НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотечка «За страницами учебника»

Мир углерода. Азимов А. — 1978 г.

Айзек Азимов

Мир углерода

*** 1978 ***


DjVu

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение 7
 Глава 1. Цепи, длинные и короткие 17
 Глава 2. Когда не хватает водорода 35
 Глава 3. Кольца — одно и много 51
 Глава 4. Рождающие соли 65
 Глава 5. Напитки и яды 81
 Глава 6. Опять гидроксильная группа 97
 Глава 7. Разнообразие сочетаний 113
 Глава 8. Сладкие вещества 133
 Глава 9. Кислые вещества
 Глава 10. Фрукты, мыло и мускулы
 Глава 11. Взаимное уничтожение
 Эпилог

 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>




Мир углерода. — Пер. с англ. — М.; Химии 1978. — 208 с., ил. — США. 1962.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей -неспециалистов в области химии, желающих познакомиться этой замечательной наукой. Особенно она интересна будет школьникам.

      ВВЕДЕНИЕ
      Две половины химии
      С углеродом и без углерода
      Химики делят все вещества на два класса. К одному тносятся, например, масло, сахар, крахмал, клей, жела-ин, шелк, каучук, бумага и пенициллин. Все это орга-ические вещества. К другому относятся воздух, вода, есок, глина, соль, золото, серебро, железо, латунь, текло и цемент. Это неорганические вещества.
      Почему именно на эти классы делят вещества? Сейчас расскажу.
      Так делить вещества первым в 1807 году предложил шедский химик Иене Якоб Берцелиус. В то время химия была еще очень молодой наукой. О том, как на амом деле устроены вещества, люди знали очень мало. Но даже тогда было ясно одно. Одни вещества встреаются в земле, в воде и в окружающем нас воздухе. Они находятся там, по-видимому, с тех пор, как образовалась Земля — например, песок и вода. Другие вещества, наоборот, существуют только благодаря тому, то их произвело какое-нибудь живое существо. К таким еществам относится, например, сахар. В недрах земли ет залежей сахара. Его нельзя добыть из шахты. Для того нужна та или иная форма жизни. Нужно вырастить ахарный тростник или сахарную свеклу, или сахарный лен и извлечь сахар из сока этих растений.
      Поэтому Берцелиус и назвал вещества, которые можно обыть из живых организмов, органическими, а все ос-альные — неорганическими. Первые — продукт жизни, вторые — нет. Если вы знаете детскую игру про жи-отное, растительное и минеральное царства, то органиеские вещества вы отнесете к царству животных или растений, а неорганические — к царству минералов. В та времена казалось очень удобным так делить вещества
      Органические вещества во многом отличаются от неорганических. Например, они гораздо менее прочны и мене! долговечны, чем неорганические. Воду (а это неорганическое вещество) можно вскипятить, а получившийся па нагреть до тысячи градусов без всякого для него вреда! Если вы охладите пар, из него снова получится вода! А если нагревать растительное масло (это — органическое вещество), то оно начнет дымить и гореть и перестанет быть растительным маслом. Соль (неорганическое вещество) вы можете нагревать до тех пор, пока она на расплавится и не раскалится докрасна. Охладите ее — и она останется той же солью. Если же нагревать сахар (органическое вещество), начнут выделяться газы, а потом сахар обуглится и почернеет. После охлаждения уже никогда не удастся снова получить сахар.
      Еще более заметным для первых химиков было другое различие. Органические вещества можно было обработать теплом или какими-нибудь другими способами и превратить в неорганические. Однако не было известна такого способа, чтобы взять неорганическое вещества и превратить его в органическое.
      Казалось, что органические вещества могут быть только составной частью живой ткани. Первые химики думали, что для их получения нужна некая таинственна «жизненная сила». Они полагали, что «жизненная сила» содержится только в живой ткани и что воспроизвестй природные процессы в лаборатории невозможно.
      Однако в 1827 году было сделано великое открытие! Оно касалось органического вещества, называемой] мочевина. Это твердое вещество белого цвета, которой содержится в выделениях организма. Взрослый человек в день выделяет примерно 30 г этого вещества с мочой!
      До 1827 года химики были убеждены, что только живой организм может вырабатывать мочевину. Однако в 1827 году немецкий химик Фридрих Велер, к своему собственному изумлению, обнаружил, что на самом деле это не так. Он установил, что если кипятить неорганическое вещество цианат аммония, оно превращается в мочевину. Неорганическое вещество в пробирке превращалось в органическое! Велер много раз повторил свой эксперимент, прежде чем решился опубликовать результаты. А когда в 1828 году он все же сделал это сообщение, оно ошеломило научный мир.
      А вскоре химики получали в лаборатории уже много других органических веществ из неорганических. Разделение химических веществ на два класса утратило свой первоначальный смысл.

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru