НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Кружево в современном костюме. Кораблёва, Плющева. — 1967 г.

Анна Антоновна Кораблёва
Анна Яковлевна Плющева

КРУЖЕВО В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ

*** 1967 ***


PDF


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

      СОДЕРЖАНИЕ
      Основные принадлежности для плетения кружева 4
      Приемы плетения основных элементов кружева 5
      Кружево в костюме 9
      Кружево в интерьере 13

     
     
      Техника исполнения кружевных изделий поясняется чертежами и сколками в натуральную величину. Изделия, показанные на рис. 21, 22, 31 (II вариант), 39, 40,. 41, заимствованы у Научно-исследовательского института художественной промышленности.
      Альбом, иллюстрированный оригинальными, современными моделями, рассчитан на широкий круг читателей.
      Современное русское плетеное кружево является подлинно неродным произведением советского декоративного искусства. Оно поражает богатством своеобразных узоров, декоративной выразительностью и совершенством исполнения.
      Ручное кружево имеет многовековую историю. С давних времен кружевами украшали рушники, скатерти, женское белье. С большой любовью и мастерством кружева применяли для отделки женского костюма.
      Самобытные, с прекрасными народными узорами русские кружева в настоящее время известны далеко за пределами нашей Родины. На Всемирной выставке в Брюсселе русские кружева получили высшую награду — «Гран-При», а также золотую и серебряную медали.
      Нежные и воздушные, похожие на белую пену морской волны, со сложными и выразительными узорами, современные кружева служат прекрасным украшением к женскому и детскому платьям. Кружево придает оригинальность и элегантность как вечернему, так и повседневному платью. Различные кружевные вставки, воротники, манжеты удачно дополняют и разнообразят женский костюм. Кружево может быть подобрано в тон ткани или контрастно по цвету. Всегда нарядно белоснежное кружево, которое хорошо сочетается с тканью различных тонов.
      Кружево широко используют также для художественного оформления современного жилого интерьера. Изящные кружевные салфетки, небольшие дорожки и другие изделия красиво сочетаются с блеском полированной мебели, вносят нарядность и оживление в несколько строгие линии современной обстановки.
      ОСНОВНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВА
      Подушка. Кружево плетут на подушке в виде валика (рис. 1), туго набитого опилками.
      Подушки делают разных размеров в зависимости от размера изделий. Чаще применяют подушку среднего размера. Для ее изготовления отрезают два куска прочной ткани длиной по 80—85 и шириной по 40—45 см и шьют из них две наволочки (рис. 2) сшивая каждый кусок только по длине. Несшитые концы подгибают на 2—3 см, подшивают и в них вдергивают шнурки. Затем один конец наволочки стягивают шнурком так, чтобы осталось отверстие диаметром 8—10 см. Внутрь наволочки вкладывают картонный кружок диаметром до 20 см, закрывающий зто отверстие, и наволочку туго набивают опилками. Вложив в наволочку второй картонный кружок того же размера, ее затягивают шнурком. Выровняв как следует готовую подушку, на нее надевают вторую верхнюю наволочку, затянув концы ее шнурками, как и первую.
      Верхнюю наволочку рекомендуется часто менять, так как при плетении кружев необходима исключительная чистота.
      По окончании плетения подушку с кружевом закрывают салфеткой «покрывашкой», предохраняющей изделие от загрязнения.
      Подставка. Для удобства в работе подушку помещают на специальную подставку.
      Риг. I. Подушка
      В зависимости от условий работы выбирают и конструкцию подставки. Для индивидуального или i зования в домашних условиях можно исполыоваи подставку (рис. 3), состоящую из двух рам, cmi»#» ленных между собой, или небольшой ящик с утя» лечием для подушки.
      Коклюшки. Коклюшки — это деревянные пале ки с углублением в верхней части (рис. 4). Это ут лубление называется шейкой 2, на которую ив матывают нитки. Самая верхняя часть компюшяе называется головкой 1, нижняя — концом 3 Пе плетении кружев применяют коклюшки различны! размеров. Наиболее употребляемые из ниа дующие: общая длина коклюшки 170 мм; длим шейки — 40; диаметр конца — 10; диаметр шпиаи ri 5—6 мм.
      Игла для накола. Это приспособление соое# из тонкой швейной иглы, вставленной ушком tflf ченую деревянную палочку (рис. 5). Им полыу ся при копировании сколков, переводе теам» ского рисунка с миллиметровки на картон или гую плотную бумагу, а также при изготовив трафаретов рисунка для припороха.
      При плетении кружев необходимы также и ницы и вязальный крючок.
      Булавки. Необходимым вспомогательным мв риалом в кружевоплетеиии являются медные латунные нержавеющие булавки. Их вкалыввют сколок для поддерживания соединенных ниток плетении.
      Сколок. Это рабочий рисунок, по которому н тут кружева. Он может быть напечатан точа или сколот иглой для накола. Точки или отверг на сколке обозначают места переплетения пар клюшек вкалывания булавок для поддержания коклюшек.
      Наиболее простой способ изготовления яо технический рисунок уэорэ, выполненный ив ми лиметровке, накладывают на картон или плоти бумагу и скрепляют булавками, скрепками прошивают редким швом.
     
      Коклюшки навешивают парами на булавки, вколотые в подушку у начала сколка. Плетение производят одновременно двумя парами коклюшек, одна из которых находится в правой, а другая — в левой руке. Коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток. Основные приемы переплетения ниток а кружеволлете-нии носят следующие названия: «перевить»,
      «сплести вползаплста» и «сплести в полный заплети.
      Перевить. В каждой паре коклюшек перекладывают справа налево одну коклюшку через другую, т. е. 1 через 2; 3 через 4 (рис. 7, а) и так от одного до грех и более раз в зависимости от узора; коклюшки перекладывают всегда справа налево.
      Сплести вползаплета. Каждую пару коклюшек перевивают один раз, а затем коклюшку 2 перекладывают через коклюшку 3 (рис. 7, б).
      Сплести в полный заплет. Каждую пару коклюшек перевивают один раз, затем обе парьт сплетают вползаплета, после этого опять перевивают каждую пару один раз, и, наконец, обе пары коклюшек сплетают вползаплета; в результате образуется переплетение в полный заплет (рис. 7, в).
      8 плетении кружев требуется большая аккуратность при отвивании и утягивании ниток с коклюшек, чтобы нитки на них не обрывались. Когда нитка кончается или обрывается на расстоянии 15—20 см от места ее переплетения, то коклюшку с новой ниткой привязывают на булавку, вколотую в подушку. Затем снимают петлю с коклюшки, складывают вместе закрепленную нитку и оставшийся конец, наматывают их на коклюшку и закрепляют петлей. Дальше плетение продолжают дэойной ниткой, чтобы новая нитка закрепилась. После этого петлю с коклюшки снимают, отделяют и кончик нитки отбрасывают, а оставшуюся нитку вновь закрепляют на коклюшке петлей.
      При обрыве нитки у самого переплетения новую нитку закрепляют иа булавку и вплетают в кружево. Но а связи с тем, что такое соединение ниток снижает качество кружева, его применяют только в крайних случаях.
      Плетешок. Плетешок выполняют двумя парами коклюшек. Каждую пару перевивают один раз. затем обе пары сплетают вползаплета. Повторяя последовательно переплетение вползаплета, получают шнурочек, называемый плетешком. После каждого переплетения вползаплета обе пары коклюшек следует разводить в стороны, расправляя и равномерно утягивая все нитки.
      Плетешок в кружеве часто украшают отбивными петельками, придающими кружеву ювелирность и узорность. Отвивную петельку выполняют так пропустив булавку под нитку I (рис. 8, а), захватывают нитку 2, оттягивают ее в сторону и концом булавки вытягивают вверх петлей нитку 1 (рис. 8,6), булавку ставят в точку накола, обе нитки утягивают и продолжают выполнение плетешко Иногда плетешок выполняют одной парой коклю шек при помощи вязального крючка. Для зтого пару коклюшек от точки 1 перевивают 3—5 раз (в зависимости от длины плетешка). Одну нитку пары вязальным крючком протягивают в петельку точки 2 (рис. 9, а), а вторую — в петлю, образованную первой ниткой. Утянув обе нитки, коклюшки перевивают один раз. Затем одну нитку протягивают крючком под перевитые нитки (рис. 9, б), а вторую — в образовавшуюся петлю; так повторяю до точки 1. Образуется плетешок, который в терминологии кружевного производства называется фальшивым плетешком, так как его выполняют одной парой коклюшек.
      Полотняика. Полотнянка является одним из главных элементов, из которого создают различные орнаментальные формы кружевного узора.
      Структура переплетения ниток в полотиянке та же. что и в ткани полотняного переплетения.
      Пары коклюшек, идущие вдоль полотиянки. подобно основе, называются долевыми, а пара, переплетающая нитки подобно утку, — ходовой. Существует несколько разновидностей полотиянки:
      Полотнянка без перевива долевых пар (рис. 10). На S булавок, вколотых в подушку у начала сколка, навешивают по одной долевой паре коклюшек, а на крайнюю булавку —2 лары Затем эти пары (одна из них — долевая, другая — ходовая пара) сплетают между собой в полны заплет.
      Ходовую пару переплетают с каждой последую щей долевой парой в полный заплет. После сплетения ее с крайней долевой парой между ними вкалывают булавку, ходовую пару перевивают 1 — 2 раза, огибают вокруг булавки и вновь последо вательно а обратном направлении сплетают с до-
      левыми парами в полный заплет. Так выполняют одни ряд переплетений за Другим, образуя полот-нвику.
      Полотнянка с перевивом крайних долевых пар (рис. 11). Эта разновидность полотнянки отличается от предыдущей ажурной кромкой, идущей с правой и левой сторон полот няики. Выполняют ее так же, как и предыдущую лолотнянку, с той лишь разницей, что ходовую пару коклюшек до и после сплетения с перевитой крайней долевой парой перевивают 2—3 раза, что создает ажур по краю полотнянки.
      Полотнянка «в перевив пар» (рис. 12). По внешнему виду эта полотнянка отличается от ранее описанных разновидностей полотнянки, так как она ажурная. Но в основе ее выполнения лежит тот же технический прием: переплетения ходовой парь» с долевыми а полный заплет; но все эти пары до сплетения должны быть перевиты 2—3 раза.
      Сетка. Это ажурное переплетение нитей, идущих по диагонали и пересекающихся одной горизонтальной ниткой. Сетку выполняют по такому же сколку, что и лолотнянку (рис. 13). Ходовую пару коклюшек, перевитую один раз последовательно, сплетают вползаплета с долевыми парами, перевитыми также один раз.
      С крайними долевыми парами ходовую сплетают в полный заплет до булавки и после нее.
      При плетении сетки нитки необходимо утягивать и разравнивать по всей ширине сетки, чтобы предотвратить уплотнение или разрежение нитей.
      Насновки. Насновки бывают овальной, четырехугольной и трехугольной формы.
      Чаще всего в кружеве применяют овальные и четырехугольные насновки.
      Из насновок создают разнообразные орнаментальные мотивы в виде цветочков, листочков, снежинок и т. п.
      Насновки выплетают двумя парами коклюшек. Из четырех ниток этих коклюшек одна нитка —ходовая, переплетающая в поперечном направлении подобно утку остальные три долевые нитки.
      При плетении овальной насновки обе пары коклюшек идут из одной точки, а квадратной —из двух. Начиная овальную насновку, пары коклюшек сплетают в полный заплет (рис. 14). Затем крайнюю правую коклюшку, которая будет служить ходовой, перевивают один раз с крайней долевой коклюшкой, подложив под среднюю долевую, и перевивают два раза с другой крайней долевой. После этого ходовую коклюшку ведут в обратном направлении, но уже поверх средней долевой и перевивают два раза с крайней долевой коклюшкой.
      Так последовательно повторяют переплетения ходовой коклюшки с долевыми до получения насновки требуемого размера.
      Для образования правильной овальной формы насновки крайние долевые коклюшки держат натянутыми и разводят в стороны, а нитку ходовой коклюшки утягивают осторожно, придавая наснов-ке нужную форму и плотность.
     
      Навивной паучок. Навивной паучок приманим» как украшение в местах соединении плетешков или перевитых пар. Паучок может быть круглый, «спи он выполнен на пересечении не менее 6 плетсш ков, или перевитых пар коклюшек; квадратным на пересечении А плетешков и треугольный на пери сечении 3 плетешков или перевитых пар коклюшем Выполняют паучок одной парой коклюшек при помощи вязального крючка. Одну нитку из дамбой пары (рис. 16) протягивают вязальным крючком плетешок или перевитую пару, а вторую — в об раэовавшуюся петлю первой. Затем пару переви вают и в такой же последовательности цепляют «а следующий плетешок и т. д. Этот прием повторяют до получения паучка нужного размера.
      Скань «веревочкой». Это утолщенная нитка, при меняемая чаще всего в полотиянке или сетке, при дающая рельефность узору, большую дскорл’на ность и четкость орнаменту. Позтому обычно дл« скани применяют нитки низких номеров; если мит ки тонкие, их складывают в несколько раз и ня матывают на коклюшку.
      Для скани на булавку навешивают одну пару коклюшек. При каждом переплетении ходовой пары коклюшек от одного края к другому пару коклюшек для скани перевивают справа налево один раз (рис. 17), а одну коклюшку из этой пары прокладывают между нитками ходовой пары
      Закидка (рис. 18). Этот прием выполняют на поооротах вилюшки следующим образом: сплетя вползаплета ходовую лаоу и крайнюю долевую, идущую по внутреннему краю поворота вилюшии каждую из них перевивают по два раза и вновь сплетают вползаплета. Затем ходовую пару м клюшек сплетают с остальными долевыми пара ми, возвращаясь к внешнему краю поворота ям люшки и т. д. Закидки выполняют до тех пор. поая не будет закончен поворот вилюшки.
      Сцепка (рис. 19). Сцепку применяют при соеди нении отдельных частей или элементов узора Вы полняют сцепку одной ходовой парой коклюше вязальным крючком. Для этого перевивают 1 I раза ходовую пару, одну нитку протягивают вязальным крючком в петельку соединяемом чя «я узора (рис. 19, о), а вторую — в образовавшую я петлю первой нитки (рис. 19,6). Утянув обе миам ходовой пары, ее перевивают 1—2 раза и сплеами
      Рис 20. Зашивка и — подготовка пар: б — процесс ишмяки
      долевыми парами выплетаемого элемента кру-мееа Сцепки выполняют в соответствии с обри- ои на сколке.
      Эешивка. Зашивку применяют при соединении сдельных частей а единую орнаментальную фор »г или по окончании плетения изделия.
      выполняют зашивку в такой последовательном: за 2 см до конца выполняемого элемента мдму-двс долевых пары коклюшек отбрасывают, а нитки на остальных коклюшках отрывают так, чтобы их длина была 15—20 см (рис. 20, а). Конец амдой нитки закрепляют на булавке, вколотой в нодушку. В образовавшуюся петлю протягивают митну с коклюшки, складывают вдвое, наматывают на коклюшку и закрепляют петлей. Подготовив таким образом для зашивки все долевые пары, дальнейшее плетение продолжают сдвоенными нитками Затем из полоски 1 ходовую пару прокладывают в петлю долевой нитки из полоски 2 U1 20,6). Закрепленный конец этой нитки енмма-м с булавки и осторожно затягивают петлю. Ходовую пару сплетают с долевыми парами из по-лш ки 2 до булавки и обратно.
      В такой же последовательности зашивают ж тальные нитки долевых пар из полоски 1, а ходовую пару вплетают в полоску 2, затем отбратыяают.
      КРУЖЕВО В КОСТЮМЕ
      Платье с кружевной каймой из гладкого льмямо-« полотна с лавсаном, цельнокроеное, шестишов- отделанное широкой полосой кружева (|мн 21), которое может быть в тон ткани или нерачительно темнее. Кружево нашивают на ткань.
      У юр отделки выполнен в характере вологод-«И1 народных кружев. Кружево плетут из льняные ниток N9 18 3 или хлопчатобумажных № 10.
      Всю полосу отделки выполняют по рабочему («нляу раппорта узора. Этот сколок (табл. 1, при-аншеми I) закрепляют на подушке и по линии АБ вааоыаают семь булавок. На каждую из них навешивают по одной долевой паре коклюшек, а не «раннюю — две лары, которые сплетают в полные janner: одна из этих пар — долевая, а дру-юдоеея. Ходовую пару с долевыми сплетаем в полный заплет, образуя полотнянку с пере-еееим крайних долевых пар. Посередине полотняные может проходить скань «веревочкой» — это куиеды I узору большую рельефность. По ходу вы-лмнмвнмя узора полоски лолотнянки соединяют чымами вязальным крючком.
      ашетиа в узоре состоит из плетешков с отвивыми тютельками, которые выполняют двумя пара-тт нилюшок по ходу плетения лолотнянки, соэдеенцаи основной узор.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru