Фрагмент.
Для изменения теоретического чертежа надо, исходя из длины модели-прототипа и требующейся длины модели, определить переводной коэффициент. Так, например, если требуется теоретический чертеж модели длиной 1000 мм увеличить до длины 1300 мм, то переводной коэффициент будет равен 1,3. После этого надо поступать так же, как и для изменения масштаба теоретического чертежа, т. е. вычертить прямоугольник для проекции «корпус» со сторонами, увеличенными по Сравнению с прямоугольником чертежа-прототипа в 1,3 раза, перенести на него при помощи полосок бумаги ватерлинии, точки пересечения с ними шпангоутов и т. д., как это было указано в п. 2—10. Различие будет лишь в том, что высоты надстройки и фальшборта нужно оставить .лкнмп же, как и на чертеже-прототипе.
Для изменения чертежей общего вида можно рекомендовать изготовить угловую масштабную линейку, описанную- выше, у которой деления наклонной прямой будут во столько раз больше (или меньше) делений горизонтальной прямой, во столько раз надо увеличить
(или уменьшить) длину модели; в нашем примере в 1,3 раза больше. При длине горизонтальной прямой 500 мм длина наклонной прямой должна быть равна 500X1,3—650 мм (рис. 10).
Этой дпнейкон можно пользоваться при откладывании только горизонтальных размеров (например, длины и ширины) таких деталей модели, как надстроек, рубок, люков, подъемных кранов (вылетов) и т. п., горизонтальные размеры которых ернзаны с размерами судна. Вертикальные размеры надстроек и рубок, а также все. размеры дверей, иллюминаторов, шлюпбалок, леерных стоек, шлюпок, спасательных кругов и т. п. не изменяются, так как они не зависят от размеров корпуса.
Однако надо заметить, что изменение длины и ширины корпуса может потребовать некоторого изменения внешней архитектуры модели, например непропорционального переводному коэффициенту изменения горизонтальных размеров рубок, изменения высоты расположения ходовой рубкн над палубой, изменения числа шлюпок и др., что вполне допустимо. Необходимость таких изменений может появиться, если свободные площади на палубе стали слишком большими, если проходы стали уже наименьшей допустимой величины, если обзор из ходовой рубки стал слишком малым, если изменение длины корпуса влечет за собой изменение числа пассажирских мест и, следовательно, числа спасательных шлюпок и т. п.
При проверке вертикальных размеров многих деталей модели, как, например, надстроек и рубок, нактоузов, шпилей, леерпмх стоек и др., удобно пользоваться нарисованным в масштабе и вырезанным из бумаги шаблоном контура человека (рост человека следует (принимать равным 1,7. лг). Прикладывая такой шаблон к вычерченной детали, легко обнаружить допущенную в ее высоте ошибку.
Приступая к изменению масштаба чертежа или к изменению длины корпуса, следует помнить, что:
1. При изменении масштаба теоретического чертежа и чертежа общего вида все размеры должны быть изменены пропорционально требуемому изменению масштаба модели.
2. При изменении длины модели без изменения масштаба все размеры теоретического чертежа (кроме высоты показанных на нем надстроек и фальшборта) должны быть изменены пропорционально изменению длины модели. Горизонтальные размерь: деталей чертежа общего вида (кроме размеров деталей, ие зависящих от длины судна: шлюпок, дверей и др.) должны быть изменены пропорционально изменению длины модели. Горизонтальные размеры деталей чертежа общего вида (кроме вертикальных размеров деталей, зависящих от длинь. судна, мачт, труб и др.) не изменяются.
3. При изменении длины модели может встретиться необходимость изменения ее внешней архитектуры.
4. Изменение длины моделей-копий (например, модели крейсера «Аврора») без изменения масштаба не допустимо.
|