На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Кройка женского платья. Бланк, Горленкова. — 1953 г

А. Ф. Бланк, Ф. А. Горленкова

КРОЙКА ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ

*** 1953 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3
Введение 4
Раздел I. Основная выкройка женского платья
Снятие мерок 21
Расчет мерок для пропорционально сложенной фигуры 25
Построение чертежа основной выкройки платья 28
Построение чертежа выкройки освовиой двушовной юбки 39

Раздел II. Платья покроя строгой формы
Платье из легкой набивной хлопчатобумажной ткани 44
Платье шелковое с отделкой 47
Платье шелковое с вышивкой 49
Платье из хлопчатобумажной ткани на полную фигуру 53
Платье из шерстяной ткани на полную фигуру 57
Платье из шелковой ткани на полную фигуру 62
Нарядное платье из шерстяной ткани 64
Платье летнее для молодых женщин 69
Платье из ткани в полоску 73

Раздел III. Платья покроя мягкой формы
Платье летнее повседневное 77
Нарядное платье из шелковой ткани 80
Летнее платье из ткани в полоску 84
Нарядное летнее платье 87
Построение выкройки лифа с цельнокроенными рукавами 92

Раздел IV. Платья покроя, созданного на основе классической формы русской народной одежды
Нарядное платье из шерстяной ткани 97
Летнее платье из шелковой ткани 100
Нарядное летнее платье 104

Раздел V. Блузки и юбки
Летняя блузка 108
Летняя блузка с вышивкой 112
Шелковая блузка покроя строгой формы 116
Юбка четырехшовная 118
Юбка полусолнце 120

Раздел VI. Халаты и пижамы
Халат
Летнее платье-халат 127
Халат длинный 130
Пижама 134
Сарафан с кофточкой 139
Костюм для курорта 143

Раздел VIII. Костюм и пальто
Платье-костюм повседневное 152
Нарядный легкий костюм 155
Летний костюм 160
Летнее платье-костюм 164
Нарядный костюм 168
Платье-пальто 177
Летнее платье пальто 178
Легкое пальто с платьем 183


      Книга предназначена для лиц, имеющих элементарные знания по пошивке и кройке одежды.
      С каждым годом, по мере роста благосостояния трудящихся нашей страны увеличивается потребность широких слоев населения в красивой, хорошо сшитой одежде. Об этом свидетельствует и тот большой интерес, который проявляет население к литературе по моделированию, конструированию и пошивке одежды.
      В целях удовлетворения запросов советских женщин в области кройки современного легкого платья мы стремились в данной книге описать некоторые моменты в моделировании, помочь женщине подобрать фасон, соответствующий ее фигуре и возрасту, показать разнообразные формы покроя платья.
      В этой книге, наряду с построением основной выкройки платья, даны выкройки платьев по формам покроя с описанием основных элементов, характеризующих каждый покрой.
      Выпуская эту книгу, мы ждем от широких кругов читателей критических замечаний и поправок, которые будут приняты нами с благодарностью и учтены в дальнейших работах.
      Авторы выражают благодарность В. И. Попкову за критические замечания, которые были учтены при переработке материала, А. Г. Лаустен за общую редакцию книги и переработку отдельных разделов книги, а также А. И. Черемных, П. А. Комкову и конструкторам Л. Д. Бурлаковой и Е. Ф. Казаневой, оказавшим нам помощь в работе при составлении данной книги.
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      В нашей стране культура во всех ее видах и проявлениях стала достоянием самых широких масс трудящихся. Одним из элементов культуры быта является культура одежды.
      Директивы XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза по пятому пятилегнему плану развития СССР на 1951— 1955 гг. предусматривают дальнейший рост материального благосостояния народа, дальнейший расцвет передовой социалистической культуры.
      Партия и советское правительство уделяют большое внимание расширению ассортимента, повышению качества, увеличению выпуска и удешевлению различных предметов широкого потребления, в том числе и швейных изделий.
      Министр легкой промышленности СССР товарищ Косыгин в своей речи на XIX съезде Коммунистической партии Советского Союза сказал: «Большую работу требуется провести также по ликвидации недостатков в швейной промышленности. Мы должны в ближайшее время еще больше расширить производство швейных изделий, поднять качество пошива и улучшить дело моделирования».
      Моделирование одежды — один из видов прикладного искусства — развивается, как и все области советского искусства, иа основе метода социалистического реализма. Советские модельеры создают модели одежды, отвечающие принципам целесообразности в одежде, т. е. соответствующие пропорциям человеческой фигуры (не допуская утрировки и вычурности), модели, отвечающие жизни и запросам широких масс.
      Они борются с преклонением перед модами буржуазных стран и методами моделирования, базирующимися на формалистическом направлении буржуазного упадочного искусства.
      Творческая работа модельеров основывается на использоваиии и переработке лучших образцов исторического наследия искусства и народного творчества, а также на целесообразной традиции народной одежды — соответствии ее возрастному делению по форме покроя, цвету и отделке.
      В нашей стране — в эпоху социалистического переустройства быта — мы создаем советский стиль одежды, соответствующий нашему социалистическому укладу жизни, нашей советской действительности.
      tB швейной промышленности эту задачу решают дома моделей, Всесоюзный научно-исследовательский институт швейной промышленности, швейные предприятия, фабричные лаборатории, мастерские индивидуальное пошива, которые призваны удовлетворять все возрастающие требования советских людей к созданию удобной, красивой одежды.
      Мода — это предпочтение определенных форм в одежде на тот или иной сезон.
      Советская мода не может быть создана лабораторным путем в отрыве от жизни. Художники-модельеры должны являться активными участниками общественной жизни страны и обладать острым чувством нового, прогрессивного, которое зарождается в народе.
      В нашем стиле костюма сочетаются массовость и разнообразие, красота и целесообразность, скромность, нарядность и широкая доступность самых разнообразных форм одежды для всего советского народа.
      При моделировании платьев для советских женщин художники-модельеры исходят из естественных пропорций фигуры.
      Решающее значение в достижении изящества платья имеет пропорциональное распределение отдельных деталей по отношению к фигуре.
      Пропорции в одежде — это соотношение отдельных ее частей между собой и сочетание их с формой изделия в целом.
      Длина платья и линия талии определяют пропорции разных частей платья. Линия талии влияет на форму и покрой лифа, рукавов, юбки.
      Следует также отметить, что соотношения частей платья
      должны гармонировать между собой и с платьем в целом: ширина
      воротника или деталей, оформляющих вырез ворота, — с шириной плечей, длина кокетки — с длиной спинки (или полочки); распределение полос, их ширина — с длиной и шириной платья, юбки; ширина и форма манжеты или оборочек — с шириной и длиной рукава.
      Пример 1. Платье молодежное из белого креп-де-шина (рис. 1). Оборочки
      раскроены по косому направлению ткани, собраны по середине, по краям
      оттянуты.
      Расстояние между оборочками пропорционально верхней части лифа (т. е. линиям горловины и плеч).
      Расстояние между оборочками и их расположение на юбке пропорциональны ко всей длине юбки, благодаря чему нижняя (меньшая) часть юбки утяжелена.
      2. Легкий шерстяной костюм без подкладки (рис. 2) рассчитан на фигуру больших размеров, не ниже среднего роста. Жакет отделан низковорсным мехом «голяк».
      Ширина полосы меха и ее расположение пропорциональны по отношению к длине жакета, а длина жакета — по отношению к среднему росту женщины.
      Положение линии талии в изделии влияет на форму и покрои лифа, рукавов, юбки. В зависимости от положения линии талии в изделии меняется зрительное впечатление от платья. Повышенная талия при удлиненной юбке зрительно вытягивает всю фигуру.
      Такие пропорции имели место в костюме начала XIX столетия (рис. 3).
      Пониженная талия при укороченной юбке делает фигуру зрительно неуклюжей и неустойчивой, так как верхняя часть изделия
      Рис. 3 Рис. 4
      становится тяжелее нижней. Такие пропорции были у костюма начала XX века (рис. 4).
     
      ФОРМЫ ПОКРОЯ ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
      В данной книге все описываемые изделия объединены по формам покроя в четыре группы.
      1. Покрой строгой формы
      Покрой строгой формы характеризует платья прямых строгих линий, полуприлегающей формы, не затянутые в талии. Линия плеча четко обозначена (втачной рукав). Подплечики служат только для сохранения формы плеча. Пройма не удлиняется. Положение линии талии в изделии определяется талией на фигуре. Ширина юбки на бедрах зрительно почти совпадает с шириной нижнего края юбки. Средняя длина платья 34—36 см от пола. Отделка таких платьев гармонично сочетается с покроем. Платья покроя строгой формы могут быть рекомендованы для женщин любого возраста и изделий разных размеров.
      2. Покрой строгой формы платьев, прилегающих в талии и имеющих расширенную юбку
      Покрой строгой формы платьев, прилегающих в талии и имеющих расширенную юбку, характеризует платья, лиф которых затянут в талии и имеет покрои строгой формы. Юбка расширенная. Такая форма покроя рекомендуется для молодых женщин, так как: лучше выявляет фигуру.
      3. Покрой мягкой формы
      Покрои мягкой формы определяется формой плеча и покроем юбки. Рукав часто строится без подплечнков или с тонкими подпле-чикамм округлой формы. Линия плеча плапгю переходит в рукав,. КоIорып не имеет обычной линии втачки в пройму, чаще всего он цельнокроен с лифом. Юбка узкая, прямая или широкая, расклешенная. Талия затянута и подчеркнута поясом, вытачками или другими конструктивными деталями. Средняя длина изделия при широкой юбке 32—34 см от пола.
      4. Покрой, созданный на основе классической формы русской
      народной одежды
      При создании костюма советской эпохи художники-модельерьг используют традиции русской народной одежды.
      Разнообразие форм покроя одежды, декоративных решений узоров вышивок и цветных сочетаний дает богатейший материал для творческой переработки наследия русского народного-искусства. Из разнообразных форм покроя одежды в процессе-м ноговекового развития выявлялись основные, типические формы покроя одежды и принципы ее композиционного и декоративного-решения, которые можно назвать классическими.
      Неразрывная связь конструктивного построения с орнаментальным и цветовым решением и соблюдение всех требований удобства одежды, гигиены и т. д. приобщают типические образцы народной одежды к классическим произведениям искусства.
      При анализе форм покроя современной одежды становится очевидным, что основные черты конструктивного построения, ее являются развитием классических форм русской народной одежды.
      Следует отметить, что всем вышеперечисленным формам покроя присущи общие характерные черты современной моды, как-то: расширенное плечо — 13—13,5 см, общая прибавка на свободное облегание 5—6 см и длина.
      Рекомендуемое нами удлинение платьев на 1 —2 см при формах покроя платьев с широкими юбками основывается на том, что более широкая юбка зрительно короче и, наоборот, узкая и прямая выглядит длиннее.
      Из всех форм покроя платьев покрой строгой формы наиболее распространен и потому является основным при конструировании платьев.
      Пользуясь различными формами покроя платьев, не следует забывать о том, что нельзя механически увеличивать или уменьшать .любое изделие для женщин разного роста или для платьев разных размеров.
      При выборе фасона платья каждая женщина должна учитывать особенности своей фигуры и в зависимости от этого выбирать платье с наиболее подходящими для нее линиями и отделками.
      Форма ворота, рукава, юбки не может быть одна и та же для крупных и для миниатюрных фигур.
      Величина каждого украшения или детали должна соответствовать размерам фигуры.
      Для полной фигуры подходят платья покроя строгой формы. Лиф рекомендуется делать с глубоким вырезом и со вставками контрастных цветов, рукав — втачной. Лиф и юбка должны быть полуприлегающими. Не рекомендуется делать их плотно обле-
      гающими фигуру, так как это будет укрупнять ее. Платья должны иметь простые линии, без всяких нагромождений и лишних украшений. Конструктивные линии должны располагаться в вертикальном направлении (рис. 5).
      Для миниатюрной фигуры платья следует делать с деталями маленьких размеров: маленький воротничок, мелкие пуговицы, небольшие карманы, короткие баски и пр. (рис. 6).
      Для высокой и стройной фигуры подходят платья покроя мягкой формы, с лифом, затянутым в талии, и расклешенной юбкой (рис. 7).
      Для низкой и полной фигуры рекомендуются платья строгой формы, прилегающие в талии, с несколько удлиненным лифом и юбкой, слегка расширенной книзу. На лифе следует делать удлиненный пыреи (рис. 8). Для таких фигур нельзя делать платья с широкими поясами а поперечными линиями отделок.
      Для очень тонкой и высокой фигуры рекомендуются платья с пышным лифом и юбкой. Для большего подчеркивания талии юбка должна быть расширена на бедрах и собрана в сборочки на талии. К таким платьям очень идут оборки, рюши, воланы и т. п. (рис. 9).
      Кроме конструктивных линий, идущих от формы покроя, в платье имеются линии, образующиеся отделками, вышивками и пр. Эти линии называются декоративными.
      Декоративные линии украшают одежду, выявляют форму покроя; они должны соответствовать характеру покроя платья, свойствам ткани, из которой шьют платье.
      Декоративная линия должна быть обязательно увязана с конструктивными линиями и содействовать их выявлению.
      Расположение декоративных линий на платье может решаться различными приемами, например:
      на рис. 10 вышивка и отделка расположены по всем конструктивным линиям платья: широкой, массивной полосой отделан ниж-
      яий край юбки, боковые складки отделаны кантом из креп-сатина на блестящую сторону; рукава также отделаны вышивкой, а пройма, горловина и разрез на лифе — блестящим кантом;
      на рис. 11 расположение декоративных линий решено по-иному: вышивка сосредоточена на одной детали лифа, благодаря чему концентрирует внимание на этой детали.
      И то, и другое решение расположения декоративных линий одинаково украшает платье, но каждое из них может быть применено лишь к определенным формам покроя.
      Украшением женского платья также могут являться вытачка и прием ее оформления. Принцип оформления вытачки в наследии народных форм одежды дает примеры для использования ее как декоративного элемента в современном платье.
      В русском народном костюме при широкой, часто прямоугольной пройме вытачка переходит в сборки у ворота.
      В мордовском народном костюме из плотного холста в верхней части лифа вставленные отдельно нарядно вышитые плечики тоже частично выполняют назначение вытачки.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.