СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Несколько игр, поначалу увлекательных 7
Бридж-ит — «перебрось мостик» 8
«Ползунок» 9
Французская военная игра 12
Так-тикль 14
Несколько игр, увлекательных не только поначалу
Умеете ли вы играть в «рассаду»? 20
Сим 22
Играйте в гекс! 23
Так-тикс 32
Бридж — популярнейшая логическая игра XX века 35
Еще одна замечательная игра — канаста! 50
Мозаика, или понемногу о разном
«Прорыв» 62
«Щёлк» 66
Фокус 67
«Волк и овцы» 68
Болотуду 69
Квартет для двоих 69
Хасами шоги 72
Пеитамино 73
Пачиси 74
Сальта — «прыгай!» 76
L-игра 78
Калах 78
Чисоло 80
Найаут 81
«Гиеиа» 83
Известные всем «нарды» 84
Алькуерк 86
Одна занимательная игра в числа 88
Несколько шашечных игр 90
Хальма 93
«Крестики-иолики» 94
«Войив вирусов» 99
Шоги — японские шахматы 109
«Балда» 112
«Змейка» П5
Сиджа 120
Игра «12» 125
Отгадай правило! 127
Сенегальские шашки 129
Ним и другие 131
Поддавки — тоже интересная игра 137
Когда сыграть не с кем 151
Солитер 152
Пасьянсы 155
Сквэрворды 171
Крисс-кроссы 173
Метаграммы 173
Еще одив словесная головоломка 176
Кросс! 179
Задачи 180
Ответы к задачам
Введение
«Человеческая изобретательность ии в чем не проявляется так, как в играх», — писал Лейбниц. Количество игр, изобретенных человечеством, огромно. Придумать сколько-нибудь совершенную классификацию всех известных игр, по-видимому, невозможно, хотя предпринимались такие попытки; дело в том, что слишком велико число признаков, по которым можно классифицировать игры.
Наверно, важнейшая граница проходит между так называемыми играми с полной информацией и играми с неполной информацией. Сейчас мы объясним, что это значит.
Предположим, что вы играете в шахматы. Делвя ход, вы теоретически можете рассчитать полностью все его последствия. Вас ограничивают только (даши счетные способности, и ничего больше. Для совершения расчете вы обладаете всей необходимой информацией, а именно: вы знаете правила игры и видите исходную позицию на доске. Больше ничего и не требуется, потому что правила игры таковы, что можно однозначно определить по любой позиции результат партии. Конечно, на практике это можно сделать далеко не всегда, потому что счетные способности шахматистов ограничены. Но для нас сейчас это не важно. Для нас важно, что это можно сделать в принципе. Мы говорим, что шахматы — игра с полной информацией. Точно так же играми с полной информацией являются, например, русские шашки, международные шашки, го, калах, реверси и многие другие.
А вот, скажем, игра в «морской бой» — это нечто совсем другое. Здесь, делая ход, вы не можете рвссчитвть полностью его последствия, каковы бы ии были ввши счетные способности; вам не хватает для этого информации о расположении кораблей противника. Мы говорим, что «морской бой» — это игра с неполной информацией. Точно так же, например, покер или бридж — игры с неполной информацией.
Неполнота информации часто проистекает из внешнего случайного фактора, присутствующего в игре, например бросания игрального кубика или взятия случайной карты из колоды. Вы не знаете, какие карты у противника, когдв, например, игрвете в покер, и поэтому не можете точно и до коицв рассчитать последствия ваших действий.
Вы не знаете, какие числа выпадут при бросаниях кубика в будущем, когда играете в «иврды». Снова информация неполна. Снова полный рвсчет последствий ходов невозможен.
Не надо думать, что в игре с неполной информацией можно действовать как попало — мол, всё равно неизвестно, что получится. Дело в том, что случайные события в мире тоже подчинены кое-каким закономерностям. Эти закономерности даже изучают специальные разделы математики — теория вероятностей и математическая статистика. Так что случайные события ие совсем случайны, н поэтому ие всё равно, как, нвпример, менять карты при игре в покер..Игры с неполной информациейчасто оказываются ие менее содержательными и требуют от игрока не меньшего мастерства, чем игры с полной информацией.
Случай, вмешивающийся в игру, не только не позволяет точно рассчитать последствия действий, ио и вносит в игру азарт. Вам может повезти, а может ие повезти, и с этим приходится примириться Кстати, в жизни бывает именно так, и поэтому игры, где присутствует случайный фактор, ближе к жизии, чем, например, шашки или шахматы. Но, конечно, обидно, когда вы, играя гораздо сильнее противника, проигрываете из-за какого-то редкостного невезения. Поэтому во многих играх процесс происходит так, чтобы нейтрализовать фактор везения (или невезения). С типичным способом такой нейтрализации мы встретимся, когда будем говорить о бридже.
Игры можно классифицировать также по множеству других признаков. Видимо, важнейшее в любой игре — это, во-первых, состав участников игры; во-вторых, «игровое пространство» (чаще всего это доска для игры или комплект карт или других средств игры); в-третьих, правила игры. В зависвмости от состава участников можно выделить такие классы игр, как игры с одним участником (но их, видимо, нельзя называть игрвми, правильнее называть их головоломками; в этом сборнике они почти ие рассматриваются), игры с двумя участниками, игры с несколькими (тремя и более) учвстииками. В зависимости от «игрового пространства» можно выделить игры на шахматной (шашечной) доске, игры на специальных досках, игры на листе бумаги (ие требующие специального игрового поля), карточные игры и другие. Очень разнообразны также правила игр.
В этом сборнике помещены описания многих игр. Некоторые описания довольно подробны, но обычно мы рассказываем лишь о правилах игры н приводим самые общие сведения. Вы не встретитесь здесь с такими хорошо известными играми, как шахматы, го, русские и международные шашки, рэндзю, и другими. Об этих играх написано много в самых различных книгах. Здесь же вы познакомитесь с многими играми, которые, скорее всего, были вам неизвестны, ио которые ие меиее увлекательны, а иногда (как, например. бридж) и не менее содержательны. Таких игр немало, и каждый может выбрать себе те, которые придутся ему по душе.
|