СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия 4
Немного о цвете 6
Техника вязки 23
Жакеты, свитеры и кофты с вшивным рукавом 63
Жакеты, свитеры а кофты с рукавом Реглан 87
Свитеры я кофточки цельнокроенные с коротким рукавом 111
Жакеты, свитеры и кофты цельио-кроенные с длинным рукавом 141
Жакеты, свитеры и кофты цельнокроенные (вязка с ворота) 165
Женские платья 191
Женские костюмы, пальто и полупальто 217
Мужские вещи 245
Детские вещи 269
Мелкие вещи и детали 295
Нитками, которые делают машины, можно опоясать земной шар. Из них прядут, ткут и вяжут на фабриках ткани, одежду, трикотаж всевозможных цветов, рисунков, фасонов. И все-таки обыкновенный клубок ниток притягивает к себе внимание. В нем таятся интересные возможности.
Эти мотки ниток — шерстяные, вискозные или бумажные... Белые, красные, голубые или желтые... Сколько теплых и легких, нарядных или спортивных, мужских, женских или детских свитеров, платьев, шапочек, варежек — сколько нужных вещей заключено в этих мотках!
Мелькают спицы или крючок, разматывается клубок, тянется нитка — и постепенно проступает узор, и, когда вы вяжете сами, это всегда очень радует, как радует человека всякая решенная задача, как радует наглядный результат своего труда.
«Сочинить» самой для себя или для кого-либо другого какую-то вязаную вещь, придумать для нее фасон и узор, подобрать цвет ниток и следить, как в твоих руках придуманное превращается в готовый предмет, — это приносит радость. Для тех, кто совсем не умеет вязать, иногда кажется непостижимым и равномерное движение спиц в руках, и таинственный счет петель, и рождение замысловатого узора...
Но не это сложно в вязании. Можно научиться и самому тонкому переплетению петель и самому быстрому их нанизыванию; внимание, терпение, опыт — и трудное становится вполне доступным. Сложно другое: любое сочетание нитей и любой самый затейливый узор еще не означают, что вещь получилась красивой.
Все, что надевается на человека, независимо от его возраста, пола, должно быть не только удобно, но и красиво.
Определение красоты в одежде не является неизменным. Оно меняется. Изменяются общие условия жизни людей, а вместе с ними изменяется и мода. В нынешнее время ни одна женщина не появится в огромной шляпе, которая не вместится в троллейбус, и не пойдет на работу в платье до пят.
Вязаные вещи также должны соответствовать моде, возрасту, природным данным человека и т. д. Они могут радовать глаз умелым подбором тонов или, наоборот, поражать аляповатостью сочетания цветов шерсти. Как часто девочки носят унылые двухцветные кофточки — темно-серые с бежевым... Как часто женщина, которая стремится скрыть излишнюю полноту, наоборот, подчеркивает ее и неумело выбранным фасоном, и крикливостью цвета шерсти.
Вязаные вещи, как и другая одежда, должны отвечать моде, не привлекая насмешливого внимания ни старомодностью, ни преувеличенными признаками «последней моды».
Предлагаемые в книге модели вполне соответствуют этому требованию. Кроме того, они намечают путь, по которому может быть направлена наша фантазия в поисках новых фасонов.
И замечательно то, что и новые фасоны, и новые цвета могут рождаться из старых выгоревших и поблекших вещей. Надоевшая кофта распускается и легко превращается снова в простой клубок ниток, которые можно перекрасить... Остается только овладеть уменьем вязать.
Таким образом, вязанье играет большую роль в быту. Перечень предметов, которые можно связать, очень велик.
Вязанье воспитывает вкус и уменье выбирать и создавать новые модели. Вязанье является и отдыхом, так как самый характер этой работы успокаивает нервную систему.
Издание этой книги будет полезным пособием как для матерей и детей, так и для кружков вязанья при учреждениях и домоуправлениях, школьных кружков, которые в связи с занятиями по домоводству возникают во многих школах как нечто привычное, обыденное входит в нашу жизнь НИТКА — белая, гладкая, словно полированная или вся в теплом пуху шерстяная. Во что превратять нитки, решить не так уж трудно — это зависит и от надобности и от количества ниток, но какой выбрать цвет?
Цвет отвечает смыслу ’вещи, ее назначению, определяется внешностью того, кому она предназначена... Все это так, — но вот перед вами мотки неокрашенной шерсти и подчас не решить сразу, каким цветом оживить эту пушистую легкую массу. А цвет ведь не зря тревожит воображение...
...Начиная свой день, вы взглянете в окно — голубое ли небо, если весна; рдеет ли желтый лист, если осень; зимой белый снег; летом яркая зелень деревьев... Какой
цвет, бросится в глаза как знак хорошей погоды?! Или, может быть, за окном серое небо, влаж- ный туманный денек? С первого взгляда, с первого ощущения — цвет.
Он окружает вас повсюду. Как только с наступлением дня открываются глаза — они начинают отмечать различные цвета, впечатляя вас, беспокоя или радуя. И все предметы в комнате, и все, что встречает вас на улице, — все имеет свою окраску.
Животные и птицы, насекомые и рыбы, цветы, озера, небо и земля — все одето цветом. И эта раскраска то радует глаз причудливостью цветов, то настораживает мрачностью.
Цвет — это щедрое выражение богатства природы, ее жизненной приспособляемости, это — радость бытия, его украшение.
Советуем, выбирая цвет ниток, помнить, с чем будете носить связанную кофту, юбку, шапку, шарф...
Неслучайно слово «бесцветный» обозначает безрадостный, неинтересный, почти никакой...
Цвет способен эмоционально воздействовать на человека. Разве не радует буйное цветение растений с разнообразной окраской лепестков, разве не умиляет оперение птиц, разве не восхищает затейливое убранство бабочек? А металлический блеск зеленых жуков? А волнующая игра черных полос на желтой шкуре тигра? И самое утро нашей жизни тоже отмечается цветовыми впечатлениями.
Конечно, никто не помнит, какой погремушкой развлекала его мать, но. может быть, вы помните, как покупали погремушки своему ребенку и непременно старались выбрать поярче...
И вы, наверное, мечтали, чтобы мир казался ему веселым, ярким, и возмущались, если игрушки были мрачно окрашены.
Но все равно люди от начала и до конца дней своих живут в мире цвета, и никто не останется в жизни обделенным красками.
«Мне скучно, — пишет кинорежиссер С. М. Эйзенштейн, — когда на столе рядом не горят синий и желтый карандаши, когда не красная в зеленых полосах подушка ложится на голубой диван. Когда не слепит пестротой халат. Когда
по занавескам не бегут желтые полосы, пересекаясь голубыми или перерезаясь малиновыми».
Цвет притягивает человека, как звук, впечатляет своей гармонией, как музыка.
Природа, растения, звери всегда поражали воображение человека своей выразительной раскраской. И свойственное людям эстетическое стремление научило их и самих создавать краски.
Дикари, подражая природе, раскрашивали свое тело. На заре своего развития человек начинал уже не только созерцать цвет, но и любоваться им и подчинять себе его могущество, пользовать его для своих надобностей.
Значение цвета в жизни человека не ограничивается только об-
Цветовой круг из шести промежуточных цветов
ластью эстетики, его значение гораздо шире, и касаться здесь серьезных научных вопросов, конечно, не будем.
Но, скажем, маскировочные халаты бойцов — это вопрос не украшения, а военной безопасности. Тут цвет взят «на вооружение».
Да и веселая окраска сложных машин в заводских цехах — это тоже не только вопрос эстетический, вопрос внешней красоты помещения и рабочего места — красная или желтая деталь станка может ясней приковать взгляд рабочего в нужную минуту, может помочь оперативности в работе. Возможно, таким образом, цвет способствует повышению производительности труда.
Давно известно, что цвет влияет не только на зрение, успокаивая или раздражая глаз, но и на нервную систему. Так зачем же пренебрегать его возможностями? Пусть цвет помогает, а не мешает, украшает, а не безобразит.
Природа подарила нам цвет, но надо уметь применять его красочные щедроты, его свойства, научиться распознавать его оттенки...
Люди изобрели чудесные краски и неустанно продолжают их совершенствовать. Краски нарядно играют на автомобилях, переливаются в шелках, обволакивают в шерсти, они дают живописи жизнь и бессмертие — всего, куда входит цвет как могучая, решающая сила, и не перечислить. Но и в природе цвет продолжает по-прежнему, как и много веков назад, волновать воображение.
Разве можно привыкнуть к нежному и удивительному сиянию радуги в небе? Зрелище это всегда вызывает восторг. И эту радугу люди достали с неба (люди — они ведь многое могут, и природа не удивляется больше), разложили волшебство ее цвета на составные части и, сделав из волнующего и прекрасного явления природы науку, научились пользоваться цветом.
Вот она здесь перед вами, нарисованная художником, эта радуга. Ее создали не солнечные лучи, преломившиеся в капельках дождя, ее повторила картинка в книжке. Конечно, она не так легка, светла и волшебна, но зато она не в далеком небе, а здесь перед вами и может быть вам полезна.
Тут три основных цвета: красный, желтый, синий. В них, в этих трех цветах, заключено несметное богатство — от их смешения зависит бесконечное количество цветов и оттенков.
Из десяти цифр, знакомых каждому, можно составить сложное математическое обозначение...
Одна и та же модель может быть выполнена вами из пряжи любого цвета
В тридцати двух буквах алфавита — и нечленораздельный лепет младенца, и прекрасная умная проза прославленных писателей...
Композиторы пользуют одни и те же ноты, обозначенные на нотной линейке, но мелодии сочиняют разные. Веселые или трогательные, торжественные или вкрадчивые, а бывают и просто режущие слух.
Цветосочетание — это, как мелодия в музыке. Недаром говорят: «звонкий» или «глухой» цвет. Это просто кажется, что яркий, чистый цвет напоминает высокий, звонкий голос, а темный, глубокий тон вызывает в памяти низкое глухое звучание.
Для того чтобы научиться мудрым вычислениям, надо, прежде всего, уметь считать, знать цифры; не зная букв, ничего не напишешь, не зная нот, невозможно написать музыку; для того чтобы грамотно разбираться в цветах и их сочетаниях, надо сначала ознакомиться с природой цвета. Вот тут-то и помогает радуга! Если мысленно продлить радугу, она образует цветовой круг, где между тремя основными цветами — красным, желтым, синим — располагаются так называемые промежуточные: между
красным и желтым — оранжевый, между желтым и синим — зеленый, между синим и красным — фиолетовый.
Промежуточный цвет можно получить от соединения двух основных: оранжевый — от красного с желтым, фиолетовый — от красного с синим, зеленый — от синего с желтым.
Не случалось ли вам увидеть палитру художника? Во время работы над картиной она становится непонятно и таинственно запятнанной — это кисть то смело, то робко ищет смешения красок, создавая новый, единственно нужный художнику цвет.
Зная закон соединения основных цветов, и вы можете сами составить краску, добившись нужного оттенка. И белые нитки покорно ответят вашему выбору!
Тона, которые в цветовом круге находятся один против другого, называются взаимно дополнительными цветами. Таким образом, дополнительный к красному будет зеленый, к синему — оранжевый и т. д. Эти дополнительные цвета очень контрастны по отношению друг к другу. В каких-то случаях это броское, резкое сочетание выглядит красиво, но им надо пользоваться осторожно, принимая во внимание назначение вещи и фигуру человека. Вряд ли кому захочется заслужить прозвище «светофор», которым была награждена героиня одного фильма за свой вызывающе пестрый наряд.
Кроме этой группы цветов, в которую входят все цвета радуги, умножаемые различными соединениями, есть и другая группа, к которой относятся белый, черный, серый — это цвета нейтральные. Нейтральные цвета выгодно под-
черкивают основные или промежуточные.
А сколько в каждом цвете раскрывается оттенков — от светлого до темного! И можно создать красивую вещь, используя гамму тонов одного цвета. К примеру, постепенный переход от светло-серого через все темнеющий серый к черному таит в себе покой и элегантность.
Если взять плавный переход от голубого до темно-синего или от желтого через оранжевый до красного, то в обоих случаях мы получим гармоничную игру цвета, но в то время как сине-голубая гамма создает впечатление спокойствия и безмятежности, оранжево-красная волнует.
И сине-голубые, и оранжевокрасные тона, если они соответствуют замыслу и звучат на своем месте, будут красивы, но, очевидно, цветом своим вызывают в памяти воспоминания, которые и определяют наше впечатление. Что приходит в голову при виде голубого цвета? Далекое ли просторное небо, прохладные воды озера, мерцание чистого снега?
А вот огонь пылает оранжевым и красным цветом. И, вероятно, благодаря этим ассоциациям голубой, синий со всеми их оттенками считаются холодными цветами, а желтый, красный — теплыми.
Но эти, как будто взаимно исключающие друг друга цвета, прекрасно сочетаются, и холодно-голубой не гасит пламя красного, как оранжевый не поджигает синий.
Но подобно тому как не всякое бездумное сочетание звуков рождает мелодию, так не всякое сочетание тонов рождает гармонию в цвете, то есть то цветовое звучание вещи, которое ласкает глаз и создает ощущение радостного соответствия задуманного с осуществленным.
За этим надо следить, это надо освоить, надо развить в себе вкус к цвету и его возможностям. Иначе послушная спицам шерсть никогда не превратится в красивую вещь. Иначе цвет (он ведь с юмором) может выставить вас в смешном виде. Вот оно шагает по улице — лиловое с красными и зелеными полосами! Вот она, черная кофта с коричневой отделкой, — унылая, печальная, некрасивая, убогая, даже если она совсем новая! Сколько труда потрачено зря, как уродует она того, чьи плечи прикрыла!
Немыслимо перечислить все возможные сочетания цветов, все богатейшее разнообразие тонов, раскрыть всю нежность и глубину оттенков. Они являются порой привычными и, как говорится, узаконенными частым, но по-прежнему красивым соединением, а порой рождаются неожиданно.
Охватить все это, назвать и выучить для пользования, конечно, невозможно. Да и не нужно. Мне кажется, в выборе сочетаний цветов надо начать с общепринятых соединений, скажем черного с белым, голубого с черным, желтого с коричневым и т. д., избегая смешения дополнительных цветов, расположенных в цветовом круге. Научившись работать с группами основных, взаимно дополнительных и нейтральных цветов, можно пробовать и более рискованные соединения.
В одежде играет не только сочетание одноцветных полотен, но и сочетание полос, клеток, узоров. Разумеется, в одном костюме нельзя соединять полосатое с клетчатым. Приятней всего выглядит сочетание одноцветного гладкого с узорчатым, полосатым или клетчатым, гармонирующим с ним по цвету. Тот же принцип сочетания тонов, который принимается при соединении одноцветных материалов, в данном случае вязаных полотен, применяется и при выборе неоднотонных костюмов. Одна из полос или цвет клетки должны отвечать гладкому полотну.
Привычка бережно, любовно, внимательно обращаться с цветом, может быть, заставит по-иному всматриваться в живопись, наблюдать удивительный цвет в природе, а это самое могучее средство воспитания вкуса.
При выборе цвета играет роль и назначение вещи (спортивная, нарядная, зимняя, летняя), и фасон, и способ вязки, определяющий фактуру полотна, и, что самое главное, фигура того, кто будет носить изделие.
Переплетая нитки разных цветов, придают связанной вещи другой оттенок
Цветовое сочетание можно обогатить, применяя различные фактуры вязки: лицевую с резинкой, плотную вязку с ажурной и т. д. Поверхность фактуры вязки влияет на восприятие цвета связанной вещи
Есть непреложные законы при выборе одежды, способствующие тому, чтобы наилучшим образом скрыть недостатки фигуры. В этом вопросе фасон, цвет имеют такое же значение, как и линия. Темные цвета, как известно, скрадывают полноту, причем в трикотажных вещах важна еще фактура, то есть характер вязки, от которого зависит толщина или выпуклость полотна.
К примеру, модная ныне крупная вязка да еще в светлом цвете увеличивает габариты фигуры.
«Вот так толстуха!» — заметите вы, встретив невысокую полную женщину в пушистом белом или
голубом спортивном свитере. А она не так уж толста, и если бы на ней была коричневая или синяя кофточка, вы бы и внимания не обратили на ее полноту. Эга женщина видела этот свитер отдельно от себя.
К чему уродовать свой облик, если на свете существует цвет, линия и умение этим пользоваться?
Светлые тона принято отдавать молодости. И напрасно. Седина вовсе не требует темных тонов. В любом возрасте можно носить и белое, и розовое, и голубое... Только не всякому возрасту подходит пестрота узора или беспокойно-броское сочетание тонов.
Цвет равно принадлежит всем возрастам, но для каждого имеет свои оттенки, свои сочетания, как бы аккомпанируя цвету глаз, волос, кожи, возрасту и фигуре.
Как же тут не задуматься над мотками белых ниток?! В них скрыто столько яркого или светлого, нежного цвета, столько веселья или печали, столько вызова или покоя!
Ведь просто перебирать спицами, считая петли, не так уж интересно. Нитки со спицами или с крючком соединяет фантазия, вкус и мастерство — они-то и определяют выбранный вами цвет.
Л. ДУБЕНСКАЯ
|