НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Летающие игрушки. Бабаев, Кудрявцев. — 1939 г.

Н. Бабаев и С. Кудрявцев

Летающие игрушки

*** 1939 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3
Предисловие 4
I. О значении летающих игрушек 5
II. Летающие игрушки из бумаги 6
Стрела 6
Голубь 9
Парабола 11
Простейшие планеры 18
Модель планера авиамоделиста Ю. Шмидта 23
Рекордная модель планера конструкции В. Яковенко 27
Бумажные самолеты 30
Вторая бумажная модель самолета 33
Бумажная модель планера конструкции А Коваленского 37
Запуск и регулировка бумажных моделей планеров и самолетов 40

III. Летающие игрушки из бумаги, дерева и других материалов 44
Монах 44
Парашют 47
Парашют-стрела 53
Кукла-парашютист 54
Модель парашютной вышки 57
Деревянная модель планера 61
Вторая деревянная модель планера
Муха 65

IV. Летающие игрушки с резиновыми моторами 69
Геликоптер 69
Бабочка 71
Комнатная модель самолета 73
Вторая комнатная модель самолета 77
V. Нелетающие модели 82
Модель самолета УТ-1»82
Модель самолета 4ЦАГИ-25» 93
Модель дирижабля на причальной мачте 96
VI. Применение летающих игрушек 99
VII. Дальнейшая работа юных авиамоделистов 101
VIII. Приложения 109


      ПРЕДИСЛОВИЕ
      С каждым годом все больше и больше пионеров и школьников увлекается постройкой летающих моделей — авиамоделизмом. Все чаще и чаще ФАИ (Международная авиационная федерация) принуждена записывать в свои таблицы: «рекорд принадлежит авиамоделистам СССР».
      Но практика авиамодельной работы показала, что рекордные модели могут строить лишь те авиамоделисты, которые поработали в кружках 2 — 3 года. Младшим же ребятам — октябрятам, школьникам первых классов начальной школы — еще очень трудно самим строить летающие модели самолетов. А авиацией они интересуются, пожалуй, не меньше чем взрослые. Очень часто можно видеть такую картину — группа октябрят из стульев соорудила то, что они гордо называют «самолетом». Половая щетка заменяет пропеллер, жужжание же мотора легко воспроизводится самими ребятами. И вот ребята «летят на Северный полюс».
      Но усидеть долго на одном месте ребята не в силах. Они вырезают из картона модельки самолетов; в середине зала мелом очерчивают круг. Чтобы круг больше походил на Северный полюс, на полу разложена вата.
      Ребята по очереди бросают в круг свои самолеты. И сколько неподдельного восторга у тех, кто попал в цель; как же — его самолет побывал на Северном полюсе! Многие герои-летчики начинали свой авиационный путь таким именно образом.
      Увлечение авиацией начиналось очень рано. Вот как вспоминал о своих детских годах Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов:
      «Желание летать у меня появилось очень рано, в десять лет. Впервые я увидел аэроплан в журнале. Я решил по картинке сконструировать такой аппарат. Построил. Забрался на крышу дома и прыгнул... У меня и сейчас левая нога короче правой: это от первого полета. Хорошо, что хоть живой остался...»
      Или вот что пишет, например, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов:
      «...Еще мальчишкой я с увлечением клеил змеи и модели аэропланов. Однажды я уничтожил семейную драгоценность — занавес из тончайших дранок японской работы. Легкие и прочные пластины понадобились мне для моделей. Дома, понятно, была неприятность, но аэроплан — игрушка вышел таким хорошим, что отец простил меня. Рассказы о летчиках, авиационные картинки в журналах и на конфектных бумажках производили на меня огромное впечатление. А когда я впервые увидел в воздухе самолет «Фарман-20», то окончательно решил стать летчиком...»
      Эти летающие игрушки позволят ребятам познакомиться поближе с настоящими самолетами, с тем как управляются самолеты в полете, с названием основных частей. Летающие игрушки помогут будущим летчиками конструкторам пройти первые шаги их авиационного пути.
      Научившись строить летающие игрушки, ребята смогут в дальнейшем легко и быстро строить летающие модели планеров и самолетов.
      Н. Бабаев и С. Кудрявцев
      Москва, 26 марта 1939 г.
     
      Бумажная летающая игрушка! Эка чем вздумали удивить! Вы дайте нам летающую модель самолета, да такую, чтобы летала десятки километров, держалась в воздухе часами, — наверняка так скажут многие юные читатели. Нам понятны такие желания пионеров и школьников. Но для того, чтобы построить хорошо летающую модель самолета, нужно многое знать и научиться обращению с простейшим инструментом.
      Тем, кто еще не умеет хорошо работать перочинным ножом, плоскогубцами, кусачками, рубанком, кто еще не знает основных законов движения тел в воздухе, тем придется несколько повременить с постройкой летающей модели самолета.
      Значит ли это, что таким ребятам совсем не стоит и мечтать пока о летающих моделях? Конечно, нет! Они вполне могут строить и успешно строить многочисленные летающие игрушки.
      Летающая игрушка это простейшая летающая модель. Игрушки летают, их полетом можно управлять, сделать их очень просто, материалы и инструмент несложны. Времени на изготовление любой игрушки нужно совсем немного — полчаса или час.
      Игрушки могут строить не только пионеры старших классов: они доступны и октябрятам и школьникам младших классов.
      Не надо забывать об игрушках и нашим старшим авиамоделистам. Они обязаны привлекать к изучению авиационной техники своих младших товарищей и игрушки будут служить им хорошим средством приобщения младших ребят к авиации.
      Нельзя забывать и о занимательности летающих игрушек. Их можно применять во всякого рода играх и состязаниях и использовать как средство осуществления на практике лозунга Осоавиахима «каждой школе, пионеротряду — кружок авиамоделистов».
      Нужно только всегда помнить, что правильное использование игрушек зависит, в первую очередь, от педагогов, октябрят-ских вожатых, руководителей авиамодельных кружков и актива а виамоделистов.
      Прежде чем строить летающую игрушку, нужно знать, каким инструментом и из какого материала ее строить.
      Инструмент(фиг. 1). Основным инструментом для постройки игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями, циркуль, кисть и черный мягкий карандаш (№ 2).
      Прибор для откладывагния и измерения углов называется транспортиром (фиг. 2).
      Прямой угол можно построить при помощи циркуля и линейки. Для этого нужно провести прямую линию, на которой отметить точки А и Ах (фиг. 2). Затем из этих точек циркулем сделать засечки и места пересечений засечек соединить прямой линией, которая образует с линией А — х прямые углы.
      Материалы Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги. Необходимо также иметь канцелярские скрепки, клей и краски.
     
      СТРЕЛА
      Самой простой летающей игрушкой является так называемая «стрела» или, как ее иногда называют «галочка». Материалом для ее изготовления служит четвертушка писчей бумаги.
      На фиг. 3 изображен порядок изготовления этой модели. Лист бумаги сгибаем пополам, затем отгибаем до середины верхний правый угол (фиг. 3, А), с другим углом поступаем так же. После этого, сначала справа, затем слева, снова загибаем бумагу до середины (фиг. 3, Е). Наконец, делаем еще раз сгибы, как это показано на фиг. 3,6. На фиг. 3, Д показан другой способ изготовления стрелы.
      Способ запуска стрелы показан на фиг. 4.
      Части стрелы, обозначенные на фиг. 4 буквой А, служат рулями высоты, а часть, обозначенная буквой Б, рулем направления.
      При помощи этих рулей стрелу можно заставить летать по желанию в разные стороны. Начнем с самого простого. Допустим, что наша стрела при запуске идет «носом» вниз. Попробуйте горизонтальные рули (на фиг. 4 обозначены буквой А) отогнуть немного кверху. Пустив модель, увидим, что стрела совершила плавный полет. Что произошло?
      При полете стрелы воздух встретил препятствие — отогнутые кверху рули — и, вполне понятно, оказал на них давление, направленное книзу (фиг. 5, Б). Это и дало стреле возможность совершить плавный полет, так как поднять хвост (а зна-
      Фиг. 3. Процесс изготовления стрелы.
      чит и опустить нос) ей не позволило это давление, направленное вниз. При отгибании горизонтальных рулей книзу (фиг. 5, В) стрела будет быстро опускать нос вниз, так как тогда на рули воздух давит снизу вверх.
      При сильном отгибании рулей кверху стрела делает так называемую «мертвую петлю» (фиг. 5, А). Как видно, горизонтальные рули позволяют так отрегулировать модель, чтобы она не летела ни носом книзу, ни носом кверху, ни волнообразно. И, наоборот, те же рули помогают изменять полет нашей модели по желанию.
      Разберем назначение вертикального руля. Попробуйте отогнуть этот руль влево. Наша стрела полетит также влево (фиг. 5, Г). Если этот руль (его называют рулем поворота) отогнуть вправо (фиг. 5, Д), то модель также завернет вправо. Здесь происходит то же самое, что и при отгибании рулей высоты, только давление воздуха теперь действует в сторону (вбок). Вертикальный руль (руль поворота) нам ведь давно знаком — он действует так же, как руль у лодки (фиг. 5, Е). Вертикальный руль называется рулем поворотов или направления.
      Наличие у стрелы рулей высоты и руля поворота позволяет управлять ее полетом.
     
      ГОЛУБЬ
      Большинству наших читателей, наверное, давно уже известен способ изготовления так называемого «голубя».
      Для тех, кто не знает еще, как изготовлять голубей, мы все же приводим на фиг. б весь ход постройки модели.
      Общий вид голубя показан на фиг. 7. Материалом для изготовления голубя служит лист бумаги из старой тетради. Только не надо выдирать листы из новой тетради, это недопустимая вещь, ребята! Надо бережно относиться к чистой бумаге, ее у нас еще нехватает.
      На фиг. 8 показан несколько иной голубь. Изготовляется он так же, как и предыдущий. Форма хвоста этого голубя напоминает руль высоты самолета.
      Голубей запускают так же, как стрелы.
      Фиг. 4. Способ запуска стрелы.
      Фиг. 5. Управление полетом стрелы.
      А — мертвая петля; Б — стрела летит кверху; В — стрела летит книзу; Г — стрела заворачивает влево; Д — стрела заворачивает вправо; Е — действие руля поворота у лодки.
      На фиг. 9, 10, 11 и 12 показаны различные способы регулировки голубя отгибанием хвоста. Видно, как действует отгибание конца хвоста вверх и вниз.
      Фиг. 6. Изготовление «голубя».
     
      ПАРАБОЛА
      «Стрела» и «голубь» являются простейшими моделями планеров. Правда, эти обе модели еще очень мало похожи на настоящие планеры.
      Модель планера типа «парабола», к изготовлению которой мы сейчас приступим, является первой нашей моделью уже похожей на настоящий планер (фиг. 13). Изготовляется эта модель тоже из листа бумаги. Грузом для уравновешивания модели в полете служит канцелярская скрепка.
      Размеры такой модели могут быть самые различные. Зависят они от плотности бумаги: чем плотнее бумага, тем больших размеров модель можно сделать. Необходимо только, чтобы размах планера был в 4 — 5 раз больше его глубины.
      Фиг. 7. Общий вид голубя.
      Фиг. 8. Общий вид голубя несколько иного типа.
      Фиг. 9. Управление полетом «голубя».
      Фиг. 11. Потеряв скорость вследствие крутого взмывания вверх, голубь перешел в отвесное падение, но как только при падении развилась достаточная скорость, он вышел из пикирования (отвесного падения), снова взмыл под действием поднятого руля, затем снова потерял скорость и т. д. до самой земли.
      Фиг. 12. Для выхода голубя из пикирования после полной потери скорости требуется высота 1,5 м.
      На фиг. 14 изображена более сложная модель типа «парабола» с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из обложки тетради, а лучше из плотной рисовальной бумаги.
      Вырезать параболы советуем таким образом. Складываем лист бумаги так, чтобы концы его сошлись, а середина бумаги не имела бы складки. На середине бумаги от ножниц получится лишь незначительный сгиб (фиг. 15). Нельзя допускать, чтобы посередине модели образовались складки, так как в этом случае наша модель в полете будет складываться. После того как парабола вырезана, отгибаем заднюю кромку и рули поворота и прикрепляем груз (скрепку). Задняя кромка модели шириной 5 — 8 мм будет служить рулем высоты. Опуская и поднимая или всю кромку, или отдельно левый или правый ее конец, можно управлять полетом модели.
      Способ запуска параболы показан на фиг. 16. Берем большим и указательным пальцами модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть модели с грузом была направлена несколько вниз и выпускаем модель без толчка.
      Сначала парабола идет резко вниз, затем начинает полого планировать (конечно, лишь тогда, когда правильно подобран и размещен груз).
      Постараемся объяснить, зачем нужен груз для наших парабол. Попробуйте модель параболы пустить без груза. Модель крутится в воздухе, но не совершает плавного полета. Очевидно, необходим груз. Но какой груз нужен? Груз нужен такой, чтобы центр тяжести модели был расположен в первой трети крыла.
      Итак, первым и главным условием, необходимым для полета модели, является правильное расположение центра тяжести модели Найти центр тяжести модели нетрудно. Если поставить модель на линейку так, чтобы линия опоры проходила примерно через Vs глубины крыла (фиг. 17, А), то модель должна находиться в равновесии.
      Фиг. 15. Способ вырезания планера типа парабола.
      Фиг. 16. Способ запуска модели планера типа парабола.
      Попробуйте подвесить параболу в центре тяжести за нитку — она будет находиться в равновесии
      Фиг. 17. Способ определения центра тяжести модели планера типа парабола.
      Переставляя груз вперед (или ставя более тяжелый груз), мы получим быстрый крутой полет модели. Наоборот, уменьшая груз или передвигая его назад, получим медленный пологий полет модели.
      Возьмем в руки точно отцентрированную модель параболы и плавно, без толчка, выпустим ее в воздух. Модель будет спокойно и полого планировать. Теперь увеличьте груз. Выпустите опять модель в полет. Модель пойдет носом вниз. Почему? Да потому, что центр тяжести модели переместился вперед. Наоборот, если вы немного уменьшите груз, то модель полетит более полого. Конечно, уменьшать груз нужно в меру, иначе модель превратится в обыкновенный лист бумаги. Попробуйте теперь переставить груз немного вправо. Увидите, что модель также завернет вправо.
      Оказывается, что полет модели можно регулировать не только нашими рулями, но и перемещением и изменением веса груза, т. е. расположения центра тяжести модели. Запомните это хорошенько. Мы встретимся с этим еще не раз.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru