О «ШАХМАТНОМ КАЛЕЙДОСКОПЕ»
Недавно в серии «Библиотечка «Квант» была переиздана одна из лучших популярных книг по математике — «Математический калейдоскоп» Г. Штейнгау-за. Теперь в этой же серии выходит другая книга с похожим названием — «Шахматный калейдоскоп». Представляется, что в жанре популярной литературы она также займет достойное место.
Прежде всего стоит, наверное, объяснить, почему в серии книг, рассчитанной в основном на читателей, интересующихся математикой и физикой, издается шахматная книга.
Как известно, шахматы и наука имеют много родственного. Ближе всего шахматы соприкасаются с математикой. Нет сомнений в том, что между шахматными и математическими способностями существует определенная связь (заслуживающая специального анализа!), и не случайно математикой интересовались или даже занимались всерьез многие чемпионы мира, начиная с первого шахматного «короля» В. Стейница.
Доктор Эм. Ласкер, второй чемпион мира, был крупным математиком, автором ряда фундаментальных работ по алгебре и теории игр. Доктор М. Эйве, пятый чемпион мира, закончил математический факультет Амстердамского университета и расстался с математикой только в преклонном возрасте. Первый советский чемпион мира, доктор технических наук М. М. Ботвинник, являясь видным специалистом в области электротехники, впоследствии переквалифицировался и, по существу, овладел профессией математика-прикладника. Действительно, ведь разработка алгоритма игры в шахматы, которой М. М. Ботвинник усиленно занимается, имеет прямое отношение к кибернетике и прикладной математике.
Яркими математическими способностями обладал в школьные годы М. Н. Таль, с задачами по алгебре он обычно расправлялся устно. Наконец, нынешний чемпион мира, один из авторов данной книги, А. Е. Карпов начинал свое восхождение на шахматную вершину... с математики. С золотой медалью он закончил математическую школу, был победителем математических олимпиад, а в 1968 г. поступил на механико-математический факультет Московского университета. Правда, потом ради шахмат Карпов пожертвовал «чистой» математикой и перешел на экономический факультет Ленинградского университета (в Ленинграде проживал его тренер С. А. Фурман), но и этот факультет тесно связан с математикой и кибернетикой.
Среди школьников и студентов, увлекающихся точными науками, да и среди ученых, математиков и физиков, трудно встретить человека, который в той или иной степени не интересовался бы шахматами. Одни из них играют лучше — так, второй автор книги Е. Я. Гик, будучи математиком, кандидатом технических наук, вместе с тем имеет и звание шахматного мастера. Другие относятся к игре любительски, хотя и проводят за шахматами чуть ли не весь свой досуг. Третьи играют редко (с годами свободного времени у ученых становится все меньше и меньше), но зато внимательно следят за событиями, происходящими в шахматном мире.
Игра в шахматы — не только интересное, но и полезное занятие. Шахматы развивают творческие навыки и комбинаторные способности, воспитывают волю, вырабатывают бойцовский характер. «Гимнастикой ума» называл эту старинную и мудрую игру В. И. Ленин, который, как известно, в часы отдыха нередко садился за шахматную доску.
Надо признать, правда, что серьезное увлечение и математикой, и шахматами совместить довольно трудно. Дело в том, что шахматы, будучи прекрасным отдыхом для юриста, врача, художника и даже инженера, никак не становятся средством умственной разрядки для математика, мозг которого при решении шахматных проблем продолжает действовать в прежнем ключе.
Часть материалов предлагаемой читателю книги уже была опубликована в журнале «Квант», на его «Шахматных страничках», которые ведут Анатолий Карпов и Евгений Гик. Этот «тандем» возник не случайно. Еще в 1968 г. студент первого курса мехмата мастер А. Карпов и выпускник мехмата мастер Е. Гик играли в одном чемпионате МГУ, во время которого они и познакомились. Спустя шесть лет Карпов стал сильнейшим шахматистом планеты, еще через три года в матче в Багио защитил свое звание, а сейчас, когда выходит эта книга, вновь садится за шахматный столик, чтобы отстоять свою корону. Стоит напомнить, что А. Карпов является членом ЦК ВЛКСМ и ведет большую общественную работу по пропаганде шахмат. Это безусловно играет важную роль в росте популярности шахмат среди молодежи. Е. Гик за это время защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал более 30 научных работ по кибернетике, выиграл однажды шахматный Кубок Москвы и попутно издал две шахматные книги.
«Шахматный калейдоскоп» состоит из трех самостоятельных частей. Первая из них, «Десять шахматных страничек», знакомит читателя с различными сторонами шахматной игры и шахматного искусства. Рассказывается о матчах на первенство мира, об интересных партиях, о шахматных комбинациях, задачах и этюдах, о шахматных головоломках и задачах-шутках, о геометрических свойствах шахматной доски и фигур.
Вторая часть книги целиком посвящена шахматной игре компьютеров. Она написана совместно А. Битманом и Е. Гиком (математик и шахматный мастер А. Бит-ман — один из создателей программы «Каисса»).
Третью часть составляют пятнадцать лучших партий чемпиона мира, прокомментированные им самим.
Книга весьма насыщенна, как, собственно, и полагается «калейдоскопу». Написанная живо и остроумно, она, безусловно, будет с интересом встречена всеми поклонниками шахмат (а значит, как мы постарались показать, и математиками, и физиками).
М. Смолянский
ДЕСЯТЬ ШАХМАТНЫХ СТРАНИЧЕК
Страничка первая ШАХМАТНАЯ ЖИВОПИСЬ
Судя по заголовку, читатель, наверное, подумал, что авторы книги не удержались и решили первым делом провести параллель между шахматами, их любимой игрой, и другими видами искусства — музыкой, поэзией или живописью. Но это было бы не слишком оригинально. Как известно, шахматы представляют собой одновременно и науку, и искусство, и спорт, и наличие в них всех трех компонентов рассматривается здесь как аксиома. Каждая из этих шахматных граней найдет то или иное отражение в книге, а на ее первой «страничке» имеется в виду шахматная «живопись» как таковая. Речь пойдет об одном увлекательном шахматном жанре, который принято называть символическими, изобразительными или скахографическими шахматами.
В произведениях этого жанра начальная или заключительная расстановка фигур, или сам ход решения, изображают собой какой-нибудь рисунок, символ, число или букву. Оказывается, скупым языком шахматных фигур можно выражать и пословицы, и научные достижения, и явления повседневной жизни и многое другое. Символические композиции посвящаются выдающимся личностям, юбилейным датам или важным историческим и политическим событиям.
Первой оригинальной скахографической задачей, опубликованной в России в 1824 году, была «картина» первого русского шахматного мастера А. Д. Петрова «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» — отклик на победу России в Отечественной войне 1812 г.
(...)
Эти забавные задачи-близнецы послужили Лойду канвой для рассказа, сюжет которого таков. Два профессора, любители шахмат, составляли толковый словарь. Они заработались и, дойдя до слова «кошка», прекратили свое занятие, решив, что «утро вечера мудренее». Проснувшись, коллеги сообщили друг другу, что видели во сне кошку прямо на шахматной доске. Как только один профессор расставил на доске свою кошку, второй поспешил заявить, что и ему приснилась точно такая же кошка. Но, что удивительно, ни один из них не мог решить задачу другого, так как оказалось, что кошки-то одинаковые, но задачи разные — фигуры в них сдвинуты на одну вертикаль, отчего решения стали совершенно не похожими!
Еще одну старинную изобразительную задачу «Железная клетка Тамерлана», придуманную известным русским шахматистом К- Я нишем в 1850 году, учитывая ее шахматный сюжет, мы перенесли на четвертую «страничку». Пожалуй, самым выдающимся мастером этого жанра, можно сказать его основоположником, был замечательный русский шахматист прошлого века И. Шумов. В 1867 году он
выпустил книгу под следующим названием: «Собрание скахографических и других шахматных задач, в том числе полный шахматный букварь, маты политические, юмористические и фантастические». В общей сложности Шумов придумал более 100 изобразительных задач, и он до сих пор остается рекордсменом в этой области. Кстати говоря, многие задачи Шумова могли бы удачно дополнить третью «страничку» книги, так как его рисунки, как правило, отличаются необычайно симметричным расположением фигур в начальной позиции. Нетрудно догадаться, почему из богатого живописного наследия И. Шумова мы выбрали пять картин, представленных на третьей странице обложки. Конечно, этот замечательный художник шахмат не мог предположить в прошлом веке, что из его «букваря» будет составлено слово «квант», а его творчество найдет отражение в книге, изданной в «Библиотечке «Квант»!
Вот как решается шу-мовский квант: (...)
И спустя сто лет шахматная изопродукция пользуется большим спросом у любителей шахмат. Изобразительные задачи — желанный спутник всех шахматных отделов. Разумеется, XX век вдохновляет шахматных художников на новые темы, самая популярная из них — космическая. KOHEЦ ФPAГMEHTA
|