СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
§ 1. Какие задачи мы не умеем решать 5
§ 2. Учись на задаче 8
§ 3. Как начинать решение задачи 17
§ 4. Решай вместо одной задачи другую 25
§ 5. Рассуждение помогает догадке 28
§ 6. Составляй свои задачи 31
§ 7. Как оформлять запись решения задачи 36
§ 8. Изучи самого себя 40
§ 9. Как мы думаем при решении задач 47
§ 10. Проблемные задачи 53
§ 11. Прикладные задачи 57
§ 12. Как решить задачу 62
§ 13. Попробуйте решить эти задачи 70
Ответы, указания, решения 77
ПРЕДИСЛОВИЕ
Безусловно, верно высказывание о том, что «для того, чтобы научиться решать задачи, нужно решать их». Вместе с тем опыт показывает, что целенаправленное обучение (а значит и самообучение) решению задач, выявление некоторых особенностей поисковой деятельности, связанной с решением незнакомой, нестандартной задачи, способно принести немалую пользу школьнику, пробудить и укрепить его интерес к изучению математики.
В настоящей работе отражен многолетний опыт работы авторов со школьниками, «любящими решать задачи вообще». Представленные здесь вопросы поначалу служили темами занятий математического кружка, а затем оформились в виде своеобразного факультативного курса, основной формой проведения которого являлось, как правило, самостоятельное изучение учащимися разделов курса и решение задач с последующим коллективным обсуждением рассмотренных идей и индивидуально полученных решений на групповых занятиях в классе.
Книга адресуется учащимся VII—VIII классов. Она предназначена именно учащимся, и авторы стремились к тому, чтобы учащиеся могли ее изучать самостоятельно (естественно, под руководством учителя).
Указание данного возрастного уровня школьника, впрочем, весьма условно. Нам приходилось проводить соответствующие занятия и в IV—VI и в X классах. На наш взгляд, рассматриваемые здесь идеи доступны школьникам IV—X классов. Речь может идти лишь о примерах (и задачах, предложенных для решения), иллюстрирующих сказанное; понятно, что эти примеры и задачи должны соответствовать тем знаниям и умениям, которыми владеют школьники данного года обучения. Поэтому при работе с данной книгой в более младших классах можно (и это сделать нетрудно) заменить некоторые задачи.
В конце книги приведены ответы и указания к решению тех задач, которые рассмотрены в каждом параграфе, за исключением задач, составляющих § 13. (Тот, кто умеет решать задачи, как правило, умеет находить способ проверки правильности их решения.) Мы не приводим никакого указателя дополнительной литературы. Основная литература такого рода—это задачи, которые можно найти всюду, начиная от научно-популярных журналов и кончая специальными сборниками задач. Может быть, некоторое исключение составляют известные книги Д. Пона (Как решать задачу. М., 1961; Математическое открытие. М., 1976), идеи которых во многом созвучны изложенным в данной книге.
На практике оправдала себя следующая методика работы по данному пособию:
1. Материал каждого параграфа книги прорабатывается учащимися — членами математического кружка самостоятельно (в домашних условиях).
2. После (или в процессе) изучения данной темы учащиеся решают соответствующие ей задачи и упражнения.
3. На очередном занятии математического кружка один из учащихся выступает с кратким сообщением по изученному.
4. Каждая из задач, предложенная в данном параграфе для самостоятельного решения, обсуждается коллективом на этом занятии кружка.
5. Учитель подводит итог, в котором обращает внимание учащихся на основную идею, выраженную в данном параграфе, а также на наиболее яркие иллюстрации полезности этой идеи при решении любых задач.
6. При необходимости учитель дает указания для дальнейшей самостоятельной работы учащихся по тексту данного пособия.
Понятно, что данные методические рекомендации не исключают других возможных форм работы школьников с данным пособием.
Настоящее издание книги подготовлено на основе ротапринт-ного издания 1972 года с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе широкой опытной проверки пособия в школах различных территорий РСФСР. Авторы благодарят всех учителей математики, участвовавших в этой работе. Авторы выражают также благодарность аспирантам МОПИ им. Н. К. Крупской Е. Н. Перевощиковой и В. П. Ремянниковой за существенную помощь при подготовке данного издания к печати.
Авторы
|