НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Конструирование одежды с элементами САПР. — 1988 г.

Е. Б. Колбякова (ред.)

Конструирование одежды
с элементами САПР

*** 1988 ***


PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

      1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ
      1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОДЕЖДЕ
      Объектом нашего изучения является одежда. Чтобы лучше понять закономерности формообразования конструкции современной одежды, необходимо совершить хотя бы краткий экскурс в прошлое.
      1.1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОДЕЖДЫ И СПОСОБОВ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВА
      История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а ее развитие — с состоянием производительных сил и средств производства. По словам Ф. Энгельса, «...переход его (первобытного человека) от равномерного жаркого климата первоначальной родины в более холодные страны, где год делится на зиму и лето, создал новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости».
      Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать столь целесообразной по форме, как сейчас. Можно выделить несколько характерных периодов развития конструкции одежды [4].
      Первый период — это период развития прототипов одежды (шкуры животных, кора деревьев, листья и волокна растений ит. п ). Он длился несколько сотен тысяч лет — примерно до V тысячелетия до н. э. Основная функция одежды в этот период — защитная. В конце этого периода человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.
      Для второго периода развития одежды, длившегося более пяти тысячелетий, было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Драпированная одежда из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных тканей получила первоначальное развитие в районах земного шара с мягким теплым климатом.
      Одежда представляла собой прямоугольный или овальный кусок ткани, укрепляемый тем или иным способом на фигуре человека и образующий красивые складки.
      Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян В Индии она сохранилась до сих пор в национальном женском костюме. Драпированная одежда имела уже не тольхо защитную, но н эстетическую функцию Существовала н другая одежда такого же типа, где на первый план выступала ее защитная функция, — это набедренные повязки мужчин Древнего Египта, украинская плахта, древнерусская понева и др. Пластическое решение этой одежды — лишенный всякой динамики прямоугольник.
      Начало следующего периода характеризуется появлением кроеной одежды Этот период относят к IX в. н. э. Сначала одежду изготовляли из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами, а позже ее стали кроить по форме фигуры человека.
      Наиболее древний вид одежды, сшитой из прямоугольного куска ткани, — римская туника, послужившая основой разнообразных туннкообразных рубах. Этот вид одежды существует до сих пор у народов Севера, Средней Азии и др. Рубашечный покрой одежды был распространен также в средневековой Руси (рубаха, некоторые типы сарафана) [51.
      На рис. 1.1 показана так называемая московская конструкция рубахи с длинными прямыми или скошенными книзу рукавами, с «поликами» — прямыми плечевыми вставками [5].
      Первые попытки кроить одежду по форме тела человека возникли на Востоке, но не получили там достаточного развития. Более благоприятные условия оказались в Европе, когда у людей появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм тела.
      Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относят к XII в , в русских городах — примерно к XIV в.
      В средневековой Руси одежду называли спорты», или «пор-тище», а мастеров, изготовлявших одежду, «портными», в Киевской Руси — «портными швецами»* Только в начале XVI в. появилось новое слово «платье», постепенно вытесн гвшее старое название одежды. Однако слово «портной» прочно вошло в русский язык [61.
      Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой (рис. 1.2). Но шнуровка не создавала красивых форм. Одежда оставалась еще «монолитной» подобно арх тектуре. Полагают, что идея расчленения одежды на части (детали) была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов (рис. 1.3). Следует отметить, что рукава долгое время были самостоятельным предметом одежды; штанины также надевали на каждую ногу отдельно.
      Примерно в XIII в. появилась одежда с вгш вными рукавами, в XIV в. — распашная одежда и воротники, а в XVII в. — одежда с карманами.
      В XIV — XV вв. платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку. Возник новый вид женского костюма. Он просуществовал с небольш ши изменениями в женской одежде привилегированных классов очень долго — с XVI до XIX в В таком костюме индивидуальные особенности фигуры нивелировались его основой являлись корсет и юбка на специальном плотном чехле с обручами различх ых размеров Наряду с таким костюмом существовала народная одежда, основной особенностью которой было строгое соответствие выполняемым функциям — назначению (например, русская рубаха, понева, сарафан и др. )
      После французской буржуазной революции (1789 г) возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий Особенно изменился мужской костюм, в нем появились элементы народной одежды (длинные узкие брюки, короткий жилет и др ), заимствованные у ремеслен шков и рабочих — героев французской революции Увеличилась подвижность человека в костюме, женщины освободились от тугого корсета (однако вскоре корсет вновь вошел в моду и просуществовал до 20-х годов XX столетия).
      Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникло стремление обосновать ее покрой.
      По свидетельству журнала «Искусство портного» (1908, 1), первую схему кройки изобрел Француз Мишель в 1818 г назвав ее системой трети В 1831 г она была заменена родственной ен масштабной системой Позднее появились другие системы кронхи, среди хоторых зидное место занимали про порционально расчетные и расчетно мерочные, дошедшие до настоящего времени Возникновение систем кройки повлекло за собой необходимость снятий или пропорционального расчета мерок, определяющих размеры отдельных участков одежды на чертеже До появления систем кройки одежду кроили только по «патронам», которые ябчялись семейным достоянием (отец как тайну передавал их сыну) Мерки снимтли лишь для того, чтобы определить длину и ширину одежды.
      Введение в портновское ремесло в последней четверти ХТХ" столетия швейных машин привело к повышению производительности труда и усложнению форм деталей кроя одежды (рис 1 4), которая стала очень напоминать современную.
      Специфику одежды XX в определяет прежде всего переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла Характерными особенностями XX в являотся также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды Широкое участие женщин в производственном процессе сделало невозможным использование традиционной одежды в том виде, в каком она была в XIX в , прежде всего по функциональным соображениям Корсет, туго стягизающий талию, затруднял дыхание и стеснял свободу движений, поэтому изменения в первую очередь коснулись форм и конструкции белья Затем была укорочена юбка и предложены новые виды одежды, многовековое платье было заменено практичной одеждой из двух или трех частей (юбка с блузкой, жакетом) которую в основном носили работающие женщины.
      В 1928 г. Габриэль Шанель впервые ввела в женскую моду костюм типа мужского. Значительный вклад в развитие общеевропейской моды сделали в 20-е годы советские художники Н. П. Ламанова, В. Й. Мухина, А. А. Экстер и другие, проводившие смелые работы по реальному воплощению идей функционального костюма для рабочего человека нового общества, взяв за основу элементы народной одежды с ее простым рациональным кроем.
      В 30-х годах во всем мире растет массовое производство одежды. Выявляются три основных силуэта женской одежды: прямой, полуприлегающий и силуэт с подчеркнутой линией талии (приталенный).
      В годы второй мировой войны силуэт одежды как бы военизировался, были нарушены естественные пропорции фигуры, искусственно расширены плечи, силуэт одежды можно было изобразить в виде прямоугольника.
      В послевоенные годы форма женской одежды претерпела большие изменения. Четко выделились и сохранились при всех изменениях моды два основных стиля: спортивно-деловой и женственный (элегантный). Одновременное существование материалов с различными свойствами позволило создавать любую форму одежды и принимать при моделировании несколько ведущих людных силуэтов вместо господствовавшего в течение многих веков одного.
      Во второй половине 60-х годов в женской одежде особенно модным был полуприлегающий силуэт. Большое значение приобрела конструкция изделия. Отличительной чертой формы одежды этого времени была тенденция к уменьшению общего объема, что достигалось чисто конструктивными приемами.
      Направление моды второй половины 70-х и начала 80-х годов в женской одежде характеризовалось объемными свободными формами с преобладающим поперечным членением ее поверхности, заменой вытачек и других геометрических элементов формы пластическими (складками, сборками, буфами), заметным удлинением одежды. Конец 80-х годов вновь ознаменовался переходом к небольшим по объемам геометрическим формам одежды.
      Одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов н форм и стала предметом прикладного искусства.
     
      1.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОДЕЖДЕ, ЕЕ ФУНКЦИИ
      Одежда — изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции.
      Понятие «костюм» более емкое и широкое. Исходя из анализа литературы, можно дать следующее обобщенное понятие костюму. Костюм — это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грима, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.
      Современный костюм человека многофункционален Нго основные функции можно представить в виде иерархической структурной схемы (дерево целей, схема 1.1). Как видно из схемы, на первом уровне представлены две обобщенные функции утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная оункция на втором уровне подразделяется на защитные и физически-гигиенические функции;
      информационно-эстетическая функция — на информационные и собственно эстетические. Каждая из функций второго уровня конкретизируется элементарными функциями на третьем уровне структурной схемы.
      Так, защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатическое среды (хо. глода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повре. ждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственно среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холоду и т п ). Физиолого-гигиенические функции определяют удобству одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покоь (статике) и при движениях (динамике) и комфорт комфортные условия микроклимата пододежного воздуха, состояние нервно системы ит. д). Информационные функции дают информации о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т. д.) и об одежде (назначении, своевременности, новизне). Собственно эстетические; функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).
      Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.
      Функции спортивного костюма значительно отличаются от функций всех остальных видов одежды. И. Б. Ульяненко выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая. Эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды.
      Например, в костюме для одних видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) ведущими являются защитная и обозначительная функции, для других (фигурное катание) — эстетическая и обозначительная, для третьих (плавание, прыжки в воду) — утилитарная, для четвертых (фехтование, конный спорт) — традиционная и т. д. Ведущие функции спортивного костюма в основном и должны определять его форму.
     
      1.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ
      В основу классификации современной одежды положена в качестве основного и наиболее общего признака защитная функция, определяющая назначение изделия. По этому признаку одежду можно разделить на три класса (схема 1.2): 1 — бытовая; 2 — спортивная и 3 — производственная. Бытовая одежда предназначена для защиты сатанизма человека от неблагоприятных воз-климатической. серьг, саорткккак — рдк защиты тела, спортсмена от травм, она должна также способствовать достижению высоких спортивных результатов; производственная одежда обеспечивает защиту человека от неблагоприятных воздействий не только климатической, но и производственной среды.
      Каждый класс сдежды, исходя из практики специализации промышленности и торговли, делят по условиям эксплуатации и по более узкому назначению на подклассы, виды, группы и подгруппы.
      Класс бытовой сдежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: 1J — бельевые изделия; 1.2 — костюмно-платьевые; 1.3 — верхней одежды (пальтовые); 1.4 — корсетные изделия; 1.5 — головные уборы; 1.6 — перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды.
      Например, подкласс костюмно-платьевых изделий (1.2) может быть подразделен на следующие виды: 1.2.1 — пиджаки; 1.2.2 — жакеты; 1.2.3 — куртки; 1 2.4 — жилеты; 1.2 5 — брюки; 1.2.8 платья; 1.2.9 — платья-костюмы; 1.2 10 — юбки и т. д.
      По половозрастному признаку одежду делят на г р у п п ы: М — мужская, Ж — женская и Д — детская. Детская одежда в свою очередь подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников, старших школьников и одежду для подростков.
      В зависимости от времени года и климатических зон группу одежды делят на подгруппы: В/О — весенне-осенняя;
      Л — летняя; 3 — зимняя, В/С — всесезонная. К всесезонной относится одежда, используемая в любое время года.
      Классификация может быть дополнена дальнейшим подразделением бытовой одежды каждого вида в зависимости от использования ее в конкретной обстановке.
      Например, мужской костюм может быть повседневным и торжественным, женское платье — повседневным, торжественны, домашним, рабочим и т. п.
      Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, группы — по половозрастному признаку.
      Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций подразделяют на три подкласса: 3.1 — специальная одежда; 3.2 — ведомственная; 3.3 — технологическая (санитарно-гигиеническая)
     
      ЛИСТ 16-17 ОТСУТСТВУЕТ
     
      Ниже приведен пример последовательной конкретизации кода. Нули показывают, что остальные признаки кода пока не раскрыты.
      Изделия швейное — 8500000000 (85 и 8 нулей)
      Верхняя одежда — 8510000000 (851 н 7 нулей)
      Пальто — 8511000000 (8511 и 6 нулей)
      Изделия из хлопчатобумажной — 8511100000 (85111 и 5 нулей)
      Ткани
      Мужские издел, ч — 8511110000 (851111 и 4 нуля)
      Зимние изделия — 8511111000 (8511111 и 3 нуля)
      Например, код женского платья из шелковой ткани будет 8525320000, а детской хлопчатобумажной сорочки — 8537132000 я т. д.
      Целесообразность введения десятичной обезличенной классификации швейных изделий определяется необходимостью применения вычислительной техники на различных этапах планирования, учета и проектирования одежды. Для использования ЭВМ необходимо все текстовые и буквенные обозначения заменить на цифровые.
     
      1.2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ
      Качество продукции, ее конкурентоспособность на мировом рынке рассматриваются сегодня как самый объективный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, уровня организация производства, культуры и дисциплины труда.
      Проблема обеспечения высокого качества продукции имеет огромное техническое, экономическое, социальное и политическое значение, носит комплексный характер и охватывает всю систему ее производства и потребления, все стадии жизненного цикла изделия: проектирование — производство — товарообращение — эксплуатацию [8, 10].
      Эта проблема возникла не сегодня. Еще в 50-х годах специалисты многих стран пришли к выводу о том, что качеством продукции нужно управлять, используя системный подход.
      Термины «система», «системный подход» и «системный метод» получили широкое распространение в современной науке при исследовании сложных объектов, к числу которых принадлежит *и качество продукции. Принципиальная особенность проблемы качества продукции — ее широкий межотраслевой характер, так как качество конечной продукции обеспечивают десятки и сотни предприят mi различных отраслей.
      В СССР термин «управление качеством продукции» стандартизирован. Под управлением качеством продукции понимают уста-
      новленне, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации (или потреблении), осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
      Нормативные документы по управлению качеством продукции приведены в [11], теория и практика управления качеством бытовой одежды рассмотрена в [8, 12], специальной — в [6, 13].
     
      1.2.1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
      Попытки определить качество различных предметов предпринимались еще в древности. Платон (427 — 347 гг. до н. э ) считал, что качество изделия — это степень его совершенства; по Аристотелю (384 — 322 гг. до н. э ), качество — это сумма определенных свойств, отличающих данный предмет от других предметов того же вида.
      Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. С философских позиции категория качества выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия, а также сходства с другими объектами.
      Под качеством продукции принято понимать совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
      Свойства объективно присущи изделию и проявляются тем или иным способом при его создании, эксплуатации или потреблении и могут быть описаны качественно или количественно. Прежде чем оценивать качество продукции, необходимо определить те свойства, которые следует принимать во внимание для его оценки.
      Любая продукция, в том числе и одежда, в процессе ее создания, обращения и потребления существует в нескольких различных формах: объекта перспективного и текущего планирования; объекта прогнозирования и разработки (исследование, проектирование, изготовление и испытание опытных образцов); овеществленного объекта (предмета) труда в производстве (полуфабриката); законченного производством продукта труда (готовой продукции); товара; предмета потребления [8].
      Главной формой существования промышленной продукции является форма предмета потребления. Поэтому судить о наиболее существенных свойствах продукции необходимо в первую очередь по характеристикам качества конечного продукта — предмета потребленияисходя из требований человека-потребителя.Кним относятся прежде всего показатели свойств, связанных с удовлетворением определенных потребностей людей (общественная полезность, удобство и красота). Эти свойства условно могут быть
      Специальная одежда предназначена для защиты человека от опасных, вредных и других факторов производственной среды, для обеспечения безопасных условий труда и сохранения работоспособности человека. Она относится к числу наиболее широко применяемых средств индивидуальной защиты. В нашей стране специальной одеждой бесплатно обеспечивается около 55 млн. работающих более чем по II тыс. профессий [61.
      Специальная одежда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.103 — S3 подразделяется на 13 групп и 39 подгрупп. В основу классификации специальной одежды положены ее защитные свойства от воздействия вредных производственных факторов. Так, группы специальной одежды выделяются для защиты от механических воздействий, общих производственных загрязнений, повышенных и пониженных температур, радиоактивных веществ, рентгеновских излучений, электрических полей, нетоксичных и токсичных веществ, воды, кислот, щелочей, органических растворителей, нефти, нефтепродуктов, масел и жиров, вредных биологических факторов. Группы в свою очередь делятся на подгруппы по конкретным защитным свойствам.
      Например, в группе одежды для защиты от повышенных температур выделяет подгруппы одежды для защигы от высоких температур, обусловленных климатом, от теплового излучения, искр, брызг расплавленного металла, окалины, открытого пламени; в группе одежды для защиты от воды — подгруппы водонепроницаемой, водоупорной одежды, одежды для защиты от растворов поверхностно-активных веществ и т.д. [6].
      Специальная одежда, так же как и бытовая, по условиям эксплуатации и по более узкому назначению делится на виды.
      К ним относятся: 3.1.1 — куртки; 3.1.2 — брюки; 3.1.3 — блузы; 3.1.4 — комбинезоны; 3.1.5 — полукомбинезоны; 3.1.6 — плащи и т. д. При выборе видов специальной одежды руководствуются условиями труда для конкретного производства.
      Подкласс ведомственной одежды включает форменную одежду для военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, связистов, учащихся профессионально-технических училищ и т. п. Основные виды ведомственной одежды: шинель, пальто, китель, платье, белье и головные уборы.
      Технологическая одежда предназначена для защиты от человека предметов труда на высокоточных производствах, в медицине и др.
      По половозрастному признаку производственная одежда делится на группы: М — мужская и Ж — женская. В зависимости от условий эксплуатации на подгруппы: Л — летняя, 3 — зимняя _ и В/С — всесезонная.
      Рассмотренная классификация позволяет представить все су ществующее многообразие современной одежды. Однако он неудобна при работе с использованием современной вычислители»
      ной техники. Поэтому была разработана и утверждена Госстандартом СССР (1975 г.) обезличенная десятичная система классификации [7].
     
      1.1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ОБЩЕСОЮЗНОЙ КЛАССИФИКАТОРЕ ПРОДУКЦИИ (ОКП)
      Для классификации продукции швейной промышленности в ОКП [7] выделен самостоятельный класс под номером 85 «Изделия швейные». Ростовским филиалом ЦНИИШП разработан классификатор продукции швейной промышленности.
      В основу классификации заложены основные положения Единой десятичной системы классификации и кодирования продукции (ЕДСККП).
      Деление швейных изделий в классификаторе производится последовательно на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и другие группировки. Условным сокращенным обозначением продукции является совокупность взаимоувязанных шифров — код. В ОКП принята десятичная система кодирования. Для характеристики каждого признака отведено определенное количество десятичных разрядов {слева направо, схема 1.3).
      Два первых разряда кода — класс (85 — corst); 3-й разряд — подкласс (1 — одежда верхняя; 2 — костюмноплатьевые изделия; 3 — белье; 4 — головные уборы; 5 — одежда специального назначения и т. д.); 4-й разряд — групповидовая совокупность изделий, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению (1 — пальто; 2 — полупальто; ... 5 — платье; ... 7 — сорочка и т. д.); 5-и разряд — подгруппа по виду сырья (1 — хлопчатобумажные ткани; 2 — ткани из льняных и смешанных волокон; 3 — ткани и трикотажные полотна из шелковых, синтетических и смешанных волокон; 4 — полушерстяные ткани; 5 — нетканые материалы и т, д.); 6-й разряд — вид по половозрастному объединены под общим названием потребительских, или «человеческих», Мудрое изречение древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей» сохранило значение до наших дней и стало одним из определяющих принципов при современной оценке качества продукции [10].
      ) Однако представление о качестве будет неполным, если одновременно не учитывать производственные требования, технические возможности и экономическую целесообразность изготовления продукции, поскольку она не может быть создана вне производства, материалов, конструкций, затрат энергии и человеческого труда, т. е. без наличия необходимых средств для ее создания [9 К]
      Таким образом, качество — сложная комплексная характеристика продукции. Определить качество — значит его количественно измерить и оценить. Для его оценки наиболее приемлемы комплексные количественные методы, базирующиеся на основных теоретических принципах квалиметрии.
     
      1.2.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И АЛГОРИТМ КВАЛИМЕТРИИ
      Квалиметрия (от лат. qualis — какой по качеству — плюс metreo — измерение) — наука, занимающаяся разработкой научно обоснованной методологии измерения и количественной оценки, качества продукции.
      Основные положения квалиметрии: качество — единое динамичное сочетание различных свойств, система, образующая иерархическую структуру (дерево свойств); каждое свойство (как единичное, так и комплексное) можно измерить (если не сегодня, так завтра), поскольку качество есть еще непознанное количество.
      Количественной характеристикой одного или нескольких свойств продукции, входящих в состав ее качества, в соответствии с ГОСТ 15467 — 79 являются показатели качества продукции (ПКП).
      Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным, несколько свойств комплексным.
      Уровень показателя качества продукции — это относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений ПКП с их базовыми значениями.

KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru