На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Юным мастерам. Шепелев А. — 1962 г.

Шепелев Александр Михайлович

ЮНЫМ МАСТЕРАМ

Рисунки И. Плеханова по эскизам автора. — 1962 г.


DJVU


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      С помощью советов, содержащихся в книге, ребята научатся выполнять всевозможные малярные работы и сумеют при необходимости окрасить в школе, пионерском лагере и дома ограды, стены, крыши, полы, двери, оконные переплеты и мебель, а также учебный и спортивный инвентарь. Кроме этого, они научатся правильно лакировать и полировать любые изделия из древесины.

СОДЕРЖАНИЕ

ЮНЫМ МАСТЕРАМ 3
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ 5
Связующие вещества для водных окрасочных составов — Связующие вещества для масляных окрасочных составов 6
Вспомогательные материалы 7
Пигменты — строительные краски 10
Краски 14
Готовые лакокрасочные материалы 17

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ 20
Назначение кистей и уход за ними —
Шпатели 26
Стальные щетки, скребки, стамески и ножи 27
Изготовление инструментов 28
Инвентарь 33

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОКРАСОЧНЫХ И ОГРУНТОВОЧНЫХ СОСТАВОВ 35
Известковые составы —
Клеевые составы 39
Масляные составы 42
Эмалевые составы 44
Эмульсионные составы 45

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ШТУКАТУРНОГО РАСТВОРА, ПОДМА-ЗОЧНЫХ И ШПАКЛЕВОЧНЫХ СОСТАВОВ 48
Штукатурный раствор —
Подмазки 49
Шпаклевки 50

ОКРАШИВАНИЕ 55
Варианты окраски
Работа кистями 57
Работа валиками 61
Окрашивание помещения известковыми и масляными составами 62
Окрашивание клеевыми составами 67
Подмазывание, шлифование и шпаклевание 70
Торцевание и флейцевание 72
Приспособление для вытягивания филенок 74
Окрашивание масляными и эмалевыми составами 75
Окрашивание оконных переплетов и дверей 76
Ремонт и окрашивание полов 78
Ремонт и окрашивание стальных кровель 80
Окрашивание фасадов деревянных рубленых домов 85
Окрашивание школьной мебели 87
Различные виды отделки поверхностей 92

ЛАКИРОВАНИЕ И ПОЛИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИИ 97
Материалы для прозрачной отделки —
Инструменты 100
Подготовка изделий к лакированию и полированию 102
Покрытие поверхностей восковой мастикой 107
Лакирование спиртовым лаком 109
Лакирование масляным лаком 111
Полирование 112
Располирование, или полирование по лаковым покрытиям 119 Окрашивание простой древесины прозрачными красителями под ценные породы 120
Протирание после окрашивания изделий прозрачными красителями 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



      ЮНЫМ МАСТЕРАМ
     
      Многим из вас нередко приходится принимать участие в строительных и ремонтных работах в школе, в пионерском лагере, на спортивной площадке, дома, на даче и т. п. Вы смело беретесь за малярную кисть и с увлечением готовы красить стены, крыши, полы, двери, оконные переплеты и парты. Но в какой последовательности необходимо выполнять эти работы, какие взять краски и кисти, как приготовить окрасочные составы?
      На все эти и многие другие вопросы, возникающие в процессе работы, и призвана ответить книга «Юным мастерам».
      До начала работы внимательно прочитайте нужный раздел книги, а еще лучше — всю книгу, и, возможно, не один раз, для того чтобы глубже усвоить последовательность предстоящей работы. Когда все станет ясно, приготовляют необходимые огрунтовочные, шпаклевочные или окрасочные составы и приступают к делу.
      Однако следует оговориться, что тем, кто никогда не держал в руках инструмент, нужно предварительно потренироваться. Для этого приготовляют окрасочный состав (мел с водой) и окрашивают кистью или валиком кусок фанеры, сухой штукатурки или какую-либо стену. После высыхания выполненной окраски ее осматривают и, если замечают, что имеются грубые полосы, пропущенные места, стыки краски и т. д., работу выполняют вторично, добиваясь получения ровной окраски.
      Шпаклевание изучают на куске фанеры или доски, приготовив для этого клеевую шпаклевку, мел и клей. Нанесенную шпаклевку осматривают, затем зачищают с помощью пемзы или шкурки.
      Только после тренировки и приобретения необходимых навыков приступают к выполнению намеченной работы.
      Чтобы получить высококачественную окраску, нужно соблюдать правильную технологию производства работ.
      Быстрый износ красочной пленки, потеря ею упругости, образование трещин на окраске чаще всего являются результатом неправильного выбора материалов, неравномерного нанесения слоев краски и применения крупномолотых пигментов.
      Если на красочной пленке появились пузыри и происходит ее шелушение, это говорит о том, что краска наносилась на недостаточно просушенное изделие или стену, на плохо очищенную от пыли и грязи поверхность или на непросохшую грунтовку и шпаклевку. Морщины на краске появляются потому, что она наносилась толстыми слоями.
      Масляную краску наносят на окрашиваемые поверхности очень тонкими слоями, лучше всего за два-три раза-Каждый последующий слой краски наносят только на хорошо высохший предыдущий.
      Если поверхности шероховатые, их хорошо зачищают и лишь после этого приступают к дальнейшей обработке-
      Оконные переплеты и двери, простоявшие хотя бы год неокрашенными, тщательно осматривают, очищают от пыли и грязи и только после этого приступают к подготовке их под окраску. Намокшие двери и оконные переплеты требуют длительной и хорошей сушки. Наносить краску на сырые поверхности — это значит напрасно затрачивать труд и материалы.
      Во время работы необходимо соблюдать осторожность.
      Категорически запрещается перегружать подмости, на которых приходится работать: от перегрузки они могут обвалиться.
      Работая на крыше, обязательно привязываются веревкой.
      Категорически запрещается выполнять работу с временных сооружений: бочек, фанерных ящиков и т. д. Дно бочки может проломиться, а ящик сломаться. Нельзя работать, становясь на радиаторы и умывальники.
      Шля малярных работ применяются различные материалы, как-то: пигменты (или сухие строительные краски), связующие вещества для водных и масляных окрасочных составов, готовые „ краски и вспомогательные материалы.
      Все материалы должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям. Только хорошее качество материалов и соблюдение правильной технологии выполнения работ могут обеспечить прочную окраску.
     
      СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ДЛЯ ВОДНЫХ ОКРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ
      Приготовляя окрасочный состав, в него вводят связующее вещество. Отвердевая в нанесенной тонкой пленке, оно связывает имеющиеся в составах мельчайшие крупинки мела и пигментов и тем способствует образованию твердой пленки, прилипающей к окрашиваемым поверхностям.
      К связующим веществам относятся различные материалы, обладающие клеящими свойствами.
      Животный клей бывает мездровый или костяной. Мездровый клей изготовляют из отходов и обрезков кожи, мездры и шкур животных, а костяной — из костей. Костяной клей — светлый, и его следует применять в светлых колерах (красочных составах); мездровый, как более темный, — в темных колерах, шпаклевках, подмазках и клейстерах для приклейки различных материалов к поверхностям.
      Для приготовления клеевого раствора клей варят. Перед варкой плитки клея следует раздробить, залип» водой и дать набухнуть в течение 12 часов. Варить клей
      необходимо в клеянках, которые состоят из двух сосу дов, вставляющихся один в другой. В наружном сосуде содержится вода, нагреваемая до кипения, а во внутреннем варится набухший клей. Лучше всего варить клей 10-процентной концентрации (1 часть сухого клея на 10 частей воды).
      Мука (ржаная, пшеничная и др.) применяется для приготовления клейстеров при наклейке обоев, а также в водных красочных составах. Чем тоньше помол муки, тем выше ее клеящие свойства.
      Высокими клеящими свойствами обладает мучная пыль. То же назначение, что и мука, имеет крахмал. Его изготовляют из картофеля, пшеницы, кукурузы, риса.
      Казеин — белковое вещество белого или желтоватого цвета, получаемое из молока. Казеин применяется для приготовления казеиновых красочных составов и шпаклевок. Приготовляют этот клей так: сухой порошок заливают водой комнатной температуры и переме шивают в течение 20 — 30 минут.
      Жидкое или водорастворимое стекло густая сиропообразная масса. Оно бывает натриевое и калиевое. Последнее применяется для приготовления силикатных красок, для чего 1 часть стекла разводят в I части воды.
      Строительная известь применяется в качестве связующего вещества для малярных составов в виде так называемого известкового молока. Его получают путем гашения комовой извести большим количеством воды (1 часть извести на 2 — 4 части воды). Для придания известковому составу большей прочности известь гасят в снятом молоке (обрате) или добавляют в состав небольшое количество поваренной соли (при работах в сухих местах).
     
      СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ДЛЯ МАСЛЯНЫХ ОКРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ
      В масляных окрасочных составах в качестве связующих веществ применяют различные олифы. Они бывают натуральные, полунатуральные и искусственные.
      Натуральную олифу варят из растительных
      масел (льняное, конопляное и др.) при температуре плюс 220 — 230° с добавлением сиккатива, который ускоряет в дальнейшем высыхание олифы. После высыхания олифа образует на поверхности эластичную пленку. Полное высыхание натуральной олифы должно заканчиваться в течение 24 часов.
      Цвет льняной олифы от светло-желтоватого до вишневого, а конопляной — от вишневого до темно-коричневого. Олифой темного цвета рекомендуется разводить окрасочные составы для темных колеров. Применяется эта олифа для наружной окраски металла и для окраски иолов.
      Полунатуральная олифа содержит в своем составе около 55% растительного сгущенного масла, разбавленного менее ценными, чем растительное масло, растворителями.
      К полунатуральным олифам относится широко распространенная олифа-оксоль. Применяют полунатуральные олифы для разведения густотертых масляных красок при выполнении внутренних и наружных работ.
      Искусственная олифа изготовляется из смол или минеральных масел путем термической (тепловой) и химической обработки. Такие масла при нанесении их тонким слоем обладают способностью отвердевать. Существуют различные виды искусственных олиф. Их применяют для неответственных окрасок.
     
      ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
      Для приготовления различных малярных составов применяют следующие вспомогательные материалы.
      Медный купорос представляет собой синие или темно-голубые кристаллы. На воздухе они быстро выветриваются, но качество их при этом не понижается. Купорос находит широкое применение для приготовления купоросных грунтовок.
      Раствор медного купороса следует хранить в деревянной посуде. Металлическая посуда от купороса быстро приходит в негодность.
      Сода каустическая, или едкая щелочь, применяется для удаления старой масляной краски и лаков При неосторожном обращении она сжигает кожу рук Во время работы с нею необходимо пользоваться спец одеждой, рукавицами и защитными очками.
      Сода углекислая — безводная и кристалличе ская — применяется для приготовления казеиновогб клея, промывки стекол и загрязненных поверхностей окрашенных масляной краской.
      Можно применять как ту, так и другую углекислую соду, но безводной соды вводят в состав в три раза меньше, чем кристаллической.
      Квасцы. В малярных работах в основном приме няют алюмокалиевые квасцы в виде бесцветных прозрачных кристаллов или белого порошка. Их употребляют взамен медного купороса для приготовления грунтовок под клеевые окраски, а также для придания большей вязкости казеиновым красочным составам и для других целей.
      Нашатырный спирт — летучая бесцветная жидкость, получаемая путем растворения аммиака воде. Применяется для приготовления казеинового клея, эмульсий и для промывки загрязненных (закопченных) поверхностей.
      Хозяйственное мыло находит в малярных работах широкое применение для приготовления купоросных и мыловаренных грунтовок, эмульсий, для мытья рук, инструментов и других работ. Мыло бывает твердое и жидкое. Жидкого мыла берут обычно вдвое больше, чем твердого.
      Воск бывает натуральный (пчелиный) и искусственный. Он применяется для приготовления казеиновых восковых эмульсий, матовых масляно-восковых колеров и для других целей.
      Смолы находят применение в приготовлении лаков. Их растворяют в различных растворителях и маслах. К естественным смолам относятся канифоль, копал, янтарь, сандарак, шеллак и др. Искусственные смолы (глифталиевые, перхлорвиниловые, полихлорвиниловые) заменяют собой дорогостоящие естественные.
      Сиккативы — растворители и разбавители, применяемые для растворения различных смол, разведения до рабочей консистенции (густоты) неводных красочных
      составов, для ускорения сушки таких составов и для других целей. К разнообразным растворителям и разбавителям относятся скипидар, бензин, керосин, сольвент-нафта, ацетон и др.
      Сиккативы ускоряют высыхание олиф и масляных красок. Они могут быть светлые и темные. Первые применяют в светлых колерах, вторые — в темных. От избытка сиккатива красочная пленка становится более хрупкой и быстрее разрушается.
      Скипидар — бесцветная жидкость со смолистым запахом. Он добавляется в масляные составы для разжижения их и ускорения высыхания. Скипидар в зависимости от очистки может иметь различную окраску.
      Бензин применяется в качестве растворителя для некоторых видов смол, для мытья рук и инструментов, загрязненных краской. Огнеопасен.
      Лаковый бензин (уайт-спирит) — бесцветная прозрачная жидкость, близкая по свойствам к бензину. Применяется для разбавления масляных красок взамен скипидара, а также для мытья инструментов. Огнеопасен.
      Сольвент-нафта — желтоватая жидкость со своеобразным запахом. Получается в результате переработки каменного угля. Хороший растворитель для асфальтовых лаков, искусственных олиф и других отде< лочных материалов. Огнеопасен.
      Ацетон — прекрасный растворитель для нитрокраски. Его получают в результате сухой перегонки древесины. Чрезмерно летуч и огнеопасен.
      Пемза естественная и искусственная в виде легкой пористой массы применяется для чистки прошпаклеванных поверхностей. Хорошая пемза не должна иметь посторонних включений, царапающих поверхность.
      Шкурка служит для той же цели, что и пемза. Ее можно изготовить самому. Для этого плотную материю или бумагу покрывают с одной стороны клеем и посыпают мелкодробленым наждаком, стеклом или острогранным песком.
      Лещадь представляет собой кусок высокопрочного (клинкерного) кирпича или каменной плиты из песчаника. Часто лещадью называют и обычный обожженный кирпич. Применяется для грубой зачистки поверхностей.
      Пигменты представляют собой красящее вещество в виде тонкомолотого порошка естественного или искусственного происхождения. Пигменты должны быть светостойкими и щелочестойкими, то есть не изменять свой цвет от воздействия света, щелочей и извести. Кроме этого, они должны обладать хорошей кроющей способностью. Чем выше кроющая способность, или укрыви-стость, тем меньше идет пигмента на окрашивание 1 кв. метра поверхности. В дальнейшем в книге укрывистость дается в граммах на 1 кв. метр окрашиваемой поверхности.
      Белые пигменты
      Мел — материал природного происхождения. В основном он применяется в молотом виде для приготовления клеевых, казеиновых, силикатных окрасочных составов, а также для приготовления замазок, шпаклевок и подмазок. Для малярных работ куски мела перемалывают. Чем тоньше помол мела, тем он лучше и тем выше качество выполняемых работ. Для шпаклевок мел должен быть совершенно сухим. Укрывистость мела 100 — 120 г.
      Белила бывают свинцовые, цинковые, литопоновые и титановые. Они применяются для приготовления масляных, эмалевых, эмульсионных и других окрасочных составов. Укрывистость в среднем 110 г.
      Черные пигменты
      Сажа — один из наиболее распространенных черных пигментов. Получают ее при сжигании различных масел, нефти, смол, дегтя, природного газа. Сажу применяют для приготовления масляных, эмалевых, клеевых и других составов.
      Укрывистость не более 20 г.
      Перекись марганца — земляной пигмент, приготовляемый путем помола марганцевой руды. Укрывистость не более 40 г. Применяется во всех окрасочных составах.
      Охру получают из глин, окрашенных окислами железа. Она бывает разных сортов. Для водных окрасочных составов применяют все сорта охры, для масляных — только высшие. Укрывистость в среднем 80 г. Охра — устойчивый во всех отношениях и дешевый пигмент.
      Крон свинцовый имеет оттенки от лимонного до оранжево-желтого. Изготовляется нескольких марок с различной укрывистостью — от 40 до 190 г. Кроны темнеют от действия сероводорода и краснеют от действия щелочи.
      Крон цинковый имеет ярко-желтый цвет. Устойчив во всех отношениях. Укрывистость в среднем 150 г. В основном его применяют в масляных и эмалевых окрасочных составах.
      Сиена натуральная является природным земляным пигментом с незначительной кроющей способностью. Применяется во всех окрасочных составах.
      Красные пигменты
      Сурик свинцовый — минеральный пигмент, несветостоек, темнеет от действия сероводорода. Применяется в масляных и эмалевых составах. В основном им окрашивают наружные металлические конструкции для предохранения их от ржавления.
      Сурик железный получают путем размола железной руды, содержащей не менее 75% окиси железа. В основном применяется для приготовления масляных красок, необходимых для окрашивания металлических поверхностей (это предохраняет их от ржавления), а также древесины, подверженной воздействию воды.
      Мумия искусственная получается от прокаливания различных заводских отходов, содержащих железный купорос. Обычно применяется для водных окрасочных составов. Укрывистость этого пигмента примерно 20 г. Кроме искусственной, имеется естественная мумия кирпично-красного цвета. Укрывистость ее приблизительно 30 г.
      Марс красный — искусственный железный пигмент ярко-красного цвета. Получают его путем прокаливания гидрата окиси железа. Укрывистость в среднем 15 г. Применяется марс красный во всех окрасочных составах.
      Киноварь бывает натуральная и искусственная. В малярных работах применяют лишь искусственную. Киноварь обладает большой красящей способностью. В нее добавляют различные наполнители: мел, известняк, мрамор. Укрывистость киновари с меловым наполнителем в среднем 100 г.
      Зеленые пигменты
      Медянка — пигмент минерального происхождения, голубовато- или сине-зеленого цвета. Применяется для окраски металлоконструкций, находящихся на улице. Малоукрывистый.
      Зелень цинковая является Смесью крона цинкового, лазури и наполнителей. Краска светостойкая, но нещелочестойкая. Укрывистость в среднем 60 г.
      Окись хрома — искусственный пигмент. Применяется во всех окрасочных составах. Укрывистость в среднем 40 г.
      Зелень свинцовая является смесью крона желтого и лазури. В зависимости от количества добавляемой лазури она бывает двух марок: «№ 1» и «№ 2». Первая имеет укрывистость 17 г, вторая — 28 г. Пигмент неще-лочестойкий.
      Синие пигменты
      Ультрамарин — минеральный пигмент синего цвета с различными оттенками. Малоукрывист. Применяется во всех окрасочных составах. При добавлении в известковые составы рекомендуется предварительно проверить его на щелочестойкость.
      Лазурь малярная — искусственный пигмент. Широко применяется для подцвечивания белых колеров. Используется в основном в масляных и эмалевых окрасочных составах. Лазурь имеет высокую красящую способность, но нещелочестойка.
      Умбра натуральная — минеральный земляной пигмент, обладающий большой укрывистостью — 40 г. Прокаленная на огне, умбра приобретает красновато-коричневый цвет и называется жженой умброй.
      Сиена жженая по своему характеру близка к охре. Малоукрывиста. Применяется в малярных работах, главным образом при разделке поверхностей под дуб и ясень.
      Все пигменты должны быть достаточно тонко размолоты.
      Согласно ГОСТу при просеивании на сите с 1600 отверстиями на 1 кв. сантиметр пигменты должны полностью просеиваться, а при просеивании на сите с 3600 отверстиями на 1 кв. сантиметр должно просеиваться 98% взятого количества.
      Перечисленные выше сухие пигменты применяются в клеевых, известковых, силикатных, масляных и эмалевых составах.
      В известковых составах следует применять только щелочестойкие пигменты, в противном случае они изменяют свой цвет.
      Проверить пигменты на щелочестойкость можно следующим образом.
      Наливают в стакан известкового молока, всыпают туда столовую ложку пигмента, затем все перемешивают и оставляют на трое суток. Через трое суток в другой стакан наливают такое же количество известкового молока и всыпают туда столовую ложку этого же пигмента. Затем пигменты в двух стаканах перемешивают и сравнивают их цвета. Если цвета пигментов в двух стаканах окажутся одинаковыми, пигмент щелочестойкий, если нет — пигмент нещелочестойкий, и его применять в известковых составах не следует.
      В малярных работах применяют также металлические пигменты. К ним относятся бронза золотистая и алюминиевая. Эти пигменты употребляют в основном в масляных, эмалевых и эмульсионных окрасочных составах.
      Пигменты, смешанные со связующим веществом и тщательно перетертые на краскотерке, называют красками.
      Краски бывают густотертые, требующие перед работой дополнительного разведения их теми же связующими, на которых они были растерты, и жидкотертые — готовые к употреблению.
      В масляные краски для ускорения высыхания добавляют сиккативы.
      Ниже приводится перечень наиболее часто применяемых в малярных работах красок.
      Белила свинцовые (очень тяжелые) идут только для наружных огрунтовок по металлу. Укрывистость в среднем 250 г.
      Белила цинковые используют для выполнения наружных и внутренних окрасок. Укрывистость в среднем 170 г. Они светостойки и не чернеют от воздействия сероводорода.
      Белила литопоновые находят применение для внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Для наружных работ в светлых колерах не применяются, так как они несветостойки. Укрывистость 170 г.
      Белила титановые применяют главным образом для кислотостойких окрасок. Белила светостойки и не темнеют от действия сероводорода. Укрывистость в среднем 190 г.
      Сурик железный применяется для наружных и внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость 35 г.
      Сурик свинцовый (очень тяжелый) следует применять только для огрунтовок наружных металлических конструкций. Укрывистость 200 г.
      Киноварь искусственная используется для внутренних окрасок по штукатурке и дереву. Для наружных работ не применяется как несветостойкая. Укрывистость 140 г.
      Крон оранжевый применяется для наружных и внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость от 80 до 190 г.
      Охра находит применение для наружных и внут-
      ренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость 190 г.
      Зелень свинцовая приготовляется двух сортов: один сорт для наружных, другой для внутренних окрасок. Зеленью окрашивают по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость 60 г.
      Зелень цинковая приготовляется двух сортов: один для наружных, другой для.внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость 70 г.
      Медянка применяется только для огрунтовки и окраски крыш из кровельной стали. Укрывистость в среднем 250 а.
      Окись хрома идет только для наружных и внутренних окрасок по металлу. Для окраски по штукатурке и дереву не допускается. Укрывистость 35 — 75 г.
      Зеленая краска употребляется для наружных и внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу Укрывистость 135 г.
      Зелень охристая применяется только для внутренних окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Для окраски по свежей штукатурке не применяется. Укрывистость 125 г.
      Крон желтый и лимонный, краска бежевая под слоновую кость применяются для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Для окраски по непросохшей штукатурке эти краски не применяются. Укрывистость от 110 до 190 г.
      Защитная и фисташковая краски хороши только для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость защитной 90 г, фисташковой 155 г.
      Лазурь (милори) применяется для подколеровки (подцветки) в наружных и внутренних окрасках по штукатурке, дереву и металлу. В известковых окрасках не применяется. Укрывистость 20 — 35 г.
      Синяя и голубая краски применяются для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Для окраски по непросохшей штукатурке они не применяются. Укрывистость 130 2.
      Умбра и мумия минеральные применяются для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость 68 — 80 г.
      Серая и черная малярные краски применяются для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Укрывистость серой краски 135 г, черной 30 г.
      Зная различные краски, следует иметь в виду, что не все их можно смешивать друг с другом, так как некоторые из них при этом б.ыстро теряют цвет.
      Нельзя смешивать белила цинковые с киноварью ртутной, баритовой желтой, цинковой желтой и лазурью.
      Белила свинцовые нельзя смешивать с белилами ли-топоновыми, киноварью ртутной, баритовой желтой, цинковой желтой и ультрамарином.
      Белила литопоновые нельзя смешивать с белилами свинцовыми, кроном желтым, зеленью свинцовой, окисью хрома, кобальтом фиолетовым. Белила титановые нельзя смешивать с лазурью.
      Киноварь ртутную нельзя смешивать с белилами цинковыми и свинцовыми, кроном желтым, зеленью свинцовой, окисью хрома и лазурью.
      Баритовую желтую нельзя смешивать с белилами цинковыми и свинцовыми, кроном желтым, зеленью свинцовой, окисью хрома, кобальтом синим, ультрамарином.
      Крон желтый нельзя смешивать с белилами литопо-новыми, киноварью ртутной, баритовой желтой.
      Цинковую желтую нельзя смешивать с белилами цинковыми и свинцовыми, кобальтом синим и фиолетовым и ультрамарином.
      Зелень свинцовую, окись хрома нельзя смешивать с белилами литопоновыми, киноварью ртутной, баритовой желтой, ультрамарином и лазурью.
      Кобальт синий нельзя смешивать с баритовой и цинковой желтой.
      Ультрамарин нельзя смешивать с белилами свинцовыми, баритовой и цинковой желтой красками.
      Лазурь (милори) нельзя смешивать с белилами цинковыми и титановыми, киноварью ртутной, зеленью свинцовой, окисью хрома и кобальтом фиолетовым.
      Кобальт фиолетовый не смешивают с белилами лито-поповыми и ультрамарином.
      В дополнение к готовым масляным краскам промышленность выпускает различные эмали и лаки.
      Эмали нитроглифталевые кистевые применяют для окраски различных деревянных и металлических изделий, не требующих высокой декоративной отделки. Эмали выпускаются разных цветов, а именно: белая, желтая, кремовая, бежевая, светло-коричневая, защитная, бирюзовая, темно-зеленая, голубая, красная, светло-серая, серая, черная и фисташковая.
      Укрывистость эмалей от 25 до 150 г. Эмали разбавляются растворителем № 649.
      Эмали общего назначения для внутренних работ. Эти эмали предназначены для окрашивания внутри помещений деревянных, металлических и оштукатуренных поверхностей, линкруста, но только не полов, так как эмалевые пленки очень быстро истираются.
      Эмали приготовляют на масляном и глифталевом лаках.
      Цвет их бывает разный, а именно: белая, под слоновую кость, кремовая, бежевая, песочно-желтая, желтая, оранжевая, светло-коричневая, темно-коричневая, защитная, бирюзовая, оливковая, темно-зеленая, светло-зеленая, голубая, темно-синяя, светло-синяя, сиреневая, бордо, вишневая, красная, розовая, светло-серая, серая, черная, фисташковая, цвет какао. Укрывистость эмалей от 25 до 165 г. Загустевшие эмали разбавляют уайт-спиритом или скипидаром.
      Эмали пентафталевые марки «ПФ» для наружных покрытий. Эти эмали бывают следующих цветов: белая, кремовая, голубая, вишневая, синяя, песочная, темно-песочная, желтая, светло-зеленая, серая, темно-зеленая, электрик, красная, черная, бежевая, светло-коричневая, коричневая. Укрывистость от 60 до 190 г. В случае загустения их разбавляют сольвент-нафтой, уайт-спиритом, скипидаром.
      Эмульсионные эмалевые краски (СЭМ) выпускаются одиннадцати различных цветов. До рабочей консистенции их разбавляют скипидаром, бензин-растворителем и сольвент-нафтой, вводимой в количестве не более 10%. Высыхают они за 24 часа, образуя матовую пленку. Кроме этих эмалей, имеются и другие.
      Лаки представляют собой растворы смол в растительных маслах или летучих растворителях (скипидар, спирт).
      Нанесенные на поверхность, они образуют прочную блестящую пленку, реже — матовую. Обычно их применяют для покрытия уже окрашенных поверхностей, а также для покрытия изделий, выполненных из натурального или мореного дерева.
      Изготовляют лаки светлые и темные. В зависимости от назначения различают: мебельные, половые, подма-зочные, кислотостойкие и тому подобные лаки. По виду лаки бывают спиртовые, масляные и др. Срок высыхания лаков от 3 до 48 часов.
      Нитролаки применяются для декоративной отделки деревянных изделий и поверхностей, окрашенных нитрокрасками. Высыхают они в течение часа.
      Лаки масляно-смоляные общего назначения. Лаки выпускаются различных марок. Буква «с» означает, что лак светлый, буква «т» — темный. Они предназначены для наружных и внутренних работ, для покрытия по масляным окраскам, дереву и металлу.
      Лак марки «4с» предназначен для внутренних покрытий по дереву светлых пород и по масляным окраскам светлых тонов, для покрытия мебели и для отделочных работ внутри помещения.
      Лак марки «4т» применяется для тех же целей, что и лак марки «4с», но только для покрытия темных пород дерева или темных тонов масляной окраски.
      Лак марки «5с» предназначен для наружных и внутренних покрытий по масляной окраске светлых тонов, по дереву светлых пород, а также для покрытия автома-щин, вагонов, мебели и отделочных работ внутри помещений.
      Лак марки «5т» применяется для тех же целей, что и лак марки «5с», но только для темных тонов или темных пород дерева.
      Лак марки «6с» применяется для наружных покрытий по масляной окраске светлых тонов и др.
      Лак марки «6т» — для тех же целей, но только по темным тонам.
      Лак марки «7с» применяется для неответственных покрытий по дереву и металлу, не подвергающимся атмосферным влияниям. Для той же цели применяется и лак марки «7т».
      Лак марки «8» обычно применяется как связующее для бронзовых и алюминиевых порошков. Употребляется для покрытия детских игрушек и отделочных работ внут ри помещений.
     
      ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ МАЛЯРНЫХ РАБОТ
     
      НАЗНАЧЕНИЕ КИСТЕЙ И УХОД ЗА НИМИ
      ля выполнения работ вручную применяются различные кисти. Изготовляют их из свиной или барсучьей щетины, иногда с добавлением конского волоса и разных видов трав.
      Лучшие кисти изготовляют из чистой щетины.
      Назначение и размеры кистей различны.
      Маховые кисти — кисти большого размера, весом 200, 300, 400 и 500 г (рис. 1 — 2). Щетинные кисти долговечны, удобны в работе, но весьма дороги. В целях экономии щетины кисти изготовляют из так называемого смешанного волоса, добавляя для этого в щетину от 15 до 50% жестких сортов конского волоса. Чтобы наружному слою кисти (по окружности) придать жесткость, кисть окаймляют 2,5 — 3-миллиметрозым слоем Самой длинной полухребтовой щетины.
      Маховые кисти поступают в продажу в готовом виде или в виде пучков волоса, которые требуют вязки, то есть обматывания шпагатом.
      Хороши такие кисти, волос которых укреплен в конусе-обойме. Волос хорошей кисти после сгибания немедленно выпрямляется, не оставляя при этом видимой кривизны.
      Кисти из смешанного волоса недолговечны, мало забирают краски и тем самым менее производительны. Кисти из чистого конского волоса служат очень плохо: быстро изнашиваются, теряют гибкость, мало забирают краски или колера, который не задерживается на волосе и стекает на пол, увеличивая потери. Работать такой кистью весьма затруднительно.
      Маховые кисти большого веса применяют для окрашивания стен, потолков, крыш и т. д. Более легкие кисти
      находят применение для окраски небольших поверхностей.
      Кисть с длинным волосом неудобна в работе, и ее следует обязательно подвязать шпагатом.
      Существуют различные способы вязки кистей. Мы познакомим вас с наиболее удобным, который дает возможность по мере износа волоса разматывать шпагат без нарушения крепости подвязанной кисти в целом. Вязку производят так (рис. 1 — 2). На крепкую палку длиной 30 — 50 см наматывают шпагат и на конце его делают петлю (один конец петли должен быть длиной 50 — 60 см). Надев петлю на волос, становятся на палку со шпагатом ногами и с силой наматывают шпагат на кисть, обматывая ее на 3Д длины. Одновременно обматывают и прижатый к волосу оставленный конец шпагата. До обмотки волос подравнивают, ударяя торцом кисти по ровной доске. Витки шпагата должны вплотную примыкать один к другому.
      Рис. 1 — 2. Маховая кисть и последовательность ее вязки.
      После обмотки шпагат
      отрезают, оставляя конец в 50 — 60 см у и делают петлю, располагая ее так, чтобы она была против ранее оставленного конца.
      Кисть весом 400 г имеет диаметр 60 мм. В процессе окрашивания она дает узкие мазки-полосы, требующие дополнительного разравнивания флейцем.
      Работая маховой кистью, приходится затрачивать много движений, значительно понижающих производительность труда. Чтобы повысить производительность примерно в три раза, рекомендуется применять специально изготовленные широкие побелоч-ные кисти.
      Побелочные кисти (рис. 3). Ширина их 200 мм толщина 45 — 60 мм, длина волоса 100 мм. Побелочную кисть изготовляют из 50% полухребтовой щетины и "50% жесткого конского волоса. Наружный рад пучков кисти набирают из полухребтовой щетины. Для этой
      Рис. 3. Побелочная кисть с держателем.
      Рис. 4. Кисть-макловица,
      Рис. 5. Ручники.
      кисти можно сделать специальный держатель, дающий возможность закреплять ее в любом положении.
      Макловицы (рис. 4) применяют тогда, когда нет побелочной кисти. По производительности они равны побелочной кисти.
      Изготовляют макловицы из лучшей щетины.
      Размеры щеток-макловиц бывают 80X150, 80X170 и 85X185 мм при длине щетины от 94 до 100 мм. Ручка макловиц крепится к колодке наглухо или на винтах. Работа мак-ловицей производится или со стремянки, или с пола.
      Побелочные кисти и макловицы лучше всего применять на клеевых и казеиновых окрасках. Работа, выполняемая побелоч-ными кистями и макловицами, не требует флейцевания.
      Ручники (рис. 5) — это небольшие кисти с короткой деревянной ручкой. Диаметр их бывает различен — 34, 42, 51, 59 мм; длина щетины от 58 до 76 мм.
      Ручники изготовляют из полухребтовой щетины: лучшие из белой, а обычные — из серой. Щетина вставляется в ручку различно. В одном случае она крепится в гнезде деревянной ручки, в другом — в металлической обойме и в третьем — в толстом металлическом кольце.
      Имеются ручники усовершенствованной конструкции с пустым, без щетины, пространством в середине. Щетина такого ручника лучше пружинит, и в него больше набирается краски. Это сокращает лишние движения маляра и способствует повышению производительности труда.
      Ручники применяют для окраски больших и малых поверхностей клеевой и масляной красками. До начала работы их волос подвязывают шпагатом так же, как и у маховых кистей.
      Для клеевых работ следует применять ручники с мягкой щетиной, закрепленной в металлических кольцах. Если крепление щетины произведено в ручнике с помощью клея, его нельзя применять в клеевых работах — щетина может отклеиться.
      Флейцы плоские кисти, изготовленные из высококачественной мягкой щетины, а еще лучше — из мягкого барсучьего волоса. Волос щетины закрепляют в металлической оправе, которую надевают на короткую деревянную ручку (рис. 6.). Ширина флейцев бывает 30, 50, 75, 100, 125 и 150 мм при толщине 7, 8, 10, 12 и 15 мм.
      Флейцы применяют для сглаживания неровностей краски, нанесенной ручником или маховой кистью. Во время работы флейцы должны быть сухими, для чего их периодически вытирают. Мягкая щетина или волос, проходя по свежеокрашенной поверхности, очень хорошо сглаживает все-неровности краски.
      Филеночные кисти изготовляют из более жесткой щетины, закрепленной в металлической оправе-патроне из белой жести. Эти кисти бывают круглые (диаметром от 5 до 20. мм) и плоские. Крепят их на деревянных ручках различной длины (рис. 7). Применяют филеночные кисти для окраски небольших поверхностей и таких мест, куда не проходит ручник, а также для вытягивания узких полос, называемых филенками.
      Ш е п е р к и бывают плоские и пальчиковые (рис. 8). Они изготовляются разной ширины из белой или серой щетины. Находят широкое применение в таких местах, где невозможно произвести окраску другими кистями. Шеперки применяют и для расхлестни — разделки поверхностей при окрашивании их под дерево и мрамор, а также для смахивания следов краски, оставленной кистью, то есть заменяют собой флейц.
      Торцовки изготовляют из хребтовой щетины. По форме они напоминают щетку (рис. 9). Длина колодки торцовки без ручки 160 и 210 мм, ширина 110 мм. Щетину ставят длиной 55 мм. Торцовки применяют для обработки свежеокрашенной поверхности под так называемую торцовку или шагрень.
      Во время работы торцовка должна быть чистой и совершенно сухой. Ею наносят равномерные удары ПО Рис 9- Торцовка,
      окрашенной поверхности, сглаживая тем самым неровности клеевой или масляной краски. Краску под торцовку следует приготовлять более густой, чем для обычных окрасок.
      Кисти разные. В зависимости от формы окрашиваемых поверхностей применяют разные кисти. Для окрашивания полов, например, можно применять и обычные половые щетки, изготовленные из жесткой щетины. Этими щетками можно также окрашивать различные большие поверхности, в частности крыши.
      Насадка маховых кистей на штырь и подготовка их к работе. После вязки шпагатом новые маховые кисти насаживают на штыри или круглые палки нужной длины диаметром 25 — 35 мм. Штырь должен быть хорошо остроган и прошлифован шкуркой. Один конец штыря заостряют на три-четыре грани. Чтобы конец штыря не разбухал при работе клеевыми красками и легче входил в крепко связанную кисть, его следует смочить олифой. Затем вставляют острие штыря в центр кисти и наносят по противоположному концу штыря удары молотком, надевая тем самым кисть на штырь. Штырь должен войти в кисть настолько, чтобы она не могла соскочить во время работы, то есть не более чем на V3 длины волоса кисти.
      Чистота окрашивания во многом зависит от того, как подготовлена кисть к работе. Жесткая щетина или волос кисти оставляет на поверхности грубые полосы. Это снижает чистоту окраски. Чтобы избежать этого, новые кисти до работы следует опустить на 45 — 60 минут в воду. От воды волос или щетина размягчается, набухает, увеличивается в объеме и хорошо уплотняется. Это предохраняет кисть от преждевременного выпадания из нее щетины или волоса. Мягкий, размоченный волос или щетина ровнее кладут клеевую или известковую краску на окрашиваемые поверхности. Если предстоит работа
      масляной краской, то намоченные кисти следует хорошо просушить. Однако подготовленные таким образом кисти все же могут оставлять некоторые полосы краски на поверхностях. Поэтому кисти следует еще раз обработать, то есть поработать ими 20 — 30 минут на грубой штукатурке, бетоне или кирпиче, смачивая их в воде. Полосы в основном оставляют отдельно выступающие волоски. При окраске грубошероховатых поверхностей волоски быстро подравниваются.
      Совершенно недопустимо производить выравнивание волосков кисти путем обжигания ее на огне, так как в этом случае сгорает наиболее ценная часть щетины — флажки. Обжигать можно только кисти из чистого конского волоса и травы, но делать это надо умело, быстро вращая кисть над слабым огнем.
      Можно, конечно, красить и неподготовленными кистями, но в первое время они будут работать не очень чисто. Особенно тщательно надо подготавливать кисти для клеевых красок.
     
      ШПАТЕЛИ
      Для нанесения и разравнивания по поверхности шпаклевки применяют шпатели (рис. 10). Они бывают металлические и деревянные.
      Металлические шпатели применяют для более чистой работы, то есть шпаклевания по металлу, очистки старой замазки, краски и т. д.
      Деревянные шпатели чаще всего применяют для нанесения и разравнивания шпаклевки преимущественно по дереву и штукатурке. Изготовляют шпатели из крепких пород дерева — березы, клена, бука. Ширина лезвия шпателей колеблется от 5 до 20 см, длина — от 15 до 18 см, толщина — от 0,5 до 1 см.
      Лезвия шпателей должны быть ровными и хорошо зачищенными. Для предохранения деревянных шпателей от коробления их пропитывают горячей олифой. По мере затупления и изменения формы концы шпателей периодически острят. Чтобы шпатели все же не коробились, их после каждого дня работы вставляют в паз между двумя сбитыми досками (рис. 11).
     
      СТАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ, СКРЕБКИ, СТАМЕСКИ И НОЖИ
      Иногда приходится очищать поверхности от клеевой краски и бумаги. Для этого применяют скребки, изготовленные из кровельной стали. Лезвие их не затачивают.
      Стальными щетками очищают металлические поверхности от загрязнений и ржавчины. Проволока, применяемая в щетках вместо щетины, бывает различной толщины и жесткости.
      Ножи применяют для разрезки щелей при подготовке к окраске деревянных поверхностей дверей, переплетов, полов и др., срубания старой замазки, засмолов, сучков и т. д. Стамески применяют для той же цели, что и ножи (рис. 13).
      Инструменты можно купить в магазинах хозяйственных товаров или строительных материалов. Если же по каким-либо причинам они там отсутствуют, их можно сделать самим.
      Шпатели легко изготовить из имеющейся сухой древесины твердых пород — березы, клена, бука и т. п. Сначала приготовляют тонкие дощечки; хорошо, с двух сторон, острагивают их; затем рисуют на них форму шпателя и вырезают его с помощью топора, пилы или ножа. Конец шпателя срезают на ус и хорошо притачивают, чтобы он был прямым. Все острые углы закругляют.
      ругой стали. Если нет специально для этой цели стали, используют двуручную пилу, нарубив из нее лезвия шпателей нужной формы. Затем к ним изготовляют и приклепывают хвостовики. Насаживают на хвостовики деревянные черенки-ручки. Концы лезвий также ста-
      чивают на ус под весьма пологим углом, что придает полотну шпателя гибкость.
      Кисти изготавливают из конского волоса или щетины. Конский волос лучше всего собрать в пучок нужного размера, связать его так, как вяжут маховые кисти, затем обрезать концы. Кисти делают также из мочала или морской травы.
      Если имеется щетина, лучше всего изготовить кисть в обойме. Для этого прежде всего изготовляют кольцо нужного диаметра из кровельной или более толстой (1 — 1,5 мм) стали, прочно склепывают его одной или двумя заклепками. Высота кольца должна быть 10 — 20 мм. Вслед за кольцом изготовляют ручку. Ее вы-строгивают из твердых пород дерева на конус, затем пропитывают олифой и сушат. Длина ручки от 200 до 300 мм, диаметр в самой толстой части для маховой кисти — 20 мм, для более тонких кистей — 10 мм. Для работы изготовляют также доску-оправку, просверливают в ней три сквозных отверстия диаметром 10, 15, 20 мм на расстоянии 40 — 50 мм одно от другого. Доску строгать не нужно. Она понадобится при забивке ручки в кольцо с волосом.
      Щетину отбирают одной длины, собирают в пучок такого диаметра, чтобы он плотно вошел в кольцо. Собранную щетину крепко связывают ниткой. Затем наливают в баночку олифу, масляный лак, столярный или казеиновый клей слоем толщиной 7 — 10 мм и опускают туда связанную щетину или волос тем концом, который будет вставляться в кольцо. Волос в баночке надо держать 5 минут, чтобы концы его хорошо смочились на высоту кольца.
      После смачивания пучок щетины или волоса помещают в кольцо, а острый конец ручки вставляют точно в центр пучка и вбивают ручку молотком. Как только конец ручки покажется из волоса, то есть с другой его стороны, кисть ставят на доску-оправку, вставляют конец ручки в меньшее отверстие и забивают ее дальше. Волос кисти приставляют к оправке для того, чтобы при забивании ручки он не выползал вместе с ней. Ручку забивают до тех пор, пока отверстие в доске-оправке не станет препятствовать дальнейшему ее прохождению. Тогда кисть переставляют на второе отверстие, диаметром 15 мм, а также забивают, а затем переставляют на третье
      отверстие и забивают до тех пор, пока ручка не перестанет входить в волос кисти.
      Толстый конец ручки, не вошедший в волос, срезают на уровне кольца. Ручка плотно прижимает волос к кольцу и сама хорошо держится в нем.
      Смоченные олифой, лаком и клеем концы волоса прочно склеиваются.
      Изготовленную таким образом кисть сушат 2 — 3 суток, подправляют концы волоса или щетины, и кисть готова для работы. На рисунке 14 показана кисть и ее детали.
      Кроме круглой кисти, можно изготовить кисть-макло-вицу. Для этого берут сухую доску толщиной 10 — 15, длиной 150, шириной 100 мм и расчерчивают ее на клеточки так, чтобы между линиями пересечения было расстояние 15 мм. По линиям пересечения сверлят сквозные отверстия диаметром 5 — 6 мм. Затем изготовляют тонкие клинья по количеству отверстий. В каждое отверстие вставляют пучок щетины, предварительно смочив его в олифе, лаке или клее, и забивают клин, прочно сжимая
      Рис. 14. Изготовление кисти: / — пучок волос; 2 — кольцо;
      3 — доска-оправка; 4 — ручка; 5 — положение ручки перед вколачиванием в пучок волоса; 6 — ручка вколочена до упора.
      щетину и удерживая ее в отверстии. Выступающие концы клиньев , срезают.
      Закрепив таким образом щетину в отверстиях доски, ее сушат 2 — 3 суток, а затем набивают на нее сверху деревянную колодку с отверстием посередине, в которое будет вставлена ручка.
      На рисунке 15 показана кисть и ее детали.
      Как быть, если нет конского волоса или щетины? Оказывается, можно использовать стриженую овчину или цигейку, устроив для работы меховой валик.
      Меховой валик представляет собой деревянный или металлический цилиндр диаметром от 40 до 50 мм, длиной от 10 до 250 мм, обтянутый цигейкой или бараньей овчиной, шерсть которых должна быть достаточно прочной и упругой, длиной не более 20 мм. Вместо овчины можно применять ворсистую капроновую ткань. Если волос окажется длинным, то его подстригают. Овчину или ткань сшивают в виде трубки (чулка), но такого диаметра, чтобы он плотно надевался на валик.
      В валике необходимо просверлить продольное сквозное отверстие для металлической оси. В деревянном валике отверстие делают на 5 мм больше, чем диаметр оси. На концы деревянного валика, то есть с его торцовых сторон, следует прибить две металлические пластинки с отверстиями по диаметру оси. Чтобы предохранить валик от соскакивания, на конце оси рекомендуется устроить резьбу и закреплять надетый валик гайкой с шайбой. Ручка валика может быть и длинной и короткой.
      Так как валик набирает много окрасочного состава, то для отжима излишков краски изготовляют отжимное
      Рис. 15. Изготовление прямоугольной кисти: / — доска с отверстиями; 2 — клин; 3 — закрепление волоса; 4 — готовая кисть.
      Рис. 16. Изготовление валика: 1 — общий вид мехового валика; 2 — ручка; 3 — деревянный валик; 4 — ванночка; 5 — сетка для отжима краски; 6 — ведро с сеткой.
      устройство в виде сетки, натянутой на рамке, или куска кровельной стали с часто пробитыми отверстиями. Для работы лучше всего изготовить квадратные ванночки. Отжимное устройство кладут в ванночку или в ведро. После того как валик смочат в колере, излишки его удаляют, проводя им по отжимному устройству. На рисунке 16 показан валик, его детали и ванночка.
      Валик оставляет после себя на окрашиваемой поверхности как бы крупную шагреневую фактуру.
      С помощью валиков можно грунтовать и окрашивать все виды поверхностей. Для работы клеевыми колерами волос может быть длиной 20 мм, при работе масляными колерами волос должен быть более коротким.
      Не рекомендуется применять валик для известковых составов, так как они быстро приводят его в негодность.
      Для окрашивания масляной краской столярных изделий необходимо сделать валики длиной по 100 — 150 мм.
      До начала работы валик необходимо выдержать 5 — 6 часов в воде, чтобы он равномерно наносил на поверхность окрасочный состав.
      После работы валики тщательно моют и сушат
     
      ИНВЕНТАРЬ
      Ведра, ушаты, кадки и другая посуда применяются для приготовления, хранения и переноски различных составов и колеров. Чтобы предохранить от ржавления ме-
      Рис. 17. Лестницы и столики: 1 — универсальная стремянка; 2 — лестница-столик; 3 — лестница с приставной площадкой; 4 — козелок.
      таллическую посуду, ее рекомендуется хорошо прокрасить масляной краской в два-три слоя. В неокрашенной посуде не рекомендуется замачивать сухие краски, мел или хранить клеевые колеры. Посуда, ржавея, изменяет цвета красок и колеров. Деревянная посуда в этом отношении много лучше металлической.
      Ковши, совки, сита, ящики и противни применяют для различных целей.
      Ковши бывают деревянные и металлические. Они служат для наливания грунтовок и колеров. Совки — для насыпания различных материалов.
      Сита используют для просеивания материалов и процеживания грунтовок и колеров. Для удобства работы их натягивают на круглое кольцо-обойму из мягкой стали или изготовляют квадратный ящик из дерева. Сито берут частое, такое, через которое цедят молоко. Вместо сита можно взять марлю или старый капроновый чулок.
      Ящики и противни, металлические или деревянные, используют для приготовления шпаклевок, подмазок и замазок. Размеры ящиков и противней бывают различными.
      В ремонтных работах широко применяют лестницы и столики (рис. 17). Лестницы независимо от конструкции и длины делают из здоровой и прочной древесины. Ступени обязательно врезают в тетивы лестницы. На концах тетив устраивают наконечники: резиновые для плиточных, каменных, паркетных и деревянных полов и металлические для земляных, асфальтовых и других поверхностей.
      Все лестницы и столики до начала работы осматривают и проверяют.
      При опирании лестницы на окна к ее концам прибивают доску, чтобы она перекрывала весь оконный проем и опиралась концами на коробку или бруски оконного переплета.
     
      ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОКРАСОЧНЫХ И ОГРУНТОВОЧНЫХ СОСТАВОВ
      режде чем приступить к окрашиванию поверхностей, необходимо хорошо познакомиться с техникой приготовления различных окрасочных составов, или колеров, а также с приготовлением специальных составов — грунтовок и эмульсионных разбавителей. Наиболее распространенными окрасочными составами являются известковые, клеевые, масляные и эмалевые.
     
      ИЗВЕСТКОВЫЕ СОСТАВЫ
      Известковые составы можно применять для окрашивания как внутри помещений, так и снаружи кирпичных, бетонных и деревянных поверхностей. Несмотря на дешевизну и повсеместное распространение, известковые составы имеют существенный недостаток. Являясь едкой щелочью, известь изменяет цвет многих красок, а это ограничивает их применение. Кисти быстро выходят из строя, так как волос высушивается щелочью, ломается и остается на окрашиваемых поверхностях.
      Известковые окрасочные составы приготовляют из извести и воды с добавлением для подцветки сухих красок, или пигментов. Чтобы придать известковым составам большую прочность, в них добавляют алюмокалиевые квасцы, поваренную соль, снятое молоко или олифу.
      Приготовляют окрасочный состав так. Берут известковое тесто и разбавляют его водой или молоком, чтобы получить состав в виде жидкой сметаны. Состав перемешивают и процеживают через сито.
      Если нет известкового теста, его можно приготовить самим. Для этого надо взять известь-кипелку (комовую известь) или известь-пушонку (известь в порошке), по-
      ложить в посуду и залить водой из расчета 1 часть комовой извести на 3 — 4 части воды или 1 часть пушонки на 2 части воды. Через 15 — 30 минут известь начинает гаситься, выделяя пузырьки и пар. В процессе гашения ее перемешивают до однородного (сметанообразного) состояния. Процесс гашения длится 20 — 30 минут.
      Процедив через частое сито гашеную известь, ее разбавляют водой до нужной густоты, получая белыйокра-сочный-состав. Если же гашеная известь будет храниться долго, то она превратится в известковое тесто, так как часть воды испарится. В некоторых случаях неиспарив-шуюся воду сливают.
      В процессе гашения извести в нее добавляют для прочности молоко или до 5 — 10% олифы, квасцы или соль (что-либо одно). Во время гашения известь тщательно перемешивают, а затем процеживают через частое сито. Если состав густ, его разводят водой. Краску (или краски) для получения так называемого колера замачивают в воде (заливают водой, перемешивают), выдерживают не менее 24 часов (больше — лучше), процеживают через сито и в жидком состоянии или в виде пасты добавляют в известковый состав в таком количестве, какого цвета требуется получить колер.
      Колер нужного цвета не всегда удается приготовить из одной краски, поэтому применяют краски двух-трех цветов. Во всех случаях из них нужно приготовить пасту.
      В посуду с налитой известью вливают разведенную водой красочную пасту и все хорошо перемешивают После добавления пасты делают выкраску, чтобы определить цвет колера. Для этого берут небольшой кусок стекла, покрывают его с помощью кисточки приготовленным колером и просушивают над огнем свечи, керосинки, электроплиты, газовой плиты и т. д. Стекло, нагреваясь, быстро сушит нанесенный колер. По высохшему колеру определяют его цвет. Если колер соответствует нужному цвету, его оставляют в таком виде и приступают к окраске. Если же он окажется сильно окрашенным, в него добавляют белый колер, а если цвет оказывается не отвечающим назначению, в него добавляют разведенную красочную пасту. Таким образом, добавляя пасту одного или нескольких цветов и делая выкраску, можно подобрать колер нужного цвета.
      Сухой пигмент сыпать в известковый состав не рекомендуется, потому что он плохо перемешивается, а главное, отдельные его крупинки могут растушевываться под кистью, оставляя на поверхности полосы.
      Следует еще раз напомнить, что известь, являясь едкой щелочью, ограничивает применение разных пигментов. Поэтому известковые окрасочные составы чаще всего бывают белыми.
      Если для прочности состава в него добавляют соль или квасцы, их рекомендуется заранее растворить в воде и вливать в кипящую известь или в известковое молоко.
      Известковый окрасочный состав или колер приготовляют по различным рецептам.
      Колер с поваренной солью
      Известковое тесто густое . 1000 а
      Соль поваренная . 30 г
      Пигмент по потребности, в среднем около 130 а Вода до рабочей консистенции (густоты), в среднем около 3,5 л
      Известковое тесто разводят в 1,5 — 2 л воды, затем добавляют в него растворенную в воде поваренную соль, плету и, подливая воду, доводят состав до нужной густоты.
      Густота известковых клеевых колеров определяется практически следующим образом. Если колер хорошо, без пропусков, окрашивает гладко выстроганную палку и стекает с нее ровной струей, густота его достаточна. Лучше всего палку окрасить масляной краской темного (черного) цвета и высушить. Если колер не плотно покрывает палку и местами образуются просветы, значит, он жидковат, и в него следует добавить мел или меловую пасту, а если густ — воду.
     
      Известь-кипелку заливают 3 л воды. Как только она закипит, в нее добавляют олифу и все перемешивают до однородного состояния. Затем добавляют краску в виде пасты, еще раз все перемешивают и процеживают через сито.
      Количество материалов дается в среднем. В одном случае потребуется больше воды или пигмента, в другом — меньше. Это зависит от качества материалов.
      На 10 кв. метров окрашиваемой поверхности требуется в среднем извести-кипелки 1700 а, пигментов сухих 40 а, соли поваренной или квасцов 50 а, или олифы 80 а.
      Приготовленным окрасочным составом можно сразу же красить. Надо только иметь в виду, что каменные, кирпичные, деревянные и оштукатуренные поверхности бывают неоднородны по своей пористости. Там, где больше пор, поверхность сильнее впитывает колер, и окраска становится более плотной; там же, где меньше пор, поверхность слабее впитывает колер, и окраска получается менее плотной. После окрашивания поверхности выглядят неоднородными. Чтобы избежать этого, необходимо закрыть поры специальным составом — грунтовкой. Грунтовка выравнивает поверхность и придает ей способность одинаково во всех местах впитывать колер. Кроме того, к ней лучше пристает окрасочный состав.
      Грунтовки под известковые окраски могут быть теми же известковыми составами, но более жидкими.
      Можно приготовить и специальный огрунтовочный состав под названием «грунтовка-мыловар». Эта грунтовка пригодна также и под клеевые окраски
     
      Мыло режут в Виде тонких стружек, кладут в посуду, заливают горячей водой и тщательно перемешивают до полного растворения. Затем вливают в мыльную воду олифу и еще раз тщательно перемешивают до получения однородной мыльно-масляной эмульсии без плавающих на поверхности следов масла.
      Известь гасят в отдельной посуде, заливая ее 1,5 — 2 л
      воды. Во время гашения в известь вливают приготовленную мыльно-масляную эмульсию и все тщательно перемешивают. После гашения в тесто льют воду до получения грунтовки нужной густоты и затем процеживают ее через сито. Указанного количества материалов достаточно для огрунтовки 10 кв. метров поверхности.
      Вместо извести-кипелки можно брать известковое тесто из расчета 1000 г теста на 50 г олифы и 60 г мыла.
     
      КЛЕЕВЫЕ СОСТАВЫ
      При внутренней окраске сухих помещений весьма широко применяют клеевые окрасочные составы. Они прочно держатся на кирпичных, деревянных, картонных и оштукатуренных поверхностях.
      Клеевые окрасочные составы приготовляют из мела, воды и клея, который добавляют для того, чтобы предотвратить осыпание мела. В этих составах нет ни кислот, ни щелочей. В них можно добавлять любые пигменты.
      Для окрашивания 10 кв. метров поверхности требуется мела 2000 г, клея малярного 50 г, пигментов от 100 до 20 г.
      Для так называемой заклейки колера, предохраняющей окрасочный состав от осыпания, лучше всего применять клеевой раствор 10-процентной крепости, то есть 100 г клея варят в 1 л воды.
      При заклейке колера клей следует вливать в состав в таком количестве, чтобы колер был немного недоклеен. От переклейки он оставляет на поверхностях мраморовидные пятна и полосы.
      Заклейку колера проверяют одновременно с определением его цвета. Если от легкого трения по колеру на сухом пальце остаются небольшие следы мела, значит, он заклеен правильно; если следы не остаются, значит, заклеен сильно, и требуется добавка воды и меловой пасты; если следы остаются очень сильные, то колер заклеен слабо.
      Необходимо знать, что при вливании горячего клея в колер последний сперва густеет, а затем несколько раз-
      жижается. При окрашивании потолков колер рекомендуется заклеивать весьма слабо.
      Рассмотрим теперь приготовление клеевых окрасоч ных составов.
      Мел сыплют в воду и тщательно перемешивают. Ультрамарин заливают водой, перемешивают, процеживают, вливают в белый колер, тщательно все перемешивая, затем добавляют приготовленный клей и еще раз тщательно перемешивают и разбавляют колер водой до нужной густоты.
      Мел в чистом виде имеет желтоватый оттенок. Чтобы придать ему белизну, в него и добавляют ультрамарин.
      Нормальная густота колера получается примерно из 1 весовой части мела и 40% воды, взятой от количества мела. Чем суше мел, тем больше требуется воды, и наоборот. Мел лучше всего применять не сухой сеяный, а в виде пасты. Для этого сеяный мел насыпают в посуду, заливают водой и все перемешивают. Чем больше размокает мел, тем лучше. Через двое-трое суток мел тщательно перемешивают и процеживают.
      Колер можно приготовить и из сухого мела, то есть насыпать его в воду, перемешать, добавить пигменты, процедить, но качество такого окрасочного состава будет невысоким: отдельные нерастворившиеся крупинки мела, попадая на окрашиваемую поверхность, сделают ее шероховатой. Если же применяется паста, подобные явления наблюдаются очень редко.
      Путем смешивания пигментов можно получить различные колеры, но лучше пользоваться специальной колерной книжкой, в которой содержатся рецепты колеров с указанием красок и их количества.
      Вот рецепты некоторых колеров.
      На 1000 г мела рекомендуется брать пигменты в следующем количестве (в граммах): для колера апельсинового цвета — крона желтого 500, киновари 300; для вишневого цвета — марса красного 1000, киновари 200; для голубого цвета — ультрамарина 250; для зеленого цвета — крона желтого 200, лазури 50; для сиреневого цвета — марса красного 200, ультрамарина 75.
      Для металлических поверхностей клеевые колеры не пригодны, так как от них быстро ржавеет металл.
      Клеевые окрасочные составы наносят на огрунтован-ные поверхности. Для них подходит также грунтовка-мыловар, но более широкое применение находят так называемые купоросные грунтовки, которые совершенно не действуют на цвет пигмента, не разрушают волоса кисти и оставляют на поверхности тонкую пленку, хорошо закрывающую промоченные, сильно закопченные и другие места.
      Приготовлять купоросные грунтовки необходимо в деревянной или эмалированной посуде и лишь в крайнем случае в металлической, но окрашенной масляной краской в два-три слоя. Это делают потому, что металлическая посуда быстро разрушается купоросом: обычно оцинкованная посуда приходит в негодность через 2 — 4 дня, а неоцинкованная — гораздо раньше. Закрашенная посуда выдерживает более длительное время, так как краска предохраняет металл от разрушения.
      В деревянную или эмалированную посуду наливают 1 л кипящей воды и растворяют в ней медный купорос В отдельной посуде путем кипячения растворяют в 0,5 л воды клей. В кипящем растворе клея растворяют мыло (его лучше растворить отдельно), а затем постепенно добавляют олифу, тщательно все размешивая до получения так называемой эмульсии. В полученную эмульсию при постоянном перемешивании вводят тонкой струей раствор медного купороса, затем массу охлаждают, вливая немного холодной воды, после этого вводят мел и добавляют воду до нужной густоты. Получается однородпая зеленовато-голубоватая жидкость, которая и называется купоросным грунтом или грунтовкой. Приготовленного количества грунтовки достаточно для огрунтовки 10 кв. метров поверхности.
      Необходимо помнить, что сыпать мел в горячую грунтовку нельзя, так как он пенится и выливается из посуды. Вместо купороса можно взять двойное количество алю-мокалиевых квасцов. Приготовленную грунтовку процеживают через частое медное сито, марлю или капроновый чулок.
      Мел добавляют в грунтовку для того, чтобы смягчить ее. Если не добавить мела, то колер будет с трудом ложиться на огрунтованную поверхность.
      Олифа же придает эластичность образуемой пленке. Без олифы пленка может быть настолько сухой, что после высыхания начнет трескаться. Увеличение количества олифы на 10 — 25 г сверх указанного в рецепте не ухудшает, а, наоборот, улучшает качество грунтовки, но в то же время ведет к перерасходу олифы.
      Приготовляя грунтовки, надо помнить, что нельзя лить в купорос одно мыло без олифы, так как оно будет свертываться.
      Чтобы приготовить более крепкую грунтовку, надо брать на одно и то же количество воды больше купороса. Часто грунтовки делают с подцветкой, то есть добавляют в них краски такого цвета, какой будет иметь колер. Окрашивание по подцвеченной грунтовке много ровнее, чем по обычной.
     
      МАСЛЯНЫЕ СОСТАВЫ
      Масляные окрасочные составы чаще всего применяют для окрашивания стен, полов, переплетов, стальных (железных) крыш-кровель, мебели и т. д. Масляная краска надежно предохраняет окрашенные поверхности от ржавления.
      Масляные составы приготовляют в виде готовых к употреблению красок или в виде густотертых красок, которые требуют разведения олифой. Олифу добавляют в таком количестве, чтобы получить колер нормальной густоты. Как густые, так и жидкие составы малопригод-
      ны для работы: жидкая краска стекает, а густая, наоборот, ложится толстым слоем и морщится.
      Количество вводимой олифы в густотертые краски зависит именно от густоты краски. Определить густоту окрасочного состава лучше всего так. Берут кусок чистого сухого стекла и капают на него краску. Затем стекло ставят вертикально и дают возможность капле стечь. Длина потека капли должна быть в пределах 35 — 50 мм. Нормально приготовленный колер после нанесения его на поверхность должен растекаться по ней, сглаживая штрихи от кисти. Если штрихи исчезают раньше 10 минут, значит, колер жидкий, позже 15 минут — густой.
      В жидкие кодеры добавляют густотертую краску, в густые — олифу до получения нужной густоты. В среднем на 1 кг густотертой краски требуется 500 г олифы.
      Чтобы масляные окрасочные составы стали несколько жиже и быстрее высыхали, в них добавляют скипидар, сиккатив или другой разбавитель. Однако следует помнить, что добавление различных растворителей, ускоряющих сушку, снижает качество масляной пленки: она теряет эластичность, становится более хрупкой и быстрее приходит в негодность.
      Чтобы получить колер нужного цвета, масляные краски разбавляют олифой до рабочей густоты. Затем в основную по цвету краску добавляют, тщательно перемешивая, другие, но в небольшом количестве. Таким образом можно подобрать любой колер. Полезно знать, что масляные краски, высыхая, не изменяют своего цвета, так что пробу колера на высыхание делать не приходится.
      В масляных красках или колерах могут быть отдельные сгустки, мешающие получению равномерной окраски. Поэтому приготовленные составы процеживают через частое сито, протирая их шпателем. Оставшиеся на сите сгустки собирают, растирают веселкой о стенки посуды, добавляют олифу и применяют для окраски.
      Приготовленные масляные краски или кодеры можно прямо наносить на поверхности. Однако качество окраски будет гораздо выше, если поверхности проолифлены или огрунтованы. Для проолифки и огрунтовки применяют олифу, в которую добавлены сухой пигмент или тертая краска. Их добавляют для того, чтобы видеть, нет
      ли пропущенных мест. Проолифливают чаще всего новые, впервые окрашиваемые поверхности.
      По нанесенной шпаклевке перед окраской производят огрунтовку. Грунтовку приготовляют из олифы и краски того же цвета, каким будет выполняться окраска.
     
      Проолифку и грунтовку приготовляют так. В олифу добавляют краску и все тщательно перемешивают. Если грунтовку невозможно приготовить из одной краски, то приходится добавлять в олифу две, а иногда и три краски нужного цвета.
     
      ЭМАЛЕВЫЕ СОСТАВЫ
      Массовое распространение получили эмали общего назначения. Эмалевые краски поступают в продажу в готовом к употреблению состоянии в банках разного веса. Эмалевые составы широко применяются для окрашивания древесины, штукатурки и металла, но ими нельзя окрашивать такие конструкции, которые нагреваются выше 35°.
      Эмалевые краски бывают разных марок. Краску марки «КО» растворяют скипидаром, а марки «ФО» — сольвентом. Имеющаяся в продаже эмалевая краска марки «СЭМ» применяется только для окрашивания древесины и оштукатуренных поверхностей внутри помещений. Эмалевая краска № 24 стального цвета применяется для окрашивания оконных переплетов и дверей снаружи.
      Необходимо помнить, что загустевшие эмалевые краски марки «СЭМ» разбавляют до рабочей густоты скипидаром, лаковым бензином или сольвент-нафтой, которых добавляют не более 10% к весу взятой краски.
      Для замены олифы строителями К. А. Ивановым и С. Т. Дементьевым был предложен полноценный заменитель, называемый эмульсионным разбавителем. Его применение позволяет экономить до 50% олифы. Эмульсионный разбавитель настолько прост, что его можно приготовить в любых условиях.
      Берут 1 кз негашеной извести-кипелки, кладут ее в отдельную посуду и заливают 10 л воды. В воду добавляют 100 г поваренной соли (10 г соли на 1 л воды). Соль лучше всего растворить в 1 л воды, а известь гасят в 9 л воды. Как только известь, залитая водой, начнет гаситься, в нее вливают воду с растворенной солью. Известь при гашении тщательно перемешивают и оставляют на 2 — 3 суток для полного гашения и отстаивания. За это время гашеная известь осядет на дно, а прозрачный раствор, называемый щелочью, останется на поверхности. Щелочь сливают в другую посуду, добавляют на каждый литр щелочи 50 г тонко просеянного мела и получают так называемую суспензию. Мел добавляют для того, чтобы щелочь легко перемешалась (заэмульсировалась).
      Олифу наливают в посуду, затем льют в нее тонкой струей суспензию и тщательно все перемешивают в течение 15 — 20 минут. После перемешивания получают однородную жидкость в виде густой сметаны, окрашенной в кремовый или желтый цвет, что зависит исключительно от цвета взятой олифы. Эта жидкость и называется эмульсионным разбавителем.
      Если нет извести-кипелки, применяют известковое тесто. На 1 л известкового теста берут 3 л воды, тщательно все перемешивают и оставляют на трое суток для отстоя. Отстоявшуюся щелочь сливают и добавляют мел из такого же расчета, как указано выше.
      Эмульсионный разбавитель для разведения масляных красок приготовляют на натуральной олифе или олифе-оксоль по следующим рецептам.
      Рецепт № 1
      ...
      Эти составы приготовляют так. Прежде всего в эмульсионный разбавитель вводят сухой пигмент или густотертую масляную краску для подцвечивания, все тщательно перемешивают и только после этого вводят растворитель — скипидар. Еще раз все тщательно перемешивают и затем процеживают через частое сито.
      Во время проолифки этим составом, который называется эмульсировкой, на поверхности сначала появляется светлый пенистый налет, который исчезает через 4 — 5 часов, и поверхность принимает обычный вид. Через 30 часов, когда эмульсировочная пленка достаточно высохнет, можно приступить к окрашиванию поверхности масляной краской или шпаклеванию.
     
      Для приготовления шпаклевки в эмульсионный разбавитель тонкой струей вливают клеевой раствор, все тщательно и быстро перемешивают до однородной массы. Затем в эту массу небольшими порциями добавляют при тщательном перемешивании мел и получают шпак-
      левку нужной густоты. Ее применяют для шпаклевания стен, дверей и переплетов, находящихся внутри помещений.
      Колер масляный на эмульсионном разбавителе
      Эмульсионный разбавитель .» 600 г Густотертая масляная краска , 400 г
      Колер приготовляют следующим образом. В масляную краску добавляют тонкой струей эмульсионный разбавитель, все тщательно перемешивают до получения однородного, без сгустков, окрасочного состава.
      Количество эмульсионного разбавителя может меняться, что зависит от густоты масляной краски.
      Если требуется продлить срок службы масляной окраски, ее необходимо покрыть масляным лаком, который к тому же придает окрашенным поверхностям блеск. Покрывать лаком надо только совершенно сухие поверхности. Свежую окраску перед покрытием лаком надо просушить: летом не менее о дней и зимой не менее 12 дней.
      Сушка нужна для того, чтобы и? нанесенной краски улетучились все вещества, отрицательно влияющие на поверхность лаковой пленки и ее блеск.
      Зная способы приготовления различных огрунтовоч-ных и окрасочных составов, приступают к окрашиванию. Но прежде необходимо устранить имеющиеся на поверхностях трещины и шероховатости. Для этого приходится или подмазывать их штукатурным раствором, или производить шпаклевание.
     
      ПРИГОТОВЛЕНИЕ ШТУКАТУРНОГО РАСТВОРА, ПОДМАЗОЧНЫХ И ШПАКЛЕВОЧНЫХ СОСТАВОВ
      ак мы уже говорили, для исправления различных дефектов на подготовленных для окрашивания поверхностях применяют штукатурные растворы, подмазки, а для того чтобы шероховатые поверхности сделать более гладкими, применяют шпаклевку. Растворы, подмазки и шпаклевки приготовляют по разным рецептам.
     
      ШТУКАТУРНЫЙ РАСТВОР
      Под известковые окраски чаще всего применяют обычные штукатурные растворы, приготовленные из известкового теста и песка.
      Штукатурный раствор
      Известковое тесто 1 часть
      (по объему)
      Песок сеяный (желательно мелкий) 2 — 3 части
      (по объему)
      Для приготовления раствора в известковое тесто сыплют песок и все тщательно перемешивают до получения однородной массы. Если раствор сильно прилипает к мешалке, которой его перемешивают, значит, он жирный, и в него надо добавить песок. Если раствор не пристает к мешалке, то в него следует добавить известковое тесто. Нормальный раствор лишь слегка прилипает к мешалке.
      Приготовленным раствором замазывают имеющиеся дефекты на штукатурке. Если требуется ускорить схватывание (затвердевание) раствора, в него добавляют гипс. Для этого берут 1 часть гипса (не более двух гор-
      стей) и разводят в воде до густоты сметаны, быстро и тщательно перемешивая, затем добавляют туда 2 — 3 части известково-песчаного раствора, еще раз все тщательно и быстро перемешивают и тут же употребляют в дело. Быстрота нужна для того, чтобы не дать возможности гипсу затвердеть до употребления. Гипс схватывается через 4 — 5 минут. Для замедления схватывания гипса раствор приготовляют не на воде, а на слабом клеевом растворе.
     
      ПОДМАЗКИ
      Подмазки применяют в основном для замазывания грубых дефектов на оштукатуренных поверхностях. Дефекты на деревянных поверхностях замазывают шпаклевкой.
      Гипсо-меловая подмазка на клею
      Гипс сеяный 1000 г
      Мел сеяный . 2000 — 3000 г
      Клеевой раствор 2 — 5-процентной крепости по потребности
      Подмазку приготовляют так. Смешивают гипс с мелом. Для однородности смесь дополнительно просеивают через сито. Полученную смесь разводят клеевым раствором и перемешивают с помощью шпателя. Густота зависит от количества вливаемого раствора клея. Обычно смесь доводят до густоты жидкого теста.
      Подмазка применяется для замазывания трещин в штукатурке за несколько дней до огрунтовки поверхностей. Подмазка достаточно прочная и обладает небольшой тянущей способностью.
      Купоросная подмазка
      Гипс сеяный g 1000 г
      Мел сеяный 2000 г
      Купоросная эмульсия по потребности
      Для приготовления купоросной эмульсии берут 1 часть клеевого раствора 10-процентной крепости и сме шивают с 6 частями обычной купоросной грунтовки.
      Гипс и мел в указанной пропорции смешивают и разводят купоросной эмульсией, тщательно все перемешивают, получая пастообразную подмазку. Ее применяют для исправления дефектов огрунтованных деревянных и оштукатуренных поверхностей, подготавливаемых для клеевой окраски. Следует иметь в виду, что гипс и мел даны не как количество, а как части, из которых следует приготовлять гипсо-меловую смесь, добавляя в них эмульсию.
      Масляная подмазка
      Олифа 1,0 л
      Клеевой раствор 10-процентный 1,0 л
      Мел сеяный по потребности
      В олифу добавляют клеевой раствор, все хорошо перемешивают до получения однородной эмульсии. Затем при тщательном перемешивании в эмульсию добавляют мел в таком количестве, пока не получится подмазка нужной густоты. Ее применяют для замазывания различных дефектов на деревянных и оштукатуренных поверхностях до их огрунтовки под масляные окраски.
      «Паковая подмазка
      Лак подмазочный .. 1000 г
      Клеевой раствор 10-процентный ... 0,1 л
      Мел сеяный по потребности
      Приготовляется точно так же, как и масляная подмазка. Применяется для той же цели по грунтовке. Если имеются глубокие трещины, их замазывают не за один, а за два-три раза. Каждый слой подмазки наносится на высохший предыдущий.
     
      ШПАКЛЕВКИ
      Шпаклевание поверхностей производят под улучшенную и высококачественную клеевую и масляную окраски.
      Шпаклевка — густое меловое тесто, способное легко разравниваться шпателем.
      Шпаклевки бывают клеевые, полумасляные и масля-
      ные. Масляные шпаклевки в основном состоят из олифы и мела. Для придания шпаклевкам нужного цвета в них добавляют пигменты или краски в сухом или тертом виде.
      Приготовляя шпаклевки, применяют только молотый и хорошо просеянный через частое сито мел. В зависимости от качества поверхностей шпаклевку наносят за один — три раза.
      Мел для шпаклевок должен быть не только тонкосе-янный, но и обязательно сухой. Качество шпаклевок на сухом меле выше, чем на сыром.
      К шпаклевкам предъявляют следующие требования. Они должны быть совершенно однородны, хорошо приставать ко всем видам поверхностей, легко разравниваться шпателем. Высыхая, они не должны давать больших трещин и усадки.
      Под масляную окраску применяют чаще всего масляную или лаковую шпаклевку. Лаковую шпаклевку (такую же, как и подмазку) в большинстве случаев приготовляют на заводах. Масляные шпаклевки приготовляют на месте работы сами маляры.
      Для приготовления шпаклевки в клеевой горячий раствор льют олифу, тщательно все перемешивают, получая однородную эмульсию. Сухой клей насыпают в противень, делают в нем углубление в виде воронки, вливают в воронку эмульсию и все тщательно перемешивают шпателем до получения однородной пасты. Густота регулируется увеличением или уменьшением количества вливаемой эмульсии. Олифу добавляют для того, чтобы повысить прочность шпаклевки, замедлить ее быстрое высыхание, обеспечивая тем самым легкое нанесение и разравнивание шпаклевки по поверхности.
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru