СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Три мальчугана. Французская народная песня. Русский текст М. Андреевой
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПОДБОР ПО СЛУХУ
I. Подбор мелодии по слуху
1. Солнышко. Детская песенка
2. Ехали мы в гости. Детская песенка
3. Бобёр. Русская народная песня
4. Восьмое марта. Е. Тилнчеева. Слова М. Долинова
5. Наконец настали стужи. Детская песня
6. Спой мне такую песню. Венгерская народная песня. Русский текст Э. Александровой
7. Гуси. Детская песенка
8. Закатилось солнышко. Детская песенка
9. Бубенчики. Е. Тилнчеева. Слова М. До линова
10. В зоопарке. В. Герчнк. Слова В. Викто рова
11. Артистка. Д. Кабалевский. Обработка В. Пороикого. Слова В. Викторова
12. Вот и солнце поднялось. Словацкая на родная песня
13. Жучка. Н. Кукловская. Слова С. Федор ченко
14. Снежинка. 3. Левина. Слова С. Прокофь свой
15. Осенью. Г. Зингер. Слова Л. Шибнцкой
16. Весёлые матрёшки. Ю. Слонов. Слова Л. Некрасовой
17. Паровоз. 3. Компанеец. Слова О. Высот ской
18. Песенка Зайца и Волка. Г. Гладков. Сло ва Ю. Энтнна
19. Лесные картинки. Л. Мартынов. Слова В. Орлова
20. Звёздочка. Песня октябрят. Д. Кабалев скин. Слова В. Викторова
21. Сегодня мамин праздник. А. Фнлнппен ко. Слова Т. Волгиной
22. Качели. Е. Тнличеева. Слова М. Долинова
23. Игра мелодии с басом, Подобранным по слуху
24. Заинька. Русская народная песня
25. Котик. Детская песенка
26. Колыбельная. Итальянская народная 5 песня
27. Неделька. Русская народная песня
28. Мышонок. Ю. Щуровский
29. Весёлый праздник. С. Нисс
30. Кукушка. Эстонская народная песня
31. Как по морю, морю синему. Русская народная песня
32. Сок. С. Нисс
33. Стояли кони. Русская народная песня
34. Журавли. А. Лившиц
35. Самолёт. М. Магиденко
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИГРА МЕЛОДИИ ПО НОТАМ
I. Игра одним пальцем каждой руки
Говорит Москва (Позывные радио)
1. Дунаевский. Запись А. Самонова
2. Андрей-воробсй. Русская народная прибаутка
3. Дождик. Детская песенка
4. Сорока. Детская песенка. Обработка В. Лгафонннкова
5. В поход! И. Лещинская
Упражнение 1
6. Детская песенка. И. Черноводяну
Упражнение 2
7. Пастушок. Детская песенка
8. Мелодия. И. Лещинская
Упражнение 3
9. Украинская народная песня
10. Вечерком красна девица. Русская народн песня. Обработка Г. Банщикова
Упражнение 4
11. Выйдем на лужок. Ю. Вейсберг
12. У ворот, ворог Русская народная песня. Обработка В. Пороцкого
13. Английская песня
14. Кролик. А. Островский
15. Песенка. Ж Люлли
16. Калинка. Русская народная песня. Обработка В. Пороцкого
17. Русская народная песня
18. Две тетери. Русская народная песня
19 Шла Марина. Моравская шуточная песня
II. Игра чередующимися средними пальцами (2, 3, 4)
Упражнение 5
20. Игра. И. Школьник
21. Мелодия. И. Школьник
22. Танец. И. Школьник
23. Колокольчик. А. Арутюнов. Слова В. Се-мерннна
24. Марш Черномора. Отрывок из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
25. Как на дубчике два голубчика. Русская народная песня
26. Отрывок из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский
III. Игра всеми пальцами
Упражнение 6
27. Мой гусёнок. Венгерская народная песня Упражнение?
28. Песня. X. Аллануров
29. Колыбельная. В. Ахмедов Упражнение 8
30. Колыбельная. Грузинская народная песня. Обработка Э. Эксанишвили
31. Веночек. Венгерская народная песня
32. Гусак. Венгерская народная песня
33. Без тебя. Олеся. Украинская народная песня
Формула Ф. Шопена
34. Пьеса. А. Люксембург
35. Напев. И. Лещннская Упражнение 9
36. Наигрыш. И. Лещннская
37. Речка. Русская народная песня
38. Русская народная песня
39. Мелодия. И. Лещннская
40. Осенняя песенка. Ю. Абелев
41. Как у нас-то козёл. Русская народная песня
Упражнение 10
42. Ой, во поле травушка горела. Русская народная песня
43. Эстонская народная песня
44. Этюд. Т. Назарова-Метнер
45. Октябрята — дружные ребята. 3, Компанеец
Упражнение 11
46. Там за речкой. Русская народная песня
47. Дуй, ветер. Английская народная песня. Перевод С. Болотина
48. Новогодняя песенка. В. Ахмедов
Упражнение 12
49. Молдавский танец. А. Люксембург
50. Романс. П. Чайковский 33
51 Мелодия. И Черноводяну. Обработка Е. Ботярова 33
52. Вальс. X. Махтумкулиев 34
53- Вальс цветов. Отрывок из балета «Щелкунчик». П. Чайковский 34
54. По солнышку. Н Преображенский. Слова Н. Найденовой 34
55. Вальс на льду из сюиты «Зимний костёр»
С. Прокофьев 35
56. Молоточек. Е. Ботяров 35
57. Хохлатка. Немецкая народная песня Обработка В. Пороцкого 36
58. Кап, кап, кап. Румынская народная песня. Русский текст Ю. Хазанова. Обработка В. Пороцкого 37
59. Латышская песенка. Т. Назарова-Метнер 37
60. Игра в солдатики. А. Балаж 38
6Е. Шуточка. В. Волков 38
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ИГРА ДВУМЯ РУКАМИ ОДНОВРЕМЕННО
(Исполнение пьес с различными музыкальными и техническими задачами)
1. Песенка. Д. Андрулис39
2. Пьеса Ч Нурымов 39
3. Песенка Т. Назарова-Метнер 40
4. Монгольская песня. Т. Назарова-Метнер 40
5. Лидийская мелодия. М. Кашшаи 41
6. Мальчик-замарашка. Финская народная песня42
7. Кукушечка. Русская народная песня. Обработка В. Пороцкого42
8. Обидели. М. Степаненко42
9. Этюд. Д. Томпсон43
10. Колокольчик. Л. Князева 43
11. Соловейко А. Филиппенко. Обработка В Пороцкого 43
12. Палочка-выручалочка. Т. Салютринскея 44
13. Спят мои игрушки. Э. Хагагортяи Переложение В Пороцкого 44
14. Южнославянская пьеса. Б. Барток 46
15. Пьеса. Д. Кабалевский 46
16. Этюд. Л. Келлер 47
17- Этюд. X. Вейс 47
18. Песня девушек из оперы «В бурю». Т. Хренников. Переложение А. Самонова 48
19. Этюд. Е. Гнесина 48
20. Канон. К. Кунц 49
2 К Старинный танец. А. Жилинский 49
22. Детская песенка. Б. Шнапер 49
23. Восходит солнышко. Латышская народная песня. Обработка Ю. Челкаускаса 50
24. Этюд на украинскую тему В. Б. Пороцкий 50
25. Песня. И.-С. Бах 51
йъ. Отражение в воде (этюд). Г. Окунев 51
27. Славянский танец. В. Беляев 52
28. Противоположное движение. Б. Барток 53
29. Эстонский танец В. Беляев 53
30. Зеркальное отражение. Б. Барток 54
31. Этюд. И. Беркович 54
32. Марийская мелодия. А. Эшпай 54
33. Сонатина. Т. Салютринская
34. Льеси. Б. Барток
35 Этюд А. Люксембург
36. Маленький кузнец. К Молдобасанов
37. Этюд. Ю. Слонов
38 Догоняй-ка! С Сароян
39. Этюд. Л. Шитте
40. Тарантелла. Р. Бойко
41 Маленький этюд. А. Вустин
42. Мышки. Я. Лефельд
43. Гамма. М. Куулберг
44 Контрданс. Л. Бетховен Переложение В Пороцкого
45. Этюд. Г Беренс
46. Этюд. В. Б. Пороцкий
47. Напев. Д. Львов-Компанеец
48. Пьеса Л Моцарт
49. Менуэт. И. Гайдн
50. Этюд. И. Лещинская
51. Маленький рассказ. М. Осокин
52. Маленький вальс. Д. Г. Тюрк
53. Колыбельная. Латышская народная песня. А. Жилинский
54. Быстрый танец. Г. Ф. Телеман
55. Пьеса. («Легкие пьески для начинающих», № 2). И. Ильин
56. Как ходил-гулял Ванюша. Русская народная песня
57. Этюд. А. Жилинский
58. Первое знакомство с гаммами. Д. Г. Тюрк
59. Пьеса. Ф Гардорф
60. Этюд. А. Жилинский
61. Наперегонки. Н. Мясковский. Соч. 43 №2
62. Менуэт. И. Гайдн
63. Печальное настроение. И. Селеньи
64. Этюд на русскую тему. В. Б. Пороцкий
65. Тема с вариацией. Э. Норбю
66. Лошадка. А. Лепин. Обработка В. Пороц кого
67. Неваляшки. 3. Левина. Слова 3. Петровой. Обработка В. Пороцкого
68. Танец кузнечика. И. Школьник
69. Пьеса. Я. Ваньхал
70. На заводе. Б. Зейдман
71. После уроков. Р. Щедрин
72. Игра в трезвучия. Э. Денисов
73. Этюд (в стиле Бартока). П. Кадоша
74. Таинственный замок. В. Маркевичувна
75. Этюд. Т. Назарова-Метнер
76. Добрый мельник. Литовская народная песня. Обработка Ю. Челкаускаса
77. За окном дождь. В. Волков 78
78. Песня матросов. Э Сигмейстер 78
79. Песня А. Стоянов 79
80. Аллегро Г Ф Телеман79
81. Чешская песня. А. Эшпай 80
82. Этюд. И. Беркович 81
83. Стрекоза и муравей. В. Беляев 82
84. Бабушкина прялка. М. Куулберг 83
85. В цирке. А. Стоянов 84
86. Маленький жонглёр. Д. Кабалевский. Соч. 89 № 2184
87 Король Артур. Английская народная песня. Обработка В. Пороцкого 85
88. Пьеса (нз цикла «Прекрасное мое загорье», № 2). И. Лотка-Калннскин 85
89. Венгерская песня и вариация. И. Ильин 86
90. Венгерская песня. А. Эшпай 86
91. Канон. 3. Кодай 86
92. Кискино горе. Ж Металлиди 87
93. Американская кукла (из цикла «Кукольный концерт»). П Морис 87
94. Этюд. Г. Беренс 88
95. Сонатина. Д. Штсйбельт 88
96. Венгерская песня. Л. Вейнер 90
97. Пасмурно. Р. Леденев90
98. Этюд. К. Черни 61
99. На берегу ручейка. И. Селеньи 92
100. Сонатина. К- Реннеке 93
101. Этюд. В Волков 94
102. Воробей. И. Школьник95
103. Шаги. Ь. Кравченко 96
104. Чижик. Г Галыник 96
105 Пьеса. Я. Ваньхал 96
106. Лягушка. И. Школьник 98
107. Терции. Б Барток 99
108. Пьеса. («Легкие пьески для начинающих», № 3). И. Ильин 99
109. Пьеса (из цикла «Прекрасное мое загорье», №3). И. ЛоткаКалннскнй 96
110. Песня. Р. Леденев100
111. Немецкий танец. Л. Бетховен 101
112. Ария. В.-А. Моцарт 102
113. Этюд. К Черни 103
114. Марш весёлых гномов. А. Абрамов 104
115. Новогодний марш. Е. Киснн 105
ПРИЛОЖЕНИЕ:
I. Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки 107
II. Ознакомление с гаммами и трезвучиями 108
ВВЕДЕНИЕ
Публикуемое учебное пособие предназначается детям 6 — 7-летнего возраста, начинающим обучаться игре на фортепиано под руководством педагога, н рассчитано, примерно, на один год занятий.
Массовый характер детского музыкального образования в нашей стране побуждает педагогику к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Педагоги детских музыкальных школ всячески стараются привить учащимся любовь к музыке. Но надо помнить, что процесс обучения должен быть посильным и радостным, так как если постижение азов музыкального искусства сопряжено с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребенка, как правило, постепенно угасает.
Нельзя забывать также, что ежегодно армия педагогов пополняется выпускниками музыкальных училищ и вузов, еще не имеющими необходимого опыта работы с учениками и поэтому нуждающимися в подробно разработанной методике и систематизированном нотном материале, особенно для начального обучения игре на фортепиано.
Авторы-составители данного пособия стремились выявить наиболее важные моменты начального музыкального и пианистического воспитания детей и предложили один из возможных путей решения возникающих в этом периоде проблем. Весь подбор нотных примеров и их систематизация являются отражением как общих педагогических принципов и методических приемов, так и собственного многолетнего опыта работы с детьми. Содержащийся здесь обширный художественный и инструктивный материал предоставляет возможность выбора педагогом достаточного количества пьес для приобретения и закрепления знаний и навы-
ков на первых ступенях развития ученика с учетом его индивидуальных особенностей, В пособии представлен в значительной степени обновленный репертуар: песни разных народов, детские песни и пьесы советских композиторов и неизвестные или редко исполняемые произведения русских и зарубежных авторов. Часть из них можно использовать для первого опыта чтения с листа Разумеется, этот репертуар можно дополнить произведениями других авторов, по усмотрению педагога.
Важно развивать у ребенка творческую инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы и т. д.
Дети обычно очень любят играть несложные пьески в четыре руки со своим педагогом. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования и несомненную его пользу, в сборник включено много ансамблей. Все это в комплексе должно способствовать развитию у ученика самостоятельности (выражающейся, прежде всего, в умении свободно и грамотно разобраться в нотном тексте), без которой невозможно его успешное продвижение вперед.
Имея в виду то, что ребенок занимается под руководством педагога, авторы сочли излишним перегружать пособие подробными сведениями о музыкальной грамоте н ограничились лишь отдельными замечаниями по этому вопросу, а также рекомендациями по методике формирования пианистических навыков.
В приложении дается список произведений, рекомендуемых для слушания музыки, и предлагается методика предварительного ознакомления ученика с гаммами и трезвучиями.
И. Лещинская, В. Пороцкий
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Подбор по слуху
Обучение игре на фортепиано начинается с так называемого доиотного периода, содержанием которого должны быть игра (подбор) учеником мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении педагога (желательно с пояснительной беседой).
Выдающийся советский педагог Г. Г. Ненгауз писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся — будь это ребенок, отрок или взрослый — должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом» (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982, с. 11). Поэтому первые же уроки посвящены прежде всего развитию музыкального слуха ребенка и формированию навыков восприятия музыки. В первой части настоящего учебного пособия предлагается большое количество детских и народных песен, которые расположены в порядке увеличения сложности. Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш. В зависимости от того, как ребенок справляется с данным заданием, приведенные примеры можно использовать подряд либо выборочно. Мелодии для подбора даны с поэтическим текстом, что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. Некоторые мелодии песен исполняются педагогом с аккомпанементом. В данном случае ученик должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать ее на фортепиано.
На материале предложенных песеи можно развивать простейшие творческие навыки учащихся. С этой целью предлагается:
заполнить недостающие такты, фразы (примеры 2, 3, 5, 12, 21) ;
придумать другой вариант мелодии для второго куплета (примеры 9, 16);
определить метрорнтм (пример 3) и т. д.
С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкаль ными произведениями, обогащать запас его музыкальных ьпечатлений, учить слушать н сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию ее. В приложении дается список рекомендуемых для слушания произведений, которые помогут детям познакомиться с жанрами песни, танца, марша, играми, музыкальными сказками, кар-инками природы, музыкальными портретами и др.
Развитие восприятия музыки н формирование музыкально-слуховых представлений — один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически.
Убедившись в том, что малыш: слышит высокие н низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
хорошо знает строение клавиатуры (расположение верхнего, среднего и нижнего регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш);
имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм; владеет навыками звукоизвлечеиия третьими пальцами каждой руки, можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. При этом нельзя забывать, что наряду с игрой по нотам, подбор по слуху и транспонирование мелодий остаются и далее важнейшим фактором развития музыкального слуха ученика. Этн занятия необходимо продолжать, используя материал первой части в течение всего учебного года.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки
Педагог должен систематически знакомить своих учеников с самыми разными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее, обога щает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на фортепиано. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким образом, чтобы ученик мог сопоставить, сравнить произведения контрастного характера или, наоборот, найти отличительные чер ты в близких по содержанию пьесах.
Рекомендуется примерный список произведений для слушания.
Марши:
С. Прокофьев. Марш. Соч. 65 № 10 (Детская музыка)
Р. Шуман. Марш. Соч. 68 Л® 2 (Альбом для юношества).
П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
Соч. 39 № 5 (Детский альбом).
А. Гречанинов. Марш. Соч. 98 № 3 (Детский альбом).
Г. Свиридов. Веселый марш. (Альбом пьес для детей, № 10).
Д. Шостакович. Марш. Соч. 39 № 1 (Детская Тетрадь).
Танцы:
П. Чайковский. Полька. Соч. 39 № 14.
М. Глинка. Полька («Калинка». Альбом начинающего пианиста, 1984).
А. Гречанинов. Мазурка. Соч. 98 М® 13.
П. Чайковский. Мазурка. Соч. 39 Кг 10: Вальс. Соч. 39 № 8.
А. Гречанинов. Вальс. Соч. 98 № 15.
С. Прокофьев. Вальс. Соч. 65 № 6.
Д. Шостакович. Вальс. Соч. 69 № 2;
Вальс-шутка. (Танцы кукол, № 5).
П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»;
Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (Балеты-сказки П. Чайковского. Переложение для фортепиано Н. Адлер. М., 1978).
Э. Григ. Халлинг (Норвежский танец). Соч. 38 № 4 (Лирические пьесы, тетрадь II).
Старинные танцы:
И. С. Бах. Менуэт, Полонез, Волынка (Из нотной тетради А.-М. Бах).
Л. Моцарт. Бурре (Хрестоматия для ф-но. I кл. ДМШ).
Л. Бетховен. Экосез (Музыка для детей, вып 2).
Песни:
П. Чайковский. Старинная французская песенка. Соч. 39 № 16;
Немецкая песенка. Соч. 39 № 17;
Итальянская песенка. Соч. 39 № 15; Неаполитанская песенка. Соч. 39 № 18.
Л. Бетховен. Сурок (Музыка для детей, вып 2).
А. Гречанинов. Грустная песенка Соч. 123 № 4 («Бусинки»).
Г. Свиридов. Колыбельная песенка (Альбом пьес для детей, № 1).
Музыкальные портреты:
Д. Кабалевский. Резвушка. Соч. 80 № 10;
Плакса. Соч. 80 № 11;
Злюка. Соч. 80 Ms 12.
Г. Свиридов. Упрямец (Альбом пьес для детей. Ms 4).
А. Гречанинов. Маленький попрошайка. Соч 123 № 2.
Р Шуман. Бедный сиротка Соч. 68 М® 6;
Веселый крестьянин. Соч. 68 Ms 10.
П. Чайковский. Мама. Соч. 39 Ms 4.
Музыкальные сказки:
С. Прокофьев. Сказочка. Соч. 65 Ms 3.
С. Прокофьев. Петя и волк (переложение для ф-п.).
Г. Свиридов. Колдун (Альбом пьес для детей, Ms И),
А. Николаев. Колобок (Детский альбом, Ms 4).
Д. Шостакович. Веселая сказка. Соч. 69 Mb 4;
Грустная сказка. Соч. 69 М® 5.
П. Чайковский. Баба Яга. Соч. 39, Ms 20.
Э. Григ. Танец эльфов. Соч. 12 Mb 4 (Лирические пьесы, тетрадь I).
Детские игры:
П. Чайковский. Болезнь куклы. Соч. 39 Ms 6; Похороны куклы. Соч. 39 Ms 7;
Новая кукла. Соч. 39 Mb 9.
С. Прокофьев. Пятнашки. Соч. 65 Ms 9.
Д. Кабалевский. Игра в мяч. Соч. 27 Ms 5.
А. Хачатурян. Скакалка (Детский альбом, тетрадь II Ms 1),
Картинки природы Р Шуман. Зима. Соч. 68 № 38, 39.
Г. Свиридов. Зима пришла (Альбом пьес для детей, Лро 14).
С Прокофьев. Утро. Соч. 65 № Г.
Вечер. Соч. 65 № 11.
B. Салманов. Утро в лесу; Зимой в лесу (Детский альбом, № 1, 20).
И. Кореневская. Дождик (Хрестоматия для ф-но, вып. 1. 1 — 2 кл. ДМШ).
А. Балтин. Дождь танцует (Песенки без слов, Y® 1).
А. Холминов. Дождик. Соч. 33 № 4 (Детский аль бом).
Образы животных:
Д. Кабалевский Ежик. Соч. 89 Alt 8.
Г. Галынин. Сюита «В зоопарке».
Г. Фрид. Мишка. Соч. 41 № 2.
C. Прокофьев. Шествие кузнечиков. Соч. 65 № 7. П. Чайковский. Песня жаворонка. Соч. 39 № 22.
Э. Григ. Птичка. Соч. 43 № 4 (Лирические пьесы, Тетрадь III).
Скачки верхом на лошади:
Р, Шуман. Смелый наездник. Соч. 68 № 8
А. Гречанинов. Верхом на лошадке. Соч. 98 № 5. П. Чайковский. Игра в лошадки. Соч. 39 № 3-Д. Кабалевский. Кавалерийская. Соч. 27 № 29.
Психологическое состояние:
Р Шуман. Первая утрата. Соч. 68 № 16.
С. Прокофьев Раскаяние. Соч. 65 № 5.
Г. Свиридов. Ласковая просьба (Альбом пьес для детей, № 3).
Регистры музыкальных инструментов.
Г. Фрид. Флейта и контрабас. Соч 41 Л1 15.
И. Селеньн. Дудочка и барабан (Современная фортепианная музыка для детей. II кл. ДМШ. М., 1968).
II. Ознакомление с гаммами и трезвучиями
Одним из способов развития пианистических навыков учащихся является систематическая работа над гаммами. Гаммы, различные виды арпеджио, аккорды — это основные технические формулы, наиболее часто встречающиеся в фортепианной литературе, особенно в творчестве композиторов-классиков. Овладение ими облегчает разучивание самых различных музыкальных произведений, освобождает исполнителя от необходимости каждый технический эпизод изучать заново. Кроме того, регулярная работа над гаммами не только способствует развитию пальцевой техники учащихся, но и воспитывает умение слышать длинную мелодическую линию, помогает исполнять ее иа рояле выразительным, певучим звуком.
Однако важность регулярной работы над гаммами часто недооценивается учащимися, играют они гаммы неохотно и мало. Стараясь заинтересовать ребят, мы предлагаем методику работы над гаммами с учениками первого года обучения на специально подобранном, художественном музыкальном материале. Этим достигается восприятие гаммы не как сухой формулы, а как мелодии, имеющей определенное содержание (даже стихотворный текст), метроритмическое оформление, фразировку.
При обучении гаммам следует выделить два момента: надо научить ребенка слышать гамму как мелодию и подобрать ее от любой клавиши; обучить его пианистическим навыкам, необходимым для технически свободной и выразительной игры гамм (подкладыванию и перекладыванию пальцев, соответствующей аппликатуре). Приступить к ознакомлению с гаммами можно сразу же после элементарного усвоения ребенком навыка игры legato. Предлагаемые нами детские песенки следует подбирать от разных звуков указанной аппликатурой (лучше сначала только от белых клавиш).
Песенка «Как под горкой» дает возможность запомнить звучание нижнего тетрахорда мажорной гаммы н научиться подкладывать 1-й палец правой руки; песенка «Белка» знакомит с звучанием верхнего тетрахорда этой же гаммы и учит подкладыванию 1-го пальца левой руки:
КАК ПОД ГОРКОЙ
Русская народная песня
Как под горкой, под горой Торговал старик золой.
БЕЛКА
А.БЕРЕЗНЯК
Скачет белка скок да скок,
Что за маленький зверек
При исполнении песенки «Я гуляю» (восходящая гамма) ребенок обучается перекладыванию 3-го пальца в левой руке, а в песенке «Ах, качи» (нисходящая гамма) — в правой:
Я ГУЛЯЮ
Русская народная песня
Я гуляю во дворе, Вижу домик на горе.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|