НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Конструкции реактивных самолётов. Фёдоров В. И. — 1960 г.

Владимир Иванович Фёдоров

Конструкция
реактивных
самолётов

*** 1960 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Глава I. Общие сведения о реактивных самолетах 5
Назначение, классификация и тактико-технические требования
Силы, действующие на самолет 15
Коэффициенты перегрузки и безопасности 18
Нормы прочности и жесткости 20
Летные ограничения самолета 24

Глава II. Планер самолета 27
Крыло —
Нагрузки, действующие на крыло в полете 31
Конструкция крыла самолета. Назначение и работа частей крыла 34
Конструктивные особенности стреловидных и треугольных крыльев 41
Элероны 44
Особенности конструкции крыльев самолетов больших
сверхзвуковых скоростей 45
Механизация крыла 50
Механизация, увеличивающая лобовое сопротивление 58
Фюзеляж самолета 59
Общие сведения о фюзеляже —
Нагрузки, действующие на фюзеляж в пролете 61
Конструкция фюзеляжа 64
Назначение и работа силовых элементов фюзеляжа 69
Оперение самолета 72
Общие сведения об оперении —
Нагрузки, действующие на оперение в полете 77
Конструкция элементов оперения 79
Работа частей конструкции оперения 80
Вибрации (колебания) крыла и оперения самолета 81
Общие сведения о вибрациях 82
Самоколебания крыла самолета 84
Самоколебания оперения 91
Вынужденные колебания частей самолета 92

Глава III. Шасси 95
Общие сведения о шасси
Конструктивные схемы шасси
Нагрузки, действующие на щассц самолета 99
Конструкция и работа агрегатов шасси 103
Силовые схемы ног шасси и работа их частей под действием внешних нагрузок —
Стойка шасси 106
Амортизация шасси 113
Колесо шасси и работа пневматика 115
Жидкостно-воздушный амортизатор шасси и работа амортизатора 122
Вибрации переднего колеса 130
Перспективы развития шасси самолета 133

Глава IV. Управление самолетом 135
Основное управление самолета —
Способы уменьшения усилий на органы управления при больших скоростях полета 141
Вспомогательное управление самолета 148
Механическая система управления 149
Воздушная система управления 150
Гидравлическая система управления 155
Электромеханическая система управления 163
Средства для улучшения управляемости самолетов на больших скоростях и высотах полета 167
Особенности управления реактивными самолетами с вертикальным взлетом и взлетающими со стартовых установок 169
Глава V. Силовые установки реактивных самолетов 172
Общие сведения о силовых установках —
Размещение двигателей на самолете 174
Крепление (подвеска) двигателей на самолете 178
Капоты двигателей 182
Всасывающие устройства 184
Система выпуска 188
Особенности конструкции системы воздухопитания на сверхзвуковых самолетах 191
Топливная система самолета 192
Системы дозаправки самолетов топливом в полете 202
Масляная система самолета 204
Системы противопожарного оборудования самолета 206
Приборы контроля за работой силовой установки 208

Глава VI. Кабина самолета 210
Общие сведения о кабине —
Физиолого-гигиеническое обеспечение полетов 216
Герметическая кабина 221
Вентиляционная герметическая кабина 224
Регенерационная герметическая кабина 232
Смешанная герметическая кабина 234
Проблемы создания герметических кабин для больших высот и больших сверхзвуковых скоростей —
Кислородное оборудование 236
Кислородные приборы 237
Кислородные маски 243
Кислородные емкости 244
Редукторы для понижения давления в кислородной системе и приборы ее контроля 246
Трубопроводы и арматура кислородных систем 248
Скафандры 249
Высотный компенсирующий костюм 251
Средства спасения членов экипажа при аварии самолета в полете 252
Противоперегрузочные устройства 261
Использованная литература 263


      ГЛАВА VI
      КАБИНА САМОЛЕТА
     
      ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАБИНЕ
      Кабина самолета предназначена для размещения членов экипажа и сосредоточения приборов, агрегатов и устройств, обеспечивающих управление самолетом и непрерывный контроль за полетом, за работой авиационного двигателя, а также аппаратуры радиосвязи и т. п. В кабине размещается, кроме того, оборудование, обеспечивающее создание членам экипажа необходимых жизненных условий в высотном полете и покидание ими самолета в случае аварии.
      На транспортных и пассажирских самолетах, помимо кабин для экипажа, имеются кабины для размещения грузов и пассажиров.
      Таким образом, кабины подразделяются на кабины для членов экипажа, грузовые и пассажирские.
      На военных самолетах экипаж может размещаться в одной или в нескольких кабинах. Количество кабин па самолете и размещение в них экипажа зависит от численного состава экипажа, назначения самолета и его общей компоновки. Истребитель, как правило, имеет одну кабину, где размещается летчик, а тяжелый бомбардировщик может иметь несколько кабин, в которых размещаются члены экипажа, выполняющие в полете различные функции (рис. 145). Например, в одной из кабин находятся летчики, управляющие самолетом, в другой — штурман-навигатор, производящий аэронавигационные расчеты пути самолета, в третьей — стрелок-радист, поддерживающий радиосвязь с землей и управляющий оружием своей установки, и т. д.
      Кабина членов экипажа должна обеспечивать:
      — хороший обзор каждому члену экипажа;
      — удобство пользования расположенными в ней приборами и механизмами;
      — нормальные физиологические условия при полете па больших высотах и скоростях;
      — возможность покидания самолета при аварии в воздухе.
      На одноместных военных самолетах для создания хорошего обзора фонарь кабины выполняется в виде надстройки, возвышающейся над контуром фюзеляжа (см. рис. 145, а и 170). Следует однако отметить, что выступающий над контуром фюзеляжа фонарь на больших скоростях полета создает значительное сопротивление. Поэтому на современных реактивных самолетах его стремятся вписать в контур фюзеляжа. Обзор в этом случае увеличивают за счет установки соответствующих приборов.
      На некоторых самолетах для обзора задней полусферы применяют специальные устройства: перископы
      (французский самолет СМ-170), зеркала и т. д. (см. рис. 145, б). Однако перископ ухудшает аэродинамику самолета и затрудняет обзор вперед. Поэтому большинство современных самолетов оборудуется автоматами «защиты хвоста» (например, американские самолеты В-47, В-52 и др.). Эти устройства представляют собой радиолокатор, луч антенны которого просматривает заднюю полу-сферу. При попадании самолета противника в луч в кабине раздается звуковой сигнал или загорается сигнальная лампочка.
      На некоторых иностранных самолетах (Фейри FD-2, Англия) для увеличения обзора при посадке передняя часть самолета отклоняется вниз (рис. 146). Отклонение ее производится гидравлическими или электромеханическими подъемниками.
      Обзор за воздушным пространством на тяжелых самолетах-бомбардировщиках осуществляется членами экипажа из своих кабин. Для большего обзора воздушного пространства кабины, расположенные в средней части, имеют выступающие за контур фюзеляжа остекленные полусферы.
      Остекление частей кабин, через которые производится наблюдение, выполняется из органического стекла.
      Для предохранения членов экипажа от огня воздушного противника в местах наиболее вероятного поражения устанавливаются бронестекла.
      Конструкция фонарей самолетов-истребителей различна. Самолет-истребитель может иметь, например, фонарь, состоящий из двух частей: неподвижной и сдвижной. Сдвижная часть фонаря в закрытом положении удерживается с помощью замка.
      При открытии замка под действием пружин или амортизаторов она сдвигается назад на роликах по направляющим рельсам. Некоторые самолеты имеют откидной фонарь.
      Размещение приборного оборудования, агрегатов и устройств в кабинах подчиняется требованию наилучшего наблюдения, удобства пользования ими, обслуживания в эксплуатации и определяется типом и назначением самолета.
      В кабине летчика располагаются рычаги управления самолетом и двигателем, пилотажно-навигационные приборы !И приборы контроля за работой систем и отдельных агрегатов самолета и двигателя, а также необходимое радио- и радиотехническое оборудование.
      К основным пилотажно-навигационным приборам относятся указатели скорости и числа М, высотомеры (радио и барометрический), вариометр, авиагоризонт, гиро-полукомпас, указатель радиокомпаса, указатель поворота, часы и т. д.
      Пилотажно-навигационные приборы позволяют летчику выполнять полет по заданному маршруту и определять место самолета в воздухе в любой момент полета.
      К приборам контроля за работой силовой установки относятся указатели оборотов двигателя, температуры выходящих газов и масла, манометров топлива и масла, топливомеров и сигнальная аппаратура (лампочки и т. п.).
      К радио- и радиотехническому оборудованию относится аппаратура (приемники, передатчики и т. д.), обеспечивающая связь самолета с наземными станциями, а также с другими самолетами, находящимися в воздухе и на земле. Радиосредства используются также для самолетовождения.
      Для удобства наблюдения за показаниями приборов они группируются по назначению и устанавливаются на приборных досках в определенном порядке. Как правило, в центре приборной доски на самом видном месте располагается группа пилотажно-навигационных приборов. Приборы контроля за работой авиационного двигателя, наблюдение за которыми в полете ведется сравнительно реже, чем за навигационно-пилотажными приборами, располагаются обычно в правой части приборной доски. Если самолет имеет несколько двигателей, то приборы контроля за их работой располагаются по вертикали в соответствии с размещением двигателей. Одноименные приборы располагаются на одной горизонтали.
      На тяжелых самолетах при наличии двух летчиков каждый из них имеет необходимые для пилотирования приборы на своей приборной доске.
      Вспомогательные приборы размещаются на пультах управления или на дополнительных щитках, устанавливаемых в кабине.
      Механизмы управления различными агрегатами (краны, рычаги, кнопки и т. д.) в кабине также размещаются по группам в соответствии с их назначением.
      Так как правая рука летчика занята управлением самолетом, то на правом борту кабины (или на пультах, щитках) располагается управление такими агрегатами и устройствами, которые редко применяются в полете и не требуют частой корректировки. Чаще всего справа размещается аппаратура управления запуском двигателей, радио-и радиотехническими устройствами, аварийными системами и т. д.
      С левой стороны летчика, наоборот, размещается управление такими агрегатами и устройствами, которыми часто приходится пользоваться в полете, например, органы управления двигателем и т. п.
      При наличии двух летчиков, сидящих рядом, многие механизмы управления агрегатами самолета и двигателя размещаются между сиденьями летчиков. При таком размещении отпадает необходимость дублировать эти механизмы. Если же летчики сидят друг за другом, дублирование органов управления обязательно.
      Все механизмы управления агрегатами располагаются так, чтобы летчик мог ими пользоваться без особых затруднений. Часто они снабжаются пояснительными надписями, а некоторые рычаги окрашиваются, в определенные цвета; так, например, рукоятки управления топливной системой (на реактивном самолете — рычаг управления двигателем) окрашены в желтый цвет, все рычаги управления аварийными системами — в красный и т. д. Для удобства пользования приборами и агрегатами сиденье и педали ножного управления подгоняют под рост летчика.
      В кабине штурмана размещаются пилотажно-навигационные приборы и устройства, необходимые для обеспечения самолетовождения и бомбометания.
      Обычно в кабине штурмана располагаются следующие пилотажно-навигационные приборы: высотомер, указатели скорости и компасов, указатели автоматических приборов самолетовождения и обеспечения посадки в сложных метеорологических условиях.
      В кабине стрелка обычно размещается стрелковый прицел и некоторые пилотажные приборы (высотомер, указатели скорости и температуры воздуха и часы). Если стрелок одновременно является и радистом (что имеет место на бомбардировщиках), то в кабине размещается аппаратура управления радиооборудованием.
      Для обеспечения возможности полетов в ночное время в кабинах самолетов имеется аппаратура освещения. Она устанавливается таким образом, чтобы свет не ослеплял членов экипажа, а приборы не имели бликов. Каждый член экипажа имеет возможность самостоятельно регулировать яркость освещения своего рабочего места. Широко применяются приборы, стрелки и цифры которых покрыты специальными красками, светящимися при ультрафиолетовом облучении.
      Расположение приборов в кабине одноместного истребителя показано на рис. 147.
      Большое количество приборов и устройств, расположенных в кабине, за которыми летчику приходится наблюдать, затрудняет его работу и быстро утомляет. Поэтому конструкторы самолетов стремятся уменьшить количество приборов и переложить функции контроля за различными системами на приборы-автоматы.
      Количество приборов уменьшается за счет автоматизации различных систем самолета, позволяющих вместо нескольких приборов, контролирующих систему, поставить, например, один прибор, за счет совмещения показания нескольких приборов в одном указателе и т. д.
      Для облегчения управления самолетами на них устанавливаются автопилоты, которые при включении их в работу самостоятельно ведут самолет по заданному курсу. Имеются автопилоты, которые производят взлет и посадку самолета.
      Наибольшую сложность в оборудовании кабин в настоящее время представляют вопросы, связанные с созданием нормальных физиологических условий экипажу при полете на больших высотах и скоростях, а также со спасением экипажа в случае аварии самолета.
      Рис. 147. Расположение приборов в кабине одноместного истребителя
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru