НАШ ЮНЫЙ ДРУГ!
На твоем столе — книга «Лети, модель!». Авторы ее сделали попытку открыть тебе двери в увлекательный мир авиационной науки и техники, ответить на многочисленные вопросы — что, как и почему, привлечь к творческому труду, самостоятельному конструированию.
Если все это удастся, авторы будут считать свою задачу выполненной.
Под общей редакцией Б. СИМАКОВА Авторы статей и очерков:
генеральный авиационный конструктор О. Антонов, кандидат технических наук спортсмен 1-го разряда А. Васильев, Герой Советского Союза летчик-космонавт Ю. Гагарин, мастер спорта В. Еськов, С. Игнатьев, С. Кудрявцев, М. Лебединский, Г. Малиновский, мастер спорта Б. Мартынов, мастер спорта международного класса В. Матвеев, кандидат технических наук доцент Э. Микиртумов, в. Моисеев, мастер спорта 3. Смирнов, Я. Уколов, генеральный авиационный конструктор Л. Яковлев.
Составитель М. ЛЕБЕДИНСКИЙ
Наш юный друг! Посмотри фотоснимок, на котором авиамоделист запускает в воздух свою модель. Этот маленький самолет он построил сам, все до мельчайшей детали сделал своими руками.
Ты, очевидно, знаешь фамилии выдающихся советских авиаконструкторов А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, О. К. Антонова. Путь в конструкторское бюро они начали с авиамоделизма.
Живем мы с тобой в замечательное время. Наша страна — гигантская коммунистическая стройка. На просторах Родины растут города, заводы, фабрики, дворцы культуры.
Много, очень много делается для юных граждан. Летние и зимние пионерские лагеря, оздоровительные площадки и санатории, станции юных техников, дома и дворцы пионеров, спортивные комплексы, массовый юношеский туризм — все это вошло в быт молодежи.
Советское государство, Коммунистическая партия заботятся о том, чтобы ты рос крепким, бодрым, способным учиться в полную меру своих сил, и вырос хорошим и трудолюбивым человеком с горячим добрым сердцем, достойным членом нашего общества.
Свои мечты, свои сны у детей второй поло? вины XX века. Ребята восторженно тянутся к тайнам электроники и авиации, мечтают о дерзновенном завоевании просторов вселенной. И не удивительно.
Вперед к новым историческим достижениям необыкновенно быстро движется мировая наука. Совсем недавно на твоих глазах произо-
шли неповторимые события — первый в мире полет советского человека в космос. Наши соотечественники впервые в истории осуществили выход человека из корабля-спутника в космическое пространство.
Бессмертные подвиги наших героев-космонавтов — результат громадной и разносторонней работы, которую блестяще выполнили ученые, инженеры и рабочие СССР. Это подвиг советской науки. Ее открытия широко используются в технике и промышленности, сельском хозяйстве и быте. Но многое еще только намечается, вырисовывается.
Тебе, без сомнения, придется быть современником и участником многих новых открытий и дерзновенных свершений родного народа, уверенно идущего к светлому будущему человечества — коммунизму.
Бурный рост науки и техники — самая благоприятная почва для широкого развития и технического творчества ребят.
Нет, вероятно, в нашей стране такого уголка, где бы не строили летающих моделей самолетов, вертолетов, ракет, планёров. Удивительное это дело — авиамоделизм. Гимнасту кто-то изготовит снаряды, футболисту — сошьет мяч, а авиационную модель задумаешь и строишь сам... Труд и спорт вместе. Неплохое сочетание! Авиамоделизм — это и боевой азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую технику.
Модель взлетает, будто ею управляет искусный пилот. Она кругами набирает высоту, удаляется и, развернувшись строго против ветра, по всем летным правилам садится на три точки... Ведь модель летает по тем же законам, что и настоящий самолет или планёр.
Самолетный «парк» малой авиации разнообразен. В нем и комнатные модели, которые весят несколько граммов, и модели-гиганты с размахом крыльев более трех метров. Одни подолгу парят в воздухе, порой на несколько километров удаляясь от места запуска, другие летают по кругу на корде или выполняют фигуры высшего пилотажа. Некоторые, находясь в воздухе, связаны с землей незримыми нитями: их полетом управляют радиоволны. Порой не верится, что крошечный самолет не живет «самостоятельной жизнью», а повинуется командам с земли: четко меняет курс, высоту, выполняет замысловатые пилотажные фигуры. На одних летательных аппаратах двигателем служат резиновые нити, на других — установлены поршневые и реактивные моторчики.
Свыше сорока лет прошло с тех пор, как советские авиамоделисты провели свои первые всесоюзные соревнования. Тогда они мечтали о том, чтобы превысить рекорд дальности, который был равен всего 117 метрам, и рекорд продолжительности полета — 3 минутам 1 се-
кунде. Теперь же никого не удивляет, что модель самолета с поршневым моторчиком, сконструированная и построенная советским спортсменом Евгением Борисевичем, пролетела по прямой 378 километров 756 метров. Модель москвича Георгия Любушкина поднялась на высоту 5 113 метров. Ленинградец Анатолий Кузнецов впервые в истории авиамоделизма перешагнул трехсоткилометровый скоростной рубеж. 316 километров в час — такова была скорость полета его маленького самолета.
А мальчуганы из авиамодельного кружка Дворца пионеров уральского города Златоуста попробовали настоящие крылья в полете. Они построили свой первый самолет, назвав его «Малыш». Авиационный конструктор Олег Константинович Антонов написал в Златоуст теплое письмо: «Созданный и испытанный легкий самолет «Малыш» несомненно представляет большой интерес для любителей авиационного спорта и конструкторов-люби-телей».
Для многих ребят авиамодельный кружок Златоустовского Дворца пионеров — это трамплин в небо. Володя Ванюшкин, Леня Дубровский стали летчиками, Гера Шилов — механиком вертолетов, Галя Чернова — авиационным инженером, Рудик Коробинцев на воздушном лайнере Ил-18 уже налетал миллион километров. Каждый год разлетаются по всей стране Златоустовские мальчишки, которые первые сведения о самолете получили в авиамодельном кружке. Уходят одни, приходят другие. Птенцы оперяются. Пробуют крылья и те, кому предстоят еще далекие полеты.
Интересные дела и у юных авиаконструк-торов-школьников 507-й Ленинградской школы. Задумали они создать школьный музей истории авиации. И создали, да еще какой! Ребята организовали и свой школьный клуб. Каждый мальчишка хочет быть крепким, отважным, ловким! Отсюда и появилось гордое название «Сокол» — союз крепких, отважных и ловких.
В клуб принимают всех. В нем 32 секции — на все вкусы и интересы: авиационная, парашютная, бокса, фехтования, фото, кино и даже
литературного творчества. «Ни одной минуты не тратить даром, попусту. Все силы для того, чтобы стать крепкими и ловкими, отважными и умелыми!» — таков девиз членов клуба.
Конечно, из среды авиамоделистов выходят не только пилоты, авиационные конструкторы, но и другие специалисты. При желании и ты можешь строить и запускать маленькие самолеты, планёры, ракеты, вертолеты, а со временем управлять ими по радио, научиться водить модели по кругу с большой скоростью.
Как же этому научиться? Первые практические навыки ты можешь получить в авиамодельном кружке школы, или Дома пионеров, или же станции юных техников. Занятия в этих кружках ведут опытные руководители, твои будущие наставники. На первых порах придется строить простейшие модели. Накопив некоторый опыт, от простейших перейдешь к конструированию более сложных. Свое мастерство можешь совершенствовать уже в авиамодельной лаборатории авиационного клуба ДОСААФ. Строя модели, предназначенные для запусков на различных соревнованиях, а они проводятся в течение всего года, будешь участвовать в борьбе за то, чья модель пролетит дольше, быстрее. Так станешь спортсменом, завоюешь спортивный разряд.
Чтобы добиться рекорда и вообще хорошего полета модели, ее конструктор обязан кропотливо трудиться, упорно изучать основы теории полета модели, настойчиво экспериментировать.
Для авиамоделистов выпускаются моторчики, специальные посылки с набором материалов для постройки маленьких летательных аппаратов.
Издательство Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) выпускает массовыми тиражами книги по авиамоделизму. Авиационноспортивный журнал «Крылья Родины» систематически публикует материалы и специальные вкладки для юных конструкторов.
Авиамоделизм (в этом ты скоро сам убедишься) и полезное занятие, и увлекательный спорт.
ФОТО. Герой Советского Союза летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин
Дорогие мои мальчишки! Вам часто снятся космодромы. Ракеты, стремительно взлетающие в космос, покорили ваши сердца. Мечта стать летчиком-космонавтом завладела вашими умами. И очень хорошо, что многие из вас уже сейчас проявляют живой интерес к ракетной технике, штурмуют небо маленькими ракетами, построенными своими руками.
Вот уже который год в разных концах нашей страны — в Краснодаре и Петрозаводске, Крыму и во Владивостоке — проводятся соревнования юных ракетостроителей. В воздух поднимаются одно-, двух- и многоступенчатые модели ракет, с одним или несколькими двигателями. Оставляя белые полоски дыма, словно огненные стрелы, взлетают маленькие ракеты со специальных установок и даже миниатюрных космодромов.
В Москве и Ленинграде, в Оренбурге, где я обрел крылья летчика-истребителя, в Г жатске — моем родном городе — ив других местах созданы клубы юных космонавтов. Приятное впечатление оставила у меня встреча с юными космонавтами города Ленина, с этими увлеченными романтиками заатмосферного полета, с любознательными ребятами. Они проводят физические тренировки, занимаются на тренажерах, поднимаются в барокамере, изучают теорию полета, основы самолетовождения, космическую биологию, астрономию, прыгают с парашютной вышки. А у некоторых из них я уже видел на груди значки парашютистов. Одним словом, мальчишки готовятся к тому, чтобы научиться управлять самолетом, парашютом, без чего невозможно начать подготовку к стартам в космос.
И мне хочется от души сказать вам: вступайте в клубы юных космонавтов, в кружки юных ракетостроителей, запускайте модели самолетов, ракет. Это очень полезное и нужное занятие. И пусть не все из вас посвятят свою жизнь космической профессии, станут летчиками, парашютистами. Но занятия в клубе, в кружке помогут вам лучше учиться в школе, быть собранными, дисциплинированными. Маленькая модель ракеты, учеба в клубе откроет путь в мир техники, в мир героического. Вы познаете первоначальные основы летного и ракетного дела, узнаете много интересного об авиации и парашютизме, получите представление о службе летчика, станете более аккуратными и точными.
А эти качества нужны каждому человеку, а тем более будущему воину Советской Армии. Придя в воинскую часть, в училище летчиков, вам уже не нужно привыкать к авиационной или ракетной терминологии, быстрее освоите военную технику, скорее войдете в строй военных людей. Вы будете ценить и уважать труд своих учителей и воспитателей, которые не жалели сил для того, чтобы сбылись ваши мечты.
И мне приятно, что рбо всем этом говорят сами члены клубов юных космонавтов. Многие из них уже определили свой жизненный путь. Они, не задумываясь, говорят: пойду в летное училище, стану космонавтом, строителем воздушных и космических кораблей.
А пока стройте модели самолетов, ракет, космических кораблей. Пусть их стремительный полет рождает у вас новые мечты, раздвигает горизонт технических познаний. Буду очень рад, если через несколько лет в рядах летчиков-космонавтов увижу тех, кто в детстве строил модели самолетов, ракет, участвовал в соревнованиях, занимался в клубах юных космонавтов.
Желаю вам, юные друзья космонавтики, больших успехов в учебе, крепкого здоровья.
Становитесь в ряды мальчишек, штурмующих небо!
6 апреля 1965 года. Гагарин.
Маленькие и большие
Могучи крылья нашей Родины — великой авиационной державы. Советские воздушные корабли прочно обосновались в стратосфере,
В появлении скоростных лайнеров из семей Ту, Ил, Ан немалую роль сыграла летающая модель, такая маленькая и слабая на вид. Но только на вид! Потому что на самом деле она оказалась очень сильной. Силу ей придала человеческая мысль.
Сошлемся на такой исторический пример. В восьмидесятых годах прошлого столетия наш великий соотечественник Александр Федорович Можайский создал первый в мире самолет.
Свои идеи он воплотил сначала на бумаге: в рисунках, чертежах и расчетах, а затем, желая проверить * способность будущей машины летать, построил уменьшенную ее копию, т. е. то, что мы с вами называем моделью.
Успешные полеты модели подтвердили правильность идей А. Ф. Можайского. Он уверенно завершил свою работу и, спустя небольшой срок, полетел и его самолет. Модель с маленькими, хрупкими крылышками помогла вырасти крыльям большого могучего аппарата.
Так было не только с Можайским и его самолетом. По этому пути шли многие изобретатели и не только летательных аппаратов: действующая модель будущей машины помогала им найти правильное решение, избавляла от ошибок, излишнего расхода сил, средств и времени.
Возможно, ты скажешь: так было до создания самолетов. А сейчас разве модель помогает авиации идти вперед, совершенствоваться, создавать новое?
Мы предугадали твой вопрос. Да, авиационное моделирование помогает рождению новых летательных аппаратов и в наши дни. Им
В конструкторском бюро родились чертежи нового самолета Необычные размеры, необычные формы...
занята немногочисленная, но очень опытная, образованная и взрослая «армия». Она состоит из техников и инженеров, конструкторов и рабочих.
Ни один новый самолет не построят и не поднимут в воздух до тех пор, пока его модель, да порой не одна, а несколько, не будет тщательно исследована Что же это за моделирование?
Начнем с самого простого. В конструкторском бюро родились чертежи нового самолета — еще большего, более скоростного, чем были до него. Необычные размеры, необычные формы. Модель, даже небольшая, в V20 — V50 натуральной величины, поможет увидеть самолет объемным, как будто он стоит на аэродроме. Для инженеров из конструкторского бюро, может быть, это и не так уж важно, они привыкли «читать» чертежи. А вот тем, кому предстоит летать, посмотреть не на чертежи, а на машину, хотя и маленькую, но «живую», бывает очень полезно. Такие модели часто делают со всеми подробностями и раскрашивают их, как будущий воздушный корабль. В них можно увидеть расположение пассажирских салонов, багажного помещения, грузовых люков и многое другое.
Очень часто один и тот же тип самолета проектируется в различных вариантах — пассажирском, почтовом, грузовом, санитарном и т. д. На моделях можно просто и наглядно показать особенности каждого из них.
ДаЪно прошло то время, когда пассажиры выпрыгивали из кабины прямо на землю, а багаж и грузы переносили вручную. Теперь в аэропортах сложное аэродромное оборудование — трапы, тележки, погрузчики, стремянки Все эти устройства очень удобно проектировать, если вести примерку на моделях.
Мы говорили о моделях-макетах, повторяющих только внешний вид самолета или аэродромного оборудования.
А сейчас расскажем о модёлях, помогающих проверить летные качества самолета задолго до его постройки. Такие модели, размеры которых колеблются от полуметра до двух метров, с большой точностью повторяют формы будущей машины: очертания крыла; поперечные сечения, или, как говорят, профили крыла; обводы фюзеляжа, мотогондол, хвостового оперения.
Ты спросишь: как же проверяют летные качества самолета на модели, ведь для этого она, видимо, должна летать?
Да, в некоторых случаях и так. Однако ученые придумали более простой и удобный способ: они заставляют воздух двигаться внутри тоннеля (трубы) с той .скоростью, с которой летала бы модель, а ее помещают в воздушном потоке, на специальных весах. Тоннель, в котором испытывают или, как говорят, продувают модели, называется аэродинамической трубой. Воздух в трубе приводится в движение вентилятором.
Аэродинамические весы измеряют силу сопротивления модели, ее подъемную силу и многое другое. На основании этих измерений
Ученые придумали простой и удобный способ определения летных свойств будущих самолетов: продувки их моделей в аэродинамических трубах потом рассчитывают наибольшую скорость будущего самолета, его грузоподъемность, устойчивость и управляемость. Более того, видоизменяя форму различных элементов модели, инженеры находят их наивыгоднейшие очертания и размеры, которые потом учитывают в окончательном проекте опытной машины.
Бывает и так: испытания модели показывают, что будущий самолет, например, имеет плохую управляемость — плохо слушается рулей. Тогда, под наблюдением опытных специалистов, модель переделывают, пока не исправят замеченные недостаткй. А если бы не было модели? Недостатки могли бы проявиться при испытаниях самолета.
Представь себе: машина совершает первый вылет — разбегается, набирает высоту, все как будто в порядке. Выполнив полетное задание, летчик ведет ее на посадку — убрал газ, перешел на планирование — скорость полета уменьшается. И вдруг летчик замечает: самолет начинает терять управление, валится на крыло Авария! Страдает экипаж, а самолет — плод многолетней работы большого коллектива людей — превращается в груду обломков. Раньше нередко так и бывало, пока инженеры не научились определять аэродинамические характеристики будущего самолета заранее, на моделях.
И все-таки продувочные модели, повторяющие только внешние формы будущего самолета, не могут решить всех вопросов современной аэродинамики.
С ростом скоростей у самолетов появился новый враг — вибрация крыльев и хвостового оперения
Буруны воды, возникающие у гидросамолетов, опасны. Они могут попасть в воздухозаборники двигателей, на винты и т. д. Все это можно проверить на моделях
На заре развития авиации, когда инженеры не умели еще как следует строить самолеты, а летчики не обладали достаточным мастерством, существовала опасность, которая подстерегала машину в воздухе, и очень часто полег кончался катастрофой. Опасность эта была штопор — падение самолета по винтовой линии. Много самолетов разбилось, немало летчиков погибло, пока ученые и инженеры не изучили причины, вызывающие штопор И в этом им тоже помогли модели, но уже не продувочные, а более сложные, так называемые динамически подобные. Они, как и продувочные, повторяют внешние формы самолета, но, кроме того, в определенном соотношении (масштабе) копируют вес самолета и даже распределение этого веса вдоль фюзеляжа, крыльев и оперения
Динамически подобные модели обладают интересными и очень ценными для инженеров особенностями: они в полете ведут себя так же, как копируемый ими самолет Если, например, у модели отклонить рули, то она изменит траекторию полета так же, как копируемый ею самолет, причем траектории полета модели и самолета будут подобны.
При помощи таких моделей штопор изучают в специальных вертикальных аэродинамических трубах, где воздушный поток дует снизу вверх.
Модель, у которой рули установлены по штопору, помещают в поток, скорость которого подбирают так, чтобы она была равна скорости падения модели в штопоре вне трубы. Тогда модель повисает в воздухе и за ней очень удобно наблюдать. По тому, как она штопорит и как выходит из штопора, инженеры судят о самолете, улучшают его. Вследствие этого штопор уже давно превратился в рядовую фигуру высшего пилотажа. И все-таки модель каждого нового самолета обязательно проверяют на штопор.
С ростом скорости у самолетов появилась новая, еще более грозная опасность — вибрация крыльев и хвостового оперения, которая может привести к разрушению самолета в воздухе. В этом случае динамически подобные модели особенно удобны для изучения вибраций самолетов в воздухе.
Модели для таких исследований гораздо сложнее, чем штопорные. Кроме динамического подобия, они еще и упруго-подобны самолету. Это значит, что их крылья, фюзеляж и хвостовое оперение должны гнуться так же, как и у самолета, а упругость этих частей — в определенном масштабе соответствовать упругости этих же частей самолета. Для этого иногда в модели приходится повторять внутреннюю конструкцию самолета, да к тому же делать ее из того же материала, что и самолет.
Изготовление таких моделей — сложная и очень интересная работа, требующая глубоких знаний, высокой квалификации и мастерства. Конструируют их опытные инженеры, очень часто — авиамоделисты в прошлом. Ну, а постройка также не обходится без инженеров-авиамоделистов.
Испытания моделей на вибрацию производят так: модель устанавливают в аэродинамической трубе и постепенно увеличивают скорость потока. Если вибрация возникнет на скорости меньше расчетной, модель «лечат», пока скорость начала вибраций не поднимется до заданной величины. После этого изменения, сделанные на модели, вносят в конструкцию будущего самолета.
Однако самые сложные и интересные аппараты, применяемые в авиации для исследований, — это летающие модели. Далеко не все в аэродинамике самолета удается исследовать в аэродинамических трубах. И вот тогда на помощь приходят модели свободного полета. Они, например, могут быть использованы для исследования посадки гидросамолета. Тебе, наверное, приходилось видеть, как вырастают буруны — волны в носовой части корабля, когда он идет с большой скоростью. Вот у гидросамолета при взлете и посадке тоже образуются такие буруны. Они могут попасть в воздушные винты или воздухозаборники реактивных двигателей, если мотогондолы расположены слишком близко от воды, а это приведет к аварии. На летающих динамически подобных моделях такое явление и многое другое можно проверить и отработать еще до постройки большого гидросамолета.
По конструкции эти модели наиболее напоминают летающие, только последние сложнее и несколько больше. Ну, а форма, конечно, в точности соответствует копируемому самолету. И двигатели тоже похожи на авиамодельные моторчики, только они побольше, чаще всего — двухцилиндровые, и мощность их соответственно больше — 2 — 5 лошадиных сил.
Летающие динамически подобные модели имеют такие же рули, как и натурный самолет, а управляют ими по радио, с пульта управления на земле. На пульте расположены, как правило, те же органы управления, которые имеются в кабине пилота, — штурвал, педали, сектор газа и т. д. Управляемые оператором, эти модели взлетают, выполняют сложные эволюции в воздухе, садятся, а в это время экспериментаторы на земле наблюдают за полетом и производят замеры, на основании которых получают необходимые данные о качествах будущего самолета.
В настоящее время, когда авиация переживает очередной скачок, летающие модели приобретают особое значение. До сих пор существовали самолеты, которые могли развить огромную скорость, но требовали очень больших аэродромов. И были вертолеты, летающие с небольшой скоростью, но способные взлетать и садиться вертикально.
А вот образцы самолетов вертикального взлета и посадки, обладающие скоростью самолетов и посадочными свойствами вертолетов. Это — чудо техники, но оно пока еще в «пеленках». Необходимо много экспериментировать, изучать, отрабатывать, чтобы «чудо» стало таким же надежным средством транспорта, как наши замечательные воздушные лийнеры Ту, Ил и Ан.
Как во всем новом, у вертикально взлетающих самолетов очень много неясного, непроверенного.
У самолета, например, есть органы управления на крыле и хвостовом оперении, но они эффективны только на достаточно больших скоростях. У вертолета есть несущий и рулевой винты. С их помощью летчик управляет машиной и тогда, когда она неподвижно висит в воздухе.
А вот у вертикально взлетающих самолетов, как правило, нет тех средств, при помощи которых пилотируют вертолет. Как же ими управлять, когда скорость еще мала и самолетные рули еще не действуют.
Исследовать все это в аэродинамической трубе на продувочных моделях невозможно. Надо, чтобы характер полета модели соответствовал характеру полета самолета. Отрабатывать на опытных самолетах — долго, дорого и рискованно. На летающих же динамически
Вот самолеты, способные взлетать с места и садиться на малые площадки, как вертолеты, но имеющие нормальные самолетные скорости
подобных моделях все это можно исследовать и быстрее и безопаснее.
Вот как маленькие модели, о существовании и роли которых очень многие просто даже не подозревают, помогают нашей авиации. Без моделей и моделирования, можно сказать наверняка, развивать и совершенствовать авиацию было бы просто невозможно. Они позволяют выявить возможные опасности, как бы «вызывают огонь на себя», чтобы с самолетами в полете не повторялось то, что много раз переносили они при исследованиях.
«Авиационная болезнь» неизлечима
Не секрет, что я люблю авиамоделистов-конструкторов малой авиации, мастеров на все руки, упорных, настойчивых, умеющих начатое дело доводить до конца. И когда узнаю, что в наш конструкторский коллектив вливаются инженеры, в прошлом авиамоделисты, от души радуюсь. Значит еще один толковый инженер сел за стол конструктора, еще один ювелир-техник занял свое место.
Эта любовь не случайна. Авиамоделизму я обязан многим. Постройка и запуск летающих моделей определили мой путь в авиацию.
Вспоминаются детство, товарищи, первые кустарно сделанные в школьном кружке авиационные модели. Сколько было радости и... огорчений. Модель летала, мы ощущали ее движение, жизнь! И навсегда, как говорят, заболели «авиационной болезнью».
Сделанный своими руками маленький самолет увлек нас, заставил думать над тем, как улучшить его летные качества, родились мечты построить настоящую машину. И самое главное: мы познали радость творчества, приучились самостоятельно мыслить, чертить, работать с инструментом, у нас появилась страсть к технике, к книгам.
И тут нет ничего удивительного. От авиамоделизма начинается путь овладения летным делом, сложной авиационной техникой. Летающая модель — самолет в уменьшенном виде. Создавая ее, приучаешься мыслить о самолете, как авиационный конструктор, и смотреть на полет, как летчик.
Не ошибусь, если скажу, что из всех, кто приходит в большую авиацию, в конструкторские бюро, наиболее способными и толковыми оказываются бывшие авиамоделисты.
От десяти метров до сотни километров, от считанных секунд до нескольких часов увеличилась дальность и продолжительность полета моделей с тех пор, как сам я был авиамоделистом. В воздухе летают радиоуправляемые модели самолетов, планёров, вертолетов, модели, снабженные реактивными двигателями, модели — копии современных самолетов. Построить такие модели нелегко. И хочется предостеречь от поспешности, торопливости. Не старайся сразу мастерить сложную модель. Все делай последовательно, постепенно переходя от простого к сложному В школьные годы нам тоже хотелось сделать настоящий самолет, полетать на нем Но одного желания мало. Нужны знания и упорный труд.
После моделей наш кружок построил настоящий планёр моей конструкции. Он хорошо летал на состязаниях планёристов в Коктебеле. Затем я работал рабочим в авиамастерских, мотористом на аэродроме. Изучил самолеты, моторы, их эксплуатацию. Но страсть к конструированию не давала мне покоя. Уже будучи мотористом, построил еще один планёр и, наконец, решил сконструировать авиетку. Тут, как и при постройке планёров, помощь мне оказал наш знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, за что я ему очень благодарен.
На построенном в кружке мотористов летного отряда самолете мы вместе с летчиком Пионтковским в мае 1927 года совершили перелет из Москвы в Севастополь Обратно пилот летел один и установил два международных рекорда: дальности и продолжительности полета.
В награду я был принят на учебу в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.
Так я прошел путь от модели к планёру, от планёра — к самолету и стал конструктором реактивных самолетов.
Такой же путь прошли многие летчики и конструкторы, с которыми меня связывают долгие годы творческой работы.
Дерзайте, творите! Книга «Лети, модель!» поможет вам.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|