НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Конструктору моделей ракет. Эльштейн П. — 1978 г.

П. Эльштейн

Конструктору
моделей
ракет

*** 1978 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      Книга предназначена для массового читателя. В ПНР в течение нескольких лет она выдержала три издания. Книга может служить практическим пособием для ракетомоделистов и руководителей ракетомодельных кружков и лабораторий Дворцов пионеров и станций юных техников.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редакторов перевода 7 Предисловие автора 12
Глава I. Ракетный моделизм в Польше и за ее пределами
1. Для чего нужны ракеты 13
2. «Малое» ракетостроение в Польше 16
3. «Малое» ракетостроение за пределами Польши 26

Глава II. Ракетно-космический моделизм в школе
1. На уроках ракетной техники 36
2. Знакомство с ракетой 37
3. Как проверить закон Ньютона 42
4. Некоторые сведения об атмосфере 45
5. Имеет ли воздух массу 49
6. Атмосферное давление 50
7. Перепад давления 51
8. Немного аэродинамики 52
9. Как измерить сопротивление 56
10. Невесомость можно увидеть 57
11. Устойчивость ракеты в полете 58
12. Для чего может пригодиться пылесос 68
13. Пробная траектория полета 69
14. Внешняя баллистика в комнате 71

Глава III. Масштабные модели ракет
1. Масштабные модели 73
2. Летающие модели-игрушки 96

Глава IV. Модели ракет без двигателя
1. «Карандашная» ракета 102
2. Две ракеты с автоматическими устройствами 103
3. Ракета на пусковой установке 107
4. Ракета с электрическим воспламенителем 109
5. Стабилизация полета модели ракеты 114

Глаза V. Простейшие модели ракет с двигателями
1. Воздушно-гидравлическая модель ракеты 115
2. Микроракета с двигателем на твердом топливе 120
3. «Пленочные» двигатели 121
4. Учебная ракета 124
5. Модели ракет с двигателями промышленного производства 129

Глава VI. Ракетные двигатели
1. Что необходимо знать о ракетных топливах 139
2. Ракетомодельные двигатели 141

Глава VII. Ракетная электротехника
1. Электрические системы зажигания 151
2. Пусковые установки 157

Глава VIII. Автоматика на моделях ракет
1. Устройства для возвращения моделей 168
2. Устройства для разделения ступеней 176
3. Прибор для замера перегрузок 181
4. Световое отслеживание траектории полета 182
5. Трассирующие устройства 184
6. Бортовой фото- или киноаппарат 186
7. Высотомер 188
8. Измеритель скорости 189
9. Дистанционное управление полетом 190
10. Миниатюрная телеметрия 194

Глава IX. На старте модели ракет
1. Предстартовые испытания 199
2. Траектория полета модели ракеты 207
3. Испытательный полигон 208
4. Организация запусков 209
5. Международные правила ракетно-космического моделизма 215
5.1. Определения 215
5.2. Технические требования к моделям ракет 215
5.3. Технические требования к ракетомодельным двигателям 216
5.4. Запуски 218
5.5. Участие в соревнованиях 219
5.6. Соревнования высотных моделей (категория S — 1) 220
5.7. Соревнования транспортных моделей на подъем груза ФАИ (категория S — 2) 221
5.8. Соревнования на продолжительность полета моделей с парашютом или лентой (категории S — 3 и S — 6) 222
5.9. Соревнования моделей ракетопланов (категория S — 4) 224
5.10. Соревнования моделей-копий на реализм полета (категория S — 7) 225
5.11. Соревнования моделей-копий по высоте полета (категория S — 5) 227
5.12. Рекорды моделей ракет 228 6 Техника безопасности 229
7. Измерения высоты полета моделей ракет 233
8. Использование фото- и киноаппаратов 240

Глава X. Обзор конструкций моделей
1. Модели ракет 245
2. Модели ракетопланов 260
3. Модели-копии ракет 275

Приложение
Модели ракет 287
Разрядные нормы и условия их выполнения 312
Технические данные выпускаемых в СССР двигателей для моделей ракет 314
Краткий толковый словарь ракетомодвлиста 315



      ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
      Ракетно-космический моделизм в Советском Союзе за последние 10 — 15 лет получил большое распространение. Этим видом спорта и технического творчества сегодня увлекаются десятки тысяч любителей. И неудивительно. Ведь наша страна — родина первого искусственного спутника Земли и первых автоматических межпланетных станций, направленных к другим планетам. Автоматический космический аппарат, впервые сфотографировавший обратную сторону нашей ближайшей космической соседки — Луны, тоже был советский. Наши ученые с помощью автоматических разведчиков Вселенной получили панорамные снимки ландшафтов Луны и Венеры. Наверняка останутся в памяти поколений как одни из величайших достижений человеческого гения рейс «Луны-16» за образцами лунного грунта и путешествие автоматической самоходной лаборатории «Луноход-1».
      Дорогу в космос также проложил наш соотечественник — Юрий Алексеевич Гагарин, который на корабле «Восток» совершил триумфальный полет, потрясший весь мир. В его подвиге воплотилась богатырская сила советского народа — героического рабочего класса, талантливых ученых, инженеров и техников нашей страны. Первым человеком, который вышел в открытое космическое пространство, тоже был советский человек — Алексей Архипович Леонов. Валентина Владимировна Терешкова своим полетом в космос доказала, что советским женщинам, как и мужчинам, по плечу любые задачи космоплавания.
      Созданные в нашей стране многоместные космические корабли «Восход» и «Союз», а затем и космические лаборатории типа «Салют» необычайно расширили возможности деятельности человека в космосе. К настоящему времени в космосе побывало более 40 советских космонавтов.
      И сегодня многие ребята мечтают о полетах к другим планетам, к далеким звездным мирам, мечтают стать конструкторами ракетно-космических систем и межпланетных станций. Ракетно-космический моделизм способствует этому. В Советском Союзе большую работу по популяризации и развитию этого вида технического творчества проводят соответствующие кружки и лаборатории на станциях и в клубах юных техников, Дворцах и Домах пионеров и школьников. Занимаясь в них, ребята получают необходимые технические навыки; их мечта о космосе перерастает и увлеченность, а увлеченность определяет выбор профессии.
      Поэтому инициатива издательства «Мир», решившего выпустить в переводе книгу «Конструктору моделей ракет» польского автора П. Элынтейна, заслуживает всяческих похвал, тем более что литературы подобного рода у нас в стране издано не так уж много. У себя на родине П. Эльштейн известен как шггор многочисленных публикаций по ракетомоделизму. В пред-
      лагаемой советскому читателю книге П. Эльштейн в увлекательной и доступной форме знакомит читателя с основами аэродинамики и баллистики, химии топлив и электротехники, завершая изложение описанием сложных ракетно-космических моделей и способов их изготовления. В Польше эта книга пользуется большой популярностью и выдержала уже три издания.
      В начале своей книги П. Эльштейн подробно излагает историю ракетомоделизма в Польской Народной Республике. Поскольку перевод книги адресован советскому читателю, уместно коротко напомнить об основных вехах развития ракетомодельного спорта и моделизма в СССР.
      Первое сообщение в советской печати об отечественной модели с пороховой ракетой (так тогда называли твердотопливный ракетомодельный двигатель) относится к 1924 г. В нем говорится, что авиамодель самолета с пороховой ракетой в качестве двигателя, сконструированная А. Д. Туркестановым из Тбилиси, пролетела 32 метра.
      Пионерами массового ракетного моделизма и инициаторами проведения соревнований юных ракетостроителей у нас в стране являются школьники Краснодара и Подмосковья. Краснодарские энтузиасты Е. Букш и др. еще до Великой Отечественной войны вели работы по созданию моделей самолетов с ракетными двигателями. Поэтому не случайно вскоре после сообщения в 1957 г. о том, что в нашей стране успешно испытаны баллистические ракеты, именно они первыми начали строить и запускать модели ракет. Уже в зимние январские каникулы 1958 г. в Краснодаре на берегу Кубани стартовала трехступенчатая ракета со «спутником» — целлулоидным шариком — на борту, который был выброшен в полете и приземлился на парашюте.
      В Московской области первыми начали серьезную работу над моделями ракет юные техники г. Костино под руководством Н. Калинкина и П. Горелова. В марте 1959 г. ребята Костинской станции юных техников запустили модель трехступенчатой ракеты, которую назвали «СП-1» («Спутник пионера — первый»).
      Новые достижения нашей страны в освоении космического пространства будоражили воображение ребят, вызывали повышенный интерес к космическим проблемам. Юные техники во многих уголках нашей Родины стали самостоятельно строить модели ракет.
      Одним из энтузиастов и пропагандистов ракетного моделизма в нашей стране является директор Московской областной станции юных техников Н. Н. Уколов. Это по его инициативе МособлСЮТ совместно с Центральной станцией юных техников РСФСР в октябре 1961 г. провела первый семинар внешкольных работников по вопросам ракетного моделизма и обсуждение проекта положения о соревнованиях моделей ракет.
      Первые официальные соревнования пионеров и школьников по ракетному моделизму состоялись 5 января 1962 г. в Коломне. А накануне Дня космонавтики — 8 апреля 1962 г. — Московская областная станция юных техников успешно провела первые областные соревнования ракетомоделистов, в которых приняло участие 45 команд городов и районов. С тех пор соревнования ракетомоделистов Подмосковья регулярно проводятся из года в год.
      В 1963 г. соревнования по ракетному моделизму прошли уже во многих городах: Москве, Харькове, Перми, Кишиневе, Симферополе, Оренбурге, Иванове, Ярославле, Ульяновске, Петрозаводске, Львове, Кировограде, Чите, Н. Тагиле, Бийске, Гусь-Хрус-тальном, а также в Латвийской ССР. Такое повсеместное увлечение ребят постройкой ракет позволило в следующем, 1964 г. в Артеке впервые провести Всесоюзные соревнования пионеров по ракетомодельному спорту.
      Для популяризации этого вида спорта и расширения технических знаний в области ракетной техники среди молодежи, а также обмена опытом конструирования моделей ракет по инициативе ЦК ВЛКСМ и журнала «Моделист-конструктор» с 1968 по 1971 г. проводились Всесоюзные соревнования ракетомоде-листов-школьников.
      Первые такие соревнования состоялись на Черниговщине — родине талантливого изобретателя, автора первого проекта ракетного летательного аппарата для полета человека Н. И. Кибальчича, вторые — в Калуге, на родине основоположника теоретической космонавтики К. Э. Циолковского, третьи — в Житомире, на родине выдающегося ученого и конструктора ракетно-космических систем С. П. Королева, четвертые — на Смоленщине, давшей миру первого космонавта Ю. А. Гагарина.
      Команде-победительнице вручался переходящий приз имени первого летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина, а победителю в соревнованиях моделей-копий — переходящий приз имени летчика-космонавта дважды Героя Советского Союза В. М. Комарова.
      Первые соревнования по ракетомодельному спорту в СССР среди взрослых спортсменов (Московские областные) были проведены в феврале 1971 г. на Тушинском аэродроме столицы.
      Учитывая интерес к ракетомоделизму у нас в стране, в феврале 1975 г. при Федерации авиамодельного спорта СССР на общественных началах был создан Комитет ракетного моделизма. За прошедшие годы Комитетом совместно с Центральным спортивно-техническим клубом авиационного моделизма ДОСААФ СССР подготовлены Правила проведения соревнований в СССР, разработано Положение о соревнованиях, составлены Программы подготовки судей и инструкторов.
      С 1971 г. по инициативе журнала ЦК ВЛКСМ «Моделист-конструктор» проводится Всесоюзный конкурс «Космос». Цель
      его — пропаганда достижений советской ракетно-космической техники, привлечение к космическому моделизму широких кругов пионеров и школьников. Финал конкурса, который проходит в Москве в период весенних школьных каникул, собирает юных техников почти со всех концов нашей страны. Ежегодно на суд жюри предлагается более ста моделей и макетов различных объектов космической техники, в изготовлении которых участвуют тысячи пионеров и школьников.
      Из лучших работ, отобранных жюри, в павильоне «Юные натуралисты и техники» ВДНХ СССР организуется выставка. Уже стало доброй традицией, что ежегодно 12 апреля в День космонавтики сюда приходят наши космонавты. Они внимательно осматривают экспозицию, знакомятся с «главными конструкторами» подчас фантастических машин и оставляют в книге отзывов свое напутствие юным техникам.
      Итоги конкурсов «Космос» впечатляющи: сотни юных конструкторов награждены медалями ВДНХ СССР, дипломами, грамотами и медалями международных выставок в Болгарии, ГДР, США, Японии, ФРГ, Голландии, Канаде, Индии. Но главное в том, что для этих ребят открылся многообразный и увлекательный мир науки и техники.
      Недавно человечество отметило двадцатилетие космической эры. Космонавтика за эти годы развивалась стремительными темпами. Сравните данные первого искусственного спутника Земли и космической станции «Салют»: масса соответственно около 84 кг и почти 19 т, диаметр около 60 см и свыше 4 м. Сделано много научных открытий, проведены обширные программы исследований и экспериментов, получены новые данные о космосе и планетах Солнечной системы, а полеты спутников и орбитальных станций в околоземном пространстве становятся могучим рычагом технического и экономического прогресса человечества.
      Бурно развивался и ракетомодельный спорт. Если в период зарождения ракетомоделизма (1962 г.) существовало только два класса моделей, то сейчас кодексом ФАИ предусмотрено 27 классов (в СССР — 26), которые объединены в 8 категорий. Соответственно этому расширились потребности в различных двигателях для моделей ракет. У нас в стране их выпускается 17 типов (см. приложение).
      Одним из новых сложных классов, утвержденных последним кодексом ФАИ, является класс моделей-копий, которые всегда привлекают массу зрителей. Спортсмены в этом классе соревнуются не только на копийность и высоту, но и на реализм полета (точность выполнения моделью старта, взлета, разделения ступеней и других функций по сравнению с ракетой-прототипом).
      Выросли и результаты. Так, если три-четыре года тому назад мировой рекорд высоты полета модели ракеты был равен 807,5 м,
      то сегодня — 1208,8 м. Лучший результат по продолжительности полета ракетопланов в 1974 г. составлял 10 мин 03 с. Мировой рекорд, установленный в 1977 г., теперь равен 1 ч 8 мин 52 с.
      Учитывая быстрый прогресс ракетно-космического моделизма и то, что книга адресуется советскому читателю, мы, с любезного согласия автора, внесли в текст некоторые уточнения, а в отдельных случаях дополнили его новыми сведениями.
      Так, в гл. I приведена таблица с новыми рекордами мира (по состоянию на 1977 г.) для моделей ракет в новой классификации ФАИ. В гл. IX даны новые международные правила соревнований по моделям ракет в соответствии с последним кодексом ФАИ 1975 г. В связи с тем что этим кодексом значительно увеличено число классов моделей ракет, гл. X дополнена приложением, в котором вниманию читателя предлагаются наиболее характерные для новых классов модели — победители многих последних соревнований по ракетомодельному спорту. Там же приведены разрядные нормативы по ракетомодельному спорту в СССР и данные всех типов модельных ракетных двигателей, выпускаемых промышленностью СССР.
      Надеемся, что книга П. Эльштейна доставит радость всем любителям конструирования моделей ракет и космических аппаратов, а также окажет практическую помощь руководителям ракетомодельных кружков и лабораторий.
      В. Рожков, мастер спорта СССР, В. Холодный
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
      Прошло десять лет с тех пор, как было выпущено первое польское издание этой книги. Появилась она в то время, когда конструирование моделей ракет еще не было изученной и признанной областью моделизма. Отсутствовали спортивные требования и рекомендации по конструированию. Соответствующие исследования еще не были проведены, а многочисленные несчастные случаи с «любительскими ракетами» не способствовали популяризации р а кетомодел изм а.
      Вскоре, однако, в этой области были достигнуты значительные успехи. Подростки и молодежь узнали из литературы о том, как сделать ракетомоделизм не только интересной забавой, но и поучительным занятием. Этому в определенной степени способствовала настоящая книга, первая в своем роде в мировой литературе.
      Вышедшая теперь в третьем польском издании книга «Конструктору моделей ракет» существенно расширена и дополнена новым материалом. Теперь ракетно-космический моделизм стал признанным и популярным видом спорта и технического творчества, предоставляя молодежи счастливую возможность приобщения к одной из самых современных областей науки и техники.
      П. Эльштейн
     
      Глава I
      РАКЕТНЫЙ МОДЕЛИЗМ В ПОЛЬШЕ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
      1. Для чего нужны ракеты
      Каким мирным целям служит ракетная техника и для чего, собственно, проектируют различные типы ракет? Ответ на этот вопрос, наверное, интересует наших юных читателей. Большие ракеты-носители используются для вывода на орбиту искусственных спутников Земли, космических кораблей или межпланетных станций и проведения исследований космического пространства, а малые ракеты — для изучения и целенаправленного изменения свойств плотных слоев атмосферы (рис. 1.1). К группе малых ракет относятся так называемые метеорологические ракеты, предназначенные для измерения физических параметров атмосферы, таких, как давление, скорость ветра и температура воздуха на разных высотах. Эти данные необходимы для составления надежного прогноза погоды для авиации и мореплавания, а также для информации работников сельского и лесного хозяйства, геологов, строителей и многих других специалистов о метеорологических условиях — надвигающихся грозах и снегопадах, сильных ветрах и бурях.
      Ракетная техника дала новый толчок развитию астрономии и в то же время нашла применение в нефтяной и угольной промышленности. Лифт, оборудованный ракетным двигателем, выполняет спасательные функции. Измерительная аппаратура, помещенная в контейнер, снабженный ракетным двигателем, может быть использована для быстрого измерения физических параметров в стволах буровых скважин.
      Начиная с 1965 г. в Польше проводятся систематические исследования атмосферы с использованием польских метеорологических ракет, таких, как «Метеор-1», «Метеор-2» и «Метеор-3» (рис. 1.2). Ракета «Метеор-2» поднялась в 1970 г. на высоту более 90 км. В Лебе существует Центр атмосферных исследований, а изучение атмосферы в Польше при помощи ракет является частью общей программы социалистических стран «Интеркосмос» по исследованию космического пространства.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
     
      КРАТКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РАКЕТОМОДЕЛИСТА
      Акселерограф — прибор, служащий для регистрации значений ускорения полета ракеты.
      Акселерометр — прибор для измерения ускорений.
      Асбес1 — изоляционный жаростойкий и кислотоупорный материал (минеральное волокно). Используется для теплоизоляции ракетомодельных двигателей.
      Атмосфера техническая — единица давления, соответствующая действию силы 1 кГ на 1 см2. Сокращенные обозначения: ат=кГ/см2) (даН/см2) и 1 ат= =0,981 105 Н/см2.
      Атмосфера физическая — единица давления, равная 1,033 технической атмосферы (ат). Сокращенное обозначение: 1 атм = 760 мм рт. ст.= 101 325 Н/м2.
      Аэродинамика — один из разделов гидромеханики, в котором изучаются законы движения воздушной среды и ее силового взаимодействия с движущимися в ней твердыми телами.
      База — известное расстояние между двумя точками; используется для расчетов высоты полета моделей.
      Балласт — дополнительный груз, предназначенный для регулирования положения центра тяжести ракеты.
      Баллистика — наука о движении твердых тел (в том числе ракет) в газообразной среде. Применительно к ракетной технике внутренняя баллистика занимается процессами, протекающими внутри ракетного двигателя, а внешняя баллистика — закономерностями движения ракеты в воздушной среде и космическом пространстве. Тела, перемещающиеся в пространстве свободно, без действия силы (например, брошенный мяч, спутник), движутся по баллистическим траекториям.
      Баллистическая кривая — траектория, по которой движется ракета с неработающим двигателем, не оборудованная несущими поверхностями.
      Бальза — тропическое древовидное растение, распространенное в Южной Америке, очень легкое (удельный вес от 0,15 до 0,25 г/см3). Широко используется в авиа- и ракетомоделизме. Применяется в виде реек и шпона. Отдельные сорта бальзы различаются цветом, твердостью и прочностью.
      Бункер управления — укрытие для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, управляющего подготовкой к запуску и стартом ракеты.
      Буссоль — прибор для отсчета азимутов. Используется в прицелах для угловых измерений.
      Воспламенение — распространение пламени по всей поверхности горения топлива.
      Воспламенитель — устройство (обычно электрическое), обеспечивающее воспламенение топлива в камере сгорания.
      Вывешивание (балансировка) — совокупность операций, связанная с регулированием центра тяжести ракеты.
      В(ы)ключатель — механическое или электрическое устройство, обеспечивающее включение или выключение электрической цепи, отделение ступеней ракеты, срабатывание парашюта и т. п. Чаще всего используются безынерционные (например, ртутные) включатели.
      Головная часть — передняя часть ракеты, спроектированная так, чтобы при ее полете обеспечивалось минимальное сопротивление. Головная часть модели ракеты обычно используется для размещения полезной нагрузки, в том числе измерительных приборов.
      Горение неустойчивое — неравномерная работа ракетного двигателя, который периодически работает нормально, потом гаснет и снова возвращается к нормальной работе.
      Горение резонансное — быстрое и резкое периодическое изменение величины давления в камере сгорания (отклонения достигают примерно 50% от среднего значения), что часто приводит к разрушению двигателя. Это явление связано с резонансом колебаний высокой частоты.
      Дальность полета — расстояние, пролетаемое ракетой от точки старта до точки падения.
      Динамометр — устройство для измерения силы (например, силы тяги).
      Дистанционное управление ракетой — последовательность операций по передаче радиосигналов на приемное бортовое устройство ракеты с последующим управлением через реле различными бортовыми устройствами и механизмами (например, включением объектива фотоаппарата). Инициирование воспламенителя с помощью радиосигналов не рекомендуется в связи с опасностью случайного запуска от посторонних сигналов.
      Длина полная — длина ракеты от передней точки носового обтекателя до хвоста (донного среза ракеты или торцевой поверхности стабилизаторов).
      Длина пусковой установки эффективная — длина пусковой установки, на которой происходит контролируемый разгон ракеты.
      Зажигание — процесс инициирования воспламенения топлива в результате передачи теплового импульса топливу от воспламенителя.
      Имитатор — наземное механическое или электронное устройство, моделирующее процессы, протекающие при старте и полете ракеты. Может использоваться для тренировок или проверок ракет новой конструкции.
      Импульс полный — произведение средней тяги на время работы двигателя. Измеряя тягу в кГ (Н), а время работы двигателя в с, полный импульс определяют в кГ-c или Не.
      Импульс удельный — импульс силы тяги, который можно получить при сжигании 1 кг т?плива в течение 1 с; измеряется в кГ-с/кг или Н-с/кг.
      Калибр — максимальный диаметр корпуса ракеты.
      Камера сгорания — полость ракетного двигателя, в которой происходит воспламенение и сгорание топлива.
      Кинотеодолит — прибор для измерения траектории ракеты и ее ориентации в пространстве, а также для наблюдений, например, отделения ступеней ракеты.
      Компрессор — устройство, предназначенное для сжатия воздуха до заданного давления. Простейшим компрессором может быть велосипедный насос, используемый для подготовки к запуску игрушечных гидропневматических моделей ракет.
      Коробление — искривление тонкостенной конструкции, например, стабилизаторов или корпуса ракеты. Оказывает неблагоприятное влияние на полет ракеты.
      Корпус ракеты — часть конструкции ракеты, объединяющая ее элементы в одно целое и обеспечивающая крепление двигателя, головной части, топливных емкостей и т. д.; обычно имеет форуму трубы или цилиндрической тонкостенной обшивки, подкрепленной шпангоутами.
      Критическое сечение сопла (горловина) — площадь минимального поперечного сечения сверхзвукового сопла.
      Лента тормозная (стример) — полоса ткани, пленки или бумаги (с отношением сторон ~1:10), применяемая для безопасного возвращения моделей ракет на землю.
      Масса — физическая характеристика материи, являющаяся выражением и мерой одновременно гравитационных свойств материи и ее инерционных свойств, проявляющихся и в состоянии невесомости. Выражается отношением силы тяжести (например, ракеты) к ускорению земного тяготения.
      Масса полезная (полезный груз) — полезная нагрузка, которую в состоянии нести ракета.
      Масса полная — масса ракеты с топливом и оборудованием.
      Масса собственная — масса конструкции ракеты (без топлива).
      Масса стартовая — масса ракеты, готовой к старту.
      Моделизм ракетный — изготовление в определенном масштабе моделей ракет с использованием соответствующих материалов, например дерева, бумаги и т. д.; участие в соревнованиях с моделями ракет в соответствии с правилами ФАИ.
      Обшивка — поверхностное покрытие ракеты, в частности корпуса, имеющего несплошную конструкцию. Типовым примером такой конструкции является корпус ракеты, выполненный из чертежной бумаги, свернутой в трубку и склеенной без использования дополнительных силовых элементов.
      Окислитель — обычно кислород или кислородсодержащее вещество, которое вступает в реакцию окисления с другими веществами. Наряду с горючим входит в состав топлива.
      Отделение (разделение) — процесс отбрасывания использованных ступеней или других элементов ракеты.
      Отношение масс — отношение начальной массы, которую ракета имела ттри старте, к конечной массе, соответствующей полному выгоранию топлива.
      Отражатель пламени — стальной лист, размещаемый под ракетой на пусковом столе.
      Отсек (контейнер) — место внутри ракеты, предназначенное для размещения оборудования, например сложенного парашюта.
      Парашют — приспособление, снижающее скорость падения удерживаемого им объекта. Используется для благополучного возвращения на землю ракеты или приборного контейнера.
      Пенопласт — синтетический твердый пористый материал. Удельный вес различных сортов 0,02, 0,075, 0,13 г/см3. Применяется вместо бальзы для изготовления корпусов моделей ракет. Обладает низкотемпературной устойчивостью; может быть использован до температуры 65°С.
      Пиротехника — дословно «искусство получения огня»; включает методы получения и использования пиротехнических составов для создания световых, тепловых, дымовых и т. п. эффектов.
      Пиротехническая смесь — свдесь неорганического окислителя и органического горючего. Горючее является связующим элементом, в котором распределен окислитель. Обычно представляет собой тестообразный материал.
      Плечо управления — расстояние от центра управляющей поверхности до оси управления ракеты
      Полигон ракетный — площадка, на которой проводятся летные испытания ракет.
      Порох — взрывчатый материал фугасного действия Типовой состав пороха — 75% калиевой селитры, 15% древесного угля и 10% серы.
      Потолок — максимальная высота, на которую может подняться ракета; зависит от различных параметров, в том числе от тяги двигателя.
      Ракета — летательный аппарат, который может двигаться как в земной атмосфере, так и в космическом пространстве под действием силы тяги, создаваемой ракетным двигателем, в котором сжигается топливо
      Ракета любительская — ракета упрощенной конструкции, снабженная разнообразным оборудованием для измерения различных характеристик. Ракеты такого типа используются в учебных целях и для выполнения простейших исследований.
      Ракета многоступенчатая — ракета, состоящая из нескольких блоков, каждый из которых имеет собственную двигательную установку. Самый мощный (запускаемый первым) из блоков называется первой ступенью или ускорителем Благодаря лучшему отношению масс такой ракеты ее последняя ступень достигает значительно большей высоты полета, чем аналогичная одноступенчатая ракета.
      Ракета модельная (модель ракеты) — простейшая небольшая ракета, снабженная двигателем.
      Ракета опытная (исследовательская) — ракета, предназначенная для испытания новой конструкции, топлива и т. п. или для проведения специальных исследований в полете, например для измерения характеристик приземного или высотного ветра.
      Ракетоплан — летательный аппарат с ракетным двигателем, снабженный поверхностями, создающими подъемную силу. Стартует как ракета, а на землю возвращается с использованием несущих поверхностей, например крыльев.
      Рассеивание точек падения — каждая неуправляемая ракета вследствие разброса характеристик ветра, собственных характеристик и др. падает на землю в точке, обладающей случайными характеристиками. В соответствии с теорией вероятности Гаусса возможные точки падения, образуют эллипс рассеивания с продольной осью, направленной вдоль траектории полета или перпендикулярно к ней в зависимости от угла запуска ракеты.
      Реле — управляющее устройство, позволяющее с помощью слабых сигналов управлять контурами большой мощности. Используются реле электромагнитные, электронные, пневматические и др.
      Решетка сопловая (колосник) — разделительная сетка, удерживающая топливо в камере сгорания и предотвращающая застревание кусков топлива в горловине сопла.
      Связующее — вяжущий материал, используемый в качестве добавки при изготовлении пиротехнических составов. Обычно в качестве связующего вещества используется смола природная (шеллак, битум, канифоль) либо синтетические материалы (бакелит).
      Селитпа калиевая (KNO3) — нитрат калия, индийская селитра, одна из составляющих пороха.
      Сера (S) — минерал яркожелтого цвета, служащий для приготовления черного пороха и пиротехнических составов. Используется сера кусковая и порошкообразная. Атомное число 16; атомная масса 32,066; температура плавления 112,8°С; плотность 2,00 г/см3.
      Скорость горения — скорость, с которой горит топливо в зависимости от его состава, плотности, начальной температуры и давления окружающей среды. Самую большую скорость горения имеют магний и черный порох.
      Скорость истечения — скорость частиц продуктов сгорания на выходе из сопла двигателя. Скорость истечения равна произведению удельного импульса на ускорение силы тяжести.
      Сопло (сопло Лаваля) — выходная часть ракетного двигателя, через которую истекают продукты сгорания.
      Стабилизаторы — неподвижные плоскости определенной площади, размещаемые на корпусе ракеты и обеспечивающие ей необходимую устойчивость в полете.
      Стекло жидкое — водный раствор кремнекислого натрия. Бесцветная густая жидкость, используемая для пропитки корпусов моделей ракет с целью придания им жаростойкости.
      Стенд испытательный — сооружение, используемое для статических (огневых) испытаний ракет и двигателей с целью определения их характеристик, например тяги, времени горения топлива и т. д.
      Стопин — хлопчатобумажный шнур, пропитанный зажигательной смесью; применяется для воспламенения топлива двигателей ракетных моделей.
      Струя выхлопная (струя реактивная) — поток продуктов сгорания (газообразных и других), истекающих из сопла ракетного двигателя.
      Телеметрия — техника выполнения измерений на расстоянии или передачи их результатов
      Тензометр сопротивления — датчик, наклеиваемый на исследуемую поверхность, например камеру сгорания ракеты. Позволяет измерять силы, давления, ускорения и т. п. Тензометр сопротивления состоит из нескольких проволочных сопротивлений, соединенных проводами с электронной аппаратурой. Тензометрические измерения проводятся с помощью преобразующих устройств. Например, для измерения силы, действующей в сжатом, растянутом или изогнутом элементе конструкции, измеряют соответствующие напряжения. Тензометры широко используются в ракетной технике.
      Теодолит — оптический прибор, предназначенный для измерения углов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
      Теплота сгорания — тепло, выделяющееся при сгорании одного кг жидкого или твердого топлива.
      Топливо ракетное — вещество или несколько веществ (горючее и окислитель), химическая энергия которых в результате реакции горения в ракетном двигателе преобразуется в энергию реактивной струи.
      Траектория баллистическая — часть траектории полета ракеты после прекращения работы двигателя, когда на ракету действуют только сила тяжести, собственное количество движения и атмосфера. Например, траектория полета пули после ее выхода из ствола представляет собой баллистическую траекторию.
      Траектория полета — линия, соединяющая точки в пространстве, последовательно занимаемые ракетой при ее полете от точки старта до точки падения.
      Трасса баллистическая — участок пространства вдоль возможных траекторий полета, в котором производится измерение летных характеристик ракеты, таких, как скорость, дальность, высота, устойчивость и т. п.
      Трассер — приспособление, устанавливаемое на ракете и выпускающее дым (либо порошок, жидкость и т. п.) во время полета. Облегчает слежение за траекторией полета.
      Тяга — сила, создаваемая продуктами сгорания, истекающими из двигателя и вызывающая движение ракеты; выражается в кГ или Н.
      Угол старта — угол, под которым устанавливаются направляющие пусковой установки по отношению к горизонтальной плоскости. С точки зрения безопасности, а также для обеспечения максимальной высоты и дальности оптимальными являются углы старта в диапазоне 70 — 80е.
      Удлинение — отношение длины ракеты к ее диаметру (калибру). Оказывает влияние на устойчивость и лобовое сопротивление ракеты. Большему удлинению ракеты соответствует меньшее сопротивление.
      Ускорение — приращение скорости в единицу времени. Размерность м/с2.
      Установка пусковая — наземное приспособление, с помощью которого производится старт ракеты. Состоит из направляющих, по которым движется при старте корпус ракеты, платформы (стола) и рамы, обеспечивающей жесткость.
      Фототеодолит (баллистическая камера) — прибор, обеспечивающий детальные измерения траектории ракеты с помощью стереоскопических снимков. Измерения обычно производят ночью; при этом ракета должна быть оборудована источником света .
      Целлулоид — синтетический легковоспламеняющийся материал (получается при воздействии азотной кислоты на целлюлозу с добавлением камфорного пластификатора); используется в моделях ракет, например для изготовления смотровых окон и стабилизаторов.
      Число Маха — безразмерная величина, представляющая собой отношение, скорости движения к скорости звука в этой же точке.
      Шнур запальный — плетеный хлопчатобумажный шнур, используемый для зажигания топлива. Для лучшего горения может быть пропитан водным раствором соли или селитры.
      Эжектор — приспособление для увеличения тяги ракетного двигателя. Представляет собой дополнительное кольцевое сопло, в котором ускоряются истекающие из двигателя газы.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru