НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Кружок вязания крючком. Ерёменко Т. И. — 1984 г.

Татьяна Ивановна Ерёменко

Кружок вязания крючком

*** 1984 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Организация и проведение занятий 4
Организация и планирование
О проведении кружковых занятий 7
Примерное содержание занятий 10
О вязании крючком 15
Вопросы материаловедения
Основные приемы вязания крючком 17
Выполнение простейших узоров 21
Вязание узорного полотна 25
Орнамент в вязаном изделии 30
О цвете 34
Подготовка к выполнению изделий 35

Первый год обучения 37
Выполнение изделий
Шарф 38
Шапочки 41
Варежки, перчатки 46
Носки, тапочки 49
Кружева, воротники 53
Сумки 64
Косынки, шали 72
Сувениры 77

Второй год обучения 82
Построение чертежей выкроек
Построение чертежа выкройки жакета с вшивным рукавом 83
Построение чертежа выкройки женского пуловера покроя реглан 86
Построение чертежа выкройки джемпера в народном стиле 87
Построение чертежей выкройки юбки 89
О вязании изделий по выкройке 90
Выполнение деталей изделий 95
О вязании изделий покроя реглан 109
Обработка и сшивание изделий 112
Выполнение изделий
Юбки
Кофты, жакеты 47
Тунисское вязание 128
Вязание с помощью «вилки» 130
Вязание узоров, имитирующих коклюшечные кружева 134
Вязание, имитирующее строчевую вышивку 137



Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, I984. — 143 с., ил.

      Вязание крючком известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц.
      Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Клубок ниток и небольшой инструмент — крючок таят в себе неограниченные возможности. А научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.
      Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия — занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание.
      Благодаря несложному оборудованию кружки художественного вязания крючком могут быть организованы повсеместно: в школе. Домах пионеров, при жэках, в пионерских лагерях и т. д.
      В пособии в соответствии с программой, утвержденной МП СССР, даются рекомендации по организации, планированию и проведению занятий кружка художественного вязания крючком. В книге рассказывается о технических приемах вязания крючком, выполнении различных узоров, о построении чертежей выкроек, использовании их в работе и т. д.
      В соответствии с программой двух лет обучения приведено описание выполнения различных по сложности изделий. Отдельные из них помещены на цветных таблицах в конце пособия, для выполнения некоторых из них на цветных таблицах приведены дополнительные варианты узоров. Количество изделий в пособии дано несколько шире программных требований с тем, чтобы преподаватель имел возможность выбрмъ- наиболее подходящие для выполнения в кружке.
      Образцы вязания, приведенные в книге, и модели изделий разработаны автором книги.
     
      ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ
      Курс обучения вязанию крючком планируется на два учебных года с расчетом на самостоятельную работу кружковцев. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. В кружке могут заниматься учащиеся IV — X классов.
      Для того чтобы набор в кружок прошел более успешно, рекомендуется заранее (в конце августа) вывесить объявления о приеме в кружок с указанием места и времени записи учащихся. Рекомендуется также организовать небольшую выставку работ кружковцев в школе, Доме пионеров, жэке, там, где ведется запись в кружок.
      При наборе надо учитывать возраст детей, их успеваемость и занятость в школе. В группах может заниматься от 15 до 20 человек. На первом занятии выбирают старосту группы, он будет следить за посещаемостью учащихся, выполнять поручения руководителя кружка, назначать дежурных.
      Руководителю кружка необходим журнал для каждой группы. В нем отмечается посещаемость учащимися занятий, в него записываются темы уроков, часы работы кружка.
      В начале учебного года составляется примерный тематический план работы кружка на год. В плане указываются названия тем и видов изделий, количество часов, отводимых на теоретические и практические занятия. Руководствуясь планом и программой, педагог к каждому занятию составляет поурочный план. В зависимости от условий, возможностей и способностей кружковцев в план могут вноситься изменения и дополнения.
      Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы школьники хорошо усвоили основные приемы вязания и их условные обозначения, умели четко схематически изображать готовые узоры, выполнять узоры и изделия по записи.
      Следует обращать внимание учащихся на возможность создания вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов).
      Наряду с выполнением изделий по программе кружковцы постепенно знакомятся с новыми приемами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться.
      На втором году обучения руководитель особое внимание обращает на правильное снятие школьниками мерок, построение чертежей выкроек изделий, на расчет петель и проработку отдельных деталей: карманов, вытачек, воротников и др.
      В течение двух годов обучения учащиеся делают необходимые записи в тетради (о выполнении приемов вязания, последовательности выполнения изделия), зарисовывают схемы узоров. Все изделия выполняются в натуральную величину.
      Программой предусмотрено посещение выставок декоративноприкладного искусства, предприятий народных промыслов и т. д. Экскурсии рекомендуется проводить в дни каникул.
      Примерный тематический план занятий
      Особое место на занятиях отводится общественно полезному труду. Кружковцы могут выполнять образцы узоров и небольших изделий для методического фонда Дома пионеров, школы, а также сувениры, подарочные изделия: закладки в книгу, игольницы, прихватки, букетики цветов, салфетки и др.
      В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие из них представляются на городскую выставку.
      Учебно-материальная база. Помещение и оборудование. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. При высоком расположении светильников нужны настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими глаза от прямых лучей света. Свет должен падать на руки с левой стороны.
      Столы могут быть рассчитаны на два или более человек, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику.
      В помещении должен быть стол для руководителя, доска для черчения, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, методических пособий, застекленные стенды для оформления выставки работ учащихся, гладильная доска, утюг, весы для взвешивания ниток. Желательно также иметь небольшой стенд, обтянутый холстом, к такому стенду легко прикреплять образцы из методического фонда, используемые в качестве наглядных пособий при объяснении руководителя, а также выполняемые кружковцами изделия с целью их просмотра и обсуждения.
      В помещении для проведения занятий должно быть не только удобно, но и приятно работать. Поэтому размещению оборудования, оформлению витрин, окон занавесями, расстановке цветов и т. д. надо уделить особое внимание.
      Методический фонд. Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно-методический материал. К нему относится выставка изделий учащихся, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, чертежи, выкройки изделий, журналы и книги по вязанию, а также наглядные пособия для урока по цветоведению, выполненные в цвете. Образцы вязания должны быть выполнены хорошо, из светлых, ярких ниток.
      Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять. Образцы могут выполнять учащиеся в плане общественно полезного труда. Для этого им выдаются нитки из фонда учреждения.
      Изделия, выполненные в натуральную величину, служат наглядным пособием при объяснении нового материала. Руководителю кружка рекомендуется иметь набор хорошо оформленных таблиц с образцами вязания для ознакомления с ними учащихся.
      Материалы, инструмент ы. Нитки и инструменты для выполнения работ кружковцы приобретают самостоятельно. Руководителю нужно иметь запасные инструменты и нитки. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться кружковцами.
      Основным инструментом для вязания служит крючок. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные разной толщины (от 1,5 до 8 мм в диаметре). Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании.
      Крючки диаметром 4 — 6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, более тонкие крючки — для вязания из ириса, мулине, хлопчатобумажных ниток. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Плотное вязание можно получить, используя толстые нитки и тонкий крючок. Для тунисского вязания нужны длинные, ровные крючки. Для ажурного вязания необходим набор, в который входят два длинных крючка и «вилка» -- специальное приспособление для вязания тесьмы.
      Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
      Воротнички и манжеты для школьных платьев, кружева для белья, салфетки и дорожки можно вязать из белых или цветных ниток: катушечных (№ 10 -30), хлопчатобумажных («Олень»), клубочных мерсеризованных («Ромашка»), ириса, мулине (в 3 — 6 ниток).
      Для сумок, настенных панно, кружев широко используют суровые нитки разных оттенков и сутаж.
      Теплые зимние вещи вяжут из шерстяных, полушерстяных, вигоневых и синтетических ниток.
      Для вязания летних кофточек используют бумажный гарус, ирис, мулине, мерсеризованные нитки, тонкую шелковую тесьму.
      Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: штопальные иглы, ножницы, сантиметровую ленту, а также общую тетрадь в клетку, тетрадь для рисования, линейку, краски, карандаши и др.
     
      О ПРОВЕДЕНИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИИ
      Организационно занятие может быть построено следующим образом: 1) общая»организационная часть; 2) проверка домашних заданий; 3) знакомство с новым материалом: просмотр изделий, демонстрационных таблиц; 4) записи и зарисовка схем выполнения узоров; 5) практическое выполнение приемов и образцов вязания; 6) уборка рабочих мест.
      На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения — словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные — это демонстрация, показ; практические — упражнения, выполнение графических работ.
      Вводное занятие, каждая новая тема, как правило, начинаются с рассказа, объяснения преподавателя. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров, выкроек изделий, рисунками на доске, показом диапозитивов.
      В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе.
      В беседе преподаватель дает возможность учащимся высказать свое мнение, получает представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников, желательно, чтобы в ней принимали участие все кружковцы.
      Основное место на занятиях кружка отводится выполнению практических работ, упражнениям. В процессе упражнений, например, отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук или навыки в зарисовке схем узоров.
      В процессе проведения практических работ преподаватель проводит инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). Так, каждой практической работе предшествует подробный вводный инструктаж в виде объяснения с демонстрацией изделий, цветных таблиц. Этот инструктаж дается всей группе. Затем в процессе выполнения работы руководитель показывает приемы работы отдельным группам учащихся, а при необходимости проводит индивидуальный инструктаж кружковцев.
      В конце каждого занятия проводится заключительный инструктаж. Преподаватель демонстрирует лучшие образцы выполнения узоров, отмечает типичные ошибки и т. д.
      В процессе занятий учащиеся записывают в тетрадях объяснение построения узоров, закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки схем — карандашом.
      Если какие-либо приемы вязания требуют подробного описания, то можно чередовать выполнение небольших записей с практическими работами. Выполненные образцы узоров прикрепляют к плотным листкам бумаги или к кусочкам картона, нумеруют, делают подписи.
      Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут делать на доске под диктовку преподавателя несложные зарисовки узоров, придумывать самостоятельно и зарисовывать новые варианты схем для узоров.
      Значительное место на занятиях отводится графическим работам. Это зарисовка схем, выполнение в цвете в альбоме орнамента вышивки, выполнение чертежей выкроек изделий. Эти виды работы способствуют развитию мышления творческих способностей учащихся, их фантазии.
      Наиболее интересные образцы и схемы, а также ошибки, часто встречающиеся в процессе работы над образцами, обсуждаются со всей группой.
      На занятиях кружка преподаватель проводит воспитательную работу: воспитывает у кружковцев дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности (поручает кружковцам оформление наглядных пособий, выставок и т. д.).
      Углублению знаний и расширению кругозора детей, воспитанию их художественного вкуса способствует посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
      В конце каждого занятия рекомендуется познакомить учащихся с темой следующего занятия, дать задание на дом.
      По программе на каждую тему отводится несколько занятий. Для того чтобы увлечь учащихся, дать возможность им выбрать узор и фасон изделия, преподавателю в начале каждой новой темы рекомендуется показать несколько изделий или их зарисовок, несколько красочно оформленных образцов вязки, рассказать об особенностях выполнения изделия.
      Каждый преподаватель в зависимости от условий работы, подготовленности учащихся может внести изменения в порядок выполнения изделий, увеличить число занятий для изучения той или иной темы.
      Правила безопасности труда. С правилами безопасности труда руководитель должен ознакомить кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминать о них. Рекомендуется эти правила оформить и вывесить на видном месте, чтобы учащиеся могли видеть их постоянно.
      1. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках или пеналах.
      2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком — можно поранить сидящего рядом товарища.
      3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
      4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками — они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
      5. Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку.
      6. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении.
     
      ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
     
      Занятие 1. Вводная беседа. Преподаватель говорит учащимся о том, что, записавшись в кружок, они становятся членами большой и дружной семьи пионеров и школьников Дворца или Дома пионеров. Они дожны гордиться этим, беречь традиции Дворца (Дома) пионеров, а также кружка, в котором им предстоит заниматься.
      Все должны знать, что приходить на занятия надо вовремя, не пропускать занятия без уважительной причины. Преподаватель обращает внимание детей на убранство и чистоту помещения, просит поддерживать ее во время занятий, бережливо относиться к общественному имуществу, инструментам, материалам.
      Руководитель кружка рассказывает о том, что школьники будут изготавливать на занятиях, чему научатся. Он показывает образцы вязания, изделия, стремится заинтересовать ребят, вызвать у них желание работать.
      Учитель рассказывает, что существует много способов и видов вязания. Кроме рельефного или ажурного полотна, которое вяжут обычным крючком, можно связать полотно, напоминающее по фактуре и плотности трикотажное, выполненное машинным способом. Это так называемое тунисское вязание.
      С помощью шпильки, или «вилки», крючком можно связать ажурную тесьму, из которой выполняют различные изделия: шарфы, покрывала, пелерины, кофточки. Крючком можно также связать полотно с вытянутыми петлями.
      На первом замятии руководитель, показывая набор крючков, рассказывает, как определить толщину крючка (по номеру), какие крючки необходимы для работы, как следует обращаться с крючками и другими инструментами, чтобы не поранить себя и товарищей. Демонстрируя набор (таблицу) различных ниток, он дает им краткую характеристику. Вопросы материаловедения будут затрагиваться и в дальнейшем, перед началом вязания каждого изделия.
      В конце занятия кружковцы записывают, что нужно принести к следующему разу.
     
      Занятия 2 — 3. Выполнение основных приемов вязания. На этих занятиях школьники записывают под диктовку в тетрадь названия основных приемов вязания и сразу выполняют их. Опыт показывает, что записывание всех названий сразу, а потом выполнение их нецелесообразно. Дети легче запоминают приемы вязания. если выполняют их последовательно,.после записи названия. Например, записали название первого приема (цепочка из воздушных петель) и выполнили его и т. д.
      Руководитель показывает всей группе выполнение первой петли (желательно из светлых объемных ниток толстым крючком), затем следит за выполнением этого приема каждым кружковцем, проводит индивидуальный инструктаж. В процессе работы он обращает внимание учащихся на значение употребляемых слов: «протащить петлю из рабочей нитки через петлю цепочки (набор петель на крючок), «провязать петли» (снять их с крючка) и т. д.
      Очень важно на первом этапе следить за постановкой рук, положением крючка во время работы. Крючок надо держать, как карандаш или ручку. Средний палец правой руки не должен лежать на крючке: это может привести к деформированию руки. Надо объяснить учащимся, что некоторые приемы вязания при неправильной постановке рук выполнить нельзя (например, пышные столбики и др.).
      Связанные образцы основных приемов вязания наклеивают на листы. Клей варят из картофельной муки (преподаватель рассказывает, как надо варить клей и наклеивать образцы). Другим клеем пользоваться не рекомендуется, так как образцы становятся жесткими, обесцвечиваются.
      На втором занятии преподаватель рисует на доске или демонстрирует таблицу с изображением условных обозначений воздушных петель, столбиков и других приемов вязания. Кружковцы карандашом перерисовывают их в тетради, делают ручкой надписи. Этими обозначениями они будут пользоваться на всех последующих занятиях.
      Задание: повторить выполнение основных приемов вязания, аккуратно наклеить их на картон.
     
      Занятия 4 — 5. Упражнения в выполнении столбиков и воздушных петель. Руководитель показывает детям таблицы образцов, связанных из столбиков и воздушных петель, затем с помощью условных обозначений зарисовывает на доске схему выполнения первого образца. Школьники срисовывают схему в тетради и упражняются в выполнении образца, используя толстые светлые нитки. Схему выполнения второго образца под диктовку преподавателя рисует один из школьников.
      Такие занятия увлекают ребят. Они придумывают и предлагают свои варианты из столбиков и воздушных петель. Преподаватель советует сделать их дома и показать на следующем занятии. Выполнение упражнения по вязанию, например полоски из листиков или пышных столбиков, полуколечек и колечек, преподаватель демонстрирует небольшим группам кружковцев, добиваясь четкого и правильного их выполнения.
      Задание: аккуратно наклеить связанные образцы на картон, зарисовать и выполнить несколько узоров, придуманных самостоятельно.
     
      Занятие 6. Вязание узорного полотна. Преподаватель показывает образцы, рассказывает о способах вязания, о расположении и выполнении рядов в узоре (в одном и двух направлениях, смыкании рядов, вязании по кругу). Особое внимание руководитель кружка обращает на выполнение воздушных петель в начале ряда н вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.
      Узор можно выполнять, располагая ряды на прямой плоскости (шарф) и по кругу (чулок, берет). Фактура вязаного полотна может меняться в зависимости от того, куда вводят крючок: под петлю, полупетлю, столбик, между ними и т. д.
      На занятии выполняют три образца из столбиков без накида, вводят крючок: I) под обе полупетли; 2) под ближнюю полупетлю; 3) под дальнюю полупетлю.
      Задание: выполнить три образца из столбиков без накида.
     
      Занятие 7. Выполнение образцов из столбиков с накидом. Проверяя домашние задания, преподаватель обращает внимание школьников на рельефность и эластичность третьего образца из столбиков без накида. Это так называемая мягкая резинка. Она будет иметь большое применение в оформлении изделий.
      Учащиеся приступают к выполнению новых образцов — из столбиков с накидом. Они вяжут цепочку из петель и ряд столбиков с накидом. Преподаватель показывает выполнение второго ряда вязания, вводя крючок под столбик предыдущего ряда справа налево то с лицевой (выпуклые столбики), то с изнаночной (плоские столбики) стороны вязания. Такое вязание создает интересную, рельефную фактуру, напоминающую резинку, связанную на спицах. Преподаватель говорит, что резинка эта менее эластична, чем та, которую они связали из столбиков без накида, но она также имеет большое применение в оформлении одежды. На уроке школьники выполняют образец из расчета: 2 выпуклых и 2 плоских столбика.
      Задание: связать два образца. В первом образце чередуются 4 выпуклых и 4 плоских столбика, во втором — выпуклые и плоские столбики создают узор в виде клетки.
     
      Занятие 8. Выполнение образцов в форме круга, квадрата и пятиугольника. Преподаватель показывает смыкание лолустол-биком последней петли цепочки с первой, вяжет I воздушную петлю и столбики без накида, вводя крючок в кольцо из цепочки. Образец в форме круга учащиеся вяжут на уроке. Схемы вязания квадрата и пятиугольника они срисовывают с доски и начинают вывязывание квадрата.
      Задание: связать три образца и прихватку, используя способ вязания одного из трех образцов. Прихватку можно обвязать мотивами из ракушек или полуколечек.
     
      Занятие 9. Выполнение ажурных узоров. Преподаватель показывает образцы ажурного вязания, обращает внимание кружковцев на большое разнообразие узоров, на возможности выполнения крючком большого количества узоров, напоминающих кружевное полотно.
      Руководитель рисует на доске схемы выполнения двух узоров из ракушек и рогаток, учащиеся начинают их выполнение.
      Задание: закончить выполнение двух узоров, зарисовать и выполнить узор из тех же мотивов, придуманный самостоятельно.
     
      Занятия 10 — 11. Составление орнамента. Прежде чем приступить к выполнению изделий, необходимо ознакомить школьников с понятиями об орнаменте, сочетании цветов. Рассказывая об орнаменте, преподаватель демонстрирует вязаные образцы и изделия, где можно видеть орнаментальные узоры как на изделии (например, вышивка), так и в самой структуре вязаного полотна (цветные, рельефные или ажурные полосы). Рекомендуется показать таблицы с зарисовками орнаментальных узоров, полосы из •засушенных листьев, цветов, обратить внимание на сочетания цветов. Преподаватель предлагает кружковцам зарисовать отдельные цветки, листочки, составить орнаментальную полосу (ритмический ряд), затем перевести узор на клетки. В вязании могут быть использованы любые геометрические формы и геомет-ризованные мотивы цветов, листьев, различных фигурок. Выполняя несложный образец из ниток разных цветов, кружковцы учатся связывать нитки, переходить от одного цвета ниток к другому.
      Преподаватель рассказывает о раппорте. Школьники делают краткие записи в тетради.
      Задание: нарисовать орнаментальную полосу, выполнить образец из ниток разных цветов. На следующее занятие принести тетрадь для рисования, акварельные краски, кисти, линейку, тряпочку.
     
      Занятия 12 — 13. Выполнение упражнения по цветоведению. Преподаватель демонстрирует кружковцам таблицы с образцами хорошо сочетающихся цветов, а также таблицу спектральных цветов. Рассказывает о теплых и холодных цветах, хроматических и ахроматических, взаимодополнительных и разной светлоты.
      Если есть возможность, то рекомендуется показать различные сочетания цветов, используя небольшие моточки или клубки ниток.
      Учащиеся чертят в тетрадях схемы для раскрашивания акварельными красками: располагают по горизонтали прямоугольник размером 14X3 см, делят его на семь равных частей (по числу цветов в спектре). Лист рисовальной бумаги надо протереть мокрой чистой тряпочкой или ватой (промыть), подсушить, затем раскрасить каждую часть спектра краской соответствующего цвета.
      Два таких же прямоугольника расположить рядом по вертикали: один из них раскрасить красками взаимодополнительных цветов, теплых и холодных, другой — одним цветом разной светлоты.
      Задание: закончить выполнение таблиц акварельными красками, связать образец из ниток двух взаимодополнительных цветов.
     
      Занятие 14. Подготовка к выполнению шарфа. Преподаватель показывает образцы для вязания шарфов, рассказывает о расположении рядов вязания: по ширине, по длине, по косой линии. Кружковцы вывязывают образцы и делают расчеты петель для начала работы. С помощью преподавателя подбирают нитки для
      отделки шарфа и способ выполнения се, зарисовывают узор отделки, уточняют размер шарфа.
      Задание: вывязать образцы для вязания плотного зимнего и ажурного шарфов.
     
      Занятия 15 — 16. Выполнение и оформление шарфа. Преподаватель проверяет расчеты, сделанные кружковцами, и правильность начала вязания. Затем он рисует на доске несколько схем выполнения узоров для других шарфов, рассказывает, как выполняют кисти на концах шарфа, обвязку длинного края, показывает приемы выполнения.
      Задание: связать и оформить шарф.
      Занятия по остальным темам программы первого года обучения в кружке строятся аналогично.
      На втором году обучения школьники выполняют более сложные работы, требующие более серьезного отношения к занятиям, большей усидчивости, творческого подхода к работе, хороших технических навыков.
      С первых же занятий (на 2 — 3-м) преподаватель учит кружковцев правильно снимать мерки, записывать их и пользоваться ими. Кружковцы снимают мерки друг с друга. На этих же занятиях руководитель строит на доске чертеж основы прямой юбки, учащиеся выполняют чертеж в тетради в масштабе 1:4, пользуясь масштабной линейкой. На дом дается задание построить чертеж юбки по своим размерам.
      На последующих занятиях (4 — 19-м) руководитель рассказывает кружковцам о способах вязания юбок, показывает образцы вязки. Следует напоминать учащимся, что при вязании надо чаще сверять вывязываемое изделие с выкройкой и сразу устранять ошибки. При вязании крючком это делать очень просто.
      На этих же занятиях параллельно с выполнением юбки кружковцы зарисовывают и выполняют плотные и ажурные узоры для вязания одежды, выполняют несложные отделки к платью (цветы, пуговицы, пояса и др.), подготавливают материал (нитки, образцы) для вязания изделия по следующей теме.
      Занятия по остальным темам программы второго года обуче-ния строятся аналогично.
     
     
      О ВЯЗАНИИ КРЮЧКОМ
     
      ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
      В тематическом плане вопросам материаловедения отводится 4 часа, но практически эта тема затрагивается на протяжении всего курса обучения в кружке.
      На занятиях руководитель показывает учащимся коллекцию различных видов ниток — основной материал для вязания крючком. Если раскрутить нитку, то можно увидеть, что она состоит из тонких нитей. Нити вырабатывают из волокна на прядильных фабриках. Свойства волокна определяют свойства ниток. Волокна делятся на натуральные и химические.
      Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. К волокнам растительного происхождения относятся волокна, вырабатываемые из хлопка, льна и др., к волокнам животного происхождения — получаемые из коконов тутового шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, верблюдов..
      Химические волокна подразделяют на искусственные и синтетические. Их получают промышленным путем при химической переработке различных природных веществ, например: из древесины — вискозные нити, из продуктов переработки нефти, угля, газа — капрон, лавсан и др.
      Лучшими нитками для вязания считают шерстяные и хлопчатобумажные.
      Определить вид пряжи можно путем сжигания ее. Хлопчатобумажная нитка горит без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; шерстяная горит медленно, спекается в обуглившийся комочек, издает запах жженого рога; синтетические нитки не горят, они тают, как свеча.
      К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность — способность сопротивляться внешним воздействиям.
      Упругость и прочность нитки — свойства неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит, она прочна, изделия из нее будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной (шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной).
      Неровные нитки лучше использовать для вязания узоров типа букле.
      Соединение нескольких разных по цвету нитей называют «меланж», что по-французски означает смесь. Удачно составленная цветовая гамма создает интересный эффект связанного полотна.
      Меланжированная пряжа может быть составлена из нитей неровной окраски, плохого качества. Для нее подойдут также нити, полученные из старых распущенных изделий. Для получения меланжевой пряжи из старых ниток концы последних связывают прочным маленьким узелком. Сначала надо потренироваться в выполнении такого узла. Для этого в левую руку берут, например, конец темной нитки, а в правую — конец светлой. Светлый конец накладывают на темный и зажимают место их пересечения пальцами левой руки. Пальцами правой руки берут темный конец и движением к себе обвивают светлый. Затем светлым концом движением от себя обвивают темный. Концы ниток тянут в разные стороны, и узел затягивается.
      Нитки связывают так, чтобы остались кончики длиной 2 — 2,5 см. Эти концы протаскивают под нитями вязаного полотна на изнаночной стороне изделия после того, как вязание будет закончено.
      Из старых ниток делают мотки, слабо перевязывают их в нескольких местах хлопчатобумажной светлой ниткой и стирают в теплой мыльной воде. Стирать шерстяную пряжу не рекомендуется синтетическими моющими средствами. Для стирки лучше сделать стружку из хозяйственного мыла, залить ее небольшим количеством горячей воды, разбавить теплой водой и взбить пену. При стирке нитки не трут и не выкручивают. Полощут их несколько раз в теплой воде. Если после стирки старая нитка закручивается, ее выпрямляют. Для этого моток одним концом подвешивают к веревке, а к другому прикрепляют груз. Положение мотка постепенно меняют, чтобы нижняя его часть передвигалась кверху.
      Иногда бывает нужно пряжу отбелить, из темной сделать более светлую. Это делают с помощью отбеливателя или кипятят пряжу в течение 20 — 25 мин. в растворе из детского мыла. Мокрый моток ниток опускают в теплую мыльную воду, нагревают ее и кипятят, непрерывно поворачивая нитки.
      Моток пряжи насыщенного цвета можно отбелить так, что он будет нескольких оттенков. Для этого на кастрюлю или бак с-мыльной водой кладут палку, на которой висит моток пряжи. Отбелив конец мотка до, желаемого цвета, его передвигают и отбеливают другую часть до более светлого тона и т. д.
      После стирки новые или старые нитки сматывают в клубки. Клубок должен быть легким, мягким и пушистым. Поэтому нитки сматывают, не натягивая, подкладывая при сматывании под них указательный и средний пальцы левой руки. Сделав несколько витков, пальцы вынимают, меняют положение клубка и делают новые витки, снова подкладывая пальцы. Такой клубок имеет один конец.
      Есть другой способ сматывания пряжи, при котором клубок будет иметь два рабочих конца: один идет изнутри, другой — сверху. Такой клубок получится, если нитки наматывать на трубочку из картона или на свернутый тонкий журнал. Конец сматываемой нитки кладут в середину журнала или закрепляют в надрезе края картона, делают несколько витков, располагая их параллельно срезу трубочки, а все остальные витки — под углом к нему. Делая витки одной рукой, другой вращают трубочку. Когда все нитки будут смотаны, их снимают с трубочки. Если для работы нужна одна нить, ее берут изнутри, она свободно тянется, а клубок при этом может оставаться неподвижным. Бывает так, что для работы нужны сразу две нитки. Тогда берут оба конца. Во время работы клубок должен лежать слева.
      Шерстяная пряжа продается в клубках или мотках и имеет определенный номер, выраженный дробным числом, например: 10/2, 32/2, 50/2. Цифры до черты обозначают толщину нитки — чем больше номер, тем тоньше нитка. Цифра после черты означает число сложений. Так, цифра 2 означает, что нитка скручена из двух нитей, т. е. она в два сложения.
      Учащиеся должны знать, что качество ниток влияет на качество вязаных изделий. Так, из сильно скрученных ниток получится изделие жесткое, неэластичное, оно будет плохо сохранять тепло. Однако есть изделия, для выполнения которых подходят именно жесткие нитки, например сумка, шляпа с полями и другие, которые должны сохранять определенную форму.
      В зависимости от вида изделия подбирают толщину нитки. Для зимних и спортивных изделий берут более толстую пряжу, для детских изделий — более тонкую. Летние вещи, отделки к платью, салфетки и другие изделия вяжут из хлопчатобумажных ниток.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru