В 54 КИЛОМЕТРАХ ОТ СТОЛИЦЫ СОВЕТСКОЙ БЕЛОРУССИИ, В ОДНОМ ИЗ КРАСИВЕЙШИХ УГОЛКОВ МИНЩИНЫ, КОТОРЫЙ, КАЖЕТСЯ, САМОЙ ПРИРОДОЙ СОТВОРЕН ДЛЯ ЖИЗНИ, РАДОСТИ И СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ, КАК ПАМЯТНИК НЕПОКОРЕННОМУ НАРОДУ, КАК ВЕЧНАЯ СКОРБЬ О ТЕХ, КТО ПОГИБ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, КАК СТРАСТНЫЙ ПРИЗЫВ К БОРЬБЕ ЗА СОХРАНЕНИЕ И УПРОЧЕНИЕ МИРА, ПОДНЯЛСЯ ИЗ БЕТОНА И ГРАНИТА МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
«ХАТЫНЬ».
История войн, история мировой цивилизации не знают злодеяний и варварства, какие творили захватчики, насаждая так называемый «новый порядок», направленный на массовое истребление советских людей, материальной и духовной культуры нашего народа. Это была системная, до мелочей отработанная фашистской верхушкой политика.
Даже отдельные ее детали, которые мы напомним читателю, дают яркое представление о ее звериной, человеконенавистнической сути.
30 марта 1941 года на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер заявил, что в войне против СССР борьба будет вестись на уничтожение, что это будет истребительная война в полном смысле слова.
Нацистское руководство, развязав войну, растоптало международное право, по которому мирное население должно пользоваться неприкосновенностью, попрало все нормы человеческой морали. «У тебя,— говорилось в обращении фашистского командования к солдатам,— нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие— убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик...».
Такие документы, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве № 21 (план «Барбаросса»)», датированная 13 марта 1941 года, «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941 года, «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941 года и ряд других возводили зверства по отношению к мирному населению оккупированных территорий в ранг государственной политики.
Это в наиболее полной форме выражено в генеральном плане «Ост». Приведем лишь два «положения» этого чудовищного документа, имеющие отношение к Белоруссии. Предусматривалось, что примерно 25 процентов белорусов будет низведено до рабского положения, лишено всяких политических и социальных прав и использовано в качестве бесплатной рабочей силы. Остальная часть населения нашей республики подлежала так называемому «выселению». Последний термин означал акции физического истребления советских людей, включающие самые варварские методы и средства.
Прямой ущерб, нанесенный советскому народу немецко-фашистскими захватчиками, выразился в 679 млрд. рублей, а вместе с косвенным — почти 2600 млрд. рублей (в довоенных ценах).
Было полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов, поселков городского типа, более 70 тысяч сел и деревень.
Гитлеровцы разрушили свыше 6 млн. зданий, лишили крова 25 млн. человек. Фашистские захватчики уничтожили 31850 заводов и фабрик, затопили и взорвали 1135 шахт, разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 МТС.
Урон, причиненный Советскому Союзу фашистскими захватчиками, превышал потери в период второй мировой войны всех остальных европейских государств, вместе взятых.
Но самая большая, невосполнимая потеря — 20 миллионов человек, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Осуществляя нацистскую политику геноцида и «выжженной земли», фашистские захватчики уничтожили в Белоруссии свыше 2 млн. 230 тыс. советских граждан. Оккупанты превратили в пепелища 209 городов и поселков городского типа, 9200 деревень, 10 тысяч колхозов, 92 совхоза, 316 машинно-тракторных станций, 100 465 промышленных производственных зданий, 1200 тысяч сельских строений, в том числе 420 996 домов колхозников.
Бежит, устремляясь вперед, асфальтированная лента шоссе Минск — Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. Но вот на 54-м километре указатель — «Хатынь».
Сооружение мемориала началось в 1966 году — после принятия ЦК КПБ постановления «О дальнейшей работе по увековечению героических подвигов советских людей в годы Великой Отечественной войны».
Над проектом комплекса работала творческая группа в составе архитекторов Ю. М. Гра-дова, В. П. Занковича, Jl. М. Левина, скульптора С. И. Селиха-нова и главного инженера В. П. Макаревича.
В конце 1968 года было закончено строительство первой очереди мемориала, а спустя несколько недель началось сооружение второй очереди. Работы велись быстрыми темпами — вдохновение и патриотический порыв строителей и всех, кто им помогал, содействовали этому.
Открытие хатынского мемориала состоялось 5 июля 1969 года, в день празднования 25-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.
Мемориал в Хатыни — одно из выдающихся произведений советского монументального искусства. Члены творческой группы в 1970 году за его создание были удостоены Ленинской премии.
Сейчас мемориал занимает площадь 50 га. Комплекс имеет планировку бывшей деревни Хатынь и состоит из отдельных фрагментов. В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека с убитым мальчиком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты напоминают крышу сарая, в котором каратели сожгли жителей деревни.
22 МИЛЛИОНА... СТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОСЕТИЛО МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ХАТЫНЬ» СО ВРЕМЕНИ ЕГО ОТКРЫТИЯ.
ИЗ ВСЕХ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ИЗ МНОГИХ СТРАН МИРА. С РАЗНЫХ КОНТИНЕНТОВ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ. У ВХОДА НА ТЕРРИТОРИЮ МЕМОРИАЛА ЛЮДИ КЛАДУТ ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ, СКЛОНЯЯ ГОЛОВЫ ПЕРЕД ПАМЯТЬЮ ЖЕРТВ ФАШИЗМА, ПЕРЕД ТЕМИ, КТО ПОГИБ ОТ РУК ЗАХВАТЧИКОВ В ГОДЫ ОККУПАЦИИ БЕЛОРУССИИ В 1941 — 1944 ГОДАХ. ПОГИБ, НО НЕ СТАЛ НА КОЛЕНИ. ЭТО НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЗАБЫТО!
— ВСЯКИЙ РАЗ,
КОГДА Я ВСПОМИНАЮ О ХАТЫНИ,
СЕРДЦЕ КРОВЬЮ ОБЛИВАЕТСЯ.
СРЕДИ БЕЛА ДНЯ НАГРЯНУЛИ В ДЕРЕВНЮ КАРАТЕЛИ,
ОКРУЖИЛИ ЕЕ, РАЗГРАБИЛИ,
А ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ СОГНАЛИ В САРАЙ И ПОДОЖГЛИ ЕГО. ЛЮДИ РВАЛИСЬ НА УЛИЦУ,
А ИХ В УПОР РАССТРЕЛИВАЛИ.
Я ХОТЕЛ СПАСТИ СВОЕГО СЫНА —
ЕГО ПРОШИЛА АВТОМАТНАЯ ОЧЕРЕДЬ И ОН УМЕР НА МОИХ СТРЕЛЯЛИ ФАШИСТЫ И В МЕНЯ.
ПУЛЯ ПОПАЛА В ПЛЕЧО.
В ОГНЕ ПОГИБЛИ ЧЕТВЕРО МОИХ ДЕТЕЙ И ЖЕНА.
ОТ ДЕРЕВНИ ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ПЕЧНЫЕ ДА ПЕПЕЛ.
ЛЮДИ,
НЕ ДОПУСТИТЕ БОЛЬШЕ ТАКОГО!
(ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. И. КАМИНСКОГО ПРИ ОТКРЫТИИ МЕМОРИАЛА.
ИОСИФ ИОСИФОВИЧ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ ЖИТЕЛЬ ХАТЫНИ, ОСТАВШИЙСЯ В ЖИВЫХ. ОН ПОСЛУЖИЛ ПРОТОТИПОМ СКУЛЬПТУРЫ НЕПОКОРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА).
На братской могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мертвых к живым:
«Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»
С другой стороны Венка ответ живых погибшим: «Родные Вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед Вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви Вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о Вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!»
На траурном митинге, посвященном открытию мемориального комплекса 5 июля 1969 года, выступил майор Советской Армии А. П. Желобкович.
Детство его прошло в Хатыни. Счастливый случай помог ему избежать страшной участи, которая постигла 75 детей деревни.
Вот что сказал Александр Петрович (сейчас он подполковник запаса, живет и работает в Гродно).
— Я БУДУ ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ МОЕЙ МАТЕРИ И ОТЦА, МОИХ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ, БЛИЗКИХ. ОТ ИМЕНИ ТЕХ, ЧЕЙ ПЕПЕЛ ЛЕЖИТ В ЭТОЙ ЗЕМЛЕ...
ЭТО ПО НИМ СЕГОДНЯ, ВЧЕРА И ЗАВТРА ЗВОНЯТ И БУДУТ ЗВОНИТЬ ХАТЫНСКИЕ КОЛОКОЛА. МОИХ СВЕРСТНИКОВ, МАЛЕНЬКИХ ДЕРЕВЕНСКИХ МАЛЬЧИШЕК, СЕДОБОРОДЫХ СТАРИКОВ И ПОДРОСТКОВ, МАТЕРЕЙ И МЛАДЕНЦЕВ ОПЛАКИВАЮТ ОНИ. ВСЕХ, СГОРЕВШИХ ЖИВЫМИ В ОГНЕ. ПЕПЕЛ СОЖЖЕННЫХ
СТУЧИТ В СЕРДЦА УЦЕЛЕВШИХ.
...А было это так. 22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружил карательный батальон войск СС особого назначения. Это «воинское» подразделение знало только одно — сеять смерть. Сейчас батальон готовился наброситься на очередную беззащитную и невинную жертву.
Каратели, набившие руку на расправах с мирным населением, и на этот раз действовали быстро, хладнокровно, профессионально.
Солдатня врывалась в крестьянские хаты и выбрасывала людей на улицу. Плач детей и женщин, ругань и крики карателей разорвали лесную тишину.
Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но, предчувствуя что-то страшное, сами не могли сдержать слез.
В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Иосифа и Анны Барановских было 9 детей, у Александра и Александры Новицких, у Казимира и Елены Иотко — по 7. А 19-летняя Вера Яскевич совсем недавно познала счастье материнства — на руках она качала семинедельного сынишку.
В сарай прикладами затолкали стариков И. И. Рудака, П. И. Рудак, С. М. Миронович, Ю. А. Карабан, Р. С. Желобковича...
Люди в сарае сначала не догадывались о своей участи. Они надеялись на лучшее. Ведь надежда умирает последней. Обреченные не видели, что каратели обложили сарай соломой, облили ее бензином, подожгли. Но вот с крыши упали первые огненные хлопья. Страшная догадка обожгла сознание каждого взрослого. Их сжигают живыми! Пламя разгоралось все ярче. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов.
Для 149 жителей Хатыни день 22 марта 1943 года стал последним в их жизни. Мученическую смерть приняли 75 детей.
Не все хатынцы, согнанные в сарай, погибли, как к этому стремились и как этого хотели каратели. Хотя они делали все, чтобы никто не ушел от пули, не спасся от огня, трем жителям удалось уцелеть. Это — дети Виктор Желобкович, Антон Барановский и деревенский кузнец Иосиф Каминский.
Виктору во второй раз жизнь даровала мать Анна. С семилетним сыном она выскочила из сарая. Пуля, несущая смерть, настигла женщину. Падая, она в материнском порыве прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.
Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул из горяще-
го сарая, в котором остались его мать, отец, братья и сестры. Автоматная очередь — и он неподвижно распластался на земле. Мертв — решили гитлеровцы. Однако Антон был только ранен.
Третий свидетель трагедии — Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, он нашел в себе силы подняться, когда каратели покинули деревню. Поднялся и среди трупов отыскал изувеченное тело сына Адама. Он умирал...
СПРАВА ОТ СКУЛЬПТУРЫ НЕПОКОРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА УВЕКОВЕЧЕНО МЕСТО СОЖЖЕНИЯ ХАТЫНЦЕВ. ЧЕРНЫЕ ГРАНИТНЫЕ ПЛИТЫ СИМВОЛИЗИРУЮТ ОБРУШИВШУЮСЯ КРЫШУ САРАЯ, ОБРАЗНО, ЯЗЫКОМ ПЛАСТИКИ, РАССКАЗЫВАЮТ О РАЗЫГРАВШЕЙСЯ ЗДЕСЬ ТРАГЕДИИ. СКОЛЫ В ЦЕНТРЕ КАК БЫ ПОДЧЕРКИВАЮТ ЕЕ КУЛЬМИНАЦИЮ.
КЛИНООБРАЗНАЯ ДОРОГА ИЗ БЕЛОГО МРАМОРА, ОБРЫВАЯСЬ У КРЫШИ-ПЛИТЫ, НАПОМИНАЕТ О ПОСЛЕДНЕМ ПУТИ ЖИТЕЛЕЙ ХАТЫНИ.
Бывшая деревенская улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. Идут и идут по ней люди, чтобы поклониться памяти тех, кто не покорился, не стал перед врагом на колени.
Мемориал «Хатынь» служит для нас, детей и внуков наших, будет служить для грядущих поколений страстным призывом к борьбе против империалистической реакции, неофашизма.
Время быстротечно. В стремительном потоке жизни проходят годы, десятилетия. Но непреходяща память людская. Трагедия Хатыни, трагедии других деревень и городов никогда не будут забыты. Тысячами братских могил, пеплом сожженных детей, стариков и женщин, миллионами жертв земля, политая кровью, взывает к нам о мире, о борьбе против войны.
НА МЕСТЕ КАЖДОГО ИЗ 26 СГОРЕВШИХ ДОМОВ ЛЕЖИТ ПЕРВЫЙ ВЕНЕЦ СРУБА, ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ СДЕЛАН ОН НЕ ИЗ ДЕРЕВА — ПОСЛЕ СОЖЖЕНИЯ ХАТЫНИ ОТ БРЕВЕН ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ОБУГЛИВШИЕСЯ ГОЛОВЕШКИ,— А ИЗ БЕТОНА СЕРО-ПЕПЕЛЬНОГО ЦВЕТА.
ВНУТРИ СРУБА — ОБЕЛИСК В ВИДЕ ПЕЧНОЙ ТРУБЫ, УВЕНЧАННЫЙ КОЛОКОЛОМ. НА ОБЕЛИСКЕ — МЕМОРИАЛЬНАЯ ПЛИТА С ФАМИЛИЯМИ И ИМЕНАМИ ЗАЖИВО СОЖЖЕННЫХ ХАТЫНЦЕВ.
Более сорока лет прошло с того страшного дня, когда исчезла с лица земли Хатынь, когда заживо сгорели ее мирные жители. За это время многострадальная белорусская земля не только полностью залечила кровавые раны, нанесенные ей оккупантами, но стала намного краше, богаче, чем до войны.
Хатынь, однако, не возродилась. Но она не забыта. Наоборот, сегодня ее знает весь мир. Двадцать шесть колоколов звонят над бывшей деревней. Звонят в любую пору года. Звонят ночью и днем. Звонят, напоминая о прошлом: о печах Майда-нека и Освенцима, ужасах Тростенца и Бабьего Яра, пепелищах литовской деревни Пирчюпяй и чехословацкой Лидице...
Аркадий КУЛЕШОВ, народный поэт Белоруссии.
Над серой трубою,
над мемориальным гранитом
Колотится колокол
эхом войны незабытым.
Пусть Вечный огонь,
что зажжен в безутешной Хатыни,
Как всходы, как небо, пылает зеленый и синий.
Пускай это полымя
житом и жарким и спелым
Поклонится в ноги
дворам ее окаменелым,
Порогу холодному,
всей обезлюдевшей хате.
Пусть горе, уснувшее в камне, проснется в набате.
МЫ УЖЕ ПРИВОДИЛИ СТРАШНУЮ ЦИФРУ: СВЫШЕ 2 МЛН.
230 ТЫСЯЧ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН РАССТРЕЛЯНЫ НА КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ В ГЕРМАНИЮ. В ГОДЫ ВОЙНЫ ПОГИБ КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ЖИТЕЛЬ БЕЛОРУССИИ.
ЛИ, ЗАМУЧИЛИ, ПОВЕСИЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ФАШИСТСКИЕ ЗАХВАТЧИКИ. ОКОЛО 380 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК БЫЛИ ВЫВЕЗЕНЫ.
ЛИШЬ ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДОСТИГЛА ДОВОЕННОГО УРОВНЯ.
У бывших деревенских хат всегда открыты железобетонные калитки, которые словно ожидают своих трудолюбивых, гостеприимных хозяев. Но они не вернутся сюда никогда. Вместо них нескончаемым потоком идут и идут люди, чтобы поклониться праху погибших.
В довоенной Хатыни было 4 колодца. Теперь на их месте мемориальные знаки.
ХАТЫНЬ В БЕЛОРУССИИ НЕ ОДНА. НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ ОККУПАНТЫ УНИЧТОЖИЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ЕЩЕ 186 ДЕРЕВЕНЬ ВМЕСТЕ С ИХ ЖИТЕЛЯМИ. ЭТИ ДЕРЕВНИ НЕ ВОССТАНОВЛЕНЫ. В МЕМОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ, НА «КЛАДБИЩЕ ДЕРЕВЕНЬ», ХРАНИТСЯ ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ ОНИ СТОЯЛИ В ДОВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
В БЕЛОРУССИИ ИЗ 9200 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, УНИЧТОЖЕННЫХ ФАШИСТАМИ, 5295 БЫЛИ ИСТРЕБЛЕНЫ СО ВСЕМ ИЛИ С ЧАСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ.
ТРУДНО ПОВЕРИТЬ, НО ФАКТЫ НЕОПРОВЕРЖИМО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, ЧТО НЕРЕДКО УБИЙЦЫ ВОЗВРАЩАЛИСЬ НА МЕСТО СВОИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЯ, ТАК СКАЗАТЬ, ВТОРОЙ И ДАЖЕ ТРЕТИЙ КРУГИ. В ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ 243 ДЕРЕВНИ СЖИГАЛИСЬ ДВАЖДЫ, 83 — ТРИЖДЫ, 92 —ЧЕТЫРЕ РАЗА. В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДВАЖДЫ СЖИГАЛИСЬ 92 ДЕРЕВНИ, ТРИЖДЫ — 40, ЧЕТЫРЕЖДЫ — 9, ПЯТЬ И БОЛЕЕ РАЗ — 6 ДЕРЕВЕНЬ.
ОСОБЕННО ЗВЕРСТВОВАЛИ ФАШИСТСКИЕ ВОЯКИ В 1943 ГОДУ, КОГДА НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧИЛА ТАКТИКА «ВЫЖЖЕННОЙ ЗЕМЛИ». В ПРЕДЧУВСТ -
ВИИ БЛИЗКОГО КОНЦА И НЕИЗБЕЖНОЙ РАСПЛАТЫ ОЗВЕРЕЛЫЕ ОККУПАНТЫ СПРАВЛЯЛИ НАСТОЯЩУЮ КРОВАВУЮ ВАКХАНАЛИЮ.
ДОСТАТОЧНО ПРИВЕСТИ ХОТЯ БЫ СЛЕДУЮЩИЙ ФАКТ: ИЗ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ПОГИБШИХ ДЕРЕВЕНЬ 63 ПРОЦЕНТА УНИЧТОЖЕНО В 1943 ГОДУ.
В ЛЕВОЙ ЧАСТИ МЕМОРИАЛА СООРУЖЕНА СКОРБНАЯ СТЕНА ПАМЯТИ. ОНА ПОСВЯЩЕНА ПАМЯТИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЗАМУЧЕННЫХ В ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЯХ. ВМЕСТЕ С ОТДЕЛЕНИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССИИ ФУНКЦИОНИРОВАЛО 260 ЧУДОВИЩНЫХ «ФАБРИК СМЕРТИ».
ОСТАНОВИМСЯ ПЕРЕД НИМИ.
Лагерь смерти Малый Тростенец — крупнейший на оккупированной территории Советского Союза и третий по количеству уничтоженных узников в системе фашистских лагерей смерти. Здесь от рук гитлеровцев погибло 206500 мирных жителей. Он располагался в 10 километрах от Минска по Могилевскому шоссе.
Массовые расстрелы заключенных совершались в полутора километрах от лагеря в урочище Благов-щина. Трупы убитых фашисты сбрасывали в заранее приготовленные траншеи, засыпали землей и утрамбовывали гусеничным трактором.
Осенью 1943 года, чтобы скрыть следы своих злодеяний, извлекая из ям-могил трупы расстрелянных, они сжигали их на кострах и в кремационной печи. К печи вел отдельный спуск для автомашин, сюда подъезжали так называемые «душегубки». Это были специально оборудованные машины с герметически закрывавшимися кузовами, в которые поступал отработанный газ из двигателей. От удушья люди погибали в течение нескольких минут. Их трупы выгружались в печь.
Концлагерь по улице Широкой в Минске.
Истреблено фашистами 20.000 советских граждан.
В Домачевском детском доме Брестской области находилось 100 детей в возрасте до 12 лет. Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, гитлеровцы застрелили трех ребят и двух ранили.
МОЛОДОСТЬЮ СВОЕЙ КЛЯНЕМСЯ: МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ!
Вечером 23 сентября 1942 года в детдом прибыла пятитонная машина с шестью вооруженными гитлеровцами. Воспитателям было объявлено, что детей перевозят в Брест. Только двоим детям — девятилетней Тасе Шахметовой и восьмилетнему Вите Абрамову удалось бежать. Остальные 54 ребенка и воспитательница Пелагея Грохальская были погружены в машину и увезены в направлении станции Дубица. Возле пограничного дзота, в 800 метрах от реки Западный Буг, их расстреляли.
Концлагерь для детей в учхозе Красный Берег Гомельской области.
Здесь сосредоточивали детей в возрасте от 8 до 14 лет из Добру шского, Жлобинского, Рогачевско-го, Стрешинского районов.
1990 детей гитлеровцы вывезли из лагеря в Германию и превратили их в поставщиков крови для фашистских солдат и офицеров.
Никто из них уже не возвратился на Родину. Никто не стал взрослым...
Концлагерь Озаричи.
В марте 1944 года командующий 9-й армией генерал танковых войск Харце приказал создать у переднего края немецкой обороны три концентрационных лагеря. Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй — в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий — в двух километрах западнее деревни Подосинник в болоте. Эти три лагеря получили название Озаричского.
Сюда с 9 по 13 марта под предлогом эвакуации было доставлено более 50.000 человек из городов и деревень Гомельской, Полесской и Могилевской областей, преимущественно стариков, нетрудоспособных женщин, детей.
За несколько дней существования лагеря в нем погибло 9000 человек.
18—19 марта 1944 года воины 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили узников. Среди оставшихся в живых было около 15960 детей в возрасте до 13 лет.
ПЕПЕЛИЩА, ПЕПЕЛИЩА, ПЕПЕЛИЩА... ЭТУ СТРАШНУЮ КАРТИНУ УВИДЕЛИ ВОИНЫ-ОСВОБОДИТЕЛИ, КОГДА ОНИ ОЧИСТИЛИ БЕЛОРУССИЮ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ. СОЛДАТЫ ПОШЛИ ВПЕРЕД, ЧТОБЫ ВЫБРОСИТЬ ВРА ГА ЗА ПРЕДЕЛЫ НАШЕЙ РОДИНЫ И ЗАТЕМ ДОБИТЬ ЕГО В СОБСТВЕННОЙ БЕРЛОГЕ. А НА ИСТЕРЗАННУЮ ЗЕМЛЮ ВОЗВРАЩАЛАСЬ ЖИЗНЬ. ВОЗВРАЩАЛАСЬ ОНА И В ТЕ 442 ДЕРЕВНИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ВМЕСТЕ С ЖИТЕЛЯМИ, НО ВОЗРОДИЛИСЬ В МИРНОЕ ВРЕМЯ. СПИСОК ЭТИХ ДЕРЕВЕНЬ — ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕМОРИАЛА.
ОТ ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ РЕСПУБЛИКИ, ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ОТ ПОКОРИТЕЛЕЙ КОСМОСА, ОТ МАТЕРЕЙ И БУДУЩЕГО ПЛАНЕТЫ — ДЕТЕЙ, ОТ ВСЕХ, КТО ПРИХОДИТ В ХАТЫНЬ.
ГОРИТ ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. ТРИ ЖИВЫЕ БЕРЕЗЫ СТОЯТ В КАРАУЛЕ У ЭТОГО СВЯЩЕННОГО МЕСТА, КАК БЫ ОХРАНЯЯ МЕСТО ТОЙ, ЧЕТВЕРТОЙ — УНИЧТОЖЕННОЙ. ...В БЕЛОРУССИИ ПОГИБ КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ЖИТЕЛЬ. |