НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Малая механизация на пришкольном участке. — 1962 г.

«Для умелых рук»

Московская областная
станция юных техников

Малая механизация
на пришкольном участке

*** 1962 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      На пришкольных сельскохозяйственных участках юным опытникам необходимо бывает доставлять к грядам и делянкам удобрения, посадочный материал, воду для полива и выполнять много других работ, связанных с перемещением тяжестей.
     
      ТЕЛЕЖКИ
      Для перевозки тяжестей на пришкольном участке удобны двухколесные тележки.
      К работе с ними допускаются лишь мальчики. Шестнадцатилетним разрешается перевозить не более 115 кг, при этом только по ровной твердой дорожке. Если дорожка имеет небольшой подъем, то вес груза не должен превышать 58 кг. Ребятам младшего школьного возраста эти нормы должны быть снижены примерно в 5 — 6 раз.
      Опишем устройство двух тележек. Первая из них (рис. 1) предназначена для ребят начальных классов, вторая (рис. 2) — для ребят среднего и старшего возраста.
      Основные части этих тележек — кузов, колеса, опорная ножка и ручка. Чтобы кузовом удобно былр пользоваться, передний борт тележки сделан откидным.
      У первой тележки колеса с жесткими резиновыми шинами. Их можно взять со старого детского комбинированного велосипеда.
      Перевозки на этой тележке требуют очень небольших усилий. Так, при общем ее весе с грузом в 20 кг тяговое усилие будет около 0,9 кг. Если такую тележку везти даже по взрыхленной почве, то тяговое усилие не превысит 7 кг. При перевозке ее вдвоем на каждого из работающих придется по 3-5 кг.
      У второй тележки колеса с пневматическими шинами от двухколесного самоката. Пневматические шины хорошо амортизируют толчки на неровной почве.
      Если удастся достать колеса еще большего диаметра, чем у этих тележек, то тяговое усилие может быть уменьшено по меньшей мере на 30 — 40%.
      Устройство первой из тележек подробно показано на рис. 3 и 4. Кузов у нее деревянный. Изготовьте его из хорошо отстроганных сосновых досок. Три стенки кузова свяжите на шипах. Между ними вставьте дно и прикрепите его к стенкам шурупами. Поперек кузова, в средней его части, поместите скобу а. Она придает кузову прочность. На скобе установите ось тележки 6. На вертикальных частях скобы просверлите по два отверстия для ее прикрепления шурупами к кузову. В горизонтальной части скобы у противоположных ее концов просверлите с той же целью по два отверстия. По средней линии скобы сделайте три отверстия с резьбой для прикрепления оси. Кроме того, против среднего отверстия для оси сделайте еще два отверстия с резьбой для прикрепления к скобе ручки.
      Для оси возьмите круглый стальной пруток. Сделайте в нем три отверстия с резьбой для прикрепления оси к скобе. Каждое колесо помещается между двумя муфтами в, которые закрепляются винтами. Крайние муфты должны быть на таком расстоянии от втулок колес, чтобы колеса вращались легко, но не перемещались вдоль оси. Если колеса на оси будут закрепляться гайками, то на концах ее нарежьте резьбу.
      Ручку тележки сделайте из тонкостенной стальной или дюралюминиевой трубы. Согните ее, как показано на рис. 4, А. Лучше всего это сделать в мастерских шефствующего предприятия, где для таких работ имеются специальные приспособления. Длинный конец ручки снабжен поперечной рукояткой. Соедините ее с ручкой хомутом г. В выступающих частях хомута просверлите отверстия. Соответствующие им отверстия просверлите и в ручке. Вставив рукоятку в хомут, скрепите его с ручкой на заклепках.
      Противоположный конец ручки расплющите и просверлите в нем отверстия для прикрепления к скобе (рис. 4, Б).
      На нижней стороне дна кузова установите опорную ножку. Она состоит из держателя Д и самой ножки е. В горизонтальной части держателя просверлите пять отверстий для его прикрепления ко дну кузова, в каждой из вертикальных частей — по отверстию для оси. В вертикальных частях обязательно сделайте выступы-стопоры для ножки. Согнув ножку по профилю, указанному на чертеже,
      на свободных концах ее просверлите отверстия для оси. На одной из сторон ножки установите штифт с канавкой для пружины. Соедините держатель с ножкой короткими осями или одной сплошной осью. Концы осей расклепайте.
      Теперь прикрепите опорную ножку ко дну кузова. При этом стопоры ножки должны быть обращены в сторону оси, а держатель расположен против ее середины. После этого просуньте расплющенный конец ручки между держателем ножки и ее осью и прикрепите винтами к скобе (рис. 4, А). Для большей прочности крепления ручки охватите ее небольшой скобой ж у края кузова, перед держателем ножки.
      Чтобы опорную ножку можно было надежно устанавливать стоймя при погрузке и держать поднятой кверху при перевозке, примените подходящую пружину растяжения з. Один конец пружины наденьте на штифт опорной ножки, а второй, растянув пружину (не до предела), прикрепите шурупом ко дну тележки. Положение опорной ножки легко изменить нажимом ноги.
      Откидной борт прикрепите к кузову на обычных навесках. Для запирания борта сделайте крючки и. Установите их против шурупов, завернутых почти до головок, в торцы верхних углов откидного борта.
      Тележку лучше всего покрыть яркой влагостойкой перхлорвиниловой эмалью. Чтобы тележка выглядела красивее, ее ручку и колеса окрасьте эмалью иного цвета, чем кузов.
      У второй тележки кузов более вместителен. Устройство тележки и основные размеры ее деталей приведены на рис. 5 и 6.
      Остов кузова тележки можно изготовить из углового равнобокого дюралюминия или же стали. Свяжите остов с помощью небольших треугольных пластинок на заклепках, а затем сварите по углам. Так же сделайте и откидной борт кузова.
      Борта и дно кузова заделайте оструганными сосновыми досками. Прикрепите их к металлическому каркасу шурупами с потайной головкой. Под шурупы в каркасе просверлите отверстия и раззенкуйте их снаружи. Дверку с внутренней стороны кузова дополнительно можно скрепить двумя металлическими полосками.
      Затем изготовьте вилки для колес. Каждая из них состоит из планки а и скобы б. На нижнем конце этих деталей сделайте продольные пазы для оси колеса. В планке просверлите семь отверстий: по два у верхнего и нижнего ее концов — для прикрепления вилки к остову кузова, и три в средней части — для соединения со скобой. Такие же отверстия просверлите и в скобе и соедините ее с планкой на заклепках.
      Вилки установите в средней части продольных сторон остова. Для этого на верхнем и нижнем металлических уголках каждой из сторон сделайте отверстия с резьбой, соответственно отверстиям в планках, и прикрепите вилки в остову винтами.
      Откидной борт соедините с кузовом на специальных навесках Д. Чтобы прикрепить навески к кузову винтами, в нижнем переднем его уголке сделайте отверстия с нарезкой.
      Для запирания борта необходимы крючки и скобы. Скобы прикрепите неподвижно к верхним уголкам откидного борта. За пределы борта должны выступать лишь вырезы скоб. На верхних планках кузова против скоб установите крючки.
      При набрасывании крючков на скобы их вырезы должны совпадать.
      На нижней стороне дна кузова установите опорную ножку. Она состоит из держателя ножки зг самой ножки и и валика для пружины к. В горизонтальной части держателя просверлите три отверстия для его прикрепления шурупами ко дну кузова, на боковых частях — по отверстию для осей. В самой ножке просверлите четыре отверстия: верхние — для осей, нижние — для валика. При сборке опорной ножки вставьте сначала в нижние отверстия валик, а затем подвижно соедините на коротких осях держатель с ножкой. Концы каждой из осей расклепайте.
      Ножку закрепите на кузове шурупами, как показано на рис. 6, Б. Для изменения ее положения примените, как и в первой тележке, пружину растяжения. Один из ее крючков поместите в канавку на валике, противоположный — набросьте на крючок л, прикрепленный ко дну кузова.
      Теперь установите на кузове скобы для ручки. Нижние скобы м являются наводящими для свободных концов ручки, верхние скобы н — запорами. В вертикальных металлических уголках с продольных сторон кузова сделайте отверстия с резьбой, соответствующие отверстиям в скобах, и привинтите скобы.
      Изнутри кузова, через его стенку и ушко верхней скобы, пропустите стержень с винтовой нарезкой о. Стержень закрепите в планке на расклепке и прикрепите к стенке кузова шурупами; Свободный конец стержня снабдите барашком.
      Ручку для тележки согните из тонкостенной дюралюминиевой или стальной трубы, как показано на рис. 6, А. В отверстия ручки вставьте заглушки, а затем на концах ручки сделайте отверстия с винтовой нарезкой. В эти отверстия после введения концов ручки под скобы надо будет ввернуть стопорные винты. Расположив ручку на требуемой высоте, зажмите ее с помощью барашков упругими верхними скобами.
      Тележку окрасьте перхлорвиниловой эмалью.
     
      ТАЧКА
      Хорошая тачка должна быть прочной, легкой, а также достаточно устойчивой на ходу и при поворотах. При перевозке груза на тачке тяжесть его распределяется на три точки: на колесо и руки работающего, причем на долю рук, как установлено, должно приходиться примерно 18% всего веса груженой тачки. Это наименьшее давление на руки, при котором можно без большого напряжения удерживать тачку в равновесии.
      С одноколесными тачками разрешается работать только мальчикам. Они должны перевозить их лишь по катальным доскам. Шестнадцатилетние могут перевозить груз не более 50 кг при условии, что подъем у дороги будет очень небольшим. Более младшим ребятам эта норма должна быть соответственно снижена. С учетом указанных выше требований сконструирована тачка, изображенная на рис. 7 а, б и рис. 8. Основные ее части: остов, щиты кузова и колесо. Остов образуют два длинных бруска-оглобли, соединенные друг с другом распоркой, передние стойки с прикрепленным к ним оголовииком и сквозные боковые стойки с наса-
      женным на них подножником. Остов свяжите из березовых брусков. Части его соедините сквозными шипами.
      Кузов сделайте из тонкого, хорошо отстроганного теса сосны или ольхи. Дно кузова прикрепите к распорке и раме остова, боковые стенки — к передним и боковым стойкам, а переднюю стенку — к дополнительным брускам на передних стойках и ко дну. Доски кузова крепите к остову тачки гвоздями.
      Колесо у тачки может быть металлическим или же деревянным. Последнее сделать проще. Изготовьте такое колесо в из березовой доски и ошинуйте его полосовым железом. В центре колеса сделайте квадратное отверстие. Ось колеса д — стальной пруток — заделайте в деревянный брусок г. На этот брусок туго насадите колесо. В концах оси, выступающих из бруска, просверлите отверстия для шплинтов. Насадите на ось втулки е, которые закрепите с помощью скоб ж у переднего конца оглобель. Свободные концы оси зашплинтуйте. Можно сделать по-другому: втулки туго посадить в бруске и, пропустив через них ось, концы ее закрепить скобами на оглоблях. Чтобы ход колеса был легким, его ось и втулки смазывайте автолом.
     
      НОСИЛКИ
      Вес груза, переносимого подростками, не должен превышать 7з веса тела. Ребятам младшего школьного возраста вес груза следует ограничить веса их тела.
      Наиболее часто для переноски тяжестей на пришкольных участках применяют носилки. Они состоят из двух длинных ручек, настила и низкого бортика. Носилки должны быть прочными и легкими. Их можно изготовить из соснового теса или досок. Все части носилок, особенно ручки, должны быть отстроганными. Детали носилок скрепляйте на гвоздях. Размеры носилок для ребят среднего и старшего возраста приведены на рис. 9. Размеры, указанные в скобках, относятся к носилкам, предназначенным только для ребят среднего возраста.
      Если носилки будете изготовлять для переноски земли, песка или другого тяжелого сыпучего материала, то на их настиле бортик прикрепите лишь с трех сторон. Четвертая — открытая сторона служит для сбрасывания переносимого груза. Для переноски соломы, картофеле, *свеклы и других объемистых грузов бортик у носилок лучше сделать в виде съемной рамки с ножками. В настиле таких носилок должны быть предусмотрены отверстия для ножек.
      При работе с носилками тяжесть их приходится ка мышцы и связки рук. Из-за этого довольно быстро появляется боль в суставах
      рук, пальцы от напряжения начинают неметь. Чтобы избежать этого, применяют лямки — длинные брезентовые ремни шириной в 4 — 6 см с пряжками. Соединив пряжкой ремень в кольцо, сложите его восьмеркой. Наденьте лямки с носилками так, чтобы перекрест кольца оказался сзади между лопатками, параллельные же его части по обеим сторонам груди. В нижние изгибы колец вставьте ручки носилок, как показано на рис. 10. Длину колец регулируйте с помощью пряжек.
      При пользовании лямками тяжесть груза ложится на сильные мышцы плечевых поясов, работать становится легче, руки не испытывают боли.
     
      ВЕДРА
      Ведра нужны для переноски воды, растворов, удобрений. Чтобы нагрузка на руки была симметричной, обычно несут два ведра одновременно. Ведра конусовидной формы мешают ходьбе, так как радиус верхней часп их корпуса больше расстояния от оси свободно опущенной руки до голени. Поэтому при переноске таких ведер руку* приходится отводить в сторону, что очень утомительно. Чтобы избежать этого, одну из сторон ведер несколько сплющьте, как показано на рис. 11. Такие ведра очень удобны и для выполнения многих других работ.
     
      КОРОМЫСЛО
      Переносить ведра в руках так же трудно, как и носилки. Здесь для облегчения работы может быть применено коромысло (рис. 12). Легкое, прочное и удобное коромысло можно сделать из тонкостенной стальной или дюралюминиевой трубы. Изготовление коромысла свяЗано с отжигом, гнутьем и сваркой труб, что в обычных учебных мастерских не всегда выполнимо. Поэтому коромысла лучше всего изготовлять на шефствующем предприятии.
      В школьных же мастерских к коромыслам можно сделать наплечные брезентовые лямки и прикрепить цепочки.
      Чтобы вода при переноске не расплескивалась, ведра надо держать за ручки (рис. 13). Высоту подвески ведер легко регулировать, переставляя пружинные зажимы (карабины) по звеньям цепочек.
      Карабины и цепочки можно приобрести в магазинах скобяных товаров, спортивных товаров или же охотничьего снаряжения.
     
      КОРОБ
      При ручной посадке картофеля, ручном рассеве минеральных удобрений, сборе машины, крыжовника, смородины нередко приходится работать в неудобных позах: сильно наклоняться, держать груз в одной руке и т. п.
      Эти работы выполнять значительно удоо-нее, пользуясь коробом с наплечными лямками (рис. 14). Благодаря лямкам, тяжесть груза переносится с рук на сильные плечевые мышцы. Вместе с тем, руки освобождаются для выполнения основной работы.
      Короб можно изготовить из белой жести. По рис. 15 а, б и в разметьте на листе среднюю часть короба, переднюю и заднюю стенки. Вырежьте их ножницами, соедините швом внахлестку, а затем пропаяйте швы. Чтобы придать коробу жесткость, отогните по его верхнему краю фальц и закатайте проволоку.
      К задней стороне короба на заклепках прикрепите дужку из полосовой стали г. На концах дужки просверлите отверстия для карабинов лямки.
      В передней стороне короба под проволокой пробейте три отверстия — одно посредине и два по краям. В отверстия введите кольца; концы каждого из них спаяйте.
      Для переноски короба необходима лямка д. Она состоит из двух наплечных брезентовых ремней и цепи. На свободных их концах находятся карабины.
      Наплечные ремни соедините промежуточным ремнем. Для карабинов, которые надо надеть на брезентовые ремни, сделайте ушки е из проволоки.
      На конце цепочки поставьте кольцо из проволоки ж и запаяйте его. Наплечные ремни соедините с кольцом узкими кожаными ремешками. Такие же ремешки нужны и для регулирования длины наплечных лямок. Для этого к свободным концам лямок пришейте кожаные ремешки с пряжками, а против них — ремешки с отверстиями для язычков пряжек.
      Пряжки помогают располагать короб в наиболее удобном для работающего положении (примерно на уровне пояса). В регулировке положения короба помогает также и цепочка.
      Для переноски посадочного картофеля и сбора ягод короб лучше соединять с лямкой через среднее кольцо (рис. 16). Тогда обе его стороны будут легко доступны для рук. Для переноски же удобрений цепь продевается через одно из крайних колец. Выбор кольца определяется здесь тем, какой рукой будет разбрасываться удобрение.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru