НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Мастерок. Выпуск 1. — 1969 г.

Мастерок. Выпуск 1. — 1969 г.


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

«Мастерок» — так строители называют свой инструмент.
      Юного умельца, который любит труд и стремится вое сделать своими руками, также ласково называют мастерком.
      А теперь появился еще один «Мастерок», который поможет вам своими советами, как из подручных; простых материалов сделать множество полезных и занятных вещей.
      «Мастерок» будет появляться несколько раз в год.
      Некоторые из вас, наверное, захотят собирать, коллекционировать Мастерок. И будете правы. Ведь впоследствии из этих разрозненных листков у вас может сложиться большая и интересная книжка. Как зто сделать, «Мастерок» обязательно реленажет в одном из своих выпусков.
      А пока до новых встреч! Ждем писем or вас, юных мастеров и юных мастериц, чьи советы и пожелания очень важнь для Мастерка.
      Пишите нам по адресу: Москва, А-30, Сущечская, 21. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», редакция пионерской литературы.
     
      ДЕРЖИ СВЯЗЬ!
      Азбука Морзе применяется не только для телеграфа и не только для радиоте-леграфа. Эта азбука может быть использована и для светового телеграфа. В этом световом телеграфе точки передаются короткими
      вспышками света, а тире — более длинными световыми лучами. Чтобы ваше сообщение не перехватил «противник», направьте луч света от карманного фонарика с наблюдательного пункта на командный пункт через узкую темную трубу. А если вы хотите связаться, например, с близко расположенным пунктом посредством проводов и лампочек от карманного фонаря, то вот вам простейшая схема такой связи. Ключ легко можно сделать из плотного картона или дощечки и кусочка жести. Ручку ключа проще всего .сделать из катушки, распиленной пополам. Чтобы не было утечки тока, провода должны быть изолированными и сечением не меньше 0,3—0,5 мм. И разумеется, такой телеграф будет хорошо работать не на сотни, а на десятки метров.
     
      ТРИ ПРИБОРА
      Если у вас найдетоя тонкая стеклянная трубочка длиной 25—30 ом, кусок пластилина и обыкновеннейшая бутылка из светлого стекла, значит вы сможете сделать очень быстро сразу три полезных и нужных прибора: термометр, барометр и манометр.
      Налейте в пустую чистую бутылку воды на высоту 2—3 см и подкрасьте ее одной-двумя каплями чернил. У стеклянной трубочки осторожно сточите наискось — под углом — на наждачном камне или мелком напильнике нижний конец, чтобы по ней беспрепятственно могла подниматься и опускаться подкрашенная вода. Из пластилина сделайте воздухонепроницаемую пробку.
      Известно, что в термометре повышение температуры окружающей среды заставляет расширяться ртуть, и она начинает ползти вверх по шкале. Точно так же начнет подниматься подкрашенная вода и в вашей бутылке, если ее нагревать ну хотя бы теплом своих рук. От этого тепла нагреется воздух, заключенный внутри бу-гылки, и его давление на воду усилится. Конечно, нашим бутылочным термометром можно измерить не любую температуру, ю ведь и медицинские термометры рассчитаны на измерение температуры лишь I пределах от 30 до 45°. Ну, а как работает наш бутылочный термометр в качестве барометра?
      Все знают, что если предстоит изменение погоды, например ожидается дождь, то за несколько часов перед этим явлением атмосферное давление воздуха падает.
      И наоборот, повышение атмосферного давления воздуха в ненастье означает улучшение погоды.
      Обычно в комнатах мы стараемся сохранить постоянную температуру. И если при
      ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИ НА СТР 5.
     
      ПРОСТЕЙШИЙ ТРАНЗИСТОРНЫЙ ПРИЕМНИК
      Приемник, который вы будете собирать, имеет небольшое количество деталей, но это не мешает ему принимать несколько мощных радиостанций. Для его сборки надо потратить 2—3 часа — и приемник готов! Но прежде чем приступить к сборке приемника, надо ознакомиться с его работой.
      Основная часть всех приемников — колебательный контур. Он cqctoht из катушки Li, намотанной на ферритовом стержне, и конденсатора переменной емкости Сь С его помощью вы можете выбрать нужную вам радиостанцию.
      К отводу катушки присоединена база транзистора Ть Этот транзистор выполняет роль детектора и усилителя сигнала одновременно. Затем сигнал принимаемой радиостанции через конденсатор Сз поступает на базу транзистора Тг. Транзистор усиливает звуковой сигнал, и из наушников слышится программа принимаемой радиостанции.
      Для приема удаленных радиостанций к вашему приемнику придется подключить наружную антенну и заземление.
      Для магнитной антенны потребуется ферритовый стержень длиной не менее 100 мм. На него наматывается катушка индуктивности 180—200 витков провода марки ПЭЛ, ПЭВ или ПЭЛШО диаметром 0,1—0,15 мм.
      От 20-го витка, считая снизу (по схеме), надо сделать отвод, К нему припаяйте базу транзистора Ti марки П401-П403.
      Транзистор 1% возьмите типа П13-Л15.
      Конденсатор — переменной емкости типа «Тесла». Он изменяет свою емкость от 5 до 380 пф, но его можно заменить переменным конденсатором КПК-1 или КПК-2.
      Сопротивления — любого типа, но желательно самых маленьких размеров.
      Конденсаторы Сг, Сз и С — также любого типа.
      Телефон — inna ТОН-1 или ТМ-2А. Если громкость приема очень велика, можно заменить его громкоговорителем любого типа с выходным трансформатором.
      Батарея, применяемая в приемнике, должна быть напряжением 4,5 в.
      О расположении деталей в приемнике вы можете узнать из рисунка.
      Приемник нужно собирать на плате из гетинакса или текстолита. В плате просверливаются маленькие отверстия, и в них вставляются пистоны, сделанные из латуни. Если у вас есть мелкие пустотелые заклепки, вы можете их использовать в данной конструкции.
      Выключатель — любой, его можно сделать самому.
      Перед тем как включить приемник, надо внимательно проверить правильность соединения деталей.
      Сопротивление Rj можно (но не обязательно) отрегулировать по максимальной громкости приема, присоединяя немного меньшие и немного большие значения сопротивления Ri.
      Тем, кто не имеет опыта в настройке малогабаритных приемников, не следует делать его очень маленьким, так как это затруднит сборку приемника.
      Его внешнее оформление может быть различным, это зависит от вашего вкуса и имеющегося у вас материала.
      В дальнейшем навыки, полученные при сборке этого простого приемника, пригодятся вам для настройки более сложной аппаратуры.
      такой неизменной температуре подкрашенная вода в трубочке нашей бутылки начнет подниматься, возможен дождь. Незаметно для нас дав. ление на улице снизилось, и воздух, который запечатан в бутылке, стал сравнительно сильней давить на воду, вот она и стала подниматься вверх. Если же при одной и той же температуре в комнате высота подкрашенной воды в трубочке начинает уменьшаться, значит погода скоро улучшится.
      Такой барометр вам будет полезен в любое время года, особенна при сельскохозяйственных, полевых работах и при сборах в туристски поход.
      А теперь попробуйте соединить верх трубочки с каким-либо замкнутым пространством, ну хотя бы пластмассовой пробкой. Положите ладони на эту вторую бутылку — подкрашенная вода поползет вниз. Так вы получите простейший манометр — прибор для измерения давления воздуха, пара, газа, жидкости в замкнуЧом пространстве.
      Наш прибор, состоящий всего из трех деталей, очень чувствителен. С его помощью вы можете убедиться, что на дне глубокого оврага или на первом этаже давление атмосферы больше, чем на верху оврага или на верхних этажах даже пятиэтажного здания. Не забывайте только при этом держать бутылку за горлышко. Знаете почему? Чтобы тепло Ваших рук не повлияло на результаты этого опыта.
     
      СКАМЬЯ
      Хорошим украшением детского парка или зоны отдыха в пионерском лагере служит небольшая скамья, показанная на рисунке.
      Выполнить ее не представляет большого труда. Материал дли изготовления: доски, рейки, деревянные пластины, кирпич или
      бетонный камень. Место для оидения делается из деревянных пластин толщиной 20—30 мм, высотой 60—80 мм. Длина пластин зависит от общей длины скамьи. В качестве опор можно использовать бетонные блоки или деревянные чурбаки в форме прямоугольника или цилиндра, их высота — 20—25 см. К верхней плоскости опоры прикрепляется горизонтальная рейка, размер которой равен сечению деревянной пластины. К этой рейке прибиваются пластины соединения. Сзади к опоре или сиденью крепят спинки скамьи. Изображения кошек делаются из широкой доски толщиной 20—30 мм. Сначала из прямоугольника вырезают общий контур, затем глаза, нос и усы. Усы можно вырезать стамеской или острым ножом, а глаза пробить долотом. Края доски после первой обработки следует тщательно ошкурить и почистить, чтобы убрать все неровности и зарубины. После окончания художественных работ можно приступить к окончательной сборке и монтажу скамьи. Для крепления условных изображений мордочек кошек используют дополнительные опоры — деревянные доски-пластинки. Они соединяют сиденье и спинку. Окраска данного сооружения выполняется яркими масляными красками. Используется не более двухтрех цветов. Можно предложить также сочетания: сиденье — желтое, опоры — черные или темно-серые. Спинка (изображения кошек) — черные и желтые. Если место для скамьи выбрано на открытой местности, то сочетание колеров примерно будет таким: сиденье — белое, опоры — зеленые, спинка — белая и зеленая.
     
      КАЧАЛКА
      Одним из массовых и любимых развлечений детворы являются качалки. Довольно оригинальная конструкция показана на нашей схеме. За основу взяты два деревянных круга, жестко соединенных между собой. Они выпиливаются из деревянных щитов. Толщина доски щита должна быть не менее 30-—35 мм. Торцовые доски Ьпорных кругов обиваются узкой полоской металла. Это предохраняет опоры от различных повреждений. В тех местах, где происходит соединение двух опор, положены две горизонтальные пластины, на концах которых сделаны места для сидений детей. Сиденье можно обить войлоком, а сверху закрепить его куском кожи или дерматина. Небольшие выступы-опоры, высотой до 25—30 см, позволяют ребенку приземляться более мягко и гарантируют его от различных неожиданных травм. Вся конструкция выполняется из деревянных элементов, только места соединений закрепляются на металлических болтах.
      Очень важным фактором при отделке качалки является цвет. От этого зависит привлекательность сооружения, его красота и декоративность. Желательно применить яркие и контрастные сочетания цветов. Наружная плоскость круга и сиденья окрашиваются красным (желтым) цветом, горизонтальные перекладины — белым (черным) цветом.
      Если на площадке несколько качалок, то желательно их окраску разнообразить цветом и формой рисунка.
     
      ЗАБАВНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
      Каждый из вас, ребята, имеющий хорошо развитое чувство равновесия, может сделать себе одноколесный велосипед. Для этого требуется всего несколько частей. Колесо, вилку и педали можно взять от какого-либо старого трехколесного велосипеда (переднее колесо). Вилка (колеса) прикрепляется к вилке, сделанной из фанеры. Вилка подпирает седло, которое можно купить или еще лучше сделать самому.
      Не теряй надежды научиться ездить после пятидесяти лопыток, ибо пятьдесят первая может удаться!
     
      УЧАСТНИКАМ «ЗАРНИЦЫ»
      Очень популярной стала в нашей стране массовая военно-спортивная игра «Зарница». Многие ребята принимают в ней участие.
      Некоторые советы о вооружении юнармейцев окажутся полезными для участников этой игры.
      Вооружение юнармейцев прежде всего должно быть таким легким в изготовлении, чтобы его можно было сделать без большого труда для всех без исключения участников.
      Проще всего решить эти задачи, если выпилить из фанеры контуры стрелкового оружия, то есть те или иные автоматы и пистолеты. Контуры этих видов оружия пехоты желательно упростить настолько, чтобы при выпиливании почти не оставалось никаких (кроме опилок) отходов.
      Кроме того, и пистолеты и автоматы юных бойцов должны быть снабжены приспособлениями, которые копируют щелчок — звук выстрела.
      На рисунке 1 показаны приблизительные шаблоны пистолетов и автоматов, а на рисунке 2 дано приблизительное размещение четырех пистолетов на прямоугольном куске фанеры.
      Перед выпиливанием надо сбить вместе сразу несколько кусков фанеры одинакового размера. Сбить их надо так, чтобы гвозди не попадали на линии распилов.
      И если сбить пять фанерок, то после распиливания размеченного по рисунку 2 куска фанеры мы получим сразу двадцать пистолетов.
      После выпиливания каждый фанерный силуэт пистолета или автомата надо непременно тщательно опилить по краям напильником или наждачной бумагой, чтобы нигде не оставалось никаких заусенцев, которыми можно занозить руку.
      Стволы нашего оружия могут быть сделаны из двух половинок коротких палочек (рис. 3). Так же выпиливаются из кусков той же фанеры похожие на параллелограмм рукоятки пистолетов и автоматов.
      После соединения всех деталей вместе каждый пистолет или автомат желательно выкрасить в стальной или в черный цвет масляной или нитрокраской. Если такой краски нет, то оружие можно окрасить черной тушью. Приспособление для имитирования одиночных выстрелов может быть сделано самое простое, из обыкновенной пластмассовой прищепки для белья. Прикрепить такую прищепку к передней стороне рукоятки можно с помощью двух проволок.
      Попробуйте нажать пальцем и сразу отпустить такой курок — раздастся довольно резкий щелчок наподобие звука выстрела.
      Все изготовленное для школьных отделений, взводов и рот оружие, а особенно автоматы, надо пронумеровать, чтобы каждый юнармёец знал свой номер и отвечал за внешний вид, исправность и сохранность своего пистолета или автомата. Для удобства ношения к стволу и ложе автомата следует прикрепить ремни. Их можно сделать из матерчатых тесемок (рис. 4).
     
      Нужно любить то, что делаешь — и тогда труд, даже самый грубый — возвышается до творчества.
      М. Горький
      Воля и труд человека Дивные дивы творят!
      Н. А. Некрасов
      Все дается только труду. Все — труду людскому, таим лозунг истории.
      Д. И. Менделеев
     
      ПЕРИСКОП - ОРУДИЕ РАЗВЕДКИ
      В любых военных, даже атомных подводных лодках для незаметного наблюдения за вражескими кораблями из-под воды применяется особый оптический прибор, который называется перископом.
      В военно-спортивной игре школьников «Зарница» для скрытого наблюдения за «противником» также совершенно необходим этот прибор.
      Сделать такой походный или даже складной перископ можно из трех или пяти деталей и всего за несколько минут.
      Главные детали всякого перископа — это два зеркала. Они всегда расположены под углом 45° к горизонту и находятся в двух плоскостях. Лучи света, которые идут от объекта наблюдения, отражаются верхним зеркалом на нижнее, а от него лучи попадают в глаз наблюдателя (схема 1).
      Расстояние между верхним и нижним зеркалами может быть различным, 0,5 м или даже еще меньше.
      Посмотрите, как устроены простейшие перископы, для которых достаточно иметь карманные легкие зеркала любой формы: круглые или прямоугольные.
      ПЕРИСКОП ИЗ ТРЕХ ДЕТАЛЕЙ
      Возьмите сухую и прямую палку толщиной 2—3 см и длиной в 40— 60 см. Сверху и снизу палки пропилите две глубокие косые прорези. Угол наклона этихпрорезей одинаков — 45°.
      Эти прорези лучше всего делать либо тонкой пилой, либо ножовкой. Ширина каждой прорези должна быть такал, чтобы в нее можно было туго вставить край зеркала. Для удобства пользования этим походным перископом следует с двух сторон палки оставлять свободные концы длиной 5—7 см.
      Палка для маскировки окрашивается в два цвета.
      Одна ее половина зеленая. Другая белая. Такой перископ будет исправно служить и летом и зимой.
      При летних наблюдениях, <например из-за пенька, палку перископа желательно замаскировать веточкой с листьями или хвоей.
      При зимних наблюдениях перископ легко замаскировать тоже хвоей или сухой веткой.
      ПЕРИСКОП ИЗ ПЯТИ ДЕТАЛЕЙ
      Самое сложное в перископе из трех деталей — тщательное, аккуратное изготовление прорезей. Но можно еовсе обойтись без прорезей. Возьмите палку толщиной в карандаш или попросту длинный неочиненный карандаш. На боку бельевых прищепок кусочками пластилина укрепите небольшие легкие зеркала. Затем эти прищепки с зеркалами должны зажать верх и низ вертикально стоящей палочки или карандаша под углом 45° к горизонту — и перископ готов.
      На рисунке видно, что и этот перископ может быть складным, даже карманным.
      Первым и вторым перископом можно пользоваться, если расположить его не только вертикально, но и горизонтально. Выбрать то или иное положение перископа вам подскажет сама местность и место, где маскируется разведчик.
      ПОДЗОРНАЯ ТРУБА
      Как вы все знаете, подзорная труба имеет два вида стекол: объектив (которое направлено в сторону объекта наблюдения) и окуляр (в которое мы смотрим). Для объектива можно использовать стекла от старых очков для дальнозорких глаз: +2 или + 3 диоптрии. Фокусное расстояние таких линз будет соответствовать 50 см и 33,3 см. Если таких очков нет, линзы +2Д или + ЗД можно купить в оптике. И наконец, для нашей цели вполне подойдут насадоч-ные линзы для объективов фотоаппаратов, которые называются «линзы +2». Их фокусное расстояние тоже равно 50 см.
      Линзы для окуляров также можно взять от старых очков, только эти очки должны быть для близоруких. Кроме того, одну уменьшительную, или, как говорят, отрицательную, линзу легко сделать из двух увеличительных, положительных линз. Для этого их нужно соединить вместе выпуклыми сторонами при помощи широкого кольца, вырезанного из надувного шарика. На рисунке дан разрез такого окуляра.
      Чтобы проверить, как работают наши объективные и окулярные линзы, надо взять прямую палочку, а еще лучше линейку длиной не меньше 50 см, и. прикрепить пластилином сбоку ее две бельевые прищепки. Затем поставить эти стекла с помощью прищепок на линейку или прямую палочку. Передвигая одну прищепку относительно другой, вы увидите сквозь окулярную линзу какой-либо удаленный предмет, например дерево, окно здания и прочее, в увеличенном виде.
      Теперь, если хотите, стекла объектива и футляра можно заключить и в трубу, склеенную из плотной бумаги. Внутри эта труба должна быть вычерчена черной тушью, а еще лучше черной (гуашееой или акварельной красками. Удерживаются объектив и окуляр в трубках с помощью бумажных колец или коротких бумажных трубочек. На рисунке такая подзорная труба дана в разрезе.
      Подзорная труба может быть сделана и складной, из деух-трех колец. Для этого несколько трубок вдвигаются одна в другую.
     
      ДЛЯ ВАШИХ ПОХОДОВ
      Если вам попадется под руку кусок железной проволоки диаметром 3—4 мм, не отбрасывайте его прочь. Эта проволока может вам пригодиться в туристских походах по родному краю.
      Из одинаковых отрезков такой проволоки, размером 15—20 см, можно с помощью плоскогубцев и молотка в тисках сделать звенья цели, на которую вы будете подвешивать посуду над пламенем костра. Обычно для этой цели используют длинные лалки, при этом часто губят молодые лесные поросли. Наша же самодельная цепочка, к концам которой прикреплены прочные веревки, крепко привязывается к деревьям, и это гораздо удобнее и безопаснее для туриста.
      Далее, из такой проволоки можно сделать колышки для крепления веревок палатки к земле. Форма проволочных колышков может быть любой. Например, скобы или Т-образные клинья, верх этих клиньев, как и скоб, рекомендуется окрасить в какой-либо яркий цвет, чтобы их легче было отыскать среди неровностей земли. Если краски нет, то эти верхние части клиньев и скоб можно сделать блестящими, пошлифовав их о лесок.
      И наконец, из толстой проволоки, двух велосипедных нержавеющих спиц и четырех кусочков какой-нибудь мягкой проволоки можно сделать шампуры — приспособление для поджаривания на углях кусочков мяса, шашлыков. Шампуры делаются плоскими. Такая форма ножей позволяет легко поворачивать куски мяса любой стороной. Мы вам предлагаем нанизывать кусочки мяса сразу на две велосипедные (конечно, зачищенные) спицы,, которые прикрепляются проволочками к концам, железной рогатины, сделанной из толстой проволоки. К основанию рогатины приделана палка, чтобы не обжигать руки, когда будете поджаривать мясо на костре.
      Для всех трех походных приспособлений, сделанных из проволоки, полезно сделать матерчатые мешочки. В них гораздо удобнее держать предметы в рюкзаке, не испачкав других походных вещей.
     
      Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
      Пословица
      От лени — болезнь, от работы — здоровье.
      Пословица
      Посмотришь на дельца иного:
      Хлопочет, мечется, ему дивятся все,
      Он, кажется, из кожи рвется.
      Да только все вперед не подается.
      Как белка в колесе.
      И. А. Крылов
      Труд создает дружбу.
      Гёте
     
      Многие умеют мастерить свисток из разных трубок. А если в таком длинном свистке сделать подвижное дно, то есть поршень, то свисток перестает издавать звук только одного тона, одной высоты. Чем дальше поршень находится от ваших губ, тем ниже звук свистка. И чем короче становится с помощью поршня такой свисток, тем пронзительней, выше звук свистка. Так свисток становится музыкальным инструментом, на котором можно исполнять разные мелодии. Да вот беда — очень трудно уяснить, на какое расстояние надо выдвинуть поршень, чтобы получить тот или иной нужный звук. Между тем очень небольшое приспособление, дополнение сделает такой свисток с поршнем настоящим музыкальным инструментом, который может иметь гриф с ладами, например, как у балалайки, и на него даже наносят нотный ряд.
      В свистке конец длинной ручки поршня, сделанный из ровной проволоки, загнут посредине таким образом, чтобы этот конец указывал на положение поршня внутри свистка.
      А это значит, что поверх трубки свистка можно наметить шкалу, показывающую высоту разных звуков. Эту шкалу можно обозначить цифрами (см. рис.) или нотами. Это усовершенствование и позволяет без больших затруднений разучить на свистке различные мелодии.
      ОРКЕСТР
      Этот музыкальный инструмент представляет собой усовершенствование звучащей бумажной мембраны, которую обычно укрепляют на простой гребенке. Бумагу для мембраны берут либо папиросную, либо кальку. Но такая музыкальная гребенка (см. рис.) имеет недостатки. Сначала бумага щекочет губы, а потом увлажняется и перестает как следует звучать.
      «Мастерок» предлагает новый музыкальный инструмент, где нет недостатка звучащей гребенки.
      Возьмите круглый пенал и, обернув его несколько раз бумагой величиной в тетрадный лист, склейте трубочку (см. рис.). Один конец этой трубки срежьте наискось. А с противоположной стороны трубки у другого конца прорежьте круглое отверстие диаметром в В—10 мм (см. рис.). Затем прикрепите резиновым кольцом на торце трубки кусок кальки или папиросной бумаги — и инструмент готов (см. рис.). Играть на нем нужно так же, как на звучащей гребенке, напевая мелодию голосом в отверстие, ну, а бумажная мембрана даст вашему голосу новую и любопытную окраску.
     
      Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.
      М. Горький
      Сказать не ложно.
      Тебя без скуки слушать можно.
      И. А. Крылов
     
      САМОДЕЛЬНЫЙ ФОТОАППАРАТ
      Знаете ли вы, ребята, чтЬ можно сделать самодельный фотоаппарат без дорогого объектива? Не верите? Легко убедитесь в этом, приступая к изготовлению конструкции нашего аппарата.
      Раздобудьте дощечку, обязательно сухую, без сучков, длиной 80, шириной 12 и толщиной 17 мм. Обратите внимание на размеры, не забывая, что 1 см равен 10 мм. Дощечку зачистить рубанком, причем гладкие поверхности должны получиться после снятия слоя древесины толщиной 1 мм с каждой стороны дощечки. Толщина готовой дощечки должна составлять 15 мм. Из гладкой дощечки вырежьте все стенки аппарата: две боковые, переднюю, заднюю, нижнюю и верхнюю. Размеры стенок указаны на чертеже.
      В боковых стенках проделайте направляющие канавки глубиной 4 и шириной 3 мм, по которым можно будет вставлять в фотоаппарат стеклянные фоточувствительиые пластинки (наш аппарат надо заряжать стеклянными пластинками, а не фотопленкой на катушке в кассете). Добейтесь того, чта-бы пластинки свободно продвигались в канавках. В передней стенке вырежьте отверстие, в него плотно будет входить жестяная крышка, например от коробки из-под обувного крема.
      Соедините переднюю, заднюю и две боковые стенки шурупами для дерева с плоскими головками. Головки должны немного входить в древесину, после чего ямки над ними выравниваем мастикой. После этого привинтите верхнюю и нижнюю стенки. Сзади останется отверстие для вкладывания пластинки в канавки, находящиеся около задней стенки. Для этого отверстия надо точно подобрать соответвующих размеров крышку и с одной стороны укрепить ее на небольшой петле (как для дверей), а с другой стороны ввинтить шурупчик для закрывания крышки проволочным крючком. Чтобы крышка плотно прилегала к корпусу фотоаппарата и не пропускала света, приклейте по ее краям полоски фетра или мягкой пористой резины. К задней стенке привинтите жестяную полоску для предохранения крышки от смещения назад, отчего может образоваться щель, через которую внутрь аппарата попадет свет.
      В переднюю стенку вбейте проволочные скобы, которые будут поддерживать проволочную рамку, выполняющую роль видоискателя.
      Наш фотоаппарат внутри должен быть тщательно окрашен черной матовой краской и очищен от пыли. Если посмотреть в фотоаппарат через переднее отверстие, в нем не должно быть ни малейшего луча света. Для лучшего уплотнения стыки стенок рекомендуем замазать мастикой или плотно склеить.
      Приступаем к изготовлению самой ответственной части аппарата — объектива без линзы. Нам понадобится хорошо заточенный стержень — кернер. Этот инструмент в слесарных мастерских служит для набивки на металлические поверхности отметок. Если кернер приложить острием к середине крышки от коробки из-под обувного крема и слегка ударить молотком, на металле появится углубление, а с обратной стороны— маленькая выпуклость в виде конуса. Острие конуса потрите мелкой наждачной бумагой до тех пор, пока не появится небольшое круглое отверстие. Через отверстие просуньте тоненькую проволочку диаметром примерно в одну четверть миллиметра, можно и меньшим. Чем точнее проделано отверстие, тем лучше будет качество снимков, так как это маленькое отверстие и есть наш объектив.
      Крышку с объективом вставляем в отверстие в передней стенке и уплотняем мастикой. К первой крышке подбираем еще одну — для закрывания объектива.
      Аппарат надо укрепить на штативе, которым может быть любая тяжелая бутылка. К донышку аппарата прикрепляем пробку, а ту вставляем в горлышко бутылки. Наше устройство готово.
      Закрыв объектив крышкой, уединимся в затемненном помещении или накроемся с головой несколькими одеялами. Закладываем в аппарат стеклянную пластинку размерами 6,5X9 см. Такие пластинки продаются в магазине фототоваров. Для нашего аппарата нужны пластинки самые чувствительные. Более шероховатой стороной со светочувствительной эмульсией, обращенной в сторону объектива, вставляем пластинку в аппарат. Крышку закрываем. С аппаратом можно уже выйти в нормально
      освещенное помещение.
      Для съемки выбираем предмет, хорошо освещенный солнцем и лучше всего неподвижный, например дом, цветы. Величина изображения предмета будет во столько раз меньше самого предмета, во сколько раз расстояние от объектива до пластинки меньше расстояния между объективом и предметом.
      Устанавливаем аппарат на штативе. Осторожно, чтобы не сдвинуть его, снимаем крышку с объектива. Медленно считаем до десяти или отмеряем секундомером 10 секунд. Готово! Закрываем крышкой объектив. Остается проявить и отпечатать снимок.
     
      МНОГОЭТАЖНАЯ ПОЛОЧКА
      В любой ванной комнате почти всегда находится много разных мелких вещей, которые должны быть под руками и храниться на своих местах. Тут и мыльницы, и тюбики с зубной пастой, и зубные щетки, и многое другое.
      «Мастерок» предлагает для этих предметов удобную угловую полочку, которая нисколько не стеснит ванную комнату и даст возможность всему найти свое место.
      Чтобы сделать такую многоэтажную полку, надо иметь два фанерных круга, каждый диаметром 40-— 50 см, и две деревянные рейки длиной 80—100 см и сечением 3X3 см. Каждый круг нужно аккуратно распилить на четыре одинаковых прямоугольных сектора. Секторы положите стопкой все вместе и сбоку посредине прямых сторон сделайте прорези размером 3X1,5 см (см. рис.).
      Две деревянные рейки сложите друг с другом и наметьте на них лрорези так, чтобы между этажами полки было одинаковое расстояние. Прорези в рейках делайте на глубину 1,5 см. А ширина каждой прорези должна быть равна толщине фанеры.
      Теперь приступайте к сборке полки. Но перед этим не забудьте тщательно опилить все острые концы и кромки фанеры и реек, чтобы нигде не было заусенцев.
      Потом казеиновым или столярным клеем надо смазать прорези в рейках и вставить в них фанерные «этажи». Многоэтажная полка готова. Нам остается ее два-три раза покрасить какой-либо светлой водоупорной масляной или нитрокраской и за железные ушки повесить в углу ванной комнаты. И конечно, такого типа этажерка может пригодиться не только в ванной комнате.
     
      Сейчас очень модны трикотажные ручные вязаные изделия.
      Посмотрите свой гардероб. У каждого есть. какие-то особенно любимые платья, кофточки и прочее, но у одного протерлись локти, другое стало слишком коротким... Все это легко привести в порядок, связав к платью рукава, а к кофточке воротничок. Трикотаж тем выгодно и отличается от ткани, что его всегда можно обновить. Не обязательно вязать из новых ниток. Распустите уже поднадоевшую кофту или платье, 0 добавьте пряжи другого цвета, и у вас опять будет новый туалет.
      Можно всегда внести какой-нибудь 45 небольшой штрих, который сделает вашу вещь индивидуальной. Немного фантазии!
      Один и тот же фасон кофты, но связанный другим узором, другими нитками, будет выглядеть по-иному, нежели у вашей подруги.
      Еще одно непременное условие.
      Для того чтобы связанные вами изделия выглядели красиво или, как еще говорят, фирменно, их нужно после вывязывания правильно обработать и сшить.
      Когда все детали связаны,. их нужно выстирать в теплой воде. Прополоскать, отжать сначала руками (ни в коем случае не выкручивать!), потом прокатать в махровом полотенце. После этого расправить детали, придав правильную форму фигуркам узора, и разложить на выкройке. Под выкройку подложите клеенку, а сверху кальку. Это сохранит выкройку для следующей модели.
      Придайте деталям форму выкройки, приколов их портняжными булавками. Излишки вязаного полотна слегка стяните ниткой. Булавки должны быть нержавеющими.
      Оставьте все до полного просыхания.
      Прогладьте швы через мокрую марлю, отпарьте. На утюг сильно не надавливайте. На вязаные детали должен оказывать большее воздействие пар, а не вес утюга.
      После того как швы отпарены, слегка прогладьте все изделие через влажную ткань.
      Дайте деталям остынуть. Горловину и пройму, если вы вяжете спицами, обвяжите крючком, нитками отделочного цвета.
      Изделие готово!
      Можете смело его надевать. Сделанное своими руками, оно доставит вам гораздо большее удовольствие, чем покупное!
      Прежде чем прйступить к вязанию, нужно точно установить, сколько петель потребуется набрать для начала. Для этого обязательно вяжут пробный образец теми же нитками и спицами или крючком, которыми
      будет вязаться изделие.
      Как установить, подойдут ли данные спицы или крючок к этим ниткам?
      Нитка должна быть в два раза тоньше спиц или крючка.
      Можно проверить и так: сложите нить вдвое, слегка скрутите, ее толщина должна быть равна толщине спиц или крючка.
      Для образца наберите на спицы или провяжите крючком 30 петель и свяжите выбранным узором 30 рядов. Закройте его. Затем выстирайте образец, просушите в расправленном состоянии и после этого слегка прогладьте через влажную ткань или марлю.
      Постирать образец нужно обязательно, этим вы гарантируете себя от неприятных неожиданностей, которые в силу свойств пряжи (легкое растяжение и сжатие) могут ваш труд в итоге свести на нет.
      Вы также узнаете, линяет пряжа или нет, садится или, наоборот, вытягивается.
      Теперь, когда вы все знаете о пряже, из которой собираетесь вязать, можно приступить к расчету.
      Делать расчет можно несколькими способами. Предлагаем вам самый простой, но наиболее точный и практичный.
      Предположим, что в вашем образце 30 петель по ширине и 30 рядов по длине. На подготовленную выкройку вывязанный и отглаженный образец накладывают по ширине столько раз, сколько он уложится, затем высчитывают количество петель, которое потребуется набрать.
      Например: образец на выкройке уложился 3,5 раза. Значит, 30 петельХ X 3Д,г= 105 петель.
      По ширине нужно набрать 105 петель.
      Таким же образом узнается количество рядов по длине. Никаких припусков на швы в вязаных изделиях не делают! Вязаное полотно в целом дает растяжение на 1—2 см.
      Образец нужно сохранять до конца вязания.
      А теперь «Мастерок» предлагает образец юбки для девочки 12—14 лет. Вязать можно спицами или крючком.
      Вязать юбку очень легко и просто. Для составления чертежа вам нужны следующие мерки:
      1. Окружность талии.
      2. Окружность бедер.
      3. Длина юбки.
      Для юбки выточки почти никогда не делают, достаточно бокового скоса.. Если вы вяжете сверху, jo первые 3—5 см вяжите на более тонких спицах.
      Начинайте вязать с задней половины юбки. Связав ее, вы сможете точно определить, на сколько петель вам нужно в передней половине прибавить. Передняя Половина должна быть на 2—3 см шире и 2—3 см
      длиннее.
      Наберите петли по расчету .окружности талии и »я жите 15—17 см, прибавляя в каждом 3-м ряду по 1 петле. Провязав 12—15 см/ проверьте, приложив вязанье к выкройке; на этом расстоянии -у вас должно быть количество петель, равное окружности бедер.
      Дальше вяжите, прибавляя в каждом 5-м ряду по 1 петле.
      Прямую, узкую юбку вязать не рекомендуется. Вязаное полотно будет некрасиво лежать и деформироваться в носке.
      Книзу юбка должна быть шире талии примерно в два раза. Это удобно, не затрудняет шага, и в ней смело можно садиться, не думая о том, что она вытянется сзади.
      Раппорт рисунка дм крючка
      Для образца связать цепочку из 30 петель.
      1 —столбики без накида.
      2 — столбики с 1 накидом.
      3 — рисунок повторяется с 1-го ряда.
     
      Умелые руки не знают скуки.
      Пословица
      Глаза страшат, а руки делают.
      Пословица
      К большому терпенью придет и уменье.
      Пословица
      Недаром говорится.
      Что дело мастера боится.
      И. А. Крылов
      У лодыря Федорки всегда отговорки.
      Пословица
      Где нет труда — сады там не цветут.
      Где нет любви к труду, там мир — пустыня.
      С. Н. Сергеев-Ценский
     
      Икебана
      Это японское слово, которое означает «искусство составлять букеты цветов.
      В Японии искусство икебана зародилось тысячу с лишним лет на. зад и с XIII века стало широко распространяться в быту. И до сих пор в Японии женщина не считается хорошей хозяйкой, если она не обладает искусством икебана.
      Если в европейских букетах главную роль играют цветовые соотношения и их форма, то японское искусство больше любит изящные и выразительные линии растений. Основой для линейной композиции обычно служат ветви самых обычных древесных и кустарниковых пород. Чаще всего используются ветви без листьев, или с чуть распустившимися почками, или хвойные, имеющие четкий графический силуэт.
      Цветы редко берутся без листьев, так как с листьями они выглядят гораздо естественнее. Часто в состав композиции входит несколько веток и некрупных цветков травянистых растений. Полностью распустившиеся цветы берут редко, предпочтение отдается бутонам. Раскрытые цветы быстро вянут и опадают.
      Почти в каждой японской композиции основу составляют три элемента: три ветви или цветка — самая длинная, . средняя и маленькая. Прежде чем приступить к составлению букета, необходимо определить высоту этих элементов, которую подсказывает размер вазы. Длина основной ветви в маленьком букете должна равняться размеру вазы, в среднем — в полтора и в большом — вдвое превышать размер вазы. Средняя ветвь должна равняться трем четвертям основной ветви, а третья, самая короткая,— трем четвертям средней ветви.
      Перед тем как установить в композиции цветы и ветви, кончики стеблей нужно подрезать, опустив их в воду, причем ветви режут наискось (так их легче укрепить на наколке), а цветы — прямым срезом.
      Во всех случаях, пользуясь наколкой, ветви древесных пород надо сначала ставить вертикально, а затем, слегка нажимая на ветвь, придать ей нужный наклон. Цветы надо сразу накалывать под необходимым углом. Чаще всего ветви наклоняются под углом 15) 45 и 75° к вертикали.
      Существует много форм композиций. Мы рассмотрим две из них: прямостоячую и наклонную.
      Прямостоячая форма: основная ветвь наклонена вперед и влево под углом 15°. Вторая, средняя, ветвь наклонена также вперед и влево под углом 45°, третья ветвь отклонена вправо и вперед под углом 75°. Все элементы наклонены слегка вперед.
      Наклонная форма: основная ветвь наклонена вправо под углом 45°, вторая — влево под углом 15°, третья — также вправо под углом 75°. Все ветви слегка наклонены вперед.
      Как правило, свободно стоящий цветок, помещенный не в вазе, а в плоском сосуде, выглядит необыкновенно красиво. Но как укрепить ьнизу, у основания, стебель этого растения?
      S Японии придумали для этой цели тяжелые металлические подушечки с торчащими вверх остриями, на которые накалывают стебли растений. Пока еще такие приспособления для укрепления вертикально стоящих цветов у нас редко бывают в продаже. Вот почему «Мастерок» предлагает для тех, кто хочет попробовать свои силы в искусстве икебана, ряд самодельных опор для цветов.
      Возьмите старую спицу от велосипедного колеса и распилите ее напильником на куски 2—3 см длиной. Заострите тем же напильником или на наждачном камне каждый кусок так, чтобы острие было длинным и тонким. Разумеется, можно взять и тонкие гвозди и просто толстые булавки. Надо только следить за тем,
      чтобы они не ржавели. Проткните круглую или прямоугольную дощечку толщиной 4—5 мм этими шипами так, чтобы расстояние между ними было 2,5___3 см. А теперь подберите горсть красивых разноцветных камешков. Эти камни будут служить балластом и маскировкой дощечки, когда вы ее положите в какой-либо плоский сосуд, в крайнем случае в обычную пластмассовую цветную или прозрачную глубокую тарелку.
      Надо заметить, что в обычной обеденной тарелке цветы будут себя чувствовать «неуютно».
      Другое приспособление, позволяющее цветам держаться вертикально, делается из двух пластмассовых прямоугольных маленьких расчесок.
      Они вставляются перпендикулярно друг в друга. И при этом одна расческа будет направлена зубцами вверх.
      А если взять три такие расчески и соединить, связать медной или алюминиевой проволочкой их концы, то и на этом треугольнике с торчащими вверх зубцами можно укрепить стебли живых цветов. И разумеется, все эти расчески желательно также замаскировать, прикрыть горкой красивых разноцветных камушков.
      Часто в японских букетах, составленных по правилам икебана, применяются искривленные, изломанные, сухие веточки деревьев. Иногда вся кора веток тщательно соскоблена и дерево выкрашено в матовый белый цвет. Особенно интересны эти букеты тогда, когда в них присутствует эффект контраста, например рогатой ветки, высокого цветка или камыша и низких распластанных листьев, цветов гладких, блестящих и бархатных, шершавых, цветов и листьев темных и светлых и т. д.
      Очень красиво выглядят букеты, где есть сочетания так называемых дополнительных цветов: красного и зеленого, желтого и синего, оранжевого и фиолетового.
      И разумеется, далеко не безразлично, как согласуются ваши букеты с цветом и формой сосудов.
      В заключение укажем, что авторы композиций из цветов, составленных в соответствии с искусством икебана, почти всегда дают своим букетам названия вроде: «Утро», «Улыбка лета», «Дружба» и т. д.
     
      ТОРТ ПРАЗДНИЧНЫЙ
      Возьмите два брикета готового заварного крема, по 200 г каждый (или четыре пакета этого же крема в порошке по 100 г), полтора стакана свежего молока, 500 г сметаны и полстакана сахара, немного соды, одну чайную ложку какао и шесть столовых ложек обычной белой муки. Прибавьте к этому 200 г орехов, лучше всего грецких. Все это разделите на две одинаковые порции и приступайте к изготовлению торта.
      Один брикет (его предварительно нужно натереть на терке) или два пакета заварного крема засыпьте в миску, добавьте (на кончике ножа) соды и три столовых ложки муки, влейте 3/4 стакана холодного молока и тщательно размешайте. Получится тесто, похожее на то, из которого пекут блины или оладьи. Это тесто вылейте на сковородку среднего размера и поставьте в духовку на 15—20 минут (огонь не должен быть очень сильным). Сковородку предварительно надо смазать слегка маслом.
      Пока выпекается первый корж, приготовьте тесто для второго коржа, но не забудьте насыпать сюда еще одну чайную ложку порошка какао.
      Все это тщательно размешайте так, чтобы тесто стало светло-шоколадным.бк&мтгк
      Когда испекся первый корж, выложите его на доску. Остывшую сковородку опять смажьте маслом и выпекайте вторую порцию шоколадного теста.
      Теперь займитесь орехами. Их нужно расколоть, очистить и порезать на мелкие кусочки (или пропустить через мясорубку).
      Но вот коржи выпечены и остыли. Аккуратно разрежьте их пополам вдоль по толщине каждый. У вас получится два коржа светлого цвета и два — шоколадного. Положите эти коржи корочкой вниз на тарелку и каждый из них промажьте сметанной, которую вы предварительноЛ должны тщательно смешать с сахарным песком. Чтобы торт получился с цветной прослойкой, коржи нужно чередовать.
      Сверху торт также полить сметаной и посыпать мелко натертыми сухариками, а также кусочками ореха. Орехи можно положить и в тесто, из которого выпекаются коржи. Торт получится совсем красивым, если его посыпать немного сахарной пудрой. Торт готов. Накройте его миской и поставьте на несколько часов в холодильник. За это время сметана пропитает коржи.
      Если же вы захотите украсить торт орнаментом или надписью, приготовьте для этого крем следующим образом. Одну столовую ложку муки растворить в Ч2 стакане холодного молока, влить эту смесь тонкой струйкой в стакан кипящего молока и добавить одну столовую ложку сахара. Не доводя крем до кипения, снять его с огня и, когда он немного остынет, добавить одну столовую ложку сливочного масла.
      Крем можно подкрасить порошком какао или добавить в него сок, например, вишневого варенья. Крем также надо остудить. Затем из лист ка бумаги сделайте конус и отрежьте его кончик. С помощью этого конуса вы и будете отжимать крем.
      Кто не знает незатейливого, неприхотливого домашнего растения— традесканции? Это влаголюбивое растение хорошо растет даже в сравнительно темных углах. При небольшом уходе оно быстро образует длинные стебли с «вечно» зелеными листьями. Размножается оно отроет-нами от этих стеблей. Лучше всего растут традесканции в кашпо, подвешенных на стене или у окна.
      Кашпо обычно состоит из двух пластмассовых горшков. Во внутреннем проделано отверстие для стока излишней воды. А наружный горшок служит поддоном и футляром. К этому футляру прикреплены три крепкие нити, при помощи которых кашпо и подвешивается в любом месте комнаты.
      Кашпо совсем нетрудно научиться делать самостоятельно. Для лого возьмите два бумажных стаканчика. В одном проделайте острием ножниц отверстие в 0,5—0,8 см для отхода избытков воды, а во втором с боков просверлите три отверстия для крепления ниток. Наружному
      футляру можно придать самую различную форму. Например, сделав из куска плотной белой бумаги усеченный конус и нанеся на него черной тушью ряд полос, вы получите кашпо, похожее на березовый туесок.
      Чтобы стебли традесканции обвивались вокруг «веток» и росли вверх, надо сделать к этим кашпо искусственные опоры. Для этого нужно толстый круглый карандаш обвернуть несколькими слоями белой бумаги. Затем оклейте край этой трубки любым клеем. При помощи черной туши этим трубкам нетрудно придать вид березовых палочек. Из таких палочек можно сделать и настенные треугольные опоры для подвески наших кашпо и настольные трехногие опоры, на которых разросшиеся традесканции будут выглядеть как куст зелени.
      Для тex девочек, которые уже немного - меют шить, предлагаем фасоны д« ж удобных и несложных по выполнению переднике ? рабочего и нарядного.
      Чтобы сшить передник для разнообразных работ по дому, нужно взять отрезок ткани шириной приблизительно 70 см и длиной 110— 120 см.
      Ткань может быть любая, но предпочтительней гладкая и та, которая хорошо стиоается и недорого стоит.
      Оба конца этого куска ткани надо подрубить, то есть дважды загнуть и прострочить на машинке. На рисунке показан уголок такой подшитой ткани. Затем концы ткани загнуть (см. рис.) и прострочить по линиям, показанным пунктиром. У вас получится передник с грудкой и двумя кармашками наверху и тремя внизу. Вместо трех нижних карманов можно сделать только два. Тесемки прйшиваются сверху и с боков передника.
      более нарядный передник хорошо сделать, например, из полосатой ткачи. Размеры куска такие: ширина 70 см, длина 90— 100 см. Разрезают ткгнь по линиям, указанным на ри-с} нке.
      Из верхнего равностороннего тре-польника после подшивки кромок получается косынка, а из косоугольных треугольников больших и маленьких — передник, два кармана и завязкк. Этот нарядный ансамбль многим юным хозяйкам придется по душе.
      Вели же ткань передника особенно красира и сам передник сшит хорошо и аккуратно, то в нем не стыдно показаться и гостям, предложить им чашечку чая и угостить вкусным тортом собственного изготовления.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru