НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

История родного села. Родин А. Ф. — 1954 г.

Педагогическая
библиотека учителя

Александр Феоктистович Родин

История родного села

*** 1954 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От редакции 4
      I. Цели и за тачи краеветно-исюрическон работы в сельской школе 5
      II. Содержание краеведно-исторической работы на селе 17
      III. Организация внеклассной краеведческо-исторической работы на селе 38
      IV. Методы краеведческо-исторической работы на селе 48
      V. Работа краеведческо-исторического кружка 100
      VI. Организация школьно-краеведческого музея и друше формы общественнополезной работы юных краеведов-историков 148
      Приложения 159

     

     ставит своей задачей помочь учителям сельской школы в организации и руководстве краеведно-историче-ской работой с учащимися V—VII классов.
      В своей работе автор обосновывает необходимость учета специфических условий педагогической работы с сельскими школьниками, освещает значение краеведно-историчоской работы на селе, раскрывает ее содержание и методы, в частности методы экскурсионной и кружковой работы.
      В приложении дается библиография по вопросам краеведно-исторической работы.

      I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРАЕВЕДНО-ИСТОРИЧЕСКОИ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
      В решениях сентябрьского Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» большое внимание уделено вопросам дальнейшего повышения культурного уровня деревни, подготовки и воспитания кадров, способных обеспечить крутой подъем социалистического сельского хозяйства.
      Очевидно, что и перед сельской школой встают ответ-1 ственные задачи. В Советской стране цели обучения и воспитания учащихся городской и сельской школы оди- наковы, эта цель — воспитание поколения, способного построить коммунизм. Школьные программы по отдельным предметам также одинаковы для городской и сельской школы. Однако при осуществлении учебно-воспитательных мероприятий необходимо учитывать специфические условия работы сельских школ.
      В дсжладе ЦК ВЛКСМ XII съезду комсомола было отмечено, что сельская школа должна воспитывать у учащихся любовь к сельскому хозяйству, желание работать в колхозах, машинно-тракторных станциях, совхозах, овладевать сельскохозяйственными профессиями. «Сельские школы плохо прививают учащимся стремле-’ ние и интерес к сельскохозяйственному труду. Неправильно, когда отдельные пионервожатые, комсомольские работники, да и педагоги только и говорят школьнику: хорошо учись, и ты будешь обязательно ученым, инженером, писателем, и не возбуждают у него интереса стать высококвалифицированным рабочим, механиком, трактористом, комбайнером».
      Передовые сельские школы правильно понимают свою задачу и воспитывают у учащихся интерес к сельскому хозяйству.
      «Мы, учителя, часто и задушевно беседуем со своими учениками, особенно старшего возраста о профессии учителя, врача, инженера, артиста, летчика,— говорил учитель т. Петрусь на совещании учителей Горьковской области, обсуждавшем перспективы сельской школы.— Но кто из нас задумывался о том, чтобы зажечь в своих учениках желание стать звеньевыми, бригадирами? Надо исправить это упущение» Примечателен в этом отношении опыт Сереновской школы Ярославской области, руководитель которой пишет: «За 15 лет нашу школу окончило 250 учащихся. Где и как они трудятся на благо Родины? Многие из наших воспитанников работают в колхозе, возглавляют бригады, животноводческие фермы. Больше 40 человек из них за доблестный труд на колхозных полях награждены орденами и медалями Советского Союза. Многие бывшие ученики нашей школы, закончив обучение в техникумах, училищах, институтах, вернулись в родное село и дружно работают на различных участках сельского хозяйства».
      Указанных результатов педагоги Сереновской школы достигли тем, что всю учебную работу стремятся связать с жизнью. Они не только дают учащимся на уроках понимание научных основ сельскохозяйственного производства, практические умения и навыки в области сельского хозяйства, но, зная конкретное состояние сельского хозяйства в своем районе, они приводят живые, интересные факты из опыта своего и соседних колхозов, машинно-тракторных станций, совхозов. Все это содействует росту интереса учащихся к колхозному производству.
      Любовь к сельскохозяйственному труду воспитывается не только на уроках, когда преподавание основ биологии увязывается с практическими навыками, но этому содействует и юннатское движение. О размерах этого движения в Советском Союзе можно судить по следующим цифрам: в школах и внешкольных учреждениях Советского Союза создано свыше 60 тысяч кружков юных натуралистов, в них занимается до двух миллионов учащихся. Из числа бывших юных натуралистов, участников Сельскохозяйственной выставки 1939—1941 гг., выросло много руководителей колхозного производства — агрономов, ученых и т. п. Бывшая ученица, юный натуралист Рыбницкой школы Ярославской области Бунина— теперь председатель колхоза «Красный коллективист», ей присвоено звание Героя Социалистического Труда, она депутат Верховного Совета СССР и лауреат Сталинской премии. Бывшие юные животноводы Первомайской семилет-ней школы Николаевской области Кавчук, Профатило и другие работают зоотехниками в своем районе. Бывший юный натуралист Еникеев сейчас — научный сотрудник Московской областной плодово-ягодной станции, кандидат сельскохозяйственных наук, лауреат Сталинской премии.
      Многие школы, кружки юных натуралистов и отдельные пионеры и школьники добились права быть участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 года.
      Развитию юннатского движения как средства воспитания у школьников любви к сельскохозяйственному труду уделил большое внимание XII съезд комсомола.
      Воспитанию любви к сельскохозяйственному труду способствует хорошо организованная работа школьников в своем колхозе, помощь колхозу. Так, учащиеся Чеховской средней школы Московской области каждый год принимают участие в работах своего колхоза. В 1954 году старшеклассники этой школы дали обязательство выработать в колхозе не менее 15 трудодней, школьники V— VII классов — не менее 10 трудодней и учащиеся младших классов — не менее 4—5 трудодней. Эти небольшие обязательства дадут немалые результаты: школьники
      заменят труд почти 100 взрослых людей. Педагогическая эффективность этого труда заключается в том, что, работая на полях, в теплицах, на фермах, школьники на практике знакомятся с богатой сельскохозяйственной техникой, изучают ее и, конечно, это поможет им в выборе профессии, не говоря уже о воспитательном влиянии самого трудового коллектива.
      1 Л. Дроздов, Наши экспоненты на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, «Учительская газета» от 21 апреля 1954 г.
      Привлечению учащихся к работе в сельском хозяйстве могут способствовать также и гуманитарные науки: литература, география, история, Конституция СССР. Большое значение в этой связи имеет историко-краеведческая работа учащихся.
      Рис. I. Юные краеведы Гурьевского дома пионеров на археологических раскопках древнего города Сарайчика (VIII — XIV ввпа) Казахской I СР. Профессор А. Маргулан знакомит школьников с бревней культурой Сарайчика Школьники в течение трех дней помогали ученым в их работе
      «Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях: они создали реку,— говорит писатель Илья Эрен-бург.— Для того, чтобы патриотизм был крепким, плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».
      У нас есть за что любить свой родной край. В каждом селе, городе, районе идет большая созидательная работа. Волею партии, народа меняется облик страны; природа изменяется на пользу человечества; на необъятных полях Родины занята могучая отечественная техника; советский народ идет к изобилию материальных благ, преобразуется его быт.
      Надо уметь видеть и переживать отражение великого движения советской эпохи в малом. Убедительно то, что видишь, что наблюдаешь сам. Китайская пословица говорит: «Лучше один раз увидеть самому, чем сто раз слышать от других».
      Надо воспитывать у учащихся умение видеть значительное и увлекательное в окружающей их жизни, в той жизни, события которой кажутся иногда обычными, незначительными. В Кураховской школе Сталинской области проводилась беседа с пионерским активом. Собрались отличники школы, члены совета дружины, вожатые звеньев из шестых и седьмых классов. С захватывающим интересом слушали дети рассказ о Москве, о высотных зданиях и новых станциях метро, задавали много вопросов о новых стройках. Наконец, докладчик попросил пионеров рассказать, что есть интересного в их колхозе. Пионеры не могли ничего оказать о своем колхозе, хотя его достижения известны далеко за пределами области, и председатель колхоза В. Т. Литвиненко удостоен звания Героя Социалистического Труда. Колхоз дает высокие урожаи зерновых, он перевыполнил план по развитию животноводства; в колхозе великолепные фермы, оснащенные кормообрабатывающими машинами, автопоилками, доильными аппаратами. Школьники не могли всего этого оценить, они не интересовались делами колхоза. И виноваты в этом, конечно, не они, а школа, педагоги.
      «Непосредственное чувство любви к родному краю,— пишет С. П. Шитов, директор Мяскинской средней школы Вологодской области,— должно явиться отправным моментом в воспитании любви к своему отечеству. Вспоминаю один из походов по родному краю... Продвигаясь узкой тропой, мы поднялись на открытый холм. Перед нами раскрылась картина нашей северной природы. Внизу шумела река, ее крутые берега заросли густым лесом. На западе широко раскинулось блестящее зеркало Рыбинского водохранилища. Учащиеся притихли. Они были поражены. «Как хорошо здесь»,— сказал один.— «Это наша родная природа,— заметил педагог.— Все, что мы видим: широкие колхозные поля, леса и эта шумливая речка — все это плоды труда наших людей. Посмотрите на запад — это раскинулось Рыбинское водохранилище, величайшее искусственное море в Европе, созданное советскими людьми. 200 тысяч лошадиных сил бесплатной энергии, получаемой от падающей воды, мы заставляем работать на социализм. По электрическим проводам высокого напряжения эта энергия идет в Москву. Прежняя мелководная река Шексна превратилась в глубоководный путь, связывающий наш север с югом, с нефтью Баку и хлебом Поволжья, с Ленинградом и со столицей нашей родины Москвой». Так от родного, близкого детям педагог перекинул мост к далекому, от частного к общему.
      Большое место в краеведческой работе занимает изучение исторического прошлого родного города, села, района. Организованное собирание материала о прошлой жизни своего района может быть использовано для сравнения, сопоставления современности с прошлым.
      На занятии исторического кружка средней школы села Мамалыги Черновицкой области выступил ученик Петр Б. Он сказал, что работа по изучению истории своего села требует большого труда, но практически полезного он в ней не видит. Учитель И. Н. Пилат правильно ответил своему ученику: «Чтобы осознать, что дала советская власть трудящимся нашей Молдавской Республики, надо знать, что представлял наш край, наше село в прошлом, надо подробно ознакомиться с положением наших прадедов и дедов, с их вековой борьбой за освобождение из-под гнета эксплуататоров. Нельзя ограничиться только высказываниями о том, что положение крестьян, было тяжелым, а надо изучать события, конкретные факты, говорящие о- жизни крестьянства в прошлом. Мною,— говорит И. Н. Пилат,— были приведены факты из жизни крестьян села Мамалыги в прошлом, рисующие жестокость эксплуататоров и борьбу против них жителей села. Я называл людей, имена которых связаны с историческими событиями, происходившими в селе. Болыпин-
      « С. П. ш и т о в, Краеведческая работа в сельской школе. Сб. «Краеведение в школе», изд-во «Красный Север», Вологда, 1949.
      ство из них носило те же фамилии, что и учащиеся. Это были их деды и прадеды. Этот момент в моем рассказе был всегда для них очень убедительным и вызывал повышенный интерес к изучению исторического прошлого своего села»
      Мысль о воспитательном значении изучения прошлого выразил А. М. Горький в своем обращении к пионерам: «Для того, чтобы оценить хорошо то, что есть в настоящем, вам надо знать хорошо прошлое. Не избегайте знаний прошлого. Это поможет вам лучше понять настоящее, покажет вам пути, тот прямой путь, с которого вы не должны сходить ни направо, ни налево, и, наконец, это даст вам самих себя по-настоящему, в том виде, каковы вы есть, покажет вам, как далеко вы ушли от той жизни, которая была 40—45 лет назад».
      Убедительно раскрывает учитель Г. Р. Лемешев (село Бегоща Курской области) эффективность воспитательного воздействия краеведно-исторического материала:
      «Когда мои ребята слушают мой рассказ о том, что около 250 лет тому назад, спасаясь от своих жестоких господ, беглые крепостные крестьяне среди непроходимых зарослей леса основали Бегогцу (село беглых), то тяжелая жизнь трудовых людей того времени сразу становится ощутимее, понятнее; дети проникаются ненавистью к эксплуататорам и тому строю, который узаконивал такое угнетение народа. Или, когда заходит речь о реформе 1861 года и ребята узнают, что вольнолюбивый народ Бегощи устроил настоящий бунт против этой грабительской реформы (избили станового пристава), что несмотря на жестокость помещика и царского самодержавия (в Бегощу была прислана рота солдат, бегощан пороли на «панском бугре»), воля народа не была сломлена, двенадцать человек так и не покорились, за что были сосланы и в ссылке погибли. Учащиеся после таких рассказов на местные темы лучше понимают роль и значение восстания Болотникова, Разина и Пугачева, лучше понимают цену пресловутой «реформы»...
      Однако было бы неправильно ограничиться изучением только того местного исторического материала, который помогает школьнику сопоставить темное прошлое села с его светлым настоящим.
      История села должна раокрыть и прогрессивные традиции в прошлом нашей Родины, выявить те факты, которые будут воспитывать в детях уважение к русскому народу, веру в его творческие силы. Несмотря на тяжелый гнет феодального1, крепостнического строя, несмотря на жестокий самодержавный режим последних предреволюционных десятилетий, народ творил, создавал науку, культуру. Творцы культуры и науки выходили из недр народа; в неравной, тяжелой борьбе с «господами жизни» росли они, помогали создавать национальную культуру и науку, и созданное ими по заслугам оценил наш народ.
      Образцы искусства учащиеся могут видеть в многочисленных музеях нашей страны, могут их видеть и вокруг себя, часто не сознавая, какую ценность они представляют.
      История — вокруг школьников. Задача учителя-краеведа — открыть им глаза на эти ценности. Какой повышенный интерес проявится у учащихся, когда учитель неожиданно для них откроет новое, неизвестное в том, что сии привыкли считать «обычным»! Такое «переоткры-тие» нового в знакомом представляет собой один из благоприятных моментов в краеведческой работе; огромное значение оно имеет в воспитании у школьников любви к своему великому народу.
      «...советский патриотизм берет свои истоки в глубоком прошлом, начиная от народного эпоса; он впитывает в себя все лучшее, созданное народом, и считает величайшей честью беречь все его достижения».
      «Как заинтересовались восьмиклассницы, когда узнали, что события, описанные в бессмертном «Слове о полку Игореве», происходили в их родных местах и что из нашего древнего Путивля через район нынешних Сум двигались полки Игоря и Владимцра, направляясь на соединение с храбрыми курянами буй-тура Всеволода. Осязаемо близким становилось для учениц героическое прошлое русского народа»,— пишет в «Учительской газете» П. Сапухин из г. Сумы.
      Территории многих сел и их окрестностей были свидетелями борьбы народа за свободу и независимость своей Родины. С названиями Куликово поле, Домнино, Бородино, Тарутино, Петрищево и другими связаны героические подвиги русского народа. Может быть, на высоте вот этого берега, с широким горизонтом, когда-то стояли военные посты для наблюдения за двигающимися на нашу страну вражескими полчищами, как, например, было у села Коломенского. А здесь, быть может, сохранились остатки крепостных валов, на которых были расположены деревянные стены и происходили бои за независимость страны. Остатки таких валов многие школьники видели в Рязанской области.
      Есть такие города и села, которые не блещут славой великих исторических событий; но тем не менее они имеют героев, свершивших в свое время славные патриотические подвиги и отважные поступки, память о которых не исчезнет в народе. Рассказы о них воспитывают в детях любовь к Родине и к своему народу. Так, в городе Кола, Мурманской области, учитель А. М. Чарыгин рассказывал своим ученикам о том, что в 1854 году в Кольский залив под британским флагом вошел корвет «Миранда», вооруженный четырнадцатью орудиями. Подойдя к крепости Кола на пушечный выстрел, англичане начали ее бомбардировку, город запылал. Но береговая «инвалидная команда», составлявшая Кольский гарнизон, открыла стрельбу из двух старинных пушек. Рыбаки, охотники, крестьяне, укрывшиеся в лесу, били по корвету из ружей. С вражеских судов матросы падали в воду. Англичане не решились высадиться на берег. В народе сохранилась память о рыбаке по прозвищу Гагарка, который помог нашим дедам отстоять Колу. Рассказывают, что еще у входа в залив англичане захватили шедшую с промысла шняку — рыбачью лодку. Они не знали фарватера и приказали взятому в плен рыбаку Гагарке стать у штурвала. Враги окружали его, смерть стояла у него за плечами, но впереди вырисовывались очертания родной земли. И русский рыбак не изменил отчизне. Он посадил вражеский корвет на мель — Молочную коргу. В ярости враги расстреляли героя. Этот подвиг северного Ивана Сусанина послужил учащимся исходным пунктом для изучения славной истории своего края1.
      1 Этот рассказ, приведенный в статье А. Аграновского «Подвиг помора Гагарки», напечатанной в «Литературной газете», использован в кинофильме «Таинственная находка».
      Русский народ и другие народы Советского Союза, боровшиеся против крепостнического и капиталистического гнета, бережно хранят память о руководителях народного движения — Иване Болотникове, Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Учащиеся Аксайской школы с большим интересом изучали историю восстания Степана Разина, которое частично охватывало и территорию их края.
      Народ высоко ценит самоотверженную борьбу А. Н. Радищева, декабристов, А. И. Герцена и всех революционных демократов,— борьбу, направленную против самодержавия и крепостничества. В Дмитровском районе Московской области и в разных местах Сибири учащиеся изучают места, связанные с декабристами и другими борцами за свободу народа.
      В народную память вошли места, где происходили бои за советскую власть в гражданскую войну (Каховка, Лбищенск).
      Изучение местного материала не является самоцелью. История местного края — лишь часть истории родной страны. Исходя из частного, учащиеся постигают целое и обратно — целое становится более понятным и доступным, когда учащиеся знакомятся с частным (местным, окружающим). На местных памятниках можно более доступно и ярко осветить исторические события, добиться более ясного и живого понимания детьми истории борьбы за создание единого многонационального государства, истории нашей борьбы за независимость Родины, за создание великой культуры народов, населяющих нашу страну. Изучение родного края наглядно и ярко показывает учащимся величие наших пятилеток, героизм советских людей.
      Сила краеведения в том, что оно связывает знания с жизнью. Оно ставит учащегося в положение исследователя: край изучается не по учебнику, а в процессе наблюдений, в обстановке жизненных отношений. К Д Ушинский когда-то писал: «...ничто не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен... Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенною прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой, врезывающейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро». Представления учащихся об изучаемом предмете конкретизируют наглядные пособия — картины, карты, диапозитивы, кинофильмы и т. п. Однако ни одно наглядное пособие не может заменить живое знакомство с окружающей действительностью. Поэтому очень важно книжное обучение связывать с жизнью, закреплять полученные на уроке знания наблюдением окружающего, подлинными живыми впечатлениями.
      Краеведческая работа строится на основе самодеятельности учащихся. Юный краевед-историк не имеет готового текста, характеризующего историю и современность его города, села; он должен сам принять участие в его составлении, а для этого ему надо поработать, посетить музеи, памятные места, колхозы, машинно-тракторные станции; опросить сведущих людей, собрать фактические данные, поработать над книгой, а порой и над документами; составить карту, коллекцию, сделать зарисовки и т. д. Эта самостоятельная работа, правильно направленная учителем, имеет огромное воспитательное значение; она воспитывает активность, умение работать, добиваться поставленной цели, уважать труд других, оказывать помощь товарищам по труду.
      Наши школьники, как общее правило, с большим интересом относятся к этой работе. Их увлекает изучение истории своей Родины, своего края, своего города или села.
      Краеведение дает возможность привлечения школьников к активному участию в общественной работе и общественнополезном труде, на важность этого указывал в своих решениях XII съезд комсомола. Общественная активность краеведов-историков может быть многообразной — они могут помочь школе изготовлением карт, схем, макетов, составлением коллекций, таблиц, альбомов и т. д. для краеведческого уголка, выставки, музея; могут помочь краеведческому музею, а то и государственным хранилищам, различными материалами.
      Многие учителя сельских школ отмечают, что их школьники с большим интересом присматриваются ко всему новому, прогрессивному в жизни села, колхоза. Заслуженный учитель РСФСР И. А. Муравьев (Андреевская школа, Московская область) правильно указывает, что особенность деревенских школьников заключается в том, что они, участвуя в ежедневном труде своих родителей по уходу за животными, работая в огороде, в саду, в поле, стоят ближе к практическим вопросам жизни, чем городские. Сельские школьники с большим интересом обсуждают практические мероприятия по строительству, благоустройству, организации труда в колхозе; они интересуются появлением новых сельскохозяйственных машин, нового оборудования на фермах и т. д. Вместе с тем сельские школьники чрезвычайно интересуются прошлым своего села. Ученики Андреевской школы с большой настойчивостью добивались, например, сведений о том, как и чем обрабатывалась земля в прошлом, где, чьи и какие были земли, верно ли, что крестьянам приходилось ехать в лес или на покос через помещичьи земли, и что за это нужно было платить.
      Все особенности условий жизни сельских школьников должны быть учтены при постановке краеведческой работы, при определении ее содержания, выборе форм, методов.
      Определяя таким образом понятие «школьное краеведение», мы понимаем под этим изучение школьниками, под руководством учителя, местного края, его природы и общественной жизни в настоящем и прошлом; изучение на основе непосредственных наблюдений и исследований самих учащихся. Школьное краеведение является дополнительным образовательно-воспитательным средством для лучшего усвоения учащимися основ наук, всестороннего их развития, воспитания советского патриотизма, навыков общественного поведения и умения самостоятельно работать.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru