ОГЛАВЛЕНИЕ
Как подготовиться к занятиям 5
Обучение грамоте
Подготовительный период 7
Букварный период 9
Послебукварный период (заключительный) 11
Как обучать шестилеток счету и решению задач 12
Лепка, рисование, игрушки, аппликации 31
Рисование и лепка 32
Плетение из полосок цветной бумаги 33
Вышивание цветными нитками 34
Игрушки-самоделки из природного материала 35
Шитье. Ознакомление с простейшими приемами работы с иглой 35
Аппликации из цветной бумаги 36
Теневой театр на тему сказки «Колобок» 37
Вашему сыну или дочери исполнилось шесть лет. Семи лет по Закону о всеобщем обучении ребенок по-ступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от семьи или детского сада к школе.
Вы, конечно, уже заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он все чаще просит вас рассказать сказку, почитать книгу, задает вопросы: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?» Часто неожиданно для вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается самоучкой или при помощи старших братьев и сестер читать и писать отдельные слова.
Все это вам следует учесть, вовремя удовлетворить и направить желание ребенка на то, чтобы овладеть основами грамоты и счета. Надо помочь ему в этом путем посильных для него занятий, чередующихся с игрой и практической деятельностью.
Иногда родители советуются с учителями, готовить ли ребенка к школе. Одна часть учителей настаивает на этом, зная, что это облегчит ученику занятия в школе. Другая часть учителей советует воздержаться, так как неумелое руководство занятиями на первых порах влечет за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма.
Для того чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы, составлена и издана «Азбука».
Занимаясь с ребенком по «Азбуке», вы не только дадите ему основы чтения, письма и счета, но и будете содействовать развитию мышления и речи ребенка путем бесед по иллюстрациям книги, по содержанию читаемых текстов, по наблюдению над окружающей жизнью.
Составители «Азбуки» вместе с художниками, работавшими над иллюстрированием ее, поставили перед собой задачу дать не только учебную, но и веселую книгу, которая могла бы привлечь ребенка, вызвать у него желание учиться и оставить яркое впечатление. В тематике иллюстраций и текстов много игровых моментов: здесь действуют ребята и зверята, куклы, мишки; серьезные занятия переплетаются с развлечением, шуткой.
Прежде чем приступить к обучению ребенка по «Азбуке», надо познакомить его с общим видом книги, обратив внимание на иллюстрированную обложку, первую и последнюю страницы, на занимательные рисунки на форзаце1.
Форзац используется при закреплении и повторении пройденных букв.
Обучение ребенка и подготовку его к школе, следует вести в бодром тоне, в игровой, занимательной форме, раскрывая перед ним окружающий мир, взаимоотношения людей, их занятия, труд, отдых, воспитывая в духе коммунистической морали.
Каждое занятие по новой странице «Азбуки» начинается с беседы, в процессе которой ребенок не только учится правильно говорить, не только обогащает свою речь новыми словами, но и получает новые представления об окружающей жизни.
Во время беседы рекомендуется использовать жизненный опыт и впечатления ребенка, его наблюдения над окружающей жизнью и трудом людей (что он видел, что слышал, что делал сам).
Беседы должны иметь воспитывающее содержание. Обучающий на примерах объясняет ребенку хорошие и плохие поступки людей, прививает навыки культурного поведения. Избегая сухого морализирования, он направляет внимание ребенка прежде всего на примеры доброго, хорошего отношения людей друг к другу, их товарищеской взаимопомощи, поддержки.
Учебный материал книги для занятий по чтению расположен на страницах 1 — 110, по счету — на страницах — 8. 9 и т. д., по организации труда и других занятий ребенка — на страницах 4. 5 и т. д.
Для всестороннего развития личности ребенка, кроме занятий чтением, письмом, счетом и трудом, нужно наладить еще занятия по рисованию, по физкультуре, по разучиванию стихотворений, песенок, движений под музыку, упражнять его в рассказывании и хотя бы один раз в неделю читать ему вслух художественные произведения с последующей беседой по прочитанному.
Для занятий ребенка следует оборудовать уголок, поместить там стол с ящиком и стульчик, соответствующие росту ребенка, на стену повесить полочку, на которую ребенок сам должен убирать нужные для занятий пособия и материалы.
В своем уголке ребенок отвечает за порядок. Надо давать ему возможность заниматься в этом уголке и в свободное время, когда он этого пожелает.
Учебный материал, помещенный в книге, обеспечивает занятия на протяжении восьми-девяти месяцев, примерно на сентябрь — май, то есть на обычный учебный год.
Для того чтобы ребенок не утомлялся, предусматриваются перерывы в занятиях: зимний — две недели в начале января, весенний — одну неделю в конце марта. Заканчивать занятия рекомендуется к 20 — 25 мая. Три летних месяца проводить занятия не следует, так как с 1 сентября ваш ребенок начнет посещать школу, а поэтому за лето должен отдохнуть и набраться сил.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЯМ
Прежде чем приступить к занятиям, надо приготовить нужное для них оборудование.
Для упражнений в письме надо приобрести 2 тетради в две линейки, 2 тетради без линеек для рисования, 2 карандаша с мягким графитом, коробку цветных карандашей.
В тетради № 1 ребенок пишет или рисует во время занятий со взрослыми. Тетрадь № 2 предназначена для его самостоятельных занятий в свободное время. «Уроков» в этом возрасте не задают, но не надо запрещать ребенку по своему желанию нарисовать, написать, повторять те же упражнения в тетради № 2, которые он исполнял под руководством взрослого.
Из разрезной азбуки ребенку даются отдельные буквы только по мере их прохождения. Изученные буквы ребенок хранит в своей буквенной кассе. С первых же дней занятий надо приучать ребенка содержать кассу с буквами в порядке.
Рекомендуется изготовить две кассы: кассу Ms 1 на первое полугодие на 20 букв, в которой буквы размещаются не по алфавиту, а в порядке изучения их по книге, кассу № 2, в которой 33 буквы расположены в алфавитном порядке. Кассы в 33 буквы имеются в продаже, и их можно приобрести в любом книжном магазине или школьном киоске.
Для изготовления кассы № 1 следует взять кусок полотна размером в школьную тетрадь, то есть 20X16 см, и настрочить на него для кармашков, в которые будут вставляться буквы, четыре полоски полотна высотой 1,5 см. Первая полоска настрачивается на 3 см ниже верхнего края, вторая — на 7 см ниже верхнего края, третья — на 11 см и четвертая — на 14 см ниже верхнего края. Затем нужно на каждой полоске сделать 5 кармашков для букв. Для этого надо прострочить полоски поперек, всего выйдет 20 кармашков. На каждом кармашке чернилами или химическим карандашом надо написать буквы в порядке их изучения.
1-й ряд — буквы а, у, м, р, ш;
2-й ряд — буквы п, ы, л, н. с;
3-й ряд — буквы о, к, х, т, д;
4-й ряд — буквы в, б, з, ж, г.
Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения. Он их хранит в кассе, вынимает для составления из них слов, а затем сам убирает в кассу.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Обучение шестилетних детей грамоте по «Азбуке» ведется по аналитико-синтетическому звуковому методу. Основное в этом методе — это изучение произношения слова, слышание ребенком звуков и слогов в слове,
воспроизведение их в слове и отдельно, обозначение основных звуков буквами (после выделения их из слов) и чтение слов из знакомых букв. При этом одновременно ребенок обучается письму. Так как техника письма немного отстает, то на первых порах письмо заменяется составлением слов из разрезной азбуки.
Звуки и буквы усваиваются не в алфавитном порядке, а в порядке их трудности в смысле выделения из слова, произношения и изображения на письме; сначала легкие: а, у, м, р, ш; затем более трудные: п, к, г, д и др.
Определенная последовательность требуется и в слоговом составе слов для чтения: на первых порах даются слова, состоящие из одного или двух слогов: ау, ма-ма, Шу-ра, шар; затем количество слогов увеличивается: Та-ма-ра, ба-ра-бан; появляются слова с закрытыми слогами: бул-ка, бук-вы, ду-бок.
После ознакомления со звуком и буквой и ребенок получает представление о мягкости согласных в таких словах, как Лаза (Л'), Нина (Н'), составляет и читает слова с мягкими согласными.
К концу обучения отнесено ознакомление с буквами, которые обычно считаются трудными для усвоения: ц, е, ё, я, ю; ч, ц, щ, ф; ь (мягкий знак), ъ (твердый знак); ь и ъ усваиваются так же, как разделительные знаки в словах типа семья, съехал.
Некоторое время дается ребенку для закрепления навыка чтения слов со стечением согласных: слоны,
фабрика, трудно, книга и т. п., а также слов многосложных, в которых произношение и правописание расходятся.
Усвоение ребенком навыков чтения и письма идет с известной последовательностью, по периодам.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Подготавливая ребенка к чтению и письму, следует иметь в виду такие задачи:
1. Развивать у ребенка устную речь путем разговоров и бесед по иллюстрациям «Азбуки», научить его отвечать на вопрос не отдельным словом, а полным ответом, научить составлять предложения в два-три слова по иллюстрациям книги. Например, по странице 1
можно составить предложения: Бабушка читает сказку, Дети слушают и т. п.
2. Научить ребенка различать на слух в предложении слова, указывать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. На составление предложений и деление их на слова следует затратить два-гри занятия, а затем упражнять в этом ребенка на протяжении всего периода обучения грамоте.
3. Научить детей разделять слова на слоги. Первоначально обучающий сам произносит слово по слогам (ма-ма), а дети за ним повторяют и говорят, какой первый слог, какой второй. На странице 3 «Азбуки» даны упражнения на различение слов в один, два и три слога. Например, мак — один слог, роза — два слога, кукла — два слога, барабан — три слога и т. д. На деление слов на слоги надо затратить три-четы-ре занятия, а затем проводить это упражнение при изучении новых звуков и букв и чтения слов с ними.
4. Научить ребенка выделять по слуху звук из слога и слова. Для произнесения отдельных звуков и выделения звуков из слов даны упражнения на каждой странице в виде рисунков, к которым надо подобрать названия. После выделения нового звука обучающий показывает ребенку печатную букву, соответствующую звуку. К концу подготовительной ступени дети будут знать три звука и буквы: а, у, м.
При выделении звуков обучающему надо правильно называть звуки без призвука гласной, то есть м, р, с, а не мэ, рэ, сэ и т. п.
Упражнения в звуковом анализе слов длятся на занятии не больше 4 — 5 минут.
5. После устных упражнений следует занятие по подготовке руки ребенка к письму; ребенок рисует контуры предметов, бордюры, учится писать карандашом в тетрадке буквы. Надо, чтобы ребенок за подготовительный период научился отыскивать рабочую строчку в тетради, держать правильно карандаш, правильно сидеть за столом во время занятия.
Обучающему надо особенно внимательно следить за правильной посадкой ученика. Ученик должен сидеть прямо, не опираться грудью о стол, ноги должны стоять на полу или на подставке, если стульчик высокий.
Обе руки до локтя лежат на столе. Тетрадь лежит с наклоном влево, карандаш ученик держит тремя пальцами, конец карандаша должен быть направлен в правое плечо.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Этот период самый ответственный в обучении грамоте. Ребенок должен усвоить правильный прием чтения по слогам — без называния букв. Одновременно с этим он овладевает письмом.
Ознакомление со звуками и буквами. Чтение.
По каждой странице «Азбуки» требуется следующая последовательность в ходе занятий:
1. Занятия начинаются с рассмотрения рисунка, беседы по содержанию рисунка. Обучающий старается ввести в разговор те слова, которые напечатаны на этой страничке в столбиках. Рассказывая, ребенок спрашивает, что ему непонятно, что он хотел бы еще узнать. Надо приучать своего маленького ученика рассказывать не отдельными словами, а предложениями.
2. После беседы следует слоговой и звуковой анализ слов, то есть устные упражнения по разделению слов на слоги и звуки. Выделяется новый звук, ребенок произносит его вслух, придумывает слова с новым звуком.
3. Далее обучающий показывает печатную букву и предлагает ребенку сложить из букв разрезной азбуки слово, которое он только что разделил на слоги и звуки. Слова для разделения на звуки и составления из разрезной азбуки следует выбирать из столбиков слов каждой страницы так, чтобы обеспечить сочетание нового звука с ранее пройденным. Например, на странице 35 выделяется новый звук д. Для анализа и составления надо взять слова: Даша, дом, дым, душ.
В задачу обучения чтению входит не только усвоение ребенком новых звуков и букв, но также и чтение слогов и слов с этими звуками и буквами.
4. Затем обучающий предлагает ребенку прочесть вслух каждое из составленных слов, отмечая указкой слог, который тот должен читать. После упражнений в звуковом анализе проводится упражнение в синтезе: ребенок учится слитно читать слог из двух-трех букв,
а затем все слово. Слово, которое ребенок сам сознательно составил из букв, он обязательно правильно прочтет.
5, Только после такой подготовки, когда ребенок сам выделил новый звук из слова, сам разложил слово на звуки, сам составил слова из разрезной азбуки и сам их прочитал, можно приступить к чтению странички «Азбуки». Сначала ребенок читает слова в столбиках. Для того чтобы приучить его читать сознательно и самостоятельно, не подсказывайте ему правильных ответов, избегайте читать за ребенка слова и тексты на страничке, добивайтесь, чтобы ребенок сам прочитал слово. Основу чтения — слог — ребенок должен усвоить в процессе упражнений.
6. После чтения слов в столбиках следует чтение предложений. Больших затруднений при чтении текстов для ребенка не представится, если вы провели всю указанную подготовку, так как большинство слов на странице им уже изучено и усвоено.
Занятия чтением длятся 20 — 30 минут. После занятий чтением сделайте перерыв 10 — 15 минут, пусть ребенок побегает, попрыгает, отдохнет.
Надо очень тщательно следить за правильными приемами чтения, не раздражаться, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не читать за него, не подсказывать ему, а терпеливо, ласково, настойчиво проводить с ним упражнения по звуковому анализу и синтезу (деление слова на слоги и звуки, составление слова из разрезной азбуки).
Для усвоения материала каждой странички «Азбуки» следует работать два дня, то есть проводить два занятия по чтению. В первый день ребенок выделяет новый звук, составляет слоги и слова. На следующий день он подбирает слова и составляет предложения по картинкам, разлагает слова на звуки, составляет их из разрезной азбуки, читает их, а затем читает всю страницу «Азбуки».
На протяжении занятий чтением и письмом в этот период надо продолжать развивать речь ребенка путем бесед по иллюстрациям и картинкам «Азбуки», пополнять и уточнять запас слов, учить правильно строить предложения, по вопросам передавать содержание прочитанного, рассказывать о своих впечатлениях, заучивать с голоса обучающего стихотворения, песни, отгадывать загадки.
7. Перед праздником Октябрьской социалистической революции необходимо провести с ребенком беседу и рассказать, что это за праздник, затем вместе с ним посмотреть празднично украшенные улицы, отметить радостное настроение людей перед великим праздником. В заключение с голоса взрослого ребенок заучит наизусть стихотворение об Октябре.
8. По мере продвижения ребенка в навыках чтения он читает небольшие связные тексты, учится пересказывать их по вопросам обучающего.
Можно прочитать ребенку и научить его рассказывать небольшие сказки, например: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» и др.
9. Для заучивания наизусть можно рекомендовать стихотворения А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет», А. Н. Плещеева «Мать и дети» и др.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
На страницах 94 — 109 дан материал для чтения на заключительной ступени обучения: статьи, рассказы, сказки, стихи. Их нужно прочесть, для того чтобы поупражнять ребенка в чтении, после того как он изучит все буквы алфавита и преодолеет чтение трудных слов.
Умение прочитать текст без предварительной подготовки — результат всего процесса обучения грамоте. Это умение достигается не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных, небольших, легких для понимания текстов.
Материал для чтения расположен по темам: «В. И. Ленин», «Весна», «День космонавтики», «Теплица», «Лесиполе», «Про наших птиц — скворцов и синиц», «Пчелы», «Муравьи», «Кто построил этот дом?», «Как хорошо уметь читать».
Чтение статей, рассказов и стихотворений сопровождается беседой и рассказыванием обучающего с целью расширения, углубления и обобщения представлений об окружающей жизни и изменениях в природе, о школе, где ребенку предстоит учиться, о школьных занятиях, о книгах, которые можно теперь прочитать самому.
По нотам, помещенным в «Азбуке», можно разучить и спеть вместе с ребенком песни.
При чтении этих рассказов и стихов обучающий проверяет, как ребенок понимает то или иное слово, например: после чтения стихотворения И. Никитина «Полюбуйся, весна наступает, журавли караваном летят...» следует спросить: «Караваном летят, как по-другому сказать?» (друг за другом) или: «В ярком золоте день утопает — скажи то же другими словами» (все залито ярким светом солнца, много солнца и т. п.).
Так постепенно ребенок овладевает навыками чтения и речи.
При письме слов на слух или при списывании столбиков из «Азбуки» обучающий предлагает сначала произнести слово вслух, разделить его на слоги, затем на звуки; сказать, какой звук будет первый, второй и т. д., сколько в слове звуков и сколько букв понадобится, чтобы составить слово; слово на первых порах составляется из разрезной азбуки, прочитывается вслух; буквы убираются; слово записывается с прого-вариванием по слогам вслух.
По мере овладения навыком чтения и письма ребенок записывает и короткие предложения из двух-трех, а затем и из четырех слов. При записи предложения под диктовку (на слух) подбираются такие слова, в которых произношение и написание не расходятся.
КАК ОБУЧАТЬ ШЕСТИЛЕТОК СЧЕТУ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Занятия по счету способствуют развитию логического мышления ребенка, умения думать, сопоставлять, придумывать различные ситуации для решения задач по составу числа, а также и развитию речи, учат грамматически правильному построению предложений.
Для занятий по счету надо приготовить следующее оборудование: счетные палочки (лучше из пластмассы); арифметическую кассу с цифрами от 0 до 10 и знаками: « + », « — », « = »; две тетради в клеточку; карандаши — простой и цветные. Для самодельной арифметической кассы можно вырезать цифры из листков отрывного календаря и наклеить их на картон.
В тетради 1 ребенок пишет и рисует под руководством взрослого, выполняет самостоятельно работы во время занятий по заданию взрослого. Домашних заданий шестилеткам не дают. В тетради № 2 он пишет и рисует по своему желанию. У ребенка 6 лет мышление конкретное. Он хорошо воспринимает то, что видит, держит в руках. Вот почему обучение арифметике шестилеток мы начинаем с объемными наглядными пособиями.
Нельзя ограничиваться одними палочками и квадратиками Гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, игрушки, предметы окружающей обстановки — все может служить наглядным
пособием при обучении арифметике. Сделайте ребенку коробку с несколькими отделениями, в каждое отделение положите пособия по 10 штук. Кроме того, на занятиях по труду приготовьте из плотной бумаги картинки рыб, птиц, ягод, посуды, раскрасьте, как сумеете, положите в конверты по 10 картинок в каждый. Решая задачу, например о рыбках, о бабочках, о грибах, ребенок будет держать в руках картинки рыбок, бабочек, передвигать их, грибы будет собирать, а не только воображать. Наглядные пособия вызовут и поддержат интерес к занятиям по арифметике.
Предлагаем несколько образцов предметных картинок (см. рисунки на стр. 13).
На занятиях по арифметике мы даем шестилеткам понятие о числе, составе числа, задачах и их решении, о действиях сложения и вычитания. Занятия рекомендуем вести по следующему плану:
1. Образование числа на объемных предметах: кубиках, горошинках, камешках и т. п. с помощью обучающего.
2. Знакомство с цифрой печатной и письменной. Нахождение ребенком печатной цифры в цифровой кассе и в книге.
3. Примеры на изучаемое число из окружающей жизни.
4. Рассмотрение числа на рисунках в книге.
5. Зарисовка в тетради заданного числа предметов.
6. Решение задач и примеров на сложение и вычитание и запись решения при помощи печатных и письменных цифр.
7. Таблица сложения и вычитания в пределе данного числа.
I. Решать задачи начинайте на объемных наглядных пособиях, потом на предметных картинках. Первые задачи могут быть небольшими рассказами, чтобы заинтересовать ребенка в решении задачи. Постепенно переходите к краткому условию задачи. Не забывайте ставить вопрос задачи.
II. Если в «Азбуке» есть картинка на тот случай действия, который вы разбирали на наглядных пособиях, составьте вместе с ребенком задачу по картинке.
III. После таких задач с полным числом наглядных пособий дайте ребенку задачу, причем показывайте
рисунок только одного предмета, о котором даете задачу, например рисунок одного автомобиля, а решение может быть 3+4 = 7.
IV. Затем пусть и ребенок пробует свои силы в составлении задач к данному решению о предмете, который вы ему показываете.
V. Постепенно ребенок научится понимать и решать задачи по воображению, не видя предмета, а только представляя его в воображении.
VI. Начав с решения задач на предметах, ребенок перейдет к решению примеров с отвлеченными числами.
При изучении числа 2 обучающий знакомит ребенка с действиями сложения и вычитания, со знаками: + «прибавить», — «отнять» и = «получится» — при сложении и «останется» — при вычитании. На объемных пособиях проводится действие: «Положи перед собой кубик, прибавь к нему еще 1 кубик. Сколько всего кубиков стало?» (2.)
Составляете задачу: «Был у нас 1 кубик. Мы прибавили к нему еще 1 кубик. Спрашиваем: сколько всего кубиков у нас получилось? Значит, к 1 кубику прибавили 1 кубик, всего получилось 2 кубика. Повтори». Такую же задачу составляем на карандашах, на тетрадях, на предметных картинках. Когда процесс прибавления одного предмета к одному и получение всего двух предметов усвоен, вы показываете, как обозначить решение с помощью разрезных цифр и знаков «прибавить» и «получится».
Из двух палочек ребенок составляет знак «прибавить» + и знак «получится» =, рисует эти знаки в тетради.
Рассматриваете с ребенком рисунок в книге, по рисунку составляете задачу-рассказ, обращаете внимание на подписанное решение: 1+1 = 2. Это решение ребенок кладет печатными цифрами. С наглядными пособиями — игрушками, картинками и другими пособиями — решаете еще несколько задач, не забывая ставить вопрос: «Сколько всего ... получилось?» Решение каждой задачи ребенок выкладывает печатными цифрами и читает решение: «К одному прибавить один... получится 2...». В результате этого занятия ребенок должен
понять и запомнить, что знак «+» обозначает 4 прибавить» и знак « = » — «всего получится» и что получится всегда больше, чем было. Занятие заканчивайте рисованием бордюра.
На следующем занятии опять решаете задачи на сложение: к 1 прибавить 1, получится 2. В задачах применяйте слова прибежал, прилетел, подарил, дали ей или ему еще 1, нарисовал еще 1, построили еще 1, купили еще 1 и т. п. Условие задачи повторяется ребенком. Каждую задачу ребенок записывает печатными цифрами со знаком «прибавить» + . Составляйте задачи на предметы окружающей обстановки. Пусть ребенок пробует сам составить задачу. Напоминайте, что вопрос к задаче обязательно надо ставить. Рисуйте мячи, вишенки к задачам с решением 1 + 1 = 2. Занятие заканчивайте рисованием бордюров из 2 палочек без точек и с точками. И только на следующем (третьем) занятии по изучению действий вы знакомите ребенка с действием и со знаком вычитания — «отнять». В действии вычитания знак « = » лучше читать не «получится», а «останется». Сопоставьте знак «прибавить» и знак «отнять».
Первые задачи-действия, как и в сложении, проводите на объемных наглядных пособиях: «Положи перед собой 2 кубика, отдай мне 1. Сколько кубиков у тебя осталось?» Составим задачу: «У тебя было сколько кубиков? Сколько кубиков ты мне отдал? Что спрашивается? Посмотри, как я запишу эту задачу». Записываете решение печатными цифрами. Обратите внимание ребенка на знак « — » — отдал, отнял 1 кубик от своих 2 кубиков и остался у тебя только 1 кубик, меньше, чем было». Ребенок решает ряд задач на вычитание об игрушках, о предметах окружающей обстановки, и каждый раз взрослый обращает внимание на знак « — » и на остаток, который всегда меньше того, что было.
Все занятие проводите на действие вычитание, на освоение употребления знака «отнять» и термина «останется». Задачи составляйте со словами: улетел, убежал, отдал, съел и т. п. Сколько осталось? Пусть ребенок пробует свои силы в составлении задачи к решению 2 — 1 по картинке, которую вы ему показываете (см. стр. 17). Занятие заканчивайте рисованием бордюра.
На занятиях по знакомству с действиями и знаками действий сложения и вычитания важно, чтобы ребенок сознательно и правильно употреблял знаки ¦ + » и « — », не ставил бы « — » в задаче на сложение и « + » в задаче на вычитание. Разберите с ребенком упражнения к примерам: 1 + 1=2 и 2 — 1 = 1. Ребенок зарисовывает кружочки в тетрадь, запись делает печатными или письменными цифрами. Обратите внимание ребенка, чтобы он на рисунке зачеркивал, затушевывал или отделял тонкой чертой то, что отнимает. Когда ребенок начнет писать в тетради решения задач и примеров на сложение и вычитание, подробно укажите, где и как ставить знаки « + », « — », « = ».
Тема четвертого занятия : «Решение задач на сложение и вычитание». Разнообразьте решение задач рисованием. Например, показывайте на картинке яблоко. «Составь задачу о яблоках к решению: 2 — 1».
«У тебя 2 яблока, поделись с кем-нибудь, отдай дедушке, маме, папе...»
Скажи всю задачу: «У меня два яблока, одно яблоко я отдал дедушке. Сколько яблок у меня осталось?» — «Нарисуй два яблока. Как показать на рисунке, что ты одно яблоко отдал? Помнишь?» В книге зачеркнуто то, что отнимается.
Зачеркни одно яблоко, а под рисунком запиши решение (2 — 1 = 1). Составь задачу по картинке и запиши решение.
Если при записи задачи ребенок путает знаки действий, обучающий должен повторить решение задач отдельно на сложение и отдельно на вычитание. Изучение чисел 1 и 2 с действиями сложения и вычитания проводится обычно на 6 — 7 занятиях.
Образование числа проводим на наглядных пособиях. Например: «К 4 орехам положим еще 1 орех. Всего стало 5 орехов. Считаем: 1, 2, 3, 4, 5». Показывайте цифру 5. Эту цифру ребенок достает из цифровой кассы и кладет на стол. На каждом занятии ребенок кладет на стол цифру, показывающую, какое число он изучает. С вашей помощью ребенок приводит примеры из жизни на изучаемое число (5 пальцев, 5 человек в семье, номера домов, трамваев, монета 5 коп. и т. д.). Работу по ознакомлению с составом числа 5 ребенок проводит под вашим руководством: «Возьми 5 квадратов и положи их в 2 группы как хочешь. Под каждой группой положи цифру, показывающую, сколько квадратов в группе». (Допустим, что у ребенка положены цифры 3 и 2.) «Цифры в таком же порядке положи на край стола. Эти же квадраты разложи в 2 группы по-другому». (Допустим, ребенок положил 4 и 1 квадрат, эти цифры ребенок кладет под цифрами 3 и 2.) «Как еще можно положить 5 квадратов в 2 группы?» (Ребенок кладет 2 и 3 и 1 и 4.) «Сравни, как ты разложил 5 квадратов и что написано в книге под числом 5. Не пропустил ничего? Теперь нарисуй 5 квадратов в таком порядке, какой показан цифрами в книге под числом 5. Под каждой группой положи (или подпиши) цифры, а каждую группу заштрихуй цветными карандашами: одну — синим, другую — красным». В дальнейшем ребенок сможет сначала с небольшими указаниями обучающего, а потом вполне самостоятельно разобрать и записать состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Затем вы предложите ребенку зарисовать в тетради кружочки, яблоки на все случаи сложения и вычитания, зачеркивая то, что вычитается. Ребенок считает, сколько палочек в каждой нарисованной в книге фигурке, составляет их из палочек, зарисовывает в тетради. Обратный счет проводится сначала на наглядных пособиях, так как его трудно усвоить без них.
Не забывайте каждое занятие заканчивать рисованием бордюра. Бордюр будет отделять одно занятие от другого. Затем переходите к составлению и решению задач сначала на объемных пособиях, потом по картинкам, причем сначала с полным числом предметов, потом к указанному решению с показом одного предмета на картинке, например:
На левой странице разворота книги на числах 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 даны картинки по знакомым детям сказкам: «Три медведя», «Конек-горбунок», «Гадкий утенок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Муха-цокотуха». Открыв книгу на изучаемом числе, обучающий напоминает или читает ребенку сказку, потом по картинке на левой странице составляет вместе с ребенком задачу на прибавление одного к предшествующему числу, например: «Два медведя сидят за столом, маленький медвежонок карабкается на свой стульчик. Сколько всего мишек будет сидеть за столом?» Запишите (положите) печатными цифрами решение: 24-1 = 3. •По большой картинке «Терем-теремок» полезно провести порядковый счет: «Кто первый в теремке живет?» — «Я, лягушка-квакушка». — «А кто второй?» — «Я, мышка-норушка». — «А кто третий?» — «Я, лисичка-сестричка». — «Кто четвертый?» — «Я, зайчик-побе-гайчик». — «Кто пятый?» — «Я, ежик — ни головы, ни ножек». — «Кто шестой?» — «Я, волчище — серый хвостище». — «Сколько же животных в теремке?» (6 животных.) К ним пришел мишка косолапый. Сколько всего животных хотят жить в теремке? Как сосчитать?» (К 6 прибавить 1, получится 7.) Выложите решение печатными цифрами (6 + 1=7). К числу 8 обучающий составляет задачу с вопросом: «Сколько всего животных?» К числу 9 ребенок считает: «Сколько гостей (букашек-таракашек) у мухи-цокотухи?» (8 гостей.) А вместе с хозяйкой?
После первой задачи на изучаемое число по картинке книги (прибавление 1), как мы говорили, обучающий составляет по порядку задачи на остальные случаи сложения и вычитания в пределах каждого числа, используя предметные картинки и картинки на правой странице разворота. Рисунки в «Азбуке» на разворотах чисел 6 — 10 служат для упражнений в прямом и обратном счете и в составе числа. Начните считать листья и желуди с той ветки, где их мало (много). На страницах разворотов чисел 8, 9, 10 даны группы состава числа: 3 и б, 3 и 6, 4 и 6. Остальные группы состава числа обучающий указывает на тех же рисунках. Начиная с числа 6 после записи решения задачи 5 + 1 = 6 ставьте перед ребенком вопрос, нельзя ли по-другому сосчитать всех хоккеистов и записать решение.
Добейтесь ответа: 1+5 = 6. Сравните обе записи: те же цифры, но стоят в другом порядке, ответ одинаковый. Запись решения с перестановкой слагаемых поможет лучше усвоить состав числа. Не забывайте проводить зарисовки на переместительное свойство слагаемых, например: 5 + 1,1 + 5.
На эти же две записи сложения 5 + 1 и 1+5 решаете еще ряд задач, чередуете их с задачами на пройденный материал с самостоятельным составлением и решением ребенком задач по картинкам.
К каждому примеру даете одну или полное число предметных картинок.
Занятие заканчивается рисованием бордюра. Следующее занятие начинается с повторения пройденного, например упражнениями: поставить число вместо точки: ...
Решаете устно задачи на пройденное, затем переходите к новым случаям сложения: 4 + 2 и 2 + 4. Разбираете их сначала на наглядных объемных пособиях, потом на предметных картинках с полным числом картинок, затем с показом одного предмета к данному решению и, наконец, по воображению. Не забывайте в каждое занятие включать самостоятельную работу ребенка: рисование, связанное с решением задач, решение примеров и т. д.
Обучающий составляет задачу на 4 + 2, используя предметные рисунки. Решение задач выкладывается печатными цифрами или записывается. Меняется условие задачи для записи 2 + 4. Обучающий обращает внимание ребенка на порядок цифр в двух записях решений. Под руководством взрослого ребенок составляет задачу на наглядных пособиях к примерам: 5 + 1 и 1 + 5. Вспоминаете с ребенком запись предыдущих задач, в решении которых были одни и те же цифры, но записанные в другом порядке. С помощью обучающего ребенок приходит к выводу, что ответ одинаков, как ни поставь цифры: 5 + 1 = 6 и 1 + 5 = 6; 4 + 2 = 6 и 2+4=6. На занятиях по каждому числу обратите внимание на упражнение, которое способствует составлению и запоминанию табличных случаев сложения и вычитания.
К числам 3, 4, 5 даны рисунки для составления задач на все случаи сложения в пределах этих чисел и сопоставление сложения с соответствующим вычитанием. Ребенок рисует квадратиками или кружками все случаи табличного сложения, сопоставляет случаи сложения с соответствующими случаями вычитания.
В дальнейшем по такому же образцу дети составляют рисунки на табличные случаи сложения и вычитания для чисел 6, 7, 8, 9,10.
К случаям вычитания переходите только тогда, когда хорошо усвоен состав числа. Если ребенок твердо усвоил, что 5 + 2 = 7 и 2 + 5 = 7, то в упражнениях и за^ дачах на вычитание он без труда решит: 7 — 2 = 5 и 7 — 5 = 2.
Такие зарисовки надо проводить с ребенком на каждый табличный Случай вычитания: сначала напомнить сложение, а потом переходить к вычитанию. Запись можно выкладывать печатными цифрами.
Например, для числа 6 упражнения к таблице сложения: ...
При составлении рисунка к таблице вычитания предложите нарисовать ряды кружков (или квадратов). Количество рядов соответствует числу» на которое ребенок пишет таблицу» с правого конца зачеркивать сначала один, в следующем ряду — два, в третьем ряду — три кружка и т. д. Под каждым рисунком дается запись случая вычитания в пределе изучаемого числа. Если ребенок не умеет писать цифры, обучающий сам пишет . таблицу сложения и таблицу вычитания на отдельном листе; при изучении нового числа на листе записываются новые табличные случаи сложения и вычитания.
Каждое занятие начинайте с повторения пройденного: решение устных задач с показом предметной картинки, размен монет (5, 3, 2 коп.), прямой и обратный счет, показ двух цифр, с которыми ребенок должен составить два примера (4 и 1: 4 + 1 = 5 и 4 — 1 — 3), устный счет «молчанка». Вы говорите пример, а ребенок молча показывает ответ цифрой из арифметической кассы. Переходить к следующему числу можно только после того, как ребенок усвоил предшествующее число.
В процессе занятия обучающий должен брать себе на заметку те случаи сложения или вычитания, которые трудно даются ребенку. Обычно это прибавление большего слагаемого (числа) к меньшему, например: 1+5, 2 + 5 и т. п., и вычитание большего числа при меньшем остатке, например: 8 — 6 = 2, 10 — 9 = 1 и т. п. В повторение очередного занятия необходимо включать решение задач и примеров с наглядными пособиями и без них на такие трудные случаи действий. Все случаи сложения и вычитания в пределе 10 распределены примерно на 70 занятий: на изучение чисел 2, 3, 4 — по 4 — 5 занятий, а на изучение чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10 — от 6 до 8 занятий на каждое число. На одно занятие мы рекомендуем 2 (реже 4) новых табличных случая сложения или вычитания, например: (9 + 1 и 1 + 9) (8 + 2, 2 + 8, 7 + 3, 3 + 7) (6 + 4, 4 + 6, 5 + 5). Количество новых случаев на одно занятие планирует сам обучающий в зависимости от способностей и развития ребенка.
Приведем планировку занятий по изучению числа 6.
1-е занятие. Число и печатная цифра 6. Состав числа по картинкам и наглядным пособиям. Знакомство с письменной цифрой 6.
2-е занятие. Задачи и примеры на сложение: 5 -Hi и 1 + 5.
3-е занятие. Задачи и примеры на сложение: 4 + 2, 2 + 4, 3 + 3.
4-е занятие. Задачи и примеры на вычитание: 6 — 1, 6 — 2.
5-е занятие. Задачи и примеры на вычитание: 6 — 3, 6 — 4, 6 — 5.
6-е занятие. Прямой и обратный счет в пределах
6. Повторение таблицы сложения и вычитания.
Обучающий, взявший за основу данный план, не уложился в 6 занятий; провел еще одно занятие на решение задач и примеров с табличными случаями сложения и вычитания в пределах 6 и на повторение пройденного. В это же лишнее занятие был включен и случай вычитания, когда разность равна 0 (6 — 6 = 0).
Готовясь к очередному занятию, обучающий подбирает примеры на повторение пройденного и на новый материал. На эти примеры он или ребенок составляет задачи. Ребенка нередко затрудняет тематика задач. Выбор темы облегчают предметные картинки. Можно использовать картинки со страниц по чтению. Там ребенок видит цветы, игрушки, овощи, листья и т. п.; на следующих страницах находит кошку, рака, шубу, шарф, шапку. Про все эти предметы можно составить задачу с показом рисунка, предмета, а не только по воображению.
Развивайте конструктивные способности ребенка. Давайте возможность ребенку комбинировать геометрические фигуры, проявлять свою фантазию. Можно давать задания, приучая его к терминам «стороны», «углы». Например: «положи треугольник и на каждой его стороне положи квадрат» или «из двух треугольников составь четырехугольник», «разрежь прямоугольник так, чтобы получить два треугольника» или «нарисуй прямоугольник, проведи в нем линию так, чтобы получить два четырехугольника (три случая : два прямоугольника, квадрат и прямоугольник и два неправильных четырехугольника)» и т. п. Приводим несколько фигур для зарисовки (см. стр. 26). Работа с рисованием и раскрашиванием геометрических фигур может заменить рисование очередного бордюра.
Из плотной бумаги вырежьте для ребенка образцы геометрических фигур. Составляя фигуру по вашему заданию или по своей фантазии, ребенок построит сначала ее на столе, потом может обвести в тетради все составные части своей «постройки» и раскрасить- Из точек, палочек, геометрических фигур обучающий может сам составить бордюр для каждого занятия.
Для работы с последующей проверкой обучающий может сам подобрать материал или использовать следующие примеры: ...
При повторении пройденного познакомьте ребенка с примерами «С чего начал, тем и кончи». Дайте для решения ряд примеров: ...
Предложите ребенку внимательно посмотреть на ответы и примеры каждого столбика, нет ли среди ответов и примеров одинаковых чисел. Оказывается, что, какое число получилось в ответе первого примера, с такого же числа начинается второй пример и т. д. В ответе последнего примера должно получиться то число, с какого начинается первый пример. Такие примеры называют также круговыми. Составьте вместе с ребенком круг из трех примеров. Первый пример берете какой хотите, например; 6 — 2; второй пример должен начинаться числом 4, дайте действие какое хотите, например: 4 + 5. Последний пример начинается числом 9. Чтобы получить в ответе 6, то число, с которого начинается круг из трех примеров, подбираем: что надо прибавить или отнять от 9, чтобы получить 6; чтобы получить число, меньшее 9, надо отнять; чтобы получить 6, надо отнять 3. Весь круг:
6 — 2 — (4)
4 + 5 — (9)
9 — 3 — (6)
Если ребенок усвоил секрет составления таких примеров, можно дать для самостоятельного составления три, а может быть, и четыре примера, например: ...
Число, с которого начинается первый пример, должно получиться только в ответе последнего примера.
Шестилетки с удовольствием решают и составляют задачи на угадывание задуманного числа.
Вы говорите: «Я задумала число. Прибавила его к 4 и получила 6. Угадай, какое число я задумала». Или: «Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 5. Угадай, какое число я задумала». Показываете запись таких задач: ..., предлагаете назвать задуманное число. Если ребенок хорошо усвоил состав чисел 6 и 5 (или таблицу сложения), он быстро назовет верный ответ. Если затрудняется, то надо решать с наглядными пособиями. «Я прибавила задуманное число к числу 4. Положи 4 палочки. Сколько палочек надо еще положить, чтобы получить 6 палочек?» Ребенок прикладывает 2 палочки и проверяет:
4 да 2 будет 6.
«Я задумала число, отняла его от 8, у меня осталось 6. Какое число я задумала?» Возможно использовать и конкретный материал: «У меня было 8 орехов, я съела несколько орехов, а сколько орехов съела — не скажу, угадай. Осталось у меня 6 орехов». Запись: 8 — - = 6. Решение задачи с наглядными пособиями не вызывает затруднения: 8 — 2=6.
Условие задачи: «Были у меня сливы, не помню сколько. Я их не считала. Я съела 5 слив (вот 5 косточек), 4 сливы осталось. Сколько слив у меня было?» Запись задачи: было неизвестно, сколько слив, ставим -, съели 5, отнимаем 5, осталось 4 сливы. Запись задачи: ...
Ребенок рассуждает: «Осталось 4 сливы, да еще по косточкам видно, что вы съели 5 слив. Всего у вас было 4 да 5 слив, или 9 слив». Если ребенок хорошо знает состав числа или таблицу вычитания, он быстро угадает задуманное число.
Научите ребенка составлять такие задачи-загадки, он с удовольствием будет давать вам свои придуманные задачи: «Угадайте» какое число я задумал». Но не торопитесь. Переходить к новому можно только тогда, когда прочно усвоено предшествующее.
Разнообразьте занятия загадками с числами, стихотворениями С. Маршака «Веселый счет от одного до десяти», считалочками, загадками, играми.
Приведем несколько упражнений для самостоятельной работы (см. стр. 31).
Занятия арифметикой надо чередовать с занятиями по обучению грамоте и по труду независимо от того, после каких страниц азбуки стоят страницы по счету.
Проведение систематических занятий вырабатывает у детей серьезное отношение к учебному труду, что необходимо иметь ребенку при поступлении в школу.
Помните, что вы закладываете фундамент для дальнейших занятий по математике и прочность фундамента зависит от вас.
Игра «Мы в магазине» (см. рисунки на стр. 30).
ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, ИГРУШКИ, АППЛИКАЦИИ
В «Азбуке» даны красочные иллюстрации по лепке, вышиванию, шитью, аппликации.
Эти иллюстрации расположены так, чтобы дать обучающему возможность в каждом месяце, начиная с сен-
тября и до мая, выбрать тот или иной вид труда и заняться им с ребенком, перемежая занятия трудом с обучением грамоте и счету.
Занятия проводятся под руководством взрослых. Постепенно ребенок привыкает работать самостоятельно.
Рисование и лепка
Для занятий рисованием надо заготовить альбомчики или тетради для рисования, простой мягкий карандаш, цветные карандаши. Сначала ребенок рисует предметы по образцам, например: домик, забор, елочка, стол,стул.
Затем его можно знакомить с геометрическими фигурами.
Позднее можно перейти к рисованию рыб, птиц, четвероногих животных, фигур людей.
При занятиях рисованием и лепкой нужно стремиться, чтобы ребенок по возможности видел тот предмет, который он будет рисовать или лепить: морковку, яблоко, уточку, птичку. Если нельзя показать предмет, то рассматривается его изображение на картинке.
Детям надо сначала показать, как лепить и рисовать, и объяснить, как это делать. Постепенно надобность в этом отпадает, и взрослый только выполняет и объясняет те приемы, которые для детей являются новыми.
Ребенку надо показать, как скатать шарик: взять кусочек пластилина и вращать его между ладонями. Ребенок постепенно добьется круглой формы.
Почти для всех поделок требуется «колбаска». Можно предложить ребенку скатать несколько колбасок и сделать из них баранки, подвесить их на шнурочке. Ребенок может вылепить и грибы: съедобные — белый, подберезовик, подосиновик, а также и ядовитые — мухомор, поганку. Но сначала надо показать ребенку картинки, обратить внимание на разницу в форме съедобных и ядовитых грибов.
В «Азбуке» показаны фрукты и овощи. Лучше лепить их с натуры. Надо приучить ребенка вглядываться в формы яблока и других фруктов. Например, легко различить по форме антоновку и коричное яблоки. Антоновка по форме напоминает шар, сжатый с боков,
а коричное — шар, сплюснутый сверху и снизу. Можно предложить вылепить грушу, а рядом с ней яблоки, сливы: здесь ребенок увидит необходимость различить не только форму, но и величину, он будет сравнивать размеры предметов.
В «Азбуке» мы увидим чайник и чашку с блюдечком. Ребенку надо указать, чтобы он строго соблюдал величину чашки и ручки, чашки и блюдечка. Важно также добиться округлости, то есть правильной формы чашки.
Когда лепка будет закончена, можно сделать орнамент по верхнему краю чашки, по краю блюдечка.
В «Азбуке» изображены и зверюшки из любимых детьми сказок. Эти фигуры наиболее трудные для лепки. Но рекомендуется их лепка для того, чтобы ребенок соблюдал соразмерность частей тела: головы, туловища, конечностей.
Плетение из полосок цветной бумаги
Для работы с бумагой надо приготовить ножницы, ножик, клей, кисточку, дощечку или картонку, на которой будет намазываться клеем бумага.
Для работ по плетению (а затем и для аппликации) потребуется бумага разных цветов.
Надо, чтобы ребенок овладел умением правильно держать ножницы и пользоваться ими, резать бумагу по прямой линии и в разных направлениях.
В «Азбуке» на первом рисунке слева изображен кусок бумаги (квадратной формы), в котором прорезано несколько прямых полосок в одном направлении. Это основа коврика. Рядом показаны нарезанные ножницами полоски бумаги той же ширины, как и полоски основы, но другого цвета. Их надо вплетать между полосками основы поперек, так, как показано на рисунке. На втором рисунке изображен этот процесс переплетения полосок. На рисунке мы видим готовый коврик.
Полоски бумаги можно использовать и для нарядной корзиночки с плетеными боками, которые показаны также на второй странице.
Из подобных полосок может быть сделана закладка.
Переплетение полосок бумаги интересно потому, что это познакомит ребенка со строением любой ткани.
Вышивание цветными нитками
Вышивание — одно из самых любимых занятий маленьких детей. Для вышивания нужны цветные нитки в небольших мотках. Можно подобрать нитки любой окраски и полезно привлечь к этому самих детей, то есть вместе с ними пойти в магазин и выбрать 6 — 8 тонов ниток.
Потребуется и вышивальная игла; это обычная игла с несколько удлиненным и расширенным ушком.
Особое внимание надо обратить с первого же дня работы с иглой на «технику безопасности»: нельзя брать иглу в рот, нельзя бросать иглу на стол и оставлять ее не прибранной в игольник.
Важно также с первого же дня помещать мотки ниток в отдельную коробочку, располагая моточки в определенном порядке. Пусть сам ребенок займется этим, подбирая красивые сочетания тонов «мулине» в коробочке для рукоделия.
Желательно брать ножницы с тупыми концами, небольшого размера, общей длиной примерно 14 см.
Вначале надо предложить ребенку вышить на лоскутке белой ткани веточку. Образец такой поделки изображен в «Азбуке» на странице 29. Рисунок для вышивки должен сделать обучающий, а вышивать будет ребенок. Желательно, чтобы сам ребенок выбрал цвет ниток для вышивания.
Постепенно работу можно усложнить, вышить на стебельке цветок. Образец вышивки показан в «Азбуке» на странице 29.
Для того чтобы изделие в целом имело более нарядный вид, можно порекомендовать ребенку обшить края лоскутка цветной ниткой или проложить рамочку из цветных ниток по краям лоскутка. Но эта рамочка должна быть вышита аккуратно. Поэтому обучающий заранее вычерчивает карандашом прямые линии по краям лоскутка. Это помогает ребенку точно выбирать направление стежков. Очень интересная задача для маленьких детей — вышить рамочки несколькими разными цветами. Образцы таких заданий (изделий) показаны на страницах 28, 29.
После окончания работы ребенок убирает материал, ножницы, нитки, иголку.
Игрушки-самоделки из природного материала
На прогулках надо собрать шишки, желуди, красивые камешки, а осенью — листья деревьев и кустарников. Все это послужит материалом для работы зимой. Природный материал позволяет предложить шестилеткам много заманчивых для них поделок.
В «Азбуке» на странице 36 вы видите «лесовика» — сказочного человечка; немного пониже причудливо изогнутая ветка напоминает своими контурами бегущего оленя. Здесь же показан «жираф», тело которого составлено из желудя, длинные ножки из прутиков, шея из соломинки.
На следующей странице вы заметите рыбку; тело рыбки — скорлупа хорошо вымытого яйца, хвост и плавники должны быть вырезаны ребенком из цветной бумаги.
Для новогодней игрушки пригодится и скорлупа от грецкого ореха. Это панцирь черепахи, а ее лапки и головка сделаны из пластилина.
В «Азбуке» даны орнаменты, которые можно составить из листьев, засушенных осенью. Этот вид работ воспитывает у ребенка художественное чутье, развивает воображение и фантазию.
Шитье. Ознакомление с простейшими приемами работы иглой
Для шитья надо иметь рукодельную коробочку с лоскутками различных тканей, набор иголок в игольнике, ножницы, наперсток.
Надо приучать ребенка самому вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, отрезать нитку ножницами. Надо сразу обратить внимание его на то, что нельзя откусывать нитку зубами. Нельзя брать иголку или нитку в рот.
Очень интересной для ребенка шести лет будет и починка кукольной одежды: пришивание пуговицы, под-рубливание и вышивание кукольного полотенца, метки на кукольном одеяле.
Еще более интересно сделать новый наряд для куклы. Сначала надо подумать о фасоне платья для куклы. Пусть ребенок попытается сам изобразить на бумаге кукольное платье, которое он хотел бы сделать. Обучающий объяснит, что надо определить длину и ширину платья для куклы, затем выкроить части платья из бумаги, правильно расположить их на ткани.
Выкройка платья, точное определение размеров платья и куска материала, требующегося для платья, еще недоступно шестилеткам. Это делает обучающий. Но важно показать ребенку, в каком порядке все это делается. Важно, чтобы дети правильно представили себе шитье. Необходимо, чтобы дети и сами участвовали в выполнении посильных для них работ: по образцу нарисовали выкройки частей одежды (см. стр 47).
Аппликации из цветной бумаги
Надо подготовить несколько листов цветной бумаги разных тонов, клей, карандаши, ножницы, кисточку, дощечку или картонку. Нужна и тряпочка для приглаживания наклеенных деталей.
Аппликацией называется картинка или орнамент, составленный из кусочков цветной бумаги, наклеенной на общее основание — фон аппликации.
На страницах «Азбуки» 66 — 67 показаны орнаменты, составленные из геометрических фигур. Здесь перед ребенком возникает задача: из отдельных кусков материала правильной геометрической формы составить красивое сочетание или даже расположить куски бумаги так, чтобы они представили собой какой-нибудь предмет.
Вначале обучающий сам нарезает из цветной бумаги геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, ромбы. Из них составляет узоры или фигуры. Можно, например, сложить домик, лесенку и т. п.
Затем надо показать ребенку, как пользоваться клеем и кисточкой: намазывать клей надо на дощечке или на картонке, намазанную часть надо положить на бумагу и пригладить чистой тряпочкой.
Образцы работ из бумаги (с наклеиванием) помещены в «Азбуке» на страницах 66 — 67.
Когда ребенок будет выполнять какую-либо из этих поделок впервые, надо вместе с ним разобрать образец: назвать его, указать и назвать все его части. Например, к теме аппликации «Домик» дать пояснение: «Вот стены домика. Какого они цвета? Вот крыша. Какой она формы? Какого цвета. Вот окна, двери. Около дома — дети».
Обучающий сначала вырезает сам более сложные части разобранной картинки, более простые части (дверь, окна) вырезает сам ребенок.
Таким образом, на бумаге составляется картинка из отдельных частей и начинается наклейка.
С каждым занятием ребенок работает все более и более самостоятельно.
В «Азбуке» на страницах 66 — 67 даны также образцы вырезания симметричных форм, образцы игрушек из бумаги. При исполнении ребенком сложных работ ему нужно помогать.
Теневой театр на тему сказки «Колобок»
В «Азбуке» на странице 76 показано, как устроить самый простой теневой театр для самых маленьких детей. Наверху вы видите «сцену» театра — прямоугольный кусок ткани, освещаемый лампой электрического света.
Впереди, перед сценой, сидят зрители. Сзади, рядом с лампой, находятся артисты.
В «Азбуке» на странице 77 можно видеть фигурки, необходимые для представления сказки «Колобок» : бабушка, колобок. Мы помним, что колобок, который убежал от дедушки и бабушки и покатился по дороге, встретил разных зверей: волка, лисицу и др. Фигурки этих зверей показаны в «Азбуке» на странице 77. Ребенок постепенно может и сам подготовить подобные фигурки будущих «персонажей» сказки. Он нарисует их, а затем вырежет, наклеит их на плотную бумагу, постарается придать фигуркам выразительность. Затем вырезанные фигурки надо прикрепить к лучинкам, за конец лучинки можно взяться рукой и передвигать фигурку по экрану в соответствии с выполняемой ролью.
Зрители, сидящие перед экраном, увидят действующих лиц в движении.
Кроме фигурок, надо сделать и изображения избушки, печки, деревьев в лесу. Все это гораздо легче нарисовать, затем вырезать и наклеить.
Представление надо подготовить.
Подготовка к представлению состоит в том, что ребенок вместе со взрослыми садится возле лампы, еще не включая ее. Они вместе укрепляют на полотне, которое будет освещаться, изображения избушки, печки, подготавливают фигурки бабушки и дедушки, колобка. Когда эта подготовка будет закончена, они объявляют об этом зрителям, включают лампу. Зрители увидят на сцене теневые контурные изображения избушки, печки, дедушки и бабушки. Но фигурки сами говорить не могут. Вместо них (передвигая их) разыгрывают роли дедушки и бабушки артисты. Так разыгрывается весь спектакль. Детям очень интересно самим участвовать в представлении. Поэтому, как только обучающий убедится в том, чю дети овладели приемами ведения этого представления, он передает им фигурки, чтобы они сами самостоятельно вели представление. Это имеет большое воспитательное значение.
Распознавание текста — БК-МТГК.
|