ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Задачи, содержание и организация клубной работы 3
II. Административно-хозяйственные вопросы клубной жизни 29
III. Политическое воспитание в клубе 40
IV. Изучение производства и труда в клубе 54
V. Массовая кружковая работа в клубе 67
VI. Школьная библиотека и клуб 74
VII. Краеведческий кружок и связь клубной работы с населением 81
VIII. Кооперативная работа в клубе 95
IX. Кружки по физическому воспитанию 116
X. Кружки по художественному воспитанию 121
XI. Культура развлечения 140
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ РАБОТЫ.
Характеристика подростка. Школа и клуб. Задачи клубной работы. Развитие клубной работы в связи с ростом школьного самоуправления. Форпост и его работа. Клубный день в школе. Начало клубной работы. Содержание клубной работы: работа массовая и кружковая. Интерес, самодеятельность и сотрудничество в клубной работе. Организация клубной жизни: ядро, прием новых членов, устав, самоуправление, роль руководителя. Библиография по вопросам клубной работы с детьми и подростками.
Личность каждого человека формируется под влиянием различных видов среды. Все, что относится к проявлению инстинктов — различная наследственность, разнообразные качества, унаследованные от предков, —условия жизни, обстановка работы, условия труда — все это создает различие темперамента, накладывает свой внушительный отпечаток на характер человека. На него влияет семья, общество, распорядок жизни, товарищество; в детстве большое влияние оказывает школа, детские общественные организации.
Среди биологических признаков огромное влияние имеет возраст. Так, возраст подростков от 12 —13 до 16—17 лет отличается своими характерными чертами от других возрастных группировок. В это время происходит половое созревание человека, окончательный рост мозга, характеризующийся бурным и быстрым развитием. Треть всего веса мозга уже имеется у грудного ребенка, вторая треть развивается в течение всего детства, и последняя треть вырастает в течение немногих лет молодости.
Вся жизнь подростка подвергается громадным колебаниям. Богатая внутренними переживаниями, она находится в состоянии подвижного равновесия. Установившиеся, как-будто бы надолго, взгляды претерпевают у них большие изменения; происходит взбужденная, энергичная работа мысли. Вспыхивают новые порывы, носящие, подчас, болезненный характер, уничтожая как-будто прочно вкоренившиеся стремления.
В этот период начинает остро пробуждаться, а затем и выявляться социальный инстинкт. Во время своего роста человек по-различному относится к общению с себе подобными. У ребенка до двух лет мало заметно тяготение к другим детям. Но уже после двух лет он охотно играет рядом с другими детьми, а к четырем годам вместе с другими ребятами. Детская среда постепенно втягивает их в себя. Тем более подросток нуждается в общественной жизни, тянется к взаимной деятельности. В то же время этому возрасту присуще и углубление в себя, в самостоятельную проработку коренных вопросов мировоззрения.
В это время начинаются, по выражению немцев, «неотесанные годы», когда складывается мировоззрение подрастающего поколения; это — эпоха бури и натиска в жизни отдельного индивида; выставляются новые лозунги, уничтожаются прежние кумиры.
В связи с развитием организма создается физическая потребность к активному расходованию сил. Подросток берется с энтузиазмом за всякое кажущееся нужным дело, вкладывает в него все свои силы, весь свой запас энергии, как-будто чувствуя, что этой работой он множит свои силы, дает им упругость, закалку.
Наблюдается повышенное и обостренное развитие эстетического чувства. Все художественные восприятия находят благодарную почву. Каждый работающий в области просвещения взрослых знает, что большинство художественных кружков (драматический, хоровой, музыкальный, ИЗО) имеет громадный процент своих активных членов именно среди молодых возрастных групп. Мы не видели в добровольных музыкально-вокальных кружках ни одного члена, которому было бы свыше 45 лет, за все время нашей работы. Даже свыше 35 — 40 лет подобные члены насчитывались единицами.
Может ли школа обслужить все потребности подрастающего поколения и дать им нужное направление? По нашему глубокому убеждению, она всего этого выполнить не в состоянии.
Прежде всего школа связана определенными программами, обязательными для каждой школы. Каждый учащийся обязан усвоить определенный минимум знаний, каждый обязан получить определенные навыки. Новые программы трудовой школы утверждены коллегией Нарком-проса в качестве программы «для обязательной ориентировки».
Каждый учащийся обязан все время посещать школу, когда в ней происходит работа, должен бывать на всех занятиях.
В силу этих обязательных условий школа не в состоянии всю свою работу строить сообразно индивидуальным свойствам каждого из учащихся, не в состоянии выявить всю активность подростка. В школе, учащийся не может итти целиком своим путем, он только частично может выявить свою личность.
Школьные занятия стремятся подготовить подрастающего человека к его будущей самостоятельной жизни. Очень часто, в погоне за этой целью, школа просматривает реальную жизнь ребенка, и если ему удается удовлетворить все свои запросы, то в большинстве случаев школьные занятия в этом неповинны. Возможность активно жить, творчески работать в реальной действительности часто дают не школьные занятия, а детские общественные организации.
Школьные занятия необходимо чем-то дополнить, чтобы школьник мог нормально развиваться, получать удовлетворение своих все возрастающих и быстро видоизменяющихся потребностей. Клубные занятия в школе и восполняют этот пробел, входя как одна из основных частей в единый школьный организм.
Во время клубных занятий происходит непрерывное проявление интересов подростка в целом. В той или другой работе клуба принимает участие только тот, кто хочет работать. Каждый волен выбрать те кружки или занятия, к которым у него имеется охота. Дело руководителя клубных занятий — превратить эту охоту к занятиям в глубокий интерес. Дети вольны посещать все клубные занятия или же оставаться дома, играть на улице.
Каждый из клубистов ведет работу сообразно своим потребностям и способностям. Одни из них- работают в кружках юнкоров, ленинцев, другие — в столярном кружке, третьи — в хоровом, драматическом, и все они могут не принимать участия в работе кружка швейников. Отдельные группки отыскивают свою дорожку в общей работе, не связанную с обязательностью программы школьной работы.
Ребята, когда их спрашивают, почему они ходят на клубные занятия, вполне резонно отвечают, что они ходят «из-за занятий и приволья», «там веселей», «из-за интересных игр», «очень много интересного», «чтобы не шляться по улицам», «хотел заниматься». Интерес — душа всякого дела, и горе тем клубным занятиям, которые перестанут быть интересными.
Ведь очень часто школа не может пользоваться благоприятной обстановкой того или другого момента, так как он отвлек бы «классную работу» от определенной системы.
Довольно часто школа не сможет воспользоваться тем или другим общественным событием, или даже, вводя его в программу школьных занятий, не сумеет целиком удовлетворить индивидуальные потребности детей. Таким образом крупные события современной политической жизни страны не всегда могут глубоко задеть школьников. Мы уже не говорим о целом ряде бытовых явлений, опять-таки связанных крепкими нитями с жизнью и опять-таки частенько проскальзывающих мимо «школьных занятий».
Прошедшие по улице красноармейцы с оркестром музыки, отправляющиеся в лагеря, налетевший порыв бури, ливень—все это может немедленно отразиться на массовой клубной работе, если только эти события полонят внимание ребят, изменить на этот день содержание клубных занятий или даже повлиять на их дальнейшее направление. Разговоры о молнии могут привести к организации электро-технического кружка, возбудившие внимание красноармейцы — к организации кочевки, лагерной жизни. Разговоры о наводнении в Ленинграде — к организации активной ячейки, берущей на себя налаживание помощи пострадавшим.
В клубе, как правило, происходит творческая проработка материала, основанного на опыте клубиста, как результат его исследовательской работы, а не механическое запоминание. В клубной работе удовлетворяются запросы и жизненные потребности подростков, воспитываются социальные навыки и навыки к работе, соответствующей их интересам.
Они полностью могут проявить в клубной работе активное расходование сил, так как вся работа зиждится на их самодеятельности. Вне зависимости от объема видов работы в клубе, мы назовем клубом детское общество, если оно организовано на основе самодеятельности, самоуправляется, распадаясь на ряд активных групп, имея для своих занятий помещение и инвентарь, и преследует общественно-просветительные задачи. Клуб выполняет требования, возлагаемые на н е г о детской жизнью, неразрывно связанной с современностью. И если школа действительно становится «школой жизни», где не только обучаются, но коллективно прорабатывают, исследуют материал, связывают его с жизнью действительной, то она непременно пропитывает всю свою работу элементами работы клубной.
Клубные занятия, особенно если они организованы при школе, будут иметь с работой последней много точек соприкосновения. Задачи клубной работы не расходятся с задачами школы, как они формулированы новыми программами. Природа с ее богатствами и в том числе человек как член
природы; использование этих богатств природы и сил человека, трудовая деятельность людей, общественная жизнь,—все, что вырастает из трудовой деятельности человека, все это жадно привлекает клубистов. Но ведут они работы в клубе на добровольных началах, сообразно своим запросам.
Удовлетворены эти запросы — и соответствующие клубные ячейки распадаются. Школа готовит в большинстве случаев работников для жизни будущей. Клуб — дитя жизни настоящей. В нем постоянно происходит проба сил его членов. Подростки сами ведут работу, сегодняшний день — стержень этой работы. Сегодня они строят ледяную гору, расчищают пруд для катка, а через два месяца они уже мастерят плоты, чтобы пустить их по тому же пруду. Клубист — мастер и творец интересующего его дела.
Прорабатывают они материал организованным и коллективным путем. В школе вдохновителем всех работ является учитель. Он посредник между ребятами, очень часто — единственное связующее звено в школьной работе. В клубе имеется налицо самодеятельная группа, прорабатывающая материал сообразно своим интересам. Связующее звено — они сами, им не нужно отдельно посредника между ними. И поскольку в школе имеются налицо различные группировки учащихся, прорабатывающие самодеятельным путем, сообразно своим интересам, материал, постольку вшколе налицо элементы клубной работы.
Если в школе изучение грамоты происходит при широкой помощи игры, если в школе дети с интересом наблюдают во время экскурсий и прогулок за жизнью природы, изучают затем ее сообразно своим индивидуальным свойствам, самодеятельно организуют уголок живой природы, то такая школа пропитывается элементами клубной работы. Дело дальнейшего — помочь органическому рождению клуба, его развитию и оформлению.
Поскольку есть организованность ребят, есть их коллективная самодеятельность, постольку в школе имеются налицо элементы клубной работы. И, несомненно, в клубных занятиях будет, в большей или меньшей степени, отражаться содержание школьной работы.
Школьная работа очень часто явится толчком к работе клубной. Задача этой работы и будет заключаться в наибольшем пропитывании школы элементами клубных занятий. Очень часто, даже в подавляющем большинстве случаев, школа не сможет дать обособленного помещения для клубных занятий. В городах школы часто занимаются в две смены, иногда в три смены; при всем желании, они не могут открыть двери школы больше чем на три — четыре часа для определенных групп школьников, и все-таки в подобных школах элементы клубной работы могут пропитать всю жизнь школы.
Во всякой школе, в настоящее время, имеется более или менее разветвленная форма самоуправления, и клубная работа может развиваться в связи с ростом и укреплением школьных организаций по самоуправлению.
Положение, утвержденное в конце 1925 года секретариатом МК РЛКСМ и Планово-Методическим советом Московского Отдела народного образования, о самоорганизации детей в школе первой ступени и семилетке говорит о том, что «деятельность детей должна охватить все стороны жизни их в школе. В основном она должна охватить: а) культурно-политическую, б) санитарно-просветительную, в) административно-хозяйственную, г) учебнообразовательную работу школы» (п. 6).
Все эти стороны самоуправленческих организаций могут работать хорошо только при наличии клубных ячеек, только при насыщении школы элементами клубной работы. Рассмотрим это по основным разделам, как они дифференцируются указанным положением.
Культурно-политическая работа. Примерная схема указанного положения так определяет задачи политико-просветительной комиссии:
«I. Организация и подготовка клубного дня. 2. Организация кружков. Выработка плана их работы и руководство последними. Кружки могут быть, примерно, следующие: текущей политики, электро-технический, радио, естествознания и т. п., а также ряд художественных кружков: хоровой, драматический, ИЗО и т. п. 3. Организация уголков. 4. Работа редколлегий. 5. Вопросы о работе в добровольных обществах. 6. Связь с производством и массовая работа».
Как видно из перечня, самоуправленческая работа в этой области насквозь клубного характера. Укрепление в этой области работы школьной самоорганизации есть развитие в школе работы клубной. Следует указать, что за последний год в ряде школ в работе политико-просветительной комиссии начинает занимать большое место организация детских пришкольных читален; зачастую они являются тем ядром, из которого впоследствии растет развернутая клубная работа. За коллективной выпиской газет идет коллективное их чтение, организуется газетный кружок, появляются заботы о хранении газет, лучшем использовании газетного материала, создаются кружки «громкого чтения»
Санитарно-просветительная работа. При росте самоуправления, санитарно-просветительная работа не ограничивается только обязательным назначением дежурных, следящих за чистотой помещения, чистотой одежды и тела учащихся, она быстро переходит обязательные формы и принимает характер кружково-клубной работы, основанной на добровольности и интересе учащихся.
В качестве примера укажем на работу здрав-ячейки 14 школы Баумановского района Москвы, занимавшуюся под руководством врача.
В школе ячейка сумела добиться: 1) введения влажной уборки помещения; 2) систематического проветривания классов; 3) приобретения плевательниц; 4) постановки бака с кипяченой водой; 5) посещения ребятами класса без пальто и шапок; 6) чистоты в уборной; 7) урегулирования занятий физкультурой.
Даже в узко-специальной работе врача здрав-ячейка принимала участие: она помогала ьрачу при осмотрах, измеряла рост, взвешивала ребят не только своей, но и других школ.
Работала здрав-ячейка и за пределами школы. Ребята из здрав-ячейки помогали врачу во время оспопрививательной кампании. Научились подаче первой помощи. С целью пропаганды борьбы за здоровье здрав-ячейка приглашала на свои занятия ребят других школ. Устраивались в целях пропаганды санитарно-просветительные вечера, выступали с докладами на собраниях ребят в других школах.
Школьники выступали с докладами на рабочих собраниях, а также в комиссии оздоровления труда и быта рабочих. На выставке туберкулезного диспансера здрав-ячейка организовала свой уголок, который занимал почти половину выставки.
Работа здрав-ячейки в деревне вылилась в следующие формы:
1. В селе Та лицах Сергиевского уезда был проведен туберкулезный трехдневник, во время которого дети прочли два доклада: «что такое туберкулез и как от него беречься» и «общественные меры борьбы с туберкулезом».
2. По заданию Райздравотдела было проведено обследование одной из школ Софринской волости Сергиевского уезда с санитарно-гигиенической точки зрения. Несомненно деятельность этой здрав-ячейки отвечала элементарным требованиям клубной работы. Она была интересна для детей, дети должны были разбиться на ряд самодеятельных группировок, она была добровольна для детей. Несомненно, что подобная форма самоуправления детей крепит клубную
работу школы, является целиком работой клубной, хотя бы она так официально не рассматривалась и не называлась.
Школьно-строительная работа. По указанному выше положению школьно-строительная комиссия занимается нижеследующими вопросами:
I. Разрабатывает и проводит в жизнь вопросы школьной дисциплины и внутреннего распорядка. 2. Участвует в педагогических совещаниях по вопросам разработки учебного плана и расписания занятий и т. п.. Эта комиссия пропагандирует наиболее рациональный уклад жизни в школе, отчитывается в своей работе перед ученическим комитетом, последний — перед общим собранием учащихся.
В работе этой комиссии элементы клубной работы займут не последнее место. В практике школьной работы частенько встречаются случаи, что подобная комиссия является зародышем работы клубной. Надо осветить работу комиссии, пропагандировать ее, — на помощь является «вечер учета», живая газета, стенная газета, инсценировка и проч. и проч. виды клубной работы.
«При помощи живой газеты мне удавалось втянуть учеников в общественную жизнь. Газета явилась первым толчком к их пробуждению, первым проводником начал общественности и организованности среди детей... Живая газета имеет за собой много положительных сторон: она приучает детей к коллективной жизни, вводит их в курс жизни всех групп, дает направление школьному самоуправлению...» — пишет один из учителей-практиков Уральской области.
Создавая инсценировку о работе комиссий учкома, ребята разбиваются на группы, увлекаются работой, создаются целые кружки, которые не распадаются после проведения отчетной драматизации, но начинают работать в порядке кружковой клубной работы.
Приведем один из ярких отчетов-инсценировок о работе.
Перед драматизацией группа подростков прочла, начиная с левого фланга на правый, следующее содержание живой газеты:
— i) Сегодня, 2) особая живая газета, з) про клубные делишки, 4) составлена смета, 5) мы расскажем про комиссии, 6) не выполняющие своей миссии, 7) про клубные кружки и 8) про их грешки, 9) про клубистов-активистов и ю) про клубистов-стрекулистов, и) вообще про клубные делишки, 12) слу-шай-те, 13) девчата и ребятишки.
В драматизации сослужила большую службу игра в шарады.
«Обсуждая вопрос о комиссиях, мы долго ломали голову над тем, какое бы слово взять в основу шарады. Специальная комиссия, избранная кружком в составе трех ребят и руководителя, долго сидела в пустой комнате, уставя пальцы в лбы, и придумывала сакраментальное слово. Оно не давалось... не придумывалось... словно убегало от нас, пока кому-то не пришло в голову заменить слово пословицей. Решили инсценировать пословицу: «У семи нянек дитя без глазу». К нашему счастью, в клубе оказалось ровно семь комиссий, подлежащих «протаскиванию»: приемочная, хозяйственная, вечеровая, садовая, санитарная, редакционная и архивная. Решено было комиссии сделать няньками, а «дитёй без глазу»—клуб. В качестве папаши и мамаши клуба решено было показать президиум и «ядро» — верховные организации клуба... Для пущего каламбура решили мальчишкой-клубом одеть одну из наших дивчин, няньками же должны были нарядиться семь здоровенных парней с хорошими, отстоявшимися басами. Сценарий и куплеты написал руководитель, ребята раздобыли женских платьев, и выступление состоялось. Прошло оно с большим успехом, несмотря на позднее начало (в силу разных причин выступление кружка живой газеты началось... в два часа ночи).
«Ваня» (клуб) в красной рубашке и шароварах на мотив «Чижика» сообщал о своих похождениях до тех пор, пока не пришли строгие и важные «родители». Слова «родителей» буквально утонули в несмолкаемом хохоте зрителей: «мамаша» — один из самых высоких парней в женском платье и чудовищной шляпе — была вдвое больше «папаши» в зеленом фраке и красных брюках. «Ваня», демонстрируя свою озорливость, запустил в «родителей» шутиху. Тут же на помощь явился «агент по найму прислуги» — с надписью на груди «общее собрание» и запел:
— Милые родители, я на это лих! Няньку, не хотите ли, я доставлю в миг? У меня есть разные, и у каждой — стаж. Штуки безобразные кончит мальчик ваш!
Родители, разумеется, выразили согласие, и агент начал демонстрацию нянек. Няньки выходили одна за другой и в соответствующих куплетах рассказывали о своей деятельности... Так, например, «редакционная» няня на мотив «Во саду ли, в огороде», пела:
— Я редакцию сбирала, в клубе я гуляла! Никого я не поймала, начинай сначала. — Ты пиши, пиши в газету, я твержу по свету, а клубисты-стрекулисты кажут вещь вот эту (показывает кукиш). Ну, и что же, я ведь тоже, братцы,
не святая; и не тыкайте мне в рожу, что стена — пустая-Я на лето, не на это, выпущу три — разом. Вот, брат Ваня, что за няня зовется стенгазом.
«Хозяйственная няня» в свою очередь сообщила:
— Прочь и грязь и разгильдяйство, все подобные дела, если нужно, чтоб хозяйство я в порядок привела. Если стул сломает Ваня или крышу своротит, — я, хозяйственная няня, приведу все в должный вид...
«Родители» в недоумении: все няни хороши, каждая в своем роде:
— От каждой польза есть для Вани и для спокойствия души: одной не стоит брать нам няни, все вместе — будут хороши. (Мотив. «Шумел-горел».) — Решают взять всех семерых.
Общая пляска с пением на мотив «Крокодила»:
— Все не было у Вани, ах, ни единой няни, — и сразу семь пришлось ему нанять!
Ваня отвечает: — Узнайте заботу, задам я вам работу.., Я сам с усам, расту я к небесам...
Первое действие заканчивается хором:
— Ну, что ты, Ваня, что ты, — тебе нужны заботы!
Один — один — плохой ты гражданин...
Во втором действии няньки спят (тонкий намек на деятельность комиссий), Ваня играет с товарищами и вышибает себе глаз. Товарищи поют на мотив «Бывали дни веселые»:
— Мы делали гимнастику, а Ваня лучше нас! Вдруг об пол он ударился и выбил себе глаз!
В результате Ваня вставляет себе глаз, выражает желание отделаться от «дурашливых» нянек и создать настоящие, деловые комиссии, и дело кончается к общему удовольствию.
Публика, к общей досаде исполнителей, очень быстро отгадала задуманную пословицу, но аплодировала охотно и горячо. С меньшим успехом прошли наши пародии на деятельность и выступления некоторых кружков. В пародиях требовалось оттенить недостатки и промахи этих выступлений. Задета была публика за живое, или мы, по недостатку информации, действительно сплоховали, только из зала все время неслись крики:
— Это не так! Это неправда! Хор-кружок так не делал».1
1 Н. Огнев. Как мы делаем живую газету. «Народный Учитель», 1924, № II, стр. 46 — 47.
Нам остается рассмотреть последнюю область работы— учебно-образовательную. И здесь формы само-управленческой и школьной работы могут пропитываться элементами работы клубной, с тем чтобы в конечном итоге создались клубные кружки и школьный клуб.
О связи с учебно-образовательной работой работы школьного клуба уже указывалось выше. Вся она может быть пропитана элементами работы клубной, так как основные положения новых программ теснейшим образом связывают школу с окружающей действительностью и ставят перед ней задачу не только привить учащемуся те или иные формальные навыки и сообщить ему известный круг знаний, но и воспитать в нем общественного работника (из циркуляра Наркомпроса о введении клубного дня в школах I и II ступени). Изучение явлений окружающей жизни, разрешение практических задач требуют большой организованности ребят, их самодеятельности, разбивают их на отдельные группировки. Особенно это сказывается на общественно-полезной работе детей, которая, положительно, может быть лишь тогда успешна, когда она целиком пойдет по клубным рельсам.
Ребята проводят ряд санитарных мероприятий в деревне, они измеряют дороги, ставят верстовые и указательные столбы проводят противомалярийную кампанию, и пр. и пр.; все это они могут правильно организовать только при наличии глубокой заинтересованности детей, их доброй воли, только когда работа ведется сообразно силам и способностям каждого из них, только тогда они могут ¦быть самодеятельны и разбиться на ряд групп и кружков.
Будет ли помощь старших детей младшим в занятиях, играх, привитии санитарных навыков, будет ли помощь школьников в работе с безнадзорными детьми, будет ли работа в области пропаганды нового быта, пропаганда и разъяснение сведений из текущей Современной жизни, — везде и всюду элементы клубной работы будут играть решающую роль.
В клубной работе возможно углубление тем того или другого триместра заинтересовавшейся группой клуби-сгов. Проработка примыкающих к политическим праздникам тем обычно происходит во время клубных занятий. Часто те или другие функции организационной стороны школьной жизни (уголок живой природы, химический кабинет, школьные выставки и пр.) переходят к соответствующим клубным ячейкам. Так, в Тамбове в 1923 году, в детских домах, кружки домоводства впитали в себя хозяйственные комиссии, в одной из подмосковных школ химический кружок взял на себя заботу о химической лаборатории и т. д. Хорошо налаженная клубная деятельность, ее итоги и экспонаты не менее ярко расскажут о достижениях школы, чем организованные по всем правилам искусства отчетные триместровые или годичныб выставки.
Но подобная клубная работа—только часть той общей работы, которая происходит во время клубных занятий, по своей сущности она шире программы школы.
Очень часто клубные занятия потому и не удаются» что они являются придатком к школьной работе и только по названию разнятся школьные занятия вечерние от у школьных занятий дневных. Так, в одном из московских j школьных клубов заведующий школой, он же и руководитель клубных занятий, с гордостью заявлял, что в клубе имеется кружок стенной газеты. Оказалось, что он дает для детей Готовые тезисы, и ребята их переписывают «начисто» в газету, слегка приукрасив. В газете помещено было несколько лозунгов. Выяснилось, что он их продиктовал клубистам. «Разве они сумеют выдумать правильные и хорошие лозунги?» — недоуменно ответил руководитель. В этом же клубе на уроках естествознания проходили каменный уголь; по совету учителя, несколько вечеров дети на «клубных занятиях» рисовали лес «каменноугольного периода». В одной из младших групп изучался комплекс «весна»; в «клубе» дети разучивали соответствующие стихотворения, два из них драматизировали.
Обследовавшие курсанты занесли в свои тетради, что «в процессе работы, по-нашему, мало считаются с запросами детей, не видали работ, которые делались бы детьми по собственной инициативе, все работы предлагаются руководителями и служат иллюстрацией тех положений, тех знаний, которые сообщались на уроках... Дети в кружке естественников, в художествен ном кружке заняты той работой, которую им предлагает руководитель. Они постольку и энергичны, и активны, и постоянны в работе, поскольку этими качествами обладает руководитель. Пример: один номер стенной газеты писался месяц потому, что у руководителя не хватало не то времени, не та энергии; в другой раз газета закончена в два дня».
Сплошь и рядом в анкетах таких лже-клубов читаешь: «темы выдвигаются преподавателями», «ведутся работы экскурсионного характера, так ia.K в основу работы школы положен экскурсионно-лабораторный материал», каждую субботу устраиваются литературные субботники, где выявляется материал, проработанный школой за неделю, и т. д. и т. д.
Забывается, что этим глушится воля, почин к работе, инициатива, предприимчивость учащихся, взамен чего получается ухудшенное издание школьного оригинала. Но это бывает в тех случаях, где руководители клубных
занятий принимают их за школу. Во многих же случаях педагогам удается углубить интересы подростков к той или другой теме, которая самодеятельным путем прорабатывается клубистами, и школа тогда помогает развить, оформить клубную работу, углубить ее содержание.
В борьбе за настоящие клубные занятия многие могут сделать форпосты в школе. Ведь задачи клубной работы совпадают с заданиями пионерских организаций. В практике повседневной клубной работы подростки воспитывают в себе коллективистические навыки, растет здоровая тяга к общественной политической жизни, ищутся пути воплощения этой тяги в условиях современной жизни. «Воспитание творческой активности, навыков, коллективной работы, коллективного труда и, наконец, воспитание революционного настроения, общественной сознательности—являются необходимыми элементами новой коммунистической педагогики, нового коммунистического воспитания».
Конкретно, касаясь задач работы пионеров в школе, следует отметить, что они являются бродильным грибком в школе, приближая школу к современности, пронизывая ее работу пониманием социальной действительности, вовлекая учащихся в общеполитическую жизнь страны. «Приближение школы, установление связи учащихся с жизнью комсомола, партии и, наконец, всего рабочего класса является задачей школьной политики пионеров... пропитывание жизни школы, школьного коллектива основными принципами, на которых строится пионерская организация. Это принципы самодеятельности, активности, самоуправления учащихся». Они являются необходимыми предпосылками клубной работы.
В практику пионер - отрядов входит установление целевых общественных заданий работе в студиях, мастерских. И здесь клубные занятия, кружки преследуют те же цели, создавая общественно ценные предметы или вовлекая школьников к выполнению работ вне клубного помещения, в работу по благоустройству места (древонасаждения, измерение расстояний, починка и ремонт мостов, насаждение по дороге вех и т. д. и т. д.).
Задача форпоста втянуть в сферу работы пионеротрядов массу школьников, и эта задача наиболее целесообразно может быть выполнена путем организации клубных занятий. При их помощи клубные занятия помогут также и школе теснее связаться с жизнью, при чем влияние будет обоюдным: классные занятия будут помогать углублению клубной работы, развивать запас представлений, сплошь да рядом толкать на проработку тех или других * тем; в свою очередь и клубные занятия могут сделаться настоящими окнами в современность. «Когда и учитель и ученики ясно поймут все значение сближения школы с жизныо, они сообща сумеют сделать школу таким же куском жизни, куском нового быта, каким уже стало дет-двпжение».
«Каждый юный пионер должен много внимания уделить работе в школе... Организуя в школе самих себя, пионеры должны организовывать и других учеников... Во всех комиссиях, кружках пионеры активно работают, привлекая к этой работе и других. Если в школе не имеется читальни, пионеры стараются организовать таковую, организуют там уголок пионеров, издание рукописной газеты, устраивают политические беседы на антирелигиозные темы и т. п.».2 Форпост юных пионеров в школе может организоваться, если в ней имеется не менее трех пионеров, они же могут положить и начало клубной работе.
Началом клубной работы может быть всякое организованное действие ребят, имеющее определенную цель, включающее в себя элементы игры, труда, художественной работы или удовлетворяющее интеллектуальные, общественные запросы подростков.
При анализе материала, касающегося организации и работы детских и школьных клубов, выяснилось, что наибольшим вниманием со стороны клубистов и руководителей пользуются: организация праздников (4о°/о), экскурсий (32%К рассказываний, чтений (20%), на остальные виды работы падает всего 8%
Циркуляром Главсоцвоса в конце 1924 года предложено ввести во всех школах I и II ступени еженедельный клубный день, свободный от занятий обычного типа. Этот день отводится общественно-политическому, физическому и художественному воспитанию учащихся. К клубному дню должна быть приурочена вся общественная жизнь в школах: участие в различного рода кампаниях, революционных празднествах, кружковая работа. В сельской школе этот день, согласно распоряжению Главсоцвоса, должен быть деятельным проводником советской культуры в деревне; школьники-клубисты участвуют в упорядочении санитарного состояния деревни, в пропаганде более совершенных приемов сельского хозяйства и изменения отживших форм быта.
Подобные клубные дни в школе довольно удачно проходили в конце 1923 года и в 1924 году в Краснодаре, с осени 1924 года вводятся в практику московских школ. Довольно часто обязательность введения отпугивает педагогов школ от организации такого дня. Предполагают, что такой клубный день нужно ввести немедленно, без предварительной подготовки учащихся к нему.
Стереотипные вопросы-вопли подобных работников сводятся к одному: «что. делать с 500 — 700* ребятами, которые ввалятся для клубной работы». Этот вопрос основан на недоразумении. До первого официального клубного дня должна быть проделана большая подготовительная работа. Вероятно, будет созвано не одно совещание педагогов, ученических организаций по выработке содержания клубного дня. По группам проведется ряд бесед, выяснятся цель и программа будущих клубных занятий, наметятся конкретные его вехи. Вполне возможна организация его не сразу с собрания всех учащихся школы, а смежных групп: I и II группа, в следующие дни — старшие. Не следует, однако, забывать, что основная задача — создать общешкольный клубный день, где учащиеся разбиваются не по группам, а по интересам. Но это осуществится после вдумчивой подготовительной работы. Чтобы организация клубного дня не вызвала нареканий со стороны населения, хорошо провести собрание школьного совета совместно с родителями, на котором выяснится значение организации подобного дня для учащихся. Вполне возможно, что к организационной работе удастся привлечь и часть родителей.
Очень часто раздаются со стороны педагогов протесты по поводу «разбития учащихся на кружки, так как разобьется деятельность класса в целом». Задача клубного дня и заключается в том, чтобы превратить хотя бы на один день в неделю школу в клуб, с тем чтобы подростки могли полностью удовлетворить свои запросы, поработать с повышенным интересом в наиболее их привлекающей области жизни или знания. Здесь осуществляется совместная разносторонняя деятельность. Все заняты своим делом, разбившись на группы: одни готовятся экскурси-ровать или прорабатывают материал, полученный во время экскурсии, другие готовятся к проведению праздника, третьи разбились по интересующим их кружкам.
Несомненно, что предыдущая школьная работа будет влиять на содержание занятий клубного дня. Это влияние будет сказываться тем сильнее, чем содержательнее и интереснее поставлена работа в школе. И как раз в клубном дне такой школы будут и детализироваться и углубляться различными группами те вопросы, которые затрагивались на школьных занятиях.
Но опять-таки, как уже указывалось и выше по отношению вообще клубной работы в школе, эта связь и углубление той или другой темы сообразно интересам подростков будут только частью клубного дня. Физическая культура, художественное воспитание будут неотъемлемыми частями клубного дня.
Для большинства кружков да и для клубных занятий вообще будет, при развернутой работе, одного дня недостаточно, и тогда встанет вопрос об организации добавочных занятий в свободное от школьной работы время. Клубный день есть только начало клубной работы. Подготовка к празднику, экскурсии может повлечь за собой продолжение подобных занятий, послужит толчком к организации различных кружков.
Хорошо с первых же дней организации клубных занятий вести клубный дневник, по нему можно будет легко проследить свои достижения и неудачи, он же будет являться коррективом для построения дальнейших планов работы.
Обычно на первоначальное оформление клубной жизни потребуется от 3 до 5 клубных собраний. В это же время определится и характер дальнейшей работы и ее конкретное содержание.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
БИБЛИОГРАФИЯ ПО ВОПРОСАМ КЛУБНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.
Варендок, Ш. Детские сообщества. Перевод с французского А. В. Шикановой, с предисловием В. Н Шульгина. М. 1926. Изд. «Работник Просвещения».
Клубный сборник. Материалы по клубной работе в школах соцвоса и про-фобра, под ред. Барабашева, Н. Булатова, К. Львова, А. Родина, А. Шохина. М. 1925 г.
Львов, К. И., и В. М. Сироткин. Самоорганизация школьников. Справочник для учителей, вожатых и школьников активистов по вопросам самоуправления, пионерской и клубной работе в школе. М. 1926. Изд. «Работник Просвещения».
Львов, К. И. Школьный клуб. М. 1924. «Раб. Проев.». (Педагогические курсы на дому. 1924. № 8.)
Пфейфер, С. И. Детский клуб, его значение, цель и организация.
М. 1914.
Замоскворецкий, В. Клуб рабочей молодежи. М. 1924. «Новая Москва».
Заредкий, М. Школа рабочей молодежи (глава о клубной работе).
X. 1922.
Кос те цк ий, Н. Д. Сельскохозяйственные кружки молодежи и детские клубы. М. 1924.
Работа драматического кружка в клубах РКСМ. М. 1922. ГИЗ.
Работа литературного кружка в клубах РКСМ. М. 1922. ГИЗ.
Работа хорового кружка в клубах РКСМ. М. 1922. ГИЗ.
Xижняков, В. В. Кооперация в школе. М. 1924. I I. Кооп. I Гад.
Статьи в журналах.
Львов, К. И. Школьный клуб в комплексной системе преподавания. Сборник. Вопросы комплексного преподавания. Вып. II. Изд. Брокгауз-Ефрон. Л. 1925.
Крупская, Н. Детский клуб при избе-читальне. «На путях к новой школе». 1924. № 4 — 5.
Розанов, И. Г. О содержании клубной работы. «Фабзавуч». 1924. Розанов, И. Г. Замосквор. клуб раб. молодежи. «На путях к нов. шк.». 1923. № з и 4.
Розанов, И. Г. Социальная работа клубов молодежи. 1924. № ю—12. -Лемберг, Р. Г. Клубная работа в школах фабзавуча. Ж. Раб. Шк. 1924. №2 — 3.
Невский, В. И. О клубной работе. «Труды конф. профобр. на трансп.». М. 1924.
Шохин, А. П. Об учен, организ. и клубн. работе.
Варушкин, II. Опыт шк. гигиен, кружка. Жур. Санит. Проев. 1924-№ 3.
Щербиня, С. Клубные занятия по географии в школе. «Пел. Мысль». 1924. № I.
Л а н с б е р г, И. С. Клубная работа за границей. «На путях к новой школе». 1922. № 7.
Книги, изданные до 1922 года.
Р о д п п, А. Ф., н М а р и, В. Г. Клубы для детей и подростков. Изд. ред. журн. «Народный Учитель». М. 1919.
Крупская, Н. К., и Белокопытова, М. В. Социально-педагогическая работа в школах-клубах для подростков; клубы и школы; клубы для рабочих подростков города и деревни. Госиздат. М. 1920 (в серии «Библиотека внешкольника»).
Леонтьев, А. Клуб молодежи. Вятское отд. Госиздата. Вятка. 1920.
Невский, В. А. Школа-клуб трудящегося юношества. Кострома. 1920.
Сорокин, В. Клуб молодежи (как его организовать и как вести в нем работу). Госизд. П. 1921.
|