НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Летающие игрушки и модели. Бабаев, Кудрявцев. — 1946 г.

ОБОРОНГИЗ
Главная редакция авиационной литературы
Н. Бабаев и С. Кудрявцев
Под редакцией Э. Б. Микиртумова

ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИ И МОДЕЛИ

*** 1946 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов 4
Часть I. Летающие игрушки 5
О значении летающих игрушек 5

II. Летающие игрушки из бумаги 6
Стрела 7
Голубь 12
Две простенькие модели из бумаги 15
Парабола 16
Простейшие планёры 21
Модель планёра авиамоделиста Ю. Шмидта 26
Рекордная модель планёра конструкции В. Яковенко 28
Бумажные самолеты 32
Вторая бумажная модель самолета 37
Бумажная модель планёра конструкции А. Ковалевского 37
Запуск и регулировка бумажных моделей, планёров и самолетов 41

III. Летающие игрушки из бумаги, дерева и других
материалов 43
Парашют 46
Парашют-стрела 51
Кукла-парашютист 53
Модель парашютной вышки 56
Деревянная модель планёра 60
Вторая деревянная модель планёра 60
Муха 63

IV. Летающие игрушки с резиновыми моторами 66
Геликоптер 67
Бабочка 68

Часть II. Шар-монгольфьер 72

Часть III. Воздушные змеи 79
Монах 79
Русский змей 81
Другие плоские и фигурные змеи 84
Коробчатые воздушные змеи 84
Воздушный почтальон 88

Часть IV. Летающие модели самолетов и планёров 91
I. Комнатные модели 91
Работы с микропленкой 92
Подготовительные работы 92
Схематическая комнатная модель самолета 100
Еще две комнатные модели самолета108
II. Схематическая модель планёра116
III. Схематическая модель самолета124
IV. Схематическая модель гидросамолета 137
V. планёр-змей143

Часть V. Нелетающие модели149
Модель самолета Ут-1153
Модель самолета Як 165
Модель самолета Ил165
Модель самолета ЦАГИ-25165
Модели истребителей "Аэрокобра" и "Мустанг" 170
Модель сверхмощной летающей крепости Б-29 170
Модель летающей лодки "Каталина" 172
Модель дирижабля на причальной мачте 172
Самолеты в конверте 174

Часть VI. Заключение 176
I. Применение моделей 176
II. О работе юных авиамоделистов 177
III. Положение о значке "Юный авиастроитель" 184
IV. Наиболее употребительные авиамодельные материалы186
V. Инструменты, необходимые для работы авиамоделистов 196
VI. Таблицы авиамодельных рекордов 201


      В книге описана постройка летающих игрушек, простейших летающих моделей — шаров-монгольфьеров, воздушных змеев, моделей планёров и самолетов, рассчитанных на запуск как в помещении, так и на воздухе.
      Книга предназначена для самостоятельной работы детей и подростков, интересующихся авиацией.
      Она может быть также использована руководителями авиамодельных кружков и педагогами для иллюстрации на простых примерах основных законов аэродинамики.
      Работникам большой авиации, бывшим авиамоделистам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины, посвящаем свой скромный труд.
      Авторы.
     
      ОТ АВТОРОВ
      Закончилась блестящей победой Великая отечественная война. Мирное строительство в нашей стране вызовет новый подъем в развитии авиамоделизма!.
      До войны советские авиамоделисты завоевали большинство международных рекордов. Успехи дались не сразу. Много времени и трудов положили руководители авиамодельных кружков и лабораторий для завоевания технических высот.
      Пройдет много месяцев, прежде чем все авиамодельные организации снова будут иметь квалифицированных инструкторов, способных руководить массовой постройкой рекордных летающих моделей. За это время тысячи и тысячи новых авиамоделистов должны сбудут усвоить азбуку авиамоделизма — научиться строить простейшие авиационные модели. Для них и предназначена эта книжка.
      В основу книги положена наша брошюра «Летающие игрушки», переработанная и дополненная новыми разделами, содержащими описания новейших моделей.
      Кроме того, частично использованы наши книжки: «Юный авиамоделист», «Шар-монгольфьер», «Постройка летающих моделей», «Авиационные самоделки», вышедшие в различных издательствах СССР.
      Приносим глубокую благодарность инженеру ЦАМЛ ЦС Осоавиахима СССР М. С. Степченко, вложившему много труда в разработку конструкций комнатных летак-щих моделей с микропленочной обтяжкой.
      Я. Бабаев и С. Кудрявцев
     
      ЧАСТЬ I ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИ
     
      I. О значении летающих игрушек
      Бумажная летающая игрушка! Эка, чем вздумали уди-вить! Вы дайте нам летающую модель самолета, да такую, чтобы летала десятки километров, держалась в воздухе часами, — наверняка так скажут многие юные читатели. На!м понятны такие желания пионеров и школьников. Но для того чтобы построить хорошо летающую модель самолета, нужно многое знать и уметь обращаться с простейшим инструментом.
      Тем, кто еще не умеет хорошо работать перочинным ножом, плоскогубцами, кусачками, рубанком, кто еще не знает основных законов движения тел в воздухе, тем придется несколько повременить с постройкой летающей модели самолета.
      Значит ли это, что таким ребятам совсем не стоит и мечтать пока о летающих моделях? Конечно, нет! Они вполне могут строить, и притом успешно, многочисленные летающие игрушки.
      Летающая игрушка — это простейшая летающая модель. Игрушки летают, их полетом можно управлять, сделать их очень просто, материалы и инструменты несложны. Времени на изготовление любой ивушки нужно совсем немного — полчаса или час.
      Игрушки могут строить не только пионеры старших классов: они доступны и октябрятам и школьникам младших классов.
      Не надо забывать об игрушках и нашим старшим авиамоделистам. Они обязаны привлекать к изучению авиа-
      ционной техники своих младших товарищей, а игрушки могут служить хорошим средствам приобщения ребят к авиации.
      Летающие игрушки очень занимательны. Их можно применять во всякого рода играх и состязаниях.
      Нужно только всегда помнить, что правильное использование игрушек зависит, в первую очередь, от педагогов, октябрятских вожатых, руководителей авиамодельных кружков и актива авиамоделистов.
     
      II. Летающие игрушки из бумаги
      Прежде чем строить летающую игрушку, нужно знать, каким инструментом и из какого материала ее строить.
      Инструмент (фиг. 1). Основным инструментом
      Фиг. 1. Инструмент, необходимый для постройки бумажных моделей.
      Л — швейные ножницы, Б — линейка, В — треугольник, Г — кисть, Д — циркуль.
      для изготовления игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями, циркуль, кисть и черный мягкий карандаш (№ 2).
      Прибор для откладывания и измерения углов называется транспортиром (фиг. 2).
      Прямой угол можно построить при помощи циркуля и линейки. Для этого нужно провести прямую линию, на которой отметить точки А и А1 (фиг. 2). Затем из этих точек циркулем сделать засечки и места пересечений засечек соединить прямой линией, которая образует с линией ААг прямые утлы.
      Материалы. Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги. Необходимо также иметь канцелярские скрепки, клей и краски.
     
      Стрела
      Самой простой летающей игрушкой является так называемая «стрела» или, как ее иногда называют, «галочка». Для ее изготовления нужно иметь лишь четвертушку писчей бумаги.
      На фиг. 3 изображен порядок изготовления этой модели. Лист бумаги сгибаем пополам, затем отгибаем до середины верхний правый угол (фиг. 3, А), с другим углом поступаем так же. После этого, сначала справа, затем слева, снова загибаем бумагу до середины (фиг. 3, Б). Наконец, делаем еще раз сгибы, как это показано на фиг. 3, В. На фиг. 3, Г показан дальнейший процесс изготовления стрелы. На фиг. 3, Д показан другой способ дальнейшего изготовления стрелы.
      Стрела пускается в полет (запускается) легким толчком руки (фиг. 4). Особое внимание следует обратить на
      правильность запуска!, так как часто неудачи моделиста объясняются именно неправильностью запуска: слишком силен или, наоборот, слишком слаб толчок. Полезно запомнить такое простое правило: чем тяжелее (при тех же размерах) модель, тем сильнее должен быть толчок. Толчок должен быть обязательно длительным, т. е. надо плавко разогнать модель в воздухе (рука должна пройти с моделью 50 — 60 и более см), после чего выпустить ее из руки, но не выбрасывать модель резким толчком.
      Если, несмотря на правильный запуск модели, она летит плохо, следует перейти к так называемой «регулировке» модели. Для этого служат рули.
      Части стрелы, обозначенные на фиг. 4 буквой А, служат рулями высот, а часть, обозначенная буквой Б, рулем направления. При помощи этих рулей можно Фиг. 4. Положение стрелы при управлять полетом модели. запуске.
      Начнем с самого простого.
      Допустим, что при запуске стрела идет круто, носом вниз (пикирует). Попробуйте отогнуть немного кверху горизонтальные рули (на фиг. 4 они обозначены буквой А). Пусти® снова модель, увидите, что стрела полетит положе, так как встречный поток воздуха, оказав давление на отогнутые кверху рули (фиг. 5, Б), опустил хвост и изменил направление полета. Однако, если рули отклонить кверху чрезмерно, можно даже ухудшить полет: при толчке модель взмоет кверху, а затем перейдет в беспорядочное падение. Поэтому лучше подбирать необходимое отклонение (отгиб) рулей, проверяя каждый раз правильность их установки путем запусков в полет. Очень важно соразмерять силу толчка с весом и размерами модели: при одном положении рулей стрела будет летать по-разному в зависимости от силы толчка. Так, например, при энергичном запуске (сильный, быстрый рывок) и сильном отгибе рулей кверху стрела совершает так называемую «мертвую петлю» (фиг. 5, А).
      Отгибая горизонтальные рули книзу (фиг. 5,В), можно заставить стрелу лететь круче.
      Разберем назначение вертикального руля. Попробуйте отогнуть этот руль влево — стрела полетит также влево (фиг. 5, Г). Если этот руль (его называют рулем поворота) отогнуть вправо (фиг. 5, Д), то модель завернет вправо. Здесь происходит то же самое, что и при отгибании рулей высоты, только давление воздуха теперь действует в сторону (вбок). Действие вертикального руля (руля поворота) стрелы точно такое же, что и у лодки (фиг. 5, Е).
      Так наличие у стрелы рулей высоты и руля поворота позволяет управлять ее полетом.
     
      Голубь
      Большинству наших читателей, наверное, давно уже известен способ изготовления так называемого «голубя».
      Для тех же, кто этого еще не знает, мы показываем на фиг. 6 последовательность изготовления этой модели. Она достаточно ясна из фигуры.
      Фиг. 9. Управление полетом голубя.
      Л — при неотогнутом руле воздух свободно обтекает хвост сверху и снизу, Б — при поднятом руле воздушный поток заставляет хвост опуститься, Я — при опущенном руле встречный поток воздуха заставляет хвост подняться.
      Общий вид голубя показан на фиг. 7. Материалом для него служит лист бумаги из старой тетради.
      На фиг. 8 показан несколько иной голубь. Изготовляется он так же, как и предыдущий. Форма хвоста этого голубя напоминает руль высоты самолета.
      Фиг. 10. Голубь не может планировать горизонтально или очень полого.
      Фиг. 11. Потеряв скорость вследствие крутого взмывания вверх голубь перешел в отвесное падение, но затем, развив скорость, вышел из пикирования, снова взмыл под действием поднятого руля, затем снова потерял скорость и т. д. до самой земли.
      Голуби запускают так же, как и стрелы.
      На фиг. 9, 10, 11 и 12 показаны различные способы регулировки голубя отгибанием хвоста. Видно, как действует на полет отгибание конца хвоста вверх и вниз.
     
      Две простенькие модели из бумаги
      На фиг. 13 показам еще один тип простенькой летающей модели, изготовленной из листика бумаги.
      Фиг. 14. Летающая модель из бумаги.
      А — вид сверху, ? — вид спереди, В — вид сзади,
      Модель изготовляется так: листик бумаги складываем поперек. Затем одну из половин листика складываем снова пополам (вдвое) и повторяем это до тех пор, пока половина листика не образует валик. После этого складываем модель по длине и складываем середину ее так, чтобы получился киль. Модель готова.
      Выпускается она из рук легким толчком вперед и немного вниз.
      Так же просто сделать и вторую модель (фиг. 14). Она вырезается из листика плотной бумаги. В носовой части делаются две дырочки, в которые вставляется спичка или дере;вянная палочка. Полет регулируется передвижением спички взад или вперед, так как модель не имеет рулей.
      Особенностью этой модели является то, что ее крылья как бы профилируются. Для этого каждому крылу придается винтообразный изгиб: захватив крыло возле спички двухмя пальцами (большим и указательным) руки, проводим ими по крылу до наружного конца, изгибая при этом бумагу.
      Более подробно о регулировке полета этих моделей вы прочтете в разделе «Парабола».
     
      Парабола
      Описанные нами модели являются простейшими моделями планёров.
      Фиг. 15. Простейшая модель планёра типа "парабола".
      Правда, все эти модели мало похожи на настоящие планёры. Модель планёра типа «парабола» является первой моделью, более похожей на настоящий планёр (фиг. 15). Изготовляется она тоже из листа бумаги. Грузом служит канцелярская скрепка.
      Носовую часть моделей из бумаги очень часто приходится загружать, чтобы обеспечить правильное положение центра тяжести. Лишь при таком положении последнего возможен устойчивый полет моделей.
      Размеры такой модели могут быть самые различные. Зависят они от плотности бумаги: чем плотнее бумага, тем большего размера нужно сделать модель. Необходимо лишь при этом выдерживать соотношение сторон, т. е. форму (параболы так, чтобы размах был в 4-5 раз больше его глубины.
      На фиг. 16 изображена более сложная модель типа «парабола» с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из обложки тетради, а лучше из плотной рисовальной бумаги.
      Вырезать параболу советуем таким образом: складываем лист бумаги так, чтобы концы его сошлись, а середина не имела складки. На середине бумаги от ножниц получится лишь незначительный сгиб (фиг. 17). Нельзя допускать, чтобы по середине модели образовались складки, так как в этом случае наша модель в полете будет складываться. После того как парабола вырезана, отгибаем заднюю кромку и рули поворота и прикрепляем груз-скрепку. Задняя кромка модели шириной 5 — 8 мм служит рулем высоты. Опуская и поднимая или всю кромку, или отдельно левый или правый ее конец, можно управлять полетом параболы.
      Способ запуска параболы показан на фиг. 18. Берем большим и указательным пальцами модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть модели с грузом была направлена несколько вниз, и выпускаем модель без толчка.
      Сначала парабола идет резко вниз, затем начинает полого планировать, конечно, лишь тогда, когда правильно подобран и размещен груз. Но какой груз нужен? Такой, чтобы центр тяжести модели был расположен в первой трети крыла.
      Итак, первым и главным условием, необходимым для модели, является правильное расположение центра тяжести модели. Найтц примерное положение центра тяжести модели нетрудно. Для этого достаточно поставить модель на линейку и, перемещая последнюю, добиться равновеаия. При правильном положении центра тяжести равновесие должно получаться (фиг. 19), когда линейка находится под передней третью глубины параболы.
      Передвигая груз вперед, или увеличивая его, мы получим быстрый и крутой полет модели. Наоборот, уменьшая груз или передвигая его назад, получим медленный пологий полет модели. В этом легко убедиться: возьмем в руки хорошо отцентрированную модель параболы. При правильном запуске она будет планировать полого. Теперь немного увеличьте груз и выпустите опять модель © полет. Модель полетит теперь круче. Увеличив груз, вы сместили центр тяжести вперед и модель полетела круче. Наоборот, если вы немного уменьшите груз, то модель полетит более полого. Конечно, уменьшать груз нужно в меру, иначе модель превратится в обыкновенный лист бумаги. Попробуйте теперь сдвинуть груз немного вправо. Увидите, что модель также завернет вправо.
      Оказывается, что полет модели можно регулировать не только рулями, но и изменением положения центра тяжести модели. Запомните это хорошенько. Мы встретимся с этим еше не раз.
      Парабола — один из видов бесхвостого планёра.
      Фиг. 21. Вторая модель бесхвостого стреловидного планёра.
      Л — вид сверху, вид сзади, В — вид спереди.
      На фиг. 20 показан еще один тип модели бесхвостого планёра — стреловидный.
      Сделать его очень просто. Некоторые трудности могут возникнуть лишь при изгибании крыльев для придания им профиля. Стреловидная модель планёра хорошо летает. Полет ее регулируется изменением положения груза и отгибанием концов крыльев.
      Фиг. 21 дает представление еще об одной подобной модели. Незаштрихованные концы крыльев (фиг. 21, Л)
      являются так называемыми элеронами. Отгибая элероны вверх или вниз, мы достигаем регулировки равновесия в поперечном направлении.
     
      Простейшие планёры
      Парабола и бесхвостой представляют копии летающих аппаратов оригинальной схемы; они мало походят на обычны й самолет или планёр. Сейчас мы опишем модель, более похожую на обычный планёр. Отдельные части ее (фиг. 22) называются так же, как и у большого планёра. Эти названия выписаны на фигуре.
      Изготовляется такая модель из обложки старой тетради. На фиг. 23 показаны все ее размеры и способ вычерчивания развертки. Размеры приведены лишь для примера.
      Можно строить модели другой величины, сохраняя (примерное соотношение размеров отдельных частей ее, имея в виду, что чем плотнее бумага, тем больше может быть модель.
      Попробуем изготовить такую модель. Согнем вдвое лист бумаги и вычертим на нем, как показано на фиг. 23, контуры модели. Для этого проведем карандашом шесть перпендикуляров к сгибу в местах, указанных на фиг. 23, Б, и отложим на них соответствующие отрезки. Например, на перпендикулярах 2 и 3 отложим вверх от линии сгиба по 15 мм и 14,5 мм, затем 70 мм и т. д. Концы отрезков соединяем прямыми и плавной кривой линией, как показано на фиг. 23, Л.
      После этого вырежем развертку модели по намеченному контуру ножницами и отогнем книзу крылья и стаь билизатор (фиг. 24) так, чтобы крыло у готовой модели не опускалось вниз. Затем возьмем обыкновенную спичку, расщепим конец ее (противоположный головке) перочинным ножом и наденем спичку на носовую часть модели (фиг. 24). Модель готова.
      Хдостовее оперение
      Фиг. 22. Общий вид простейшей модели планёра.
      Крыло
      Фиг. 23. Вычерчивание развертки планёра.
      Запускается она из рук легким толчком вниз (фиг. 25). Во время изготовления модели нужно следить, чтобы не помять бумаги, так как модель с помятыми крыльями будет плохо летать.
      Фиг. 24. Отгибание крыла, стабилизатора и укрепление груза — спички.
      На фиг. 26 приведен общий вид, а на! фиг. 27 чертеж еще одной несложной модели планёра, изготовляемой из листа плотной бумаги размером 185X220 мм.
      Для изготовления модели нам больше ничего не понадобится, так как грузом здесь служит сама же бумага, сложенная на носу модели в несколько раз.
      На сложенном вдвое листе бумаги вычерчиваем контуры модели (фиг. 27).
      Вырезав ножницами очерченный контур, получим заготовку модели (фиг. 28).
      Затем загибаем нос модели так, как это изображено на фиг. 29. После этого отгибаем крыло, стабилизатор и шасси (фиг. 30), и /модель готова.
      Запускается она так же, как описанная ранее модель.
      Фиг. 25. Запуск простейшей модели планёра.
      Фиг. 29. Складывание носовой части модели.
      Фиг. 31. Общий вид модели планёра авиамоделиста Ю. Шмидта.
     
      Модель планёра авиамоделиста Ю. Шмидта
      Эта бумажная модель (фиг. 31 и 32), изготовленная пионером Ю. Шмидтом еще в 1935 г., в июле того же года на VI Всесоюзном слете авиамоделистов пролетела 97 м. Это являлось в то время лучшим достижением для бумажных моделей.
      Фиг. 32. Чертеж модели Шмидта.
      Построить такую модель несколько труднее, чем предыдущие, потому что она состоит из нескольких отдельных частей. Они показаны на фиг. 33 и -изготовляются из одной и той же бумаги. Фюзеляж с хвостовым оперением {фиг. 33, А) изготовляется из плотной бумаги размером 160X80 мм. Носовая часть фюзеляжа со стойкой для крепления крыла (фиг. 33, Б) изготовляется из листа размером 75X85 мм. Способ изготовления этих частей тот же, что и у предыдущих моделей. Груз для носовой части модели набирается из 10 одинаковых деталей, показанных на фиг. 33, В. Крыло (фиг. 33, Г) надо делать обязательно из хорошей плотной бумаги размерами 280Х Х40 мм. В случае, если имеющаяся бумага для крыла слишком тонка, ее лучше склеить вдвое.
      Сборка носовой части фюзеляжа! (фиг. 34, А) заключается в следующем: внутрь фюзеляжа вставляем груз (10 бумажных пластин), а поверх фюзеляжа ставим стойки для крепления крыла. Далее в фюзеляже пробиваем два отверстия, куда вставляем штырьки из бумаги. Отверстия в фюзеляже можно пробить острым концом ножниц или ножа, а лучше всего плоским шилом, которое нетрудно сделать са!мому из гвоздя или проволоки.
      Обрезав концы штырьков, мы тем самым уже закрепили надежно и без клея носовую часть фюзеляжа. После этого отгибаем стабилизатор (фиг. 34, Б). Остается укрепить крыло и сборка модели закончена. Укреплять крыло нужно очень аккуратно, так как малейшая неосторожность повлечет за собой порчу стоек и даже всей модели. Вставлять концы стоек в прорезы крыла нужно в порядке, который указан на фиг. 34, В. Концы стоек фюзеляжа вставлять в прорезы крыла следует не сразу, а постепенно — сперва с одной стороны, потом с другой.
     
      Рекордная модель планёра конструкции В. Яковлекко
      На XII Всесоюзных состязаниях летающих моделей в 1938 г. модель планёра Володи Яковенко (фиг. 35) продержалась в воздухе 3 м. 19 с. Это достижение Центральный аэроклуб СССР им. В. П. Чкалова зафиксировал как всесоюзный рекорд.
      Для ее постройки, кроме бумаги, нам понадобится какой-нибудь клей. Фюзеляж имеет в разрезе треугольную форму. Сначала из бумаги вырезают две одинаковые боковые части фюзеляжа. Нижние кромки их склеиваются, а к верхним приклеивается полоска плотной бумаги. Перед этим в носовую часть фюзеляжа нужно вклеить два бумажных треугольника (шпангоута) для жесткости. На фиг. 36, А пунктиром показаны эти два1 треугольника. Киль и стабилизатор вырезаем из плотной бумаги и приклеиваем к фюзеляжу. Сначала вклеиваем киль внутрь фюзеляжа, а потом, прорезав заднюю часть киля, вставляем на клею и стабилизатор, как показано на фиг. 36, А справа. Профилированное крыло состоит из двух половин;
      каждая половина выполняется из листа плотной бумаги размером 300X140 мм (фиг. 36, Б).
      Половины крыла изготовляем так: вычерчиваем и вырезаем по фиг. 36, Б заготовку. Затем перегибаем заготовку по пунктирной линии, следя за тем, чтобы на местах перегиба не было складок и изломов. Намазываем клеем кромку более узкой (на фигуре верхней) половины заготовки и, сложив бумагу так, чтобы образовался профиль, приклеиваем узкую часть к широкой. Узкая часть заготовки должна образовать нижнюю поверхность крыла, а широкая — верхнюю поверхность его.
      Для прочной склейки нужно положить крыло на ровный стол или гладкую доску, а поверх, на место склейки, приложить линейку, на которую поставить груз.
      При изготовлении половин крыла нужно помнить, что одна должна быть правая, другая — левая; бывают такие случаи, когда авиамоделист по невнимательности делает две одинаковые половины — правые или левые.
      Крыло крепится при помощи бумажной полоски (лонжерона) длиной 80 мм и шириной 23 мм. Вырезаем эту полоску по фиг. 36, Г Фиг. 37. Запуск модели планёра, и делаем в центре прорез,
      доходящий до середины полоски. Затем сгибаем полоску под углом и края прорези, находящие друг на друга, склеиваем. Мы получили прочный лонжерон, при помощи которого соединяем крыло в одно целое (фиг. 36, Д). Края лонжерона и крыла смазываем клеем и склеиваем. К фюзеляжу крыло крепится наглухо при помощи клея и бумажной полоски.
      На фиг. 37 показано, как киевский авиамоделист Володя Яковенко запускает свою модель планёра (на этой
      фигуре показана модель с другой конструкцией киля). Володя на состязаниях запускал эту модель много раз; в общей сложности она налетала 34 мин. 11 сек. Этот результат был лучшим достижением на состязаниях.
      Бумажные самолеты1
      Из плотной бумаги при помощи одних только ножниц можно делать также и модели-копии настоящих самолетов или создавать свои конструкции.
      Мы не будем подробно останавливаться на их изготовлении. Оно мало чем отличается от изготовления уже описанных моделей планёров из бумаги. На фиг. 38 приведен чертеж модели в трех проекциях, а на фиг. 39, А показаны выкройки ее частей. Эта модель, как и самолет, имеющий одно крыло, называется монопланом. На фиг. 39,5 показан способ складывания носовой части фюзеляжа модели. Фиг. 39, В дает представление об изготовлении мотора (груза) и закреплении его на фюзеляже. Мотор крепится на фюзеляже при помощи бумажных штырьков. Из бумаги делается и примитивное шасси. На фиг. 39, Г показан процесс изготовления хвостового оперения модели самолета. Сначала загибаем будущий киль на стабилизатор и снова сгибаем фюзеляж так, как он был сложен первоначально. После этого в нижней части хвостового оперения делаем ножом отверстие, в которое вставляем бумажный штырек. Затем обрезаем концы штырька и отгибаем под прямым углом стабилизатор.
      Способ запуска подобных моделей показан на фиг. 40. Пропеллер прикрепляется к фюзеляжу обыкновенной булавкой. Крыло надо крепить осторожно. Способ и порядок крепления крыла те же, что и у модели планёра Шмидта.
      Пускается модель из рук толчком средней силы. Правильно построенная модель хорошо планирует и может пролететь, постепенно снижаясь, с высоты 1 — 1,5 м до 20 и более метров.
      Фиг. 41. Общий вид бумажной модели самолета.
      Фиг. 43. Детали биплана.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru