Появление в свет книги В. М. Солодовникова «Пиротехника» весьма своевременно. Исключительно широкий рост сети парков культуры и отдыха, ставших центрами народных гуляний, вызвал громадный спрос на различные пиротехнические изделия, которые по справедливости могут считаться одним из лучших украшений народных гуляний, празднеств и т. д. Однако спрос на пиротехнические изделия значительно превышает предложение, что может быть объяснено слабо развитой производственной базой по изготовлению фейерверочных изделий и отсутствием квалифицированных кадров в этой области.
В дореволюционное время пиротехника считалась своего рода искусством, которым владели отдельные лица, и часто, следует сказать, владели безукоризненно мастерски. С течением времени взгляд на пиротехнику, как на искусство, исчез , и к настоящему времени пиротехника как военная, так и фейерверочная по праву может считаться одной из отраслей прикладной химии.
Литература по производству и сжиганию фейерверков весьма бедна. Фактически она исчерпывается двумя классическими трудами: Степанов Ф. «Курс фейерверочного искусства», 1894 г., и Цитович П. «Опыт рациональной пиротехники», 1894 г. Однако названные труды в настоящее время представляют библиографическую редкость, недоступную практическим работникам, с одной стороны, и, с другой, б олее чем сорокалетняя давность этих трудов позволяет смотреть ка них в свете современных достижений химии и техники более чем критически, хотя следует; отметить, что они содержат много различных практических советов и примеров, которые, несомненно, могли бы принести определенную пользу работникам пиротехнических мастерских.
Касаясь существа книги В. М. Солодовникова, следует отметить -некоторую специфичность метода изложения представленного в ней обширного материала. Эта специфичность состоит в том, что в значительной своей части книга представляет по существу сборник подробных описаний технологических процессов изготовления различных пиротехнических изделий. Каждое отдельное описание изготовления какого-либо изделия позволяет даже неподготовленному читателю самостоятельно изготовить его, пользуясь методами и приемами, изложенными в книге. Такой метод изложения вполне себя оправдывает, если иметь в виду тот круг читателей, на который в первую очередь рассчитана книга. К этому кругу относятся многочисленные кадры кустарных и полукустарных мастерских по изготовлению пиротехнических изделий при различных парках культуры и отдыха, зрелищных предприятиях, при добровольных обществах трудящихся и т. д.
В свете изложенного становится понятным, что книга В. М. Солодовникова окажет весьма существенную помощь в деле разрешения тех задач, которые стоят перед молодой областью кустарной пиротехнической промышленности.
И. Червяков
Термин «пиротехника» происходит от двух греческих слов: огонь и искусство, ремесло. Современная пиротехника является частью прикладной химии и занимается вопросами приготовления и изучением различных химических веществ и составов, образующих при сгорании цветные огни или дымы, а также производящих зажигательное и осветительное действие или создающих звуковой эффект.
Пиротехника в широком смысле слова подразделяется на 1) военную пиротехнику и 2) пиротехнику, занимающуюся приготовлением фейерверков, сжигаемых с увеселительными целями, в виде ракет бенгальских огней, различных фигур, лозунгов, вензелей, картин и т. п.
Только последней отрасли пиротехники и посвящен настоящий труд.
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПИРОТЕХНИКИ
Огневая сигнализация как одна из отраслей боевой пиротехники существовала в доисторическое время: племена, знакомые с огнем, употребляли костры для передачи условных сигналов на далекие расстояния. Более сложная сигнализация посредством горящих факелов была введена древними персами, которые, таким образом, положили начало оптическому телеграфу
Огневая сигнализация в военном деле до настоящего времени имеет широкое применение (переговоры посредством вспышек по азбуке Морзе, сигнализация цветными огнями и т. п.). Но в основном развитие военной пиротехники шло по пути изучения и применения зажигательных веществ.
Крупный переворот в древней боевой пиротехнике произвело изобретение «греческого огня», состав которого держался в строжайшем секрете. «Огонь» был двоякого рода: метательный и палящий Первый имел свойства пороха и выбрасывал каменные шары из же лезных труб, а второй обладал свойством энергичного горения; греки выдували его из длинных труб, и огонь опалял лошадей и всадников.
Первым применил «греческий огонь» греческий император Константин IV Поганат в 678 году против арабов, осаждавших Константинополь. С изобретением пороха «греческий огонь» постепенно потерял свое значение.
Состоял «греческий огонь» из серы, селитры, винного камня, клея и смолы. Известны и другие рецептуры; основой большинства их являлась селитра.
«Морской огонь» состоял из нефти и негашеной извести
Собственно пиротехника родилась в древнейшей колыбели цивилизации — Азии, у индусов и китайцев. Китайцам за несколько столетий до нашей эры были известны смеси, подобные пороху, которыми они пользовались для военных целей и изготовления различных цветных огней и ракет. Индусы, первые изобретатели бенгальского огня, также устраивали фейерверки еще в далекие времена, главным образом, в дни религиозных праздников. У них, как и у китайцев, имеются первые по времени указания относительно применения горючих и взрывчатых смесей.
Очевидно, пиротехнические изделия индусов, китайцев и рецепты их составов проникли в Европу.
Развитию пиротехники способствовала алхимия, от которой пиротехника заимствовала эмпирические смеси, случайно найденные при производстве опытов.
Коренной переворот в пиротехнике произошел в XIV в., с появлением дымного пороха, благодаря которому явилась возможность регулировать быстроту горения состава путем изменения в дозировке компонентов.
В России пиротехника появилась в начале XVIII в. в виде казенных фейерверков и иллюминаций, устраивавшихся по случаю различного рода торжеств, причем самая организация каждого фейерверка была чрезвычайно громоздка
Пиротехника в своем развитии не опиралась на химию и оставалась в руках людей, в подавляющем большинстве совершенно не знающих химии, но прекрасных эмпириков. Среди них были такие профессионалы, виртуозы пиротехнического искусства, как, например, отец и сын Руджиеры, устраивавшие грандиозные пиротехнические представления и изумлявшие весь мир невиданными комбинациями световых эффектов. Именно поэтому пиротехник Нида в своем «Катехизисе пиротехника» совершенно не ставил вопроса о необходимости знания пиротехником химии, исходя из того, что одна практика создала гениальнейших, всемирно известных мастеров пиротехнического дела. Однако он считает долгом оговориться, что без химии иногда очень трудно изготовить, очистить или проверить неизвестные препараты и вещества и что для точного регулирования силы и яркости горения, чистоты цвета, окраски и т. д. желательно знакомство с химией.
Только наиболее передовые пиротехники оценивали исключительное значение знания химии для фейерверочного производства, так как оно гарантировало не только от несчастных случаев, которые в большом числе имели место, но и обеспечивало совершенство изготовления фейерверков, их красоту, разнообразие и дешевизну.
Совершенно понятно, что советское фейерверочное производство должно базироваться на последних достижениях всех отраслей физических и химических наук.
ГЛАВА 1
СОСТАВЛЕНИЕ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ СОСТАВОВ
ДАЛЕЕ — ВСЁ УДАЛЕНО. НА ОЧЕРЕДИ — УЧЕБНИКИ ХИМИИ?
|