На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Кружок переплётного дела. Мазок Н. Н. — 1982 г.

Николай Николаевич Мазок

Кружок переплётного дела

*** 1982 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА
      Кружки переплетного дела могут быть организованы при школах, Дворцах и Домах пионеров, детских и школьных библиотеках, профсоюзных клубах, домоуправлениях и ЖЭКах, в пионерских лагерях. К руководству кружками, помимо преподавателей и внешкольных работников, можно привлекать мастеров и инженерно-технический персонал полиграфических предприятий, работников отделов реставрации книг при библиотеках, переплетных мастерских, студентов, родителей.
      У каждого учащегося, записавшегося в кружок, следует выяснить его интересы, трудовые навыки и умения. В дальнейшем это поможет руководителю организовать занятия так, чтобы ребята лучше могли проявить свои способности в освоении процессов переплетного дела.
      Кружки формируются с учетом возраста учащихся. В один кружок желательно записывать школьников IV—VI классов, более старших ребят — в другой. Связано это с некоторым различием в организации и планировании учебного процесса в зависимости от возраста и развития ребят.
      Учащиеся IV—VI классов приобретают навыки по хранению и сбережению книг, устранению незначительных повреждений учебников и других книг, про-кольному переплету газеты «Пионерская правда», простейшим способам переплета комплектов детских журналов и приложений к ним, а также по изготовлению некоторых беловых и картонажных изделий.
      Учащиеся старших классов в соответствии с их общеобразовательной подготовкой и приобретенными трудовыми навыками в состоянии более глубоко изучить основы переплетного дела и освоить практические приемы ручного переплета книг различных конструкций. Им посильны работы с применением большого набора инструментов и приспособлений, с использованием более широкого ассортимента материалов и клеев, а также работы, требующие проведения расчетов, продумывания операций.
      Изучение истории переплетного дела, ознакомление с образцами старых книг ножет натолкнуть их на создание интересных, оригинально оформленных переплетных изделий. В этом случае руководителю следует поощрять творческие поиски ребят, оказывать им квалифицированную помощь как советом, так и участием в самой работе.
      Важное воспитательное значение для школьников любого возраста имеют экскурсии в музеи, на полиграфические предприятия и книжные выставки, в издательства, библиотеки и книгохранилища, встречи с ветеранами труда, полиграфистами, писателями, издательскими работниками, художниками-оформителями книг.
      Например, посещая библиотеки и книгохранилища, в которых есть отделы реставрации книг или переплетные мастерские, ребяга могут познакомиться с процессом восстановления книг, с организацией рабочего места и труда переплетчика, наконец, понять, что знания и навыки, приобретенные ими в кружке, имеют большое общественное значение. Освоив основы переплетного дела, школьники смогут оказать посильную помощь библиотекам в восстановлении их книжного фонда
      Для того чтобы ребята в кружке чувствовали себя полноправными членами коллектива, необходимо совместно с ними обсуждать и решать основные организационные вопросы. На первом же занятии следует познакомить учащихся с их правами и обязанностями, объяснить им, что работа в кружке строится на самоуправлении и самообслуживании. Для этого выбирается староста кружка, который следит за дисциплиной и выполнением правил внутреннего распорядка, выясняет причины отсутствия кружковцев, организует дежурства Дежурные готовят помещение к очередному занятию, следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а по окончании работы убирают помещение, проверяют, правильно ли сложены инструменты и материалы Руководителем кружка совместно с ребятами обсуждаются вопросы подготовки и проведения выставок, встреч с работниками полиграфии и издательств, подводятся итоги проделанной общественно полезной работы. Это развивает в школьниках чувство ответственности за общее дело, способствует росту их творческой активности, самостоятельности.
      Успех в работе кружка во многом будет зависеть от установления прочных связей с предприятиями, учреждениями. Шефствующие организации в состоянии ока* зать значительную помощь в оснащении и оборудовании рабочего помещения, изготовлении инструментов и приспособлений, обеспечении необходимыми материалами. Например, руководители полиграфических предприятий могу! оказать содействие в снабжении различными материалами из некондиции или отходов, необходимым оборудованием, которое списано на предприятии, но вполне пригодно для кружковой работы (прессы, бумагорезательные и картонорезательные машины и т. д.). С помощью предприятий-шефов, имеющих механические, кузнечные, столярные, модельные цехи, можно изготовить для кружковой работы хороший переплетный инструмент, приспособления и оборудование. Инженерно-технические работники этих предприятий помогут в разработке их конструкций, а рабочие цехов — в их изготовлении.
      Родители кружковцев также могут оказать помощь в оборудовании помещения, приобретении материалов, изготовлении инструмента, проведении вореч с интересными людьми, бесед, экскурсий.
     
      ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ КРУЖКА
      План учебно-воспитательной работы кружка определяет основные направления и характер всей деятельности коллектива в учебном году. Он составляется руководителем в начале учебного года на основании типовой программы.
      В отличие от обязательных школьных учебных программ программа занятий в кружке считается примерной. Она предусматривает изучение теоретических вопросов в целесообразной последовательности их изложения и содержит ориентировочный перечень практических работ.
      Программа занятий в кружках, работающих при школах, рассчитана для учащихся IV—VI классов на 72 ч, для учащихся VII—X классов на 108 ч. Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность занятий для младших
      ребят — 2 ч, для старших — 3 ч с обязательным перерывом через каждые 45 мин работы.
      В кружках, работающих при внешкольных учреждениях, занятия проводятся два раза в неделю, соответственно количество часов увеличивается в два раза.
      На основе типовой программы руководитель кружка составляет тематический план учебно-воспитательной работы на учебный год с учетом материально-технической базы, специфики школ и внешкольных учреждений, а также интересов членов кружка и других факторов. В плане перечисляются темы занятий, определяется время, отводимое на их. проведение.
      На протяжении всей работы кружка руководитель ведет журнал, в котором записаны сведения о членах кружка (фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний адрес и др.), здесь же отмечаются отсутствующие. В журнале фиксиру. ется тема и план проведения каждого занятия. Это позволяет систематически анали* зировать ход работы, вносить коррективы в учебный процесс, устранять недостатки.
      Кроме официального журнала, некоторые руководители ведут дневники, где записывают содержание бесед, проведение массовых мероприятий, приемы работы, возникшие трудности. Такой дневник поможет руководителю в подготовке к каждому занятию и облегчит его работу в последующем учебном году.
     
      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КРУЖКА
      ПОМЕЩЕНИЕ И МЕБЕЛЬ
      Помещение для занятий кружка переплетного дела должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебно-производствениой эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым. При этом в расчете на 15 учащихся и одного преподавателя лучше иметь две комнаты — одну для занятий (площадью 40—45 м2) и другую (площадью 12—15 м2) для подсобных работ: приготовления клеев, заточки инструментов, хранения запасов материала.
      Если для занятий будет отведена лишь одна комната, место для подсобных работ необходимо отгородить остекленной перегородкой. Лучше, если оно будет находиться недалеко от окна, в форточный проем которого монтируется вытяжной вентилятор.
      Стены комнаты для занятий рекомендуется окрасить в светлые тона желтого, зеленого, голубого оттенков. Желательно, чтобы площадь застекленной поверхности (окон) составляла 74 или 7б площади пола. Искусственное освещение лучше обеспечивать люминисцентными лампами; минимальная освещенность на рабочих местах при искусственном освещении — 300 л к.
      Для проветривания помещения окна должны иметь форточки или фрамуги. Температуру воздуха в рабочем помещении следует поддерживать в пределах от +18 до +21 °С при .влажности 40—60%.
      Рабочее место каждого кружковца должно быть индивидуальным. В условиях школы, например, целесообразно приспособить для занятий ученические столы с горизонтальной крышкой.
      Учитывая, что основные переплетные операции выполняются сидя и стоя за столом и его поверхность подвергается физическим нагрузкам (давлению, ударам), нужна усиленная и поднятая выше столешница. Ее можно сделать из сорокамилли-метровых досок, связав их снизу по торцовым и одной продольной сторонам брусьями из этих же досок (высотой —100 — 120 мм). Лицезую часть новой столешницы покрывают фанерой или гетинаксом и укрепляют на крышке школьного стола, что увеличивает его высоту на 140— 160 мм. Пространство, образовавшееся между дополнительной и основной столешницами, можно использовать для хранения материалов и инструмента. Кромки дополнительной столешницы следует тщательно зачистить, зашпаклевать и окрасить масляной краской.
      В правом переднем углу крышки стола делается отверстие по диаметру клеянки, куда ее устанавливают во время работы. К правой стороне, передней продольной кромки крышки (или к правой торцовой) крепится пенал для инструментов. Общий вид такого стола, а также пенала для инструмента показан на рис. 1.
      Во внешкольных учреждениях для занятий переплетным делом можно использовать любые другие столы, имеющие прочную, устойчивую столешницу.
      Стулья, а еще лучше табуреты должны быть на 100 —150 мм выше стандартных. Они удобны для работы сидя, и ребята будут меньше утомляться при изменении рабочего положения.
      Для хранения материалов, приспособлений, инструментов можно использовать имеющиеся в наличии шкафы, стеллажи, полки. Желательно, чтоГы у каждого кружковца было определенное место, где бы он мог хранить детали разобранной книги, устанавливать тиски с запрессованными в них материалами или располагать для просушки (обжимки) под грузом переплетные крышки, тетради, книжные блоки.
      Размещать мебель и оборудование следует так, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего.
      Стол руководителя кружка, классная доска, плакаты и демонстрируемые образцы должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.
      В случае оснащения кружка бумаго- и картонорезательными машинами, при. водными и механическими прессами и т. п. последние следует устанавливать не ближе 2—2,5 м от рабочих столов и оборудовать защитными устройствами. К ним должен быть свободный и безопасный доступ.
      В рабочей комнате кружка следует выделить место для витрины с наглядными пособиями, макетами, поделками учеников. При оборудовании подсобного помещения особое внимание надо уделить воздухообмену в нем. Точильные станки обязательно должны быть снабжены пылеотсасывающим устройством. Для варки клея следует использовать электрическую плитку с закрытым нагревательным элементом. Помещают ее в специально оборудованном металлическом шкафу, имеющем вытяжку (рис. 2). В комнате для занятий, и в подсобном помещении следует предусмотреть меры противопожарной безопасности (ящик с песком, ручные огнетушители типа ОХП-10). Примерная планировка помещения для занятий переплетным делом показана на рис. 3.
      Рис. 3. Примерная планировка помещения для кружка переплетного дела: а — уголок для хранения материалов; б — уголок для вспомогательных работ; 1 — столы кружковцев; 2 — стол руководителя; 3 — демонстрационный (вспомогательный) стол; 4 — стулья (табуреты); 5 — классная доска; 6 — умывальник; 7 — аптечка; 8 — стеллаж; 9— шкаф с вытяжкой для приготовления клея; 10 — витрина для образцов и поделок; 11 — электрическое точило.
     
      ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДОЯ РУЧНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ
      Кружки переплетного дела при школах и во внешкольных учреждениях оснащаются в основном инструментами и приспособлениями для ручных работ. Можно воспользоваться инструментами и приспособлениями для работы с бумагой» картоном и по переплету книг» разработанными отделом учебного оборудования{Институ-та методов обучения АПН РСФСР и предназначенными для занятий по труду с деть* ми младшего школьного возраста. Они просты в изготовлении и употреблении. С их помощью можно выполнять многие переплетные операции» особенно по программе занятий с ребятами IV—VI классов.
      Такие инструменты» как ножницы» плоскогубцы» кусачки» скальпели, шилья, кисти и т. д., широко применимы в быту и хорошо известны ребятам. Однако к некоторым из них предъявляются определенные требования. Так, например, молотки лучше использовать типа сапожных: у них широкий боек, а это удобнее в работе переплетчика. Понадобится и деревянный молоток — киянка. Он бывает и круглого и квадратного сечения. Сделать его можно из древесины твердых пород, например бука. Сейчас в продаже есть наборы молотков (для жестянщиков), изготовленных из синтетических полимеров (полиуретан). Они удобны в работе, так как имеют упругий боек и не деформируют обрабатываемый материал.
      Для пропилки корешков книжных блоков перед их шитьем лучше пользоваться мелкозубыми ножовками по дереву, ножовками и шлицовками по металлу. Рез этих инструментов узкий и чистый, бумага в месте пропила не разрушается.
      Проделывать отверстия в корешках толстых книжных блоков при шитье их втачку удобнее и быстрее при помощи ручной или электрической дрели, оснащенной сверлом соответствующего диаметра.
      В процессе работы могут понадобиться и Другие инструменты бытового назначения. Все они должны быть исправными и безопасными.
      Школьникам старшего возраста следует рекомендовать традиционные инструменты, апробированные многими поколениями переплетчиков и до сих пор широко используемые при ручных работах даже в странах с весьма высокоразвитой полиграфической техникой. Их также можно изготовить в школьных мастерских. Рисунки подобных инструментов и приспособлений приведены в книге1.
      Инотрументы. Для выполнения переплетных и реставрационных работ понадобятся некоторыеспецифические инструменты. Вот основные.
      Универсальный нож для переплетных работ лучше всего сделать из полотна приводной ножовки, изготовляемой из высококачественной инструментальной стали: он меньше тупится и его не приходится часто затачивать. Переплетный нож (рис. 4, А) затачивают, спуская фаску с правой стороны (в положении при резке), а затем доводят с обеих сторон на оселке. Легче работать, когда длина переплетного ножа вместе с рукояткой составляет 200 — 220 мм (для детской руки — 150—170 мм). Рукоятку можно сделать из дерева, пластмассы либо оклеить кожей или обмотать изоляционной лентой.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru