СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3 ОЖИВШАЯ СТАРИНА 4 НЕСКОЛЬКО ЗАБЫТЫХ ПЕРЕПЛЕТЕНИЙ 9
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ 15 МАТЕРИАЛ 18
Выбор цвета 19 Крашение материала 20 Растения-красители 23 По рецептам бабушки 24 Расчет расхода материала 25
ТЕХНИКА УЗЕЛКОВОГО ПЛЕТЕНИЯ 25 Азы плетения 26 Крепление нитей 26 Плетение узлов 28
Удлинение нитей и расширение плетения 48 Штопка. Мережка 50 Безузелковое плетение 52
УЗОРЫ И ФРАГМЕНТЫ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ 56 Пико 57
«Горошина», «вишенка», «розочка» 63 Заделка концов нитей после окончания работ 66
Реставрация вещей 70 Монтаж изделий 71 Отпаривание и стирка изделий 71
ПЛЕТЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ 72
Закладки 73 Ремешок для часов 73 Пояс 74 Панно 75 Сувениры 75
Дополнения к костюму 76 Плетение изделий круглой и овальной формы 77
Плетение изделий объемной формы 79 Изделия, выполненные безузелковым плетением 81
Плетеные изделия в современном интерьере 81 Плетение обуви 83
Босоножки мальчиковые «Ярославчикн» 83 Туфли мужские летние «Шахтерские» 84
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 85
ОТ АВТОРОВ
В основу издания мы положили наш опыт в узелковом плетении. Над книгой работали увлеченно, желая передать то, чего достигли сами в этом виде рукоделия. Раскрыли секреты мастерства, подробно и доступно описали технику плетения. Дали советы по выбору цвета нитей и их окраске, изготовлению приспособлений для плетения. Предложили специальное приспособление, которое позволит заняться макраме людям, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В небольшой книге всего не охватишь, поэтому мы рассмотрим только немногие плетеные изделия, выполненные нами. Старались отобразить на схемах и слайдах эти изделия так, чтобы их легко можно было выплести.
Следует заметить, что копировать можно только на первых порах, а по-настоящему плести, значит, творить. Многое из того, что найдете в книге, доступно начинающему плетельщику, только изучите узлы, рассмотрите узоры и фрагменты, позовите на помощь фантазию.
Нам хочется верить, что наши читатели воспользуются материалом книги для самостоятельного творчества, создания собственных авторских работ. Ведь в изделиях, выполненных узелковым плетением, можно выразить свои чувства и настроения. Увлеченный человек — не ремесленник, а художник.
Из простых, современных, в основном синтетических материалов, при правильном подборе узлов, узоров и их сочетаний можно создать настоящие произведения искусства: тематические и декоративные панно, картины, декоративные вазы, тарелки, хлебницы, женские украшения и дополнения к костюму, головные уборы и обувь, обложки для книг. Это далеко не полный перечень изделий, которые можно выполнить в технике макраме.
Плетеное изделие в интерьере квартиры или небольшое дополнение к костюму (пояс, брошь, галстук) подчеркнут вашу индивидуальность.
Занятие макраме — активный, приятный и полезный отдых.
Макраме помогает привить трудолюбие, ловкость, художественный вкус и любовь к прекрасному.
Советуем заняться макраме врачам-хирургам, чтобы придать пальцам необходимую подвижность. Музыкантам полезно тренировать руки, занимаясь узелковым плетением. Не лишним будет умение вязать узлы альпинистам, путешественникам и тем, кто мечтает
посвятить себя работе, связанной с морем. Для людей с нарушением двигательной функции пальцев рук предлагаем заняться макраме: посильное систематическое плетение поможет разработать их и восстановить здоровье после болезни и травмы.
Главное предназначение книги — помочь читателям овладеть навыками интересного, полезного художественного плетения.
Творческих вам успехов, будущие мастера. Учитесь сами и учите других, делитесь знаниями. Фантазируйте, экспериментируйте, творите и как говорили в старину, плетите узелок к узелку добрым людям на загляденье.
ОЖИВШАЯ СТАРИНА
В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Одним из них является узелковое плетение — макраме. Узел — место, где связаны концы чего-нибудь. Не будет ошибкой, если считать узел едва ли не первым изобретением человеческих рук. По необходимости, соединив два конца любого материала, завязали узел. Постепенно усложняя и совершенствуя узлы, получили декоративное плетение, а в процессе долгих творческих поисков узелковое плетение превратилось в художественное плетение.
На Руси существовало два вида плетения — узелковое и безузелко-вое в виде косичек, плоских переплетений (плетешек) и фигурной штопки.
Декоративные качества плетеных изделий, разнообразие материалов, сравнительная легкость выполнения — все это делает макраме популярным, вызывает интерес к технике плетения, к истории его происхождения и возможностям развития.
А главное то, что этот вид народного творчества не требует какого-либо специального приспособления. Основным «орудием производства» являются умелые руки: плетение осуществляется только на пальцах. Не зря в старину говорили:
«Не то дорого, что из красна золота сделано, а то, что добрым мастером сработано».
Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение применяли для самых различных целей во многих древних цивилизациях.
Узоры, выплетенные узлами, нередко воспроизводились затем в камне, дереве, кости, металле. Узлами плелись талисманы, амулеты, которые во времена язычества носили на шее или руке.
Из-за недолговечности естественных текстильных материалов древние изделия, выполненные узелковым плетением, почти не дошли до нас. Лучше сохранились плетеные изделия из золотых нитей.
С незапамятных времен, выплетая любую вещь, мастер думал не только о ее практическом назначении,он не забывал и о декоративной стороне. На Руси плели мастерски.
Старинные плетеные вещи, хранящиеся в музеях, и сейчас поражают красотой и изысканностью. Особый интерес представляют амулеты, женские украшения и дополнения к одежде.
При раскопках в Белгороде найдена тесемочка из золотых нитей от женского воротника XIII века, под Керчью — женские украшения XIV века. А под Новгородом во время раскопок найдена плетеная гривна из нитей свинцово-оловянного сплава. При раскопках ближних пещер в Киеве найден плетеный крест XVI века.
Плетение на Руси считалось особым искусством и по значению приравнивалось к умению ковать мечи и строить суда. Узелковое плетение достигло расцвета во время формирования Киевской Руси. Узел воспринимался не просто как сплетение нитей, а выступал символом таких понятий, как жизнь, хлеб, солнце, счастье, любовь. Не перечесть всех профессий, связанных с плетением: торочник (плетение тесьмы), ремен-ник, кнутник, гайтанник, канатник, счальник (соединяющий канаты — профессия сохранилась), броздоч-ник (плетельщик конской упряжи) и многие другие.
О широком распространении узелкового плетения на Руси свидетельствует то, что более сорока ремесел было основано на нем.
Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. В разных странах такое плетение называлось по-разному: мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, плетево, узорочье, вязь на Руси.
В технике плетения в Киевской Руси изготовляли очелья, оплечья, головные уборы (повой и капор) легкую изящную обувь, упряжь для лошадей, сумки для стрел и домаш ней утвари и многое другое. Орнаменты древнерусского плетения использовали в ювелирных изделиях, в архитектуре, в аксессуарах воин ской одежды (гусарские кивера) Особенно преуспевали те, кто укра шал страницы рукописных книг (рис. 1, 2) плетеными заглавными буквами и заставками. На обложках книг изображали завитки, цветы, головки фантастических чудищ и прочее (рис. 3, 4).
Рис. 2. Заставка древней книги
Рис. 3. Буквица древнерусского письма (сложное сплетение)
Рис. 4. Буквица древнерусского письма (головки фантастических чудищ)
Плели в технике макраме не только в Киевской Руси. С незапамятных времен женщины севера украшали узелковым плетением одежду и жилище. От поколения к поколению, из рук в руки передавался этот вид рукоделия.
Однако было время, когда узелковое плетение считалось языческим (колдовским) занятием. Плетение осуждалось, преследовалось в приравнивалось к зелейству (изготовлению приворотных зелий). А наказание за узелковое плетение было жестоким: «Аще жена зеле-иница, чародеица, наузница, ее каз-нити...». Наузница — женщина, которая плела узлы.
Прошли годы, декоративная сторона плетения победила древнюю заклинательную символику, и узелковое плетение начали использовать во многих сферах жизни.
Нужно сказать, что плетение вначале было исключительно мужским ремеслом, ведь техника узелкового плетения очень проста. С давних времен моряки плели канаты, предметы обихода, сувениры для родных и близких.
В XIX столетии вошло в обиход название узелкового плетения — «макраме». О происхождении слова «макраме» существует множество версий. В настоящее время слово «макраме» применяется для обозначения техники плетения руками без каких-либо инструментов.
Поскольку узлы играли в жизни важную роль, их наделяли волшебными свойствами. Талисманы (рис. 5) и амулеты (рис. 6) выплетались узлами. Были талисманы даже для лошадей в виде подвязок с кистями, вплетенных в упряжь. Каждый узел макраме имел символическое значение: «вечный» узел, узел «счастья» (рис. 7), «древо жизни» (рис. 8), «калач», «символ супружества» (рис.9), «союз земли и неба», плетеные инициалы (рис. 10).
Сегодня техника узелкового плетения заняла видное место среди других видов рукоделия.
Аксессуары, выполненные узелковым плетением, элегантны, красивы. Они способны дополнить, разнообразить, украсить костюм. Плетеные изделия хорошо вписываются в современный интерьер. Простые, аккуратно выполненные, выдержанные в едином стиле, они придают жилищу оригинальность и уют. В наше время макраме уже проникает и в интерьеры общественных зданий — клубов, театров, гостиниц, школ, учреждений, предприятий торговли и общественного питания в виде элементов витрин, декораций и целостных ансамблей.
В плетении изделий мы используем 7 видов узлов. Все остальные — их производные, которые получаются за счет усложнения этих классических. Сложность узла зависит от количества переплетений, например, плетение украшений для гусарского кивера (рис. 11).
Прежде чем приступить к плетению, даже простого изделия, необходимо правильно научиться вязать узлы, изучить технические приемы плетения. Узел в макраме — наматывание одной нити вокруг другой.
Начинающим для упражнений рекомендуем пользоваться толстым шнуром или веревкой. Весь материал, который используется в узелковом плетении мы называем нитями.
для морского дела — шкотовый, удавка, восьмерка, шлюпочный, стопорный, плоский, беседочный.
Искусством плетения во все времена владели немногие и технику плетения держали в секрете, поэтому узлы и узоры зачастую терялись.
Одна из версий происхождения макраме утверждает, что родоначальником его являются моряки. Они создавали узлы, совершенствовали старые, обменивались узлами друг с другом. Табу на плетение моряками не соблюдалось.
Морской узел. Его считают одним из старейших узлов (рис. 12, 13), он же Геркулесов узел и узел Геракла. Это двойной плоский узел, завязанный без узелков, только на 2 нитях. Им можно завязывать пояс, узенький шарфик, концы платка или косынки. Морской узел, завязанный бантом, называется рифовым узлом (рис. 14).
НЕСКОЛЬКО ЗАБЫТЫХ ПЕРЕПЛЕТЕНИЙ
Науз — слово давно забытое. В Древней Руси так называли узел. Еще не были придуманы винты и гайки в повседневной жизни их заменяли всевозможными наузами.
Мастера, плетущие наузы, именовались наузниками. Бытует пословица: сНауз плести — на хлеб не выплести». Науз — перевой гибких концов и затяжка их. В древности наузы разделялись:: для домашнего обихода — глухой, простой, петельный, прямой, бабий;
для рукоделия — ткацкий, бельевой, мережный, удочный, лесовой, выпуклый, цепной, прямой, гайтан-ный, байтовый.
Торочный узел. Из седой старины до нас дошел торочный узел. На рис. 15 показана схема плетения этого узла. Он может служить соединяющим узлом для узоров. Второй вариант плетения этого узла на 2 нитях (4 конца) дан на рис. 16.
Торочные узлы, выполненные в шахматлом порядке (рис. 17), образуют «шахматку-торочку», так в старину называлась тесьма. Мастера, выплетаимие торочку, именовались торочезшикФми. «Шах-матка» может бйть,узором для плетения гамака, а также фоном для плетения других изделий.
На рис. 18 показан торочный узел, который выполнен из пучка нитей.
Самый простой шнур выплетают на 2 концах одной нити (рис. 19). Для этого толстую нить складывают пополам и простым узлом завязывают петлю. Один конец нити, сложенный петлей, посылают в 1-ю петлю, которую туго затягивают. Затем второй конец нити складывают петлей и посылают во 2-ю петлю. И так чередуя концы и петли выплетают круглый шнур. Следует обратить внимание: на протяжении всего плетения нити не выпускают из рук, чтобы ни петли, ни нити не перекрутились.
Гайтан — это шнур, выполненный стандартными и нестандартными приемами плетения.
Выполняется шнур на 4-х, 6-ти и 8-ми концах. Для примера расскажем о плетении шнура на 4-х нитях. Счет нитей ведут слева направо. Две нити сложить пополам и на середине завязываются торочным узлом (см. рис. 15). На 2-ю нить укладывают 1-ю, 2-ю на 3-ю, 3-ю на 4-ю, а 4-ю опускают в петлю, образовавшуюся между 1-й и 2-й нитями. Повторяя это плетение в одном направлении, можно выплести круглый гайтанный шнур (рис. 20). Чередуя направление, один круг плетем по часовой стрелке, другой против, — можно получить четырехгранный гайтанный шнур (рис. 21). Некоторые гайтанные шнуры плетут на основе. Основой может служить жесткий каркас, толстая веревка или пучок нитей. Берут толстую веревку, на конце закрепляют простым узлом сложенные пополам 3 нити — получается 6 концов. Слева 1, 2, 3-я, а справа 4, 5, 6-я нить (рис. 22).
Плетение выполняют в два приема. Начинают слева направо: 1-ю нить заводят за основу, выводят вперед под 6-ю, далее накладывают на
5-ю и подводят под 4-ю нить.
Справа налево: 6-ю нить заводят за основу и проводят иод 1-ю, накладывают на 2-ю и подводят под 3-ю нить. Так, повторяя 1-й и 2-й прием, выплетают шнур нужной длины. В прошлом он назывался кучерской оплеткой.
Два вида шнура можно выплести на 8-ми нитях. На середине 4-х нитей выплетают торочный узел (см. рис. 15), получается 8 концов (рис. 23). Плетение начинается слева направо: 1-ю нить укладывают на 2-ю, 2-ю на 3-ю и т. д., последнюю — 8-ю протягивают в петлю, образовавшуюся между 1-й и 2-й нитями. Повторяя это плетение в одном направлении, выплетают круглый гайтанный шнур. Чередуя направление: один круг по часовой стрелке, другой против — можно выплести восьмигранный гайтанный шнур. Второй вид шнура из 8-ми концов выплетают на основе из толстой веревки. 4 нити складывают пополам, перевязывают узлом «через руку» (рис. 48) и закрепляют в верхнем конце основы, — получается 8 концов нитей. Нити делят на 2 группы:
1 — 4-я слева, 5 — 8-я нить справа (рис. 24). Крайнюю нить слева (1-ю) заводят за основу, подводят под нити 8-ю и 7-го, затем накладывают на 6-ю и 5-ю. Крайнюю нить справа (8-ю) заводят за основу, подводят под 2-ю и 3-ю и накладывают на 4-ю и 1-ю нити. Так, чередуя приемы плетения, шнур выплетают нужной длины.
Все вышеописанные шнуры используют в плетении изделий. Особенно красивы и прочны ручки сумок, выплетенные на основе. Гай-танные шнуры, выплетенные из тонких нитей можно использовать как материал. Они могут быть одноцветными или двухцветными нитями (отделочный шнур). Гайтанный шнур, завязанный морским или рифовым узлом, носили раньше как талисман (рис. 25). Из гайтана на рис. 26 показано плетение амулета «матросский крест».
Мастера, которые выплетали гай-тайные шнуры, именовались гайтанниками. Шнуры использовались в броздочном деле (плетение конской упряжи), мастера, ее изготовляющие, именовались броздочниками.
Гайтанные шнуры, выплетенные из серебряных и золотых нитей, применялись для ношения амулетов, талисманов, крестов и украшений.
Особое место эти шнуры занимали в оформлении гусарских мундиров.
Определенный вклад в завязывание узлов и развитие узелкового плетения внесли мореплаватели, применявшие узлы не только в своей непосредственной работе (крепление буксирных и швартовых канатов), они создавали предметы обихода, сувениры, а также изделия для дополнения интерьера.
Морякам положено освоить 36 узлов, а они знают намного больше. В систематическом плетении рождались новые узлы, узоры, фрагменты. Среди моряков бытовало такое определение: «Узел на море — мера скорости, узел на пальцах — мера красоты». Они считали, что рукотворное узелковое плетение это работа, творчество, отдых, увлечение.
Неправильно завязанные узлы — роковые ошибки — приводят к морским катастрофам. Узлы должны уметь завязывать не только моряки, рыбаки, альпинисты, музыканты, но и врачи-хирурги, особенно кардиохирурги. Оказывается, благополучный исход операции во многом зависит от надежности узлов, которые завязывает хирург, накладывая швы.
У тех, кто имеет дело с вязанием узлов, особое восхищение вызывает «беседочный» узел. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Его часто называют «королем» узлов. «Беседочный узел», несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуш-тыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают право называть этот узел универсальным. Он удивительно просто вяжется, никогда не затягивается «намертво», сам не развязывается, а когда нужно, то его можно легко развязать (рис. 27).
Как гриб поганка средь грибов, так «бабий» узел средь узлов.
«Бабий» узел — пример того, как не надо завязывать узлы. Этот узел завязывают двумя концами в одном направлении, дважды повторяя в точности переплетение двух половинок узла. Узел непрочный, может сам развязаться.
Известно немало случаев, когда он стал причиной несчастий и даже гибели людей на море.
Следует обратить внимание, чтобы в вашу вязь не вкрался «бабий» узел, особенно в послеоперационное шитье хирургов.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Техника узелкового плетения практически не требует сложных или специальных приспособлений.
Занявшись узелковым плетением необходимо иметь нехитрые инструменты: ножницы (малые и большие), сантиметр, линейку, иглы (большую и малую), спицы вязальные металлические, крючок (металлический), веретено (для скрутки нитей), несколько шильев (для развязывания неправильно завязанных узлов и крепления плетения к основанию приспособления), струбцины (для крепления несущей нити при плетении парнков и шиньонов), колодки (для плетения и монтажа обуви). Для работы по монтажу изделий понадобится клей (Момент).
Для удобства плетения, вместо полумягкой подушки, можно использовать несложное приспособление, представленное на рис. 28. С его помощью можно плести с лицевой и изнаночной сторон, не снимая с навески несущую нить, а главное легко и удобно плести изделия на весу.
Представленное приспособление легко переоборудовать для плетения круглых и овальных вещей (салфеток, декоративных тарелок) (рис. 29).
На рис. 30 показано приспособление для раскрутки канатов, шнуров, нитей. Для переоборудования понадобятся катушка, ручная дрель, планка с пятью отверстиями, деревянный валик с ручкой и пятью петлями.
На рис. 31 представлено приспособление для плетения головных уборов. Приспособление для закрепления колодки при плетении обуви показано на рис. 32. На рис. 33 представлено приспособление для плетения лежа (функциональная кровать) и приспособление для работы инвалидов в колясках (рис. 34).
Удобное приспособление позволяет плести обеими руками попеременно то левой, то правой, благодаря чему можно избежать одностороннего наклона туловища. При этом не только сохраняется стройность, но и исправляются дефекты осанки. Пусть плетение будет вам в радость.
МАТЕРИАЛ
Перечислить материал, пригодный для узелкового плетения, невозможно, ибо нет ему числа. Им могут быть различные растительные волокна, полоски кожи, всевозможные шнуры (шелковый, отделочный, рыболовный, синтетический, золотистый), леска, мочалка, сизаль, суровая, хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, капроновая, полиамидная, льняная, кордовая нити, нить с люрексом. Любая нить и все веревки (льняная, бельевая, пеньковая), джут, шпагат, тонкая проволока — это все «сырье» для плетения.
В настоящее время появилось много синтетических материалов, из которых можно выполнить красивые, нужные изделия. Не в столь отдаленное время для плетения применялись в основном нити естественных цветов и оттенков. Особенно распространен был лен. Однако выбор материалов натурального цвета и оттенка не так уж богат. Разнообразить его может крашение. Но это отдельная тема.
Для плетения применяются, в основном, светлые тона, но плетение в цвете радует глаз не меньше. Все зависит от того, какая тема выбрана, а отсюда уже и подбирают соответствующий материал — как по цвету, так и по качеству. Если материал не подлежит окраске, то его необходимо выстирать и прокипятить (10 — 15 минут), тогда готовое изделие не будет деформироваться: при отпаривании и стирке не потеряет первоначального вида и форму.
Основные требования к материалу: он должен быть достаточно прочным, податливым и в меру скрученным. Для других работ его туго скручивают, чтобы узор получался четким и рельефным.
Если нити нарезаны недостаточной длины (вкралась ошибка), их можно удлинить. Существует наиболее простой способ — это своевременно поменять местами короткую и длинную нити. А можно под-навесить выпуклым (репсовым) узлом, концы спрятать в бридах и, когда нить будет закреплена, лишние концы срезать.
Шелковую, льняную, хлопчатобумажную нити можно подкрутить, если срезать полнити одного и другого конца и вновь скрутить, по направлению нити (рис. 35). Капроновая и полиамидная нити легко плавятся, их нетрудно соединить.
Есть и другие способы удлинения нитей, они будут показаны ниже на рисунках и описаны в изделиях.
Чтобы нити не раскручивались и не лохматились, концы их смазывают клеем. Концы синтетических нитей оплавляют.
Из мягкой нити можно сделать отличные вещи, а плотное плетение придаст изделиям жесткую форму.
Кроме текстильных материалов, при необходимости иногда используют металлические, деревянные или пластмассовые кольца, деревянные или бамбуковые палочки, металлические трубки, деревянные рейки, бусы, жемчуг, бисер, мех. проволоку разного диаметра, пряжки. Для придания изделиям необходимой формы пользуются шаблонами и каркасами. Во время плетения вам могут понадобиться всевозможные материалы, которые дополнят и украсят изделие.
Выбор цвета
В плетении цветными нитями значительную. если не главную, роль играет выбор цвета. Цветовое сочетание обладает большой эмоциональной выразительностью и оказывает на человека определенное психологическое воздействие.
Каждый цвет с гаммой всех его оттенков имеет свой характер, создает определенное впечатление: синий — создает ощущение уравновешенности н уверенности;
фиолетовый — рождает ощущение тяжести и замкнутости;
зеленый — олицетворяет покой, отдых, снимает нервное напряжение;
желтый — создает ощущение лег кости и грусти;
красный — живой, активный, жизнерадостный, возбуждающий;
белый — это чистота, порядок, он нейтрален по отношению к другим цветам, но в то же время усиливает их яркость.
Исстари бытуют символические определения цвета: красный — символ красоты, любви, мечты, победы, счастья, солнца, дарующего жизнь;
голубой — символ милосердия;
желтый — внимание к мольбам, разлука;
белый — добродетель, непорочность;
зеленый — достаток.
При подборе цвета для плетеных изделий необходимо заботиться не только о соотношении цвета частей фрагмента, но и фона, на котором его располагают.
Отличным фоном могут быть цвета белый, беж, дымчатый, молочный, голубовато-серый, светло-серый. а также серый всех оттенков.
Белый цвет хорошо сочетается с любым цветом.
Темные тона, особенно черный, следует вводить осторожно и только для того, чтобы оттенить другие цвета. Для смягчения контраста черный цвет можно заменить коричневым или темно-серым.
Подбирая цветовое соотношение для плетеных изделий, необходимо учитывать назначение, размер и расположение их. Тона могут быть самые разные, но желательно, чтобы преобладали светлые тона, малонасыщенные, переходящие в полутона. Яркие цвета легко можно заменить однородными, поблеклыми. Например. чисто розовый цвет можно заменить серовато-розовым.
Каждый цвет со всей гаммой его оттенков имеет свой характер, создает определенное впечатление. У красного цвета большое разнообразие оттенков: от нежно-розового до темно-красного.
К красно-оранжевой гамме принадлежат цвета: огненно-красный,
оттенки меди, терракота, кирпичный, ржавчины, каштаново-красный, красноватый цвет кожи (ярко-телесный).
К желтой гамме относятся цвета: золотисто-металлический, золотисто-желтый, горчично-желтый, темно-
янтарный, слоновой кости (молочно-белый) разных оттенков.
Нет возможности описать все цвета и оттенки. Учтите, что некрасивых цветов не бывает. Даже те, что на первый взгляд покажутся некрасивыми, в определенных сочетаниях имеют свою прелесть.
Очень осторожно нужно подходить к выбору цвета. Необходимо найти гармонию красок. Ниже приведены примеры сочетания цветов. (...)
Красота изделия во многом зависит от правильно выбранного цвета материала.
Крашение материала
Наша промышленность выпускает широкий ассортимент красителей. Анилиновые красители можно использовать для крашения хлопчатобумажных, льняных, вискозных и полиамидных материалов. Ими же можно красить натуральный шелк, капрон.
Из-за того, что состав каждого материала различен, создать подлинно универсальные красители, пригодные для крашения всех видов материалов, невозможно.
Имеющийся в продаже универсальный краситель «Спектр» предназначен для хлопка, шерсти, смешанных материалов и капрона. В продажу поступают средства, обладающие комплексным действием одновременно, то есть стирают и подкрашивают. К ним относятся «Фантазия», «Веселка», «Сюрприз». Для стирки и подкрашивания капроновых материалов пригодны «Элегант» и «Юность». Для снятия электрических зарядов и подкрашивания капрона и нейлона промышленность выпускает «Антистатик».
На упаковках красителей указаны рекомендации по их применению, которые необходимо строго соблюдать. Разумеется, тот цвет, который указан на упаковке красителя, может быть получен только при окраске белых материалов. А на обороте пакета красителя дана таблица цветов, получаемых при перекрашивании цветных материалов. Прежде чем выбрать краситель нужно точно определить состав нити. В домашних условиях это можно установить путем сожжения материала. Хлопок, лен, искусственный шелк горят хорошо и дают запах жженой бумаги. В процессе горения шерсти образуется спекшийся шарик, который пахнет горелым рогом. Натуральный шелк горит плохо, запаха не имеет. Капрон не горит, а плавится. Нити, изготовленные из разного сырья, называются полиамидными.
Полиамидные (смешанные) нити красят разными (прямыми, универсальными, естественными) красителями, чтобы получить равномерно окрашенный материал. Например, берут анилиновый краситель малой концентрации голубого цвета и кипятят нити 10 минут, в легком растворе универсального красителя Спектр такого же цвета кипятят 5 минут. Затем в отваре сухих цветов василька кипятят 30 минут. После окраски производят закрепление (протраву) капустным рассолом. В итоге получается равномерный голубой цвет.
Если применяют красители разных цветов, один из них должен быть преобладающим, а другие дополняющими (оттеняющими).
Например, для того, чтобы покрасить 400 граммов нитей, необходимо взять 1/4 часть пакета розовой краски, 1/10 часть сиреневой, а черной на кончике ножа. Краски смешивают, делают раствор и в нем кипятят материал 5 минут. Смесь этих красок дает бледно-розовый цвет с сиреневым оттенком, и нить как бы окутана дымкой.
Плетеные изделия приобретают легкость, утонченность и нежность, если они выполнены в сочетании нескольких мягких оттенков пастельных тонов.
Нити перед крашением стирают, а если надо обезжирить, то делают раствор нашатырного спирта (1 чайная ложка нашатырного спирта на 3 литра воды) и прополаскивают в нем. Нити, чтобы не запутались, красят отдельными мотками, перевязав в нескольких местах. Чтобы ровно и хорошо окрасить материал, необходимо его правильно подготовить к крашению.
Все мотки рекомендуется нанизывать на тонкую веревку, это даст возможность легко переворачивать их во время крашения. Лучше всего красить в эмалированной посуде. Посуда, в которой предполагают красить, должна быть совершенно чистой. Емкость выбирают такую, чтобы в нее можно было свободно уложить материал не уминая его и чтобы во время крашения он был покрыт красильным раствором.
Каждый пакет красителя рассчитан для покраски 400 граммов сухого белого материала. Для плетения не всегда нужен насыщенный цвет, поэтому красителя берут гораздо меньше нормы. Чтобы ослабить глубину тона, можно сократить время крашения или увеличить объем материала. Кроме посуды, нужны две деревянные палочки, которыми переворачивают окрашиваемый материал. Они должны быть гладкими, без сучков, чтобы не повредить нити и достаточно прочными, чтобы ими можно было вынимать материал из красительного раствора.
Некоторые красители выпускаются в таблетках, для их дробления вам понадобится нож.
Как приготовить раствор для крашения? Сначала краску осторожно высыпают в небольшую посуду (чашку или миску), затем добавляют немного горячей воды, чтобы получилась сметанообразная смесь, ее размешивают до исчезновения комочков. После этого при постоянном перемешивании доливают 2 — 3 стакана горячей воды. Полученный концентрированный раствор процеживают через тряпочку в посуду для крашения и добавляют столько кипятка, чтобы весь материал при крашенин был покрыт красильным раствором. Для крашения лучше всего использовать мягкую воду или смягченную (добавляют питьевую соду — 1 чайная ложка на 4 литра воды).
Материал предварительно увлажняют или красят непосредственно после стирки. Окрашенный материал прополаскивают в теплой воде до тех пор, пока не будет удален избыток красителя и вода станет бесцветной. Для последнего .полоскания используют холодную 5оду.
Следует обратить внимание на перекраску. Желанный цвет, даже при большом опыте, угадать трудно, поэтому приходиться постоянно проверять, корректировать, экспериментировать.
Например, черный цвет покрывает все другие, но материал приобретает оттенок того цвета, из которого перекрашивают.
Чтобы получить настоящий черный цвет при перекрашивании красных, бордо, коричневых цветов, нужно добавить к содержимому одного пакета черного красителя 1/5 часть зеленого или 1/10 темно-зеленого красителя.
Все изъяны при окраске являются результатом неправильного выбора красителя, несоблюдения надлежащих правил, недостаточного количества раствора, несоблюдения температурного режима, загрузки материала в сухом виде.
Обращаем ваше внимание на то, что покраску материала мы производим без химических закрепителей (протравки), закрепление производим рассолом из соленых овощей.
После покраски материал стираем хозяйственным мылом в горячей воде, прополаскиваем в холодной, высушиваем на солнце.
Ниже приведены примеры получения цвета при смешивании красителей. (...)
Это поможет вам заранее определить цвет сырья после окраски.
РАСТЕНИЯ-КРАСИТЕЛИ
Природные красители обладают большой цветовой насыщенностью и светостойкостью по сравнению с химическими. Такие красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры, шелухи, корней растений, ягод. Использовать можно как свежие растения, так и высушенные. Извлекают или выщелачивают красители в основном при помощи предварительного настаивания или кипячения. Для этого нужна мягкая вода, жесткую воду необходимо смягчить добавлением одной чайной ложки питьевой соды или одной столовой ложки нашатырного спирта на 10 литров воды. В жесткой*йгоде крашение натуральными красителями вообще невозможно, так как красящее вещество может выпасть в осадок.
Материал к покраске природными красителями подготавливают так же, как и покраске химическими. Обезжиривание сырья делают обязательно слабым раствором нашатырного спирта (1 столовая ложка на 3 литра воды). Для покраски 100 граммов материала необходимо 2 литра раствора. Покраску производят на слабом огне при постоянном помешивании.
Существует два способа покраски: с закреплением (протрава) и без закрепления. Мы в основном производим покраску без закрепления, а если возникает необходимость, то в качестве закрепителей берем соль, уксус, березовую золу, ржаные отруби, рассол квашеной капусты. Выбор закрепителя зависит от красителя и материала.
Извлекать (выщелачивать) красители можно из шелухи репчатого лука, еловых шишек, шелухи семечек подсолнечника, зеленых орехов, зеленых и сухих листьев, коры, веток, волчьих ягод, ягод бузины, черемухи, красники, шелковицы.
Для получения красителя из сухого растения необходимо измельчить его, залить на час теплой водой. Чтобы более полно извлечь краситель добавляют питьевую соду (чайная ложка на литр воды). Кипятят 2 часа на слабом огне, изредка помешивая. Экстракт сливают, а жмых еще раз заливают водой и кипятят в течение часа. Затем оба раствора соединяют вместе. А после остывания процеживают, кипятят и приступают к покраске. После покраски материал не выкручивают, дают стечь и сушат в теплом месте — на холоде некоторые материалы грубеют и теряют блеск.
Также возможна перекраска материалов натуральными красителями. Например, материал малинового цвета можно прокипятить в отваре луковичной шелухи и получится превосходный малиновый цвет с золотистым отливом.
Не покрасить, а оттенить материал можно при помощи гущи кофе или какао. После употребления натурального кофе, гущу выпитого кофе надо собрать в баночку и хранить в прохладном месте. Когда наберется стакан, заливают 3 литрами крутого кипятка. Увлажненные нити помещают в раствор и кипятят 1 — 2 часа, в зависимости от желаемого оттенка (от молочного до темно-желтого).
Также подкрашивают материал и в растворе какао. Получается несколько оттенков цвета какао.
ПО РЕЦЕПТАМ БАБУШКИ
У наших бабушек и прабабушек химических красителей для покраски материалов не было. Тем не менее старинные вещи покоряют своими красками.
Сохранились некоторые рецепты природных красителей. Предлагаем некоторые из них. Каждый рецепт рассчитан на 2 литра воды и 100 граммов материала.
Для получения:
оранжевого цвета 400 граммов сухой луковичной шелухи замачивают теплой водой и оставляют на
6 — 7 часов. Затем в этом растворе 2 часа кипятят материал (нити), не отжимая шелуху, на слабом огне. Эту краску можно использовать несколько раз. Если шелуху отжать, отвар процедить через марлю, и в нем прокипятить материал 1 час, то получится светло-желтый цвет, а следующая покраска даст не менее приятный молочный цвет;
темно-желтого цвета 800 граммов сухой луковичной шелухи замачивают на 2 часа, затем кипятят 4 часа. Отвар процеживают через марлю и кипятят материал 2 часа на слабом огне. При использовании этого отвара несколько раз получается красивая окраска светлых тонов;
бежевого цвета измельчают 1,5 килограмма еловых шишек и кипятят 4 часа, раствор процеживают через марлю и кипятят в нем материал 1 час, после закрепляют рассолом квашеной капусты;
зеленого цвета разных оттенков достаточно окрасить материал соком, полученным из листьев полыни. 300 граммов сока розводят в 1,5 литра горячей воды и кипятят материал 1 — 3 часа в зависимости от желаемого оттенка. В темно-зеленый цвет материал можно окрасить при помощи сока картофельной ботвы, а также отваром, полученным из смеси шелухи подсолнечника с отрубями ржи;
желто-бежевого цвета 500 граммов веток болотного богульника вымачивают сутки и кипятят в этом растворе материал 4 часа. Если в отвар добавить 1 чайную ложку соли, материал окрасится в розовый цвет;
красного цвета 300 граммов сока спелых ягод черемухи разбавляют 1,5 литрами теплой воды и кипятят материал 1 час. Отвар из листьев щавеля дает материалу вишневую окраску;
серого цвета шелуху зерен подсолнечника замачивают горячей водой и кипятят материал 1 час;
ярко-желтого цвета берут сухие березовые листья, готовят отвар и красят в нем материал;
бежевого цвета готовят отвар из жгучей крапивы, в котором окрашивают нити для плетения;
черного цвета готовят отвар из корки граната и красят в нем материал.
Самым лучшим естественным красителем является сок плодов и ягод. Соком из волчьей ягоды, собранной сразу после первых морозов,
можно окрасить материал, получив цветовую гамму от светло-горохового до темно-болотного. Это зависит от закрепителя. Разные закрепители, применяемые для одного и того же красителя, дают различную окраску. Дозировка протравки влияет на оттенок цвета.
Растения — бездонная кладовая красителей. Огромный, далеко еще не использованный запас растительных красителей, но необходимо знать, что некоторые из них являются источником сырья для фармацевтической промышленности и применять их в качестве красителей нежелательно. Например, иван-чай, тысячелистник, душица, иван-да-марья и многие другие. Поэтому предлагаем для крашения использовать только те растения, которые не используются во врачебной практике. Гамма природных красителей, может быть, более ограничена по сравнению с химическими, но все же она богата оттенками, о которых большинство мастеров и не подозревают.
Естественные красители — это непочатый край исследований и экспериментов.
РАСЧЕТ РАСХОДА МАТЕРИАЛА
Начиная узелковое плетение прежде всего следует произвести расчет материала. Это наиболее ответственный момент в подготовке к плетению, так как определить длину нити, которая понадобится, трудно. Сложность заключается в том, что на некоторые узлы уходит в четыре, а то и в восемь раз больше нити, чем длина изделия. Еще сложнее произвести расчет, если в одном фрагменте применяют несколько различных узлов.
Практика показала, что расчет можно облегчить небольшим конструированием: определить форму, размер будущего изделия, сделать эскиз-выкройку в натуральную величину, выбрать материал, выплести пробный фрагмент-образец из предлагаемых узлов. Выбор узора немаловажная часть работы. Отработайте несколько вариантов. Это поможет выбрать наиболее подходящий.
По фрагменту и выкройке предварительно определяется длина материала с учетом вида монтажа, плотности плетения, способа заделки изделия, толщины нити и техники плетения. Для удобства плетения, после расчета длины нитей, каждую нить следует удлинить еще на 10 — 15 сантиметров. Затем обработать концы.
Для образца-фрагмента надо брать те же нити (по толщине), что и для изделия, чтобы увидеть узор и этим упростить расчет. Все-таки тема, эскиз, фрагмент — это проект плетеного изделия.
ТЕХНИКА УЗЕЛКОВОГО ПЛЕТЕНИЯ
Узелковое плетение, как никакое другое рукоделие, выполняется одновременно двумя руками.
Мы не предлагаем одного и обязательного положения рук во время
плетения, выбор удобного положения рук предоставляем вам.
Однако хотим посоветовать: при плетении узлов нить должна обви вать указательный палец не плетущей руки, чтобы чувствовать движение нити, тогда можно плести не глядя. Выплетая одной рукой узел вокруг пряди или натянутой нити важно не отпустить ее до тех пор, пока не закончено плетение узла другой рукой.
Макраме требует натренированной опытной руки, каждый узел должен быть выполнен уверенно и четко, ибо развязывать плетение сложно и трудно. Для этого необходимо иметь острое шило, но при развязывании узлов страдает материал и нарушается плотность плетения. А основное требование к плетению такое, что оно должно быть плотным, чтобы изделия имели жесткую устойчивую форму. Аккуратно и равномерно затянутые узлы — залог того, что вещь получится качественной и красивой. И еще, не забывайте во время плетения через каждый час делать перерыв-разминку на 10 — 15 минут.
При соблюдении вышеизложенных советов работать вам будет легко и приятно.
АЗЫ ПЛЕТЕНИЯ
Крепление нитей
Накидка, зачин, навеска. Существует несколько видов крепления материала: простое, сложное, декоративное.
Туго натянутая нить, на которую навешивают остальные рабочие нити, называется несущей, или основной. Рабочие нити, это те, которыми плетут, узелковые — на которых плетут.
Самый простой вид крепления — накидка. Нить перегибают пополам и набрасывают на несущую нить не закрепляя узлом. Свободные концы нитей после накидки включаются в плетение. Этим видом крепления
пользуются, выполняя безузелковое плетение («косички», «перевить»), для удлинения нитей или расширения плетеных изделий (рис. 36). Нити просто накидываются на основную, а рабочие переплетаются или перевиваются (рис. 37).
Зачин — это начало плетения с узла (рис. 38). Зачин применяется в основном при плетении цветов, некоторых декоративных узлов, кистей, сережек, шнуров (рис. 39).
Навеска простая, лицевая (рис. 40). Нить складывают пополам, образовавшуюся петлю заносят за несущую нить, перегибают, концы протягивают в петлю, выравнивают и затягивают (1 способ).
Навеска изнаночная (рис. 41). Сложенную вдвое нить, перекидывают через несущую, в образовавшуюся петлю протягивают концы сверху вниз, выравнивают и затягивают (II способ).
Для расширенного плетения по обоим краям полученной навески следует сделать еще по одному витку каждой нитью: рабочий конец накидывают поверх несущей нити и протягивают через образовавшуюся петлю (рис. 42) (III способ).
В некоторых изделиях расширенного плетения используется и такой способ, когда концы рабочих нитей накидывают еще по одному витку. Все 6 витков туго затягивают (рис., 43) (IV способ). Эта навеска применяется в основном для плетения обуви, декоративных тарелок,; объемных вещей, корзинок. А так же этот способ навески используют при плетении узла, имитирующего гобеленовое плетение («федотовский» узел — узел авторов).
Неровное крепление нитей применяют в том случае, когда одна из нитей укорачивается быстрее или одна сторона плетения короче противоположной.
Рис. 39. Зачин для навески плетения цветов
Рис. 40. Навеска простая лицевая (I способ)
Рис. 41. Навеска простая изнаночная (II способ)
Рис. 38. Зачин — начало плетения с узла
Рис. 42. Навеска с закреплением (III способ)
Рис. 43. Навеска с двойным закреплением (IV способ)
Рис. 44. Навеска нитей крючком для бахромы
Рис. 45. Навеска для плетения от центра
Рис. 46. Навеска в разные стороны
Нити для плетения можно навешивать на деревянную планку, металлические и пластмассовые кольца, проволочные каркасы.
Плетение бахромы к салфеткам из ткани требует навески нитей. Каждую нить складывают пополам и вязальным крючком навешивают по краям салфетки (рис. 44).
На рис. 45 показана навеска для плетения изделий, которые начинают от центра. Навеску в разные стороны (туда-сюда) применяют во многих изделиях, когда плетут в обе стороны (рис. 46).
Следует помнить, что каждая нить после крепления на несущую имеет два конца, в процессе плетения эти концы будут называться нитями.
Декоративные навески описаны вместе с описанием техники исполнения соответствующих изделий.
ПЛЕТЕНИЕ УЗЛОВ
Освоив приемы простых навесок, можно перейти к изучению плетения узлов.
Нить или веревка, на которую крепятся все остальные нити, называется, как мы уже говорили, несущей. Нити, которые используют для плетения узлов, — рабочие. Нить или пучок нитей, вокруг которых выполняется плетение, носят название узелковых.
Наматывание одной нити вокруг другой и есть узел.
Описание узлов начнем едва ли не с самых древних и самых простых узлов.
Односторонняя петля, или узел «в обхват» (рис. 47) может быть использован для подбора нитей в пучок.
Следующий узел обыкновенный «через руку» (рис. 48) выплетается из одной нити. Его используют в плетении изредка, в основном им заканчивают работу. Если этот узел выплетают на двух нитях, то называется он «галстучным» (рис. 49). Располагая «галстучные» узлы в шахматном порядке, можно выплести «шахматку»-узор (рис. 50) и <шахматку»-фон (рис. 51).
Два обыкновенных узла, связанных между собой, в старину называли «любовным» узлом (рис. 52). Этот узел плетут так. Берут две нити, на одной из них завязывают обыкновенный узел, его не затягивают, а оставляют свободным. Затем вторую нить протягивают через оставленную петлю первой нити и завязывают в обыкновенный узел. Аккуратно затягивают оба узла, чтобы сделать их правильными и симметричными. Располагая в шахматном порядке эти узлы, выплетают «шахматку»-фон (рис. 53). Цепочка из одной нити, предназначенная для оформления воинской формы. На рис. 54 показана схема цепочки из одной нити, дополняющая аксессуары воинской формы (рис. 55). Для изготовления эполетов, аксельбантов, киверов использовались цепочки, тесемки, полоски, шнуры.
Узелковая цепочка. Плетение узелковой цепочки несложно; в работу в основном включают 2, реже 4 нити. Одна из них служит узелковой, другая — рабочей.
Правой рукой захватывают узелковую нить и держат, туго натянув, между указательным и большим пальцами вертикально к навеске.
Рабочую нить левой рукой обводят вокруг указательного пальца, набрасывают на узелковую нить и пропускают сверху вниз в петлю, образовавшуюся между узелковой н рабочей нитями, слегка затягивая перпендикулярно узелковой нити. Второй узел выполняют аналогично, но выполняют его левой рукой, и рабочей нитью становится узелковая (рис. 56). Обычно узелковую цепочку начинают из зачина. Можно начинать и с цепочки (рис. 57). Очень хорошо смотрится узелковая цепочка на 4 нитях (рис. 56).
Располагая узлы цепочки в шахматном порядке, выплетают «шах-матку» (рис. 59 и рис. 60).
Из узелковых цепочек, концы которых соединены двойными плоскими узлами, можно выплести оригинальный фрагмент (рис. 61).
Так, чередуя нити, регулируя натяжку, получают кружевную цепочку, которую применяют во многих изделиях.
Особенность плетения узелковой цепочки заключается в том, что каждая из нитей становится поочередно то узелковой, то рабочей.
И надо запомнить, что туго натягивать следует ту нить, которая идет вниз, а перпендикулярную к ней — слегка.
Но самое главное в плетении этого образца это то, что на протяжении всего плетения не выпускают из рук нити, чтобы они не перекрутились и не исказился узор.
Плоский узел — это один из основных и самых распространенных узлов, состоящий из двух полуузлов («калачей», так их называли в старину). Известен плоский узел и как «двойной», «морской», «мужской», «квадратный». Техника плетения плоского узла проста. Плетется он в основном на 4 нитях или на пучке нитей, как исключение можно плести и на 3 нитях.
Средние, или внутренние, нити являются узелковыми, крайние, или наружные — рабочими.
Одинарный плоский узел выполняют так. Левую рабочую нить накидают поверх узелковых и пропускают под правой рабочей (рис. 62), затем правую рабочую пропускают под узелковыми и выводят в петлю, образовавшуюся между левой рабочей и узелковыми нитями. В результате получится одинарный плоский узел или полуузел (рис.63). Вторую половину узла начинают справа. Правую рабочую нить накидают поверх узелковых нитей и пропускают под левой рабочей, затем левую рабочую пропускают под узелковыми и выводят ее в петлю, образовавшуюся между правой рабочей и узелковыми нитями (рис.64).
Возможен II вариант выполнения второй половины узла. Левую нить подводят под узелковыми и набрасывают ее на правую, затем правую накидывают на узелковые и пропускают ее через петлю между левой рабочей и узелковыми. Это будет второй одинарный узел.
Два одинарных узла, левый и правый, образуют двойной плоский узел (рис. 65). Такой узел можно плести из пучка нитей, где, например, несколько рабочих нитей переплетают вокруг пучка узелковых. Этому узлу можно дать цифровое обозначение (2 — 4 — 2), в данном случае узел плетется на 8 нитях: 4 узелковых и по 2 нити с каждой стороны — рабочие (рис. 66).
Из двойных плоских узлов можно выплести узор. Например, навешивают 6 нитей и получают 12 концов. В I-м ряду на 12 нитях плетут 3 двойных плоских узла. Во 2-м ряду оставляют непроплетен-ными 2 крайние нити, а на 2 нитях первого узла и 2 второго плетут двойной плоский узел. Затем 2 нити второго узла и 2 нити третьего образуют еще 1 узел, последние 2 нити остаются свободными, непроплетенными.
В 3-м ряду подхватывают 2 нити, оставленные во 2-м ряду и плетут снова 3 узла, как в 1-м ряду; 4-й ряд плетут, как 2-й и так продолжа ют до необходимой длины. Полу чают «шахматку» из двойных плос-1 ких узлов (рис. 67). Этот фрагмент выплетенный на свободных нитях во многих изделиях является кап бы фоном между узорным плете нием (рис. 68). Однако он может служить и как самостоятельный узор.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|