Международный женский день — праздник не одних только женщин. Это — праздник трудящихся всего мира. Ибо в этот день в ряды пролетариата вливаются новые массы пробужденных к сознательной жизни работниц и крестьянок, идущих к борьбе за общее дело. 8 марта — день протеста организованных трудящихся женских масс против господства буржуазии, день подсчета своих сил к предстоящей борьбе за полное уничтожение всякого угнетеня, на новую светлую жизнь.
Но почему же этот день все же считается женским праздником? Ведь у работниц и крестьянок общие интересы со всеми трудящимися? Ведь в тех странах, где у власти буржуазия, как и у нас до Октябрьской революции, помещики и капиталисты одинаково угнетали
Все трудящиеся мужчины - и женщины, без различия, своим потом накопили те богатства, которыми пользовалась у нас, а за-границей и сейчас еще пользуется лишь кучка богачей. Как будто все равно?
А если разобраться потоньше, то не все равно.
Самой темной, самой забитой, всегда в нужде, в материальной зависимости от капиталиста, в кабале была и 'зачастую -еще остается теперь трудящаяся женщина.
У работниц и крестьянок, занятых постоянно домашним хозяйством, не было ни времени ни возможности учиться: возвращаясь с фабрики или с поля домой, женщина, не успев даже отдохнуть, должна была приниматься за стряпню, уход за детьми. Поэтому она и в революционном движении города и деревни принимала очень небольшое участие.
Пользуясь тем, что работницы были слабо вовлечены в союзы и потому легче уступали в борьбе против фабрикантов, капиталисты меньше платили им, и их же первых при всяком удобном случае выбрасывали на улицу. Дешевый женский труд давал возможность капиталистам увольнять борющихся за лучшую жизнь рабочих и на их место брать неорганизованных темных работниц, часто
Рост помещичьих богатств в деревне вел к разорению среднего крестьянства, к росту кулаков. Разорившиеся же крестьяне должны были итти на заработки на фабрики и заводы, в новую кабалу к капиталистам. Раз появлялись новые тысячи рабочих из деревни, понижалась заработная плата, и ухудшалось положение городских рабочих.
Но если в городе рабочие и работницы мало-по-малу объединялись для общей борьбы с капиталистами, то в деревне батраки и батрачки, разрозненные и забитые, не могли защитить себя от произвола помещиков.
И если работница, хотя бы и мало, медленно, но все же втягивалась в революционное движение, то крестьянка, сызмальства привыкшая терпеть унижения, совсем мало помогала трудящимся в их борьбе. Она сама безропотно переносила гнет и старалась отвлечь от борьбы и своего мужа, брата или сына.
Однако крестьянки хотя и молчали, но вглядывались, учились, нкбирались опыта.
Наступали дни, когда крестьянки, поняв, кто их исконный враг, вместе со своими мужьями и братьями жгли
помещичьи усадьбы, прогоняли помещиков, примыкая к революционному движению крестьян.
Молчание сменялось готовностью к борьбе.
Тов. Ленин всегда напоминал своей партии и трудящимся массам, какое огромное значение имеет участие работниц и крестьянок в общей борьбе трудящихся.
Он говорил:
"Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин. Ибо женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работницы и крестьянки угнетены капитализмом... и остаются в домашнем рабстве, будучи задавлены самой мелкой, самой отупляющей человека работой".
Наиболее сознательные рабочие и работницы понимали, что без женщин, составляющих половину трудящегося человечества, не может быть уничтожено господство богачей и построена новая жизнь на земле.
КАК ВОЗНИК ПРАЗДНИК
Когда в 1910 г. в Дании собрался съезд рабочих партий и начал обсуждать вопрос о работе среди женщин, старейшая коммунистка, тов. Клара Цеткин, предложила установить день 8 марта — Международным женским днем: в этот день трудящиеся женщины всех стран устраивают собрания и демонстрации, протестуют против положения работниц в тех странах, где господствуют помещики и фабриканты, втягивают широкие массы работниц и крестьянок в общую борьбу против капиталистов, в строительство новой свободной жизни.
В царской России полиция жестоко преследовала празднование Международного женского дня.
Впервые отпраздновать этот день в России удалось только в 1913 г., и то в одном Петербурге. Так как собираться работницам нелязя было, то собрание происходило под видом лекции.
В 1914 г., несмотря на старания полиции и жандармов, Международный женский день праздновался уже в целом ряде городов: в Петербурге, Москве, Киеве и других. Полиция разгоняла нагайками собравшихся женщин, арестовывала ораторов. Это, однако, не помешало работницам собраться к вечеру того же дня на демонстрацию и с пением революционных песен пройти по
В годы войны, когда трудящихся одной страны заставляли убивать своих же братьев, трудящихся других стран, только потому, что помещикам и капиталистам надо было наживать на войне сотни миллионов, правит тельства всех стран еще больше стали преследовать
И с 1914 г. Международный женский день нигде не праздновался.
Голод и дороговизна усиливались; лучшие силы рабоВ среде работниц все шире и шире нарастало недовольство против войны. Это недовольство перекинулось из города в деревню и охватило широкие массы крестьянок.
Раньше чем у других прорвало плотину у нас в России.
В Международный женский день 1917 г. работницы Петрограда вышли на улицу с требованием: "Дайте хлеба", "Долой войну", "Верните наших мужей, братьев и сыновей из окопов".
Вызванные для усмирения и подавления демонстрации солдаты царской армии, при виде голодных, измученных работниц, вспомнили своих матерей-крестьянок...
Они отказались стрелять в трудящихся женщин и повернули штыки и ружья против самодержавия, против царя.
Благодаря союзу рабочих, работниц, крестьян, крестьянок и солдат царское правительство было тогда свергнуто.
Начиная с Октября, с тех пор, как рабочие и крестьяне взяли власть в свои руки, этот день уже празднуется у нас из года в год.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|