НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Кордовые летающие модели. Васильченко. — 1958 г.

Владимир Евсеевич Васильченко
Михаил Евсеевич Васильченко

Кордовые
летающие
модели

*** 1958 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Техника управления кордовыми моделями 12
Конструирование и расчет кордовых моделей 29
Двигатели и топливо 44
Кордовые скоростные модели 49
Кордовые пилотажные модели 101
Соревнования по кордовым моделям 126

Приложение:
Зарубежные кордовые модели 138
Скоростные 138
Пилотажные 144
Виды креплений рулей высоты кордовых моделей 152
Приспособления для транспортировки и хранения кордовых моделей 153
Таблица технических данных моделей международных соревнований 1956 г. 154


      ВВЕДЕНИЕ
      Кордовой моделью самолета называется модель, совершающая управляемый с земли полет по кругу на корде.
      Первые полеты кордовой модели проводились в 1945 г. сотрудником ЦАМЛ М. Степченко.
      Сначала моделей этого класса было мало, и демонстрация их полета имела главным образом агитационную цель. Позже полеты на корде были включены в программу авиамодельных соревнований, и кордовый авиамоделизм получил широкое развитие, приобретя большое спортивное значение.
      В 1947 г. московские авиамоделисты впервые установили всесоюзный рекорд по этому классу моделей, показав скорость полета по кругу, равную 91,3 км/час. В 1949 г. скорость полета уже превысила 100 км/час. Спортсмен О. Гаевский со своей моделью три раза устанавливал мировые рекорды (103,8 км/час, 116 км/час и 145,4 км/час).
      В период 1950 — 1955 гг. советские авиамоделисты добились значительных успехов в развитии кордовых моделей, скорость которых приблизилась к 200 км/час. В это время большинство мировых рекордов скорости, в том числе и все шесть рекордов по моделям гидросамолетов с поршневыми двигателями (модели трех категорий нормальной схемы и типа «Летающее крыло»), устанавливают наши спортсмены.
      В настоящее время скорость кордовых моделей самолетов с поршневыми двигателями в СССР превышает 200 км/час (203 км/час, О. Гаевский), а скорость реактивных моделей приблизилась к 300 км/час. В 1955 г. спортсмен И. Иванников на международных соревнованиях авиамоделистов в Чехословакии установил абсолютный мировой рекорд скорости полета кордовой модели самолета, равный 275 км/час.
      Рост спортивных достижений по кордовым моделям в различных категориях показан на рис. 1 — 6.
      Возможности кордового авиамоделизма этим не ограничиваются. Кроме участия в соревнованиях на скорость полета и маневренность, запускают несколько моделей одновременно для гонок с общего центрального круга на пусковой площадке — корте (это так называемый «воздушный бой», или гонки-преследования) и в полет с препятствиями или с ограниченным количеством топлива на более длинную дистанцию.
      Демонстрационные полеты можно проводить со специального станка, управляя моделью извне круга, со сбрасыванием парашютиков, буксировкой модели планера или с вымпелом на фюзеляже (модель-знаменосец) и другими не менее интересными мероприятиями.
      Велико учебное значение кордовых моделей, а также и как средства пропаганды авиамодельного спорта среди широких масс молодежи.
     
      При запуске кордовых моделей авиамоделисты учатся правильно эксплуатировать поршневые и реактивные двигатели, приобретают необходимые навыки в управлении скоростными моделями и выполнении фигур высшего пилотажа.
      Лучшей формой агитации за развитие авиамоделизма является демонстрация полета кордовой модели, сопровождающаяся кратким объяснением ее устройства и принципа действия.
      Для запуска кордовых моделей не обязательно выезжать в поле, на аэродром. Полеты моделей на корде можно демонстрировать в городе, на небольшой площадке, например в парке, на стадионе и т. д.
      По своему назначению кордовые модели можно раз делить на пять видов:
      1. Учебно-тренировочные (рис. 7) строятся авиамоделистами для тренировочных запусков на корде. Они служат для приобретения навыков в работе с двигателями в стартовых условиях и в управлении полетом.
      Тренировочные модели имеют простую конструкцию, удобны в эксплуатации, снабжены закрепленным шасси и чаще всего оборудованы поршневыми двигателями. Но бывают и с резиновыми или электромоторами.
      2. Скоростные (рис. 8) предназначены для достижения максимальной скорости полета по кругу на дистанции 1000 м в розыгрыше чемпионата, именных кубков, а также для установления скоростных рекордов. Модели этого вида строятся нормальной схемы и типа «Летающее крыло». Снабжаются они мощными поршневыми двигателями или пульсирующими воздушно-реактивными.
      Скоростные модели отличаются по внешнему виду от других видов моделей небольшими размерами, закапотированным двигателем, удобно обтекаемыми формами и сбрасываемым после взлета шасси. Скоростные кордовые модели получили у нас большое распространение. Они входят в состав командных типов моделей.
      3. Модели-копии самолетов (рис. 9) представляют собой точное геометрическое и внешнеконструктивное подобие настоящих самолетов. Допускаются некоторые отклонения, например в профиле крыла, угле поперечного V, диаметре воздушного винта. Взлетную тележку разрешается сбрасывать после взлета модели.
      Рис. 9. Кордовая модель-копия самолета «Ил-2»
      Для скоростных полетов у нас авиамоделисты строят копии советских самолетов «Ил-2», «Ла-2», «И-16», «Як-18» и другие.
      Строить и запускать кордовые модели-копии сложнее, чем модели произвольных конструкций. Модели-копии строятся для ознакомления авиамоделистов с устройством настоящих самолетов н создания хорошо летающих скоростных моделей, повторяющих в миниатюре какой-либо настоящий самолет.
      Модели-копии участвуют в соревнованиях на скорость, а также в установлении скоростных рекордов раздельно по типу двигателей — поршневых и реактивных.
      4. Гоночные (рис. 10) являются полукопиями настоящих самолетов и строятся обязательно с кабиной для летчика, постоянно закрепленным шасси и закапотиро-ванным двигателем.
      Условия соревнований с гоночными моделями ограничивают площадь крыла и объем топливного бачка (до 10 см?).
      У многих спортсменов-авиамоделистов США, Англии и других стран большой популярностью пользуются командные гонки гоночных моделей и гонки-преследования при одновременном запуске нескольких моделей с общего круга.
      Модели этого вида должны отличаться мгновенной реакцией на управление, иметь небольшую нагрузку, вес, но значительную скорость полета.
      5. Пилотажные модели (рис. 11) предназначены для выполнения различных фигур высшего пилотажа, как например, петли Нестерова, восьмерки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, перевернутого полета и т. д.
      Они отличаются от других кордовых моделей большими размерами крыла, его профилем, относительно коротким фюзеляжем с большим хвостовым оперением. Шасси у пилотажных моделей закрепляется наглухо. В качестве двигателя авиамоделисты чаше всего применяют компрессионный двигатель МК-12. Фигурные полеты могут выподнять и модели с реактивными двигателями. Такие полеты модели с двигателем РАМ-1 проводились в Саранской центральной объединенной летно-технической школе инструкторами-авиамоделистами.
      Пилотажные модели участвуют в розыгрыше кубков имени Нестерова, ЦК ДОСААФ на лучший фигурный полет. В зачет входит раздельная оценка качества взлета, выполнения всех элементов полета и фигур, а также качества посадки.
      Эти модели включены в состав командных типов моделей для участия в международных соревнованиях авиа-моделистов-спортсменов.
     
      ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ КОРДОВЫМИ
      МОДЕЛЯМИ
      Общие сведения
      Все модели свободного полета, кроме радиоуправляемых, после предварительной регулировки на земле запускаются в самостоятельный полет, и в воздухе уже нельзя по желанию изменить их положение по отношению к горизонту.
      Моделями, летающими на корде, можно управлять с земли от момента старта и до посадки с помощью корды (прочная тонкая стальная проволока — струна или тросик).
      Кордовая модель летает виражами — движется по окружности, в центре которой находится запускающий авиамоделист. Он вращается на месте вслед за моделью и управляет ее полетом, удерживая в руке рукоятку с нитями корды (рис. 12).
      Другие концы корды с помощью крючков или специальных карабинчиков присоединяются к тягам, которые проходят внутри крыла модели к подвижной качал-
      ке. Эта качалка шарнирно связана жесткой тягой с качалкой руля высоты на хвостовом оперении.
      Движениями рукоятки авиамоделист может изменять положение руля высоты, т. е. управлять моделью в горизонтальной плоскости, снижая ее к земле или поднимая выше.
      Если рукоятку управления держать ровно (вертикально), то руль высоты модели будет занимать среднее положение (горизонтальное) и модель летает по кругу на уровне горизонта. Если же рукоятку (верхний ее конец) наклонить к себе, руль высоты отклонится вверх, увеличивая этим угол атаки крыла модели, которая начнет набирать высоту. Для снижения модели рукоятку нужно наклонить от себя и руль высоты, отклонившись вниз, уменьшит подъемную силу крыла, благодаря чему модель снизится (рис. 13).
      Изменяя таким образом положение рукоятки, можно управлять взлетом модели, полетом по горизонту, посадкой, а также различными маневрами в воздухе.
      Для запуска кордовых моделей применяют корду, сделанную из стальной проволоки диаметром 0,25 мм и длиной от 11,37 до 20 м.
      Благодаря небольшому трению между обеими нитями корды «заедания» управления рулем высоты модели не будет, если корда даже несколько раз перекрутится при выполнении моделью петель Нестерова.
      За состоянием корды необходимо тщательно следить. Нити ее не должны иметь извилин, петель или ржавчины, иначе они могут разорваться или скрутиться в полете, что затруднит управление рулем высоты и может привести к потере управления. В таких случаях полет почти всегда заканчивается аварией.
      Корду нужно хранить аккуратно намотанной на катушке диаметром примерно 200 мм.
      Согласно закону механики при движении модели, как и всякого тела, по окружности развивается центробежная сила, благодаря которой корда все время находится в I категории на корде длиной 11,37 м
      Рис. 15. График определения центробежной силы для моделей II категории на корде длиной 15,92 м
      натянутом состоянии, а модель стремится оторваться от нее. Так, например, при скорости 90 км/час центробежная сила модели весом 500 г при полете по кругу радиусом 10 м будет превышать 3 кг, а при скорости 180 км/час, весе 1 кг и радиусе 20 м будет равна 12,5 кг.
      С увеличением скорости полета или веса модели центробежная сила возрастает (при той же длине корды), а с увеличением длины корды уменьшается.
      Величину центробежной силы можно подсчитать по формуле
      при определенной длине корды, приводятся три графика (рис. 14, 15, 16).
      Ввиду значительных перегрузок в полете перед запуском модели необходимо испытывать на прочность корды и проверять систему управления рулем высоты.
      Для проверки натяжения корды применяется несложное приспособление — динамометр (рис. 17). Он изготовляется из ручного пружинного силомера, к которому прикрепляются деревянная рукоятка для удержания в руках и металлическая планка с двумя крючками для зацепления корды. При натяжении корды пружинный корпус динамометра сжимается и передвигает зубчатый рыча-
      жок, связанный с подвижной стрелкой — указателем силы в килограммах.
     
      Испытание модели
      Первые запуски кордовых моделей необходимо начинать при ветре не больше 2 — 3 м/сек. Модель запускается следующим образом: на подходящей по размерам площадке подготавливается старт — в центре площадки становится авиамоделист, управляющий полетом модели, с рукояткой корды в руке, а модель относится от центра на длину корды. Модель устанавливается на земле с таким расчетом, чтобы в начале разбега она двигалась по ветру. Рукоятка управления наклоняется немного на себя для того, чтобы руль высоты на разбеге и взлете был поднят вверх во избежание капотирования модели. При старте по ветру корда не будет провисать и обеспечит хорошую управляемость моделью. С этой же целью нос модели перед взлетом немного отворачивают во внешнюю сторону.
      После запуска и регулировки двигателя модель отпускается помощником, начинает разбег и отрывается от земли. В этот момент нужно небольшим отклонением рукоятки управления от себя перевести ее из режима набора высоты в горизонтальное положение и стараться удерживать в полете на определенной высоте. Высоко запускать модель не следует, лучше всего водить ее на уровне 1,5 — 2 м над землей. Если модель стремится опуститься или подняться, то рукоятку управления наклоняют движением руки на себя или от себя и, таким образом, исправляют ее положение в воздухе. Нужно избегать грубых движений рукояткой, чтобы устранить взмывание или резкое снижение модели.
      Чтобы совершить нормальную посадку после того как двигатель остановился, необходимо наклоном рукоятки от себя опустить слегка нос модели и перевести ее в угол планирования, а как только модель приблизится к земле наклонить рукоятку постепенно на себя. Скорость модели погаснет и она приземлится. Благодаря воздействию центробежной силы модель мало подвергается влиянию ветра, однако при полете модели на части окружности против ветра она может взмывать, а при попутном — снижаться. Происходит это вследствие того, что при встреч ном ветре резко возрастает подъемная сила крыла, а при попутном — уменьшается.
      Авиамоделист следит за положением модели в воздухе и, если модель нарушает горизонтальный полет, то он устраняет это соответствующими движениями рукоятки
      При сильном ветре корда может ослабнуть и модель станет неуправляемой. Когда модель проходит часть окружности, находящейся впереди авиамоделиста, который стоит против ветра, ветер может снести модель к центру круга, нити корды провиснут и не смогут передавать на руль высоты движения рукоятки Поэтому модель будет двигаться, как бы в свободном полете. К таким положениям авиамоделист должен быть готов: в критический момент нужно успеть натянуть корду или даже быстро отойти от центра круга несколько шагов назад.
      Управление моделью типа «Летающее крыло» ничем не отличается от управления моделью нормальной схемы.
     
      Тренировка
      Техника вождения кордовых моделей играет большую роль в достижении высоких скоростей полета. Особенно важно уметь водить модель строго по горизонту на одном уровне, без «горок». Изменение высоты полета отрицательно сказывается на скорости кордовых моделей, заметно снижая ее. Это происходит по двум причинам:
      1. Волнистая траектория полета удлиняет путь и модель фактически проходит за то же количество кругов дистанцию длиннее 1000 м.
      2. При снижениях и подъемах изменяются углы атаки модели, что значительно увеличивает ее лобовое сопротивление. Поэтому базу модель пройдет более медленно, значит и скорость ее будет ниже истинной.
      Практические навыки в управлении кордовыми моделями авиамоделисты приобретают путем тренировок. Проводить их следует организованно и регулярно. Постепенно накапливается и опыт в пилотировании скоростных моделей на постоянной высоте (вначале с помощью рукоятки, а затем с центрального упора), а пилотажных моделей — на правильность выполнения фигур. Так вырабатывается мастерство в пилотировании, умение правильно эксплуатировать двигатель.
      Все это в совокупности с частью во многом способствует достижению спортивных успехов в соревнованиях на скорость, маневренность и при рекордных попытках.
      При первых запусках кордовых моделей авиамоделисты часто допускают ошибки в управлении. Причины характерных ошибок следующие:
      1. Капотирование модели на взлете.
      2 Модель на взлете поворачивает внутрь круга
      3 Волнистый полет модели по кругу.
      4. Потеря управления моделью, выполняющей фигуры высшего пилотажа
      Рукоятка управления не была наклонена на себя.
      Место взлета неровное.
      Сильный ветер.
      Модель поставлена носом внутрь круга.
      Сносится боковым ветром.
      Корда задевает за траву или неровности площадки.
      Неисправна взлетная тележка, необходимо исправить установку колес.
      Резкие движения рукояткой.
      Запаздывание в исправлении «рыскания» модели вверх и вниз.
      Слишком большая площадь руля высоты.
      Люфты в механизме управления на модели.
      Фигура начата не в наветренной стороне.
      Двигатель во время «горки» уменьшил обороты или остановился.
      5. Посадка модели
      Рукоятка не наклонена нос на себя.
      Рукоятка наклонена с опозданием.
      Техника безопасности
      Прежде чем запускать кордовые модели на соревнованиях или демонстрировать их полеты в общественных местах, необходимо принять меры предосторожности. Это вызвано тем, что в полете на кордовые модели, в особенности на скоростные с поршневыми или реактивными двигателями, действует большая центробежная сила, благодаря которой модель стремится оторваться от корды. Если корда оборвется, модель продолжает лететь по касательной к окружности и может нанести повреждения близстоящим зрителям.
      Чтобы устранить нежелательные случайности во время запусков моделей, необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
      — место запуска моделей ограждается флажками, между которыми натягивается шнур на расстоянии, на 5 ж больше радиуса полетного круга;
      — перед запуском необходимо обязательно проверить корду вместе с моделью на прочность;
      — допускать к запуску только надежные модели;
      — в показательном полете не превышать скорость более 100 км/час;
      — полеты моделей проводить на высоте примерно 4 — 5 м.
      Схемы управления полетом кордовых моделей
      Для управления полетом моделей на корде можно применять несколько различных схем.
      1-я схема (рис. 18), как наиболее удобная и простая, получила самое широкое распространение. Принцип действия рулем высоты по этой схеме заключается в следующем: вблизи центра тяжести модели внутри фюзеляжа укрепляется поворотная техническая качалка /. Среднее плечо ее шарнирно связано с помощью жесткой тяги 2 с качалкой руля высоты 3. К остальным двум плечам главной качалки прикрепляются также шарнирно две проволочные тяги 4, которые можно размещать как внутри крыла, так и снаружи. На конце крыла устанавливается направляющая гребенка или проволочная скоба 5, через которую пропускаются обе тяги. К концам тяг присоединяется корда.
      Главную качалку делают таких размеров, чтобы среднее плечо было примерно в 2 — 2,5 раза меньше бокового плеча, а качалка руля высоты должна быть равна среднему плечу главной качалки. При таком соотношении размеров рычагов управление моделью не будет резким.
      Главная качалка выполняется в виде диска диаметром 40 мм, по периметру которой проточена канавка. Нить корды от рукоятки управления проходит через канал в крыле, ложится в канавку диска и, огибая его, выходит через второй канал того же крыла ко второму концу рукоятки. На диске нить защемляется специальным сухариком, который привинчен к диску винтом. Диск укрепляется в центральной части крыла на вертикальной оси. На диске эксцентрично посажен палец, от которого идет жесткая тяга к качалке руля высоты. При движении рукояткой управления нити корды заставляют проворачиваться диск и тягой отклоняют руль высоты модели. Эту систему предложил авиамоделист Чехословакии М. Заточил.
      Второй способ внутреннего крепления нитей корды к системе управления применяли на своих моделях авиамоделисты Н. Демьяненко и И. Иванников (рис. 18,В). Главную качалку они поместили не в фюзеляже, как обычно, а на конце крыла. Это дало возможность пристегнуть нити корды непосредственно к качалке, которая закрывается обтекателем — законцовкой крыла. От главной качалки сделана жесткая тяга к промежуточной, укрепленной в фюзеляже. Промежуточная качалка в свою очередь шарнирно соединялась жесткой тягой с качалкой руля высоты.
      С подобной подвеской корды крыло имеет меньшее лобовое сопротивление.
      2-я схема управления (рис. 19) рулем высоты. По ролику с двумя желобами или через изогнутые трубки 1 проходят две тяги, сделанные из тонкой стальной проволоки 2, соединенные одними концами с качалкой руля высоты 3, а другими с нитями корды. Таким образом отклонение рукоятки управления передается непосредственно на руль высоты без всяких дополнительных качалок. Чтобы управление не было слишком чувствительным, концы нитей корды на рукоятке нужно закреплять на небольшом расстоянии друг от друга или установить переходную планку. Изменяя расстояние между точками крепления тяг, идущих от руля высоты, можно увеличивать или уменьшать ход рукоятки управления.
      Недостатком этой схемы является то, что действие центробежной силы, возникающей в полете, передается на качалку руля высоты.
      Запуск на одинарной корде
      В полете скоростная модель испытывает большое лобовое сопротивление, причем значительная часть его приходится на сопротивление корды. Например, 1 м проволоки толщиной 0,2 мм имеет площадь сечения 2 см2, а корда из двух нитей проволоки длиной по 11,37 м — 45 см2, что превышает даже миделево сечение фюзеляжа кордовой модели с механическим двигателем в 2,5 см3. Особенно заметно сопротивление на участке корды, примыкающем к модели (примерно на половине ее длины), где окружная скорость выше.
      Чтобы уменьшить сопротивление корды, можно запускать и пилотировать модель на одной нити.
      При нормальной центровке модели можно отрегулиро-нать ее на устойчивый горизонтальный полет. Для упрощения регулировки кордовых моделей в полетах с одной нитью корды рекомендуется применять приспособления
      конструкции А. Заречнева (г. Сталино). Устройство этого механизма (рис. 20) и порядок перевода модели с управления двойной кордой на одинарную заключается в следующем. К среднему плечу главной качалки наглухо прикрепляется шпилька с пружиной, которая является стопором этого сектора. Перед полетом шпилька отводится от стопора этого сектора на 1 — 2 мм и удерживается в таком положении с помощью какого-нибудь ограничителя, временно смонтированного на модели (пневматического, механического или фитильного). Время работы этого механизма 15 — 20 сек.
      Модель запускается в воздух на двух нитях корды выводится в горизонтальный полет и удерживается на высоте примерно 2 м. Через некоторое время срабатывает ограничитель, шпилька под действием возвратной пружины отходит и своим концом стопорит сектор, а следовательно, и главную качалку. Руль высоты заклинивается и полет продолжается без управления рукояткой. После посадки модели перед следующим запуском прикрепляется одинарная корда. На рис. 21 показана схема однокордового управления, успешно используемая иностранными авиамоделистами.
      На рис. 22 приводится схема полуавтоматического управления полетом модели на одинарной корде. Устройство механизма управления рулем высоты и его принцип действия заключается в следующем. В центре тяжести фюзеляжа закрепляется проволочная тяга 1, на конце крыла она проходит через ограничительную скобу 2 и заканчивается петлей, за которую зацепляется одна нить корды перед запуском; примерно от половины крыла до середины фюзеляжа через скобки 3 проходит проволочная качалка 4. Один конец качалки 5, находящийся внутри фюзеляжа, изогнут под прямым углом и шарнирно соединен при помощи жесткой тяги 6 с качалкой 7 руля высоты. Другой конец качалки 4 тоже изогнут под прямым углом и колечком охватывает тягу /. При горизонтальном полете модели руль высоты находится в нейтральном положении. Если модель взмывает, проволочная тяга 1 опустится вниз и повернет книзу изогнутый конец качалки 4, а внутренний изогнутый конец этой качалки тоже отклонится и опустит руль высоты вниз.
      При снижении модели тяга 1 поднимется вверх по ограничительной скобе 2 и заставит руль высоты отклониться вверх. Опуская или поднимая руку с концом корды, можно управлять полетом модели. Конец корды для удобства управления можно прикрепить к длинной рейке.
     
      Управление моделью извне круга
      Описываемая конструкция (рис. 23) станка дает возможность управлять полетом кордовой модели извне круга. При таком управлении корда прикрепляется к рукоятке, установленной на вращающейся головке центрального станка. Рукоятка может отклоняться вверх и вниз (как и при обычном управлении рукой) с помощью тяг, идущих от центрального станка за пределы круга к специальной ручке, напоминающей собой самолетную. Авиамоделист, сидя, может управлять взлетом модели, ее полетом и посадкой.
      Станок устроен следующим образом: рукоятка 1 корды соединяется шарнирно с кронштейном 2. который может вращаться на трубе 3. Находящаяся внутри трубы жесткая тяга 4 соединяет третье плечо рукоятки 1 с рычагом 5. От рычага через блок 6 проходит проволочная тяга 7 на уровне земли к нижнему концу ручки управления 8, закрепленной шарнирно на сиденье 9. Ручка снабжена рукояткой 10, с помощью которой приводится в действие стартовый спуск 11 перед взлетом модели. На стоянке модели верхний конец рукоятки корды под действием пружины 12 наклоняется к центру круга и руль высоты модели поднимается вверх.
      Модель взлетает и набирает высоту при слегка наклоненной к себе ручке. Если нужно модель снизить, то
      ручку отклоняют от себя. Это движение передается тягой 7 рычагу 5, который, разжимая пружину 12, подвинет тягу 4 вверх и наклонит рукоятку корды вниз. Пружина 13 нужна для того, чтобы проволочная тяга 7 все время находилась в натянутом состоянии.
      Модель при таком способе пилотирования имеет обычные рычаги управления.
     
      Рукоятка управления полетом модели с выпускающейся кордой
      С помощью такой рукоятки (рис. 24) модель может взлетать на небольшой по длине корде, что уменьшает вероятность поломки в момент старта и облегчает его, особенно в ветреную погоду. После взлета скорость модели увеличивается, вследствие чего возрастает центробежная сила и корда натягивается сильнее. Теперь можно начинать постепенно выпускать корду до желаемого радиуса полета модели. Корда выпускается посредством рычажка стопора в несколько приемов, чтобы не нарушить управляемого полета модели. Корду лучше всего выпускать, когда модель проходит наветренную сторону окружности. После окончания полета корда сматывается на катушку с помощью ручки. При достаточном навыке в пилотировании корду можно сматывать и во время полета модели.
      Рукоятка управ, ления устроена следующим образом корпус рукоятки 1 изготовлен из четы-рех слоев трехмиллиметровой фанеры. В передней части корпуса рукоятки помещается катушка 2 для корды. Блок 3 изготовлен из фанеры: внутренняя часть толщиной 3 мм, а наружные части по 1 мм. Блок и катушка могут свободно вращаться на осях. К оси катушки прикреплена ручка 4 для сматывания корды. Катушку удерживает от вращения стопор 5. Если нажать на рычажок стопора, то пружина 6 сжимается и штырек 7 выходит из зацепления с фигурными зубцами катушки.
      Таким образом, во время полета модели корду можно укоротить левой рукой. После посадки модели корду сматывают.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru