНИЮ
      Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться. Во всем этом решающую роль играет разностороннее и гармоничное физическое развитие. Стать гибкими, ловкими и здоровыми, приобрести хорошую осанку и легкость движений вам поможет эта не совсем обычная книга — книга-тренер по художественной гимнастике. Она расскажет, как и с чего надо начинать, в каком порядке делать упражнения, когда переходить от простых к более сложным, как их выполнять, а рисунки помогут представить это более наглядно.
      Чтобы быть здоровым, необходимо двигаться! При физической нагрузке всесторонне развиваются все важнейшие мышечные группы и увеличивается амплитуда движений в суставах. Повышается эффективность работы сердца, возможности которого под влиянием физических упражнений возрастают. Стимулируется работа легких, так как при физических нагрузках возрастает потребность в кислороде, увеличивается выделение углекислого газа и увеличивается жизненная емкость легких. Улучшается и активизируется деятельность всех наших органов. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, усваиваются полнее, а вредные остатки переработанных продуктов удаляются быстрее. Так активное движение оздоровляет организм и создает ощущение уверенности в своих силах.
     
      И тогда, независимо от ваших способностей, телосложения и характера, придут успехи!
     
      Глава I. СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
     
      ЗАГЛЯНЕМ В ДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА
      Физическая культура начала складываться на определенном уровне экономического и общественного развития, в эпоху верхнего палеолита, то есть около пятидесяти тысяч лет назад.
      Пещерные и наскальные изображения этой эпохи свидетельствуют о тесной связи физических упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют. В первобытном обществе и дети и взрослые принимали участие в играх с мячом и палками. Победа в состязаниях приносила славу племени, а победители награждались призами.
      Широкое развитие физическая культура получила в период расцвета древнегреческих государств. Это было две с половиной тысячи лет назад. Во всех городах Греции строились игровые площадки, гимнастические залы и другие спортивные сооружения. Больше всех выделялись Афины и Спарта.
      Свое физическое совершенство греки демонстрировали на Олимпийских играх. Победители игр становились национальными героями. Их награждали венками из оливковых веток и ценными подарками. Скульпторы высекали из мрамора фигуры спортсменов. Так греки выражали свое преклонение перед физически совершенными людьми.
     
      ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
      Шли века. Развивалось и совершенствовалось человеческое общество. Люди изобретали различные приспособления, чтобы облегчить свой труд и не зависеть от капризов природы. На смену мотыге, лопате и серпу пришли тракторы, комбайны, сеялки, жнейки. Исчезла нужда в быстроногих гонцах: большие расстояния перестали быть преградой. В самый отдаленный конец земного шара самолет доставит вас в течение суток. Гребной и парусный флот стали достоянием истории и любителей этого вида спорта.
      На протяжении тысячелетий истории человечества люди стремились совершенствовать и развивать такие важнейшие физические качества, как сила, быстрота, гибкость, выносливость. Прежде этого требовали от человека условия, в которых он жил: повседневная борьба за существование, суровые природные условия.
      А теперь?
      Может возникнуть вполне естественный вопрос: насколько необходимы в наше время, в век научно-технической революции, занятия физическими упражнениями?
      Все меньше становится профессий, где применяется физический труд. Сегодня на помощь человеку пришла
      автоматика, но, уменьшая физические нагрузки, она требует повышенного внимания, значительного психического напряжения. И не удивительно, что все советские спортивные организации — государственные и общественные — единым фронтом вступили в бой с новыми врагами человека — с малоподвижностью, с нервными перегрузками, Физкультура и спорт, поставленные на службу здоровья народа, оказывают могучее и благотворное влияние на жизнь людей в современных условиях.
      И сегодня у человека множество дел, которые требуют физических усилий, выносливости, закаленности и даже специальной спортивной подготовки. На Земле еще остались труднодоступные районы, куда прежде всего приходит человек, а потом уж техника.
      Спорт помогает преодолевать не только дефекты физического развития, но и вырабатывает характер, помогает стать организованным человеком, больше успевать.
     
      ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
      Основными упражнениями художественной гимнастики являются различные виды ходьбы и бега, пружинные и волнообразные движения туловищем и руками, махи и взмахи определенными частями тела, прыжки, повороты, упражнения в равновесии и множество упражнений с предметами (мячи, обручи, скакалки, ленты и так далее). Подробнее вы узнаете о них в следующих главах.
      Для развития силы, ловкости и выносливости дополнительно используются: общеразвивающие упражнения на силу, гибкость и растягивание, элементы акробатики (кувырки, «мосты», различные перевороты и так далее) и упражнения по подготовке к сдаче норм всесоюзного комплекса ГТО.
      В каждом уроке гимнастки выполняют ряд тренировочных упражнений классического балета, учатся танцевать
      польку, вальс, мазурку и так далее, изучают некоторые элементы народных танцев. Этому не следует удивляться. Танцы и отдельные танцевальные движения являются прекрасным средством физического развития и поэтому нашли наиболее широкое применение в художественной гимнастике — женском Ёиде спорта.
      Урок художественной гимнастики проводится под музыку. Музыка не только регулирует скорость выполняемых движений, но и придает каждому из них свой характер, свою окраску. И это главное ее назначение. Одно и то же движение может быть выполнено по-разному. Так, например, поднятие руки можно сделать мягко и лирично или энергично и властно, в зависимости от характера сопровождающей музыки. Чтобы уметь это делать, надо научиться слышать и понимать музыку. Воспитанию музыкальности в художественной гимнастике уделяется большое внимание.
      А в целом все упражнения этого вида физического воспитания направлены на то, чтобы девочки вырастали стройными, крепкими и грациозными, а девушки и женщины продолжали совершенствовать эти качества.
     
      ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕВОЧЕК
      Художественная гимнастика развилась и сформировалась не так давно, но завоевала признание почти во всем мире.
      Если мужчину украшают сила, отвага и выносливость, то одной из привлекательных черт женского очарования является грациозность и мягкость,движений. И эта особая пластика движений нашла свое отражение в упражнениях художественной гимнастики, связанных с музыкой и танцем. Доброта, нежность и тяга к прекрасному особенно свойственны женщинам. Танец и музыка издавна считаются средством эстетического воспитания, то есть воспитания чувства красоты. Но художественная гимнастика воспитывает не только красоту и изящество движений. На примере упражнений с предметами можно убедиться в том, какой нужно обладать силой, сноровкой и выносливостью, чтобы выполнять их легко и непринужденно. Поэтому гимнасткам приходится бегать кроссы, тренировать силу, развивать прыгучесть, заниматься акробатикой, преодолевать много других трудностей. Развитие ловкости, силы и выносливости в сочетании с грациозностью и мягкостью движений и делает художественную гимнастику одним из любимых женских видов спорта.
     
      РОЖДЕННАЯ ИЗ МУЗЫКИ И ТАНЦА
      История зарождения и развития художественной гимнастики еще не написана. Но вероятно, вам интересно будет узнать, какие события предопределили появление этого молодого вида спорта.
      В начале XIX века во многих странах Европы возникают национальные системы гимнастики, организуются спортивные общества и клубы. В большинстве стран физическое воспитание вводится в общеобразовательные школы наравне с другими предметами. Гимнастика пользуется особой популярностью. В спортивные общества впервые привлекаются и женщины. Желая пробудить у них интерес к занятиям, преподаватели вводят в уроки музыку и элементы танцев. Так, в шведской системе гимнастики особо выделяется эстетическая гимнастика для женщин и детей. В ней большое внимание обращается на красоту выполняемых движений. Во Франции в женской гимнастике применяют упражнения с булавами, венками, палками, используют тренировочные упражнения школы классического балета и несложные танцы. В Бельгии в школьную гимнастику включают элементы народных танцев. (В этот период и возникли первые попытки использовать музыку, элементы танца и упражнения с предметами в гимнастике для женщин.)
      В это же время особое влияние на создание будущей художественной гимнастики имели люди, работавшие над пластикой, то есть выразительностью движений человеческого тела. Они разработали множество упражнений, которые в дальнейшем уже в усовершенствованном виде стали широко применяться в художественной гимнастике. Особенно ярким было творчество трех художников-артистов, создавших каждый свою систему гимнастики Ь различных областях искусства движения. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
     
      СЧАСТЛИВАЯ ВСТРЕЧА
      Это было в 20-е годы XIX века. По захолустным кварталам Парижа бродил одиннадцатилетний мальчик. Родители и братья умерли от голода. От той же участи маленького бродягу спас тряпичник, который взял его к себе в помощники. В тяжелой жизни, полной тоски и горя, мальчика радовала только музыка. Он заслушивался пением уличных певцов, игрой шарманщиков и оркестров бродячих музыкантов. От артистов улиц и площадей он узнал названия нот, а потом сам выдумал способ записи различных мелодий.
      Как-то раз мальчик записывал на песке веселые вальсы оркестра, игравшего в парке. За этим занятием его застал профессор музыки Бомбини и попросил воспроизвести их пением. Услышав необыкновенно красивый голос и убедившись в музыкальной одаренности мальчика, Бомбини взял его к себе. И все перевернулось. Начались счастливые годы занятий музыкой и пением. Мальчика звали Франсуа Дельсарт. Это имя в недалеком будущем станет известным всему театральному миру. Профессор Бомбини подготовил Франсуа к поступлению в Парижскую консерваторию. Очаровательный тембр голоса, необыкновенная выразительность пения, свобода и легкость движений выделяли его среди других учеников. Его походка, осанка и жесты отличались изяществом и элегантностью.
      Окончив консерваторию, Франсуа Дельсарт становится артистом Парижской комической оперы. Одновременно он увлекается разработкой различных упражнений, помогающих певцам свободно и естественно двигаться по сцене. И вдруг приходит несчастье. В расцвете артистических сил он теряет голос. Но Дельсарт был человеком энергичным, волевым и деятельным. Он не ушел из искусства, а стал актером-педагогом. Сам блистательно владея мастерством выразительного пения, мимикой и движениями, Дельсарт того же добивался от своих учеников.
      Постепенно им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики». Новые приемы работы над свободой и раскрепощенностью тела, способного передать естественными движениями различные настроения, переживания и мысли человека, привлекли внимание многих артистов. Его учениками становятся не только певцы, но и драматические актеры, и танцовщицы. Впоследствии ученики Дельсарта стали распространять его систему работы в других странах. Каждый из них развивал ее по-своему, беря наиболее интересные и полезные упражнения. Большинство продолжателей соединяли «выразительную гимнастику» Дельсарта с упражнениями, разносторонне развивающими организм человека. У Дельсарта источником выразительности жеста был смысл слова, фразы, события, которые происходят в каком-либо драматическом действии. В художественной гимнастике работа над выразительностью движений идет от содержания и характера музыки.
     
      ЧАРОДЕЙ РИТМА
      Создатель ритмической гимнастики Жан Жак Далькроз родился в 1865 году в Вене. С детских лет занимаясь музыкой, он проявлял к ней необыкновенную любовь. Абсолютный слух, талант и увлеченность мальчика привели родителей к решению дать ему профессиональное музыкальное образование. Далькроз без колебаний пошел по этому пути. После окончания Женевской, а затем Парижской консерваторий деятельность Далькроза в области музыки была очень разнообразна. Как композитор он занимается сочинением различных музыкальных произведений, дирижирует оркестром, преподает музыку. Сочиняя для детей и взрослых песни, он сам пишет к ним слова, придумывает игровые сценки с пением и движением. Песни Далькроза распевались в народе и очень нравились детям. Далькроз стремился, прежде всего, раскрыть ученикам содержание и красоту музыкальных произведений. Живой, остроумный, энергичный, он умел превратить обычные музыкальные упражнения в интересные, увлекательные занятия. Его педагогическая деятельность вскоре завоевала широкую известность, и в 1892 году Далькроза приглашают преподавателем в Женевскую консерваторию. С присущей ему горячностью и влюбленностью в свое дело, принимается он за воспитание у своих учеников чуткости и понимания красоты музыкальных звуков. Он стремится развить у них тонкий слух и способность воспринимать мысли и чувства, которые вложил композитор в свою пьесу.
      В процессе обучения Далькроз заметил, что хлопки, притопывания и другие движения помогают ученикам точнее и быстрее овладевать счетом и темпом разучиваемой пьесы. Тогда он стал все чаще применять всевозможные движения, то есть соединять слуховое и мышечное восприятие музыки. Занимающимся предлагалось передать различными телодвижениями характер музыки, постепенное нарастание или спад силы ее звучания, акценты и другие музыкальные краски. Плавную музыку передавали мягкими слитными шагами или плавными движениями рук. Отрывистую музыку — легкими, острыми прыжочками, постепенное нарастание силы звука — постепенно ускоряющимся бегом и так далее.
      Для умения четко держать размер и темп музыкального произведения учились тактировке, то есть движениям рук, принятым для обозначения различных размеров музыки.
      Сложность упражнений все возрастала и требовала большой сосредоточенности и сообразительности. Чтобы упражнения выполнялись легко и красиво, понадобилась гимнастика, разносторонне развивающая тело, в том числе упражнения на гибкость, подвижность суставов и прыгучесть. Так постепенно создалась ритмическая гимнастика. В 1911 году Жан Жак Далькроз открывает в Германии Институт ритма, продолжая развивать свою систему, которая вскоре становится известной и в Европе, и в Америке. К нему стекаются ученики со всех концов мира. В институте Далькроз вводит специальный предмет, воспитывающий красоту и выразительность движений. Он назывался «одушевленная пластика». Соединение музыкальности и выразительности движений ярко проявилось в массовых постановках, которые создавались на музыку Бетховена, Баха и других известных композиторов. Эти постановки вызывали восторг зрителей. В них Далькроз стремился передать движениями не только форму музыкального произведения, но и его эмоциональное содержание.
      Б тмическая гимнастика постепенно становится популярной и среди детей и среди взрослых. Ею начинают заниматься в общеобразовательных школах, театральных и музыкальных училищах. Упражнения Далькроза, развивающие слух, музыкальную память и чувство ритма, используются в художественной гимнастике с момента ее зарождения.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru