На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Машины на стройке. Либерман Л. М. — 1960 г.

Знай и умей
Л. М. Либерман

Машины на стройке

*** 1960 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      СИЛУЭТНЫЕ МОДЕЛИ
      Силуэтные модели очень просты, поэтому построить их нетрудно. Все они изготовляются по одному и тому же принципу: из фанеры выпиливается контурная фигура той или иной машины и рама, эти детали склеиваются, а затем к раме крепится ходовая часть — оси с колесами и резиномотор. Если хотят сделать модель более объемной, рельефной, ее корпус склеивают из двух-трех фанерок, а по бокам приклеивают еще кусочки фанеры, картона.
     
      ЭКСКАВАТОР
      Экскаватор — это машина, копающая землю. Вместо лопаты у нее ковш. Наша модель снабжена колесами. Такие машины более подвижны, чем тяжелые гусеничные экскаваторы, поэтому их применяют на работах, где надо часто переезжать с места на место. При этом резиновые шины не портят дорогу. Гусеничные же машины в городе и по шоссе приходится перевозить на специальных автоприцепах.
      На рисунках 1 и 2 изображены надстройка 1 и рама 8 модели. Обе детали тщательно вычертите на 4 — 5-миллиметровой фанере и выпилите лобзиком. Надо строго соблюдать заданные размеры и указанное стрел-
      Рис. 1. Надстройка экскаватора.
      кой направление волокна наружного слоя фанеры. Результат работы во многом зависит от того, с какой точностью сделана разметка-чертеж на фанере. А именно, если разметить небрежно, то и деталь получится кривая, никуда не годная.
      Выпилите из этой же фанеры две боковые стенки кабины 2 (рис. 3) и четыре колеса 10 (рис. 4) диаметром 50 мм. Кромки выпиленных деталей подровняйте напильником и зачистите поверхности шкуркой. Особенно тщательно надо опилить напильником колеса, чтобы они были совершенно круглые. Для этого в центре колеса надо вбить гвоздь и прикрепить колесо к боковой стороне какого-нибудь брусочка так, чтобы край колеса немножко выступал над краем бруска. Этот выступающий край колеса осторожно опиливают напильником (рис. 5). Потом колесо немного поворачивают и опять опиливают край, и так до тех пор, пока все колесо будет опилено. В результате получится совершенно круглое колесо с дырочкой точно в центре.
      Когда все фанерные детали готовы, к бокам надстройки 1 с каждой стороны приклейте боковую стенку 2, а к ней, в свою очередь, приклейте картонные двери 3 (рис. 6) и люк машинного отделения 4 (рис. 8, а). Чтобы сделать модель еще более рельефной, приклейте картонные накладки 5 к ковшу, а также картонные диски 6 приклейте черные нитки 7.
      Оба подшипника 9 (рис. 9) вырежьте из жести.
      Лучше всего воспользоваться луженой жестью от банки из-под сгущенного молока, кофе или какао. Луженая жесть не ржавеет и имеет хороший вид.
      Один конец резиновой полоски 16 крепится к гвозди ку 14, вбитому снизу в раму, а другой — к передней оси (рис. 8, в).
      Резиномотор заводят, вращая передние колеса модели, при этом конец резины наматывается на ось и все более натягивает остальную резину. Если теперь модель поставить на пол и отпустить, то она под воздействием заведенного резиномотора станет двигаться вперед до тех пор, пока все витки резины не сойдут с оси. Чем лучше, эластичнее резина, тем больше можно завести мотор и тем длиннее будет путь модели. Резину нельзя долго держать в растянутом состоянии, так как она «устает». Как только двигатель заведен, модель надо запускать.
      Чтобы резина служила как можно дольше, ее после запусков следует тщательно очистить, а при необходимости вымыть в теплой воде. После этого желательно поместить резину в чистую стеклянную банку, пересыпать тальком и поставить на хранение в темное и прохладное помещение. Помните, что главные враги резины — -это масло, бензин, мороз, жара, пыль и песок.
      Иногда, в особенности на гладком и скользком участке пути, а также в самый момент запуска модели колеса буксуют. Это можно устранить, если приклеить к ободу ведущих колес узкую полоску наждачной шкурки или резины.
      Готовую модель лучше всего покрасить эмалевой краской или нитрокраской. Всю модель, за исключением колес, можно выкрасить в зеленовато-серый или в серый цвет. Ободья колес окрасьте в черный цвет.
      При окраске модели надо следить, чтобы краска не попала в подвижные сопряжения — поэтому красить оси, подшипники и спирали не рекомендуется.
      Модель можно значительно упростить; так, например, оси можно выстрогать из дерева или бамбука. В таком случае колеса просто насаживают с клеем на конец деревянной оси и надобность в жестяных дисках отпадает.
      Не всегда удается достать фанеру, а иногда нет лобзиков или пилок. Оказывается, и тут можно наити выход — вырезать модель из картона (рис. 11). Она получится ничуть не хуже фанерной. Надо только выбрать картон потолще. Надстройка модели склеивается из трех или больше слоев, в зависимости от толщины и прочности картона, причем нижние края а наружных слоев надо отогнуть в сторону.
      Рама модели состоит из трех слоев картона. Прежде чем склеить все слои вместе, вставьте жестяные подшипники в вырезы среднего слоя. Таким образом, после склейки слоев подшипники оказываются надежно закрепленными.
      При сборке отогнутые края а надстройки приклеивают к раме. Колеса тоже можно сделать из картона, причем каждое колесо склеивается из трех-четырех картонных кружочков.
     
      САМОСВАЛ
      На строительстве не обойтись без автомобилей-самосвалов. Они привозят камни, щебень, гравий, вывозят вынутый грунт и т. д. Самосвалы обычно работают вместе с экскаватором. Экскаватор роет землю и высыпает ее в кузов самосвала, который отвозит ее к месту назначения. Тут с помощью специального гидравлического механизма, установленного на машине, передняя часть кузова поднимается и земля из него высыпается. Отсюда и название — самосвал. Самосвалы применяют также для перевозки угля и руды в карьерах, разрабатываемых открытым способом.
      Мотор 1, боковины 2, рама 3 (рис. 12), опоры кузова 4 и перегородка 6 (рис. 13) выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры, причем детали 2 к 4 изготовьте, в двух экземплярах. Затем к мотору 1 приклейте с обеих сторон боковины 2 и прикрепите мотор, а также обе опоры кузова 8 к раме 3 (рис. 14). Снизу к раме прибейте гвоздиками два подшипника из жести. Размеры и форма подшипников такие же, как у предыдущей модели.
      Рычаг 5 надо выгнуть из стальной проволоки диаметром 1,5 мм (рис. 15). Если проволока твердая и хрупкая, ее надо нагреть до 300 — 330° (она сделается светло-синего цвета). Затем проволоку охлаждают на воздухе. Положение рычага на модели понятно из рисунка 14.
      Выкройка кузова 8 дана на рисунке 16. Переведите ее на картон, вырежьте ножницами, согните по прерывистым линиям и склейте (рис. 17). К обеим сторонам кузова приклейте утолщения 9.
      Заднюю стенку кузова 10 тоже сделайте из картона и обогните верхний край ее вокруг проволочки 11 так, чтобы задняя стенка 10 могла покачиваться на этой проволочке. Концы проволочки закрепите в выступах ку зова.
      Кузов прикрепите к раме так, чтобы его можно было опрокинуть, высыпать груз и опять опустить. Для этого пришейте к днищу кузова матерчатую ленту 7 (см. рис. 14). Другой конец ленты оберните на клею вокруг перегородки 6 и затем вклейте перегородку между опорами кузова 4. Таким образом матерчатая лента будет служить шарниром.
      Если теперь повернуть наружный изогнутый конец рычага 5 (рис. 18), кузов опрокинется.
      Устройство и сборка ходовой части (колеса, оси) ничем не отличается от предыдущей модели. Зато резиновый двигатель устроен несколько иначе. Конец резиновой нити 12 (рис. 19) прикреплен к гвоздику 13, далее резиномотор перекинут через ролик 14, находящийся в передней части модели, и конец резины привязан к оси. Такое устройство почти что вдвое увеличивает длину ре-зиномотора, а чем он длиннее, тем пробег модели больше.
      Ролик 14 сделайте из катушки. Возьмите катушку из-под ниток, удалите ее среднюю цилиндрическую часть, а бортики склейте вместе, поместив в отверстие ролика отрезок карандаша, из которого выбит графит (рис. 20). Ролик крепится к раме гвоздиком, причем между рамой и роликом, а также с другой стороны ролика наденьте на гвоздик жестяные шайбочки.
      Модель покрасьте масляной или эмалевой краской в серо-зеленый, серый или темно-зеленый цвет. Особенно тщательно надо красить картонные детали, так как краска придает картону прочность.
     
      АВТОГРЕЙДЕР
      Грейдер — одна из наиболее распространенных дорожно-строительных машин. Он служит для выравнивания поверхности дороги или, как говорят, профилирования — придания проезжей части дороги выпуклого профиля.
      Надстройка 1 модели склеивается из двух половинок, выпиленных из 4 — 5-миллиметровой фанеры согласно рисунку 21.
      К кабине водителя приклейте с обеих сторон картонные боковины 2 (рис. 22).
      Два передних подшипника 3 (рис. 24) вырежьте из жести и прибейте гвоздиками к переднему выступу надстройки (рис. 25, а). Можно также приклеить подшипники клеем БФ-2 и обмотать место крепления слоем ниток (рис. 25, б), после чего нитки хорошенько пропитать клеем. Концы жестяных пластинок 4 также прикрепите клеем и нитками. Точно таким же способом прикрепите к деревянному брусочку 6 вырезанный из жести подшипник 5. После этого прибейте гвоздиками брусочек 6 к надстройке (рис. 25, а).
      Четыре колеса 7 выпилите из фанеры и прибейте в центре каждого колеса жестяной кружочек 8. В остальном сборка колес 7, осей 9, спиралей 10 такая же, как у предыдущих моделей.
      Устройство двигателя показано на рисунке 25, б.
      Один конец резиновой ленты 12 прикрепляется к гвоздику 11, а другой — к задней оси.
      Отвал 13 вырежьте из жести и изогните его, как показано на рисунке 23. Концы полосок просуньте в щель между надстройкой и серединой пластинок 4 (рис. 25, б). Такое крепление отвала дает возможность по мере надобности опустить его или поднять, а также поставить под не-Рис. 23. Отвал. обходимым углом.
      Рис. 24. Детали модели автогрейдера:
      3 — передний подшипник; 4 — пластинка; б — задний подшипник; 13 — отвал.
      Рис. 25. Процесс постройки модели автогрейдера
      Модель, за исключением отвала и колес, покрасьте в серый или серо-зеленый цвет. Отвал и колеса покрасьте черной краской.
      Дорожный каток применяют для укатывания грунта, щебня или асфальта на строящихся дорогах, площадях и стадионах. Катки бывают различные по величине: совсем маленькие для укатывания дорожек в парках и стальные громадины весом 10 — 15 тонн, применяющиеся на строительстве автомобильных магистралей.
      Попытаемся построить модель дорожного катка. Корпус 1 (рис. 28, а) склейте из двух кусков 4 — 5-миллиметровой фанеры, причем выхлопную трубу надо выпилить только у одной половинки. Вторую делают без выхлопной трубы. К бокам корпуса приклейте картонные пластинки 2. Крышу 3 вырежьте из жести, согните и прибейте мелкими гвоздиками (рис. 28, б). Из жести вырежьте также и подшипник 4, выгните его согласно вырезу в корпусе и прикрепите гвоздиками (рис. 28, а).
      Рис. 27. Детали дорожного катка:
      пластинка; 3 — крыша; 9 — рама резиномотора.
      Рис. 28. Процесс постройки модели дорожного катка.
      Передний каток сделайте из бумажной трубочки 6 (рис. 29). Можно воспользоваться бумажным патроном из-под фотопроявителя или фиксажа. Диаметр его должен быть примерно 35 мм. Концы трубочки закройте, вклеив фанерные кружочки 5. Готовый каток наденьте
      Рис. 29. Устройство переднего катка.
      на мягкую проволочку 7 диаметром 1 мм, с обоих концов поместите по спиральке 8 и загните концы проволочки 7 так, как это показано на рисунке. Отогнутые концы обмотайте ниткой, промажьте клеем и вставьте с натягом в отверстие, просверленное в передней части корпуса.
      Раму 9 (рис. 27), служащую для закрепления резиномотора, выгибают из 2-миллиметровой стальной проволоки. Один конец рамы продевают через отверстие в корпусе, после чего концы проволоки соединяют, обматывают тонким медным проводом и пропаивают (рис. 28).
      Задние катки состоят из двух фанерных кружков 11 с картонными ободками 12, прикрепленных к катушке из-под ниток 10 (рис. 30, а). Перед сборкой модели проткните катушку 10 в середине гвоздиком 13, а выступающие концы его опилите напильником.
      Задние катки прикрепите к раме 9 посредством резиномотора 14, состоящего из 6 — 8 нитей авиамодельной резины сечением 1 X 1 мм. Нити резины проденьте через катушку 10 так, чтобы по обе стороны гвоздика 13 легло одинаковое количество нитей. Концы их прикре- пите к рамке (рис. 30, б). Двигатель заводите, враЩяя рукой задние колеса и двигателя, в обратном направлении.
      Такого типа резиновый двигатель работает с очень небольшим трением. Поэтому нити его могут быть тонкими. Это дает возможность больше закрутить мотор и тем самым увеличить дальность хода модели.
      Автопогрузчик — это своего рода «стальной слон». Если надо погрузить или разгрузить тяжелые предметы или сложить их в штабеля, на помощь приходит автопогрузчик. Притом он не только поднимает груз, но и транспортирует его по строительной площадке. Для погрузки сыпучих материалов автопогрузчик взамен стальных «клыков» снабжают ковшом.
      Устройство модели автопогрузчика мало чем отличается от предыдущей модели дорожного катка. Кузов 1, угольники 3 и колеса 4 (рис. 31) выпиливают из фанеры, боковины 2 вырезают из картона, а подшипник 6 и диски 5 (рис. 31) из жести. Устройство передней оси и двигателя такое же, как на рисунке 30. Только у колес автопогрузчика отсутствуют картонные ободья. Сборка же задней оси ничем не отличается от модели экскаватора или самосвала. Общий вид модели показан на рисунке 31, а.
     
      АВТОПОГРУЗЧИК
      Рис. 32. Детали модели автопогрузчика
      Рис. 33. Автопогрузчик с ковшом.
      Модель можно оборудовать и ковшом из картона (рис. 33). Выкройку ковша не даем, сконструируйте ее сами.
     
      ЛЕНТОЧНЫЙ ТРАНСПОРТЕР
      Почти на каждой крупной новостройке работают ленточные транспортеры. Они подают кирпич, камни и различные сыпучие материалы на высоту первого-второго этажей, транспортируют грунт из котлованов, грузят строительный мусор на самосвалы. Длина ленточного транспортера обычно достигает 10 — 15 м, максимальная высота разгрузки — 4 — 5 ж, а скорость перемещения ленты 6 — 8 км в час.
      Постройку модели начинают с того, что выпиливают из 3 — 4-миллиметровой фанеры детали 1, 2, 4, 11 в двух экземплярах, а деталь 3 — в четырех (рис. 34).
      Рама состоит из двух частей — верхней и нижней, причем собирают их очень просто: в вырезы боковин 2 на клею вставляют распорки 3 (рис. 35, а). После этого к боковинам 2 приклеивают накладки 4. Опорные ролики 5 изготовляют из пяти одинаковых катушек не длиннее 32 мм. В каждую катушку вклеивают отрезок карандаша так, чтобы он с обеих сторон катушки выступал на 2 мм. Предварительно из карандаша надо удалить графит.
     
      МОДЕЛИ-МАКЕТЫ
     
      АВТОКРАН
      Автокраны применяются там, где груз надо поднимать не особенно высоко, например при строительстве одноэтажных и двухэтажных домов, кладке фундамента, различных погрузочно-разгрузочных работах, установке столбов и т. д. Автокран подвижен, может быстро перемещаться на значительные расстояния и, как только приехал на место, может сразу же приступить к работе. А это большое преимущество по сравнению с кранами других типов, которые на месте работы надо собрать и установить.
      Как показывает само название, автокран — это кран, установленный на шасси автомобиля.
      Построим и мы нашу модель по такому же принципу. С постройкой шасси автомобиля мы уже ознакомились, когда строили модель самосвала. Поэтому начнем описание сразу с постройки самого крана.
      Порядок сборки деталей 16, 17, 18 понятен из рисунка 41, а материалы указаны в списке, помещенном на стр. 40 — 41.
      Прежде чем прикрепить стенку машинного отделения 19 к угольникам 18, изготовьте семь роликов, состоящих каждый из двух жестяных дисков 22, приклеенных к фанерному диску 23 клеем БФ-2.
      Укрепите с помощью клея БФ-2 по ролику на оба вала 20 и вставьте их в соответствующие отверстья детали.
      Прежде чем установить кран на модели, надо изготовить для него поворотную платформу.
      Склейте три фанерных диска (детали 5 и 13 на рис. 40) и вбейте гвоздик 14 в средний из них. Прикрепите все три диска к раме так, чтобы они могли вращаться. Далее к раме прикрепите жестяную пластинку 4 и вставьте в ее отверстия вал 11. Один конец вала изогните в виде рукоятки. К валу привяжите нитку 15 и, вращая вал, намотайте на него 20 — 25 витков. После этого привяжите свободный конец нитки к гвоздю 14 и далее опять к валу 11. Если станете теперь вращать вал за рукоятку, то один конец нитки будет сматываться с него, а другой наматываться. Одновременно нить будет перемещать гвоздь 14 v поворачивать диски 5, 13.
      Удостоверившись, что поворотная платформа работает удовлетворительно, тщательно приклейте к ней кран, и модель готова. Общий вид ее показан на рисунке 42.
      Кран перемещает груз в горизонтальной плоскости, поворачиваясь всем корпусом, или в вертикальной, несколько приподнимая и опуская стрелу. Модель лучше всего окрасить в красный или желтый цвет.
      Рис. 42. Общий вид модели автокрана.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru