НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Краткий курс гармонии. Должанский А. Н. — 1966 г.

Александр Наумович Должанский

Краткий курс гармонии

для любителей музыки
и начинающих профессионалов

*** 1966 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От автора 3
      Урок 1. Введение. Голособедение в мажоре
      Урок 2. Голосоведение в мажоре (продолжение)
      Урок 3. Голосоведение в мажоре (окончание)
      Урок 4. Голосоведение в миноре
      Урок 5. Теоретические основы гармонии (теория гармонических функций)
      Урок 6. Сочинение задач в мажоре. Общие принципы,
      Урок 7. Сочинение задач в мажоре (продолжение)
      Урок 8. Сочинение задач в мажоре (продолжение второе)
      Урок 9. Сочинение задач в мажоре (окончание)
      Урок 10. Основные аккорды минора,
      Урок 11. Аккорды натурального минора
      Урок 12. Сочинение задач в гармоническом мажоре
      Урок 13. Теория модуляции
      Урок 14. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из мажора
      Урок 15. Совершенная диатоническая модуляция I степени родства из минора
      Урок 16. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из мажора
      Урок 17. Совершенная диатоническая модуляция II степени родства из минора
      Урок 18. Совершенная диатоническая модуляция III степени родства из мажора и минора
      Урок 19. Мнимо-энгармоническая модуляция
      Урок 20. Уменьшенные септаккорды в мажоре
      Урок 21. Уменьшенные септаккорды в миноре
      Урок 22. Совершенная энгармоническая модуляция (II и III степени родства) через доминантсептаккорд
      Урок 23. Совершенная мелодико-хроматическая модуляция (всех степеней родства) из мажора и из минора
      Урок 24. Совершенная диатоническая или энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд
      Урок 25. Отклонения I степени родства в мажоре
      Урок 26. Отклонения I степени родства в миноре
      Урок 27. Неоднократные отклонения I степени родства в мажоре и в миноре
      Урок 28. Побочные доминанты в мажоре
      Урок 29. Побочные доминанты в миноре
      Урок 30. Тональные планы
      Дополнение
      Приложение. Аккордика
      Методические замечания

     
     

      Памяти Азария Ивановича Иванова
     
      ОТ АВТОРА
      «Краткий курс гармонии» предназначен для лиц, знакомых с элементарной теорией музыки и намеренных расширить свои музыкально-теоретические знания в профессиональном или любительском плане.
      Книга основана на педагогическом методе, впервые осуществленном автором на первых курсах исполнительских отделов 1-го Ленинградского музыкального училища имени М. П. Мусоргского во второй половине 1930-х годов. Метод этот, кроме автора, многократно применялся в указанном училище и в других специальных учебных заведениях рядом педагогов (Аз. И. Ивановым, А. Я. Коральским, А. Н. Сохором, А. А. Хо-лодилиным и другими), а также в кружках любителей музыки.
      Книга излагает полный теоретический курс гармонии, прохождение которого опирается на упрощенные, по сравнению с обычными методами преподавания, практические навыки.
      Благодаря некоторым особым приемам изложения «Краткий курс» рассчитан на усвоение его в течение 30 уроков (недель), то есть за один учебный год.
      После прохождения «Краткого курса гармонии» ученик может углубить свои знания и навыки по более подробным специальным системам. В этом случае занятия по этим системам будут значительно облегчены и смогут быть резко ускорены по сравнению с обычными сроками.
      С другой стороны (что особенно касается любителей музыки, но также профессионалов — исполнителей), усвоив «Краткий курс гармонии», ученик окажется достаточно подготовлен к тому, чтобы непосредственно перейти к анализу музыкальных произведений, а в практическом плане — к аранжировкам для различных инструментальных и вокальных составов.
      При прохождении гармонии любителями музыки приходится учитывать не только различный уровень способностей и степень подготовки ученика, но также и меру его интереса к предмету,
      сбъем и глубину знаний, которые он хочет приобрести. В отличие от профессионального обучения, здесь не может быть стандартных норм и требований, так как многое зависит от воли и желаний ученика.
      В этом случае практические навыки могут быть бесконечно разнообразны. Все же опыт показывает, что их можно привести к определенным разновидностям, и среди любителей музыки, интересующихся гармонией, можно установить некоторые категории: от стремящихся узнать содержание курса лишь в общих чертах, до желающих изучить его по-деловому, основательно, чтобы углубить свое понимание музыки, в серьезном плане продолжить ознакомление с различными сторонами музыкознания. Для удовлетворения потребностей любителей различных категорий в конце книги (см. стр. 162 — 163) предлагаются специальные способы облегчения (сокращения и упрощения) в прохождении курса. Если курс проходится самостоятельно, желательно наличие периодического контроля со стороны руководителя.
      Книгу в целом образуют:
      Основной курс (изложенный в форме 30 уроков), Дополнение (расширяющее основной курс и рассчитанное на учеников повышенной активности),
      Приложение (содержащее необходимые сведения для приступающих к изучению гармонии без достаточных знаний элементарной теории музыки).
      Методические замечания (адресованные руководителю и объясняющие различные способы пользования «Кратким курсом гармонии»).
      Автор заранее благодарит всех, кто пришлет свои отзывы о «Кратком курсе гармонии» по адресу: Ленинград, Д-11, Инженерная ул., 9. Ленинградское отделение издательства «Музыка». Автор постарается также удовлетворить потребности тех, кто пришлет ему вопросы, возникшие в связи с чтением предлагаемой книги.
      (...)
     
      VI. ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ УРОКОВ
      После прохождения основного курса (уроки 1 — 30), последние пять уроков (31 — 35) должны быть посвящены обобщению всего пройденного и подготовке к экзаменам, нх «репетиции».
      В соответствии с этой целью каждое домашнее задание в основном должно соответствовать письменному экзаменационному билету (см. стр. 158), а каждое классное занятие — проводиться в форме устного экзамена (см. стр. 159).
      В первый час урока, во время проверки домашних заданий, в отличие от уроков 1 — 30 все ученики должны не писать конспект, а, получив несколько теоретических экзаменационных вопросов, готовить на них ответы.
      Во второй час урока, вместо обычной лекции, педагог устраивает пробную проверку экзаменационных ответов на заданные в начале урока вопросы. При этом важно, чтоб ученики, вспомнив и подытожив теоретическую часть курса в целом, привыкли к объему и содержанию ответа на каждый отдельный вопрос.
      На этих повторных занятиях следует уже вызывать к доске кого-либо одного для «экзаменационного» ответа перед остальными учениками, превращающимися на это время в «экзаменационную комиссию».
      Если ответ окажется неполным или неправильным, следует предложить кому-либо из других учеников дополнить или исправить его.
      В этом случае лучше, чтобы это был не назначенный педагогом, а пожелавший ответить ученик.
      Здесь впервые за время прохождения гармонии ученики в устной форме отвечают по курсу перед лицом своих товарищей, так что опасность «заражения» друг друга ошибками не исчезает. Поэтому педагог должен в заключение ответа на каждый отдельный экзаменационный вопрос «подытожить прения» и кратко перечислить те пункты, которые должны обязательно содержаться в устном ответе по этому вопросу на экзамене.
      Тренировочные классные занятия (уроки 31 — 35) не освобождают учеников от необходимости домашнего повторения курса для подготовки к экзамену. Для такого повторения лучше всего сперва прочитать подряд весь «краткий курс гармонии», а затем прорабатывать отдельные вопросы по конспекту, обращаясь к книге по мере надобности.
     
      VII. ЭКЗАМЕН
      Прохождение курса должно обязательно завершиться экзаменом, вне зависимости от того, изучался ли курс по плану учебного заведения или по личному желанию любителей.
      Экзамен нужен не только как проверка знаний, но как особая форма завершения курса. Экзаменационные требования, их проработка прежде всего представляют полное повторение курса, то есть исключительно важного значения новое (заключительное) прохождение курса в целом, сжатое усвоение его как системы теоретических положений и практических навыков.
      Проведение экзамена обеспечивает прочность знаний, такое понимание предмета, при котором любое забытое положение может быть восстановлено на основе логики курса, на основе его теории.
     
      VIII. ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
      Экзамен должен состоять из письменной работы и устного ответа.
      На письменном экзамене экзаменующийся должен сочинить три задачи:
      2 небольших (8 — 12 тактов) однотональных задачи (одну в мажоре, другую в миноре), применив в них заданные аккорды и отклонения, и
      1 большую (16 — 24 такта) задачу, построенную по заданному тональному плану (см. примеры 277, а также 303).
      В однотональных задачах следует требовать применения определенных секундаккордов, квартсекстаккордов, альтерированных субдоминантовых аккордов, каких-либо редких аккордов (например, аккордов натурального минора или уменьшенных септаккордов), побочных доминант.
      В большой модуляционной задаче должен быть предложен обязательный тональный план ее с указанием в отдельных случаях способов перехода из одной тональности в другую (энгармонический через определенный аккорд, хроматический и т. д.). (См. задание к уроку 30.)
      Всего различных билетов на этом экзамене должно быть 12 с двумя теоретическими вопросами (А и Б) в каждом: один из области гармонии до модуляции, другой — из теории модуляции.
     
      Теоретические вопросы по курсу гармонии
      А.
      1. Гармоническое тяготение и квинтовая схема (1).
      2. Сложный кадансовый кругооборот, его образование и элементы (2)
      3. Функции побочных трезвучий (4).
      4. Функции септаккордов (5).
      5. Функции обращений аккордов (6).
      6. Способы развития сложного кадансового кругооборота (3).
      7. Альтерация и альтерированные аккорды в мажоре (11).
      8. Уменьшенные септаккорды в мажоре (9).
      9. Функции аккордов гармонического минора (7).
      10. Функции аккордов натурального минора (8).
      И. Альтерация и альтерированные аккорды в миноре (12).
      12. Уменьшенные септаккорды в миноре (10).
      Б.
      1. Модуляция, ее элементы и классификация (1).
      2. Модуляция I степени родства из мажора (12).
      3. Модуляция I степени родства из минора (И).
      4. Модуляция II степени родства из мажора (10).
      5. Модуляция II степени родства из минора (9).
      6. Модуляция III степени родства (3).
      7. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд (2).
      8. Модуляция через уменьшенный септаккорд (6).
      9. Мелодико-хроматическая модуляция (4).
      10. Отклонения в мажоре (8).
      11. Отклонения в миноре (5).
      12. Побочные доминанты (7).
     
      Здесь вопросы приведены в логическом порядке. В скобках после каждого вопроса указан номер билета, в котором он помещен. Таким образом в билете Ш 1 окажутся вопросы:
      А. Гармоническое тяготение и квинтовая схема. Б. Модуляция, ее элементы и классификация; в билете № 4:
      А. Функции септаккордов. Б. Мелодико-хроматическая модуляция и т. д.
      На подготовку к ответу на эти вопросы следует давать столько времени, сколько уходит на устный ответ одного или двух учеников.
      Кроме того, на устном экзамене ученик должен ответить без подготовки на 2 — 3 заранее приготовленных технических вопроса. Например:
      1. Какие тональности I, II, III степени родства имеет такая-то тональность?
      2. В какой степени родства находятся такие-то две тональности?
      3. Через какой уменьшенный септаккорд и какая именно модуляция может быть совершена из такой-то тональности в такую-то?
      Наконец, на устном экзамене ученик должен показать навыки игры на фортепиано гармонических упражнений и навыки по гармоническому анализу.
      Требования по исполнению гармонических упражнений на фортепиано здесь не приводятся, так как они в большей мере зависят от подви-нутости ученика в игре и должны, по-существу, преподаться в фортепианном классе. Чаще всего они могут быть сведены к игре во всех тональностях различных заранее обусловленных кадансов.
      Не приводятся и требования по гармоническому анализу.1 Здесь могут быть использованы существующие хрестоматии О. Л. и С. С. Скреб- ковых и В. Беркова. Справки по отдельным вопросам можно получить в книге: А. Должанский. «Краткий музыкальный словарь». Весьма полезно в качестве материала для анализа применить нетрудные для исполнения, но содержательные и разнообразные в отношении гармонии пьесы, например из «Детского альбома» Чайковского.
      1 В настоящее время автор работает над составлением хрестоматий по анализу.
     
      X. О ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА ГАРМОНИИ
      Для прохождения курса гармонии необходимо достаточное знание элементарной теории музыки как в теоретическом, так и в практическом плане. Учащийся должен уметь:
      1. Построить любой интервал (чистый, большой, малый, увеличенный, уменьшенный, а также некоторые дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы) от любого заданного звука (с применением простых и двойных знаков альтерации).
      2. Определить ширину и качество предложенного интервала.
      3. Построить трезвучия и септаккорды любой структуры от любого заданного звука (с применением также простых и двойных знаков альтерации).
      4. Построить трезвучия и септаккорды всех ступеней и всех видов в мажоре (натуральном и гармоническом) и миноре (натуральном, гармоническом и мелодическом), в тональностях до семи ключевых знаков.
      5. То же — в четырехголосном сложении на двух нотоносцах.
      Желательно, чтобы все перечисленные типы заданий были выполнены учеником не ниже, чем на «хорошо» (4,4 +).
     
      Так как не все педагогические системы преподавания курса элементарной теории музыки включают перечисленные навТмки, в приложении к данной книге (см. стр. 140, «Аккордика») приводится эта часть курса элементарной теории музыки для изучения перед основными уроками.
      Если в курсе элементарной теории музыки аккордику следует проходить в достаточно медленном темпе, то в курсе гармонии рекомендуется посвятить ей не более трех уроков (из числа резервных).
      Это объясняется тем, что в элементарной теории аккордика проходится в конце учебного года перед отчетным экзаменом. После окончания ее не остается времени для повторения курса и закрепления его в памяти учащихся. Напротив, обычно наступают длительные летние каникулы, способствующие потере недавно приобретенных навыков, которые не успели еще достаточно «осесть» в сознании ученика.
      В курсе же гармонии аккордика оказывается в начале учебного года. Усвоив ее, ученик в течение длительного времени будет продолжать практиковаться в обращении с аккордами и не только закреплять, но и развивать полученные навыки.
      Для того, все же, чтобы скорость прохождения этого раздела не повредила прочности навыков, рекомендуется на каждый из приведенных выше типов заданий выполнить как можно больше упражнений (как это указано в Дополнении), полностью использовав время, отводимое для выполнения домашних заданий (2 часа в неделю).
      Упор при этом должен быть сделан на построение аккордов (а не на определение их). Практика показывает, что четырех-шести часов (то.есть времени для выполнения двух-трех домашних заданий) вполне достаточно, чтоб построить несколько сот аккордов и в дальнейшем, при прохождении курса гармонии, не испытывать особых затруднений от недостаточного знания аккордики.
      Таким образом:
      а) небольшое количество типов заданий, б) большое число одинаковых (однотипных) упражнений, в) сжатые сроки изучения безусловно обеспечат выработку практических навыков в области аккордики, необходимых для начала занятий по гармонии.
      Само собой разумеется, что в зависимости от состояния знаний учеников такое предварительное повторение аккордики возможно не в три, а в два урока или даже в один урок.
      Если же ученик до начала занятий по гармонии прошел аккордику в полном объеме, то специальных повторных занятий не требуется и изучение гармонии следует начинать прямо с первого урока.
     
      XI. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
      Индивидуальные склонности и возможности ученика часто проявляются не сразу, а постепенно, начиная, конечно, с выполнения заданий на самостоятельное сочинение задач.
      При этом ьлачале ученик не может оторваться от таблиц к урокам 7 — 12, но в какой-то момент возникшее «вдруг» понимание (именно не знание, а понимание) этих таблиц освобождает его от пользования ими, и он начинает сочинять задачи самостоятельно, опираясь на логику теории, а не на рецепты. В этот момент у него появляется собственный вкус: пристрастие к тем или иным аккордовым средствам или гармоническим оборотам, самостоятельный, а не подражательный отбор их. Иногда ученик изобретает и «собственные» средства.
      Задача педагогического такта — поддержать и направить эти творческие искания. Советы в этом отношении выходят за рамки «Краткого курса».
      Если для прохождения основного курса следует придерживаться основного текста 30 уроков, то при отклонении от него педагог должен в каждом отдельном случае определять план такого отклонения.
     
      XII. РАСШИРЕННОЕ И СОКРАЩЕННОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСА
      Расширение курса возможно лишь в индивидуальном порядке с учениками достаточно для этого способными, а главное — достаточно целеустремленными.
      В этом случае следует прежде всего опираться на Дополнение, используя его отдельные параграфы отнюдь не в той последовательности как они. изложены, а в том порядке, количестве, объеме, как это будет найдено целесообразным.
      Кроме того, в отношении учеников, твердо предполагающих изучать гармонию после данного курса в углубленном плане, полезно как можно раньше кроме (и даже вместо) такого написания аккордов, которого придерживается автор, применять расположение по два голоса на каждой строчке (сопрано -ф- альт на верхней, тенор -? бас на нижней) со штилями в разные стороны.
      Опыт показал также, что способные и увлеченные предметом ученики усваивают курс более быстрым темпом, что возможно однако не в условиях обычной группы, а при ограниченном числе учеников или при индивидуальных занятиях. В этом случае некоторые уроки легко усваиваются по два в одно занятие. Например 3 и 4, 5 и 6, 13 и 14, 16 и 17, 20 и 21, 25 и 26, 28 и 29. При максимальном использовании этой возможности весь курс может быть усвоен не в 30, а приблизительно в 20 занятий. Особенно это применимо к ученикам, владеющим уже какой-либо гуманитарной профессией или имеющим склонность к сочинению музыки.1
      Во всех случаях расширенное (а также ускоренное) прохождение курса должно быть осуществлено осторожно и постепенно и лишь с учениками, действительно подходящими для этой цели. В противном случае такая попытка не только не состоится сама по себе, но и испортит обычное усвоение курса.
      1 В 1962 году врач К. Ф. Товстолес прошел весь курс за 20 уроков. Его экзаменационная задача приводится на стр. 126.
      Облегчение курса достигается путем сокращения его объема.
      Здесь возможны следующие основные случаи.
      1. Прохождение некоторых разделов только в теоретическом плане без выполнения практических задач по этим разделам. Сюда относятся уроки 16 — 19, 22 — 24, то есть разделы, касающиеся модуляций далеких степеней родства и сложных (недиатонических) способов.
      Возможно прохождение этих разделов (всех или отдельных из них) только теоретически с тем, чтобы в домашних заданиях в это время продолжалось бы сочинение задач в одной тональности и сочинение модуляций первой степени родства до урока 25.
      2. Более упрощенным методом прохождения курса является полный отказ от письменных работ, ограничение чтением теоретических положений и анализом приведенных образцов. Такой путь целесообразен в отношении учеников определенного склада ума, теоретические склонности которых позволяют им без практических навыков приложить понимание гармонической логики непосредственно к анализу, минуя стадию усвоения ее через письменные работы.
      3. Наконец, допустимы всевозможные «промежуточные» приемы сокращения отдельных из перечисленных выше уроков.
      В этом случае педагог должен переработать соответствующие задания, приведенные в конце сокращаемых уроков.
      , При этом нужно помнить, что усвоение курса окажется не полйым, не позволяющим перейти к изучению следующего музыкально-теоретического предмета, а значит допустимым лишь в отношении любителей.
     
      XIV. ИСПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ В КЛАССЕ
      Весьма желательно, чтобы все (или главнейшие) гармонические примеры, написанные во время лекции на доске, исполнялись не только на фортепиано, но и на инструментах, с тянущимся звуком, а лучше всего — хором учеников. Чтобы не терять лишнего времени на образование таких ансамблей, следует на первом же уроке (перед решением первой цифровки) сформировать струнный или духовой квартет (например, из трех кларнетов и фагота), а также (обязательно) четыре партии хора из учеников группы — лучше всего три партии женских и одну партию мужских голосов.
      В дальнейшем организованный таким образом хор должен быть всегда готов пропеть новый материал, написанный руководителем на доске (и в том числе лучшие, наиболее удачные работы, выполненные учениками по домашним заданиям).
      Для экономии времени полезно гармонические образцы, иллюстрирующие лекционный материал, писать не на доске, а на заранее приготовленных плакатах.
      Хоровое пение гармонических образцов — важнейший прием обучения гармонии.

KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru