ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 3
Глава I. СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ-КОПИИ… 4
Глава И. ВЫБОР ПРОТОТИПА И ЧЕРТЕЖ… 8
1. Геометрия выбранного прототипа… 8
2. Модель и самолет… 8
3. Выбор прототипа…14
4. Чертеж модели…16
Глава III. РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ МОДЕЛИ…21
Глава IV. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕИ-КОПИИ…29
1. Кордовые модели-копии самолетов. Класс F-4-B… 30
2. Радиоуправляемые модели-копии самолетов Класс F-4-C.. 85
3. Радиоуправляемые модели-копии планеров. Класс F-4-D… 99
4 Летающие модели-копии реактивных самолетов…103
5. Модели-копии гидросамолетов…105
Глава V. ОТДЕЛКА И ОКРАСКА МОДЕЛЕЙ…111
Глава VI. ПИЛОТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ-КОПИЙ…116
1. Пилотирование кордовых моделей…116
2. Пилотирование радиоуправляемой модели-копии самолета 118
3. Пилотирование радиоуправляемой модели-копии планера 139
Приложения:
1. Определение САХ для крыльев различной формы в плане 146
2. Вычерчивание профиля…146
3. Определение площади крыла…147
4. Профили…148
5. Таблица профилей…152
6. Графическое вычерчивание шаблонов воздушного винта 156
7. Шрифты для надписей…157
Даются необходимые сведения по запуску и пилотированию моделей.
Для авиамоделистов.
ВВЕДЕНИЕ
Авиация с момента ее зарождения так бурно развивалась, что человечество не смогло сохранить образцы всех существовавших в разное время летательных аппаратов, и многих из них мы знаем лишь по дошедшим до нас чертежам, схемам и фотографиям. Однако летательные аппараты многих типов сохранились в различных музеях в виде уменьшенных копий-макетов.
С самого начала возникновения авиации ей сопутствовало изготовление масштабных моделей в уменьшенном виде. Можно сказать, что первая копия самолета была сделана даже раньше, чем самолет. Можайский, прежде чем построить самолет, сделал летающую модель, на которой изучал возможности полета своего летательного аппарата.
Как бы не были велики и массовы достижения авиации в настоящее время, далеко не каждый может управлять даже самым простым самолетом или планером. Яо люди, увлекшиеся авиацией, нашли выход для удовлетворения своего интереса — они изготавливают летающие модели — от простейших, напоминающих самолет лишь основными деталями, до точных копий самолетов в уменьшенном масштабе, управляемых либо с помощью корд, либо по радио, тем более что развитие радиоэлектроники в последние десятилетия предоставляет этим людям неограниченные возможности.
Особенно массовое увлечение авиамоделированием отмечается у нас в стране, где имеется широкая сеть различных авиамодельных кружков, станций юных техников, Домов пионеров и школьников и других организаций. Авиамоделизмом спортивного направления руководит массовая добровольная организация — ДОСААФ.
Но кроме спортивного моделирования, многие увлекаются изготовлением и коллекционированием макетов летательных аппаратов. Коллекции отдельных любителей настолько богаты, что отражают почти всю историю развития авиации. Можно смело заверить, что те люди, которые сами строят летающие модели-копии, испытывают такое же наслаждение, как и конструкторы настоящих самолетов. А управление летающей моделью дает возможность испытать еще одно приятное чувство — чувство пилота.
Путь познания авиации через постройку различных летающих моделей многих привел в большую авиацию. Автор этих строк тоже, увлекшись постройкой летающих моделей, прошел путь «от модели к планеру, от планера к самолету» — стал летчиком и многие годы, управляя большими воздушными кораблями, не бросал заниматься авиамоделированием.
Практически возможно построить летающую модель-копию любого летательного аппарата, будь то исторический образец начала эры авиации, самолет военных лет или современный реактивный лайнер.
Данная книга призвана помочь авиамоделистам самостоятельно конструировать и изготавливать «свой» миниатюрный самолет.
Глава I СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ-КОПИИ
Среди большого разнообразия видов авиационного моделирования самым сложным и наиболее трудоемким является изготовление и пилотирование масштабных моделей или, как их часто называют, моделей-копий. В процессе развития этого вида авиационного моделирования со временем произошли большие изменения. Вначале строились модели, внешне слабо напоминавшие выбранный прототип (образец), с большими произвольными отступлениями как по масштабу, так и по качеству оформления и отделки. С развитием авиамодельной техники, особенно с разработкой специальных авиамодельных двигателей и электронных систем дистанционного управления, изготовление масштабных моделей приобрело особое значение. В настоящее время в модели-копии не только точно воспроизводятся масштабные геометрические размеры, копируются оборудование, механизация, отделка и маркировка, но и воплощается полет, подобный полету прототипа.
Для того чтобы построить даже нелетающую масштабную модель — макет современного или исторического самолета, нужно обладать до вольно большими практиче скими навыками работы пс дереву, металлу, пластмассе. В процессе подготовки и постройки масштабной модели необходимо детально изучить массу информации по выбран ному прототипу, прочитать чертеж, а затем начертить в определенном масштабе рабочий чертеж. Многие детали модели при изготовлении требуют применения станочного оборудования, значит моделисту необходимо научиться работать на этих станках.
При отделке модели приходится иметь дело с различными лакокрасочными материалами, знать приемы и способы нанесения различных покрытий на различные материалы. Из всего этого следует, что изготовление масштабных моделей летательных аппаратов относится к техническому творчеству. В то же время это и спорт, так как с масштабными летающими моделями можно участвовать в соревно ваниях по определенной про грамме и правилам. Участие в таких соревнованиях требует соответствующего физического развития, большого физического и психологического напряжения.
На фотографиях представлен ряд моделей. Они весьма точно имитируют настоящий самолет. А если модель наблюдается в полете, то вообще можно усомниться — модель это или самолет: современные радиотехнические средства позволяют моделям маневрировать так же, как маневрировал самолет-прототип.
Несмотря на появление разнообразных материалов, современной радиоаппаратуры дистанционного управления и возможность широкого выбора миниатюрных двигателей изготовление летающих моделей-копий довольно сложный и трудоемкий процесс. Существует ряд определенных трудностей, которые усложняют процесс разработки, постройки Моделей и овладение пилотированием.
Одна из первых трудностей, возникающая сразу же за желанием строить модель, — это трудность получения информации по выбранному прототипу. К сожалению, очень мало существует литературы, где бы в полном объеме был описан тот или иной самолет, и часто приходится собирать материал из многих источников.
Вторая трудность — подбор и заготовка необходимых материалов. Бывает, что из доступных материалов невозможно изготовить модель нужного качества, а иногда приходится даже отказываться от выбранного прототипа из-за того, что наличные материалы не обладают необходимыми весовыми характеристиками. Правда, за последнее время появилось много новых материалов, как металлических, так и пластмассовых, которые значительно расширили возможности моделирования и во многих случаях заменили традиционный материал — древесину. А появление различных новых клеев расширило возможности соединения материалов. В современной летающей модели-копии самолета можно встретить большинство материалов, применяемых в самолетостроении.
К трудностям необходимо отнести и теоретическую подготовку моделиста. Летающие модели-копии подчиняются тем же законам аэродинамики, что и настоящий самолет, а их летные качества даже в большей мере зависят от многих аэродинамических величин и характеристик. Для расчета и изготовления копии самолета необходимо уметь пользоваться хотя бы элементарными аэродинамическими расчетами.
Немалую трудность представляет и умение заставить модель летать. Когда модель-копия в конце концов будет построена, наступает момент ее летных испытаний. Если это кордовая модель, то необходимо заранее иметь навыки пилотирования более простых кордовых моделей; если это радиоуправляемая модель, то также лучше заранее научиться пилотировать более простые радиоуправляемые модели.
Следует отметить, что пилотирование современной копии самолета, даже спортивного типа, под силу только человеку, который ранее уже пилотировал радиоуправляемые модели спортивного класса. Иногда для постройки и пилотирования модели-копии нескольким моделистам, каждый из которых обладает определенными знаниями, целесообразно объединиться.
Таков далеко не полный перечень трудностей, встречающихся на первых шагах авиамоделистов. Все эти трудности вполне преодолимы при большом желании и серьезном увлечении.
До тех пор пока не было возможности реализовать на модели все, чем обладает самолет (полет, работа механизмов, регулирование двигателя в полете и т. д.), изготовление моделей-копий не было таким увлекательным занятием.
Появление специальных микродвигателем, радиоаппаратуры дистанционного управления, особенно пропорциональной, новых материалов, клеев, лаков и красок сильно расширило возможность изготовления и пилотирования моделей-копий, а увлечение этим видом спорта стало массовым. Наступило время значительных перемен в управлении полетом и введении различной механизации на моделях. Появился своеобразный спортивный класс масштабных летающих моделей. В правилах соревнований по этим моделям предусмотрена не только оценка подобия модели и качества ее изготовления, но и оценка подобия полету прототипа и оценка умения пилотировать ее.
Соревнования с масштабными моделями-копиями проводятся по правилам, разработанным как национальными спортивными организациями, так и международной спортивной организацией — ФАИ, которая проводит чемпионаты мира. В правилах проведения авиамодельных соревнований в нашей стране тоже есть класс масштабных моделей F-4, который подразделяется на три категории: категория F-4-B — кордовая модель-копия самолета; категория F-4-C — радиоуправляемая модель-копия самолета; категория F-4-D — радиоуправляемая модель-копия планера.
К моделям, представляемым на соревнования, предъявляются определенные ограничения максимальных значений ряда показателей: площадь
несущих плоскостей — 150 дм2; масса (с топливом) одномоторных кордовых моделей — 5 кг, многомоторных — 7 кг; масса радиомоделей без топлива — 6 кг; нагрузка на единицу площади кордовых моделей — 150 г/дм2, радиомоделей — 100 г/дм2; рабочий объем двигателя для кордовых одномоторных моделей — 10 см3, многомоторных — 20 см3; объем двигателя радиомоделей — 10 см3; длина корды — 15 — 21,5 м.
Для постройки масштабной модели в целях участия в соревнованиях необходимо иметь документацию, обосновывающую точность изготов-
ленной модели относительно выбранного прототипа. Этим документом может быть точный чертеж самолета-прототипа в трех проекциях в масштабе не менее 1:50 из официального печатного издания или заводской чертеж. На внутрисоюзных соревнованиях официальным чертежом может считаться чертеж, изготовленный Центральным спортивнотехническим клубом авиационного моделизма. Чем подробнее чертеж, тем более тщательно и точно можно изготовить модель, а значит, и более высоко она будет оценена. Необходимо также иметь не менее трех фотографий (или репродукций) самолета-прототипа.
На соревнованиях общая оценка масштабной модели складывается из стендовой оценки и оценки за демонстрацию полета. Стендовая оценка выставляется за точность изготовления (масштаб), за мастерство и за сложность. При этом каждая оценка ведется по восьми пунктам: фюзеляж; крыло или его эквивалент;
хвостовое оперение; шасси; винтомоторная группа; кабина, фонарь; отделка, цвет, маркировка ; изобретательность, оригинальность решения.
Все модели-копии должны взлетать и делать все маневры вплоть до посадки подобно своему прототипу. Для производства полета никакие детали на модели не должны заменяться, за исключением воздушного винта. Соревнования в каждом классе моделей определяются Положением о соревнованиях и Правилами проведения соревнований в СССР, разрабатываемыми Федерацией авиамодельного спорта ДОСААФ СССР, с которыми можно познакомиться в любой районной организации ДОСААФ.
Соревнования по этому увлекательному виду спорта становятся все более массовым и зрелищным мероприятием. Зрители видят в полете настоящий самолет, но гораздо меньших размеров; он в полной мере повторяет все элементы полета, хотя им управляет человек с земли.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|