НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Макраме (азбука). Краузе А. — 1986 г.

Анна Краузе

МАКРАМЕ

*** 1986 ***


DjVu

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
АЗБУКА МАКРАМЕ
Применяемые материалы и приспособления
Подготовка нитей для работы
Црдшмииа. нитей
Образование узлов
Шнурки
Соединительный узел
Петли
Репсовый узел
«ЖозеФина»
Китайский узел

ТЕХНИКА МАКРАМЕ
Декоративные крепления
Кайма
Цветное плетение

ИЗДЕЛИЯ
Закладки
Пояса
Воротиики
Кулоны
Плетение цветов и бабонек 44
Перчатки и шарф 47
Кошельки
Сумки 52
Салфетки 55
Декоративные украшения
Ковер 63

ИЗДЕЛИЯ
Закладки 29
Пояса 31
Воротники 34
Кулоны 40
Плетение цветов и бабочек 44
Перчатки и шарф 47
Кошельки 48

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Имеются разные толкования слова «макраме». В Европе впервые это слово начинают употреблять в XIX веке в значении «узелкового плетения». Более древним является арабское слово «миграмах», означающее «платок» или «шаль», и турецкое слово «макраме», означающее «нарядный платок» или «шаль с бахромой». Видимо, слово претерпело историческое изменение, путешествуя по странам.
      История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.
      В истории человечества по-разному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть — завязать узелок на память.
      За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения.
      Как и в древности, по сей день сохранилось применение декоративного узелкового плетения для украшения одежды. В технике макраме создавались разнообразнейшие элементы гардероба: накидки, капюшоны, нарядные кружева и бахрома. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож.
      В XIII веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. Этому процессу активно способствовали моряки, применявшие знание завязывания узлов не только в своей непосредственной работе, но и для создания предметов обихода, распространившихся затем по разным странам.
      В XV столетии, после крестовых походов, плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии, а в Западной Европе особую популярность достигает в XVIII веке. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера — скатертей, покрывал, абажуров, для отделки ширм и поверхностей кресел.
      Сегодня узелковая техника вновь заняла прочное место среди других видов рукоделия. Сохр нив прежние виды изделий, в которых ранее применялось макраме, к ним теперь присоединяются новые предметы. В современный быт прочно вошли пояса, сумки, кошельки, ремешки для часов, очешники, шали, галстуки, декоративные изделия — воротники, манжеты, кулоны, а также оплетенные сосуды. Гардероб современной женщины сделает наиболее разнообразным и освежит отделка плетеными деталями, как одноцветными, так и разноцветными: погончиками, манжетами, карманами, вставками и кокетками. А в современном интерьере' хорошо смотрятся плетеные ковры, подвесные украшения для стен и окон, кашпо и др.
      В узелковом плетении, как и в прочих видах рукоделия, имеются широкие возможности для проявления своих творческих способностей. При помощи основных узлов можно создать новые композиционные сочетания и применить их в создании новых предметов. Плетение — это приятный отдых и полезное занятие.
      В данном альбоме даются основные виды техники и показаны некоторые возможности использования макраме. Изделия, которые здесь представлены, изготовлены в Риге, в народной студии прикладного искусства «Барбеле» под руководством А. Краузе. Мастерицы этой студии занимаются рукоделием и являются постоянными участницами разнообразных выставок.
      Для печати свои работы представили Э. Будах (воротнички, цветы, бабочки), Г. Свилане (пояс с розочками, перчатки, набор салфеток, декоративные настенные украшения), Д. Приберга (ковер), Б. Станкевича (пояса), И. Калниня (декоративные настенные украшения), Т. Валиниеце (набор салфеток с плетеными концами).
     
      ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
      Технику макраме используют для создания разнообразнейших предметов, исходя из назначения которых подбирают соответствующий материал. Воротнички, манжеты и прочие тонкие кружева плетут из тонких шелковых, капроновых или хлопчатобумажных нитей. Можно использовать и неотбеленную льняную нить.
      Для того чтобы льняные и хлопчатобумажные нити стали мягкими и эластичными, перед работой их следует прокипятить.
      Нарядные блузки и жилеты можно плести из шерстяной пряжи тугой крутки или других ниток.
      Из более толстых хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей плетут сумки, пояса, сетки и т. д.
      Платки, накидки, шали создают из туго скрученной шерстяной пряжи. Декоративные настенные украшения, ковры плетут из жгутов разной толщины.
      На рис. 1 представлены разнородные материалы: толстые хлопчатобумажные нити, туго крученый капроновый шнур, сутаж и шнуры разной толщины.
      Для каждого предмета и материала следует подобрать соответствующий узор. Характерным завершением изделий макраме является бахрома, которая имеет декоративное значение, ее собирают в единую объемную кисть или распределяют на небольшие кисточки. В некоторых изделиях концы нитей могут быть незаметно скрыты при окончании работы.
      Для мелких работ требуется набивная основа — подушечка, к которой булавками крепятся нити. Для основы можно использовать деревянную дощечку или кирпич, которые с обеих сторон обивают поролоном или заворачивают в мягкую ткань. Потом обтягивают гладкой тканью. Окраска ткани должна быть прочной (рис. 2).
      Под основу можно использовать и мешочек с песком.
      Для работы требуются и швейные булавки с острыми концами. Полотно булавками прикрепляют к основе, чтобы работа не отклонялась от рисунка узора. Кроме того, необходимы ножницы, сантиметровая лента, вязальный крючок соответствующей толщины,
      разные кольца, бусы и прочие предметы, необходимые для украшения плетения.
      В большинстве случаев предпочитают в качестве основы клетчатую ткань, которая облегчает создание орнамента и прямых кромок плетения.
     
      АЗБУКА МАКРАМЕ
      Применяемые материалы и приспособления. Подготовка нитей для работы.
      Крепление нитей. Образование узлов.
      ПОДГОТОВКА НИТЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ
      При плетении кружев в технике макраме сначала следует освоить образование разных узлов, затем сплести образец и только после этого приступать к созданию определенного изделия.
      Вкратце о порядке работы на основе. Сначала приготавливают соответствующее количество нитей для работы. По своему назначению они делятся на основные и рабочие нити. Нити основы в плетении узора не участвуют. Они являются основой крепления рабочих нитей. Длина нити основы должна немного превышать ширину образца. На концах этой нити образуют по простому узелку и булавками крепят ее у верхнего края основы, создавая простор для плетения узора намеченного изделия. Узор набирается рабочими нитями. Длина основной нити может быть и такой, чтобы ею можно было обвязать основу. Форму определенных предметов образуют по выкройке, на которой отмечены главные контуры узора.
      Для работы необходимо нарезать определенное количество шнуров или нитей соответствующей длины. Нити нарезают в 2— 5 раз длиннее изделия (длина нитей будет указана в каждом виде отдельно).
      При изготовлении небольших предметов длина рабочих нитей невелика, а при создании больших изделий соответственно увеличивается и затрудняет работу, поэтому их наматывают на деревянные или резиновые шпульки с разрезом на одном конце. В разрезе закрепляют нить, чтобы она не разматывалась. Нити средней длины наматывают на пальцы в виде восьмерки и закрепляют (рис. 3).
      Если нити нарезаны недостаточной длины, то незаметно место соединения можно скрыть следующим образом: за 3—4 см от конца каждой нити срезают половину ее толщины и на один из концов наносят быстро сохнущий клей (рис. 4), затем концы складывают вместе и скручивают по направлению нити. Второй вид соединения показан на рис. 10 и 53. Чтобы концы нитей не лохматились, их макают в клей.
      КРЕПЛЕНИЕ НИТЕЙ
      Имеется множество видоя крепления нити — от простейшм до более сложных, декоративных Исходя из функции, нити делят мл основные и рабочие. Преимуще-ственно основные нити в образовании узора не участвуют (кроме
      поясов, ремешков для часов и т. д.). Основную нить в декоративных настенных украшениях, занавесках, коврах можно заменить планкой, в сумочках — рамкой и т. д. Основную нить прикалывают или привязывают к набивной основе.
      НАИПРОСТЕЙШИЙ ВИД КРЕПЛЕНИЯ
      Нить можно прикрепить к основе тремя способами, в любом случае ее перегибают пополам или оставляют один конец длиннее в зависимости от вида узла.
      1-й способ: образованную петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю (рис. 5 А).
      2-й способ: в данном
      случае петлю помещают под основной нитью (рис. 5 Б), загибают ее вперед над основной нитью и концы нити протягивают через петлю.
      3-й способ: чтобы не просвечивала основа, сперва нить закрепляют по образцу на рис. 5 Б, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны (рис. 5 В).
      ОБРАЗОВАНИЕ УЗЛОВ
      Широко известны разнообразные узлы: ткацкий, швейный, узел галстука, морские узлы. Каждый из них выполняет соответствую-
      Макраме ОЙ
      щую функцию. При тщательном осмотре мест соединения нитей плетения можно определить, что они образованы при помощи петель и узлов. Исполняя петли и узлы в определенной последовательности, создают узор в технике макраме.
      Узел образуют, переплетая между собой две нити. Имеются простые и двойные узлы. Простыв — нити переплетаются только один раз, двойные — два раза.
      ПЛОСКИЙ УЗЕЛ
      Плоский узел образуют четырьмя нитями, из которых две средние неподвижны, поэтому их длина соответствует длине изделия плюс 5—6 см для удобства работы. Две крайние нити в четыре раза длиннее средних. Нить складывают так, чтобы один конец составлял 1/5, а другой 4/5 длины, место перегиба закрепляют на основной нити (рис. 5).
      Один узел образуют двумя плетениями, один раз с левой стороны, другой раз — с правой. Обе средние нити натягивают прямо, крайнюю с левой стороны кладут над средними нитями и под правую (рис. 6 А). Правую нить кладут под средние и по диагонали снизу продевают ее между левой и средними нитями (рис. 6 Б). Во второй раз плетут аналогично с правой стороны. Конец нити, расположенной справа, кладут на средние и под левую нить (рис. 6 В), а нить, расположенную слева, по диагонали снизу продевают между правой и средними нитями (рис. 6 Г). Узел туго затягивают. Для простоты усвоения следует учесть, что в данном узле нить, которая выходит из-под узла, всегда кладут на средние нити (рис. 6 Г). Образуя узел к узлу, получаем прямой шнурок, как показано на снимке (рис. 7).
      Плоский узел является одним из основных, наиболее распространенных видов узлов. Он может быть основой фонового узора или центральным узлом по отношению к другим узлам при образовании узора.
      В альбоме представлено широкое применение плоского узла при создании разнообразных изделий.
      Второй вариант — цепочка вьется влево, этого достигают, располагая правую крайнюю нить над средними только справа, а крайнюю левую нить все время продевая по диагонали снизу (рис. 8 Б). На рис. 9 показаны правосторонние и левосторонние цепочки. При этом крайние нити в 4 раза длиннее средних.
      Выполненная из грубых шнуров, такая витая цепочка может быть использована для создания дверных занавесок, при выборе тонких ниток цепочка используется для кулонов или прочих изделий.
      Если все же длина нитей
      ВИТАЯ ЦЕПОЧКА
      В данном случае крайнюю нить кладут над средними только с левой стороны (рис. 8 А), а нить, расположенную справа, всегда продевают по диагонали снизу. Образуется витая цепочка, которая скручивается вправо. В процессе плетения цепочка должна свободно скручиваться; после скручивания нить опять следует брать слева (независимо от того, правой или левой нитью она была прежде.)
      недостаточна, удлинение следует произвести таким образом, чтобы это было наименее заметно. При плоском узле это можно сделать двумя способами: если недостаточна длина средних нитей, то рядом с ними помещают дополнительные нити и после того, как образовано несколько плоских узлов, короткие нити обрезают (рис. 10).
      Боковые нити удлиняют, помещая рядом дополнительные, и плетут двумя нитями сразу, узел затягивают очень туго, чтобы он
      по толщине не отличался о предыдущих, потом лишнюю иит обрезают (рис. 11).
      БУГОРКИ
      Декоративно смотрятся орма менты макраме, в центре которы по одному или группами располо жены бугорки. Их образуют так плетут 6 плоских узлов, лото средние нити, на которых располагались узлы, спереди черв верх выводят наизнанку (рис. 12) а боковые нити продевают: левую
      между средней и левой нитью верхнего края, правую — между средней и правой нитью верхнего края.
      Средние нити натягивают так туго, чтобы плетение из 6 плоски* узлов образовало круг, а боковыми нитями опять образуют плоский узел (рис. 13).
      Если намечена связка бугорков, то на определенном расстоянии образуют следующий бугорок, если же намечен только один бугорок, то плетение продолжают по орнаменту.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru