На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Календарь и хронология. Климишин И. А. — 1985 г

Иван Антонович Климишин

Календарь и хронология

*** 1985 ***


DjVu

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие ко второму изданию 4
      Предисловие к первому изданию 5
      Введение 7
     
      I. Астрономические основы календаря 11
      Единицы счета времени 11
      Арифметика календарей 45
      Календарные циклы и вспомогательные элементы датировки 62
      Реликты каменного века 105
     
      II. Календарные дали веков 116
      По Луне и по Солнцу 116
      Календари древней Эллады 120
      В год металла и курицы 134
      Календарь строителей пирамид 143
      Загадки древних майя 157
     
      III. Календари наших дней 169
      Если год в шести вариантах 169
      Это предписано кораном 181
      История нашего календаря 195
      В поисках «точки отсчета» 227
     
      IV. На перекрестках истории 254
      «Настанущу лету мартом месяцем 254
      В единое русло событий 282
      «Бысть знамение на небеси»
      Вместо заключения 309
     
      Приложение I. «Вечные» календари 310
      Приложение II. Даты астрономических новолуний на XX в. (н. ст.) 313
      Приложение III. «Вечный» лунный календарь для определения фаз Луны (Н. И. Идельсон) 314
      Приложение IV. Дни юлианского периода Скалигера 316
      Приложение V. Синхронистическая таблица летосчисления (49 г. до н.э. — 35 г. н.э.) 319
      Список литературы 320

     

      При подготовке второго издания книги автор включил в нее ряд текстовых, табличных и графических материалов, уточняющих, в частности, рассказ о развитии и структуре отдельных календарных систем. Были исправлены несколько описок и опечаток, вкравшихся в книгу при ее первом издании.
      Автор искренне благодарит многочисленных читателей, и прежде всего И. П. Коногорского, А. И. Самойленко и А. М. Эфросмана, приславших свои письма с конкретными замечаниями и пожеланиями, которые были учтены при подготовке этого издания книги. Автор также выражает сердечную благодарность своим коллегам Д. А. Андриенко, С. П. Гандзюку, Б. И. Гнатыку, Я. Ю. Заборовскому, В. С. Имшеннику, Я. Д. Исаевичу, Д. Д. Квасову, М. М. Ковальчук, И. Г. Колеснику, О. А. и Н. И. Костюкам, Д. К. На-дёжину, П. А. Олийныку и О. П. Цыбенко, инженеру Индре Зингеру (ГДР), библиотекарю Астрономической обсерватории Львовского университета им. Ив. Франко И. 3. Кызыме, сотрудникам научной библиотеки Львовского университета, Отдела редкостной книги Библиотеки им. В. С. Стефаника АН УССР (г. Львов), Библиотеки АН УССР (г. Киев) и Библиотеки им. В. И. Ленина (Москва) за разностороннюю помощь, которую он получил от них во время работы над рукописью книги.
      г. Ивано-Франковск, апрель 1984 г.
      Автор
     
      Проблемами измерения времени, календаря и летосчисления интересуются люди самых различных профессий и возраста. К числу таких любителей автор сызмала причислял и себя. Уже в раннем детстве он не переставал удивляться умению своего отца А. В. Климишина, «рядового» крестьянина-колхозника, окончившего всего два класса церковноприходской школы, определять (с точностью до 5 — 10 минут) время ночью по положению созвездий Большой Медведицы, Ориона и звездного скопления Плеяды. Со своим соседом — любознательным дедом Федором Довгалюком (1882 — 1970) автору (тогда ученику пятого — седьмого классов) в начале очередного года приходилось соревноваться в предвычисле-нии даты весеннего полнолуния. Услышанное тогда же от отца, что «первая четверть Луны бывает на седьмой день, полнолуние же — на пятнадцатый», долгое время казалось преисполненным каким-то глубоким смыслом...
      За последние 25 — 30 лет в нашей стране вышел из печати добрый десяток книг и брошюр о календаре. Но потребность в публикациях такого типа все еще высока. Учитывая это, автор и решился предложить преподавателям и студентам вузов, учителям и учащимся средних школ, любителям астрономии и древней истории эту книгу, в которой рассматриваются астрономические основы календаря, различные типы ныне действующих и давно забытых календарей, многообразие календарных эр и стилей.
      На протяжении тысячелетий календари во многих случаях создавались и совершенствовались служителями религиозных культов, которым календарь был необходим и для определения дат тех или других религиозных праздников. Достаточно вспомнить, что календарь, использовавшийся в Европе на протяжении 1600 лет, был введен верховным жрецом Рима, что реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. римский папа, что летосчисление, которое принято сегодня почти во всем мире, введено в 525 г. монахом. Именно для того, чтобы сущность этих календарных реформ была понятной читателю, мы углубляемся в этой книге в такие явно несовременные проблемы, как определение даты пасхи и др. Ведь пропагандист научно-атеистических знаний, которому в равной степени адресуется эта книга, должен знать не меньше, а больше того, что знает его оппонент. Кроме того, мы надеемся, что эти сведения и приводимые таблицы будут полезны читателям, интересующимся расшифровкой текстов древних летописей и хроник. К тому же методы, которые применялись в прошлом для расчета даты пасхи, в равной мере использовались для определения дня недели и фазы Луны, приходившихся на ту или другую календарную дату, т. е. при решении задач чисто гражданского календаря. Сказанное мы иллюстрируем примерами расчета этих данных в буквальном смысле слова на пальцах.
      О том, что такие расчеты широко проводились на Руси в XV — XVI вв., свидетельствует тот факт, что подробное описание схем этих расчетов мы находим в одной из первых печатных книг на Руси: «Псалтырь с Часословцем» (Заблудов: изд. Ивана Федорова, 1569 г.). Два экземпляра этой книги имеются в СССР: один — в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград), второй — в Музее украинского искусства (Львов). Еще один экземпляр находится в Великобритании.
      Автор искренне благодарен Н. С. Блинову, А. В. Буткевичу, Р. Е. Гершбергу, П. Г. Куликовскому, Я. А. Смородинскому и старейшему сотруднику Научной библиотеки Львовского университета Ф. Ф. Максименко за большую и всестороннюю помощь, оказанную ему в процессе работы над рукописью этой книги.
      Автор
     
      Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.
      Н. И. Идельсон
     
      ВВЕДЕНИЕ
      Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово «календарь» произошло от латинских слов «саlео» — провозглашать и «саlendarium» — долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
      Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности, и определенные методы счета времени, первые календари возникли много тысячелетий назад, на заре человеческой цивилизации.
      В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире имеется несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени — сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого «синодос» — сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна «находит» на Солнце — происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета — тропический год (от греческого «тропос» — поворот: тропический год — промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается).
      Чтобы использовать эти единицы измерения времени, людям древности необходимо было их осознать, затем научиться подсчитывать, сколько раз в каком-то промежутке времени, разделяющем интересующие их события, укладывалась та или другая единица счета. Без этого люди просто не могли жить, общаться между собой, торговать, заниматься земледелием и т. д. Вначале такой счет времени мог быть весьма примитивным. Но в дальнейшем, по мере развития человеческой культуры, с возрастанием практических потребностей людей календари все более совершенствовались, в качестве их составных элементов появились понятия года, месяца, недели.
      Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в далеком прошлом каждое племя, каждый город, государство создавали свои собственные календари, по-разному составляя из суток месяцы и годы. В одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец, третьи за основу счета дней брали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь).
      Таким образом, задача о построении календаря состоит из двух частей. Во-первых, на основании многолетних астрономических наблюдений необходимо было как можно точнее установить продолжительность периодического процесса (тропического года, синодического месяца), который принимается за основу календаря. Во-вторых, было необходимо подобрать календарные единицы счета целых (!) суток, месяцев, лет различной продолжительности и установить правила их чередования таким образом, чтобы за достаточно большие промежутки времени средняя продолжительность календарного года
      (а также календарного месяца в лунных и лунно-солнечных календарях) была близкой к тропическому году (соответственно — синодическому месяцу).
      К сожалению, иногда эти две совершенно различные стороны проблемы смешиваются. Так, например, можно встретить утверждение, будто календарь народа майя был точнее нашего. Этот вывод делается на том основании, что астрономы майя установили продолжительность тропического года точнее, чем она принимается в нашем современном календаре. Между тем, рассматривая достоинства того или другого календаря, следует говорить о его системе високосов, т. е. о том, как составителям календаря удавалось, чередуя в определенном порядке календарные годы, имеющие различную продолжительность (различное число дней), приблизить среднюю продолжительность календарного года к продолжительности года тропического. Если же посмотреть на календарь майя с этой точки зрения, то, по всем имеющимся данным, приходится констатировать, что он был значительно хуже нашего, так как никаких определенных свидетельств о том, что у майя были какие-то правила введения високосных годов, не имеется.
      В своей практической деятельности люди не могли обходиться и без определенной эры — системы счета (летосчисления). В далеком прошлом каждое племя, каждое поселение создавало свою собственную календарную систему и свою эру. При этом в одних местах счет лет велся от какого-то реального события (например, от прихода к власти того или другого правителя, от опустошительной войны, наводнения или землетрясения), в других — от события вымышленного, мифического, часто связанного с религиозными представлениями людей. Начальную точку отсчета той или другой эры принято называть ее эпохой.
      Шли годы, тысячелетия. То в одном, то в другом месте земного шара возникали могущественные государства, часто становившиеся яркими очагами культуры, очагами цивилизации, способной не только создать определенные материальные и духовные ценности, но в некотором смысле и увековечить их, в частности, надписями и рисунками на гробницах, на каменных столбах, глиняных табличках и папирусных или кожаных свитках. За последние 200 лет историки и археологи приложили много усилий, чтобы отыскать следы давно забытых народов, изучить особенности их быта, восстановить потерянные страницы их истории. Мир с удивлением узнал о высоких достижениях науки и культуры шумеров, аккадцев, ассирийцев, вавилонян и персов, древних китайцев и египтян, греков и инков, ацтеков и майя. Об этом давно забытыми языками рассказали нам клинописные знаки и иероглифы.
      Все эти свидетельства о событиях давно минувших дней необходимо было упорядочить, найти им соответствующее место на страницах единой всемирной истории. Так возникла наука хронология (от греческих слов «хронос» — время и «логос» — слово, учение), задача которой — изучать все формы и методы счисления времени, сопоставлять и определять точные даты различных исторических событий и документов, а в более широком плане — узнавать возраст находимых при археологических раскопках остатков материальной культуры, а также возраст нашей планеты в целом.
      Излишне подчеркивать, что упомянутые задачи решаются с большим трудом и далеко не сразу и что поэтому сама хронология является весьма сложной областью науки. Одним из непременных условий успеха на этом поприще является знание языков — древних и новых. К тому же хронология является такой научной областью, в которой астрономия соприкасается с историей. Поэтому идеальным хронологом будет тот ученый, который одинаково силен и как астроном, и как историк. Специалист по хронологии должен глубоко усвоить астрономические основы календаря (закономерности движения Луны, условия наступления солнечных и лунных затмений, определение возможности их наблюдения в конкретном пункте земного шара) и в совершенстве знать уже имеющиеся материалы по истории интересующих его стран и народов, их культуре, используемых ими систем календарей, наконец, об их манере датировать отдельные события своей жизни...
     
      I. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЕНДАРЯ
     
      ЕДИНИЦЫ СЧЕТА ВРЕМЕНИ
      В этом разделе мы рассмотрим астрономические единицы счета времени, которые стали прообразами календарных единиц. Затем расскажем о том, как в далеком прошлом люди, даже не зная истинной продолжительности года, могли измерять равные ему временные отрезки, наблюдая восход (или заход) Солнца в одной и той же точке горизонта, ориентируя в этом направлении свои храмы и пирамиды. Мы остановимся и на общих принципах построения календаря. Но сначала здесь уместно привести некоторые понятия астрономии, которые понадобятся нам в дальнейшем и которые, впрочем, не выходят за рамки ее школьного курса.
     
      Элементы сферической астрономии
      Основные точки и линии небесной сферы. Прежде всего напомним, что при изучении вида звездного неба пользуются понятием небесной сферы — воображаемой сферы произвольного радиуса, к внутренней поверхности которой как бы «подвешены» звезды. В центре этой сферы (в точке О) и находится наблюдатель (рис. 1). Точка небесной сферы, расположенная прямо над головой наблюдателя, называется зенитом, противоположная ей — надиром. Точки пересечения воображаемой оси вращения Земли («оси мира») с небесной сферой называются полюсами мира.
      Проведем через центр небесной сферы три воображаемые плоскости: первую перпендикулярно кот-весной линии, вторую перпендикулярно к оси мира и третью — через отвесную линию (через центр сферы и зенит) и ось мира (через полюс мира). В результате на небесной сфере получим три больших круга (центры которых совпадают с центром небесной сферы): горизонт, небесный экватор и небесный меридиан (рис. 1). Небесный меридиан пересекается с горизонтом в двух точках: точке севера (Лг) и точка юга (5), небесный экватор — в точке востока (Е) и точке запада (ЙР). Линия SN, определяющая направление «север — юг», называется полуденной линией.
      Видимое годичное передвижение центра диска Солнца среди звезд происходит по эклиптике — большому кругу, плоскость которого составляет с плоскостью небесного экватора угол е = 23°27'. С небесным экватором эклиптика пересекается в двух точках (рис. 2): в точке весеннего равноденствия Т и в точке осеннего равноденствия.
      Напомним, что Солнце передвигается по эклиптике навстречу видимому суточному вращению небесной сферы (т. е. с запада на восток) со скоростью почти 1° в сутки, что составляет два его видимых угловых диаметра. Через точку весеннего равноденствия Солнце проходит 20 (или 21) марта, двигаясь из южного полушария в северное. Полгода спустя 22 (или 23) сентября оно проходит через точку осеннего равноденствия из северного полушария в южное.
      Небесные координаты. Как и на глобусе — уменьшенной модели Земли, на небесной сфере (но изнутри нее!) можно построить координатную сетку, позволяющую определить координаты любого светила. Роль земных меридианов на небесной сфере играют круги склонений, проходящие от северного полюса мира к южному, вместо земных параллелей на небесной сфере проводятся суточные параллели. Для каждого светила можно найти (рис. 3):
      1. Угловое расстояние а его круга склонения от точки весеннего равноденствия, измеренное вдоль небесного экватора против суточного движения небесной сферы (аналогично тому, как вдоль земного экватора мы измеряем географическую долготу X — угловое расстояние меридиана наблюдателя от нулевого гринвичского меридиана). Эта координата называется прямым восхождением светила.
      2. Угловое расстояние светила б от небесного экватора — склонение светила, измеренное вдоль круга склонений, проходящего через это светило (соответствует географической широте р).
      Прямое восхождение светила а измеряется в часовой мере — в часах (ч или И), минутах (м или ш) и секундах (с или э) от 0Ь до 24н склонение б — в градусах, со знаком «плюс» (от 0° до +90°) по направлению от небесного экватора к северному полюсу мира и со знаком «минус» (от 0° до — 90°) — к южному полюсу мира. В процессе суточного вращения небесной сферы эти координаты для каждого светила остаются неизменными.
      Положение каждого светила на небесной сфере в данный момент времени можно описать и двумя другими координатами: его азимутом и угловой вы~ сотой над горизонтом. Для этого от зенита через светило к горизонту проводим мысленно большой круг — вертикал. Азимут светила А отсчитывается от точки юга 5 к западу до точки пересечения вертикала светила с горизонтом. Если же отсчет азимута ведется от точки юга против часовой стрелки, то ему приписывают знак минус. Высота светила А отсчитывается вдоль вертикала от горизонта до светила (рис. 4). Обратившись к рис. 1, мы увидим, что высота полюса мира над горизонтом равна географической широте наблюдателя.
      Кульминация светил. В процессе суточного вращения Земли каждая точка небесной сферы дважды проходит через небесный меридиан наблюдателя. Прохождение того или другого светила через ту часть дуги небесного меридиана, на которой расположен зенит наблюдателя, называется верлней кульминацией светила. При этом высота светила над горизонтом достигает наибольшего значения. В момент нижней кульминации светило проходит противоположную часть дуги меридиана, на которой находится надир. Временем, прошедшим после верхней кульминации светила, измеряется часовой угол светила t.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.