ВСТУПЛЕНИЕ
Человек, работая сам, постоянно пользуется в то же время работой других людей. Нет таких людей, которые могли бы теперь сами добыть, сделать себе все, что нужно им для жизни. Если один занят, скажем, на фабрике, выделывая гвозди, то другой тачает сапоги или мастерит одежду: если крестьянин в деревне, обрабатывая землю, добывает нужное для питания, сеет, жнет, молотит, косит и продуктами своего труда снабжает город, то может он заниматься своим трудом потому лишь, что в городе рабочие на фабриках или в мастерских делают вещи необходимые крестьянину, как, например: топоры, гвозди, косы, пилы, ситец и всякие предметы, нужные для хозяйства и дома.
Таким образом, люди обмениваются необходимыми для жизни вещами и от этого обмена зависит состояние хозяйства. Если обмен происходит правильно, если городу есть что дать деревне, а деревне есть что дать городу, тогда и все хозяйство народное налаживается и быстро развивается, в противном случае происходят заминки и перебои, от которых страдают и горожане и крестьяне.
Конечно, нужно помнить, что такой обмен полезными для хозяйства вещами происходит не так просто, как это может иному показаться. Вещи (товары) обмениваются не прямо из рук в руки, а проходят через много рук, чтобы пройти весь путь от той мастерской, где какая-нибудь вещь сделана, до того человека, которому она нужна; при этом обмениваются товары при помощи денег (продажа) и в этом обмене большое значение имеет торговля, которая у нас в Советской России находится, главным образом, в руках государства и кооперации. Все же суть дела состоит в правильном обмене; люди смогут жить счастливо только тогда, когда обмен этот будет происходить как следует и необходимые всем предметы будут справедливо распределяться между всеми трудящимися. Устроить так, чтобы вещи правильно обменивались и, чтобы производилось их столько, сколько нужно и то, что нужно, — не легко. Много есть для этого препятствий, о которых сказано в других книжках: одним из серьезных препятствий является неравенство достатка отдельных людей и, происходящая отсюда зависимость одного человека от другого, богатого от бедного.
Зависимость бедняка от богатея.
С давних времен люди, у которых накапливалось много всякого добра, будь то хлеб, либо деньги, либо машины и инструменты, стремились использовать свое положение так, чтобы еще больше увеличить свой капитал, получать с него доход, самим поменьше трудиться, а заставлять на себя работать других. Как это сделать? А сделать это легче всего таким образом, чтобы, пользуясь нуждой соседа, совсем прибрать его хозяйство к рукам. Богач, скажем, даст денег взаймы бедняку, но, конечно, не даром, а за большие проценты, которые выплатить должник не в силах, так что для уплаты их приходится иногда продавать последний скарб за бесценок. Или же бедняк, нуждаясь в копейке на самое необходимое, прямо продает последнее тому же богачу, продает за гроши и разоряется совсем. Каждый из нас знает такие примеры, много их было в прошлом до Октябрьской революции, есть такие случаи и сейчас. Как с этим борется Советская власть будет сказано дальше.
Так устанавливается и проявляется зависимость человека бедного от человека богатого и у богатого есть для этого два способа: заключение кабальных сделок и ростовщических сделок. Названия эти не совсем понятные; чтобы сделать их ясными нужно внимательно рассмотреть, что называется, вообще, сделкой, какие сделки считаются у нас кабальными и какие — ростовщическими, и как советский закон защищает трудящихся от тех людей, которые хотят их закабалить: от кулаков и ростовщиков. Знать это очень важно, чтобы уметь законными способами защищать свои кровные интересы, чтобы знать где и каким образом можно найти управу; это важно знать и для того, чтобы в случае надобности помочь другому, объяснить ему, как охранять свои права. Незнанием закона трудящимися часто пользуются те, которые хотят закон обойти, толкуя его вкривь и вкось. Поэтому наши советские законы, которые имеют всегда в виду благо трудящихся, тогда только смогут принести действительную пользу, когда трудящиеся будут их читать и знать, что в них содержится.
Что такое сделка.
Всего легче понять что такое сделка на примерах самой жизни. Скажем, у крестьянина есть излишек в 20 пудов хлеба. Хлеб этот ему не нужен, а нужны ему разные вещи для хозяйства, которые продаются в городе на базаре. Крестьянин отвозит хлеб в город, продает его там, а на вырученные деньги покупает то, что ему нужно. Продажа хлеба называется сделкой: покупка нужных вещей — тоже сделкой. Все такие действия человека, которые создают, изменяют или уничтожают права на то или иное имущество, называются сделками. В нашем примере крестьянин продал хлеб, — это значит, что право на этот хлеб перешло покупателю; потом крестьянин купил вещи — это значит, что он установил свое право на эти вещи.
Какие бывают сделки.
Сделки бывают такие, которые совершаются по воле одного лица (односторонние) и такие, которые для своего возникновения требуют, чтобы на это была воля не меньше, чем двух людей. Например: если, умирая, кто-либо делает завещание в пользу своего сына, то это будет сделка, для которой достаточно воли одного лица (односторонняя сделка). Но, если, один человек у другого желает купить лошадь, тут уже оба должны сговориться об этом: у одного должно быть желание купить, а у другого — продать; должна, значит, быть воля (согласие) двух человек (двусторонняя сделка).
Что говорится в законе о сделках.
Закон говорит о том, как совершать сделки: когда можно сговариваться на словах, а когда сделку нужно непременно заключить на бумаге; что бывает, если сделку не выполнят; какие бывают сделки; как и в какой суд нужно обратиться, чтобы разобрать спор по сделке. Советский закон, однако, говорит еще об одном, — может быть, о самом главном, — о том, какие сделки считаются недозволенными, запрещенными.
Недозволенные сделки.
Закон не может позволить совершать любую сделку. Ведь может быть и так, что люди сговорились сделать что-нибудь злое, вредное для государства или для каких-нибудь людей; например, один человек дает другому 100 рублей и говорит ему: «Пойди, убей за это моего соседа, — он враг мне». Такую сделку закон, конечно, не может допустить, потому что она идет против закона, охраняющего человеческую жизнь. Не признает закон и таких сделок, в которых участвует малый ребенок (ребенок не понимает своего интереса), либо умалишенный (по той же причине). Бывает и так, что человек идет на сделку, потому что обманули его, либо запугали угрозами, или потому, что он ошибся. Например, разбойник с ружьем в руках заставил хозяина подписать бумагу о продаже этому насильнику всего скота. Или, скажем, такой случай: продавец хлеба отдает его за бесценок, потому что думает, что из-за разлива реки везти хлеб назад нельзя, а разлива на самом деле нет — обманул его покупатель. И вот таких сделок не признает закон.
Что такое кабальные сделки.
Не всякую сделку можно считать законной, правильной, и, на ряду с теми сделками, о которых сейчас шла речь, в законе говорится также о тех сделках, при помощи которых один человек хочет воспользоваться бедою, нуждою другого человека и заполучить в свои руки за бесценок то, что стоит куда дороже. Об этих-то сделках мы и будем говорить. Такие сделки бывают двух родов: кабальные сделки и сделки ростовщические. Сначала мы расскажем про кабальные сделки, потом остановимся на сделках ростовщических. Не нужно забывать, однако, что и те и другие сделки тесно связаны между собой, — они одного корня. И кабальная сделка и ростовщическая основаны на неравном распределении богатства и совершаются с целью использовать беду и несчастье одного для быстрой наживы другого.
Значит, кабальные и ростовщические сделки являются одним из видов сделок, которые закон считает неправильными, недопустимыми.
Что означало слово «кабала» в старину.
Кабала — не русское слово; оно означает по своему прямому смыслу договор купли-продажи.
На Руси в старину слово «кабала» часто употреблялось для обозначения особенного положения крестьян в отношении в своему помещику, для обозначения так называемого кабального холопства.
Кабальное холопство.
В старину, приблизительно лет 300 — 400 тому назад, крестьянин, живший на земле помещика, часто не имел самых необходимых средств, чтобы вести свое хозяйство. Не было у него ни сельскохозяйственного инвентаря, ни средств и материалов для стройки, ни нужного скота. Бедность эта увеличивалась еще больше частыми войнами, набегами татар и непосильными поборами и налогами государства, которое главную часть всех своих налогов собирало с крестьян и очень мало облагало другие классы. Нищий крестьянин, конечно, должен был или совершенно разориться, бросить свое хозяйство и уйти куда-нибудь в далекие места, где до него не могли бы добраться государственные чиновники (в степь, на Дон или в далекое Поволжье, либо даже в Сибирь), или он, чтобы существовать и вести хозяйство, должен был во что бы то ни стало получить помощь откуда-нибудь со стороны. Но откуда могла притти такая помощь? Взаимной помощи, какая теперь у нас есть в виде кооперации, тогда не было, кредит государственный тоже отсутствовал. Понятно, что при таких условиях крестьянин должен был обращаться к ближайшему соседу, который имел капитал и мог поэтому ссудить его нуждающемуся. Обычно капитал в то время находился в руках помещиков, владевших землей, на которой (или поблизости от которой) крестьянин жил. Крестьянин и обращался к помещику с просьбой дать ему на необходимое обзаведение денег, семян, предоставить ему инвентарь, скот, лес и прочее. Помещик давать-то давал, но давал, конечно, не даром. Он выставлял свои условия, и только при соблюдении этих условий соглашался на сделку. Условия эти всегда принимались крестьянином, так как выбора не было, обратиться было больше не к кому, а средства были нужны во что бы то ни стало, под страхом полного разорения и голода. Заключалось условие займа, где, обычно, рост (проценты) заменялся обязательством со стороны крестьянина лично служить помещику определенный срок. Условия займа были очень тяжелыми, и поэтому не только проценты, но и самый основной долг не выплачивался, так как выплата была для крестьян непосильна. Таким образом и временное услужение крестьянина на самом деле превращалось в постоянное. Крестьянин, знавший, что долг он выплатить не в состоянии, часто давал на себя и свою семью запись, в которой говорилось о постоянной службе помещику с отказом от права прекратить ее по собственному желанию. Таким образом, крестьянин (по крайней мере, на словах — свободный) превращался в закабаленного, превращался в кабального холопа. Кабальный холоп по закону был ограничен в правах покупать, продавать и прочее. Он был, как мы сейчас объяснили, по рукам и ногам связан своим господином, помещиком. При царе Петре I совсем уничтожилась разница между кабальным холопом и крепостным рабом, так что не только в жизни, но даже и по закону такой крестьянин стал считаться собственностью помещика наравне со всякой другою вещью или скотом. Так постепенно и произошло превращение свободного крестьянина в кабального холопа, в крепостного, в раба.
Для чего нам нужно знать о кабальном холопстве.
Эту историю важно и полезно знать теперь, потому что она показывает совершенно наглядно, как бедность, с одной стороны, и богатство, с другой, при отсутствии для бедняка государственной или общественной помощи, отдает с головой бедняка богачу. Конечно, это было сотни лет назад, в давно прошедшие времена, но все же история кабального холопства поучительна и теперь, потому что она дает яркий пример опасности для рабочего люда неправильного распределения имущества.
После сказанного не нужно долго объяснять, почему Советская власть, не разрешает кабальных сделок. Советская власть, защищая трудящихся, борясь со всякой эксплуатацией, борется и с кабальными сделками, так как они рассчитаны на эксплуатацию и поэтому опасны не только для отдельного человека, но и для всего нашего государства.
Что в советском законе говорилось о кабальных сделках до 1923 г.
До 1922 года не было особого закона, запрещавшего кабальные сделки и не было только потому, что, начиная с 1918 г. и до 1921 г., почти что никакие сделки не разрешались.
Следовательно, не были разрешены и кабальные сделки.
В 1921 году появились декреты Советского правительства, которые положили начало так называемой новой экономической политике. Главный из этих декретов — это декрет, разрешивший крестьянам свободно и по своему усмотрению обменивать излишки своего хлеба, которые у них оставались после уплаты продовольственного налога. Вскоре были разрешены и всякого рода другие сделки; было разрешено покупать, продавать, занимать, дарить, поручать, завещать и так далее. Тогда и создалась опасность появления у нас кабальных сделок, особенно в крестьянском быту. Эта опасность особенно усилилась после голода, разразившегося у нас в Поволжьи в 1921 году. Всем памятно и известно, какой страшный был недород в 1921 году и какие мучения он с собой принес населению. Вымирали и разбегались целые селения в Поволжьи. Крестьяне ели коренья, кору деревьев, в отдельных деревнях изголодавшиеся доходили до людоедства. При таких условиях многие вынуждены были пойти на кабальные сделки для того, чтобы избежать голодной смерти. Крестьянин под страхом голодной смерти продавал за бесценок свой скот, инвентарь и прочее, иной раз продавал за пуд муки ценное имущество, без которого нельзя вести хозяйства. Но выбора не было: голод толкал на такие сделки. Скупали имущество, если не всегда, то очень часто, не случайные покупатели, а специалисты своего рода — скупщики. Скупщики эти нарочно приезжали в голодающие деревни, за бесценок приобретали всякого рода имущество, главным образом, скот, чтобы потом перегнать его в другие местности Республики, где голода не было и где он стоил поэтому в десятки раз дороже. Скупали продававшееся голодающими имущество и местные крестьяне из тех, которые припрятали в свое время хлеб, и сейчас пользовались голодом, чтобы нажиться на несчастии и разорении других.
Конечно, Советская власть никоим образом не могла допустить, свободного и беспрепятственного совершения подобных сделок.
Закон 3 июля 1922 года.
И вот 3 июля 1922 года появляется постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров (опубликованное в № 43 Собрания Узаконений за 1922 г.), изданное в защиту голодающих крестьян и направленное против скупщиков и кулаков. Декрет этот имел большое значение для того времени.
Декрет объявлял недействительными кабальные сделки на хлеб, то есть такие сделки, по которым крестьянин должен был возвратить заемщику в полтора раза больше того, что он сам от заемщика получил, — или же такие сделки, по которым крестьянин за ссуду обязан был отдать весь урожай без указания количества хлеба.
По таким сделкам взявший ссуду обязан был ее возвратить лишь в том размере, в каком сам ее получил, а от всего остального освобождался.
Если же заемщик стал бы требовать больше, то его можно было привлечь к ответственности (по статье 193 Уголовного Кодекса) как ростовщика, за что суд в праве приговорить к одному году принудительных работ.
Закон этот имел большое значение для крестьянства, но так как он ничего не говорил о запрете кабальных сделок и среди городского населения также страдавшего от голода, то в ноябре 1922 года Народный Комиссариат Юстиции и издал распоряжение (циркуляр), в котором указал, что хотя бы та или иная сделка и не подходила полностью под постановление 3 июля, но, если она заключена с использованием чьей - либо крайней нужды, то потерпевший от такой сделки пользуется защитой суда. Суд может признать такую сделку недействительной или же расторгнуть ее на будущее время.
В этом же распоряжении своем Народный Комиссариат Юстиции предписывает прокурорам2 от имени государства просить суды о расторжении кабальных сделок; если же сам потерпевший от сделки подал такую просьбу в суд, то прокурору предписывалось на суде защищать интересы такого просителя (истца). Дальше в этом распоряжении говорится, что, если судебное решение уже состоялось, и притом не в пользу гражданина, пострадавшего от сделки, то прокурор должен на такое решение жаловаться в высший суд (на народный суд жалобы приносятся в губернский суд, на решение губернского суда — в Верховный суд).
1 Ниже мы расскажем подробнее о том, что такое признание сделки недействительной и что означает и какие последствия влечет расторжение сделки на будущее время.
2 Прокурор по закону должен повсюду наблюдать за тем, чтобы советский закон правильно исполнялся и чтобы полностью проводились в жизнь все законные распоряжения и указания власти.
— 15 —
Таким образом, Советское правительство, разрешив сделки, однако, сказало, что не всякая сделка будет охраняться законом и не по всякой сделке можно требовать исполнения. Такие сделки, которые ведут к угнетению трудящихся, использованию их крайней нужды и направлены на обогащение кулака за счет разорения бедняка, — не пользуются защитой закона.
Что говорится в нашем Гражданском Кодексе о кабальных сделках.
Мы видели, что закон и распоряжения Народного Комиссариата Юстиции от 1922 года говорили о кабальных сделках. Но это были законы специальные, изданные во время страшного голода. Необходим был постоянный закон, который всегда боролся бы с кабальными сделками. Таким законом и явилась статья 33 Гражданского Кодекса, утвержденного 31 октября 1922 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом I и введенного в жизнь с 1 января 1923 года.
Вот что гласит эта 33 статья:
«Когда лицо, под влиянием крайней нужды, вступило в явно невыгодную для себя сделку, суд, по требованию потерпевшей стороны, или подлежащих государственных органов и общественных организаций, может либо признать сделку недействительной, либо прекратить ее действие на будущее время.
«Примечание: должностные лица обязаны предъявлять гражданские иски о признании недействительными явно невыгодных (кабальных) сделок, заключенных семьями лиц, призванных к отбыванию обязательной военной службы в Красной армии и флоте».
Это примечание к ст. 33 появилось только в 1924 году, а раньше статья 33 не имела особого постановления об охране красноармейцев и их семей: они защищались особым декретом.
Какие сделки закон называет кабальными.
Теперь посмотрим, какие сделки по нашему закону считаются кабальными.
То, что раньше мы рассказали о сделках вообще, о кабале и о наших законах, изданных в 1922 году, теперь облегчает нам понимание статьи 33 и позволяет без труда уяснить себе, в каких случаях по действующему закону сделка должна считаться кабальной. Существуют только два основных признака кабальной сделки. Во-первых, сделка должна быть совершена под влиянием крайней нужды, и, во-вторых, сделка должна быть, в то время когда она совершается (сделка считается совершенной или тогда, когда люди на бумаге подписали условия, или тогда, когда они словесно окончательно сговорились), явно невыгодной для лица, которое находится в крайней нужде. Только если налицо оба эти обстоятельства (а не только каждое из них порознь), можно говорить о кабальной сделке. Вот — пример. Во Владимирской губ. в одной из деревень Переяславского уезда проживал крестьянин Голубев, вдовец, с пятью малолетними детьми. В 1923 году он вернулся с военной службы и вновь стал хозяйничать. Весною 1924 г. у него пала единственная лошадь. О покупке новой лошади нечего было и думать, тем более, что Голубев после службы только начинал налаживать хозяйство и запасов никаких у него не было. Соседи тоже не помогли Голубеву. Кто победнее и рад бы помочь, да нечем, а те, кто побогаче, недолюбливали Голубева за то, что, вернувшись со службы, он перестал ходить в церковь и объяснял молодежи про пользу Советской власти для простого народа. Что было делать Голубеву без лошади, без соседской помощи? Хозяйство вести он не мог, уйти в город на заработки тоже не мог (куда детей девать!).
Но вот «спаситель» нашелся. Как-то в воскресный день приехал к Голубеву из соседнего села местный зажиточный крестьянин и лавочник Степан Корнеев. Корнеев, без долгих разговоров, предложил Голубеву такую сделку: он, Корнеев, покупает у Голубева половину его урожая за три года и за это дает Голубеву в собственность старую 24-летнюю кобылу. Хоть Голубев и знал, что он может собрать за три года урожая больше, чем на 800 рублей, но на сделку пришлось согласиться, чтобы хотя как-нибудь протянуть до осени. По предложению Корнеева, сделку оформили, бумагу подписали, даже марки гербовые наклеили. На следующий день привел Корнеев лошадь. Голубев проработал на ней до осени. Осенью ушел он на заработки (к концу лета он женился и детей оставил с женой) в город. В городе сколотил кое-какие деньжонки. К весне лошадь, купленная им у Корнеева, пала, но Голубев уже купил к этому времени другую лошадь отчасти за наличные, отчасти в кредит под поручительство комитета взаимопомощи. Стал работать, хозяйство поправлялось. Но вот после сбора урожая явился Корнеев, предъявил письменную сделку и потребовал, чтобы Голубев отдал ему половину урожая (половину урожая прошлого года он уже получил). Голубев отказался и подал на Корнеева в суд, прося об уничтожении этой сделки. Суд признал сделку кабальной, расторг ее, обязал Корнеева вернуть Голубеву стоимость полученного хлеба, а Голубева обязал внести в доход казны 25 рублей — сумму в какую была оценена лошадь.
Так кончилось это дело.
Вот другой пример. В городе Мценске, Орловской губ., в небольшом домишке проживала вдова железнодорожного машиниста Татьяна Федоровна Утина. Домишко остался ей по наследству от мужа, который купил его на трудовые деньги. Зимой 1925 года дочь Утиной, тринадцатилетняя Варвара, тяжко захворала. Врачи сказали, что нужно везти девочку в теплые края, на юг. Утина души не чаяла в девочке, но везти ее не могла, потому что никаких средств не имела. Нашелся и тут услужливый человек местный житель Федор Коржавин, который предложил Утиной заключить такую сделку: он на свой счет отправляет мать и дочь в теплые края до осени 1925 года, а за то мать сдает ему свой домик сроком на 8 лет без особой за это платы. Сама же Утина должна была по возвращении проживать в полусгнившей сторожке, прилегавшей к дому. Чтобы спасти девочку, Утина на такие условия согласилась.
Через полтора года Варваре совсем стало плохо. В сторожке было холодно и сыро. Стала Утина просить Коржавина пустить ее в дом, хоть на кухню. Отказал он ей. Тогда пошла Утина и рассказала все местному прокурору. Прокурор написал бумагу в суд. Суд рассмотрел дело и постановил Утиной ее дом для проживания отдать, Коржавина оттуда выселить да еще взыскать с него арендную плату за дом по правильной оценке, засчитав, конечно, то, что ему стоила поездка Утиных на юг.
В обоих этих случаях мы видим кабальные сделки в полном смысле слова. Тут налицо оба главных признака для признания сделки кабальной: крайняя нужда одного из заключавших сделку и, кроме того, явная невыгодность для него этой сделки во время ее совершения.
Рассмотрим же поближе, что по закону считается крайней нуждой и явно невыгодным.
Что закон называет крайней нуждой.
Ответ на этот вопрос уже, конечно, ясен после наших примеров. Крайняя нужда бывает в тех случаях, когда нет другого способа спасти свое хозяйство или себя и свою семью, как совершением той или иной сделки (Голубев должен был согласиться на сделку, чтобы не погубить хозяйство, себя и детей; Утина должна была согласиться на сделку, чтобы спасти жизнь своей дочери).
Не может поэтому считаться крайней нуждой, когда, например, у человека только' временные затруднения, с которыми он самостоятельно может справиться, уменьшив немного свои расходы, отказавшись от расширения хозяйства и проч. Например: если из двух лошадей одна падет, это, хоть и беда, да не такая, которая грозит разорением; или, если больному не плохо бы поехать к морю, но и у себя на родине врачи помещают в дом отдыха и можно поправиться и в своих местах. Значит, случаи, когда житейские затруднения не угрожают существованию человека или существованию его хозяйства, не могут считаться крайней нуждой. Тем более нельзя считать крайней нуждой случаи, когда речь идет о невозможности удовлетворить потребности не насущные, не очень важные для жизни или даже совсем не важные. Например: покупка каких нибудь украшений, нарядов, покупка вина и т. д.
Невозможно точно перечислить и назвать все насущные потребности в отличие от потребностей второстепенных. Какой бы то ни было перечень здесь не годится. Обыкновенно необходимыми потребностями называются потребности в пище, одежде, жилье, топливе. Нужно, однако, сказать, что в разные времена по-разному люди понимают, что такое необходимые потребности. Это зависит от развития хозяйства, благосостояния населения и его культурности. Если в давно прошедшие времена, много тысяч лет тому назад, дикому человеку нужно было быть только сытым, чтобы считать свои насущные потребности удовлетворенными, то теперь человек считает нужным иметь и приличное жилье, и одежду и умственную пищу: человек стремится теперь не только быть сытым, одетым и обутым, но и иметь возможность почитать в свободное время после работы книжку или газету, послушать рассказ ученого человека и т. д. и т. д. Поэтому, чем больше умственно развивается человек, чем больше увеличивается народное благосостояние, чем сильнее развивается наука, тем больше ширится и растет круг, так называемых, необходимых потребностей людей.
Трудно назвать крайней нуждой тот случай, когда человек, хотя и не может поддержать себя или свое хозяйство без посторонней помощи, но когда эту помощь он может получить на удобных и выгодных для себя условиях (через кооперацию, например) и, зная об этом, тем не менее идет к кулаку.
Такие случаи бывают по большей части у недобросовестных людей, которые нарочно отказываются от выгодной для себя сделки, чтобы потом, заключив сделку невыгодную, заявить, что вот, мол, я был в крайней нужде, сделку заключил кабальную, а потому совсем не хочу ее соблюдать и платить по ней. Но таким людям мы в праве сказать, что на самом-то деле нужды крайней не было, раз они сознательно отказались от выгодной сделки и заключили сделку на тяжелых условиях. Толкала на это их не нужда, а расчет. Поэтому такие случаи тоже не должны считаться случаями крайней нужды.
Итак, крайняя нужда бывает тогда, когда без посторонней помощи, оказываемой на явно невыгодных условиях, не могут быть удовлетворены необходимые потребности данного лица.
Теперь спрашивается, что же считать явной невыгодностью сделки.
Явная невыгодность сделки.
Сделка является явно невыгодной тогда, когда убыточность ее резко выделяется, бросается в глаза. Такая сделка должна быть не просто убыточной, невыгодной; несоразмерность между тем, что потерпевший получает и что он должен возвратить, должна быть слишком явна и очевидна, чтобы сделка признана была невыгодной.
Почему же закон ограничивает второе условие кабальной сделки словом «явно» (явная невыгодность).
Да потому, что, если вообще сделки допускаются, то этим самым разрешаются и сделки, которые для одного из сговаривающихся будут невыгодны, иначе, вообще, люди не заключали бы договоров, если бы думали, что чуть одному из них он будет невыгоден — договор будет расторгнут. Да и распознать со стороны простую невыгодность почти невозможно, во всяком случае — очень трудно. Такая проверка государством сделок и оспаривание сделок только потому, что один из договорившихся потерпел убыток, могла бы привести к полному уничтожению сделок между гражданами, так как при таких условиях граждане опасались бы вообще совершать сделки.
Итак, только тогда, когда налицо оба указанные нами признака, можно говорить, что сделка кабальная.
В таком именно смысле Народный Комиссариат Юстиции разъяснил, что кабальной сделка бывает тогда, когда, во-первых, «одна сторона использует в своих выгодах исключительно стесненное (малоземельное) или , бедственное (голод) положение другой стороны» и, во-вторых, «если, пользуясь этим тяжелым положением своего контрагента, более сильная сторона диктует ему явно невыгодные, значительно отступающие от нормальных, условия договора».
Чем отличаются постановления Гражданского Кодекса от постановлений 1922 года.
Главное отличие статьи 33 Гражданского Кодекса от декрета 1922 года о кабальных сделках заключается в том, что по смыслу статьи 33 все равно о чем идет речь в сделке, заключена ли она на хлеб или скот, или овес, или касается строений. Если два признака, о которых выше сказано (крайняя нужда и явная невыгодность), имеются, сделка — кабальная. Декрет же « 1922 года, как мы видели, говорил только о сделках на хлеб.
Кто разрешает вопрос, является ли сделка кабальной или нет.
Мы знаем теперь, при каких условиях сделка является кабальной, умеем отличать признаки кабальности. Но, спрашивается, кто же должен окончательно разрешить вопрос о том, является ли сделка кабальной или нет. Вот Иванов с Петровым заключили договор на продажу хлеба. Пришел срок. Иванов говорит: «Не повезу хлеба, воспользовался ты моей крайней нуждою, навязал мне явно невыгодные условия. Кабальна для меня сделка». — «Неправда, — отвечает Петров, — нужды у тебя крайней не было, а насчет условий, так, хотя, может, ты немножко и просчитался, но очень уж большой невыгоды для тебя не получится».
Вот и идет такой спор между Ивановым и Петровым. Кто же может и должен спор этот разрешить, да так разрешить, чтобы и Иванов и Петров должны были решение признать и полностью ему подчиниться?
Спор такой может разрешить по нашему закону только суд и никто больше. Правила о том, что споры по вопросу о кабальности разрешаются только судом, относятся и к тем случаям, когда кабальная сделка заключена относительно аренды земли. Статья 38 Земельного Кодекса прямо говорит, что «наблюдение за правильным применением условий и правил аренды, а также рассмотрение всех споров при соблюдении договоров аренды, производится земельными комиссиями... а расторжение договоров, носящих кабальный характер, производится по суду». Значит, всякий спор относительно кабальности, о каком предмете ни шла бы речь, разрешается судом.
Почему вопрос о кабальности сделки рассматривается судом.
Почему же обязательно нужно итти в суд, чтобы уничтожить кабальную сделку? Почему сделать этого нельзя помимо суда? Почему бы, например, не устанавливать кабальность сделки простым распоряжением местного совета либо другого органа власти? Наконец, можно было бы просто считать кабальную сделку несуществующей даже и без всякого распоряжения или приказа... С первого взгляда кажется, что такой порядок был бы проще: не нужно ходить по судам, ожидать решения, доказывать на суде свои права, писать заявления, ждать, не будет ли жалобы в высший суд и прочее и прочее. Но это только кажется с первого взгляда. На самом же деле только на суде оба спорящих имеют действительную возможность обстоятельно объяснить свое положение и свой взгляд на дело. На суде каждый из спорящих не только может рассказать о своем положении, но должен стараться и доказать свое право. Со своей стороны, суд сам, конечно, идет навстречу тому из спорящих, который не умеет объяснить в свою пользу положение дела; тогда суд расследует дело своею властью, велит собрать доказательства и прочее. Поэтому-то суд и является таким учреждением, которому доверено, на основании наших законов и политики рабоче-крестьянского правительства, разбирать спорные дела и выносить по ним свои решения. Так бывает и вообще со всеми спорными делами между гражданами, когда спор идет о чьем-либо праве. Тем более необходимо рассмотрение в суде вопросов о кабальных сделках. Здесь, как мы видим, многое неясно, по многим вопросам один объясняет так, а другой иначе.
С другой стороны, если допустить, что всякие спорные вопросы между гражданами будут рассматриваться не в суде, или даже будут разрешаемы каждым недовольным безо всякого рассмотрения, так что же получится? Получится то, что люди, заключая всякого рода договоры, никогда не смогут быть уверены в том, что договоры эти будут выполняться. Каждый будет опасаться, что вдруг, неожиданно, без судебного справедливого разбирательства сделку объявят недействительной и уничтожат ее. При таком положении люди вообще не захотят заключать договоров, не веря в их прочность. Вот почему у нас споры между гражданами, в том числе и споры о кабальности, рассматриваются судом, который должен крайне осторожно относиться к таким вопросам. «Иски о расторжении явно невыгодных сделок», — говорит Верховный Суд Украины, — «совершенных под влиянием крайней нужды, должны требовать со стороны суда крайне осторожного отношения. Право суда расторгнуть указанные кабальные сделки... не должно вырождаться в форму, подрывающую уверенность в прочности сделок вообще».
Таким образом, решение дел о кабальности судом, который спокойно и внимательно разбирает все обстоятельства дела при помощи самих спорящих, является залогом того, что дело действительно будет решено по закону и справедливости.
Вот почему наш закон требует, чтобы всякие сделки, и кабальные в том числе, в случаях спора рассматривались только судом.
В каких случаях и по чьему требованию суд рассматривает вопросы о кабальных сделках.
Суд сам по своему почину не приступает к разбору гражданских дел.1 Судебное производство по гражданским делам начинается только по просьбе заинтересованных лиц или по почину тех представителей государства, которые по закону должны в такие дела вмешиваться.
1 Гражданские дела — это такие дела, где рассматриваются вопросы о собственности, о всяких договорах, о завещаниях и т. п. Гражданские дела отличаются от уголовных, в которых решается вопрос о том, должно или не должно государство принять меры социальной (общественной) защиты от нарушителей закона в виде лишения свободы поражения прав и т. д. Отличаются гражданские дела и от административных, где речь идет о правах власти отдать то или иное распоряжение, например, издать обязательное постановление. Споры о кабальных сделках относятся таким образом к гражданским делам.
— 26 —
По чьей же просьбе суд рассматривает дела о кабальности?1
Такую просьбу может подать прежде всего сам потерпевший, то-есть тот человек, который терпит убыток, ущерб от сделки, который угнетаем сделкой. В приведенных нами примерах такую, следовательно, просьбу (исковое заявление) могут подать в суд крестьянин Голубев и вдова Утина, потому что они страдают от сделок, ими заключенных, они, стало-быть, потерпевшие.
Но подать просьбу в суд может не только потерпевший от сделки. Кроме потерпевшего, подавать заявление в суд о расторжении кабальных сделок могут по закону еще «подлежащие государственные и общественные организации». Какие же это организации?
1 Обращенная в суд просьба о рассмотрении гражданского дела называется исковым заявлением или просто иском.
Обязанности сельсоветов, волисполкомов и других учреждений.
Такими учреждениями являются: 1) прокуратура в лице местного прокурора,2 2) волисполкомы, 3) сельсоветы и, конечно, выше стоящие советы — уездный, губернский, областной и проч. В отдельных случаях и другие организации, помимо перечисленных, могут обращаться в суд с просьбой о расторжении кабальных сделок, если закон или устав предписывает им охрану интересов потерпевшего от кабальной сделки. Например, профессиональный союз работников земли и леса может
2 Что такое в Советской Республике прокурор, конечно, известно: прокурор, как уже было сказано раньше, наблюдает за исполнением закона. Прокуратурой же называются все прокуроры Республики, действующие по единому закону и подчиняющиеся главному прокурору Республики в Москве.
— 27 —
потребовать в суде расторжения договора, по которому батрак нанялся к кулаку на явно невыгодных для себя условиях.
Что касается сельсоветов, то по закону на них лежит обязанность только сообщить волостному исполнитель-I ному комитету о случаях заключения кабальных сделок для расторжения таких сделок в установленном порядке и привлечения виновных к ответственности. Значит, сельские советы сами не должны обращаться в суд, а должны только обращаться в волостной исполнительный комитет, который и принимает нужные меры.
Прокурор или секретарь союза, или инспектор труда, или председатель исполкома, узнав о той или иной кабальной сделке, обязаны дать делу ход и направить дело в суд. Конечно, в отдельных случаях очень важно прежде всего сговориться с самим потерпевшим, узнать не подает ли он сам заявления и, если не подает, то почему. Но тут может возникнуть такой вопрос. Как быть, если прокурор, например, узнав про ту или иную сделку, считает ее кабальной, а гражданин, в интересах которого прокурор хочет сделку уничтожить, не желает этого, а, напротив, хочет, чтобы сделка оставалась в силе. Может прокурор вмешаться в это дело или нет?
При разрешении таких вопросов нужна величайшая осторожность и вдумчивость. Прокурор должен прежде всего для себя самого разрешить вопрос, почему гражданин не желает расторжения сделки. Потому ли, что он, считая сделку явно для себя невыгодной, все же боится расторжения, опасаясь, скажем, преследования со стороны кулака? Или же гражданин не хочет расторжения сделки не из страха, а потому, что он не считает сделку невыгодной (хотя бы местный совет или прокурор признавали сделку для него явно невыгодной)?
Если, например, будет установлено, что заинтересованный гражданин не хочет расторгнуть сделку из страха, то прокурор (или совет) должен вмешаться, так как забитость, страх и темнота в Советском Союзе никогда не могут быть основаниями действительности договора. Но иначе получается, если гражданин не желает расторгнуть сделки, считая, что она для него выгодна. Если это так, то представителю власти трудно доказать противное. К тому же вмешательство совета или прокурора почти наверняка в таком случае вызовет недовольство гражданина, которого хотят защитить. Он скажет, что не нуждается в такой непрошенной опеке, сам понимает, что ему выгодно и что невыгодно и не хочет, чтобы за него и против его желания кто-нибудь устраивал его дела.
Точно указать, в каких случаях органам власти надлежит вмешиваться в такие дела, — трудно. Многое тут зависит от ума, знаний и опытности того представителя власти, который этим делом займется.
Какие решения выносит суд по делам о кабальных сделках.
Дело о признании сделки кабальной поступило в суд. Суд вызывает заявителя (истца) и того, против кого дело возбуждено, разбирает дело, вызывает, если нужно свидетелей, допрашивает спорящих, просматривает всевозможные относящиеся к делу документы и так далее. На основании всего этого суд может вынести решение: он может или отказать в просьбе о признании сделки кабальной, то-есть признает сделку правильной и поэтому имеющей силу, или же удовлетворит просьбу, т.-е признает сделку кабальной. Теперь мы уже знаем, в каких случаях суд выносит решение о кабальности: это когда им установлена крайняя нужда, в которой находился один из договаривающихся, и явная для него невыгодность сделки. Тогда суд обязан вынести такое решение на основании всех судом установленных обстоятельств.
Суд, предположим, разобрал дело и вынес решение: сделку считать кабальной. Что же дальше. Какие последствия наступают от того, что сделка признана кабальной?
Последствия признания судом сделки кабальной.
Суд, признав сделку кабальной, в то же время постановляет признать ее совершенно недействительной или же прекратить действие сделки только на будущее время.
Недействительной сделкой называется такая сделка, которая признана с самого начала несуществующей. Признано, что сделка эта как бы вовсе не возникала. Разница между признанием сделки недействительной и прекращением действия ее на будущее время состоит, следовательно, в том, что в одном случае (когда сделка признана недействительной) сделка объявляется не возникшей с самого начала (мертворожденной), а в другом случае (когда сделка расторгается на будущее время) сделка хотя и признается действительной до определенного срока, но на будущее время уничтожается.
То или иное решение суд выносит, смотря по обстоятельствам дела и соображаясь с интересами потерпевшего и справедливостью.
Крестьянка Епифановского уезда, Тульской губ., Мария Федорова приобрела, находясь в крайней нужде, у своей односельчанки Федосьи Галкиной подержанную швейную машину; Мария Федорова раньше жила в ученьи у портнихи в городе и получила от нее письмо, в котором портниха предлагала сдавать от себя Федоровой заказы. Федорова надеялась таким образом, имея машину, получить заработок. Условия сделки с Федосьей Галкиной были таковы: за машину Федорова в первый срок уплачивала 3/4 своего предполагаемого заработка, также во второй и третий сроки; но каждый раз она при этом должна была уплачивать не меньше 30 рублей.
В случае неуплаты было условлено, что Галкина отбирает машину, но денег полученных не возвращает. К моменту суда (дело дошло до суда) оказалось, что машина оценена как сильно подержанная всего в 30 рублей, которые Федоровой уже были уплачены. Конечно, в таком случае не было смысла признавать сделку полностью недействительной, и поэтому суд мог ограничиться решением об уничтожении сделки только на будущее время. В результате за Федоровой осталась машина, а Галкиной оставили полученные ею 30 рублей.
Иное дело, когда ко времени суда кабальная сделка уже проявила для бедняка все свои плохие стороны. Рабочий в городе, чтобы послать домой денег, продал единственную свою шубу. По оценке шуба эта стоила 50 рублей, а получил он за нее 10 рублей. Дело дошло до суда, и тут уже нельзя было ограничиться только признанием сделки недействительной лишь на будущее время, и поэтому суд признал сделку недействительной с самого начала. Шубу вернули рабочему, а 10 рублей рабочий отдал в доход государства.
Что же происходит, если суд признает сделку недействительной? Об этом говорится в статье 149 Гражданского Кодекса: «В таком случае потерпевший может получить обратно все, что им исполнено по сделке. Тот же, кто хотел нажиться от этой сделки, не может требовать от потерпевшего того, что он передал». Полученное потерпевшим идет в пользу государства. Так, в нашем примере рабочий получает свою шубу, но 10 рублей не возвращает, а сдает их государству. Такой способ уничтожить кабальную сделку является как бы наказанием, штрафом для того, кто хотел на кабальной сделке нажиться. Суд говорит ему, вот, во-первых, изволь вернуть то, что ты хищнически по-лучйл, а то, что ты сам передал — назад не получишь, это пойдет на нужды Советской Республики.
Мы рассмотрели вопрос о том, что такое кабальные сделки, каковы их главные признаки, как защищает закон граждан от их зловредного действия, куда обращаться с просьбой о расторжении кабальной сделки, какие решения выносит суд и какие от этого происходят последствия. Но, кроме того, есть в Республике граждане, которые, находясь в особых условиях, требуют и особой защиты. Это — красноармейцы.
Охрана интересов красноармейцев и их семей от кабальных сделок.
Советский закон всегда охраняет интересы трудящихся. Все наши законы стремятся к этому. Но закон особенно стремится охранять интересы тех трудящихся, которые под ружьем стоят на страже Союза Советских Республик, защищая рабоче-крестьянское государство от возможного нападения. Стало быть, особенно защищает наш закон интересы красноармейцев. При этом закон, как мы сейчас увидим, прежде всего охраняет семьи красноармейцев, тем самым ограждая интересы самих красноармейцев и самой Республики. Закон гласит:
«В случаях получения сведений о заключении семьями красноармейцев явно невыгодных сделок по имуществу двора, местные исполнительные комитеты, не ожидая заявления потерпевших, обязаны по собственной инициативе возбуждать соответствующие иски в судах о признании таковых сделок недействительными или о прекращении их действия на будущее время, поддерживая эти иски на суде через своих представителей. Должностные лица, не принявшие мер к защите справедливых интересов семей красноармейцев, привлекаются к ответственности по соответствующим статьям уголовных кодексов Союзных Республик».
Так говорит статья 44 Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих рабоче-крестьянской Красной армии и рабоче-крестьянского Красного флота Союза ССР и для их семей.
Кодекс этот был принят Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и окончательно утвержден 29 октября 1924 г.
Кого закон считает красноармейцем.
Вопрос о том, кого закон считает красноармейцем, важен потому, что от разрешения его зависит, чьи семьи могут пользоваться защитой закона. Согласно особого объяснения (инструкции) Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, красноармейцами должны считаться: 1) состоящий на действительной военной службе рядовой состав, 2) командиры, 3) политические работники, 4) медицинские работники, 5) находящиеся в резерве и оставляемые сверх штата.
Вольнонаемные служащие Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам не относятся к числу красноармейцев.
Лица, уволенные с действительной военной службы совсем, либо в запас или в бессрочный отпуск — пользуются такой же защитой, как и красноармейцы, в продолжение одного года со дня увольнения. Такой же защитой пользуются и семьи этих лиц.
Какое имущество красноармейцев особенно защищает закон.
Как видно из самого закона относительно защиты семей красноармейцев от кабальных сделок, закон охраняет исключительно имущество крестьянского двора. Наша власть прежде всего стремилась этим законом защитить интересы трудового крестьянина. Поэтому всякого рода кабальные сделки, заключенные в городе, под статью 44 не подойдут. Такие сделки (не относящиеся к имуществу двора) подчиняются постановлениям статьи 33 Гражданского Кодекса, а не статьи 44 Кодекса о льготах.
Что должны делать представители власти для охраны интересов красноармейцев и их семей.
Закон прямо говорит, что служащие государства обязаны сами, по собственному почину, не дожидаясь особой просьбы потерпевшего, принимать меры к охране красноармейцев и их семей. В этих словах закона выразилась мысль о том, что охрана имущества крестьянского двора — вещь настолько важная, что когда интересы эти нарушаются, власть должна действовать все равно будет ли жалоба или нет. Правда, как мы уже видели, такое вмешательство власти возможно и в том случае, когда дело идет об охране интересов не служащих в Красной армии, но в отношении служащих это правило особенно резко, особенно ясно выражено.
Больше того, статья 44 Кодекса о льготах указывает, что те государственные служащие, которые не исполнят своих обязанностей по охране интересов красноармейцев и их семей, могут быть по суду лишены свободы от года и выше или подвергнуты взысканиям по службе.
Инструкция Правительства РСФСР о том, как применять закон о правах красноармейцев.
Правительство РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Советской Республики) издало особый наказ о том, как охранять интересы красноармейцев, как применять те законы, о которых мы сейчас говорили. В этом наказе объясняется также, почему, именно, красноармейцам наша власть оказывает особое внимание. Там говорится так: «Соблюдение всех законов, ограждающих права и интересы красноармейцев и их семей, является первейшей обязанностью всех органов Советской власти. Всем государственным органам вменяется в обязанность уделять особое внимание возникающим в их производстве делам, где затронуты интересы красноармейца или его семьи, имея в особенности в виду, что в отсутствие находящегося на действительной военной службе красноармейца эти интересы не могут получить надлежащей защиты».
Инструкция эта говорит также (как мы уже указали) об ответственности для служащих государства, которые не исполнят своих обязанностей по охране интересов семей красноармейцев. Это не значит, конечно, что каждого государственного служащего можно тянуть за упущения в деле охраны интересов красноармейцев. Нет, отвечать должны только такие служащие, на обязанности которых лежит по роду своей службы охранять эти интересы и, которые этих обязанностей не выполнили по небрежности или умыслу. Например, если, скажем, к председателю волисполкома поступила жалоба насчет кабальной сделки, либо другого притеснения в отношении семьи красноармейца, а председатель этот, вместо того, чтобы жалобу расследовать, положил жалобу в стол и забыл про нее, тогда об этом можно довести до сведения местного прокурора или уездного исполкома, и ему придется держать ответ.
Итак, главнейшие законы об охране интересов красноармейцев и их семей это: Кодекс о льготах красноармейцам и инструкция Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В этих законах относительно кабальных сделок содержатся правила, охраняющие интересы крестьянского двора еще более строго, чем правила статьи 33 Гражданского Кодекса.
Почему наше государство особенно защищает красноармейцев и их семьи.
До издания законов, о которых сейчас мы говорили, действовал другой закон об охране интересов красноармейцев, изданный Советской властью в сентябре 1923 года. Не будем отдельно рассказывать про этот закон, но скажем только о тех причинах, которые впервые вызвали появление правил об особой охране красноармейцев. Причиной тому был опять-таки голод 1921 — 1922 года, вызвавший разорение многих крестьянских хозяйств и тем самым поставивший в особенно тяжелое положение семьи красноармейцев. Часто случалось, что главный-то кормилец и работник был в Красной армии, и семьи призванных не имели достаточной защиты. Поэтому кулакам легче всего было их опутывать и закабалять. Вот как про это говорит сам закон 1923 года:
«Призыв сельских работников в Красную армию и флот, недостаточная помощь, а зачастую и полное отсутствие таковой семьям призванных, привели к сильному расстройству хозяйство последних. Голод 1921 — 1922 года усилил эту разруху. Многие семьи вымерли, а хозяйства их перешли по кабальным сделкам к кулакам. Возвращающиеся по демобилизации из Красной армии и флота работники нередко не находят в родных местах приюта, так как принадлежавшие их семьям дома перешли в собственность кулаков по кабальным сделкам».
Вот для этого-то, чтобы помешать такому переходу имущества красноармейцев к кулакам, и был издан особый закон 14 сентября 1923 года об охране интересов красноармейцев от кабальных сделок; затем этот закон заменили позднейшие законы, о которых уже было сказано.
Что мы узнали о кабальных сделках.
Теперь мы знаем, что такое кабальная сделка, каковы ее главные признаки, почему и как наш закон охраняет от нее трудящихся, как закон охраняет интересы красноармейцев и их семей. Мы знаем также к кому может обратиться потерпевший от кабальной сделки, какие органы власти должны ему помочь в этом деле. Мы знаем, что делает суд, куда поступило заявление о кабальной сделке и какие решения он может вынести по этому вопросу. Мы узнали также, как постепенно создавались Советской властью те или иные законы о кабальных сделках и какие события являлись причиной издания этих законов.
В самом начале книжки мы сказали, что кабальные сделки являются орудием угнетения трудящихся, но что таким орудием являются не только кабальные сделки, но и другой род сделок. Есть еще и другие сделки, которые могут порабощать и угнетать и которые являются родными сестрами сделок кабальных. Это сделки ростовщические. О них сейчас и будет речь.
Ростовщические сделки.
Ростовщик всегда ненавистен. В городе и в деревне с одинаковым омерзением относятся к его позорному ремеслу. Самое слово «ростовщик» считается ругательным и бывали даже случаи, когда обиженный этим словом привлекал обидчика к суду. Почему это так? Да потому, что ростовщик, не работая сам, наживается, пользуясь нуждою другого. Делает он это не случайно, а постоянно, в виде обычного занятия. Другой человек с утра и до вечера трудится, работает в поле, либо на фабрике, либо в учреждении, а ростовщику всего забота во-время потребовать проценты да пригрозить, если должник во-время их не принесет. Так, без труда, деньги приносят новые деньги, как в сказке курица, несущая золотые яйца.
Всякий знает, что ростовщик это тот, кто за большие проценты дает деньги или иное имущество тем, кто в этом нуждается. Проценты эти гораздо выше обычных, потому что ростовщик пользуется нуждой должника, которому во что бы то ни стало нужны деньги. Делает это ростовщик постоянно, занимаясь дачей взаймы как промыслом. Поэтому основные признаки ростовщика с точки зрения закона это, во-первых, взимание процентов свыше, чем то дозволено, — во вторых, занятие этим как промыслом, — в-третьих, использование нужды или стесненного положения должника. Все эти признаки не должны быть сразу все вместе. В зависимости от обстоятельств достаточно того или иного из этих признаков, чтобы можно было говорить о ростовщичестве. Но легче всего будет изучить этот вопрос, ознакомившись с тем, что говорит о ростовщичестве наш закон.
Что говорит закон о ростовщических сделках.
У нас о ростовщичестве говорится в статье 193 Уголовного Кодекса — сборника законов, в которых перечислены опасные для общества и государства действия (преступления) и те меры (наказания), которые суд должен принимать против преступников для охраны революционного порядка в интересах трудящихся.
Вот что говорит статья 193 Уголовного Кодекса:
«Взимание в виде промысла за данные взаймы деньги процентов сверх дозволенных законом или предоставление в пользование орудий производства, скота, полевых, огородных или посевных семян за вознаграждение в размере, явно превышающем обычную для данной местности норму, с использованием нужды или стесненного положения получающего ссуду, карается принудительными работами на срок до одного года или лишением свободы на тот же срок с конфискацией части имущества или без таковой».
Виды ростовщичества.
Разберем этот закон. Как видно, закон этот различает ростовщичество, заключающееся в даче взаймы денег, от ростовщичества, которое заключается в предоставлении в пользование орудий производства, скота, полевых, огородных или посевных семян за вознаграждение. Дача денег взаймы под высокие проценты в виде промысла называется обыкновенно городским ростовщичеством, потому что чаще всего это бывает в городах. Дача семян и тому подобного имущества в пользование на тяжелых условиях называется ростовщичеством сельским, потому что чаще всего бывает в деревнях и селах. Так и будем говорить потом для краткости: ростовщичество городское и ростовщичество сельское.
Какие же по закону обстоятельства нужны для того, чтобы можно было говорить о городском ростовщичестве, о городской ростовщической сделке.
Что такое городское ростовщичество.
При городском ростовщичестве: 1) отдаются взаймы деньги, 2) берется за них процент свыше размера, который позволяет закон и 3) тот, кто деньги дает взаймы, занимается этим в виде промысла, — не случайно, а как постоянным для себя занятием. Если у нас есть все эти три признака, то для нашего закона все равно — очень ли нуждался тот человек, которому деньги нужны, или он нуждался не так уж сильно. Закон главное внимание обращает на того, кто дает деньги, и считает, что такой человек для нашего государства опасен, так как занятие его нехорошее, не трудовое, вредное для всего нашего хозяйства. Поэтому закон такие сделки запрещает, а ростовщика велит сажать в тюрьму или наказывает принудительными работами.
Как мы только что видели, закон говорит о процентах «сверх дозволенных». Спрашивается, какие же проценты являются дозволенными? Другими словами, до какого размера можно назначать проценты без опасности пострадать и быть наказанным за ростовщичество.
Размера процентов закон не указывает. Не запрещая вообще брать проценты, закон не указывает тех пределов, выше которых брать проценты нельзя. Каждый раз поэтому судья должен выяснить какой процент в данной местности считается, по местным условиям, обычным, не вздутым. Определить это можно при помощи всяких справок, свидетелей и прочее. Только, если процент превышает обычный для местности размер, можно говорить (конечно, если есть и два других нами указанных признака) о ростовщической сделке. Во всяком случае, ростовщические проценты должны быть выше шести процентов годовых, потому что по закону шесть процентов считаются дозволенными и они взимаются в необходимых случаях и государственными учреждениями. Чтобы пояснить сказанное о городском ростовщичестве, расскажем такой случай.
Кустарь,живший в городе Киржаче, Владимирской губ., заключил договор с кооперативным объединением относительно поставки значительного количества детских игрушек. Против ожидания, кустарь увидел, что к сроку он не сможет исполнить договор, так как у него не хватает краски, необходимой для раскрашивания игрушек. Кустарь, зная, что за неисполнение договора ему придется отвечать, решается поэтому, не считаясь с соображениями собственной выгоды, на крайние меры, лишь бы не оказаться неисправным по договору. На закупку красок нужны деньги в размере 600 рублей. Этих денег у кустаря нет. Поэтому он обращается к живущему в том же городе лицу «без определенных занятий». Действительно, сосед, к которому он обратился, соглашается дать ему взаймы денег на 4 месяца, считая 144 процента (годовых). Таким образом, кустарю приходилось согласно условию платить в месяц одних процентов 72 рубля. Дело дошло до суда. Сделка была признана ростовщической. Понятно — почему. Такие проценты и сами по себе были совершенно непосильны и к тому же резко расходились с обычным процентом в данной местности.
В свое время ростовщики причиняли городскому населению много страданий и бед. Последний скарб тащил к ним бедняк, и почти что всегда «помощь» ростовщика губила бедняка окончательно и бесповоротно.
Но если в городе нужны деньги для того, чтобы выйти из тяжелого положения, справиться с лихою бедою, то в деревне больше нужды в предметах, необходимых для сельского хозяйства: семена, скот, инвентарь, — вот что нужно в деревне и за что крестьянин готов, в случае нужды, платить непосильную цену. Дача этих предметов в пользование за непосильное вознаграждение составляет, как мы видели, так называемое сельское ростовщичество.
Что такое сельское ростовщичество.
С сельским ростовщичеством мы встречаемся тог да когда, во-первых, в пользование предоставляются орудия производства (т.-е. сельскохозяйственные машины или инструменты), скот, семена, во-вторых, когда только-что перечисленное предоставляется в пользование за вознаграждение, явно превышающее обычное для данной местности и, наконец, в-третьих, когда дающий семена, скот или орудия производства, пользуется нуждой или стесненным положением лица, получающего ссуду. Тут уже неважно, занимается ли человек, дающий эти предметы в виде промысла или нет; важно только, чтобы была использована нужда или стесненное положение получающего.
Разница между городским и сельским ростовщичеством.
Разница между городским и сельским ростовщичеством вполне ясна. В городском ростовщичестве главным отличительным признаком является то, что деньги даются ростовщиком в виде промысла; при этом все равно воспользовался ли ростовщик стесненным положением должника или нет. При сельском ростовщичестве не важно, даются ли предметы, перечисленные в законе, в виде промысла или нет, зато важно другое, то, что ростовщик пользуется нуждою или стесненным положением своего должника.
Кто разрешает вопрос о том, является ли сделка ростовщической или нет.
Так же, как и в отношении кабальных сделок, вопрос о сделках ростовщических разрешается судом. Причины этого мы объяснили, когда говорили о сделках кабальных. Только суд может справедливо разобрать этот вопрос, определить, превышает ли размер процентов обычный для данной местности, является ли деятельность лица, давшего деньги, для него промыслом, есть ли в данном случае использование нужды и т. п.
Но в судебном рассмотрении дел о ростовщичестве есть и своя особенность. Дело в том, что ростовщические сделки признаются не только недозволенными, но и наказуемыми. Поэтому дела о сделках ростовщических могут разбираться в суде уголовном (т.-е. в суде, который разбирает вопрос о том, нужно ли наказать кого-либо или нет). Вопрос о том, как быть с самой сделкой в суде может рассматриваться по заявлению потерпевшего одновременно с вопросом о наказании. Таким образом, потерпевший от ростовщика может обратиться в суд или в милицию, или к прокурору, и делу будет дан ход для того, чтобы рассмотреть вопрос, правильно ли заявление и не нужно ли наказать ростовщика. По заявлению потерпевшего (заявить это нужно не позже открытия заседания суда по делу) будет рассмотрен вопрос и о последствиях самой сделки и о понесенном должником убытке.
Последствия признания сделки ростовщической.
Если суд признает, что сделка ростовщическая, то это влечет за собой определенные последствия, установленные в законе. Так как ростовщическая сделка законом карается, то следует признать, что такая сделка, несомненно, противна закону и поэтому должна считаться недействительной. Если один из заключивших такую сделку находился в состоянии нужды, то суд может все же в интересах этого лица оставить у него полученное им по сделке с тем, чтобы ростовщик отдал то, что им получено, в доход государства. Таким образом, последствия признания сделки ростовщической в общем те же, что и последствия признания сделки кабальной, с той только разницей, что ростовщик наказывается по суду.
Причины ростовщичества и борьба с ним.
Нельзя так думать, что ростовщичество объясняется только жадностью или испорченностью отдельных людей. Нет. Причины его гораздо глубже. Главнейшая причина ростовщичества — это все та же нужда при отсутствии достаточной общественной помощи — кредита. Нужда заставляет в городе рабочего или мелкого служащего итти на поклон к ростовщику, и отдав ему в заклад последнее, получить хотя бы небольшую сумму денег под огромные проценты. Нужда заставляет в деревне крестьянина итти на поклон к богатею, кулаку и просить тех же денег, либо нужных для сельского хозяйства предметов, на невыгодных, иногда совершенно разорительных условиях. Поэтому, хоть и правилен закон, борющийся с ростовщиками и наказывающий их, но все-таки только такими мерами, как наказание по суду, не искоренишь окончательно ростовщиков. Если самая причина, позволяющая им опутывать своею паутиною трудящихся, не будет уничтожена, то и деятельность ростовщиков будет продолжаться.
Поэтому нельзя ограничиваться только наказанием и судебной борьбой с ростовщиками. Необходимо устранить самые причины, из которых вытекает вредная деятельность, т.-е. создать возможность для нуждающегося крестьянина или рабочего получить нужную ему денежную помощь, не обращаясь к ростовщику. Такая возможность создается при Советской власти. Несмотря на то, что наша страна только начинает оправляться после тяжких годин борьбы с врагами власти трудящихся, у нас уже и в городе и в деревне есть много организаций взаимопомощи: прежде всего кооперация, которая уничтожает необходимость частного посредника; социальное страхование в городах, которое приходит нуждающемуся на помощь в тяжелые минуты его жизни; кассы взаимопомощи при профессиональных союзах; наконец, крестьянские комитеты взаимопомощи в деревне.
Крестьянские общества взаимопомощи.
Мы не будем говорить здесь подробно о том, как работают и как помогают трудовому населению все организации, которые мы только что перечислили. Скажем только несколько слов о крестьянских обществах взаимопомощи, так как общества эти особенно важны для деревни в ее борьбе с кулаками и эксплуататорами. Вот как сам закон определяет цель создания этих обществ: «В целях развития и укрепления среди широких крестьянских масс общественности, направленной на организацию помощи маломощным и красноармейским хозяйствам, а также прочим гражданам и хозяйствам, впавшим в нужду, и на защиту их от эксплуатации, а равно для организации общественной взаимопомощи среди крестьянского населения на началах его самодеятельности, — в селах, волостях и районах учреждаются, крестьянские общества взаимопомощи»...
Дальше закон говорит о том, что крестьянские общества взаимопомощи должны способствовать охране интересов бедняка, создавать денежные запасы (фонды) для нуждающихся, бороться с нищенством и беспризорностью, помогать семьям красноармейцев, инвалидам, больным и сиротам, всем впавшим в нужду, выдвигать надежных людей в советы и в кооперативы и прочее.
Членами общества могут являться все граждане, пользующиеся избирательными правами в Республике. Все они, собравшись вместе, избирают свой комитет, который и ведет дела под надзором общего собрания и ревизионной комиссии.
Вот как Советская власть борется с ростовщичеством: не только судом и наказанием, но, главным образом, организацией самодеятельности самих граждан, которые создают общества помощи друг другу. При развитии таких организаций не будет уже страшен ростовщик, кулак и эксплуататор.
Заключение.
Мы заканчиваем нашу книжку. Теперь мы знаем, что такое кабальная и ростовщическая сделка. Мы знаем признаки этих сделок и как наш закон ограждает трудящихся от этих сделок. Закон наш, как мы видели, стоит на страже против всех попыток использовать бедность, нужду, необразованность для того, чтобы нажиться. Закон разрешает теперь гражданам сделки, но не всякие. Не разрешает закон сделок, направленных на угнетение и разорение бедняков, не разрешает кабалы и ростовщичества. Сурово борется наш закон с такими сделками, борется наказанием виновных и признанием самих сделок не имеющими силы, недействительными. Целый ряд статей закона защищает интересы трудящихся, определяет, кто и как охраняется от возможной эксплуатации. Две главнейшие статьи закона, которые мы подробно разобрали и которые говорят о недозволенности хищнических сделок, — это статьи 33 Гражданского Кодекса и 193 Уголовного Кодекса.
Не только этими законами, однако, но и созданием хороших условий жизни для трудящихся, облегчением нужды и развитием народного хозяйства защищает Советская власть интересы труда. В дальнейшем, чем больше будет развиваться и крепнуть Советская власть, чем сильнее будет становиться наше народное хозяйство, чем крепче сожмутся в братском рукопожатии руки крестьянина и рабочего, — тем меньше будет опасность от алчности отдельных лиц, тем меньше будет кабальных и ростовщических сделок. Но сейчас еще не все у нас налажено, много есть бедности и нужды, которых сразу не уничтожить, есть поэтому и люди, стремящиеся использовать эту нужду. От таких людей и охраняет советский, закон, созданный трудящимися для самих себя.
_________________
Распознавание текста — sheba.spb.ru
|