НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Мастерок. Выпуск 43. — 1990 г.

Мастерок. Выпуск 43. — 1990 г.


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 


      Дорогие ребята!
      В этом выпуске по вашим многочисленным просьбам даны описания самых разнообразных поделок из бумаги и картона. Любители электроники смогут собрать несколько интересных конструкций на трех транзисторах, а домашние волшебники — вырезать необычные сувениры из дерева. Как всегда, рассказывается о новой игре и приводятся полезные советы.
      До встречи!
      «Мастерок»

В ВЫПУСКЕ:

Из бумаги и картона 2
На трех транзисторах 14
«Вешалка» для зубных щеток 22
Сувениры из дерева 23
Раскладной ящик 24
Кронштейн под инструменты 25
Как пользоваться паяльником 26
«Парашютный десант» 29


      СДЕЛАЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
      ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА
      Чистые листы бумаги, старые тетради, обрезки картона всегда окажутся под руками. А если дополнить все это чертежной и разноцветной бумагой для рукоделия, получится богатый арсенал материалов, из которых можно изготовить немало интересных и полезных поделок — они пригодятся дома, в школе, на улице. Вот некоторые из них.
      Закладка (рис. 1). Чтобы замечать нужные страницы в книге или учебнике, не загибая уголки, без закладки не обойтись. Для ее изготовления понадобятся белая (тонкая) бумага, разноцветная бумага, картон, клей.
      Предположим, вы решили сделать закладку, состоящую из полоски цветной бумаги и наклеенных на нее ромашек. Конечно, вырезать из бумаги полоску размерами 160X40 мм не составит труда. А вот заготовить ромашки несколько сложнее, поэтому познакомимся с этой работой подробнее.
      Для изготовления одной ромашки вырежьте из тонкой бумаги квадрат размером 30X30 мм, а затем начинайте его последовательно складывать: сначала вдвое, затем вчетверо, далее — два раза на угол. Широкую часть получившегося «конверта» скруглите ножницами и разверните листок — ромашка готова. Если вдруг ромашка окажется разрезанной пополам, значит, нарушено положение листка во время складывания. Еще раз внимательно изучите рисунок и повторите операции.
      По сгибам получившихся ромашек (их понадобится пять) проведите линии карандашом, после чего наклейте ромашки на цветную полоску закладки.
      Сердцевины ромашек вырежьте из цветной бумаги. Но для разметки их пользуйтесь не циркулем (чтобы не осталось отверстия от его иглы), а шаблоном-кругом, вырезанным из картона. Наклеив сердцевины на ромашки, получите готовую закладку.
      Ширмочка (рис. 2). Она станет хорошим сувениром, скажем, к празднику 8 Марта, для вашей мамы, бабушки, сестренки. Чтобы изготовить такой сувенир, приготовьте плотную белую бумагу, разноцветную бумагу, конфетти (в крайнем случае вырежьте их из разноцветной бумаги), краски, клей.
      Из белой бумаги вырежьте полосу шириной, например, 70 мм и длиной 420 мм и разметьте ее на клетки-страницы. На первой странице напишите поздравительный текст, а на остальных выклейте из кусочков разноцветной бумаги и конфетти картинки и нарисуйте что-нибудь красками.
      Согнув ширмочку по линиям разметки, можете сложить ее «гармошкой» и поставить на стол. Когда же страницы закроете, ширмочка превратится в миниатюрную книжку.
      Чтобы ширмочка стала более красочной, можете дополнительно оформить другую ее сторону.
      Коврик (рис. 3). Сделать бумажный коврик с замысловатыми цветными узорами совсем несложно. Понадобятся лишь кусок картона размерами, скажем, 1 05Х 150 мм и разноцветная бумага. Картон служит основой коврика, а бумага пойдет на его декоративное оформление.
      Острым ножом или лезвием бритвы сделайте в картоне прорези. Число их должно быть четное, чтобы концы бумажных полосок, продеваемых в дальнейшем через прорези, оказались на задней стороне коврика.
      Из разноцветной бумаги нарежьте полоски шириной, равной расстоянию между двумя соседними прорезями, а длиной, соответствующей высоте картонной заготовки.
      Полоски начинают продевать снизу (по оборотной стороне картона), пропуская их попеременно через прорези по лицевой и оборотной сторонам. Концы каждой полоски приклеивают к картону.
      Рисунок коврика зависит, конечно, от того, через сколько прорезей продеты полоски спереди и сзади картона. Узор будет тем пестрее, чем разнообразнее цвета полосок.
      Демонстрационное пособие по рисованию (рис. 4). Как научиться правильно рисовать форму предметов, расположенных на некотором расстоянии от зрителя и под некоторым углом к земле? Для этого прежде всего нужно развить пространственное воображение. Поможет здесь простое пособие, для изготовления которого понадобится плотная белая и цветная бумага, а также клей. (...)
     
      Как стрекочет сверчок! Если вы никогда не слышали звуков сверчка, соберите предлагаемый имитатор, и в вашей квартире «поселится» сверчок. Достаточно разместить имитатор вблизи входной двери и соединить выводы его выключателя со звонковой кнопкой, получите оригинальный квартирный звонок — каждый раз при нажатии кнопки в квартире будут раздаваться приятные трели.
      Предлагаемый имитатор (рис. 8) состоит из мультивибратора и RC-генерато-ра. Мультивибратор собран на транзисторах VT1 и VT2. Отрицательные импульсы мультивибратора (когда закрывается транзистор VT2) поступают через диод VD1 на конденсатор С4, являющийся «аккумулятором» напряжения, которое используется для управления транзистором VT3 генератора.
      Как видите, генератор собран всего на одном транзисторе и вырабатывает колебания синусоидальной формы звуковой частоты. Это генератор тона. Колебания возникают из-за действия положительной обратной связи между коллектором и базой-транзистора благодаря включению между ними фазосдвигающей цепочки из конденсаторов С5—С7 и резисторов R7—R9. Эта цепочка еще и частотозадающая— от номиналов ее деталей зависит вырабатываемая генератором частота, а значит, тональность звука, воспроизводимого динамической головкой ВА1 — она включена в коллекторную цепь транзистора через выходной трансформатор Т1.
      Во время открытого состояния транзистора VT2 мультивибратора конденсатор С4 разряжен, и на базе транзистора VT3 практически нет напряжения смещения. Генератор не работает, звука в динамической головке нет.
      При закрывании транзистора VT2 конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 и диод VD1, При определенном напряжении на выводах этого конденсатора транзистор VT3 открывается настолько, что генератор начинает работать, и в динамической головке появляется звук, частота и громкость которого изменяются по мере роста напряжения на конденсаторе.
      Как только транзистор VT2 вновь открывается, конденсатор С4 начинает разряжаться (через резисторы R5, R6, R9 и цепь эмиттерного перехода транзистора VT3), громкость звука падает, а затем звук исчезает.
      Частота повторения трелей зависит от частоты мультивибратора.
      Питается имитатор от источника GB1, напряжение которого может быть 8—11 В. Для развязки мультивибратора от генератора между ними установлен фильтр R5C1, а для защиты источника питания от сигналов генератора параллельно источнику включен конденсатор С9. При длительном использовании имитатора (например, в качестве квартирного звонка) его желательно питать от маломощного выпрямителя.
      Транзисторы VT1, VT2 могут быть серий МП39—МП42, a VT3— МП25, МП26 с любым буквенным индексом, но с коэффициентом передачи не менее 50. Оксидные (электролитические) конденсаторы — К50-6, остальные — МБМ, БМТ или другие, возможно, меньших габаритов. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, подстроенный R7 — СПЗ-16. Диод — любой кремниевый маломощный. Выходной трансформатор — от любого малогабаритного транзисторного приемника (используется половина первичной обмотки), динамическая головка — мощностью 0,1—1 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 6—10 Ом. Источник питания — соединенные последовательно две батареи 3336 либо шесть элементов 373.
      Детали имитатора (кроме динамической головки, выключателя и источника питания) монтируют на печатной плате (рис. 9) из одностороннего фоль-гированного материала (гетинакс, стеклотекстолит).
      Плату с деталями укрепляют внутри подходящего корпуса, на лицевой панели которого расположена динамическая головка и выключатель питания. Внутри корпуса размещают и батареи (либо элементы). В случае использования имитатора в качестве квартирного звонка и питания его от выпрямителя проводники от выключателя подводят к звонковой кнопке, а самим выключателем подают сетевое напряжение на выпрямитель. В таком варианте звонок можно отключить, например, на ночь.
      Перед включением имитатора движок подстроенного резистора R7 установите в нижнее по схеме положение. Подав выключателем питание, послушайте звучание имитатора. Подберите его более схожим со стрекотанием сверчка подстроенным резистором.
      Если же после подачи питания звука нет, проверьте работу каждого узла в отдельности. Сначала отключите левый по схеме вывод резистора R6 от деталей VD1, С4 и подключите его к минусовому проводу питания. В динамической головке должен раздаться однотональный звук. Если его нет, проверьте монтаж генератора и его детали — в первую очередь транзистор.
      Для проверки работы мультивибратора достаточно подключить (через конденсатор емкостью 0,1 мкФ) параллельно резистору R4 или выводам транзистора VT2 высокоомные головные телефоны ТОН-1 или ТОН-2. При работающем мультивибраторе в телефонах будут слышны щелчки, следующие через 1—2 с. Если их нет, ищите ошибку в монтаже или неисправную деталь.
      Добившись работы в отдельности генератора и мультивибратора, восстановите соединение резистора R6 с диодом VD1 и конденсатором С4 и убедитесь в работоспособности имитатора.
     
      ДОМАШНИМ ВОЛШЕБНИКАМ
      «ВЕШАЛКА» ДЛЯ ЗУБНЫХ ЩЕТОК
      Ее укрепляют, конечно, в ванной комнате. Из фанеры толщиной 5—7 мм выпилите вначале вертикальную стойку-основание шириной 75 и длиной 150 мм. Углы стойки скруглите, а края ее зачистите мелкозернистой наждачной бумагой. Вверху и внизу просверлите в стойке крепежные отверстия диаметром 4 мм.
      Затем выпилите из доски толщиной 20 мм кронштейн длиной 40 и высотой 50 мм. Верхнюю часть кронштейна скруглите, а нижнюю приклейте к основанию или прикрепите короткими шурупами (их ввертывают в кронштейн с обратной стороны основания) на расстоянии 20 мм от его нижней кромки.
      Просверлите в кронштейне глухое отверстие диаметром 10 мм и глубиной 20 мм и вставьте в него деревянный штырь длиной 120 мм. Примерно в центре штыря разместите фигурную вставку, выпиленную из фанеры толщиной 6 мм по приведенному на рисунке шаблону. Сверху к штырю приклейте диск диаметром 40 мм из такой же фанеры, что и вставка. Поверхность «вешалки» покройте мебельным лаком в несколько слоев.
      Укрепив самоделку на стене, расположите в прорезях вставки зубные щетки и поставьте на кронштейн стакан. Вверху стакан будет удерживаться в вертикальном положении диском.
      СУВЕНИРЫ ИЗ ДЕРЕВА
      Даже из ненужного куска дерева можно изготовить что-то интересное и полезное. Вот, к примеру, шашка (так называют отрезок круглой формы) из нетолстого ствола сухого дерева. В умелых руках она станет основой оригинальной вазы для цветов (рис. 1). Высверлите в шашке три углубления и вставьте в них химические пробирки. В дальнейшем в пробирки будете наливать воду и ставить цветы. Лицевую сторону шашки зачистите наждачной бумагой и покройте лаком, а затем наклейте сверху декоративную картинку.
      Использовав половину шашки, нетрудно смастерить необычный ч.стакан для карандашей (рис. 2). Их будете вставлять в углубление, выдолбленное в шашке. Поверхность этой самоделки также желательно покрыть лаком.
      А вот подставку для наручных часов (рис. 3) лучше всего изготовить из бруска достаточной толщины. Сначала, конечно, нужно вырезать две одинаковые по размерам фигурные стойки и пропилить в них пазы. Далее следует вырезать вставку с направляющими по бокам — они должны свободно входить в пазы стоек.
      Вынув вставку, наденьте на нее браслет так, чтобы часы оказались посредине лицевой стенки, и вновь вщцньте вставку в пазы стоек.
      РАСКЛАДНОЙ ЯЩИК
      Такой чемодан занимает немного места, а будучи разложен, открывает содержимое сразу нескольких ящиков — здесь могут быть краски, клей, кисти, другие принадлежности художника, инструмент, крепежные детали, отрезки материалов. Одним словом, для мастера все окажется под руками.
      Чемодан состоит из пяти ящиков, причем только два из них, расположенных сверху, имеют крышки, остальные прикрываются донышками сдвинутых ящиков.
      Нижний ящик самый большой, остальные вдвое меньших габаритов.
      Стенки всех ящиков можно выпилить из доски или фанеры толщиной 12—15 мм.
      Соединяют их друг с другом с помощью шипов или просто сбивают. Шляпки гвоздей в последнем варианте должны быть утоплены в материал. Но предварительно снизу в стенках пропиливают выемки, которые после сборки каркаса ящика образуют углубление — в него вставляют (и, конечно, закрепляют) дно, вырезанное из более тонкого материала. После зачистки углов и дна шпаклевки и окраски наружной поверхности ящик становится ровным и гладким.
      В двух верхних ящиках боковые стенки делают несколько меньшей высоты, а затем к трем из них прикрепляют планки с канавкой — в образующийся паз входит крышка (она, конечно, должна быть с направляющими по бокам). Кроме того, к одной из планок, обращенной внутрь чемодана, прикрепляют П-образную металлическую ручку. Остается вырезать из листового металла толщиной 1,5—
      2,5 мм восемь коротких и четыре длинные пластины шириной 10—12 мм. Концы пластин закругляют напильником и сверлят в них отверстия, через которые пластины крепят к ящикам шурупами. Между пластинами и головками шурупов оставляют зазор, позволяющий пластинам поворачиваться.
      Теперь достаточно развести ручки верхних ящиков в стороны — и чемодан окажется разложен, ящики будут удерживаться пластинами. Чтобы сложить чемодан, верхние ящики смещают ручками к центру. За ручки же чемодан переносят.
      КРОНШТЕЙН ПОД ИНСТРУМЕНТЫ
      Лопаты, грабли, вилы и другие садово-огородные инструменты всегда должны быть под рукой. Поэтому их обычно просто ставят в углу прихожей, на веранде или у входной двери сарая. И, конечно, они зачастую мешаются и, когда не нужно, падают.
      Решить проблему хранения инструмента поможет предлагаемый кронштейн. Его можно соорудить, скажем, на заборе, ограждающем участок. Нередко забор сколачивают из досок так, чтобы обойтись без поперечных планок. Тогда края досок перекрывают друг друга. В итоге нечетные доски оказываются чы участка, а четные — с наружной. Такое 0товить кронштейн буквально за несколько заранее приготовить все необходимое, зянные рейки толщиной 20—25 мм и шириной должны быть длиной по 400 мм, а две — длиной по 450 мм. Более короткие рейки прибивают (или привинчивают шурупами) к боковым поверхностям нечетных досок напротив друг друга в горизонтальном положении. Нижние углы выступающих концов реек спиливают и зачищают напильником.
      Между короткими рейками и досками крепят (тоже гвоздями или шурупами) более длинные рейки — распорки. Но предварительно у них скашивают концы так, чтобы их поверхности совпадали с поверхностями досок и реек.
      Вот кронштейн и готов, можете вешать на него инструменты, пропуская ручки между коротких реек.
     
      КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПАЯЛЬНИКОМ
      Собираете ли вы электронное устройство, пытаетесь ли отремонтировать прохудившуюся посуду — без паяльника не обойтись. Успех работы во многом зависит от знания правил пользования паяльником.
      Уметь хорошо паять — своего рода искусство, которое дается только практикой. Как и в любом ремесле, здесь есть свои секреты — секреты техники пайкц Раскроем четыре из них.
      Первый секрет — правильное применение для пайки припоя и флюса. Припоем называют легкоплавкий металлический сплав, которым спаиваются провода и детали. Самый хороший припой — чистое олово. Но оно стоит дорого, и его трудно достать.
      При радиомонтаже пользуются оловянно-свинцовыми припоями — сплав олова и свинца. По прочности пайки эти припои не уступают чистому олову. Плавятся такие припои при температуре 180—200° С. Обозначаются они тремя буквами — ПОС (припой оловянно-свинцовый), за которыми следует двузначная цифра, показывающая содержание олова в процентах. Например, ПОС-40, ПОС-60. Для радиомонтажных работ наиболее подходит припой ПОС-60.
      Флюсы — это противоокислительные вещества. Они применяются для того, чтобы подготовленные к пайке места деталей или проводников не окислялись во время пайки. Без флюса припой может не прилипнуть к поверхности металла.
      Флюсы бывают разные. Так, для ремонта металлической посуды применяют паяльную кислоту — раствор цинка в соляной кислоте. Для пайки радиоконструкций такой флюс непригоден — со временем он разрушает пайку. Даже небольшая капелька кислоты, попавшая на монтажный провод, через некоторое время переедает его и нарушает работу конструкции.
      Для радиомонтажа надо применять флюсы, в которых нет кислоты. Одним из таких флюсов является канифоль. В магазинах продают смычковую канифоль, которой натирают смычки музыкальных инструментов. Эту канифоль можно использовать и для пайки.
      При пайке в труднодоступных местах конструкции нередко пользуются жидкой канифолью — раствором канифоли в денатурированном или техническом спирте. В крайнем случае неплохой заменой будет борный спирт или глицерин, налитый в небольшой пузырек. Чтобы канифоль растворилась, размельчите ее в порошок и всыпьте в спирт (или глицерин). Помешивая раствор палочкой, подсыпайте канифоль до получения густой кашицы. Такую канифоль наносят не спаиваемые поверхности тонкой палочкой или кисточкой.
      Второй секрет пайки — чистота жала паяльника и его разогрев. Если жало грязное, им трудно работать — плавиться припой будет, а к поверхности жала не прилипнет. Жало надо обязательно зачистить и залудить — покрыть тонким слоем припоя. Делайте это так, как показано на рисунке 1.
      Разогрейте паяльник и зачистите его жало напильником или наждачной бумагой. Опустите жало в канифоль, а затем прикоснитесь им к кусочку припоя. В слое расплавленного припоя растирайте жало о деревянную подставку для паяльника, чтобы вся поверхность жала покрылась слоем припоя. Со временем жало будет покрываться окисным налетом темного цвета, мешающим пайке. Тогда снова залудите его.
      Третий секрет — чистота спаиваемых поверхностей. Места проводников и деталей, предназначенных для пайки, должны быть зачищены до блеска и залужены.
      Делается это так. Тщательно зачищенный проводник положите на кусок канифоли (или нанесите на него жидкую канифоль) и хорошо прогрейте паяльником. Канифоль быстро расплавится, а имеющийся на паяльнике припой растечется по проводнику. Поворачивая проводник и медленно двигая по нему жало паяльника, добейтесь равномерного распределения припоя по поверхности проводника.
      Если вы будете залуживать часть впаянного в конструкцию проводника, зачистите это место наждачной бумагой или перочинным ножом и поднесите кусок канифоли. Плавными движениями паяльника равномерно распределите припой на залуживаемой поверхности.
      Четвертый секрет — правильное соединение проводов при пайке и хороший прогрев места спайки деталей. Если вам надо спаять концы двух залуженных проводников, плотно прижмите их друг к другу и к месту соприкосновения приложите паяльник с каплей припоя на конце жала. Как только место спайки прогреется, припой растечется и заполнит промежуток между проводниками. Теперь паяльник можно удалить — припой быстро затвердеет и прочно скрепит детали. Пайка будет прочной только в том случае, если после удаления паяльника проводники не сдвинутся с места в течение десяти секунд. Прогреть место спайки нужно настолько, чтобы припой ложился на него не комком, а растекался по всему месту спайки.
      Для радиомонтажа достаточно приобрести паяльник мощностью 25 и 40 Вт.
      Если же придется ремонтировать, к примеру, таз, ведро, чайник и другие предметы, не обойтись без мощного паяльника, состоящего из куска красной меди, укрепленного на железном стержне или на скрученной толстой проволоке (рис. 2).
      Такой паяльник разогревают на огне, причем над пламенем держат не заостренный конец жала, а его тупую часть (обушок). Степень нагрева паяльника проверяют прикосновением жала к припою — если припой плавится, значит, паяльник готов к работе.
      Техника работы таким паяльником мало отличается от вышеизложенной. Допустим, нужно запаять отверстие в тазу или кастрюле. Тщательно зачищаете края отверстия наждачной бумагой. Затем вырезаете из жести (желательно нержавеющей) заплату, зачищаете ее края, смазываете паяльной кислотой и облуживаете припоем. Так же нужно облудить края отверстия посуды. Затем вновь смазываете края отверстия и заплаты кислотой, нак-
      ладываете заплату и сверху по краям заплаты проводите горячим паяльником. Заплату придерживайте деревянной палочкой или отверткой. Когда припой остынет, место пайки тщательно промойте водой с мылом, чтобы удалить остатки кислоты — иначе вокруг пайки вскоре появится ржавчина.
      Технология работ не изменится и в случае, если будете пользоваться электрическим паяльником большой мощности — до 200 Вт, иногда появляющимся в продаже.
      И в заключение — практическая работа по пайке. Предлагаем изготовить металлическую кассет-ницу для мелких деталей, например, винтов, болтов, гаек, шайб (рис. 3). Такую кассетницу можно расположить в ящике рабочего стола.
      Для кассетницы используют консервные банки. Вырезанные крышки банок запаивают, а затем банки разрезают пополам и отгибают половинки. После этого банки припаивают друг к другу, прикрепляют к ним боковые деревянные планки — и кассетница готова.
     
      ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
      Чтобы новогодняя елка или небольшой столб устойчиво стояли, их нужно укреплять в крестовине. Если у вас нет готовой крестовины или вы затрудняетесь ее сделать, воспользуйтесь простым вариантом: прибейте к елке (или к столбу) четыре бруска и скрепите бруски в местах стыков гвоздями. Вот и вся крестовина!
      Немало хлопот доставляет крепление винта в неудобном месте, скажем в углублении детали. Работа облегчится, если прикрепите винт к отвертке с помощью двух скрепок и аптечной резинки. Ввернув винт на несколько оборотов, можете снять временное приспособление и продолжать работу только с отверткой.
      Батарея парового отопления — хорошее место для быстрой сушки небольших вещей. Но, конечно, развешивать вещи непосредственно на радиатор батареи не рекомендуется. Лучше воспользоваться предлагаемой вешалкой, изогнутой из толстой проволоки, не боящейся влаги. Вешалку прикрепляют к батарее только на время сушки.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru