На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Как собирать минералы и горные породы. Барабанов В. Ф. — 1952 г

В. Ф. Барабанов

Как собирать минералы
и горные породы

*** 1952 ***



DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Полный текст книги

 

Всё ли вам понятно в описаниях работ, помогли ли вам наши советы, какие пособия вы хотели бы еще получить? Пишите нам по адресу: Ленинград, набережная Кутузова, 6, Дом детской книги Детгиза. Сообщите свое имя, фамилию, возраст и адрес.
      Для средней школы
     

     
      С каждым годом мы всё глубже проникаем в недра земли, открываем всё новые и новые ее богатства.
      В изучении полезных ископаемых родного края многое могут сделать юные краеведы — пионеры и школьники. С рюкзаком за спиной, с молотком в руке, группами и в одиночку путешествуя по родным местам, за лето можно собрать прекрасную коллекцию гсрлых пород и минералов. Эта коллекция очень пригодится школе или краеведческому музею.
      Собирая минералы, вы научитесь узнавать их с помощью простых и доступных средств, познакомитесь с полезными ископаемыми вашего края, с его геологической историей.
      Восстановлению далекого геологического прошлого особенно помогают находки окаменевших раковин и скелетов вымерших организмов, а также отпечатки древних растений. Окаменелости находятся в обычных, всем известных породах: известняках, песчаниках, глинистых сланцах. И если мы не так часто находим эти важные следы минувшей жизни, то в этом следует винить прежде всего наш недостаточно наблюдательный глаз. Сбор геологических коллекций помогает развивать нашу наблюдательность.
      Хорошо собранная и умело оформленная коллекция горных пород и минералов, переданная в школу, может оказаться ценным наглядным пособием на уроках географии, биологии или химии.
     
      I. Минерал и горная порода
      Минералов в природе известно около 3 000. Однако в сложении твердой земной коры, которая покрывает почти стокилометровым слоем нашу планету, ведущая роль принадлежит немногим минералам. Эти минералы — полевой шпат, кварц, слюда, роговая обманка, авгит, оливин и другие — общим количеством до 30. Они составляют 99,9 процента твердой каменной оболочки земли.
      Геологи называют такие минералы породообразующими, потому что из них состоят горные породы, слагающие земную кору.
      Примером широко распространенной породы, в состав которой в основном входят три минерала: полевой шпат, кварц и слюда, — может служить гранит.
      Подобно минералам, многие породы являются важными полезными ископаемыми и широко используются в самых различных отраслях народного хозяйства.
     
      II. Где собирать минералы и горные породы
      Геологи в наше время ничего не ищут вслепую, наугад. Наука о земле — геология — подсказывает исследователю, что можно найти в том или ином районе и чего найти нельзя. Сказанное станет понятным, если помнить, что различные минералы и горные породы в природе рассеяны не случайно: их распределение в земной коре подчинено определенным и очень строгим закономерностям. При поисках полезных ископаемых очень важно знать геологическую историю района, восстановить последовательность смены геологических событий давно минувших эпох, выяснить условия, при которых шло образование горных пород. Геологическое строение многих районов нашей страны неодинаково, точно так же и история образования их очень часто оказывается различной.
      В разных участках земной коры пласты горных пород залегают не одинаково: в одних местах горизонтально, в других наклонно. Последовательность напластования редко бывает нарушенной. Изучая слагающие породы и остатки когда-то существовавших здесь организмов, можно восстановить довольно точно историю данного района.
      Так, например, ученые выяснили, что там, где сейчас находится Ленинград, около пятисот миллионов лет назад было море, на дне которого отлагалась широко распространенная в пригородах Ленинграда сине-зеленая глина. В ней находят остатки странных животных, отдаленно напоминающих современных мокриц. Их называют трехлопастниками — трилобитами (рис. 1,2). Но в течение миллионов лет характер моря, его размеры и населяющие море организмы неоднократно менялись, развились новые организмы: огромные пряморогие моллюски, гигантские двухметровые ракоскорпионы и кораллы (рис. 1, 3, 4, 6). Значительно позже, в результате поднятия дна, море стало сокращаться в своих размерах, и там, где раньше были глубины, появились многочисленные острова. Постепенно площадь островов росла. Наконец наступил момент, когда всё дно моря стало сушей, лишь кое-где уцелели его остатки в виде небольших усыхающих озер и болот. С этого времени на суше установился жаркий, а возможно и полупустынный климат. Сокращение и усыхание моря вызвали ожесточенную борьбу за жизнь у всех населявших море организмов. В этой борьбе выжили животные, приспособившиеся к усвоению атмосферного воздуха.
      Так появились двоякодышащие рыбы (рис. 1, 5) и первые земноводные с твердым защитным панцы-рем на голове.
      Прошли новые сотни миллионов лет... И вся площадь, ныне занимаемая Ленинградской областью,
      покрылась снегом и льдом. До двух тысяч метров достигала местами толщина ледяного покрова. Это было всего лишь несколько десятков тысяч лет назад.
      Огромная масса льда не лежала спокойно. Лед медленно двигался на юго-восток и юг, и движение его сопровождалось огромной разрушительной работой. Как песчинки, вертелись на дне ледяного потока огромные каменные глыбы. Огромные камни истирались по мере движения ледника в тонкий песок, а местами оставляли на теле земли глубокие царапины и шрамы — места будущих озер. Вот почему так много озер в Карелии. Кое-где из-подо льда с силой вырывались потоки талой воды. Они выносили на простор массу песка, глинистых частиц, тысячи окатанных галек. Мы находим их во многих местах Ленинградской и соседних с ней областей.
      Так, очень кратко, может быть, представлена история образования пород, слагающих участок равнинной области в районе Ленинграда. Породы, слагающие этот участок, в основном осадочные, — образовались они в результате оседания на дне океана, моря, озера или рек, ручьев и других водных потоков.
      Другое строение недр имеет, например, Урал. Здесь осадочные породы в результате мощных движений земной коры смяты в гигантские складки, разбиты трещинами на отдельные глыбы. В период складкообразования по возникающим трещинам из глубин земли поднималась огненножидкая магма, которая при остывании давала начало новым, так называемым магматическим, или изверженным породам. Если магма медленно застывала на глубине, из нее возникали породы глубинные. Изливаясь на поверхность земли, лава застывала более быстро, и тогда из нее возникали излившиеся породы.
      Изверженные породы резко отличаются от пород осадочных. Они никогда не содержат остатков животных и растений. У них обычно нет слоистости. Они состоят из зерен-кристалликов минералов. Изверженные породы в большинстве своем более плотные и тяжелые, чем породы осадочные.
      Если изверженная или осадочная порода попадет в глубокие зоны земли, где сильно сказываются огромное давление вышележащих пород и внутренний жар нашей планеты, она может сильно изменить свой облик, приобрести слоистость и даже перекристаллизоваться. Такие сильно измененные породы называются метаморфическими. Они слагают древнейшие участки земли (Кольский полуостров, Карелию, Прибайкалье). Они же составляют фундамент равнинных областей.
      С осадочными породами связаны месторождения нефти, каменного угля, бокситов, песка для стекольной промышленности, извести для строительства, глины для огнеупорных изделий и кирпича, каменной соли, гипса, фосфоритов для удобрений.
      Месторождения платины, олова, никеля, меди, драгоценных камней и многих других полезных ископаемых тесно связаны с образованием изверженных пород, иногда — метаморфических. Значит, не все минералы можно найти в любом месте. В районах, сложенных осадочными породами, бесполезно искать платину, олово и слюду, а в местах распространения изверженных пород нельзя надеяться на находки каменного угля, бокситов и фосфоритов.
      Значит, прежде чем приступить к сбору минералов и горных пород, нужно хотя бы вкратце познакомиться с геологической историей района, чтобы впоследствии не тратить времени на поиски не существующих здесь минералов.
      Сбор минералов и горных пород наиболее выгодно производить там, где ветер, вода и другие силы поверхностного разрушения вскрыли (обнажили) горные породы от различных наносов, осыпей и почвенного слоя. Такие выходы коренных горных пород на днев-
      яую поверхность называются обнажениями (рис. 2). Естественными обнажениями являются берега рек, склоны оврагов, обрывы, ущелья, отдельные выступы горных пород. Обнажения, являющиеся результатом практической деятельности человека (шахты, штольни, карьеры, рвы, колодцы, канавы), называются искусственными. Для сбора минералов и горных пород нужно использовать оба типа обнажений. Следует лишь помнить, что в старых, заброшенных шахтах и штольнях нередко бывают обвалы, поэтому углубляться в них не следует.
     
      III. Что нужно иметь для сбора минералов и горных пород
      Чтобы успешно заниматься сбором минералов и горных пород, необходимо заблаговременно подготовить снаряжение, без которого нельзя обойтись в полевой работе.
      Вот краткий перечень необходимых предметов. Часть из них придется приобрести, многое же можно сделать самому.
      Геологический молоток (рис. 3) служит для отбивания образцов минералов и горных пород. Молоток должен быть прочным, так как породы встречаются иногда очень твердые. Рукоятку молотка следует сделать из хорошего, крепкого дерева (ясень, дикая груша, кизил), а если его нет, то из дуба или березы. Насадка молотка — дело ответственное.
      Попросите насадить молоток спе-циалиста-столяра. Если же вы будете насаживать сами, помните, что дерево рукоятки должно быть совершенно сухим, иначе в процессе работы молоток свалится, как бы плотно он вначале ни сидел. Рукоятку сделайте Рис_ 3 геологи-длиной ровно в 50 сантиметров, тогда чес кий молоток и она будет служить вам своего рода зубило.
      линейкой — масштабом для разных измерений. Рукоятка молотка должна быть очень гладкой и ни в коем случае не крашеной и не лакированной. Молоток (без рукоятки) выбирают весом от 400 до 600 граммов. Более легким молотком трудно отбивать образцы плотных пород; от тяжелого молотка при работе рука быстро устает. Молоток у геолога всегда находится в руках. Прятать его в рюкзак не следует.
      Минералогическая лупа (рис. 4) часто бывает нужна геологу в работе. С ее помощью можно рассмотреть очень мелкие кристаллики или зерна минералов, которые не различаются невооруженным глазом. Лупа помогает видеть детали в строении раковинок и скелетов давно исчезнувших организмов. Лупу следует держать одной рукой близко у глаза, а другой рукой надо приблизить образец, который хотите рассмотреть, пока он не будет отчетливо виден. Обычные минералогические лупы имеют десятикратное увеличение. Если вам не удастся достать настоящую лупу, можно воспользоваться любым увеличительным стеклом. Но тогда надо подыскать для него коробочку по размеру и на дно ее положить ваты, иначе стекло быстро поцарапается и станет негодным. Минералогическая лупа складывается в металлический футляр, поэтому носить ее можно прямо в кармане, но обязательно на прочном и достаточно длинном шнурке.
      Полезно иметь в полевой работе зубило (рис. 3). С помощью его можно выбить хороший образец из трещины в горной породе или из небольшого углубления, куда не проникает молоток. Зубило, как и молоток, должно быть прочным и иметь длину 15 — 20 сантиметров. Если зубила у вас не найдется, подберите самый большой, прочный гвоздь. Иногда и он сможет принести вам пользу.
      Каждый юный геолог до выхода в поле должен запастись полевым дневником (рис. 5). Полевой дневник геолога — важнейший документ, в котором геолог день Рис. 4. Минералогическая за днем делает записи о своей лупа. работе. Для полевого днев-
      ника можно использовать любую записную книжку, но она должна иметь твердые, непромокаемые корки. Отрывные блокноты для дневника не годятся, так как при частом сгибании и разгибании книжки страницы могут оторваться и выпасть. На первой странице дневника обязательно делается надпись: кому принадлежит дневник и куда его следует переслать, если он будет кем-либо найден.
      Вот образец такой надписи:
      Рис. 5. Полевой дневник геолога.
      Все записи в дневнике делаются простым, нетвердым карандашом. Чернильный карандаш для этих целей не годится: сделанные им записи в ненастную погоду расплывутся и их потом будет невозможно прочесть. Не следует употреблять и очень мягкие, мажущие карандаши.
      Подберите к нему металлический наконечник и храните карандаш вместе с полевым дневником. Для этого приклейте к корке дневника столярным клеем полоску клеенки шириной 3 — 4 сантиметра, как это показано на рисунке 5, или привяжите прочной ниткой карандаш к корешку дневника.
      В полевой работе геологу приходится определять название встреченных минералов простыми и быстрыми методами. Одним из таких методов является определение минералов по их физическим признакам: цвету, блеску, форме кристаллов (рис. 6), твердости, цвету черты, удельному весу и спайности.
      На основании этих свойств, пользуясь одним из определителей, указанных в конце книжки, можно определить название минерала и его химический состав.
      Спайностью минерала называется способность его при ударе раскалываться всегда по определенным направлениям (рис. 7). Поверхность раскола у минералов со спайностью бывает от зеркально гладкой до слегка волнистой, менее блестящей. Спайность в минералах бывает по одному направлению (слюда), двум (полевой шпат), трем (кальцит) и нескольким направлениям. Если у минерала спайность отсутствует, тогда поверхность раскола его называется изломом. Излом, как и спайность, не всегда одинаков и нередко он служит важным определительным признаком. Излом бывает раковистый, занозистый, крючковатый и просто неровный.
      Определение цвета, блеска, спайности и излома минералов не требует никаких приспособлений. Так же нетрудно определить и удельный вес породы или образца, состоящего из одного минерала, почувствовав приблизительный вес его в руке. Для определения формы кристаллов, особенно мелких, у вас будет лупа или увеличительное стекло. А вот для определения твердости минералов или цвета их черты (цвета порошка минералов) нужно будет изготовить шкалу твердости и подыскать неглазированную фарфоровую пластинку.
      По твердости — то есть способности одних минералов своими острыми углами оставлять след на гладкой поверхности других — минералы делятся на 10 групп. Представителем самых мягких минералов является тальк (твердость 1), далее идут: каменная соль или гипс (тв. 2), известковый шпат (тв. 3), плавиковый шпат (тв. 4), апатит (тв. 5), полевой шпат (тв. 6), кварц (тв. 7), топаз или шпинель (тв. 8), корунд (тв. 9), алмаз (тв. 10).
      Если вы только начинаете заниматься сбором минералов, может случиться, что у вас и не окажутся все названные представители шкалы твердости. Особенно трудно достать минералы с твердостью 8, 9 и 10. Однако всё-таки шкалу твердости сделать можно и пользоваться ею будет очень удобно. Минералы, которых у вас не будет, можно заменить: 1) самым мягким черным карандашом (тв. 1), 2) медной (не бронзовой) монетой (тв. 3), 3) кусочком толстого стекла (тв. 5), 4) лезвием от безопасной бритвы (тв. 4 — 4,5), 5) напильником (тв. до 7). Разрыв между твердостью карандаша и медной монеты легко заполнить, используя твердость ногтя большого пальца руки. Она равна 2-2,5.
      При определении твердости минерала нужно помнить правило: после того, как вы провели по поверхности минерала уголком стекла, краем монеты, ногтем или минералом, сотрите образующийся порошок и проверьте, действительно ли на исследуемой поверхности остался след (бороздка, царапина, углубление).
      Образование порошка при проведении минерала может произойти оттого, что чертящий минерал сам крошится, будучи мягче исследуемого. Тогда, конечно, никакой царапины под порошком не будет.
      То, что в вашей шкале твердости не будет топаза, корунда и алмаза, — не беда. Минералов с твердостью 8 и выше очень мало. Основная же масса минералов имеет твердость от 2 до 7.
      Фарфоровая неглазированная пластинка имеет высокую твердость и шероховатую поверхность. Поэтому почти все минералы оставляют на ней след в виде бесцветного или окрашенного порошка, называемого чертой минерала. Цвет черты минерала — важный определительный признак. Он не всегда совпадает с цветом самого минерала. Например, черта серебристожелтого пирита — черная, а буро-черный лимонит имеет иногда желто-коричневую черту. Если хорошую фарфоровую пластинку вам найти не удастся, используйте вместо нее дно разбитого фарфорового стакана или аптекарскую баночку из-под мази, или, наконец, любой черепок неглазированного (без эмали) фарфора.
      Фарфоровая пластинка после употребления легко отмывается в теплой мыльной воде, если ее предварительно потереть слегка содой для стирки белья.
      При работе среди осадочных пород очень полезно иметь небольшую баночку с разведенной 10-процентной соляной кислотой. Баночка (или пузырек) должна быть закрыта плотной резиновой пробкой. Пузырек с соляной кислотой следует держать в полевой сумке.
      Пользуются соляной кислотой так. На исследуемый образец породы нужно капнуть одну каплю кислоты. Если порода содержит угольную кислоту, капля бурно зашипит от выделяющихся пузырьков углекислого газа. Таким образом легко определяются известняки и некоторые минералы.
      При сборе минералов и горных пород хорошо иметь под рукой небольшие мешочки, сшитые из ненужных обрезков любой материи. Они очень удобны для сбора песков, галек, сыпучих однородных пород. Размер мешочка должен быть таким, чтобы в него свободно
      входила раскрытая кисть руки. К мешочкам нужно пришить завязки с достаточно длинными концами (10 — 15 сантиметров).
      Кроме мешочков, отправляясь в поход, нужно взять с собой две-три стеклянных баночки с широкими горлами, одну-две пробирки, десяток коробков из-под спичек и три-пять пустых коробок из-под папирос. На дно банок и пробирок нужно положить небольшой слой ваты, а отверстия их закрыть плотными пробками.
      Использовать все эти коробочки и банки нужно разумно и помещать в них следует только редкие находки: красивые, хорошо образованные кристаллы; очень мягкие, рассыпающиеся при сотрясении, минералы; отпечатки давно вымерших организмов; остатки раковин и скелетов.
      На каждую баночку, коробку и пробирку заранее приклейте полоску чистой белой бумаги. На ней вы в поле поставите карандашом число, номер обнажения и название образца.
      Для различного рода замеров, которые часто приходится делать геологу в поле при определении величины обнажения, толщины пласта, высоты обрыва весьма удобна рулетка или сантиметр. Если у вас ни того, ни другого нет, возьмите кусок прочного шпагата длиною в 5 метров и через каждые 10 сантиметров сделайте на нем узелки. В узлы, соответствующие метрам, вденьте полоски белой материи по 2 сантиметра. Чтобы шпагат не запутался, привяжите один конец его к большой катушке из-под ниток и намотайте весь шпагат на катушку. Такой самодельной рулеткой пользоваться очень удобно.
      Одним из самых важных предметов в работе геолога-поисковика является упаковочный материал. Мы уже говорили о мешочках, баночках и коробках. Но это не всё. Основным упаковочным материалом для геолога служат бумага и вата. Когда боятся, что из найденного образца может выколоться очень ценный кристалл или редкая хрупкая раковина, прибегают к помощи ваты. В этих случаях образец кладут на большой лист бумаги, ценной находкой вверх, и на образец помещают осторожно слой ваты, не менее двух пальцев толщиной, так чтобы сквозь вату не выдавались неровности образца. После этого образец вместе с ватой завертывают два-три раза в бумагу. Как завертывать образец в бумагу, показано на рисунке 8.
      Для обертки образцов годится любая нетолстая бумага, нарезанная на листы размером с обычную газетную страницу. Каждый такой лист служит для завертывания одного образца. Завертывать в один лист два образца нельзя, если даже образцы и небольшие по размерам.
      Назовем, наконец, еще три предмета, очень нужные в полевой работе. Это заплечный мешок или рюкзак, достаточно вместительный и прочный, желательно с матерчатыми ремнями-проймами (рис. 9), полевую сумку и компас (рис. 10).
      В рюкзаке носят собранные образцы, запас оберточной бумаги, вату, мешочки, запас провизии.
      В полевую сумку аккуратно укладывают полевые дневники, два-три карандаша (из них один цветной), компас, бутылочку с соляной кислотой, одну-две книжки по геологии исследуемого района. Полевую сумку носят на левом боку.
      Компас нужен геологу не только для того, чтобы ориентироваться на местности в любую погоду. С помощью горного компаса можно многое сделать: определить направление наклона слоев, крутизну этого наклона. Минералог, кроме того, использует компас для определения минералов, обладающих магнитными свойствами (магнетит, магнитный колчедан, некоторые сорта самородной платины). Приближая их к магнитной стрелке компаса, можно видеть, что стрелка заметно отклонится от исходного положения.
      При пользовании компасом нельзя держать в руках молоток, зубило и другие железные предметы. Пользоваться компасом можно не ближе, чем в двух-трех метрах от них, иначе показания магнитной стрелки компаса будут неверными.
      Мелкие предметы снаряжения: фарфоровую пластинку, медную монету, кусок стекла, а также лупу и бритвенное лезвие, завернутое в плотную глянцевую бумагу, носят в карманах пиджака или куртки.
      Заканчивая перечисление предметов, составляющих снаряжение юного геолога, следует добавить, что наиболее удобной одеждой для работы в поле являются лыжные спортивные костюмы с карманами на куртке и у брюк.
     
      IV. Как собирать образцы минеральных и горных пород
      Для успешной работы по сбору коллекции горных пород и минералов следует заблаговременно познакомиться с геологической историей района, в котором вы собираетесь летом работать. Это можно сделать, прочитав написанную книжку по геологии того места, где вы будете проводить летние каникулы.
      Но независимо от этого, прежде чем приступить к сбору интересующей вас коллекции, вы должны посоветоваться с вашими школьными учителями — преподавателями географии, химии, биологии. Они помогут вам выбрать маршрут, укажут, на что нужно обратить при работе особое внимание.
      Мы советуем вам, кроме того, установить связь с одним из геологических кружков, которые работают в Домах пионеров Москвы, Ленинграда, Свердловска, Тбилиси, Кишинева и многих других городов.
      Как же собирать образцы минералов и горных пород?
      Нужно помнить всегда, что сбор коллекции — не простая механическая работа. Собирая коллекцию минералов, юный геолог должен научиться наблюдать природные геологические явления, стараясь осмыслить каждую свою находку, каждый интересный подмеченный факт.
      Наблюдение особенно важно вести при полевой геологической работе, иначе случайно собранные минералы ничего решительно вам не скажут, ничего нового не откроют и, как бы ни были красивы отдельные образцы, все они впоследствии превратятся в груду ненужных камней. Все личные наблюдения следует записывать в полевой дневник и обязательно на том месте, где велось наблюдение.
      Запись в дневнике начинается датой (число, месяц, год) вашего маршрута. Затем подробно записывается сам маршрут, по которому вы шли в этот день. Подробная запись пройденного отрезка пути делается на первом встречном обнажении. Чтобы определить пройденное расстояние до обнажения в метрах, нужно приучить себя считать в уме количество сделанных шагов. Тогда, зная величину своего обычного среднего шага (60 — 70 см),1 можно легко вычислить пройденный путь, умножив число шагов на величину шага в сантиметрах.
      Записывать маршрут возможно более точно нужно для того, чтобы всякий другой геолог мог при необходимости найти любое изученное вами обнажение по указаниям, которые имеются в вашем дневнике. Особенно точно следует указывать местонахождение обнажений. Для этого в дневнике нужно указать, в скольких метрах и в какую сторону от какого приметного места находится обнажение. Каждое обнажение должно быть записано под определенным, не повторяющимся номером. Поэтому первому встречному обнажению дается № 1, а затем каждое новое обнажение получает очередной порядковый номер. Последний порядковый номер обнажения должен отвечать числу всех встреченных обнажений в районе вашей летней работы, независимо от их размеров и формы.
      Вот примерная запись того места, где было встречено первое обнажение:
      „Обнажение № 1. В 480 м (600 шагов) от моста через реку Катку у села Знаменского вниз по реке. Обнажение расположено на левом берегу Катки, справа от тропинки, ведущей в деревню Мелехово".
      После этого в дневнике записывают характер обнажения (коренной выход породы, осыпь, большой валун), форму и приблизительные размеры его.
      Далее приступают к описанию пород, слагающих обнажение, и, подробно описывая их, собирают образцы для коллекции, которые бы могли достаточно отчетливо характеризовать всё обнажение. Описание пород ведут сверху вниз, начиная с почвенного слоя, и, постепенно спускаясь вниз, заканчивают описанием самого нижнего, выступающего на поверхность, слоя. На рисунке видно, что породы, обнажающиеся на берегу реки, покрыты в средней и нижней частях склона осыпью. Б таких случаях нужно стараться расчистить коренные породы обнажения от прикрывающей их осыпи, помня, что обломки пород, слагающих осыпь, могут совершенно не соответствовать породам, находящимся под осыпью.
      1 Среднюю величину шага нуагно определить заранее.
      Внимательно осматривая каждый пласт или слой обнажения, укажите в полевом дневнике его мощность (толщину), цвет, состав (глина, песок, известняк и другое), сложение (рыхлое, плотное, землистое, кристаллически зернистое, натечное, слоистое и другое). Если у вас имеется горный компас, измерьте простирание и падение слоев; укажите угол падения пород.
      Вот в одном из слоев вы заметили скопление кристалликов минерала гипса. Осмотрите это скопление и запишите: в каком слое оно встречено, какую форму и размеры имеет это скопление (жилка, гнездо, пу-стотка с наросшими на ее стенках кристалликами). Затем отметьте, нет ли в этом скоплении гипса других минералов, и, если они есть, то много ли их. Какую форму имеют кристаллики гипса, какого они цвета, — всё это нужно указать в вашем дневнике.
      На рисунках 6,11,12 показаны наиболее распространенные формы минералов: шарообразная, призматическая и таблитчатая. Определенная форма кристаллов очень характерна для некоторых минералов. В других же случаях облик кристалла резко меняется в зависимости от условий, в которых происходило образование минерала. Понятно, что изучение формы таких кристаллов может помочь в решении вопроса — где и как образовался данный минерал.
      Породы, слагающие обнажение, нередко бывают рассечены трещинами, которые оказываются заполненными минералами, выделившимися из растворов или магматического расплава. Такие образования называются жилами. На них следует обращать особенно большое внимание, так как жилы часто содержат много красивых и ценных минералов. Жилы имеют самую различную форму и размеры. На рисунке показано два типа жил (рис. 13, 14). Описание их ведется от стенок к центру. При этом следует отметить в дневнике, как залегает жила (сечет породы обнажения, залегает между пластами), какой характер имеет ее граница с вмещающей породой (граница резкая, неуловимая, постепенный переход породы в жилу и другое).
      Часто среди гранитов или вблизи них встречаются жилы, заполненные породой, состоящей главным образом из полевого шпата и кварца (рис. 13), причем кварц как бы врастает в полевой шпат, образуя своеобразную структуру „письменного гранита". Эти жилы называются пегматитовыми, то есть крепкосвязанными. Пегматитовые жилы часто содержат в себе слюду, драгоценные камни (аквамарины, изумруды, топазы, аметисты, горные хрустали), а также руды олова, вольфрама, молибдена, урана и других металлов. Каждую найденную пегматитовую жилу следует измерить, тщательно осмотреть, составить ее подробное описание, по возможности зарисовать (рис. 14) и взять образцы из ее разных частей. Эти образцы при удобном случае покажите кому-нибудь из геологов.
      Образцы берут при описании всех пород и минералов, найденных в обнажении. Образец должен быть снабжен этикеткой и вместе с нею завернут в бумагу. Этикетка — важный документ,удостоверяющий местонахождение образца. Эго своего рода паспорт мине-
      Мелкозернистый письменный гранит (пегматит обр. 12) , у стенки которых покрыты дымчатым кварцем и бурым железняком. (образец 15)
      Рис. 14. Зарисовка строения пегматитовой жилы.
      ралз или горной породы. Вот почему к составителю этикетки предъявляется жесткое требование: заполнить этикетку обязательно нужно на том обнажении, где был взят образец.
      При сборе коллекции полагаться на память нельзя. Как бы ни казалось вам, что вы очень хорошо помните то место, откуда вы взяли образцы, вы неизбежно забудете это место впоследствии, и что хуже всего — ошибочно можете указать другое место, где их и быть не может. Поэтому лучше совсем ке взять образец, нежели взять его без этикетки. Приучайтесь с самого начала своей работы к строгой точности в своих записях и этикетировании.
      Обнажение № 4 Название породы или минерала: 18/VII-1952 г. Образец № 8 Синяя кембрийская глина с примазками малахита.
      Место взятия: В 120 м вниз по реке Тосно от Советского моста. Правый берег. В 20 см выше уровня воды в реке.
      Фамилия взявшего: 3. Степина
      Образец № 8 18/VI 1-1952 г. Обнажение № 4
      Этикетка заполняется на основании записей, сделанных в дневнике. Поэтому надо следить, чтобы номер обнажения, ббразца и другие записи в этикетке точно совпадали с записями в полевом дневнике. Нумерация собранных образцов, так же как и нумерация обнажений, не должна устанавливаться несколько раз. Она должна быть единой, то есть действительной на весь срок вашей работы.
      Таким образом, независимо от даты маршрута, каждое новое обнажение получает порядковый номер, следующий за последним исследованным вами обнажением, хотя бы оно и было изучено вчера или несколько дней назад. Так же следует поступать и с номерами образцов: тогда у вас не будет двойных (одинаковых) номеров, а следовательно, устраняется обычная путаница.
      Этикетку нельзя прямо прикладывать текстом к образцу. Ее следует сложить вчетверо, текстом внутрь, и первой завернуть в уголок листа бумаги, предназначенного для обертки образца. Чтобы текст этикетки не стерся, самые главные номера образцов, обнажения и дата взятия пишутся два раза, как это видно на рисунке. Все остальные данные об образце по его номеру и номеру обнажения вы найдете в своем полевом дневнике.
      Остается сказать несколько слов о самих образцах горных пород и минералов.
      Берите образцы достаточно крупными, размером 6X9 см при толщине образца в 2 — 3 см. Если при отколке образца имеется опасность повредить красивые кристаллы или найденные раковины, образец можно взять и большего размера.
      Образцу придают желаемую форму, отбивая его края молотком. При этом образец держат в левой руке, а молотком, зажатым в правой руке, наносят легкие удары, выравнивая его края. Научитесь выбивать хорошие образцы в форме параллелепипеда сначала из обломков обычных осадочных пород (глинистые сланцы, песчаники, известняки). Это вам весьма пригодится, когда вы будете работать в районе распространения очень твердых магматических пород.
      В заключение дадим несколько практических советов:
      1. Наблюдая геологические явления в природе, собирая минералы и горные породы, никогда не надейтесь на свою память. Каждый подмеченный факт, всякое интересное явление записывайте в полевой дневник на месте работы. Собирая образцы для коллекции, снабжайте их этикетками, заполненными на месте взятия образцов.
      2. Исследуя обнажение, широко используйте схематические зарисовки залегания пород, взаимного расположения минералов, формы жил. Зарисовки делаются на левой странице дневника, записи — только на правой.
      3. Не делайте больших походов. Длина однодневного маршрута не должна превышать 5 километров. Помните, что наблюдательность в конце похода резко снижается, если маршрут был длинным и трудным. Лучше пройти немного, но хорошо и внимательно осмотреть каждое обнажение, встретившееся на пути, чем пробежать много километров, не заметив ничего.
      4. Изучая обнажение, не ограничивайтесь сбором самых красивых и редких минералов. Ваша коллекция должна характеризовать геологию исследованного вами района. Поэтому нельзя ограничиться сбором редкостей, не обращая внимания на главное: из чего состоят обнажения (песчаники, глины, известняки, изверженные породы и другие).
      5. Не берите очень маленьких образцов пород, — они обычно не дают полного представления о самой
      породе, особенно, если она является неравномернозернистой или неоднородной. Маленькими образцами могут быть только случайно отколовшиеся кусочки кристаллов, обломки раковин. Их хранят в коробочках и банках.
      6. Не выбивайте без нужды отдельные кристаллы и раковины из породы, из среды, их окружающей. Старайтесь сохранить эту среду во взятом образце — это поможет вам впоследствии понять условия, при которых минерал образовался, или характер того водного бассейна, на дне которого отлагались раковинки населявших его организмов.
      7. Собранный материал (образцы) хорошо упакуйте. При плохой упаковке многие образцы могут погибнуть в пути. Минералы и горные породы, хорошо завернутые в бумагу и плотно сложенные один к другому в небольшой деревянный ящик, не боятся даже многодневной перевозки.
      8. Привезенную домой коллекцию разбирайте тогда, когда у вас будет подготовлено место для образцов (шкаф, полка, столик).
      Перед разборкой посоветуйтесь с учителями в школе и в ближайшем Клубе юных геологов. Там вам помогут составить из собранных образцов хорошую и интересную коллекцию.
      Установите связь с одним из Клубов юных геологов. Адрес Ленинградского клуба: Ленинград, Фонтанка, дом 31. Ленинградский Дворец пионеров имени А. А. Жданова. Отдел науки. Совету Клуба юных геологов.


     
      ЛИТЕРАТУРА
     
      А. Е. Ферсман. — Занимательная минералогия. Детгиз, 1945 г.
      А. Е. Ферсман. — Занимательная геохимия. Детгиз, 1949 г.
      A. Е. Ферсман. — Воспоминание о камне. Акад. наук, 1945 г.
      B. И. Соболевский. — Замечательные минералы, Госгеологоиздат 1949 г.
      А. А. Яковлев. — Минералогия для всех. Акад. наук, 1947 г.
      А. А. Яковлев. — В мире камня. Детгиз, 1951 г.
      C. С. Кузнецов. — По горам и равнинам. Лениздат, 1947 г.
      М. Шаскольская. — Кристаллы. Детгиз, 1944 г.
      A. Е. Ставровский. — Определитель минералов и горных пород. Учпедгиз, 1949 г.
      B. Г. Музафаров. — Определитель минералов и горных пород. Учпедгиз, 1950 г.
      Н. А. Смолянинов. — Как определять минералы по внешним признакам. Госгеологоиздат 1951 г.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.