На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Летающие игрушки. — 1965 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

В. Ф. Еськов

Летающие игрушки

*** 1965 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      В. Ф. Еськов, заведующий лабораторией ЦСЮТ
     
      Сейчас, очевидно, нет такого школьника, который не мечтал бы стать летчиком, космонавтом или строителем воздушных кораблей. Но для того чтобы эта мечта сбылась, совсем не обязательно ждать, пока станешь взрослым. Готовиться к этому можно и сейчас. Очень многие летчики, конструкторы самолетов с детства строили летающие модели, участвовали в авиамодельных соревнованиях. Тебе, конечно, знакомо имя выдающегося авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева. Но не все ребята знают, что он начал свой путь в большую авиацию с занятий авиамоделизмом.
      Тысячи школьников с успехом занимаются этим интересным видом технического творчества. По всему Советскому Союзу проводятся авиамодельные соревнования, взлетают модели планёров, самолетов с резиновыми и механическими двигателями, реактивные модели. И все эти модели строят авиамоделисты, научившиеся обрабатывать различные материалы, умеющие пользоваться инструментами, знающие основные законы управления полетом. А как же быть тебе, если ты еще только хочешь начать заниматься? Стоит ли ждать время, когда ты в школе овладеешь этими навыками? Конечно, нет.
      Они летают, их полетом можно управлять. Делать их очень просто, материалы и инструмент для их постройки найдутся у каждого. Не забывай только одного — не всегда полностью копируй ту или иную модель. Поняв назначение детали, смелее внедряй свою форму, размеры, а может быть, и вообще конструкцию. С детства приучай себя работать вдумчиво, творчески.
     
      УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЁРА
      Первая модель, которую мы с тобой построим — это модель планёра. Чем отличается планёр от самолета, ты, конечно, знаешь. Правильно, у самолета есть мотор, позволяющий ему двигаться вперед, а у планёра его нет. Для того чтобы планёр полетел, его самолетом буксируют на высоту, и оттуда он начинает планирующий полет. Наш планёр тоже нужно будет поднять на высоту и слегка толкнуть вперед. Только в этом случае он полетит.
      Эту модель мы с тобой назовем учебной. На ней ты познакомишься с названиями основных частей планёра и научишься регулировать модель. На рисунке 1 даны названия частей планёра. У наших моделей детали и названия их соответствуют названиям настоящего планёра. Тебе прежде всего нужно хорошенько запомнить их и не путать. Только после этого приступай к постройке.
      Возьми листок чертежной бумаги размером в тетрадный лист, сложи его вдвое и начерти контуры модели (рис. 2). Обрати внимание, что у основания крыла и стабилизатора пунктиром показана линия, по которой нужно отогнуть крыло и стабилизатор. Если у стабилизатора эта линия параллельна линии изгиба, то у крыла она идет с принижением на 1 — 2 мм. После того, как ты начертил модель и проверил размеры, возьми ножницы и аккуратно вырежи ее. Не забудь, что бумага ни в коем случае не должна быть смята или погнута. Это значительно затруднит регулировку модели. Поэтому работай аккуратнее.
      Вырезав модель, отогни крыло и стабилизатор. Казалось бы, что модель готова, но если ты ее толкнешь вперед, она не полетит. Почему же? А потому, что даже такая, на первый взгляд простая модель должна подчиняться определенным физическим законам. Авиамоделисты знают, что полностью построенная модель готова только наполовину, а вторая половина работы падает на регулировку.
      Сейчас мы тебе расскажем о ней, и ты «научишь» свою модель летать.
      Каждый планёр или самолет летает только потому, что он двигается вперед. При этом движении крыло создает подъемную силу, которая и держит самолет или планёр в воздухе. И если самолет почему-либо остановится в воздухе, его крылья не будут создавать подъемную силу, и он обязательно упадет. Вот ты уже толкал свою модель и видел, что она не двигалась вперед, а беспорядочно падала. Это было потому, что центр тяжести модели был не в том месте, а нужно сделать так, чтобы он находился на передней, третьей, части крыла. Проверить это можно так. Возьми модель и уравновесь ее на пальце, как показано на рисунке 3. Ты видишь, что центр тяжести находится на задней кромке крыла. Нам же нужно перенести его вперед. Это легче всего сделать, загрузив нос фюзеляжа од-ной-двумя скрепками или свинцовой пластинкой. Передвигая груз, нужно добиться правильной центровки. И только после этого можно переходить к дальнейшей регулировке.
      Возьми модель за фюзеляж и посмотри на нее спереди, Ты должен увидеть ровные черточки крыла, стабилизатора и киля (рис. 4). Имеющиеся перекосы нужно исправить. Теперь слегка толкни модель вперед. При правильной балансировке (правильном расположении центра тяжести) модель должна полететь, плавно снижаясь. Но может быть и так, что едва ты выпустишь модель из рук, как она будет резко падать носом вниз, или, как говорят летчики, «пикировать». В этом случае руль высоты, расположенный на стабилизаторе, нужно отогнуть вверх. И наоборот, если модель после толчка полетит вверх, а затем упадет на хвост — руль высоты нужно отогнуть вниз.
      Руль поворота расположен на киле и действует так же, как и руль высоты. Отогнешь его вправо, модель полетит вправо, отогнешь влево — модель полетит туда же.
      Напоминаю тебе, что все эти правила регулировки действуют только в том случае, когда у модели нет никаких перекосов.
      Теперь ты знаком с действием рулей и вполне можешь управлять полетом модели. Запуская ее, добейся самой большой дальности полета с одной и той же высоты.
     
      ИГРЫ С МОДЕЛЬЮ
      У тебя, конечно, есть товарищи. Научи их делать такие же модели. Потом устройте соревнования. Их нужно проводить в помещении. С моделью такого типа можно организовать соревнование на дальность полета, на точность приземления и на точность пролета между препятствиями.
      Соревнование на дальность полета выигрывает тот, чья модель пролетит дальше, На полу обозначают квадрат размером 1X1 м. Это будет «аэродром». Внутри квадрата выкладывают посадочное «Т». Оно показывает, в каком направлении должна производиться посадка (рис. 5). На расстоянии 5 — 6 м от «аэродрома» становится участник соревнований и запускает модель. Модель должна совершать посадку в пределах «аэродрома». Победителем считается тот, чья модель точнее будет приземляться. Чтобы усложнить соревнования, нужно уменьшить размеры «аэродрома» или увеличить полет до 10 метров.
      Самым сложным видом соревнований с такой моделью является полет между двумя преградами. В них могут участвовать только те «летчики»,- которые полностью освоили правила регулировки модели. На расстоянии 5 — 6 метров от линии старта поставьте 2 стула, отодвинув их на 50 — 60 см Друг от друга. Запущенная модель должна пролететь меж стульями, не задев их. Выигрывает тот, чья модель пролетит между преградами три раза подряд. Ну, а если с этой задачей справятся два участника, то для них назначается перелет. В этом случае пространство для пролета сокращается на 10 — 20 см.
      После того, как ты усвоишь «управление» первой моделью, можешь переходить к постройке второй модели. Эта модель сложнее предыдущей.
     
      МОДЕЛЬ ПЛАНЁРА С ВЫСОКО РАСПОЛОЖЕННЫМ КРЫЛОМ
      Для постройки такой модели (рис. 6) тебе нужна чертежная бумага и обычный конторский клей. Сложив лист пополам, начерти контур фюзеляжа (рис. 7). Крыло — на отдельном листочке. Грузом у этой модели служит свернутая 1 носовая часть фюзеляжа (рис. 8). Вес ее подобран так, что центр тяжести находится на передней третЬей части крыла. Ну, а если ты проверишь и увидишь) что он смещается вперед или назад, можешь передвинуть крыло, ведь оно отделено от модели и приклеивать его нужно в последнюю очередь. Киль модели вклей в фюзеляж, как показано на этом же рисунке. Изготовленную модель следует запускать так же1 как и первую, но можно запуск и механизировать. В технике имеется приспособление для искусственного уменьшения длины разбега самолета, взлета с палубы корабля, с небольшого аэродрома. Оно называется катапультой. На деревянной дощечке длиной 400 — 500 Мм и шириной 50 — 60 мм набиты две деревянные реечки на расстоянии 5 — 10 мм друг от друга. На одном конце дощечки снизу прибита планка с двумя гвоздиками для крепления резинки, которая будет выбоасывап. в воздух нашу модель (рис. 9). Для того чтобы запустить модель с катапульты, на фюзеляже модели нужно сделать крючок или прорезь. Вставив в прорезь резину, оттяни модель назад и отпусти. Сокращаясь, резина потянет модель и выбросит ее с катапульты.
      Токую бумажную модел можно запускать в большом помещении или на улице. Однако на улице часто бывает ветер, который не дает такой легкой модели летать хорошо.
     
      МОДЕЛЬ ИЗ ДЕРЕВА
      Для запусков на улице ты можешь сделать модель из дерева (рис. 10). Крылс и хвостовое оперение модели выпили из тонкой фЬнеры, а фюзеляж лучше всего вырежь из бруска тпы. Для крепления крыла и оперения в фюзеляже сделай пропилы. Не забудь, что крыло должно стоять тюд углом к осевой линии фюзеляжа. Этот угол называется углом атаки (см. рис. 11). На этом же рисунке показано, как установить хвостовое оперение. Все детали собираются на клею. Крыло же дополнительно звкрепи снизу двумя мелкими гвоздиками.
      Крючок модели можно выпилить из фанеры и вклеить в фюзеляж, а монЫо изогнуть из стальной проволоки диаметром 1 мм и вколоть его в фюзеляж.
      Эту модель нужно запускать на открытом месте вдали от домов: ударившись о препятствие, она может разбиться. Для запуска модели можно использовать катапульту, но чтобы хорошо она летала, нужно усилить амортизатор (резину) в даа-три раза, ведь эта модель значительно тяжелее.
      Ну, а если ты будешь а таком месте, где модель запускать невозможно, например, во дворе, окруженном высокими домами, о которые она может разбиться, или в месте, покрытом кустами и высокой травой — запустишь и не найдешь модели? В этом случае модель можно запускать на привязи-корде.
     
      КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ
      Что такое кордовая модель? Она летает по кругу, в центре которого стоит моделист и управляет моделью посредством связанной с нею стальной проволоки. Возьмет моделист ручку «на себя», как говорят летчики, одна проволока потянет руль модели, и она полетит вверх, и наоборот. Так вот твоя модель тоже может быть кордовой.
      Привяжи к левому крылу нитку длиной 3 — 4 метра и запускай модель по кругу. Если ты будешь увеличивать скорость вращения, модель будет подниматься выше. При уменьшении скорости модель плавно приземлится. Но эта модель будет все-таки неуправляемой, так как у нее нет руля высоты. Но можно сделать и так, чтобы модель была управляемой, Для этого нужно переделать стабилизатор модели. Ты уже знаешь, что для того, чтобы модель могла летать вверх или вниз, нужно иметь руль высоты. Этот руль находится на стабилизаторе; у твоих первых бумажных моделей он хорошо виден. Площадь его равна приблизительно половине площади стабилизатора. Руль его должен быть подвижным. Поэтому подвесь его на нитках, как показано на рисунке 12, На этом же рисунке ты увидишь кронштейн с двумя отверстиями, вклеенный в центр руля. Кронштейн лучше всего вырезать из тонкого целлулоида. К нижнему отверстию привязана тонкая резинка, оттягивающая руль вниз. За верхний конец кронштейна привязана нитка, идущая через проволочную пётлю к моделисту (рис. 13). У него в руках палочка, к которой привязаны две нитки: та, что идет к крылу модели, и вторая — к рулю. Перед запуском нужно проверить, чтобы при положении ручки-палочки без наклона руль находился в горизонтальном положении. В полете, если потянешь за рулевую нитку, руль отклонится вверх, и модель полетит туда же. Если эту нитку отпустить, резинка, сокращаясь, отклонит руль вниз (рис. 14).
      После того, как ты научишься «летать» на этой модели, можно проводить воздушные бои. В этом случае одном кругу стоят два моделиста и летают две модели. Выиграет бой тот, кто собьет противника, а сам не даст возможности стукнуть свою модель.
     
      МОДЕЛЬ ПАРАШЮТА
      Следующей будет модель парашюта с самопуском.
      Парашют — это такое приспособление, при помощи которого человек может спуститься с большой высоты на землю без опасности для жизни.
      Первые парашюты, которые применялись еще при полетах на воздушных шарах, делали из толстой ткани. Они были тяжелые, занимали много места, раскрывать их было неудобно. Для самолета такие парашюты непригодны.
      В начале XX века начали строить много самолетов. Надо было придумать легкий и удобный парашют для Аспасения летчиков в случае аварии. Такой парашют К после многих опытов сконструировал в 1911 году русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников, Он «сделал его из тонкого прочного шелка, уложил в легком металлическом ранце и придумал приспособление, при помощи которого парашют выбрасывался из -транца и раскрывался. Ранцевый парашют Котельнико-ва оказался очень удобным.
      1 Ранцевыми парашютами теперь пользуются всюду. Советское правительство, заботясь о жизни летчика,
      Издало постановление о том, чтобы все летчики и оздухоплаватели во время полетов имели парашюты. Парашюты спасли жизнь многих летчиков, особенно во время войны. Кроме того, на парашютах часто забрасывались войска в тыл противника. Советским Партизанам, сражавшимся с фашистскими захватчиками, на парашютах сбрасывали с самолетов оружие, продовольствие, медикаменты и т. д. Парашюты применяются и в мирное время для сбрасывания различных Грузов и почты в таких местах, где самолет не может сделать посадку.
      Парашютизм стал любимым и увлекательным видом «порта нашей молодежи.
      При помощи сложенных лент-лямок ранец со сложенным парашютом прикрепляется к спине человека. Сбоку ранца есть вытяжное кольцо. Выпрыгнув из самолета, парашютист дергает за это кольцо. Сейчас же из ранца выскакивает небольшой вытяжной парашю-Тик, Он наполняется воздухом и вытягивает из ранца большой, главный купол парашюта. Купол похож на Эонтик, он сшит из очень прочной шелковой ткани. Длинными шнурами-стропами купол прикреплен к лямкам ранца. Купол надувается воздухом, и человек на парашюте медленно спускается.
      Такой парашют называется парашютом свободного действия. Парашютист может раскрыть его в любое время по своему желанию. Кроме того, есть парашюты с автоматическим приспособлением для раскрытия. Они сами раскрываются, когда парашютист выпрыгивает из самолета.
      Парашют действует благодаря сопротивлению воздуха. Когда парашютист быстро падает, воздух с большой силой давит снизу на купол, тормозит его, и падение замедляется. Чем больше площадь движущегося предмета, тем больше воздуха на него давит. Размеры парашюта рассчитывает так, чтобы он задерживал и делал безопасный Спуск человека среднего веса.
      Наша модель в сложенном виде будет запускаться вверх и плавно опускаться на землю. Купол модели квадратный, Его вырежи из тонкой папиросной бумаги. Он должен быть сложен так, как показано ка рисунке 15. Раскрыв его, положи с угла на угол стропы — нитки. Стропа должна быть длиной не менее, чем три диагонали купола. В центре и по углам стропы заклей бумажными квадратиками. После высыхания клея сложи купол и к выровненным стропам привяжи грузик. Его лучше всего сделать из свинцовой пластинки, Если купол имеет размеры 200X200 или 250Х Х250 мм, грузик может быть весом 10 — 15 граммов. В грузик нужно запрессовать проволочный крючок и отрезок резинки. Второй крючок закрепи в центре купола, захватив им обе стропы.
      Для запуска модели сцепи крючки купола и грузика, вытяни резинку и отпусти вначале стропы, а потом резинку (рис. 16). Грузик будет двигаться вверх и тянуть за собой парашют. В верхней точке полета крючки расцепятся, купол раскроется, и парашют плавно приземлится.
     
      МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ
      Все построенные тобою модели летали, опираясь на воздух неподвижными поверхнофями-крыльями или куполом. Ну, а как же летает аппарат без крыльев — вертолет? У вертолета подъемную силу создает вращающийся воздушный винт-рот.
      Можешь построить модели вжэтолетов. Ты понимаешь, что чем легче модель, тем лучше она будет летать. Поэтому наша модель схематически будет напоминать вертолет. Вернее сказать это летающий винт (рис. 18). Винт нужно начертить на тонкой жести, Чтобы он был строго симметричен, необходимо использовать шаблон. Это делается так. Из картона, целлулоида или
      тонкой фанеры вырезают одну лопасть винта с концевыми приливами. Вдоль лопасти чертят линию и прокалывают отверстие для булавки. После изготовления шаблона острой проволочкой-чертилкой или гвоздиком проведи на жести линию длиной 100 — 150 мм, в центре ее проколи отверстие и вставь в него булавку шаблона. Совместив осевые линии, обведи лопасть, не вынимая булавки. Переверни шаблон на другую сторону и начерти вторую лопасть винта. Теперь можно вырезать его. Чтобы кромки жести были гладкими, вырезав, зачисти их мелким надфилем или напильником.
      А теперь положи винт на ровную поверхность стола, табурета или доски и распрями, сделай совершенно плоским. Жесть выпрямляют так: сперва легкими ударами молотка выравнивают края, а затем на гладкой доске проглаживают молотком в разных направлениях.
      Приливы на лопастях необходимы для крепления кольца-маховика. Его ты должен вырезать из плотного ровного картона. К вертолету нужно сделать пусковое приспособление (двигатель). Оно состоит из двух частей: рукоятки и насаженной на нее катушки с намотанной ниткои.
      Для рукоятки пригодна палочка из любого дерева длиной 200 мм и толщиной 10 мм. Зачисть рукоятку по всей её длине ножом и осколком стекла. Поверхность ее должна быть гладкой, без заусенцев. Безразлично, будет ли рукоятка круглая или прямоугольная.
      На одном из концов рукоятки отмерь высоту катушки. Обрежь ножом этот конец так, чтобы катушка свободно надевалась и легко вращалась на нем. Эго будет ось катушки; сделай ее круглой. Конец оси не должен выступать над надетой на нее катушкой.
      К середине катушки туго привяжи конец прочной нити или шпагата и оставь свободным другой конец нити, примерно 400 мм длиной.
      В верхней части катушки вбей два тонких гвоздя без шляпок или две патефонные иголки. Концы гвоздей не должны выступать над верхом катушки более чем на 5 мм. В средней части винта, в его ступице, пробей два сквозных отверстия, чтобы винт можно было легко надеть ка выступающие концы гвоздей (рис. 17).
      Теперь проведи такой опыт.
      Намотай нитку на катушку, насади винт на концы гвоздей и потяни за нитку, Катушка, а с нею и винт будут быстро вращаться, но «вертолет» не тронется с места, не взлетит. Плоские лопасти только рассекают воздух, не отбрасывая его ни вверх, ни вниз. Плоский винт не имеет силы тяги.
      При быстром вращении нашего винта его лопасти как бы сливаются в один плоский круг (диск). Это видимый нами след от вращения лопастей, образует плоскость, которую в технике называют плоскостью вращения винта.
      Чтобы винт приобрел силу тяги и мог взлететь, его лопасти нужно слегка изогнуть, придать каждой из них наклон по отношению к плоскости вращения винта. Наклонно установленные лопасти станут в своем положении захватывать воздух и отбрасывать его. Скользя от приподнятого (переднего) края лопасти к опущенному заднему краю, воздух будет отбрасываться винтом вниз. От давления этого воздуха винт будет двигаться вверх, в сторону, обратную движению воздушного потока, созданного винтом.
      Убедимся в этом, изменив наш первый опыт. Сперва определим, как нужно изогнуть лопасти, какой их край будет приподнят, какой опущен. Намотай снова нитку на катушку и запомни, в какую сторону наматывалась нить. Во всех дальнейших опытах нить будем наматывать точно так же. Оставив плоский винт на гвоздях, потяни нить очень медленно. Заметил, в накую сторону вращается нить? Какой край у каждой лопасти является передним при вращении винта? Теперь сними винт и изогни каждую его лопасти так, чтобы передний ее край был приподнят. Ступица должна остаться плоской. Каждой лопасти придай одинаковый наклон к плоскости вращения винта.
      Поставь винт с изогнутыми лопастями на катушку, намотай и сильно потяни за нитку. Вертолет взлетит Интересно провести разные опыты с этой моделью. Изогни лопасть немного сильнее — винт будет стремительнее и выше взлетать. Это оттого, что лопасти стали захватывать и отбрасывать вниз большее количество воздуха, сила тяги винта увеличилась. Однако легко заметить, что чем более крутой наклон придать лопастям, тем более нужно затрачивать усилий на запуск, т. е. сильнее тянуть нить. Причина в том, что при крутом наклоне лопастей увеличивается и сопротивление воздуха вращению винта. По этой же причине такой винт, взлетев, скорее перестанет вращаться.
      Попробуй одной лопасти придать больший наклон, другой — меньший. Если различие в наклоне лопастей невелико, то винт будет взлетать по кругу. При большой разнице в наклоне лопастей вертолет станет кувыркаться. Неустойчивый полет его произошел оттого, что сила тяги у обеих лопастей стала различной. Винт будет подниматься ровно и устойчиво, если обе лопасти одинаковы как по размерам, так и по форме и наклону лопастей.
      Для запуска модели ты можешь сделать и другое приспособление (рис. 18). Изготовить его можно из сплющенной медной проволоки, диаметром 2,5 — 3 мм или двух свернутых проволочек. Свивать стержень нужно по часовой стрелке (рис. 17). В центре винта должна быть прорезь, в которой стержень мог бы проходить, но не прокручиваться.
      Запускать вертолет будешь так.
      На стержень надень отрезок трубки или свернутую в трубку пластинку жести, Теперь насади на стержень винт. И, если держа одной рукой за трубку, резко потянуть стержень, то он приведет винт во вращение и заставит его подняться в воздух (см. рис. 18). Может быть и такой случай, когда после запуска винт полетит не вверх, а вниз. Это может случиться потому, что тыне в ту сторону вывернул лопасть винта. Он у нас же-стяный, и ты легко исправишь ошибку.
      С моделью вертолета ты можешь проводить соревнования на дальность, продолжительность и высоту полета, и на точность приземления. Хорошо выполненная модель может подняться на высоту 10 — 20 метров.
     
      МОДЕЛИ РАКЕТ
      Ракеты известны с давних времен. Однако ракетный двигатель получил широкое практическое применение в последнее время. Слово «ракета» в переводе означает «трубка». Один конец трубки открыт. При сгорании в трубке специального топлива образуется большое количество (газа, вытекающего с большой скоростью из отверстия трубки. Реакция вытекающей струи газа направлена в противоположную сторону. Это и будет реактивная сила или тяга. Так коротко можно объяснить принцип реактивного движения.
      А теперь начнем постройку очень простой модели ракеты. Двигать их будет стартовая установка — катапульта.
      Для постройки первой модели ракеты со стартовой установкой тебе понадобится небольшой лист фанеры, лучше всего авиационный, толщиной 2 — 3 мм, чертежная бумага, деревянная реечка, мелкие гвоздики и небольшой отрезок авиамодельной резины. Из инструмента приготовь лобзик, нож, ножницы и небольшой молоток. Лобзиком ггы, конечно, умеешь работать. Пилка должна быть [довольно сильно натянута, установлена так, чтобы зубцы ее смотрели вниз, к ручке лобзика. Пилить нужно обязательно на специальном столике с прорезью.
      Прежде чем приступить к постройке модели, я хочу сказать тебе, что 4 этой минуты ты станешь не только «рабочим», строящим какую-то модель, но и конструктором ее. Эго йначит, что некоторые детали ты будешь придумыеатьсам. Так мы с тобой заранее договорились, что на Многих деталях моделей не будет показано никаких размеров. Будет раскрыто назначение ее и указано место в конструкции, рисунок, а во г чертеж тебе как конструктору придется составлят. самому. Конечно, выполняя эту работу, ты долже помнить, что нужна тебе деталь наивыгоднейших размеров. Нельзя, например, ставить чересчур большуо деталь, когда можно поставить меньшую. На нее пойдет больше материала, да и делать ее придется дольше. Но, очевидно, нельзя делать и чересчур маленькую деталь, так как она не сможет выполнить ту функцию, которая на нее возлагается. Старайся конструировать деталь такой, какой она должна быть. И н» пугайся, что это будет сложнее, чем работать по готовым чертежам. Ведь ты конструируешь модель. Теперь о модели. Каждая ракета, настоящая иф модель, стартует со стартовой установки. На рисунке 19 ты видишь эту установку с ракетой. Установка состоит из фермы с направляющей штангой и основания. ДМя того чтобы запускать ракеты в любом направлении, стартовые установки имеют подвижную ферму. Она можрт поворачиваться в любую сторон, а также подниматься на любой угол. А теперь детально рассмотрим, из чего состоит стартовая установка. Ферма представляет собой две стенки, между которыми закреплена направляющая штанга. Внизу фермы просверлено отверстие для болта, соединяющего ферму со стойкой основания установки (рис. 19).
      Основание состоит из стойки, трех дисков, позволяющих ферме поворачиваться, и опорных лапок, необходимых для придания большей устойчивости всей установке (рис. 20).
      Ракета представляет собой бумажную трубку с головкой и стабилизаторами. Для того чтобы запустить ракету, нужно толкатель оттянуть в нижнее положение и закрепить в прорези фермы; затем на штангу насадить ракету и нажать на спусковой крючок. Толкатель выйдет из прорези, и резина «выстрелит» ракету.
      Теперь ты знаком с конструкцией модели и принципом ее действия и вполне можешь приступить к постройке. Эта модель несложная, поэтому чертежа можно не делать, а размечать детали прямо на материале. На хорошо отшлифованной мелкой наждачной бумагой фанере начерти стенку фермы. Чертеж располагают с краю листа и обязательно вдоль верхнего и нижнего слоя фанеры. Длина фермы могкет быть 200 — 250 мм. Стенок фермы две. Чтобы они были одинаковые, выпили вначале одну, зачисть наждачной бумагой края и обведи на том же листе фанеры. При выпиливании не забудь учесть, что, обводя деталь карандашом, ты несколько увеличиваешь ее. Выпиленные стенки сбей мелкими гвоздиками в двух-трех местах. После этого разметь на стенках и выпили про-
      рези для фиксации толкателя и облегчения фермы. Разъединив готовые стенки, еще раз отшлифуй их наждачной бумагой и покрась. Пока краска будет сохнуть, ты сможешь выпилить основание. Оно очень простое и показано на рисунке 19. Размеры и форма его могут быть произвольными, важно, чтобы оно давало возможность ферме поворачиваться.
      Опорные лапы вычерти и выпили так же, как и стенки фермы, и закрепи в «шип» на среднем, большом диске основания (рис. 19). Из этой же фанеры выпили спусковой крючок и две шайбы.
      Направляющую штангу выстругай из тоненькой сосновой реечки или бамбука и закрепи в деревянной бобышке. Толщина бобышки должна быть ровно в три раза больше толщины фанеры, в противном случае ферма не будет подниматься и удерживаться на заданном угле.
      Готовые детали можно раскрасить в разные цвета.
      Если у тебя все готово, можешь приступать к сборке установки,
      Возьми бобышку с направляющей штангой и вклей ее между стенками фермы так, чтобы штанга была приподнята над фермой не 5 — 8 мм. Для того чтобы бобышка лучше держалась между стенками, ее нужно закрепить еще и мелкими гвоздиками. Скрепленные воедино стенки-ферму соединяют болтиком со стойкой основания. На выступающий шип стойки надень верхний диск, смазанный клеем, и вкладыш; поставь средний диск, а затем нижний. К верхушке направляющей штанги примотай нитками отрезок авиамодельной круглой резины с привязанной к ней деревянной рееч-кой-толкателем.
      Спусковой крючок закрепи болтиком с шайбой между стенок фермы. Установка готова.
      Выполнить модель ракеты гораздо проще. Она делается так.
      На карандаш или какую-то другую круглую палочку (назовем ее стапелем) намотай с клеем листок бумаги в два-три слоя. Учти, что проклеивать бумагу нужно со второго слоя, чтобы она не приклеивалась к стапелю. Высохшая трубка, снятая со стапеля, и будет корпусом ракеты. Длина корпуса должна быть не менее длины направляющей штанги. С одной стороны в трубку вставь головку. Ее лучше всего сделать из пористой резины или губки. Тогда ракета, ударившись о какой-либо предмет меньше повредится, На нижнрм коцце корпуса наклей стабилизаторы. Их может быть три или четыре. Форму их ты можешь взять любую. Как приклеить их к корпусу, показано на рисунке 21. Вот и все. Можешь запускать ракету на высоту полета и на дальность. Не забывай, что в помещении, конечна запускать ее нужно очень осторожно.
     
      СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ АВИАМОДЕЛИСТАМ
      Летающие игрушки можно строить одному. Но все же лучше работать сообща, коллективно: так и легче и интереснее. Наверное, у тебя есть товарищи, которые интересуются авиамоделизмом. Вот и организуйте авиамодельный кружок. Он может быть создан при пионерском отряде.
      На первых порах вы вполне обойдетесь и без руководителя. Выберите старосту, он и будет организатором занятий вашего кружка. Если вам что-то будет непонятно, возникнут затруднения, то обратитесь за советом к кому-нибудь из авиамоделистов-старшеклассников. Попросите приходить к вам на занятия (не на все), чтобы помочь лучше разобраться в устройстве и действии моделей.
      Со временем вам захочется строить более сложные летающие модели. Как это лучше сделать?
      Во-первых, сейчас при многих областных станциях юных техников есть заочные клубы авиамоделистов. Узнайте, организован ли такой клуб при вашей областной станции. Если да, то пусть ваш кружок вступит в него, станет получать задания и будет сообща их выполнять.
      Во-вторых, вы всегда можете получить советы и указания по работе кружка в районном или городском доме пионеров, на местной станции юных техников, в детском секторе ближайшего дворца или дома культуры, в аэроклубе ДОСААФ. Узнайте, какие из этих учреждений есть в вашем городе или поселке.
      В-третьих, в магазинах игрушек и культтоваров вы можете приобрести готовые наборы материалов для постройки летающих моделей различной сложности. К каждому такому набору приложены подробные чертежи и описания моделей. Если в местных магазинах таких наборов не окажется, пошлите заказ на Центральную торговую базу Посылторга. В ближайшем почтовом отделении вы всегда сможете получить прейскурант товаров Посылторга. Из прейскуранта вы узнаете, какие наборы можно выписать, сколько они стоят, как оформить заказ.
      И еще совет. Постоянно читайте журнал «Крылья Родины». Он выходит ежемесячно и широко освещает достижения советской авиационной науки и техники, полеты в космическое пространство, сообщает о новых самолетах, вертолетах и других летательных аппаратах. К каждому номеру журнала прилагаются чертежи простых и сложных летающих моделей, а в самом журнале печатаются статьи по теории и практике авиационного моделизма, сообщения о результатах авиамодельных соревнований, об опыте работы кружков.
      Журнал вы найдете в любой библиотеке. А еще лучше — сообща выпишите его.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru